Логопедическое занятие в подготовительной группе"зимующие птицы". Конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия. «Птицы»

Цель: создание предпосылок формирования связной речи.

1. коррекционно-образовательные:

Активизировать словарь детей по теме «птицы»;

Расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;

Закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;

Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;

Упражнять в согласовании существительных с числительными;

Закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.

2. коррекционно-развивающие:

Развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.

3. воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, картинки с изображением корми для птиц, полоски для составления схемы предложения.

План занятия:

1. Оргмомент.

Утро настало, солнышко встало!

Птицы запели

И к нам прилетели.

Много с собою нам дел принесли.

2. Постановка цели занятия.

Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.

Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.

1.Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит:

Постучит - и легче . (дятел)

2. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика . (синица)

3. Окраской сероватая.

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Кто она? (ворона)

4. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

5. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю . (воробей)

Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)

3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.

Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.

Выполняем артикуляционные упражнения.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд.

«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.

4. Игра «Четвёртый лишний»-классификация перелётных и зимующих птиц.

Какая птица на картинках лишняя? (ласточка)

Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)

Почему их так называют?

Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Выставляются картинки птиц.

5. Строение птицы.

Расскажите, что общего есть у всех птиц? (У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)

6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.

На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.

Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.

Это крыло воробья – воробьиное крыло.

Это голова вороны – воронья голова. И т. д.

7.Игра «Путаница»-упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительного со словом НЕТ (в ответах на вопросы логопеда).

У вороны есть рога? - У вороны нет рогов.

У сороки есть когти?

У синицы есть копыта?

У дятла есть грива?и.т.д.

8. Игровое упражнение «Один-много»- родительный падеж множественного числа существительных.

В наших лесах и парках много (кого) …

Синица -(много синиц)

Ворона -(много ворон)

Дятел -(много дятлов)

Снегирь. (много снегирей)

Голубь -(много голубей)

Воробей. (много воробьёв)

Журавль. (много журавлей)

Грач. (много грачей)

Динамическая пауза «Улетает-зимует»

Педагог называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.

9. Игра «Каждой птице свой корм»

Ребята, мы должны помогать птицам? Как?

На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)

Кто чем питается?

Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.

Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.

10. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» -согласование существительных с числительными.

Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?

(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)

11 Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.

Синица летит к кормушке.

Воробей сидит в кормушке.

Дятел сидит на ветке.

Сорока ходит под деревом.

Как называются птицы, которые зимуют?

А как называются птицы, улетающие в тёплые края?

Почему птиц называют друзьями человека?

Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.

Как нужно заботиться о птицах?

Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Цель: развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.

Коррекционно-образовательные задачи:

Обобщить и систематизировать представления о зиме и типичных изменениях в природе;

Уточнить и актуализировать словарь по теме «Зима. Зимующие птицы»;

Совершенствовать грамматический строй речи (образование приставочных глаголов);

Развивать языковое чутье путем образования похожих слов;

Совершенствовать слоговой и звуковой анализ слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать силу и длительность выдоха;

Развивать связную речь (рассказы детей о зимующих птицах);

Развивать тонкую моторику пальцев рук;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать зрительное и слуховое восприятие;

Развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом при решении общей задачи;

Формировать навыки сотрудничества, инициативности, доброжелательности;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

Оборудование: записи голосов птиц, музыка, снежинки, презентация со слайдами (изображение зимнего леса, надписи с вопросами, части тела зимующих птиц), кормушка, контейнер со снежинками из разноцветной бумаги, клей-карандаш, контейнер с пшеном и хлебом, ноутбук.

Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), беседы с детьми в процессе наблюдения за птицами и кормления их на прогулке, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка, социализация.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона]

Дети под музыку входят в зал.

Логопед. Послушайте внимательно загадку.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети. Зимой.

Правильно. На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из снежинок прилетела к нам.

Под музыку появляется снежинка.

Логопед. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платье! Здравствуй, Снежинка! Ты почему такая грустная?

Снежинка.

Ой, ребята, помогите,

Моих подружек вы спасите!

Леший спрятал их в норе,

Там - на Ведьминой горе!

Лес готовит испытанья

Только вам все нипочем.

Вместе мы решим заданья

И снежинок мы спасем!

Логопед. Дети, что же мы будем делать?

Дети предлагают отправиться на помощь снежинкам.

Снежинка. Нам нужно ответить на четыре вопроса и получить четыре снежинки, тогда леший отпустит моих подружек. Следуйте за мной по снеженной тропе, она приведет нас с вами в зимний лес.

Звучит музыка, и дети вместе с логопедом идут за Снежинкой. Тропа то извивается, то становится узкой, то на ней появляются сугробы, через которые дети перешагивают.

2. Беседа о зиме. (Актуализация словаря по теме, систематизация представлений о зиме. Совершенствование слогового и звукового анализа слов)

Дети вместе входят в «зимний лес», логопед останавливает их у большого «сугроба».

Логопед. Вот мы и оказались в зимнем лесу.

Какой красивый белый лес,

Он полон сказок и чудес!

Склонились ветви до земли,

Деревья словно прилегли.

Покрыты снегом елки, пни -

Ни слова, мы в лесу одни.

Там леший спрятался в дали,

Не знает, что к нему пришли!

На слайде изображение зимнего леса.

Логопед. Ребята, какой же зимний лес? Как называется первый зимний месяц? Какие еще зимние месяцы вы знаете?Какие признаки зимы вы знаете? Какой воздух в лесу?Как выглядят деревья зимой?

Ответы детей.

Логопед. Давайте проверим, сколько слогов в слове ЗИМА.

Дети хлопают и говорят, сколько слогов в слове ЗИМА.

Логопед. Какие звуки «живут» в этом слове? Возьмите фишки и выложите схему слова ЗИМА. Какой первый звук, какой второй, третий, четвертый? Сколько всего звуков?

На большом «сугробе» лежат фишки. Дети определяют каждый звук, дают характеристику этим звукам и выкладывают схему слова из фишек.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с моим заданием.

Логопед просит детей присесть на «пенечки».

Логопед.Займемся делом мы сейчас,

Себя в обиду не дадим.

Пусть труден будет путь для нас

Снежинок мы освободим.

А теперь, пришло время посмотреть, какие испытания приготовил нам хозяин леса - леший.

3. Игра «Подскажи словечко». (Образование похожих слов)

На слайде появляется вопрос, логопед его зачитывает: «Какие слова похожи на слово СНЕГ?»

Логопед. Мы сейчас поиграем. Добавьте слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые... (Снежинки)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее... (Снегопад)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой... (Снегири)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег)

Логопед. Вот как много похожих слов на слово «снег». Давайте ещё раз их вспомним.

Дети еще раз называют слова. На каждое слово загибают по одному пальчику. Затем говорят, сколько всего слов получилось. На слайде появляется первая снежинка.

4. Игра «Что наделала зима?» [Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».]

Логопед. Молодцы! Слушайте следующий вопрос?

На слайде появляется вопрос, логопед зачитывает детям: «Вот и пришла зима, что наделала она?»

Логопед. Ребята, что же наделала зима?

Зима пришла с морозами и всё… - (заморозила)

Метель мела и все тропинки… - (замела)

Река покрылась льдом и вся… - (заледенела)

Зима позвала вьюгу и всё… - (завьюжила)

Снежная пороша дорожки все…- (запорошила)

По окончании задания на слайде появляется вторая снежинка.

5. Упражнение «Метель». (Развитие силы и длительности воздушной струи)

Логопед раздает детям снежинки.

Логопед. Ребята, а давайте с вами изобразим «метель». Возьмите снежинку за веревочку и поднесите ко рту. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Дети выполняют задание.

6. Физкультминутка «Снежок». (Развитие координации речи с движением)

Логопед. Ой, да вы совсем замерзли! Давайте согреемся.

Давай, дружок, (Дети идут по кругу друг за другом

Смелей, дружок изображая, что катят перед собой снежок)

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком, (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла! (Показывают руками на лице улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза прикрывают голову ладошкой показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)

7. Упражнение «Узнай птицу» (Развитие зрительного и слухового восприятия)

Логопед. Какие птицы обитают в зимнем лесу?

Ответы детей.

Логопед. Давайте посмотрим, какое следующее задание.

На слайде появляется надпись, которую логопед читает детям: «Узнай птицу по ее части тела».

Логопед. Прежде чем узнать птицу, нужно вспомнить из каких частей состоит тело птицы. Какие части тела есть у птицы?

Ответы детей.

На слайде по очереди появляются изображения частей тела различных зимующих птиц. Дети называют каждую птицу, и после этого на слайде появляется третья снежинка.

Логопед. Какие вы молодцы!

8. Рассказы детей из личного опыта. (Развитие связной речи: умения составлять описательные рассказы по плану)

Логопед. Птиц вы всех узнали. Что же еще ждет нас впереди…

На слайде появляется вопрос, логопед читает: «Что вы знаете об этих зимующих птицах?»

Логопед просит нескольких детей рассказать о любой птице.

Ответы детей.

Логопед. Как много вы знаете о зимующих птицах. Интересно, как мы справились со всеми заданиями, отпустит ли леший наших снежинок? Посмотрите, появилась четвертая снежинка.

На слайде появляется последняя - четвертая снежинка.

8. Танец снежинок.

Звучит музыка и в зал вбегают «снежинки». Они кружатся под музыку.

Логопед. Ребята, давайте покружимся вместе со снежинками.

Дети кружатся вместе со «снежинками», затем музыка останавливается.

Снежинка. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли освободить моих подружек. Нам пора лететь, до свидания!

«Снежинки» выбегают из зала.

9. Коллективная работа по украшению кормушки. (Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики)

Логопед. Ребята, вот снежинкам мы помогли, а как можно помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Логопед. А давайте повесим кормушку для птиц.

Логопед приглашает детей к столу, достает кормушку и контейнер с разноцветными снежинками, клеем-карандашом.

Логопед. Прежде чем повесить кормушку, надо ее разукрасить.

Детям предлагается украсить кормушку разноцветными снежинками.

Логопед. Вот какая кормушка у нас получилась. Вам нравится? Какая она?

Ответы детей.

Логопед. Насыплем туда пшена и хлеба.

Логопед подносит детям контейнер с пшеном и хлебом. Каждый из детей берет то, что хочет.

Склевали птицы всю рябину,

К зиме холодной может быть.

Повесить надо нам кормушку

Птиц будем хлебом мы кормить.

Логопед вешает кормушку на дерево.

11. Итог. (Оценка работы детей)

Логопед. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что мы делали в зимнем лесу? Что больше всего понравилось? Пришло время возвращаться обратно.

Логопед и дети обнаруживают загадочную корзинку. Они предполагают, что ее оставила Снежинка. Заглядывают в нее и находят там конфетки. Логопед говорит, что Снежинка поблагодарила ребят за помощь.

Дети встают за логопедом и под музыку той же тропой возвращаются из зимнего леса.

Кабеткина Анастасия Анатольевна, МДОУ «Детский сад № 192», г. Ярославль, учитель-логопед

Чтобы скачать материал или !

Наталья Лешукова
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Зимующие птицы»

Н. О. Д в логопедической подготовительной группы

Оборудование : интерактивная доска : MimioStudio, детали птиц на каждого ребёнка , листы с силуэтами птиц для штриховки .

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами на занятие будем выполнять много заданий. Чтобы успешно справиться, сделаем гимнастику для глаз «Найди названную птицу . (по заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картину с изображением птицы .

– Молодцы! Теперь Вы готовы к выполнению заданий

II. Основная часть

Деление слов на слоги.

1. На интерактивной доске (слайд №1) с изображениями зимующих птиц : ворона, сорока, клест, снегирь, синица, воробей, голубь и дятел.

Ребята давайте проговорим название птиц и узнаем сколько слогов в каждом слове ?

2. Загадки о зимующих птицах .

Сейчас предлагаю отгадать загадки и найдем их на интерактивной доске (Слайд №2 с изображением птиц )

«Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?» (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Ходит важно, вперевалку

И воркует, и клюет (Голубь)

Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья и пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска и оперение)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц ? (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

3. Дидактическое упражнение «Для чего?»

– Для чего птице клюв ?

– Для чего птице крылья ?

– Для чего птице лапки ?

4. Штриховка.

Давайте заштрихуем предложенные вам силуэты?

5. Пальчиковая гимнастика «Кормушка» .

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Ка каждое название птицы загибают по одному пальчику

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек

6. Развитие навыков чтения.

На интерактивной доске слайд №3 с изображением слогов . Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Давайте составим слова из данных слогов и узнаем чем питаются птицы зимой ? Дети соединяют слоги, чтобы получились слова – сало, семена.

А чем еще питаются дети? (Ответы детей)

– Молодцы! Зерно и т. д.

– Как это можно назвать одним словом? (Еда)

– Для какого этот корм? (Для птиц )

– Чей это корм? (Птичий)

7. Развитие связной речи.

Птицы поклевали угощение и улетели, остались только воробей, снегирь и срока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по схеме (слайд№4) со схемой для составления описательного рассказа.

Дети составляют рассказы, используя схему.

8. Дидактическая игра «Назови по части птичку?»

Мы сегодня хорошо позанимались на занятии и для закрепления поиграем в игру и вспомним известных нам зимующих птиц .

На интерактивной доске слайд №5 с изображением частей птиц .

А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами ?

9. Игра «Назови ласково»

Птица-птичка , пичужка

Синица-синичка

Воробей- воробышек-воробьишко

Голубь-голубка, голубок

III. Итог занятия .

Ребята, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» ЦЕЛИ: Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуник»;.

Конспект ООД в подготовительной группе «Зима. Зимующие птицы» Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Зима. Зимующие птицы». Воспитатель: Гуслякова Т. И. - МБДОУ д/с №12 «Улыбка» города Сафоново,.

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Зима, зимующие птицы» Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе.

Цель: Формирование грамотического строя речи и обучению грамоте. Задачи: Закрепить представление о предложении. Продолжать учить детей составлять.

Конспект занятия в средней группе «Зимующие и перелётные птицы» Конспект занятия в средней группе по теме «Зимующие и перелетные птицы» Марина Гурциева. Цель: Закрепить представление детей о характерных.

Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

логопедический звук чтение

Программное содержание:

  • · расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • · развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • · автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  • · закрепление умения детей делить слова на слоги
  • · развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • · развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • · развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • · развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • · воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • · воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • · предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • · модели птиц на каждого ребенка
  • · картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
  • · магнитная доска
  • · опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • · дидактическая игра "Назови по части целое"
  • · дидактическая игра "Составь слово"
  • · губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
  • · простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

  • · Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
  • · Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
  • · Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения - ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах - названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение - отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

  • · Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
  • · Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
  • · Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
  • · Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
  • · Для чего птице клюв?
  • · Для чего птице крылья?
  • · Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

  • 3. Физминутка.
  • 1. Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

  • · И на место сели. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
  • · Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
  • · Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
  • · Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
  • · Повороты головы вправо - влево
  • · Имитируют руками взмахи крыльев
  • · Дети садятся на стульчики.
  • 2. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

  • · Н.Нищева Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
  • · На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
  • · Опять сжимают и разжимают кулачки.
  • 4. Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

  • · Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
  • · Для кого этот корм? (Для птиц)
  • · Чей это корм? (Птичий корм)
  • · Чья это пища? (Птичья пища)
  • 5. Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности.

Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи с учащимися ОВЗ

Тема: "Зима. Зимующие птицы"
Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
Описание: Занятие в С/К/ОУ на современном этапе отражает множество интересных тенденций, изменений, происходящих в специальном образовании. Это практическая и адаптивная направленность занятия, подготовка учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни. Структура логопедических занятий для каждого речевого дефекта имеет свои особенности, но вместе с этим выделяю 3 стадии, которые присутствуют в каждом из них.
I стадия – вызов , позволяющий вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
II стадия – осмысление. Она, представляет возможность получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
III стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
3. На занятие использовала следующие методические приемы, которые относятся к технологии критического мышления, развивают творческое мышление, умение учащихся добывать знания, систематизировать их и применять на практике, что в конечном итоге способствует успешной социализации учащихся:
1. Прием «Составление кластера». Он используется на самых разных стадиях урока и позволяет уточнить, расширить ассоциативные семантические поля какого – либо понятия, так как все слова связаны друг с другом множеством смысловых связей. В задачу логопеда входит включение любого слова в процессе коррекционной работы с учащимися в различные смысловые оттенки. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по теме. 2. Прием «Корзина идей». Этот прием организации индивидуально – групповой работы в начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.
3. Прием «Написание синквейна». Может быть использован, на стадии рефлексии. Данный прием в работе с детьми с недостатками интеллекта предполагает помощь логопеда. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это тема. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему. На третьей строчке – три глагола, описывающих действия, относящихся к теме стихотворения. На четвертой строке размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Последняя строка – позволяет выяснить свое личное отношение к теме. Тема должна быть эмоциональной.
Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.

ТЕМА: Зима. Зимующие птицы.

Цели:
Образовательные:

1. Актуализировать знания о приметах зимы;
2. Расширить знания учащихся по теме «Зимующие птицы»;
3. Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы, через игру "Снежный ком", через составление кластера, написание синквейна, через направленный поиск необходимой информации: побуждать детей к самостоятельным высказываниям.
Коррекционные:
1. Способствовать формированию умения обобщать, систематизировать;
2. Способствовать коррекции артикуляционной, общей и мелкой моторики.
3. Способствовать формированию фонематических процессов;
4. Способствовать развитию слухового, зрительного, произвольного внимания при работе с различными видами кластеров.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся стремление к самостоятельному поиску знаний;
2. Воспитывать чувство заботы о зимующих птицах

Оборудование занятия:
Презентация, ноутбук, проектор, экран, карточки – «кластеры» для каждого ученика.

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя

(этический настрой) .
-Здравствуйте, ребята! Мне приятно встретиться с Вами. Вижу, у Вас у всех горят глазки, все в ожидании чего – то необычного.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас ожидает много разных заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
-Нужно быть внимательными и наблюдательными. (На экран проецируется слайд №1)
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
-ЗАПОМНИТЕ! Чтобы вас слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.
Учащиеся читают правило вслух.
- Говорить надо четко, внятно, так, чтобы было всем понятно.(На экран проецируется слайд №2)
-Попробуйте отгадать вот такую загадку:
"Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода,
Какое это время года?" (На экран проецируется слайд №3)
-Правильно, ребята. Время года называется зима. Поговорим сегодня об этом времени года.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Снеговики». Цель – учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.
- Чтобы наша речь была выразительной, выполним специальную гимнастику.
- Пусть эта улыбка нас согреет (Обнимаем себя руками, «греемся»).(На экран проецируется слайд №4)


Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.(На экран проецируется слайд №5)
Грустный снеговик. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет.
Покатился снеговик на санках с горки (упражнение «Горка»).
«Санки» - рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения взад – вперед, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

3. Актуализация знаний детей. Установление – причинно следственных связей.

Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок и назовите, какие приметы вы связываете с приходом зимы. (На экран проецируется слайд №6) На доске большая иллюстрация с изображением примет зимы. Рядом висит рисунок корзины.


-А ваши идеи мы сложим в большую корзину, которую так и назовем «корзина идей» . Дети отвечают, логопед «заполняет» «корзину идей» (На экран проецируется слайд №7)


- Вы правильно назвали приметы зимы.
- Давайте, ребята, теперь расскажем, какие изменения происходят в природе зимой в определенном порядке - по мере их наступления. А чтобы получился интересный рассказ, хорошенько подумайте, ответьте на вопрос и закончите предложения. (На экран проецируется слайд №8)
Приходит студеная (что?) …(зима)
Солнце (что делает?) … (светит, но не греет)
Дует холодный (что?)…(ветер)
Крепчает (что?)…(мороз)
Стали короткими (что?) …(дни)
Длинными стали (что?)… (ночи)
Кружатся легкие (что?)…(снежинки)
На ветках снежные (что?)…(шапки)

Птицы (что сделали?)… (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны).

В природе все взаимосвязано, все происходит в свое время, в свой срок.
- А сейчас послушайте звуки зимы. И скажите, что вы услышали. (Звучит звукозапись с приметами зимы и пением зимующих птиц)(На экран проецируется слайд №9).
(скрипит под ногами снег, дует холодный ветер, слышны голоса птиц)
- С наступлением холодов не все птицы улетают от нас. А как мы называем птиц, которые зимуют рядом с человеком? (зимующие).
- Что вы знаете о зимующих птицах?
Идет актуализация субъектного опыта детей. Дети отвечают, логопед «заполняет» «корзину идей".
(На экран проецируется слайд №10)

4. Объявление темы, целеполагание.

(На экран проецируется слайд №11)
-И главная тема сегодня - «Зима. Зимующие птицы» .
-А что еще о зимующих птицах вы хотели бы узнать?
Вопросы для целеполагания:(На экран проецируется слайд №12)
1. Хочу узнать, какие птицы прилетают к нам на зимовку с других районов, а какие зимуют рядом с людьми?
2. Интересно, легко ли птицам зимовать?
3. Я хотел бы сочинить маленькое стихотворение о птицах.
- Какие интересные вопросы вы задали! На эти вопросы мы постараемся ответить на занятие и сделать маленькие открытия, которые поместим в «Банк маленьких открытий».

5. Сообщение нового материала. Самостоятельный поиск информации.

Ребята, отгадайте, о каких зимующих птицах пойдет речь в загадках.
-Ведь еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
(На экран проецируется слайд №13)


- Снегири только зимой прилетают к нам. Как вы думаете, почему они зовутся снегирями? (Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом). Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки хорошо заметны на фоне белого снега.
Итак, мы сделали первое маленькое открытие! «К нам прилетают зимовать снегири».
Табличка с текстом помещается в «Банк маленьких открытий».(На экран проецируется слайд №14)
-В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится. Не орел, а все же птица. (Воробей.)
(На экран проецируется слайд №15)


- У каждой птицы, как у человека, свой характер.
-Что можно сказать про воробья (какой он?) – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый.(На экран проецируется слайд №16)
- Да, ребята, снегирь и воробей – зимующие птицы. Но зимующих птиц очень много, а каких еще зимующих птиц вы знаете?(На экран проецируется слайд №17)


- Ребята, сейчас мы поиграем. Первый игрок называет одну зимующую птицу, второй повторяет предыдущее название и добавляет свое и т. д. У нас получится «снежный ком» . Так называется наша игра. Потом мы посмотрим, все ли были внимательными. (Ворона, сорока, клест, голубь, дятел, воробей, снегирь).
- Ну, вот мы сделали ещё одно открытие:
Воробей, синица, ворона, дятел, сорока, поползень – зимующие птицы.
Таблица с надписью помещается в банк маленьких открытий. (На экран проецируется слайд №18)
(На экран проецируется слайд №19)

6. Зрительная гимнастика.

(«Следи за картинкой»).
(На экран проецируется слайд №20 с изображением воробья и вороны и со словами, обозначающими признаки этих птиц.)
Большая, маленький, веселый, черная, хитрая, пестрый.
-Ребята, подберите правильно признаки: какая ворона?, какой воробей?.
- Посмотрите внимательно еще раз на рисунки воробья и вороны и скажите: какая по величине ворона? А воробей? Какую ошибку допустил художник? (Ворона большая, а воробей маленький. На рисунке они одинаковые).

7. Развитие просодии.

Как можно назвать птенцов вороны? (Воронята). Один вороненок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру».
Произносится тоненьким голосом.
-Ворона пригрозила ему: «Кра-кро-кру-кры!»
Произносится низким сердитым голосом.
Продолжаем нашу работу.(На экран проецируется слайд №21)


- Как вы думаете, легко ли птицам зимовать в нашем районе? Почему? Что делают для этого люди? Да, люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц. Сало любят синицы. Зерна, крошки, семечки любят все птицы. Ягоды любит снегирь. (Семена приготовлены и насыпаны слоями в прозрачную бутылочку). Каждый из вас может сделать простую кормушку, вести за ней наблюдения и заботиться о птицах до весны. (На экран проецируется слайд №22)


-Третье открытие: «Голодно и холодно зимой птицам. Без помощи человека птицам сложно пережить холода».
(На экран проецируется слайд №23)

8. Физкультминутка

(слова произносим и движения делаем под "пение птичек")
(На экран проецируется слайд №24)
Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
(Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.(Прячемся под лёгкую воздушную ткань "парашют", накрываю ребят, затем разбегаемся)
Кыш – полетели,
На головку сели,
Сели, посидели и опять полетели,
Полетели, полетели,
На животик сели,
Полетели, полетели,
На плечи сели,
Сели, посидели и опять полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели…
Сели, посидели и совсем улетели.
(Махи руками. Руки положить на голову. Махи руками. Руки положить на живот. Махи руками. Руки положить на колени. Махи руками)

9. Составление кластера. Самостоятельная работа учащихся.

Сейчас составим кластер о птицах.
Внимание: кластер – это «пучок» слов. Для каждого учащегося в карточках дан кластер и задание к нему. Внимательно прочитайте задание и выполните его. В случае необходимости обращайтесь за помощью.
1) Дополни кластер:
-Напиши названия зимующих птиц.
Зимующие птицы -
2) Кластер – «ералаш»:
-Зачеркни ненужное (какая птица лишняя?).
3) Составьте кластер:
-Допиши нужную информацию.
Снегирь - (внешний вид, пища, когда прилетает)
4) Кластер: «Скажи наоборот».
У воробья туловище мелкое, а у вороны- …(крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья - … .
У воробья хвост короткий, а у вороны - … .
У воробья лапки тонкие, а у вороны - … .
5) Кластер: «Разложи правильно» (карточки – слова перемешаны).
-Расскажи, как зимующие птицы подают голоса.
(голубь, ворона, снегирь, воробей, сорока:
воркует, каркает, свистит, чирикает, трещит)
6) Кластер: «Два в одном».
-Назови зимующую птицу и определи, какой корм предпочитает эта птица.
(...-сало, семена подсолнуха, хлебные крошки; ...- ягоды, семена подсолнуха)
-Проверяем нашу работу, у каждого из вас должен получиться небольшой рассказ.
(На экран по очереди проецируются слайды №25, 26, 27, 28, 29, 30)