Настенные рисунки древних людей. Первобытная наскальная живопись

Пещерная или наскальная живопись - рисунки, которые встречаются на стенах и потолках пещер, поверхностях скал. Сделанные в доисторический период изображения датируются эпохой палеолита, примерно 40 000 лет назад. Некоторые ученые считают, что наскальная живопись первобытных людей - способ общения с окружающим миром. Согласно иной теории рисунки наносились с церемониальной или религиозной целью.

http://mydetionline.ru

История открытия

На юго-западе Франции и севере Испании было археологами обнаружено более 340 пещер, в которых имелись изображения доисторических времен. Изначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку метод радиоуглеродного датирования мог быть неточным из-за грязных поверхностей, которые исследовали. Но дальнейшее развитие технологий позволило устанавливать точный период нанесения изображений на стены.

http://allkomp.ru/

Хронологию можно установить также тематикой рисунков. Так, северный олень, изображенный в пещере Куэва-де-Лас, которая находится в Испании, датируется концом Ледникового периода. Самые ранние рисунки в Европе обнаружены в пещере Шове во Франции. Они появились 30 000 лет до нашей эры. Сюрпризом для ученых было то, что изображения были изменены неоднократно на протяжении тысяч лет, что и вызвало путаницу в дотировании рисунков.

Живопись в три этапа

Существуют монохромные и полихромные пещерные рисунки. Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа и полностью зависела от опыта и культурной зрелости художника, освещения, вида поверхности и доступного сырья. На первом этапе намечались контуры изображаемого животного при помощи древесного угля, марганца или гематита. Второй этап подразумевал завершение рисунка и нанесение на изображение красной охры либо другого пигмента. На третьем этапе наносились контуры черным цветом для зрительного увеличения изображения.

Сюжеты и темы

Наиболее распространенным сюжетом в пещерной живописи первобытных людей является изображение крупных диких животных. В начале каменного века художники рисовали:

  • львов;
  • носорогов;
  • саблезубых тигров;
  • медведей.

Образы животных, на которых охотились люди, появляются в период позднего палеолита. Изображение человека - очень редкое явление и картинки менее реалистичны, чем нарисованные фигурки зверей. В первобытном искусстве нет изображений пейзажей и ландшафта.

Работа древних художников

Доисторические обитатели планеты обнаружили, что краска, изготовленная из животных и растений не такая устойчивая, как добытая из земли. Люди со временем определили свойство окисей железа, находящихся в земле, не терять первоначальный внешний вид. Поэтому они искали залежи гематита и могли проходить в день десятки километров, чтобы принести краситель домой. Современные ученые обнаружили тропы, проложенные к залежам, по которым курсировали древние мастера.

Используя морские раковины в качестве резервуара для краски, работая при свечах или слабом дневном свете, доисторические живописцы применяли в работе разнообразные приемы и методы живописи. Вначале рисовали пальцами, а затем перешли на мелки, подушечки из мха, кисточки из шерсти животных, а также растительные волокна. Они использовали более прогрессивный метод распыления краски при помощи камыша или костей со специальными отверстиями.

В кости птицы делали отверстия и наполняли красной охрой. Изучая наскальную живопись древних людей, ученые определили, что такие приспособления использовались 16 000 лет до нашей эры. В каменном веке художники также применяли приемы светотени и ракурса. В каждой эпохе появляются новые методы живописи и пещеры пополняются рисунками, исполненными в новых стилях на протяжении многих веков. Гениальные работы доисторических художников вдохновили многих современных мастеров на создание прекрасных произведений.

Спелеологи всего мира находят пещерные рисунки древнейших людей во всех уголках земного шара. Наскальные картинки прекрасно сохранились до наших дней, хотя были нарисованы много тысячелетий назад. Различают несколько видов таких художеств, которые периодически вносят в список Всемирного наследия.

Как правило, древний человек разрисовывал стены пещер однотипными сюжетами — он изображал охоту, руки человека, различные сражения, солнце и животных. Наши предки придавали этим рисункам особое значение и вкладывали в них сакральный смысл.

Создавались эти росписи с помощью различных способов и материалов. Для рисования применяли охру, кровь животных и мел. А тесаные картинки создавали на камне с помощью специального резца.

Предлагаем совершить мини-экскурс в загадочный мир пещер с наскальными росписями, созданными древним человеком до нашей эры.

Пещера Магура, Болгария

В болгарской пещере Магура, неподалеку от Софии, которая поражает своей уникальностью и длиной, найдены доисторические картинки. Подземное царство растянулось на два километра, а залы пещеры имеют огромные размеры: ее ширина — 50 м, а высота — 20 м.

Обнаруженная наскальная роспись создана с помощью гуано летучих мышей. Картинки наносились в много слоев на протяжении нескольких периодов: палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. Рисунки изображают фигурки древних людей и животных.

Еще здесь можно встретить нарисованное солнце, и различные орудия труда.

Пещера Куэва-де-лас-Манос, Аргентина

В Аргентине находится еще одна древнейшая пещера с большим количеством наскальных рисунков. В переводе она звучит как «Пещера множества рук», так как в ней преобладают отпечатки ладоней наших предков. Наскальная роспись находится в большом зале шириной 24 м и длиной 10 м. Приблизительная дата нанесения картинок — 13-9 тысячелетия до нашей эры.

На объемном известняковом полотне запечатлены многочисленные следы рук. Ученые выдвинули свою версию появления таких четких отпечатков — древние люди клали специальный состав в рот, а затем сквозь трубку дули на руку, которую прикладывали к стене пещеры.

Здесь также есть изображения людей, животных и геометрических фигур.

Скальные жилища Бхимбетка, Индия

В Индии обнаружено много пещер с наскальной живописью. Одна из них находится на севере центральной Индии, в штате Мадхья-Прадеш. Местные жители дали такое название пещере в честь героя эпоса «Махабхараты». Росписи древних индийцев приходятся на эпоху мезолита.

Здесь можно увидеть как и затертые, неяркие изображения, так и очень красочные и интересные рисунки. В основном, здесь изображены различные битвы и орнаменты.

Национальный парк Серра-да-Капивара, Бразилия

В бразильском национальном парке Серра-да-Капивара находится пещера древних людей, стены которой сохранили рисунки, которые были нарисованы 50 тысяч лет назад.

Ученые обнаружили здесь около 300 различных художеств и памятников архитектуры. В пещере преобладают рисунки животных и прочих представителей эпохи палеолита.

Пещерный комплекс Лаас-Гааль, Сомалиленд

В африканской республике Сомалиленд археологи обнаружили пещерный комплекс Лаас-Гааль, на стенах которого сохранились картинки времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. Древние поселенцы изображали здесь разнообразные бытовые и жизненные сцены: выпас скота, различные ритуалы и игры.

Современники, которые живут здесь, не особо интересуются этой наскальной живописью. А в пещерах, как правило, только укрываются от дождя. Большое количество рисунков еще не изучены и археологи продолжают их исследовать.

Наскальные изображения Тадрарт-Акакус, Ливия

Здесь есть зал Быков и дворцовый зал Кошек. К несчастью, в 1998 году эти шедевры живописи чуть было не испортились плесенью. Поэтому, чтобы избежать этого, в 2008 году пещеру закрыли.

Друзья, откуда и как все началось?

Может, когда древний человек увидел свой отпечаток ноги на песке?
Или, когда провел пальцем по земле, понял что получается след от пальца?
А может, когда наши предки научились управлять «огненным зверем» (огнем), проведя сгоревшим концом палки по камню?

В любом случае понятно, что человек всегда был любопытен и даже наши предки, оставляя примитивные рисунки на скалах и камнях, хотели передать друг другу свои ощущения.

Исследуя рисунки древних людей , очевидно, что в процессе эволюции, совершенствовались и их рисунки, переходя от примитивности к более сложным изображениям людей и зверей.

Известно, что археологи нашли на территории Африки, в пещере Сибуду, наскальные рисунки, сделанные древними людьми еще 49 тысяч лет назад! Рисунки были нарисованы охрой, смешанной с молоком. Первобытные люди применяли охру еще и раньше, около 250 тысяч лет назад, но наличия молока в краске обнаружено не было.

Эта находка была странна тем, что древние люди, жившие 49 тысяч лет назад, еще не имели домашний скот, а значит, добывали молоко, охотясь на зверя. По мимо охры , наши предки использовали для рисунков уголь или обожженные корни , истолченные в порошок, известняк .

Всем известные росписи Древнего Египта популярны больше всего. История Древнеегипетской цивилизации насчитывает около 40 веков! Эта цивилизация достигла больших высот в архитектуре, писании папирусов, а также графических рисунков и других изображений.

Существование Древнего Египта началось 3000 лет до н. э. и закончилось IV –VII вв. нашей эры.

Египтяне любили украшать росписью почти все: гробницы, храмы, саркофаги, разные домашние мелочи и посуду, статуи. Для красок использовали: известняк (белый), сажа (черный), железная руда (желтый и красный), медная руда (синий и зеленый).

Живопись древнего Египта была осмысленной, изображая людей, например, умерших, оказывая им услуги в загробной жизни.

Они верили в загробную жизнь и считали, что жизнь всего лишь промежуток к другой, более интересной жизни. Поэтому после смерти, умершего прославляли в изображениях.

Не менее увлекательные античные рисунки и фрески других цивилизаций – Древнего Рима и Древней Греции .

Греко-римская античность началась в VII веке до нашей эры и закончилась VI веке нашей эры. Делать росписи стен по сырой штукатурке римляне подсмотрели у древних греков.

Так, например, для красок, цветные минералы смешивались с белком яйца и животным клеем . А после высыхания такую фреску покрывали растопленным воском .

Но вот древние греки знали куда лучший способ сохранения ярких красок. В штукатурке, которую они использовали, содержалась известь и при высыхании она образовывала прозрачную, тонкую пленку из кальция. Вот именно эта пленка и делала фреску долговечной!

Настенные фрески древней Греции дошли до наших дней, спустя тысячелетия, прекрасно сохранившись в таком же ярком и насыщенном цвете, как при их создании.

Раньше фреской называли живописные работы по сырой штукатурке. Но в наше время, любая настенная роспись может называться фреской, в не зависимости от техники ее исполнения.

Вообще же настенные росписи или фрески относятся к монументальной живописи. И ко мне это имеет прямое отношение. Именно альфрейная живопись, то есть настенная роспись является моей основной специализацией, которую я изучила в частной школе на юге Франции.

Посмотреть мои работы вы сможете в разделе >>> <<<

В средневековье на Руси Киевской стены соборов расписывали красивейшими фресками. Так, например, в 2016 году я посетила заповедник София Киевская в Киеве. И в красивейшем соборе, заложенном в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, на стенах сохранились настенные фрески (общая площадь фресок 3000 кв. м.)

Главная композиция в соборе – портрет семьи Ярослава Мудрого на трех стенах. Но до наших дней дошли и неплохо сохранились только портреты сыновей и дочерей князя. Огромные фрески, написанные в XI веке, на меня, конечно же, произвели сильное впечатление.

Также уже в Средневековье (период V – XV вв) использовали для живописных работ не только стены, но и поверхности из дерева (для написания картин). Для таких работ применяли темперные краски. Эта краска, конечно же, считается одной из древнейших видов красок и пользовались ею, чтобы писать картины, вплоть до XV века.

Пока однажды нидерландский живописец Ван Эйк не ввел широкое использование красок на масляной основе в Европе

Темпера – это краски на водной основе. Красящий порошок, разбавленный водой и куриным желтком. История насчитывает более 3000 лет этому виду красок.

Сандро Ботичелли/Sandro Botticelli. Слева Портрет молодой женщины 1480-1485 гг, 82 x 54 cm , Франкфурт. Справа Благовещение 1489-1490гг, темпера на дереве, 150 x 156 см, Флоренция

Так, например, в древнем Египте саркофаги фараонов расписывали именно темперой.

А вот использовать холст, вместо деревянной доски для написания картин, в странах западной Европы стали только в начале XVI века. В значительных количествах писали на холстах флорентийские и венецианские живописцы.

В России же холсты, как основу для живописи стали применять еще позже, только со второй половины XVII века. Но это уже другая история…. Вернее

Вот так, проявив любопытство и сделав небольшой анализ, можно проследить способы самовыражения человека от примитивного рисунка до истинных творений средневековья!!! Конечно, это не научная статья, а только взгляд одного любопытного художника, которому нравится капаться и капаться в лабиринтах человеческого разума.

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы


Картины и гравюры на скалах начали рисовать за десятки тысяч лет до рождения таких цивилизаций, как Греция и Месопотамия. Хотя большинство из этих произведений остается загадкой, они поногают современным ученым понять повседневную жизнь доисторических людей, понять их религиозные убеждения и культуру. Это настоящее чудо, что эти древние рисунки сохранились в течение такого длительного времени в условиях природных эрозии, войн и разрушительной деятельности человека.

1. Эль-Кастильо


Испания
Одни из старейших известных наскальных картин в мире, на которых изображены лошади, бизоны и воины, находятся в пещере Эль-Кастильо, в Кантабрии на севере Испании. Внутрь пещеры ведет отверстие, настолько узкое, что через него нужно передвигаться ползком. В самой же пещере можно найти множество рисунков, которым исполнилось, по крайней мере, 40 800 лет.

Они были сделаны вскоре после того, как люди начали мигрировать из Африки в Европу, где встретились с неандертальцами. На самом деле, возраст наскальных картин предполагает возможность того, что они были сделаны неандертальцами, которые на то время жили в данном регионе, хотя доказательства этого вовсе не убедительны.

2.Сулавеси


Индонезия
В течение длительного времени считалось, что в пещере Эль-Кастильо находятся самые старые известные наскальные рисунки. Но в 2014 году археологи сделали ошеломляющее открытие. В семи пещерах на индонезийском острове Сулавеси на стенах нашли отпечатки рук и примитивные рисунки местных свиней.

Эти изображения уже были известны местным жителям, но никто даже не догадывался, сколько им лет. Ученые оценили возраст наскальных рисунков в 40 000 лет. Подобное открытие поставило под сомнение давнее убеждение, что человеческое искусство впервые появилось в Европе.

3. Плато Арнем-Ленд


Австралия
Последние исследования показали, что некоторые места в Австралии вполне могут посоперничать по возрасту с самым древним в мире искусством. В каменном убежище Наварла Габарнманг на севере страны нашли наскальную живопись возрастом в 28 000 лет. Однако, ученые считают, что некоторые рисунки могут быть гораздо старше, поскольку на одном из них изображена гигантская птица, которая вымерла около 40 000 лет назад.

Поэтому или наскальное искусство старше, чем предполагалось, или же птица жила дольше, чем предполагает современная наука. В Наварла Габарнманг также можно найти рисунки рыб, крокодилов, кенгуру-валлаби, ящериц, черепах и других животных, сделанные десятки тысяч лет назад.

4. Аполлон-11


Намибия
Эта пещера получила столь необычное название, потому что была обнаружена немецким археологом в 1969 году, когда первый космический корабль (Аполлон-11) приземлился на Луне. На каменных плитах пещеры в юго-западной Намибии были найдены рисунки, сделанные древесным углем, охрой и белой краской.

Изображениям существ, которые напоминают кошек, зебр, страусов и жирафов, исполнилось от 26 000 до 28 000 лет, и они являются старейшим изобразительным искусством, найденным в Африке.

5. Пещера Пеш-Мерль


Франция
Ученые считали, что изображения двух пятнистых лошадей на стенах пещеры Пеш-Мерль в юго-центральной части Франции, которые были сделаны 25 000 лет назад, являются плодом воображения древнего художника. Но последние исследования ДНК показали, что подобные пятнистые лошади действительно существовал в данном регионе в то время. Также в пещере можно найти 5000-летние изображения зубров, мамонтов, лошадей и других животных, нарисованных черным оксидом марганца и красной охрой.

6. Тадрарт-Акакус


Ливия
Глубоко в пустыне Сахара на юго-западе Ливии в горном массиве Тадрарт-Акакус, были найдены тысячи картин и наскальных рисунков, которые показывают, что некогда в этих засушливых землях была вода и цвела пышная растительность. Также на территории нынешней Сахары жили жирафы, носороги, и крокодилы. Старейший рисунок здесь был сделан 12 000 лет назад. Но, после того, как Тадрарт-Акакус начал поглотила пустыня, люди окончательно покинули это место примерно в 100 году н.э.

7. Бхимбетка


Индия
В штате Мадхья-Прадеш есть около 600 пещер и скальных жилищ, в которых нашли скальные росписи, выполненные в период между 1 000 и 12 000 годами назад.
Эти доисторические изображения нарисованы красной и белой краской. На картинах можно встретить сцены охоты на буйволов, тигров, жирафов, лосей, львов, леопардов, слонов и носорогов. Другие рисунки показывают сбор фруктов и меда и одомашнивание животных. Также можно найти изображения животных, которые уже давно вымерли в Индии..

8. Лаас-Гааль


Сомали
Комплекс из восьми пещер в Сомалиленде содержит одни из самых древних и самые хорошо сохранившиеся наскальные росписи в Африке. Их возраст оценивается между 5 000 и 11 000 годами, а выполнены эти рисунки коров, людей, собак и жирафов в красном, оранжевом и кремовом цвете. О людях, которые жили здесь в то время практически ничего не известно, но многие местные жители до сих пор считают пещеры священными.

9. Куэва-де-лас-Манос

Аргентина
Эта необычная пещера в Патагонии буквально переполнена 9000-летними красными и черными отпечатками рук на стенах. Поскольку присутствуют в основном изображения левых рук мальчиков-подростков, ученые предположили, что нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации юношей. Кроме того, в пещере также можно найти сцены охоты на гуанако и нелетающих птиц нанду.

10. Пещера Пловцов


Египет
В Ливийской пустыне в 1933 году нашли пещеру с наскальной живописью эпохи неолита. Изображения плавающих людей (из-за которых пещера получила свое название), а также отпечатки ладоней, и которые украшают стены, были сделаны между 6000 и 8000 годами назад.

Наскальные рисунки древних людей

Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир.

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д.

Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни. В охоте, первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Всё дело в том, что у них уже была развитая письменность – их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне, отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити, не отличаются не остротой мысли, ни ловкостью её передачи.

С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию, и придавая ей неповторимый оттенок. Каждое общество, цивилизация оставляют в истории свой след, подобный тому, который на чистой стене оставляет надпись.