Кто такой ван гог. Винсент ван гог - краткая биография и описание картин

Биография Винсента Ван Гога – это яркий пример того, как талантливого человека не признали при жизни. По достоинству его оценили только после смерти. Этот талантливый художник постимпрессионист родился 30 марта 1853 года в Нидерландах в маленькой деревушке, которая находилась недалеко от границы с Бельгией. Помимо Винсента у его родителей было шесть детей, из которых можно выделить младшего брата Тео. Он оказал большое влияние на судьбу знаменитого художника.

Детство и юные годы

В детстве Ван Гог был трудным и «нудным» ребенком. Так его описывали родные. С посторонними же он был тихим, задумчивым, дружелюбным и приветливым. В семь лет мальчика отдали в местную деревенскую школу, где он проучился всего год, потом его перевели на домашнее обучение. Через некоторое время его отправили в школу-интернат, где он чувствовал себя несчастным. Это сильно повлияло на него. Потом будущего художника перевели в колледж, где он изучал иностранные языки и рисование.

Проба пера. Начало карьеры художника

В 16 лет Винсента устроили в филиал одной крупной компании, которая занималась продажей картин. Владел этой фирмой его дядя. Будущий художник очень хорошо работал, поэтому его перевели в . Там он научился разбираться в живописи и ценить ее. Винсент посещал выставки и картинные галереи. Из-за несчастной любви он начал плохо работать и его переводили из одного офиса в другой. Примерно в возрасте 22 лет Винсент начал пробовать себя в живописи. На это его вдохновили выставки в Лувре и Салоне (Париж). Из-за своего нового увлечения художник стал совсем плохо работать и его уволили. Потом он работал учителем и помощником пастора. На выбор последней профессии оказал влияние его отец, который также выбрал служение Богу.

Обретение мастерства и известности

В 27 лет художник при поддержке своего брата Тео переехал в , где поступил в академию искусств. Но, через год он решил бросить обучение, так как считал, что стать художником его поможет усердие, а не учеба. Свои первые известные картины он нарисовал в Гааге. Там он впервые смешал в одной работе несколько техник сразу:

  • акварель;
  • перо;
  • сепия.

Яркими примерами таких картин являются «Задворки» и «Крыши. Вид из мастерской ван Гога». Потом у него была очередная неудачная попытка создать семью. Из-за этого Винсент покидает город и поселяется в отдельной хижине, где рисует пейзажи и работающих крестьян. В тот период он нарисовал такие известные картины, как «Крестьянка» и «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель».

Интересно, что Ван Гогу не удавалось правильно и плавно нарисовать человеческие фигуры, поэтому на его картинах они имеют несколько прямые и угловатые линии. Через некоторое время он переехал в к Тео. Там он опять взялся за изучение живописи в одной местной знаменитой студии. Тогда он начал обретать известность и участвовать в выставках импрессионистов.

Смерть Ван Гога

Умер великий художник 29 июля 1890 года от потери крови. За сутки до этого дня он получил ранение. Винсент выстрелил себе в грудь револьвером, который брал с собой для отпугивания птиц. Есть, однако, и другая версия его гибели. Некоторые историки считают, что в него выстрелили подростки, с которыми он иногда выпивал в барах.

Картины Ван Гога

В список самых известных работ Ван Гога входят следующие картины: «Звездная ночь»; «Подсолнухи»; «Ирисы»; «Пшеничное поле с воронами»; «Портрет доктора Гаше».

  • В биографии Ван Гога есть несколько фактов, о которых до сих пор спорят историки. Так, например, считается, что при жизни купили всего одну его картину «Красные виноградники в Арле». Но, несмотря на это, совершенно бесспорно можно считать, что Ван Гог оставил после себя великое наследие и внес неоценимый вклад в искусство. В 19-м веке его не оценили, а в 20 и 21 веках картины Винсента продаются за миллионы долларов.

Биография и эпизоды жизни Винсента Ван Гога. Когда родился и умер Винсент Ван Гог, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео.

Годы жизни Винсента Ван Гога:

родился 30 марта 1853, умер 29 июля 1890

Эпитафия

«Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимоннный крон и темно-голубое, -
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог».
Из стихотворения Арсения Тарковского, посвящённого Ван Гогу

Биография

Без сомнения величайший художник XIX в. с узнаваемой манерой, автор всемирно признанных шедевров, Винсент Ван Гог был и остаётся одной из наиболее противоречивых фигур в мировой живописи. Душевная болезнь, страстный и неровный характер, глубокое сострадание и одновременно нелюдимость в сочетании с удивительным чувством природы и красоты нашли выражение в огромном творческом наследии художника. За всю свою жизнь Ван Гог написал сотни полотен и при этом до самой смерти оставался непризнанным гением. Лишь одна его работа, «Красные виноградники в Арле», была продана при жизни художника. Какая ирония: ведь спустя сотню лет после ухода Ван Гога из жизни самые крошечные его этюды стоили уже целое состояние.

Винсент Ван Гог родился в деревне, в большой семье голландского пастора, где был одним из шестерых детей. Учась в школе, мальчик начал рисовать карандашом, и даже в этих, самых ранних рисунках подростка уже проглядывает незаурядный талант. После школы шестнадцатилетнего Ван Гога пристраивают на работу в Гаагское отделение парижской фирмы «Гупиль и компания», продававшей картины. Это дало возможность юноше и его брату Тео, с которым Винсента всю жизнь связывали не простые, но очень близкие отношения, знакомиться с настоящим искусством. А знакомство это, в свою очередь, охладило творческое рвение Ван Гога: он стремился к чему-то возвышенному, духовному и в конце концов бросил «низменное» по его мнению занятие, решив сделаться пастором.

За этим последовали годы нищеты, жизни впроголодь и зрелища многих людских страданий. Ван Гог страстно рвался помогать бедному люду, вместе с тем испытывая всё возрастающую жажду творчества. Видя в искусстве много общего с религиозной верой, в 27 лет Винсент окончательно решает стать художником. Он много работает, поступает в школу изящных искусств в Антверпене, затем перебирается в Париж, где в то время живёт и работает целая плеяда импрессионистов и постимпрессионистов. С помощью брата Тео, который по-прежнему занимается торговлей картинами, и при его финансовой поддержке Ван Гог уезжает для работы на юг Франции и приглашает туда Поля Гогена, с которым тесно сдружился. Это время — расцвет творческого гения Ван Гога и одновременно начало его конца. Художники работают вместе, но отношения меж ними становятся всё напряжённее и в конце концов взрываются знаменитой ссорой, после которой Винсент отрезает себе мочку уха и попадает в лечебницу для душевнобольных. Врачи находят у него эпилепсию и шизофрению.

Последние годы жизни Ван Гога - это метания между больницами и попытками вернуться к нормальной жизни. Винсент продолжает творить и находясь в лечебнице, но его преследуют навязчивые идеи, страхи и галлюцинации. Дважды Ван Гог пытается отравиться красками и, наконец, однажды возвращается с прогулки с огнестрельной раной в груди, выстрелив в себя из револьвера. Последние слова Ван Гога, обращённые к брату Тео, звучали так: «Грусть будет бесконечной». Катафалк для похорон самоубийцы пришлось одалживать в соседнем городе. Ван Гог был погребён в Овере, и его гроб усыпали подсолнухами - любимыми цветами художника.

Автопортрет Ван Гога, 1887 г.

Линия жизни

30 марта 1853 г. Дата рождения Винсента Ван Гога.
1869 г. Начало работы в галерее Гупиля.
1877 г. Работа воспитателем и жизнь в Англии, затем работа помощником пастора, жизнь с шахтёрами в Боринаже.
1881 г. Жизнь в Гааге, первые живописные работы, созданные под заказ (городские пейзажи Гааги).
1882 г. Встреча с Клозинной Марией Хорник (Син), «порочной музой» художника.
1883-1885 гг. Жизнь с родителями в Северном Брабанте. Создание цикла работ на бытовые сельские сюжеты, в том числе знаменитой картины «Едоки картофеля».
1885 г. Учёба в антверпенской Академии.
1886 г. Знакомство в Париже с Тулуз-Лотреком, Сера, Писсарро. Начало дружбы с Полем Гогеном и творческий подъём, создание 200 картин за 2 года.
1888 г. Жизнь и работа в Арле. Три картины Ван Гога выставлены на Независимом салоне. Приезд Гогена, совместная работа и ссора.
1889 г. Периодические выходы из лечебницы и попытки вернуться к работе. Окончательный переезд в приют в Сен-Реми.
1890 г. Несколько картин Ван Гога приняты на выставки Общества Двадцати в Брюсселе и Независимого салона. Переезд в Париж.
27 июля 1890 г. Ван Гог ранит себя в саду Добиньи.
29 июля 1890 г. Дата смерти Ван Гога.
30 июля 1890 г. Похороны Ван Гога в Овер-Сюр-Уаз.

Памятные места

1. Деревня Зундерт (Нидерланды), где родился Ван Гог.
2. Дом, где Ван Гог снимал комнату, работая в лондонском филиале компании «Гупиль» в 1873 г.
3. Деревня Кюем (Нидерланды), где до сих пор сохранился дом Ван Гога, в котором он жил в 1880 г., изучая жизнь шахтёров.
4. Улица Лепик на Монмартре, где Ван Гог жил у своего брата Тео после переезда в Париж в 1886 г.
5. Площадь Форум с кафе-террасой в Арле (Франция), которую в 1888 г. Ван Гог изобразил на одном из самых своих знаментых полотен «Ночная терраса кафе».
6. Лечебница при монастыре Сен-Поль-де-Мусоль в городке Сен-Реми-де-Прованс, куда Ван Гог был помещён в 1889 г.
7. Овер-Сюр-Уаз, где Ван Гог провёл последние месяцы жизни и где он похоронен на деревенском кладбище.

Эпизоды жизни

Ван Гог был влюблён в свою двоюродную сестру, но она отвергла его, а настойчивость ухаживаний Ван Гога рассорила его почти со всей семьёй. Подавленный художник уехал из родительского дома, где словно в пику семье и себе самому поселился с продажной женщиной, алкоголичкой с двумя детьми. Через год кошмарной, грязной и нищенской «семейной» жизни, Ван Гог расстался с Син и навсегда забыл о мысли создать семью.

Никто не знает точно, чем была вызвана знаменитая ссора Ван Гога с Полем Гогеном, которого он очень уважал как художника. Гогену не нравилась беспорядочная жизнь и неорганизованность Ван Гога в работе; Винсент, в свою очередь, не мог заставить друга сочувствовать своим идеям создания коммуны художников и общего направления живописи будущего. В результате Гоген решил уехать, и, видимо, это спровоцировало размолвку, во время которой Ван Гог сперва напал на друга, правда, не причинив ему вреда, а затем изуродовал сам себя. Гоген не простил: впоследствии он не раз подчёркивал, скольким ему обязан Ван Гог как художник; и больше они ни разу не виделись.

Известность Ван Гога росла постепенно, но постоянно. Начиная с самой первой выставки в 1880 г. художника никогда не забывали. Перед Первой мировой войной его выставки прошли в Париже, Амстердаме, Кёльне, Берлине, Нью-Йорке. А уже в середине XX в. имя Ван Гога стало одним из самых громких в истории мировой живописи. И сегодня работы художника занимают первые места в списке самых дорогих картин мира.

Могила Винсента Ван Гога и его брата Теодора на кладбище в Овере (Франция).

Заветы

«Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд».

«Всякий раз, когда вставал вопрос - голодать или работать меньше, я по возможности выбирал первое».

«Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

«Тот, кто живет честно, кто познает подлинные трудности и разочарования, но не сгибается, стоит больше, чем тот, кому везет и кто знает лишь сравнительно легкий успех».

«Да, зимой иногда бывает так холодно, что люди говорят: мороз слишком жесток, так что мне до того, вернется лето или нет; зло сильнее добра. Но, с нашего соизволения или без оного, морозы рано или поздно прекращаются, в одно прекрасное утро ветер меняется и наступает оттепель».


Документальный фильм BBC «Ван Гог. Портрет, написанный словами» (2010 г.)

Соболезнования

«Он был честным человеком и великим художником, для него существовало только две подлинные ценности: любовь к ближнему и искусство. Живопись значила для него больше, чем что бы то ни было, и он всегда будет жить в ней».
Поль Гаше, последний лечащий врач и друг Ван Гога

В наши дни мало кто не знает о великом художнике Винсенте Ван Гоге. Биография Ван Гога суждено было быть не слишком длинной, но насыщенной событиями и полной лишений, кратких взлетов и отчаянных падений. Немногим известно, что за всю жизнь Винсенту удалось продать за существенную сумму лишь одну свою картину, и только после его смерти современники признали огромное влияние нидерландского постимпрессиониста на живопись XX века. Биография Ван Гога кратко может быть изложена в предсмертных словах великого мастера:

Печаль никогда не кончится.

К сожалению, жизнь удивительного и самобытного творца была полна боли и разочарования. Но кто знает, может, если бы не все жизненные потери, мир бы никогда не увидел его потрясающих работ, которыми до сих пор восхищаются люди?

Детство

Краткая биография и творчество Винсента Ван Гога были восстановлены стараниями его брата Тео. У Винсента почти не было друзей, так что все что мы теперь знаем о великом художнике, рассказано человеком, безмерно его любившим.

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Северном Брабанте в деревне Грот-Зюндерт. Первенец Теодора и Анны Корнелии Ван Гог умер в младенчестве - Винсент стал самым старшим ребенком в семье. Через четыре года после появления на свет Винсента был рожден его брат Теодорус, с которым Винсент был близок до конца жизни. Кроме того, у них также был брат Корнелиус и три сестры (Анна, Элизабет и Виллемина).

Интересным фактом в биографии Ван Гога является то, что рос он непростым и упрямым ребенком с экстравагантными манерами. При этом за пределами семьи Винсент был серьезным, мягким, задумчивым и спокойным. Он не любил общаться с другими детьми, но односельчане считали его скромным и приветливым ребенком.

В 1864 году он был отправлен в интернат в Зевенбергене. Этот отрезок биографии художник Ван Гог вспоминал с болью: отъезд причинил ему множество страданий. Это место обрекло его на одиночество, так что Винсент занялся учебой, но уже в 1868 году оставил обучение и вернулся домой. По сути, это все формальное образование, которое успел получить художник.

Краткая биография и творчество Ван Гога до сих пор бережно хранится в музеях и немногочисленных свидетельствах: никто и подумать не мог, что несносный ребенок станет по-настоящему великим творцом - пусть даже его значение было признано только после его смерти.

Работа и миссионерская деятельность

Через год после возвращения домой Винсент поступает на работу в гаагский филиал художественно-торговой фирмы своего дяди. В 1873 году Винсента переводят в Лондон. Со временем Винсет научился ценить живопись и понимать ее. Позднее он переезжает на Хакфорд Роуд, 87, где снимает комнату у Урсулы Лойер и ее дочери Евгении. Некоторые биографы добавляют, что Ван Гог был влюблен в Евгению, хотя факты говорят о том, что он любил немку Карлину Хаанебик.

В 1874 году Винсент уже работал в парижском филиале, но вскоре он вновь возвращается в Лондон. Дела у него идут все хуже: через год он вновь переводится в Париж, посещает художественные музеи и выставки, и наконец, набирается смелости, чтобы попробовать себя в живописи. Винсент охладевает к работе, загоревшись новым делом. Все это приводит к тому, что в 1876 году его увольняют из фирмы за плохую работу.

Тогда в биографии Винсента Ван Гога наступает момент, когда он снова возвращается в Лондон и преподает в интернате в Рэмсгейте. В тот же жизненный период Винсент много времени посвящал религии, у него появляется желание стать пастором, пойдя по стопам отца. Чуть позднее Ван Гог переходит в другую школу в Айзлворте, где стал работать учителем и помощником пастора. Там же Винсент прочитал свою первую проповедь. Интерес к писанию рос, он вдохновился мыслью проповедовать бедным.

На Рождество Винсент отправился домой, где его упросили не ехать обратно в Англию. Так он остался в Нидерландах помогать в книжной лавке в Дордрехте. Но эта работа его не вдохновляла: в основном он занимал себя зарисовками и переводами Библии.

Родители поддержали желание Ван Гога стать священником, отправив его в Амстердам в 1877 году. Там он поселяется у своего дяди Яна Ван Гога. Винсент упорно учился под присмотром Йоганесса Стрикера - знаменитого теолога, готовясь к экзаменам для поступления на отделение теологии. Но очень скоро он бросает занятия и покидает Амстердам.

Желание отыскать свое место в мире привело его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошел курс проповеди. Существует также мнение, что Винсент не окончил полный курс, поскольку его прогнали из-за неопрятного вида, вспыльчивого нрава и приступов гнева.

В 1878 году Винсент на полгода стал миссионером в поселке Патюраж в Боринаже. Здесь он навещал больных, читал Писание для тех, кто не умел читать, учил детей, а ночами занимался рисованием карт Палестины, зарабатывая на пропитание. Ван Гог планировал поступить в Евангельскую школу, но оплату обучения он посчитал дискриминацией и отказался от этой идеи. Вскоре его отстранили от сана проповедника - это стало болезненным ударом для будущего художника, но и немаловажным фактом биографии Ван Гога. Кто знает, возможно, если бы не это громкое событие, Винсент стал бы священником, и мир бы никогда не узнал талантливого художника.

Становление как художника

Изучая краткую биографию Винсента Ван Гога, можно сделать вывод: судьба будто подталкивала его всю жизнь в нужном направлении и вела к занятиям рисованием. Ища спасения от уныния, Винсент вновь обращается к живописи. Он обращается за поддержкой к брату Тео и в 1880 году отправляется в Брюссель, где посещает уроки в Королевской Академии изящных искусств. Спустя год Винсент вынужден вновь оставить учебу и вернуться в семью. Именно тогда он решил, что художнику не нужен никакой талант, главное - усердно трудиться не покладая рук. Поэтому он продолжает занятия живописью и рисунком самостоятельно.

В этот период Винсент испытывает новую влюбленность, на этот раз обращенную к его кузине, вдове Кее Вос-Стрикер, которая гостила в доме Ван Гогов. Но та не ответила взаимностью, однако Винсент продолжал ухаживать за ней, чем вызвал негодование родных. В итоге ему велели уехать. Ван Гог испытывает очередное потрясение и отказывается от попыток наладить дальнейшую личную жизнь.

Винсент уезжает в Гаагу, где берет уроки у Антона Мауве. Со временем биография и творчество Винсента Ван Гога наполнилась новыми красками, в том числе в живописи: он экспериментировал со смешением разных техник. Тогда появились на свет такие его работы, как «Задворки», которую он создал с помощью мела, пера и кисти, а также картина «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога», написанная акварелью и мелом. Большое влияние на становление его творчества повлияла книга Шарля Барга «Курс обучения рисунку», литографии из которых он усердно копировал.

Винсент был человеком тонкой душевной организации, и, так или иначе, тянулся к людям и эмоциональной отдаче. Несмотря на свое решение забыть о личной жизни, в Гааге он все же вновь предпринял попытку создания семьи. Он встретил Христин прямо на улице и проникся ее тяжелым положением настолько, что предложил ей поселиться в его доме вместе с детьми. Этот поступок окончательно разорвал отношения Винсента со всеми его близкими, но с Тео у них сохранились теплые отношения. Так у Винсента появилась подруга и модель. Но у Христин оказался кошмарный характер: жизнь Ван Гога обернулась кошмаром.

Когда они расстались, художник отправился на север, в провинцию Дренте. Он оборудовал жилище под мастерскую, и целые дни проводил на воздухе, создавая пейзажи. Но сам себя художник не называл пейзажистом, посвящая свои картины крестьянам и их повседневной жизни.

Ранние работы Ван Гога относят к реализму, но его техника не вполне укладывается в это направление. Одна из проблем, с которой столкнулся Ван Гог в своем творчестве - это неспособность правильно изобразить фигуру человека. Но это только сыграло на руку великому художнику: это стало характерной чертой его манеры: трактовка человека как неотъемлемой частицы окружающего мира. Это четко прослеживается, например, в работе «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель». Человеческие фигуры подобны горам вдали, а завышенный горизонт словно давит на них сверху, не давая выпрямить спины. Похожий прием можно заметить и в его более поздней работе «Красные виноградники».

В этот отрезок своей биографии Ван Гог пишет цикл работ, среди которых:

  • «Выход из протестантской церкви в Нюэнене»;
  • «Едоки картофеля»;
  • «Крестьянка»;
  • «Старая церковная башня в Нюэнене».

Картины созданы в темных оттенках, которые символизируют болезненное восприятие автором людских страданий и ощущение всеобщей подавленности. Ван Гог изобразил тяжелую атмосферу безысходности крестьян и печальные настроения деревни. В то же время у Винсента сформировалось собственное понимание пейзажей: по его мнению, через пейзаж выражается душевное состояние человека через связь людской психологии и природы.

Парижский период

Художественная жизнь французской столицы процветает: именно туда стекались великие художники того времени. Знаковым событием стала выставка импрессионистов на улице Лафит: впервые показывают работы Синьяка и Сера, которые провозгласили начало движения постимпрессионизма. Именно импрессионизм произвел революцию в искусстве, сменив подход к живописи. Это течение представило конфронтацию академизму и устаревшим сюжетам: во главе творчества встают чистые цвета и само впечатление от увиденного, которые переносятся в дальнейшем на полотно. Постимпрессионизм стал заключительным этапом импрессионизма.

Парижский период, длящийся с 1986 по 1988 год, стал самым плодотворным в жизни художника, его собрание картин пополнилась более чем 230 рисунков и полотен. Винсент Ван Гог формирует собственный взгляд на искусство: реалистический подход уходит в прошлое, сменяясь стремлением к постимпрессионизму.

Со знакомством с Камилем Писсарро, Пьером-Огюстом Ренуаром и Клодом Моне цвета на его картинах начинают светлеть и становиться все ярче и ярче, став, в конце концов, настоящим буйством красок, характерной для его последних работ.

Знаковым местом стала лавка папаши Танги, где продавались художественные материалы. Здесь многие художники встречались и выставляли свои работы. Но нрав Ван Гога по-прежнему был непримирим: дух соперничества и напряжение в обществе нередко выводило импульсивного художника из себя, так что вскоре Винсент ссорится с друзьями и принимает решение покинуть французскую столицу.

Среди знаменитых работ парижского периода следующие картины:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»»;
  • «Папаша Танги»;
  • «Натюрморт с абсентом»;
  • «Мост через Сену»;
  • «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик».

Прованс

Винсент отправляется в Прованс и проникается этой атмосферой до конца жизни. Тео поддерживает решение брата стать настоящим художников и присылает ему деньги на жизнь, а тот в благодарность отправляет ему свои картины в надежде, что брат сможет их выгодно продать. Ван Гог поселяется в гостинице, где живет и творит, периодически приглашая позировать случайных посетителей или знакомых.

С наступлением весны Винсент выбирается на улицу и рисует цветущие деревья и оживающую природу. Идеи импрессионизма постепенно покидают его творчество, но остаются в виде светлой палитры и чистых красок. В этот период своего творчества Винсент пишет «Персиковое дерево в цвету», «Мост Англуа в Арле».

Ван Гог работал даже ночью, однажды проникнувшись мыслью запечатлеть особые ночные оттенки и свечение звезд. Он работает при свете свечей: так были созданы знаменитые «Звездная ночь над Роной» и «Ночное кафе».

Отрубленное ухо

Винсент загорается идеей создания общего дома для художника, где творцы могли бы создавать свои шедевры, живя и работая сообща. Важным событием становится прибытие Поля Гогена, с которым Винсент вел продолжительную переписку. Вместе с Гогеном Винсент пишет наполненные страстью работы:

  • «Желтый дом»;
  • «Жатва. Долина Ла-Кро»;
  • «Кресло Гогена».

Винсент был вне себя от счастья, но этот союз кончается громкой ссорой. Страсти все накалялись, и в одно из своих отчаянных помутнений Ван Гог, по некоторым свидетельствам, нападает на друга с бритвой в руках. Гогену удается остановить Винсента, и в итоге тот отрезает себе мочку уха. Гоген покидает его дом, в то время как тот завернул окровавленную плоть в салфетку и вручил ее знакомой проститутке по имени Рашель. В луже собственной крови его нашел друг Рулен. Хотя рана вскоре затянулась, глубокий след на сердце пошатнул психическое здоровье Винсента на всю жизнь. Вскоре Винсент оказывается в психиатрической лечебнице.

Расцвет творчества

В периоды ремиссии он просился обратно в мастерскую, но жители Арля подписали заявление мэру с просьбой изолировать душевнобольного художника от мирных жителей. Но в больнице ему не запретили творить: до 1889 года Винсент работал над новыми картинами прямо там. За это время он создал более 100 рисунков карандашом и акварелью. Полотна этого периода отличаются напряжением, яркой динамикой и противопоставлением контрастных цветов:

  • «Пейзаж с оливами»;
  • «Пшеничное поле с кипарисами».

В конце того же года Винсента пригласили поучаствовать в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Его работы вызвали бурный интерес у ценителей живописи, но это уже не могло обрадовать художника, и даже хвалебная статья о «Красных виноградниках в Арле» никак не осчастливило измученного Ван Гога.

В 1890 году он перебрался в Опер-сюр-Урз, что под Парижем, где впервые за долгое время повидался с семьей. Он продолжил писать, но стиль его становился все более мрачным и гнетущим. Отличительной чертой того периода стал искривленный и надрывный контур, который прослеживается в следующих работах:

  • «Улица и лестница в Овере»;
  • «Сельская дорога с кипарисами»;
  • «Пейзаж в Овере после дождя».

Последние годы

Последним светлым воспоминанием в жизни великого художника стало знакомство с доктором Полем Гаше, который также любил писать. Дружба с ним поддерживала Винсента в самые сложные периоды его жизни - кроме брата, почтальона Рулена и доктора Гаше к концу жизни у него не осталось близких друзей.

В 1890 году Винсент пишет полотно «Пшеничное поле с воронами», а уже через неделю происходит трагедия.

Обстоятельства смерти художника выглядит загадочно. Винсент погиб от выстрела в сердце из собственного револьвера, который он носил с собой, чтобы отпугивать птиц. Умирая, художник признавался, что сам выстрелил себе в грудь, однако промахнулся, попав чуть ниже. Он сам добрался до гостиницы, где жил, ему вызвали врача. Доктор с сомнением отнесся к версии с попыткой самоубийства - угол вхождения пули был подозрительно низок, и пуля не прошла навылет, что говорит о том, что стреляли словно бы издалека - или, по крайней мере, с расстояния пары метров. Врач немедленно вызвал Тео - тот прибыл на следующий день и был рядом с братом до самой его кончины.

Существует версия о том, что накануне гибели Ван Гога художник серьезно повздорил с доктором Гаше. Тот обвинил его в несостоятельности, в то время как его брат Тео буквально умирает от съедающей его болезни, но все еще присылает ему деньги на жизнь. Эти слова могли сильно задеть Винсента - ведь он и сам чувствовал огромную вину перед братом. К тому же в последние годы Винсент испытывал чувства к даме, которые снова не привели к взаимности. Будучи максимально подавленным, расстроенный ссорой с другом, недавно выйдя из лечебницы, Винсент вполне мог решиться на самоубийство.

Умер Винсент 30 июля 1890 года. Тео бесконечно любил своего брата и с большим трудом переживал эту потерю. Он занялся организацией выставки посмертных работ Винсента, но не прошло и года, как он умер от тяжелого нервного потрясения 25 января 1891 года. Спустя годы вдова Тео перезахоронила его останки рядом с Винсентом: она посчитала, что неразлучные братья должны быть рядом друг с другом хотя бы после смерти.

Признание

Распространено ошибочное мнение, что при жизни Ван Гог смог продать лишь одну свою картину - «Красные виноградники в Арле». Эта работа была лишь первой, проданной за большую сумму - около 400 франков. Тем не менее существуют документы, свидетельствующие о продаже еще 14 картин.

Действительно широкое признание Винсент Ван Гог получил только после гибели. Его памятные выставки были организованы в Париже, Гааге, Антверпене, Брюсселе. Интерес к художнику стал расти, и в начале XX века начались ретроспективы в Амстердаме, Париже, Нью-Йорке, Кельне и Берлине. Его работами стали интересоваться, и его творчество стало оказывать влияние на молодой поколение художников.

Постепенно цены на картины живописца стали возрастать, пока не стали одними из самых дорогих полотен, когда-либо проданных в мире, наряду с работами Пабло Пикассо. Среди самых дорогостоящих его работ:

  • «Потрерт доктора Гаше»;
  • «Ирисы»;
  • «Портрет почтальона Жозефа Рулена»;
  • «Пшеничное поле с кипарисами»;
  • «Вспаханное поле и пахарь».

Влияние

В последнем письме к Тео Винсент писал, что, не имея собственных детей, художник воспринимал картины как свое продолжение. В некоторой степени это было правдой: он действительно имел детей, и первый из них - экспрессионизм, который в дальнейшем стал иметь множество наследников.

Многие художники в дальнейшем адаптировали черты стиля Ван Гога под свое творчество: Говарт Ходжкин, Виллем де Кенинг, Джексон Поллок. Вскоре пришел фовизм, который расширил область применения цвета, получил распространение экспрессионизм.

Биография Ван Гога и его творчество подарило экспрессионистам новый язык, который помог творцам глубже вникнуть в сущность вещей и окружающего мира. Винсент стал в каком-то смысле первопроходцем в искусстве модерна, протоптав новую дорожку в визуальном искусстве.

Кратко биографию Ван Гога рассказать практически невозможно: на его творчество за его, к сожалению, недолгую жизнь, повлияло столько разнообразных событий, что опустить хотя бы одно из них было бы кошмарной несправедливостью. Тяжелый жизненный путь привел Винсента на вершину славы, но славы посмертной. При жизни же великий живописец не знал ни о собственной гениальности, ни об огромном наследии, которое он оставил миру искусства, ни о том, как по нему в дальнейшем тосковали его родные и друзья. Винсент провел одинокую и печальную жизнь, отвергнутый всеми. Он нашел спасение в искусстве, но так и не смог спастись. Но, так или иначе, он подарил миру множество потрясающих работ, которые греют сердце людям до сих пор, столько лет спустя.

Гражданство: Жанр: Стиль: Запись на родоводе : Работы на Викискладе

Винсе́нт Виллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh , 30 марта , Грот-Зюндерт, около Бреды , - 29 июля , Овер-сюр-Уаз, Франция) - всемирно известный нидерландский и французский художник -постимпрессионист .

Биография

Винсент ван Гог родился в 11 часов утра 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов , недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор ван Гог, протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Имя своё он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребенка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года , родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая ) и три сестры - Анна Корнелия (17 февраля ), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая ) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта ). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нем что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уезжает в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате - колледже Виллема II в Тилбурге . Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросает школу и возвращается в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминает так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…»

Галерея

Автопортреты

Подсолнухи

Пейзаж

Разное

Ссылки

Литература

  • Ван Гог. Письма. Пер. с голл. - Л.-М., 1966.
  • Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Пер. с англ. Т. 1. - Л.-М, 1962.
  • Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. - М., 1973.
  • Мурина Е. Ван Гог. - М., 1978.
  • Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. - М., 1980.
  • Стоун И. Жажда жизни (книга). Повесть о В. Ван Гоге. Пер. с англ. - М., 1992.
  • Constantino Porcu Van Gogh. Zijn leven en de kunst. (из серии Kunstklassiekers) Недерланды, 2004.
  • Wolf Stadler Vincent van Gogh. (из серии De Grote Meesters) Amsterdam Boek, 1974.
  • Frank Kools Vincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert. De Walburg Pers, 1990.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ван Гог, Винсент
  • Ван Дейк, Т. А.

Смотреть что такое "Ван Гог" в других словарях:

    Ван Гог - (van gogh) Винсент (1853, Грот Зюндерт, Голландия – 1890, Овер сюр Уаз, близ Парижа), голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Сын протестантского священника. В 1869 76 гг. служил комиссионером художественно торговой фирмы… … Художественная энциклопедия

    Ван Гог - (van Gogh) Винсент (1853 1890) Голландский живописец, главный период творчества которого прошел во Франции и составлял около 5 лет (последних лет его жизни), один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Происходит из семьи пастора, в… … Энциклопедия культурологии

    Ван Гог - Винсент (Van Gogh, Vincent) 1853, Грот Зюндерт, Северный Брабант 1890, Овер сюр Уаз, Франция. Голландский живописец, рисовальщик. Не получил систематического образования. В молодости переменил ряд профессий. С 1869 работал в фирме Гупиль и Ко по… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Ван Гог - (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30.3.1853, Грот Зюндерт, Голландия, 29.7.1890, Овер сюр Уаз, Франция), голландский живописец. Сын пастора. В 1869 76 служил комиссионером художественно торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и… … Большая советская энциклопедия

    ВАН-ГОГ - (вар. к Ван Гог; Винсент Ван Гог (1853 1890) – голландский художник) Бывало – / сезон, / наш бог – Ван Гог, / другой сезон – / Сезан. М925 (149) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

30 марта 2013 года - 160 лет со дня рождения Винсента Ван Гога (30 марта 1853 — 29 июля 1890)

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист


Автопортрет (1888, Частное собрание)

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера — был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате — колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки — французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…».


Vincent van Gogh im Jahr 1866 im Alter von 13 Jahren.

В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В Лондоне Винсент становится успешным дилером, и в возрасте 20 лет зарабатывает уже больше, чем его отец.


Die Innenräume der Haager Filiale der Kunstgalerie Goupil&Cie, wo Vincent van Gogh den Kunsthandel erlernte

Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе на Хакфорд Роуд 87, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным - Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства.
В тот период глубокого отчаяния в нем начинает созревать мистическое понимание действительности, перерастая в прямо-таки религиозное исступление. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле».

В 1874 году Винсента перевели в Парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре. В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil & Cie перешедшей к тому времени к компаньонам Буссо и Валадону. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.


Винсент Ван Гог в 23 года

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 году в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна Ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди.

В декабре 1878 года его направили на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации, и отказался от стези священника.

В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера он весьма скоро ее бросает и продолжает художественное образование самоучкой, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком. Еще в январе 1874 года в своем письме Винсент перечислял Тео пятьдесят шесть любимых художников, среди которых выделялись имена Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, Жюля Бретона, Констана Труайона и Антона Мауве.

А сейчас, в самом начале своей художественной карьеры, его симпатии к реалистической французской и голландской школе девятнадцатого века ни в коей мере не ослабли. К тому же социальное искусство Милле или Бретона, с их народнической тематикой, не могло не найти в нем безоговорочного последователя. Что касается голландца Антона Мауве, тут была еще одна причина: Мауве, наряду с Иоганнесом Босбоомом, братьями Марисами и Йозефом Израэльсом, был одним из крупнейших представителей Гаагской школы, наиболее значительного художественного явления в Голландии во второй половине XIX века, которая объединила французский реализм Барбизонской школы, сформировавшейся вокруг Руссо, с великой реалистической традицией голландского искусства XVII века. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента.

И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт).


Натюрморт с кружкой пива и фруктами. (1881, Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт)

Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком.

Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода - пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы.

Однако ее влияние ограничивается выбором сюжетов, поскольку для Ван Гога не были свойственны та изысканная фактура, та проработка деталей, те в конечном счете идеализированные образы, которые отличали художников этого направления. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения.

К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Тео - единственный, кто от него не отвернулся, - убеждает брата уйти от Син и полностью посвятить себя искусству. Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. В декабре того же года Винсент перебирается в Нюэнен, в Северный Брабант, где теперь живут его родители.


Тео ван Гог (1888)

Здесь за два года он создает сотни полотен и рисунков, даже занимается с учениками живописью, сам же берет уроки музыки, много читает. В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей - тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс).

В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.


Выход из протестантской церкви в Нюэнене, (1884—1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Старая церковная башня в Нюэнене, (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Башмаки, (1886, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов.

Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи. К тому моменту это было для него самым серьезным произведением: против обыкновения, он сделал подготовительные рисунки крестьянских голов, интерьеров, отдельных деталей, композиционные наброски, и написал его Винсент в студии, а не с натуры, как он привык.


Едоки картофеля, (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

В 1887 году, когда он уже переехал в Париж - место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, - он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал». К концу ноября 1885 года, после того как в марте неожиданно умер его отец да к тому же распространились клеветнические слухи, что он является отцом ребенка, который родился у позировавшей ему молодой крестьянки, Винсент перебирается в Антверпен, где вновь соприкасается с художественной средой.

Он поступает в местную Школу изящных искусств, ходит по музеям, восхищаясь произведениями Рубенса, и открывает для себя японские гравюры, столь популярные в то время среди западных художников, особенно у импрессионистов. Он с усердием занимается, намереваясь продолжить обучение на высших курсах Школы, однако обычная карьера - явно не для него, и экзамены оборачиваются неудачей.

Но Винсент так об этом никогда и не узнает, поскольку, повинуясь своему импульсивному характеру, он принимает решение, что для художника существует один-единственный город, где действительно имеет смысл жить и творить, и уезжает в Париж.

Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года. Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо & Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора.

Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик.


Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).

После прибытия в Париж Винсент начинает занятия у Фернана Кормона (1845-1924) в его ателье. Хотя, это были не столько занятия, сколько общение с его новыми товарищами по искусству: Джоном Расселом (1858-1931), Анри Тулуз-Лотреком (1864-1901) и Эмилем Бернаром (1868-1941). Позже Тео, который тогда работал менеджером в галерее «Боссо и Валладон», познакомил Винсента с работами художников-импрессионистов: Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсаро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Эдгара Дега и Жоржа Сера. Их работы произвели огромное впечатление на него и изменили его отношение к цвету. В этом же году Винсент знакомится с еще одним художником, Полем Гогеном, горячая и непримиримая дружба которых стала важнейшим событием в жизни обоих.

Время, проведенное в Париже с февраля 1886-го по февраль 1888 года, оказалось для Винсента периодом технических исканий и сопоставлений с наиболее новаторскими тенденциями в современной живописи. За эти два года он создает двести тридцать полотен - больше, чем за какой-либо другой этап своей творческой биографии.

Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда - безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых - первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году. Среди этих пейзажей - «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем, и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль. Подобно художникам-импрессионистам, Винсент в компании Бернара и Синьяка отправляется к берегам реки на пленэр.


Мост в Аньере (1887, Bührle Foundation, Zürich, Switzerland)

Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом. «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», - отметит он. В этот период изучение цвета приковывает все его внимание: теперь Ван Гог схватывает его в отдельности и уже не отводит ему чисто описательную роль, как во времена более узкого реализма.

По примеру импрессионистов палитра значительно светлеет, готовя почву для того желто-синего взрыва, для тех буйных красок, которые стали характерными для последних лет его творчества.

В Париже Ван Гог больше всего общается с людьми: он встречается с другими художниками, беседует с ними, захаживает в те же места, что облюбовали его собратья. Одно из них - «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет, изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть, и для «Итальянки» (Париж, Музей д"Орсэ).


Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Обнажённая в постели (1887, Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания, США)

Еще одно место встречи - это лавочка «папаши» Танги на улице Клозель, магазинчик красок и других художественных материалов, владелец которого был старым коммунаром и щедрым меценатом. И там и там, как и в других аналогичных заведениях того времени, иногда служивших выставочными помещениями, Винсент организует показ своих собственных работ, а также произведений ближайших друзей: Бернара, Тулуз-Лотрека и Анкетена.


Portrait of Père Tanguy (Father Tanguy), (1887-8, Musée Rodin)

Вместе они формируют группу Малых бульваров - так Ван Гог называет себя и своих сотоварищей, чтобы подчеркнуть разницу с более знаменитыми и получившими признание мастерами Больших бульваров, по определению того же Ван Гога. За всем этим стоит мечта о создании сообщества художников по модели средневековых братств, где друзья живут и работают в полном единодушии.

Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», - заявляет Винсент брату. Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри, и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. В конце концов Париж становится ему отвратителен.

«Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», - признается он в письме к брату.

Так он и поступает. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса.

«Природа здесь необычайно прекрасна», - пишет Винсент брату из Арля. Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. Но краски и свет юга производят на него глубочайшее впечатление, и он привязывается к этому краю, как позднее пленились им Сезанн и Ренуар. Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц.

Винсент старается возместить эти деньги и - как он стал делать с 1884 года - посылает ему свои картины и снова забрасывает письмами. Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении.

Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме №3 по улице Кавалери. В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме.


Жёлтый дом (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

Ван Гог надеется, что со временем он сможет разместить там сообщество художников по типу того, что сформировалось в Бретани, в Понт-Авене, вокруг Поля Гогена. Пока помещение еще окончательно не готово, он ночует в соседнем кафе, а питается в привокзальном кафе, где становится другом хозяев, четы Жину. Войдя в его жизнь, друзья, которых Винсент заводит на новом месте, почти что автоматически оказываются и в его искусстве.

Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен - старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», - будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной».


Портрет почтальона Джозефа Рулена. (Июль-август 1888, Музей изобразительных искусств, Бостон)


Колыбельная, портреи мадам Рулен (1889, Художественный институт, Чикаго)

Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония, из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», - пишет Винсент. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода.



Мост Ланглуа близ Арля. (Арль, май 1888. Государственный Музей Креллер-Мюллера, Ватерлоо)

«Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает, и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», - пишет Винсент в августе 1888 года Тео.

То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски - в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», - приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения.


Ваза с двенадцатью подсолнухами. (Арль, август 1888. Мюнхен, Новая Пинакотека)

Работая на открытом воздухе, Винсент бросает вызов ветру, который опрокидывает мольберт и поднимает песок, и для ночных сеансов изобретает систему столь же гениальную, сколь опасную, укрепляя горящие свечи на шляпе и на мольберте. Таким образом написанные ночные виды - отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, - становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь.


Терасса ночного кафе Плейс ду Форум в Арле. (Арль, сентябрь 1888.Музей Кроллер-Моллер, Отерлоо)


Звездная ночь над Роной. (Арль, сентябрь 1888.Париж, Музей д"Орсэ)

Краски, наносимые плоскими мазками и мастихином для создания больших и однородных поверхностей, характеризуют - наряду с «высокой желтой нотой», которую, по утверждению художника, он нашел на юге, - такую картину, как «Спальня Ван Гога в Арле».


Спальня в Арле (первый вариант) (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Художник на пути в Тараскон, август 1888 года, Винсент Ван Гог на дороге у Монмажура (бывший музей Магдебурга; предполагается что картина погибла в огне во время Второй мировой войны)


Ночное кафе. Арль, (сентябрь 1888. Коннектикут, Йельский Университет Изобразительных искусств)

А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. После начального периода восторженного и плодотворного существования отношения между двумя художниками, двумя противоположными натурами - беспокойным, несобранным Ван Гогом и уверенным, педантичным Гогеном - портятся вплоть до разрыва.


Поль Гоген (1848-1903) Van Gogh Painting Sunflowers (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

Трагичным эпилогом, как расскажет Гоген, станет канун Рождества 1888 года, когда, после бурной ссоры, Винсент хватает бритву, чтобы, как показалось Гогену, напасть на друга. Тот, испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. Ночью, впав в неистовство, Винсент отрезает себе мочку левого уха и, завернув ее в бумагу, относит в подарок проститутке по имени Рашель, с которой знакомы они оба.

Ван Гога обнаруживает на кровати в луже крови его друг Рулен, и художника отвозят в городскую больницу, где, против всех опасений, он через несколько дней поправляется и может быть отпущен домой, однако новые приступы неоднократно возвращают его в больницу. Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев, и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца».


Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. Арль, (январь 1889, Коллекция Ниарчос)

Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу.

Вся жизнь и творчество Ван Гога находились под влиянием его физического и душевного нездоровья. Его переживания всегда были переживаниями в превосходной степени; он был очень эмоционален, реагировал душой и сердцем, во все кидался как в омут с головой. Родители Винсента уже с раннего возраста начали беспокоиться о своем сыне «с больными нервами», и особых надежд на то, что из сына что-то может получиться в жизни, у них не было. После того, как Ван Гог принял решение стать художником, Тео - на расстоянии -присматривал за старшим братом. Но и Тео не всегда мог помешать тому, что художник совершенно забывал о себе, работая как одержимый, или по причине нехватки средств. В такие периоды Ван Гог дни напролет сидел на кофе и хлебе. В Париже он злоупотреблял алкоголем. Ведя подобный образ жизни, Ван Гог нажил себе всяческие болезни: у него были проблемы с зубами и плохой желудок. По поводу болезни Ван Гога существует огромное количество версий. Есть предположения, что он страдал особой формой эпилепсии, признаки которой прогрессировали, когда ослабевало физическое здоровье. Его нервный темперамент только усугублял дело; в припадке он впадал в депрессию и полнейшее отчаяние в отношении себя самого

Отдавая себе отчет в опасности своего психического расстройства, художник решает сделать все, чтобы вылечиться, и 8 мая 1889 года добровольно ложится в специализированную лечебницу Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»). В этой больнице, которую возглавляет доктор Пейрон, Ван Гогу все же предоставляется некоторая свобода, и он даже имеет возможность писать на открытом воздухе под надзором персонала.

Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» - произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками.


Звездная ночь (1889. Музей современного искусства, Нью-Йорк)


Пейзаж с дорогой, кипарисом и звездой (1890. Музей Кроллер-Мюллер, Ватерлоо)


Оливковые деревья на фоне Альпилля (1889. Коллекция Джона Хея Уитни, США)

На этих полотнах - где как предвестники смерти вновь возникают кипарисы и оливковые деревья с искореженными ветвями - символическая значимость живописи Ван Гога особенно заметна.

Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, - того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «Наби».

Ван Гог ищет в символизме возможное средство для того, чтобы раскрыть душу, чтобы выразить меру бытия: именно поэтому его наследие будет воспринято экспрессионистской живописью XX века в ее различных проявлениях.

В Сен-Реми у Винсента чередуются периоды бурной активности и длительные перерывы, вызванные глубокой депрессией. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. И все же, при помощи брата, который в апреле женился на Иоганне Бонгер, он принимает участие в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле».


Красные виноградники в Арле (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва)

В январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году появилась первая критическо-восторженая статья про картину Ван Гога «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье.

А в марте он снова среди участников Салона Независимых в Париже, и там Моне хвалебно отзывается о его работах. В мае брат пишет Пейрону о возможном переезде Винсента в Овер-на-Уазе в окрестностях Парижа, где его готов лечить доктор Гаше, с которым Тео недавно подружился. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж. Здесь он проводит три дня у брата, знакомится с его женой и недавно родившимся ребенком - своим племянником.


Цветущие миндальные деревья, (1890)
Поводом к написанию этой картины было рождение первенца Тео и его жены Иоганны - Винсента Виллема. Ван Гог нарисовал миндальные деревья в цвету, используя декоративные композиционные приемы в японском стиле. Когда полотно было закончено, он отправил его в качестве подарка новоиспеченным родителям. Иоганна писала позднее, что малыш был под впечатлением от небесно-голубой картины, висевшей в их спальне
.

Затем он едет в Овер-на-Уазе и вначале останавливается в гостинице Сент-Обен, а после поселяется в кафе супругов Раву на площади, где расположен муниципалитет. В Овере он энергично принимается за работу. Доктор Гаше, который становится его другом и приглашает к себе домой каждое воскресенье, ценит живопись Винсента и, будучи художником-любителем, приобщает его к технике офорта.


Портрет доктора Гаше. (Овер, июнь 1890. Париж, музей д"Орсэ)

В многочисленных картинах, написанных Ван Гогом в этот период, наблюдается невероятное усилие растерянного сознания, жаждущего каких-то правил после крайностей, заполнивших его полотна в тяжелый год, проведенный в Сен-Реми. Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»).


Мадемуазель Гаше за фортепиано. (1890)


Деревенская улица с фигурами на лестнице (1890. Художественный Музей Сент-Луиса, Миссури)


Розовые розы. (Овер, июнь 1890. Копенгаген. Глиптотека Карлсберга)

Но в последние два месяца своей жизни художнику с трудом удается заглушать внутренний конфликт, который куда-то гонит и подавляет его. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок, или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти.


Церковь в Овере. (Овер, июнь 1890. Париж, Франция, Музей д"Орсэ)


Пшеничное поле с воронами (1890, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам)
В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Она была свидетельством трагической смерти художника.
Картина была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до его смерти в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в процессе написания данной картины; данная версия финала жизни художника была представлена в фильме « Жажда жизни», где актёр, играющий Ван Гога (Кирк Дуглас) стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Тем не менее, нет никаких доказательств в поддержку данной теории. Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Ван Гога с высокой долей вероятности свидетельствует, что последней работой художника была картина «Пшеничные поля», хотя в этом вопросе всё ещё существует неоднозначность

К тому времени Винсент уже полностью одержим дьяволом, который прорывается наружу все чаще и чаще. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке.

К этим волнениям добавляется разочарование, что брат не сможет провести летние каникулы в Овере, как обещал. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре.

По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета, который он, якобы, купил для отпугивания птичьих стай во время работы на пленере (оружие так никогда и не будет найдено).

Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. Брат устремляется к нему на помощь, но судьба Винсента уже предрешена: он умирает ночью 29 июля в возрасте тридцати семи лет, спустя 29 часов после ранения, от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Земная жизнь Ван Гога закончилась - и начиналась легенда о Ван Гоге, последнем истинно великом художнике на планете Земля.


Ван Гог на смертном одре». Рисунок Поля Гаше .

По словам брата Тео (Theo), который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»). Винсент Ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз. Через 25 лет (в 1914 году) рядом с его могилой были захоронены останки его брата Тео.

В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях