Мариинский театр: история создания. История - мариинский театр Сообщение о мариинском театре

Мариинский театр (Санкт-Петербург, Россия) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мариинский театр - один из крупнейших музыкальных театров России, сыгравший ведущую роль в становлении русского хореографического и оперного искусства. Оркестр театра под руководством В. А. Гергиева входит в число лучших симфонических коллективов мира, тогда как оперная и балетная труппы по праву считаются сильнейшими среди отечественных и зарубежных коллективов. В репертуаре театра наряду с классическими постановками - ультрасовременные спектакли прогрессивных хореографов и мировые премьеры современных композиторов.

История

История возникновения Мариинки восходит к 1783 г., когда по указу Екатерины Великой был открыт Большой (Каменный) театр на площади, позднее получившей название Театральной. На его месте сейчас находится Санкт-Петербургская консерватория. Сцена в театре была оборудована по последнему слову техники, а само здание по проекту Антонио Ринальди поражало своими размерами и архитектурой. Русская труппа выступала здесь попеременно с зарубежными, шли драматические спектакли, устраивались концерты. Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и так называемого Театра-цирка, расположенного напротив Большого.

Когда в 1859 году Театр-цирк сгорел, на его месте был построен нынешний Мариинский, названный так в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Сюда переехали оперная, а позже и балетная труппы. 2 октября 1860 года состоялось торжественное открытие театра постановкой «Жизнь за царя» Глинки. В XIX веке здание дважды подвергалось реконструкции, была улучшена акустика зала и сцены.

Во время блокады Ленинграда в здание театра попало более двадцати снарядов, но к окончанию войны оно уже было восстановлено. На протяжении практически всего советского периода театр именовался Кировским, под этим именем его до сих пор помнят за рубежом. В 1992 году театру было возвращено его историческое название, и сейчас это Мариинский Государственный академический театр оперы и балета. В 2006 г. театр получил в своё распоряжение Концертный зал на улице Декабристов.

Репертуар театра и фестивали

В репертуар Мариинского театра сегодня входят классические произведения оперы и балета - «Щелкунчик», «Сильфида», «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Князь Игорь», «Аида», и концертные программы симфонической музыки. Ежегодно на сцене театра появляются премьерные спектакли, некоторые из них рождаются в результате сотрудничества с крупнейшими сценами мира: Ковент Гарден, Ла Скала, Ла Фениче, Операми Тель-Авива и Сан-Франциско и др.

Мариинский театр

Прежние названия:

Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова

Тип театра:

музыкальный

Объект культурного наследия РФ № 7810111000

Директор:

Валерий Гергиев

Художественный руководитель:

Валерий Гергиев

Главный дирижёр:

Валерий Гергиев

Главный балетмейстер:

Юрий Фатеев (и. о. заведующего балетной труппой)

Главный хормейстер:

Андрей Петренко

Мариинский театр (современное официальное название Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр , с 1935 по 16 января 1992 года - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова ) - музыкальный театр в Санкт-Петербурге. Один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире. Был основан в 1783 году.

История

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России.

12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого ведет отсчет история театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки. В 1886 году старое здание театра было перестроено под консерваторию, а репертуар полностью перенесен на сцену Мариинского театра.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, театру, как и многим другим объектам, населённым пунктам, предприятиям и т. д. СССР, было присвоено имя этого революционера.

В 1988 году, после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, художественным руководителем и главным дирижером Кировского театра стал Валерий Гергиев.

Площадки

  • Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
  • Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года
  • Концертный зал Мариинского театра (третья сцена), (ул. Декабристов, д. 37)
  • С 2016 г. филиал Мариинского театра (четвёртая сцена) начнёт работу в оперном театре Владивостока

В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов.

Труппы

Опера

Оперная труппа знаменита такими именами, как Мария Максакова, Леонид Собинов, Ирина Богачёва, Юрий Марусин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Ольга Кондина и Анна Нетребко.

Руководство

Художественный руководитель и директор - Герой Труда РФ, Народный артист РФ, лауреат Государственных премий РФ Валерий Абисалович Гергиев.

Фестивали

  • Международный фестиваль искусств «Звёзды белых ночей»
  • Московский пасхальный фестиваль
  • Фестиваль современной музыки «Новые горизонты»
  • Фестиваль «Масленица»
  • Фестиваль балета «Мариинский»
  • Фестиваль «Брасс вечера в Мариинском»

Партнёры и спонсоры

Генеральный партнёр театра

  • Банк ВТБ

Главные партнеры театра

  • Сбербанк
  • Yoko Ceschina
  • Газпром

Главные спонсоры театра

  • Total
  • Меркурий
  • TeliaSonera

Директор и художественный руководитель театра Валерий Гергиев заявил, что партнерами Мариинки могут стать американский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон и корпорация Apple. Сотрудничество с Кэмероном связано с планами руководства театра развивать съёмки постановок в формате 3D.

Мариинский театр. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы “Жизнь за царя” М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (арх. А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 им. С. М. Кирова, с 1992… … Большой Энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы Жизнь за царя М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади (реконструировано в 1968 1970). Один… … Русская история

Мариинский театр - (см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Мариинский театр - Мариинский театр, см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Мариинский Театр - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 имени С. М. Кирова … Энциклопедический словарь

Мариинский театр Большая советская энциклопедия

Мариинский театр - в СПб. открыт 2 окт. 1860 г. возобновлением оперы Жизнь за Царя. Перестроен архитектором А. К. Кавосом из сгоревшего в 1859 г. театра цирка. В последнее время (1894 96) театр капитально перестроен. Значительные работы, с целью улучшения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мариинский театр - см. Ленинградский театр оперы и балета … Музыкальная энциклопедия

Мариинский театр - МАРИИ́НСКИЙ ТЕÁТР, см. Ленинградский театр оперы и балета … Балет. Энциклопедия

Книги

  • Мариинский балет: взгляд из Москвы , Татьяна Кузнецова. Эта книга - сценический портрет петербургской труппы, увиденной глазами москвички. Здесь описаны спектакли, которые театр представлял в качестве хитов своих сезонов с 1997 по 2012 год:… Купить за 632 руб
  • Большой театр. Культура и политика. Новая история , Соломон Волков. Живая, неортодоксальная история взаимодействия политики и искусства, власти и общества, Царя и Театра. Большой театр – один из самых прославленных брендов России.На Западе слово Bolshoi не…

1917-1967

Государственный академический Мариинский театр - старейший русский музыкальный театр. В истории и развитии классического и советского оперного и балетного искусства ему принадлежит выдающаяся роль.

Оперные спектакли устраивались в Петербурге на протяжении XVIII века, но датой основания театра принято считать 1783 год, когда спектакли стали показывать в так называемом Каменном театре (впоследствии он был перестроен для консерватории). Здание, в котором ныне находится театр, построено в 1860 году архитектором А. Кавосом.

Как раньше, так и теперь формирование и пополнение труппы проводится в основном из числа выпускников старейшего учебного заведения - Санкт-Петербургской консерватории, основанной в 1862 году, и балетной школы, основанной в 1738 году, ныне называющейся Академией русского балета имени А. Я. Вагановой.

Деятельность блистательной плеяды представителей русской музыкальной культуры связана с Мариинским театром на протяжении всей его двухвековой истории. Это - дирижеры А. Кавос, К. Лядов, Э. Направник; режиссеры О. Палечек, Г. Кондратьев; балетмейстеры Ш. Дидло, М. Петипа, Л. Иванов, А. Горский, М. Фокин; художники К. Коровин, А. Головин, А. Бенуа. Его сцену украшали выступления прославленных певцов О. Петрова, И. Мельникова, Ф. Комиссаржевского, Е. Збруевой, Е. Мравиной, Н. Фигнера, Л. Собинова, Ф. Шаляпина. Слава русского балета многим обязана А. Истоминой, А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинскому, Н. Легату.

На сцене нашего театра впервые прозвучали гениальные творения классиков русской музыки: «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) Глинки, «Русалка» Даргомыжского (1856), «Псковитянка» Римского-Корсакова (1873), «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1884), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890) Чайковского, «Князь Игорь» Бородина (1890). Многие шедевры мировой оперной классики, в том числе «Севильский цирюльник» Россини (1822), «Дон-Жуан» Моцарта (1828), «Травиата» (1868), «Риголетто» (1878) и «Отелло» (1887) Верди впервые были исполнены на русском языке в постановке Мариинского театра. Специально для этого театра Верди написал оперу «Сила судьбы» (1862). Театр славился своими постановками вагнеровских опер, в особенности сценическим осуществлением всей тетралогии «Кольцо нибелунга» (1900-1905 гг.).

Своего расцвета на этой сцене достигло и балетное искусство в постановках «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892), «Лебединое озеро» (1895) Чайковского, «Раймонда» (1898) Глазунова, «Шопениана» (1908). Эти спектакли стали гордостью русского и мирового балетного театра и по сей день не сходят со сцены.

Новый этап истории театра, ставшего на путь подлинного служения народу, начался только после Великой Октябрьской революции.

С первых дней установления Советской власти государственные и партийные организации проявляют большую заботу о творческой жизни и условиях быта огромного коллектива театра. В 1920 году он получил наименование академического театра оперы и балета. В 1935 году ему присвоено имя С. М. Кирова, выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства. Из государственного бюджета ежегодно ассигнуются большие суммы для создания необходимых условий творческой работы театра. Важно, что решен пенсионный вопрос, и артисты, проработавшие 20-30 лет (в зависимости от их специальности), обеспечиваются пенсией. Освобождающиеся вакансии используются для привлечения в труппу новых талантливых исполнителей.

Очень важно отметить, что оберегая великие и прогрессивные традиции русской классической музыки, творческий коллектив театра, его выдающиеся артисты приумножили славу своих знаменитых предшественников.

Творческое содружество с советскими композиторами Б. Асафьевым, Ю. Шапориным, Д. Шостаковичем, С. Прокофьевым, Р. Глиэром, Т. Хренниковым, О. Чишко, А. Крейном, В. Соловьевым-Седым, А. Петровым. К. Караевым, И. Дзержинским, Д. Кабалевским, В. Мурадели, А. Холминовым и многими другими определило важнейшие идейно-художественные завоевания театра, его постоянное стремление закрепиться на позициях искусства социалистического реализма.

Исключительно большая роль в претворении партитуры в полноценные высокохудожественные музыкально-сценические произведения принадлежит В. Дранишникову, А. Пазовскому, Б. Хайкину, многие годы занимавшим пост главного дирижера. А рядом с ними - С. Ельцину, Д. Похитонову, Е. Мравинскому, Е. Дубовскому.

В послереволюционные годы свой вклад в работу театра внесли режиссеры Вс. Мейерхольд, С. Радлов, Э. Каплан. Большая же часть репертуара театра и огромная работа над овладением реалистическим стилем актерской игры обязаны деятельности Л. Баратова, И. Шлепянова, Е. Соковнина в качестве главных режиссеров.

В летопись балетной труппы театра яркие страницы вписали А. Ваганова, чью роль в истории хореографической педагогики трудно переоценить; балетмейстеры Ф. Лопухов, В. Вайнонен, В. Чабукиани, Л. Лавровский, Б. Фенстер. Их балетмейстерский талант раскрылся в интересном н глубоком воплощении лучших спектаклей постоянного репертуара. Ближайшими творческими соратниками режиссеров, дирижеров и балетмейстеров были художники В. Дмитриев, Ф. Федоровский, С. Вирсаладзе, С. Юнович, декорации и костюмы которых в таких спектаклях, как «Борис Годунов», «Легенда о любви», «Иван Сусанин», «Царская невеста» и др., органически слились с музыкой и ее трактовкой.

На протяжении нескольких десятилетий успехам нашего театра способствовала плодотворная работа выдающихся певцов И. Ершова, П. Андреева, Р. Горской, В. Касторского, С. Мигая, М. Рейзена, С. Преображенской, В. Сливинского, Г. Нэлеппа, О. Кашеваровой, И. Яшугина, Н. Серваль, К. Лаптева, А. Халилеевой, Л. Ярошенко; выдающихся солистов балета Е. Люком, М. Семеновой, Г. Улановой, О. Иордан, Н. Дудинской, Ф. Балабиной, Т. Вечесловой, В. Чабукиани, К. Сергеева, С. Каплана, Г. Кирилловой, Н. Анисимовой, А. Шелест, И. Бельского, В. Ухова и других.

Наличие таких творческих сил в составе театра позволило вести неустанную работу по сохранению лучших образцов оперной и балетной классики и введению в репертуар все новых и новых музыкально-сценических произведений. Показательно, что за период с 1924 по 1967 год театром поставлено 63 новых оперы и балета советских композиторов. Лучшие из них на многие годы вошли в постоянный репертуар. Опера Т. Хренникова «В бурю» была показана 74 раза, «Семья Тараса» Д. Кабалевского - 72, «Декабристы» Ю. Шапорина - 86; балеты: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева - 386 раз, «Лауренсия» А. Крейна - 113, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - 100, «Медный всадник» Р. Глиэра - 321, «Спартак» А. Хачатуряна - 135 раз. Прочно вошли в репертуар и более «молодые» спектакли, такие как «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого, «Каменный цветок» и «Золушка» С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Ленинградская симфония» на музыку Д. Шостаковича, «Судьба человека» И. Дзержинского.

Готовясь к празднествам 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, театр разработал трехлетний план, в который вошли произведения советских композиторов и классиков русской и зарубежной музыки.

Уже поставлены оперы «Октябрь» В. Мурадели, «Повесть об одной любви» Д. Толстого, «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, его же «Анна Снегина», «Питер Граймс» современного английского композитора Б. Бриттена, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Гуняди Ласло» классика венгерской музыки Ф. Эркеля. Последняя балетная премьера - «Страна чудес» ленинградского композитора И. Шварца; близка к завершению работа над балетом «Горянка» дагестанского композитора М. Кажлаева. Мы многого ждем от творческого содружества с композиторами Д. Шостаковичем, И. Дзержинским, М. Матвеевым, Н. Червинским, В. Веселовым. Их работы - это ближайшее будущее нашей сцены.

Репертуар театра велик. Он включает 36 опер и 29 балетов. С радостью думается о том, что из 65 спектаклей 28 опер и балетов принадлежат перу советских композиторов.

Для того, чтобы этот большой репертуар был доведен до высокого художественного уровня и захватил зрительный зал, необходимо обеспечить каждый из многочисленных «цехов» нашего «производства художественных ценностей» высококвалифицированным руководством и соответствующим составом исполнителей. Главный дирижер театра - один из крупнейших дирижеров страны, народный артист СССР Константин Симеонов; главный режиссер - широко известный по своим работам в музыкальном театре и кино, заслуженный деятель искусств РСФСР Роман Тихомиров; главный балетмейстер - известный хореограф, в прошлом выдающийся солист балета, народный артист СССР Константин Сергеев; хором руководит опытный мастер - заслуженный артист РСФСР Александр Мурин; народный художник РСФСР Иван Севастьянов является главным художником театра.

Как бы высоко мы ни оценивали работу руководителей всех разделов художественной деятельности театра, для зрителей, заполняющих каждый вечер театральный зал, лицо театра определяют прежде всего артисты-исполнители. Достойно представляют художественный уровень прославленной труппы народный артист СССР Б. Штоколов, народные артисты РСФСР Г. Ковалева, Р. Баринова; заслуженные артисты РСФСР B. Атлантов, В. Кравцов, И. Новолошников, Т. Кузнецова; солисты Л. Филатова, В. Морозов, И. Богачева, Л. Морозов, В. Киняев, С. Бабешко, М. Черножуков, В. Малышев, А. Шестакова, К. Словцова, Э. Краюшкина, В. Топориков; известные солисты балета народная артистка СССР И. Колпакова; народные артисты РСФСР К. Федичева, А. Осипенко, Ю. Соловьев; заслуженные артисты РСФСР В. Семенов, C. Викулов, И. Генслер, О. Заботкина; солисты Н. Макарова, О. Соколов, Э. Минченок, К. Тер-Степанова и др.

Непременно следует отметить работу в театре народных артистов РСФСР В. Максимовой, И. Зубковской, Н. Кургапкиной, Н. Кривули, И. Алексеева, И. Бугаева, Б. Брегвадзе, А. Макарова; заслуженных артистов РСФСР Л. Грудиной, В. Пучкова, Н. Петровой, О. Моисеевой и др.; дирижеров Д. Далгата, В. Широкова, балетмейстеров Л. Якобсона, Ю. Григоровича, И. Бельского; педагогов-репетиторов Н. Дудинской, Т. Вечесловой, С. Каплана; хормейстера Б. Шиндер.

Росту молодых артистов театр уделяет большое внимание. Молодежь составляет треть нашей труппы. Поэтому регулярно проводятся смотры молодежи и планомерные вводы молодых исполнителей в оперные и балетные спектакли. Нас радуют успехи молодых артистов О. Глинскайте, М. Егорова, Г. Комлевой, П. Большаковой. В. Афанаскова, В. Бударина, Д. Марковского, Л. Ковалевой, Е. Евтеевой, дирижера В. Федотова и хормейстера Л. Теплякова. Недавно театр привлек к работе молодого талантливого балетмейстера О. Виноградова и принял в труппу способного, перспективного танцовщика М. Барышникова.

Оркестр театра представлен высококвалифицированными артистами, в числе которых немало лауреатов международных и всесоюзных конкурсов. В настоящее время он является одним из лучших оркестровых коллективов страны.

Хор, насчитывающий в своем составе сто артистов, отличается чистотой строя, ансамблевостью, четкостью дикции.

Из массовых коллективов необходимо отметить и наш кордебалет, по праву заслуживший высокую оценку зрителей в нашей стране и за рубежом.

Подготовка и проведение спектаклей требуют не только участия представителей музыкальных и хореографических профессий, но и огромной работы художественно-постановочной части и мастерских. Здесь трудятся опытные мастера - гримеры, костюмеры, бутафоры, осветители. монтировщики и др. Ими руководили многие годы старейшие специалисты Н. Иванцов (в театре), А. Беляков (в мастерских). Сейчас постановочную часть возглавляет Ф. Кузьмин, а театральные мастерские - Б. Корольков. Необходимо также отметить художников-декораторов Н. Мельникова, С. Евсеева, М. Зандина, отдавших работе в театре много лет.

Театр имени С. М. Кирова - одни из крупнейших в стране, его коллектив без театральных мастерских насчитывает более 1000 человек. В нелегком деле организации производственно-творческого процесса, охватывающего все стороны жизни театра, принимают участие управления оперы, балета, репертуарно-литературная часть, плановый отдел, группа по организации зрителей. Добрую память по себе оставили бывшие директора театра В. Асланов, В. Бондаренко, Г. Орлов и бывшие заведующие режиссерским управлением В. Кривалев и А. Пикар.

Значительную роль в установлении принципиальных линий развития репертуарной политики театра, в решении наиболее сложных творческих вопросов играет художественный совет театра, в состав которого входят главный дирижер народный артист СССР К. Симеонов, главный режиссер заслуженный деятель искусств РСФСР Р. Тихомиров, главный художник народный художник РСФСР И. Севастьянов, главный балетмейстер народный артист СССР К. Сергеев, главный хормейстер заслуженный артист РСФСР А. Мурин, заведующая репертуарно-литературной частью Т. Боголепова, ведущие солисты народные артисты СССР Б. Штоколов, И. Колпакова; народные артисты РСФСР Г. Ковалева, Р. Баринова, К. Федичева, Ю. Соловьев; солисты оркестра О. Барвенко, Л. Перепелкин, А. Казарина; педагоги-репетиторы народная артистка СССР Н. Дудинская, заслуженный артист РСФСР С. Каплан, представители творческих союзов - композиторы Б. Арапов, В. Богданов-Березовский, М. Матвеев, художник С. Дмитриева и др.

Коллектив тесно связан с широкими массами зрителей. Только в течение 1966 года в театре и на выездных спектаклях побывало около 600 000 человек.

В 1940 году театр успешно принимал участие в Декаде ленинградского искусства в Москве; в 1965 году провел большие гастроли в столице нашей Родины. На спектаклях, проходивших в Большом театре и Кремлевском Дворце съездов, побывало 140 000 зрителей. В 1964-1966 годах свыше 700 000 зрителей присутствовало на спектаклях и концертах наших артистов в Греции, Италии, Англии, Бельгии, Франции, США и Канаде. Множество зрителей ГДР, Болгарии, Чехословакии, Венгрии побывало на выступлениях ведущих солистов нашего театра.Таким образом, за прошедшие годы театр широко пропагандировал советское искусство среди зрителей Советского Союза и зарубежных стран, высоко оценивших его спектакли.

За заслуги в развитии советского искусства в 1939 году театр награжден орденом Ленина. Большая группа работников за прошедшие годы награждена орденами Советского Союза, шестидесяти шести деятелям театра присвоены почетные звания народных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных артистов, десять удостоены звания лауреатов Государственных премий, двенадцать награждены значками Министерства культуры «За отличную работу». За успешное участие в конкурсах шестьдесят артистов получили звание лауреатов международных и всесоюзных конкурсов.

Многие артисты и другие работники театра награждены боевыми орденами Советского Союза и медалью «За оборону Ленинграда». Защищая Родину в период Великой Отечественной войны, около 300 работников театра погибло на фронтах и при обороне Ленинграда.

В настоящее время коллектив ведет большую шефскую работу в частях Советской Армии. За активное участие и хорошие результаты по шефству театру передано на хранение переходящее красное знамя Министерства обороны СССР. Шестьдесят пять артистов награждены почетным значком «Отличник культурного шефства над вооруженными силами СССР». Театр проводит значительную работу по культурному шефству на предприятиях города и в сельской местности Ленинградской области.

Не останавливаться на достигнутом, настойчиво решать идейно-творческие задачи, выдвигаемые современностью, участвовать своим искусством в борьбе за построение коммунистического общества, за подъем музыкальной культуры - вот путь, по которому движется театр, вдохновляемый великими идеями партии Ленина, приведшей страну и народ к знаменательному 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

П. И. Рачинский. «Театр великих традиций и исканий», 1967 год

— один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире, сыгравший ведущую роль в становлении русского хореографического и оперного искусства. Оркестр театра под руководством В. А. Гергиева входит в число лучших симфонических коллективов мира, тогда как оперная и балетная труппы по праву считаются сильнейшими среди отечественных и зарубежных коллективов.

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого (Каменного) театра на площади, позднее получившей название Театральной. Театр располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию и входил в состав Императорских театров России.

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны . Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета». После убийства С.М. Кирова, театр получил его имя. На протяжении практически всего советского периода театр именовался Кировским, под этим именем его до сих пор помнят за рубежом.
16 января 1992 года театру было возвращено его прежнее название.