О чём рассказывает «Анна Каренина. Мария Пушкина-Гартунг

Думаю, что сюжет романа "Анна Каренина" был взят из жизни самого Л. Толстого, но Анна - выдумка, литературный персонаж, миф.

Лев Николаевич сконструировал характер Анны, вылепив его как Пигмалион Галатею или как Пракситель - Афродиту. Но еще он описал свою современницу, иначе не было бы такого неугасающего интереса к роману. Это почти роман-репортаж. Недаром возникла легенда, что сюжет взят из газеты. На самом деле не одна только заметка о несчастном случае была всему причиной. Предпосылкой написания романа, утверждают литературоведы, было и чтение пушкинского отрывка "Гости собирались на дачу", и другие события.

Трагедия Анны Карениной это прежде всего трагедия самого Льва Толстого. И роман "Анна Каренина", и повесть "Семейное счастье" Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни. В повести "Крейцерова соната" Толстой так и вовсе изложил истории влюблённости его жены Софьи Андреевны в друга их дома композитора Александра Сергеевича Танеева.

Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»).

Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать».
Но преодолеть искушение плоти он не мог. Однако после сексуальных утех всегда возникало чувство вины и горечь раскаяния.
Когда жена не могла делить с мужем супружеское ложе, Толстой увлекался либо очередной горничной, либо кухаркой, или посылал в деревню за солдаткой.

Позже, оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»

Если Левина Толстой писал с себя, то прообразом Каренина стал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев, у которого, по слухам, была схожая семейная ситуация. Исполнитель роли Каренина Олег Янковский даже внешне похож на него, особенно когда одевает очки.

Толстой писал, что Каренин был стариком. Хотя по нынешним меркам он ещё молод – ему всего 44 года. Анне около 26-27 лет. У неё 8-летний сын. В те времена в России она уже не считалась молодой женщиной. Девушки на выданье были 16-17-летние, так что для 70-х годов 19 века Анна – женщина зрелая, мать семейства, а Вронский был очень молод.

Считается, что внешне Анна Каренина списана с дочери Пушкина Марии Гартунг.

У Толстого нет ни одного упоминания о возрасте Анны. Каренину было 44. Стива говорит, что это была ошибка, то, что Анна вышла за мужчину, старше её на двадцать лет.

И в заключении хочется сказать, что роман Толстого не заканчивается смертью главной героини, там есть еще часть, посвященная поискам правды Константином Левиным. Это любопытно - произведение, названное "Анна Каренина" не Анной начинается и не ею заканчивается. Ведь жизнь многообразна, и Толстой предлагает нам искать и находить себя в этом многообразии.

Однажды известного американского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Фолкнера попросили назвать три лучших романа в мировой литературе, на что он, не задумываясь, ответил: «Анна Каренина», «Анна Каренина», и ещё раз «Анна Каренина».

17 апреля 1877 г. Лев Толстой завершил свой знаменитый роман «Анна Каренина», над которым работал более четырех лет. Если «Войну и мир» великий русский классик называл «книгой о прошлом», в которой описывал прекрасный и возвышенный «целостный мир», то «Анну Каренину» он называл «романом из современной жизни», где царит хаос добра и зла.


Толстой начал писать один из самых известных романов в истории русской литературы в 1873 г. Он давно уже планировал написать такую книгу, в котором опишет любовь и жизнь падшей, с точки зрения общества, женщины. Как начать роман, писатель придумал почти сразу.

В конце 1874 г. Толстой решился отдать в «Русский вестник» первые главы романа (который был ещё очень далёк от своего завершения), и теперь ему «поневоле» нужно было заниматься книгой, чтобы успевать за ежемесячным журналом. Иногда он садился за работу с удовольствием, а иногда восклицал: «Невыносимо противно» или «Моя Анна надоела мне, как горькая редька».

Вся читающая Россия сгорала от нетерпения в ожидании новых глав «Анны Карениной», однако работа над книгой шла тяжело. Только у первой части романа было десять редакций, всего же объём работы над рукописью составил 2560 листов.

Толстой сел за работу над книгой под впечатлением от прозы Пушкина. Об этом говорят и свидетельства Софьи Толстой, и собственные записи автора.

В письме литературному критику Николаю Страхову Толстой сообщал: «...Я как-то после работы взял этот том Пушкина и, как всегда (кажется, седьмой раз), перечел всего, не в силах был оторваться и как будто вновь читал. Но мало того, он как будто разрешил все мои сомнения. Не только Пушкиным прежде, но ничем я, кажется, никогда я так не восхищался: «Выстрел», «Египетские ночи», «Капитанская дочка»!!! И там есть отрывок «Гости собирались на дачу». Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман, который я нынче кончил начерно, роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен и который будет готов, если бог даст здоровья, через две недели».

Но через две недели роман не был готов — Толстой продолжал работать над «Анной Карениной» ещё три года.


Толстого не раз упрекали в том, что он слишком жестоко поступил с Анной, «заставив её умереть под вагоном». На что писатель отвечал: «Однажды Пушкин сказал своему приятелю: «Представь, какую штуку выкинула моя Татьяна. Она вышла замуж. Этого я от неё не ожидал». То же я могу сказать про Анну. Мои герои делают то, что они должны делать в действительной жизни, а не то, что мне хочется».

Местом действия для самоубийства Карениной Толстой избрал подмосковную железнодорожную станцию Обдираловку, и сделал это не случайно: в то время нижегородская дорога была одной из основных промышленных магистралей, по ней часто ходили тяжело груженные товарные поезда. В годы написания романа станцией пользовались в среднем 25 человек в день, а в 1939 г. она была переименована в Железнодорожную.

Внешность Анны Карениной Толстой во многом срисовал с дочери Александра Пушкина Марии Гартунг. От неё же Карениной досталась и причёска, и любимое ожерелье: «Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу».

С наследницей великого поэта Толстой познакомился в Туле за 5 лет до написания романа. Как известно, обаятельность и остроумие выделяли Марию среди других женщин того времени, и она сразу приглянулась писателю. Однако дочь Пушкина ни под какой поезд, конечно же, не бросалась и даже пережила Толстого почти на десятилетие. Она скончалась в Москве 7 марта 1919 года в 86-летнем возрасте.

Ещё одним прототипом для Карениной послужила некая Анна Пирогова, которая в 1872 г. в окрестностях Ясной Поляны бросилась под поезд из-за несчастной любви. По воспоминаниям жены писателя Софьи Толстой, Лев Николаевич даже ездил в железнодорожные казармы, чтобы увидеть несчастную.

Кроме того, в роду Толстых было сразу две женщины, ушедших от мужей к любовникам (что в те времена было весьма редким явлением). Литературоведы уверены, что их судьбы оказали не меньшее влияние на образ и характер Карениной.

Также образ одного из главных героев романа был близок поэту Алексею Константиновичу Толстому, ради которого Софья Андреевна Бахметева ушла от своего мужа — эта история наделала в свете много шума.

В середине 1930-х годов, во время работы над юбилейным изданием сочинений Толстого, литературоведы исследовали рукописный фонд «Анны Карениной» и определили, что изначально роман начинался не со знаменитых слов «Всё смешалось в доме Облонских», а со сцены в салоне будущей княгини Тверской. Называлась эта черновая рукопись «Молодец баба», а главную героиню сначала звали Татьяной, потом Наной (Анастасией) и лишь позже она стала Анной.

Невероятно реалистичными кажутся герои любимых кинофильмов и книг. Нам он напоминают добрых знакомых, а порой и нас самих. Еще более невероятным оказывается узнать, что наши любимые персонажи были «списаны» с конкретных людей. Авторы позаимствовали у них внешние черты, особенности поведения и характеров. Кто же впечатлил их и стал прообразом известных кино- и лит-персонажей?

Многие помнят из своего детства «Человека рассеянного с улицы Бассейной». Непрактичным, забывчивым и рассеянным был знакомый семьи Самуила Маршака академик Иван Каблуков. Он, преподавая студентам, мог запросто сказать вместо «физика и химия» – «химика и физия». В своем стихотворении поэт сначала хотел упомянуть настоящее имя своего героя, который путается даже в своей фамилии, называя себя Каблук Иванов.

Прототипом Доктора Хауса стал эксцентричный доктор Томас Болти. Сценаристов сериала заинтересовала эта личность, когда они узнали, что Болти вылечил страдающего более 40 лет от мигрени галериста, определив, что причиной его заболевания является отравление накопившимися в его организме тяжелыми металлами. На работу настоящий доктор добирается с помощью роликов, а его сотрудники называют Томаса «детектива медицины», беря во внимание талант, эрудицию и интуицию врача. Кстати, настоящий доктор не в восторге от своего киношного персонажа и , не приемля его наглость хамоватость, которые он использует при лечении пациентов.

В «Портрете Дориана Грея» нашел отражение реально существующий поэт того времени Джон Грей. С ним Оскар Уайльд познакомился в 80-х годах 19 века. Молодой аристократ обладал умом, красотой и амбициозностью. Эти черты присущи и персонажу романа. Поэт, посвятившего юность и молодость богемной жизни, часто называли именем его прототипа – вместо Джона Дорианом.

Знаменитый Шерлок Холмс тоже имеет свой «источник». У Конана Дойла в университете был преподаватель Джозеф Белл. Он обладал орлиным носом, пытливым умом и незаурядной интуицией. Профессор мог точно определять род занятий и место нахождения пациентов, используя метод дедукции. Студенты часто бывали свидетелями, как их преподаватель «раскрывал» незнакомых ему людей, призывая делать то же самое и своим ученикам.

О том, кто мог быть в жизни Джеймсом Бондом, спорят долго и много. Автор персонажа, Ян Флеминг, тоже был разведчиком, так что в своем герое он отразил и часть самого себя, утверждая, что Агент 007– собирательный образ. Многие согласны с этим мнением, но есть предположения, не лишенные оснований, что Джеймс Бонд «срисован» с эрудированного и невероятно обаятельного «короля шпионов» Сиднея Рейли. Он отлично владел 7 или 8 языками, умел манипулировать людьми и обожал женщин. На счету разведчика нет ни одного проваленного задания, среди которых разрабатывалось и покушение на В. Ленина.

Питера Пэнаписатель Джеймс Барри «открыл» в сыне своих друзей – четырехлетнем Майкле Девисе. У него он позаимствовал характер и манеры даже очные страхи, мучавшие активного, но чувствительного ребенка.

В основе фильма «Волк с Уолл-стрит» и его главного героя лежит книга мемуаров брокера Джордана Белфорта, проводившего свою жизнь, то взлетая вверх, то падая вниз. Его арестовывали по обвинению в мошенничестве с ценными бумагами, но никакие трудности не могли сломить уверенность Джордана в успехе. Своим талантом брокер поделился в 2 книгах, организуя семинары, где выступал в качестве мотиватора.

Почитателей Льва Толстого трудно будет удивить информацией, что прототипом его была дочь Пушкина Мария Александровна, в замужестве Гартунг. Восточный налет во внешности и характере Марии, так свойственный ее великому отцу, проницательный ум, женственность и аристократическая непринужденность присущи как героине романа, так и Марии Александровне Гартунг. Толстой будто предчувствовал трагическую судьбу своей протеже.

Прототипом Анны Карениной была старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина Мария Гартунг. Необыкновенная изысканность манер, остроумие, обаятельность и красота отличали старшую дочь Пушкина от остальных женщин того времени. Мужем Марии Александровны был генерал-майор Леонид Гартунг - управляющий Императорским конным двором. Правда, дочь Пушкина, послужившая прототипом Толстому , ни под какой поезд не бросалась. Толстого она пережила почти на десятилетие и скончалась в Москве 7 марта 1919 года в 86-летнем возрасте. С Толстым она познакомилась в Туле в 1868 году, и тут же стала объектом его домогательств. Однако, получив от ворот поворот, Толстой уготовил списанной с неё героине несчастную судьбу, и когда в 1872 году в окрестностях Ясной Поляны под поезд из-за несчастной любви бросилась некая Анна Пирогова, Толстой решил, что час пробил.

Супруга Толстого Софья Андреевна и его сын Сергей Львович вспоминали, что в то утро, когда Толстой начал работать над «Анной Карениной» , он случайно заглянул в томик Пушкина и прочел неоконченный отрывок "Гости съезжались на дачу...". "Вот как надо писать!" - воскликнул Толстой. В тот же день вечером писатель принес жене рукописный листок, на котором имелась хрестоматийная ныне фраза: "Все смешалось в доме Облонских". Хотя в окончательной редакции романа она стала второй, а не первой, уступив место "всем счастливым семьям", как известно, похожим друг на друга...
К тому моменту писатель уже давно вынашивал мысль сочинить роман об отвергнутой обществом грешнице. Свое произведение Толстой окончил в апреле 1877 года. В том же году оно стало публиковаться в журнале «Русский вестник» ежемесячными порциями - вся читающая Россия сгорала от нетерпения, ожидая продолжения.

Фамилия Каренин имеет литературный источник. «Откуда фамилия Каренин? — пишет Сергей Львович Толстой. — Лев Николаевич начал с декабря 1870 г. учиться греческому языку и скоро настолько освоился с ним, что мог восхищаться Гомером в подлиннике… Однажды он сказал мне: «Каренон — у Гомера — голова. Из этого слова у меня вышла фамилия Каренин».
Согласно сюжету романа Анна Каренина , осознав, как тяжела, беспросветна ее жизнь, как бессмысленно ее сожительство с любовником графом Вронским, бросается следом за Вронским, надеясь еще что-то ему объяснить и доказать. На вокзале, где она должна была сесть в поезд, чтобы ехать к Вронским, Анна вспоминает свою первую встречу с ним, тоже на вокзале, и как в тот далекий день какой-то обходчик попал под поезд и был раздавлен насмерть. Тут же Анне Карениной приходит в голову мысль, что из ее ситуации есть очень простой выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому, Анна Каренин а бросается под поезд.
Могло ли произойти это трагическое событие на самом деле, в том самом месте, который описывает в своем романе Толстой ? Станция Железнодорожная (в 1877 году вокзал IV класса) небольшого города с одноименным названием в 23 километрах от Москвы (до 1939 года - Обираловка). Именно в этом месте произошла жуткая трагедия, описанная в романе «Анна Каренина» .
В романе Толстого так описывается сцена самоубийства Анны Карениной : "...она не спускала глаз с колес проходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав голову в плечи, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена".

В действительности же Каренина не могла этого сделать так, как рассказал об этом Толстой . Человек не может оказаться под поездом, падая в полный рост. В соответствии с траекторией падения: падая, фигура упирается головой в обшивку вагона. Единственный способом остается - встать на колени перед рельсами и быстро сунуть голову под поезд. Но вряд ли бы это стала делать такая женщина, как Анна Каренина .

Несмотря на сомнительную (не касаясь, конечно, художественной стороны) сцену самоубийства, писатель тем не менее выбрал Обираловку не случайно. Нижегородская дорога была одной из основных промышленных магистралей: здесь часто ходили тяжело груженные товарные поезда. Станция была одной из крупнейших. В XIX веке эти земли принадлежали одному из родственников графа Румянцева-Задунайского. По справочнику Московской губернии за 1829 год в Обираловке было 6 дворов с 23 крестьянскими душами. В 1862 году здесь была проложена железнодорожная магистраль от существовавшего в те времена Нижегородского вокзала, который стоял на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. В самой Обираловке протяженность запасных путей и разъездов составляла 584,5 сажени, имелось 4 стрелки, пассажирское и жилое здание. Ежегодно станцией пользовались 9 тысяч человек, или в среднем 25 человек в день. Пристанционный поселок появился в 1877 году, когда был опубликован и сам роман «Анна Каренина» . Теперь же от прежней Обираловки на нынешней Железке ничего не осталось

Дочь Александра Сергеевича Пушкина, Мария Александровна, умерла от голода в возрасте 86 лет, так и не успев получить свою новую персональную пенсию, назначенную ей наркомом просвещения нового правительства Страны Советов Анатолием Луначарским. До конца своих дней оставшаяся в одиночестве Мария Александровна в любую погоду приходила к памятнику Пушкину на Тверском бульваре - на свидание с отцом, которого почти не помнила, но который стал для нее легендой.

Гордая осанка

Мария Пушкина в возрасте 12 лет. Фото: Public Domain

Ее назвали Марией в честь своей прабабки - Марии Алексеевны Ганнибал . Мария Александровна родилась 19 мая 1832 года в Петербурге, на Фурштатской улице.

Пушкин души не чаял в своей первенице. Спустя две недели после рождения Марии Александр Сергеевич шутливо написал княгине В. Ф. Вяземской: «Представьте себе, что жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы. Я в отчаяньи, несмотря на все мое самомнение».

Ранние годы детства девочка провела в деревенском приволье - Марию увезли в Полотняный Завод сразу после смерти отца, ей тогда едва исполнилось пять лет.

Запомнила она Пушкина смутно, и всю жизнь ее гениальный прародитель был для нее скорее легендой, чем живым персонажем из плоти и крови.

Огромную роль в воспитании Марии Александровны сыграла ее мать, Наталья Николаевна. Девочка получила великолепное домашнее образование, в девять лет она свободно говорила, писала и читала по-немецки и по-французски, играла на фортепьяно, вышивала, прекрасно владела верховой ездой. Не зря всю жизнь у нее отмечали величественную, гордую осанку.

Позднее Мария Александровна училась в привилегированном Екатерининском институте, с ней и ее братьями серьезно занимались рекомендованные друзьями отца педагоги.

Прототип Карениной

В редких сохранившихся о Марии воспоминаниях современники отмечают аристократизм, изысканность ее манер, но при этом простоту в общении, приветливость и редкое остроумие. Есть свидетельства также о ее очень нежных отношениях как с матерью, Натальей Николаевной, так и с ее отчимом, Петром Ланским.

Внешность у Марии Александровны также была необычной. «Редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца, хотя черты ее лица, может быть, были несколько крупны для женщины», - писал современник.

Именно эти неправильные черты легли в основу внешнего облика главной героини романа Льва Толстого «Анна Каренина». Они познакомились с писателем в Туле, на одном из приемов генерала Тулубьева. Рассказывали, что дочь Пушкина сразу привлекла внимание графа. А когда на его вопрос сообщили, кто эта женщина, Лев Николаевич воскликнул: «Да, теперь я понимаю, откуда у нее эти породистые завитки на затылке!»

«Она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью. Он сам признавал это», - писала свояченица Толстого Т. Кузминская.

Вспомним описание Анны в романе: «На голове у неё, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу».

Не дожила до пенсии

В декабре 1852 года, после окончания института, Пушкина была высочайше пожалована во фрейлины и состояла при Государыне Марии Александровне, жене Императора Александра Второго.

Несмотря на повышенное к ней внимание со стороны кавалеров, Мария Александровна замуж вышла поздно, в двадцать восемь лет. Ее супругом стал генерал-майор Леонид Гартунг, управляющий Императорскими конными заводами в Туле и Москве.

Их брак закончился трагически спустя 17 лет. В 1877 году генерала незаслуженно обвинили в краже векселей и других ценных бумаг некоего Занфтлебена - процентщика, обязанности душеприказчика которого взял на себя Гартунг. Леонид Николаевич оказался жертвой подлых интриг. Отчаянно стремясь избежать позора, генерал застрелился прямо в зале суда. При нем нашли записку, в которой Гартунг сообщает: «Клянусь всемогущим богам, что ничего не похитил и своих врагов прощаю».

Гибель мужа стала страшным ударом для Марии Александровны. В одном из писем родственникам она писала: «Я была с самого начала процесса убеждена в невиновности в тех ужасах, в которых обвиняли моего мужа. Я прожила с ним 17 лет и знала все его недостатки; у него их было много, но он всегда был безупречной честности и с добрейшим сердцем. Умирая, он простил своих врагов, но я, я им не прощаю».

До конца своих дней она осталась верной ему. Детей у Марии и Леонида не было. Женщина осталась совсем одна и без малейших средств к существованию, но не упала духом. Жила активной общественной жизнью, стала почетным попечителем и председателем первой Общественной библиотеки имени Пушкина, посещала литературные вечера.

Правнучка поэта Наталия Сергеевна Шепелева вспоминала: «Тетю Машу всегда отличало неизменное жизнелюбие и манеры ее были истинно манерами светской дамы, много лет прожившей в высшем кругу. Когда она появлялась в гостиной, то до самого позднего вечера в ней уже не умолкали шутки и смех».

В 1918 году Наркомсобес, обследовав условия жизни Марии Александровны «для определения степени её нуждаемости», решил выделить ей персональную пенсию. Во внимание принимались «заслуги Пушкина перед русской литературой».

Несмотря на непростую судьбу, Мария Александровна всегда сохраняла бодрость духа. Фото: Public Domain

Однако получить ее она так и не успела. Мария Александровна умерла в Москве от голода 7 марта 1919 года.

Этой женщине, и в зной, и в слякоть, до последнего дня своей жизни посещавшей могилу своего знаменитого отца, поэт Николай Доризо посвятил следующие трогательные строки.

Во всей России знать лишь ей одной,
Ей,
одинокой
седенькой старухе,
Как были ласковы
и горячи порой
Вот эти пушкинские бронзовые руки.