План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Конспект занятия ХТД (рисование) «Милой мамочки портрет. Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе«Милой мамочки портрет

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 20.11.2014 21:34 Просмотров: 2701

    Воспитатель Элиян Г.В.

    Задачи: учить детей передавать в рисунке настроение человека. Закреплять умение неторопливо рисовать тонкой кистью мелкие детали портрета – брови, губы, передавать приблизительное сходство с портретом. Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме, желание сделать ей приятное.

    Предварительная работа : чтение стихов о маме, нарисовать набросок портрета, рассмотреть фотографии мамы, вспомнить правила написания портретов.

    Оборудование: Фотографии мам, сердечко из картона, картинки для составления алгоритма подготовки к празднику, картинки для игры «Найди ошибку», карточки с изображением лица, материалы для рисования (акварель, кисти двух размеров, салфетки, баночки с водой), «лесенка успеха».

    Ход занятия:

    В конце ноября, вся страна будет отмечать праздник «День матери». В этот день мы будем поздравлять наших мам, будем дарить им подарки и говорить им самые теплые слова. Давайте подумаем, чем же мы можем порадовать и удивить наших мам. Помогут нам в этом картинки. (Выстраиваем алгоритм действий по подготовке к празднику; по картинкам выводим проблему: нужна игра с мамами). Я знаю одну очень интересную игру, могу предложить. Мамы должны угадать себя на портрете. Но для этой игры нужны портреты мам. Что же нам делать?

    Дети: Мы начали рисовать портреты мам, сделали набросок, а сегодня можем дорисовать красками.

    В: Для того, чтобы портрет получился, чтобы вам было легче передать образ своей мамы, давайте обратимся к фотографиям наших мам и расскажем, какие они (встаём перед фотовыставкой). Какие слова можно сказать маме? Возьмите, пожалуйста, это сердечко, пусть каждый скажет ласковое слово о своей маме руку. (Дети передают сердечко и называют ласково свою маму: «Моя мама…»).

    Молодцы, очень много хороших слов вы сможете сказать своей маме. Каждой маме было бы очень приятно их услышать. Я думаю, что эти слова вы скажете своим мамам, поздравляя их с праздником.

    В: - Посмотрите внимательно, дети, на лица ваших мам. Я не ошибусь, если скажу, что это самые прекрасные женщины на свете. Правда? И каждая из них достойна того, чтобы нарисовали её портрет. А что такое портрет? (Ответы детей)

    В: - Вы помните. Что художник портретист должен быть очень внимательным. Давайте поиграем в игру « Найди ошибку» (задания по подгруппам)

    В: - Сегодня мы закончим рисовать портрет мамы. Я надеюсь, что вы будете очень внимательными и не упустите ни одной детали.

    Дети, сможете ли вы нарисовать так свою маму, чтобы она узнала себя на портрете (Ответы детей). А смогли бы вы передать настроение мамы в своём рисунке? (Ответы детей). Показ приемов рисования грустного, спокойного и весёлого лица.

    Подготовка руки:

    Физминутка. «Маму я свою люблю». Стихотворение рассказывают руками.

    Маму я свою люблю,

    Я всегда ей помогу:

    Я стираю, полощу,

    Воду с ручек отряхну,

    Пол я чисто подмету,

    И дрова ей наколю.

    Маме нужно отдыхать,

    Маме хочется поспать,

    Я на цыпочках хожу,

    И ни разу, и ни разу

    Ни словечка не скажу.

    Что ж пора приступать к работе. Для чего мы решили нарисовать портрет? (Ответы детей). Думаю, что вы ничего не забудете, как тот художник, и нарисуете все части лица. Чтобы портрет понравился маме, нужно рисовать аккуратно. Подумайте о том, как вы любите свою маму и передайте это в рисунке. Не забудьте передать и настроение вашей мамы.

    Дети садятся за столы, воспитатель предлагает закрыть глаза представить свою маму, вспомнить какие у неё волосы, глаза брови, губы, как она улыбается или грустит. Напоминает об осанке. Один из детей напоминает, как подготовить акварель для работы.

    Самостоятельная работа детей.

    Дифференциация по сложности задания:

    кому-то предложить рисовать по памяти, другим рисовать с опорой на фото, третьим предложить в помощь образцы, карточки на которых изображено, как рисовать части лица (предложить взять, тем, кто не уверен, что сможет нарисовать сам).

    Во время рассматривания работ спросить ребёнка о том, какую маму он хотел изобразить на портрете (добрая, красивая, заботливая, обаятельная, нежная, любимая, дорогая, милая, улыбчивая, … получилось ли у него).


    Рисовать портрет непросто:

    Сначала делали наброски.

    Потом краски мы смешали

    И лицо нарисовали.

    Вот глаза и нос, и губы.

    Над глазами брови-дуги.

    Не забыли -

    передали настроения секрет.

    Вот и готов милой мамы портрет.

    И мама, глядя на рисунок

    Улыбнется вам в ответ:

    Вот спасибо! Мне приятно

    Я узнала свой портрет.


    В: - Как вы думаете, во время игры узнают ли мамы себя на портретах? Почему? Как вы считаете, вы справились с заданием? Почему?

    Рефлексия. Лесенка успеха. Критерии: Верхняя ступенька – работа выполнена аккуратно, передано настроение, портрет имеет сходство с натурой. Вторая ступенька – есть небольшие ошибки, нет сходства и не передано настроение. Нижняя ступенька – увы работа не удалась.

    Художниками становятся не сразу, этому учатся очень долго. Хорошо, что вы понимаете, что нужно учиться и будет получаться все лучше и лучше. Получив такой мама, будет уверена, что в семье растёт внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью.

    Милой мамочки портрет

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

    Цель: формирование представлений о характерных особенностях портретной живописи, воспитание любви и уважения к образу матери.

    Задачи:

    Расширить знания о портретном жанре; вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос); учить правильно располагать части лица; закрепить приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком.

    Обогатить чувственный опыт через эстетическое восприятие портретной живописи, развивать у детей художественные и творческие способности.

    Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства, в которых главным является образ женщины – матери.

    Материал: Левицкий Д.Г. «Портрет Е.И. Нелидовой» (в полный рост), Рокотов С. «Портрет Е.В. Санти» (по пояс), «Портрет А.П. Струйской» (погрудный), Васнецов А. «На пашне. Весна», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», схема рисования портрета, мяч, фотографии мам, запись колыбельной песни.

    Предварительная работа: рассматривание репродукций картин портретного жанра, разучивание стихов и песен о маме, чтение стихов и рассказов о маме, оформление фотовыставки «Вместе с мамой», рисование портрета мамы простым карандашом, нахождение цвета кожи человека и раскрашивание портрета мамы.

    Интеграция образовательных областей: « Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура».

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    Воспитатель:

    «Простое слово»

    На свете добрых слов

    Живет не мало,

    Но всех дороже и важней – одно:

    Из двух слогов

    Простое слово «мама»

    И нету слов роднее, чем оно!

    Дети, сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье. Познакомимся с тем, как изображают женщин – матерей художники.

    Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

    Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

    Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,

    Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ.

    Давайте вспомним, какие портреты бывают:

    В полный рост;

    Погрудный;

    По пояс;

    Рассматривание и беседа по картине.

    Прежде, чем нарисовать портрет мамы, мы рассмотрим репродукцию картин, посвященных теме нашего занятия. Предлагаю вашему вниманию репродукцию картины замечательного русского художника А. Васнецова «На пашне. Весна», написанной очень давно. Рассмотрите ее внимательно и ответьте на следующие вопросы:

    Кого вы видите на картине?

    Как одета изображенная художником женщина?

    Что она делает?

    Почему ребенок находится здесь же, на поле?

    Почему эта женщина вынуждена работать в поле и брать с собой ребенка?

    Представьте, что ребенок заплакал: почему? Скорее всего он проголодался. Мама оставит свою тяжелую работу, чтобы покормить его.

    Воспитатель: Сейчас посмотрим на другую репродукцию картины. Перед вами «Мадонна Лита» великого итальянского художника Леонардо да Винчи. (Слово «Мадонна» означает «Богоматерь. Мама Бога») . Вглядитесь в лицо матери:

    Какое оно? Что выражает взгляд этой женщины? О чем она сейчас думает? (Во время кормления мысли должны быть добрые, и тогда доброта мамы передастся малышу не только с нежным взглядом, но и с молоком ).

    А может мама мечтает о будущем своего малыша? Каким она его представляет?

    Обратите внимание на руки. Как они держат малыша?

    Можно сказать, что младенец и его мама счастливы?

    А когда малыш спать захочет, как мама его успокоит?

    Может быть, эта мама поет своему малышу такую же колыбельную, какую ваши мамы пели вам, когда вы были маленькими? Можете напеть мамину песню? А может мама поет вот такую колыбельную!?

    (Звучит колыбельная песня).

    Прежде, чем рисовать портрет мамы, мы повторим, где нужно рисовать части тела:

    Какой формы голова? Обведите пальцем голову.

    Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на

    Середине лица.

    Какой они формы? Овальные, с острыми углами.

    Внутри глаза цветной кружок и маленький черный зрачок. Какие глаза у твоей мамы Юля? Твоя мама кареглазая. А у твоей мамы Ира? И т. д.

    Не забываем про ресницы. А что находится над глазами? Брови – это дугообразные полосы.

    Нос у человека, такого же цвета, что и лицо. Поэтому нужно рисовать только кончик носа посередине расстояния от глаза до конца лица.

    Ниже носа расположены губы. Посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней как бы две волны, а на нижней одна.

    Покажите подбородок. Где он расположен?

    Дидактическая игра с мячом «Какая мама?»

    (Воспитатель бросает ребенку мяч и задает вопрос. Ребенок возвращая мяч отвечает.)

    Воспитатель

    Дети

    Если радуется жизни?

    Жизнерадостная

    Если желает добра?

    Доброжелательная

    Если исполняет все?

    Исполнительная

    Если у мамы длинные волосы?

    Длинноволосая

    Если у мамы белое лицо?

    Белолицая

    Если у мамы круглое лицо?

    Круглолицая

    Если у мамы черные брови?

    Чернобровая

    Если у мамы большие глаза?

    Большеглазая

    Если мама занята хозяйством?

    Домохозяйка

    Физминутка: «Мамам дружно помогаем»

    Мамам дружно помогаем:

    Сами в тазике стираем,

    И рубашки, и носочки

    Для сыночка и для дочки.

    (Наклоны вперед, движение руками, имитирующие полоскание)

    Через двор растянем ловко,

    Для одежды три веревки.

    (Потягивание – руки в стороны)

    Светит солнышко – ромашка,

    Скоро высохнут рубашки.

    (Потягивание – руки вверх)

    Практическая работа детей.

    А сейчас посмотрите внимательно на фото своей мамы. Портрет своей мама вы нарисуете погрудный – голову, шею, плечи. Вы уже начали рисовать портрет мамы на прошлом занятии, нарисовали простым карандашом и сделали красивый цвет кожи. Сегодня вы дорисуете мелкие детали, рисовать будете кончиком кисти. Определите цвет волос, глаз, прическу, верхнюю часть платья. Постарайтесь все это нарисовать таким, как у вашей мамы.

    Итог занятия.

    Как вы думаете, узнают ли себя ваши мамы на портретах?

    Дети, вы очень постарались и нарисовали портрет мамы очень похожими.

    А сейчас нам Вова прочитает стих о маме.

    «Моя мама»

    Однажды я сказал друзьям:

    На свете много разных мам,

    Но не найти, ручаюсь я,

    Такую маму как моя!

    Она купила для меня

    На колесиках коня,

    Саблю, краски и альбом…

    Только разве дело в том?

    Я и так ее люблю, маму, мамочку мою.


    Мастер-класс по рисованию портрета анфас с использованием опорных рисунков в детском саду.

    Портрет «Моя мама».


    Сафронова Татьяна Аркадьевна, ГБОУ Школа №1248 структурное подразделение №6 (дошкольное отделение), воспитатель, Москва.
    Описание: Мастер-класс предназначен для воспитателей подготовительной группы детского сада. Для рисования портрета в детском саду рекомендую использовать опорные рисунки, показывающие последовательность выполнения работы поэтапно. Предлагаю вашему вниманию десять опорных рисунков, каждый из которых предполагает повторение всех предыдущих и новый этап. Вы можете нарисовать их сами, следуя рекомендациям моего мастер-класса, или распечатать предложенные мною. Портрет «Моя мама» будет хорошим подарком для мам к 8 Марта.
    Цели: Подготовить опорные рисунки для обучения детей рисованию портрета анфас; научить детей рисовать портрет анфас с учетом пропорций, стараясь передать особенности внешнего вида.
    Задачи: Отрабатывать навыки рисования простым карандашом, изменяя нажим на карандаш при рисовании вспомогательных линий, учить пользоваться ластиком; развивать художественное творчество детей, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
    Для работы нам потребуется:


    - альбомный лист (или 1/2 альбомного листа) – 10 шт.
    - простой карандаш
    - ластик
    Предварительная работа:
    Прочитайте детям отрывок из стихотворения Александра Кушнера
    Если видишь, что с картины
    Смотрит кто-нибудь из нас, -
    Или принц в плаще старинном,
    Или в робе верхолаз,
    Летчик или балерина,
    Или Колька, твой сосед, -
    Обязательно картина
    Называется портрет.
    Портрет – это картина, на которой изображен человек. Портрет может быть в профиль - это изображение сбоку или анфас – изображение человека лицом к смотрящему.
    Рассмотрите с детьми репродукции картин.

    Брюллов А.П. Портрет Натальи Гончаровой

    Макаров Иван «Портрет графини М.С.Шереметевой в детстве (в замужестве Гудович)»

    Рачков Н.Е. «Девочка с ягодами»
    На всех этих картинах мы видим портрет анфас, – изображенные лица повернуты к зрителю.
    Мы с вами будем учиться рисовать портрет анфас.
    На доске нарисуйте образец, демонстрируя соответствующий опорный рисунок. Объясните последовательность выполнения работы по каждому этапу.
    Поэтапное выполнение работы
    Опорный рисунок №1
    Нарисуйте контур лица в виде овала.


    Опорный рисунок №2
    Нарисуйте волосы (вспомните, какая прическа у мамы, волосы гладкие или волнистые, кудрявые).


    Опорный рисунок №3
    Сверху вниз проведите линию. Линия делит овал лица пополам по вертикали. Это вспомогательная линия, которая поможет симметрично расположить на лице глаза, рот. Нажимайте на карандаш слегка, линию потом удалим ластиком.


    Опорный рисунок №4
    По горизонтали проведите две линии так, чтобы разделить овал на три равные части. Это вспомогательные линии, показывающие уровень расположения глаз, носа, рта.


    Опорный рисунок №5
    На верхней вспомогательной линии нарисуйте глаза.


    Опорный рисунок №6
    В средней части лица, от верхней до нижней линии, нарисуйте нос.


    Опорный рисунок №7
    Посередине нижней части лица нарисуйте рот.


    Опорный рисунок №8
    Аккуратно удалите ластиком все вспомогательные линии.


    Опорный рисунок №9
    Нарисуйте шею и плечи. Обратите внимание на то, что плечи шире головы.


    Опорный рисунок №10
    Нарисуйте платье мамы.


    Портрет готов!
    Прочитайте детям стихотворение Бориса Прахова:
    Я портрет рисую мамы
    Акварелью на листе.
    И, пускай, портрет без рамы,
    И, пускай, не на холсте.
    Удалось не всё в портрете,
    Но для мамы дорогой
    Я старался. Ведь на свете
    Лучше мамы нет другой!
    Ребята, вы нарисуете портрет своей мамы. Это будет для нее подарок к 8 Марта. Прежде чем приступить к рисованию, представьте свою маму, вспомните, какие у нее глаза, волосы, прическа, улыбка.
    Дети самостоятельно рисуют портрет, используя опорные рисунки, расположенные на доске. Затем раскрашивают портрет красками. Вот что у ребят получилось – молодцы!





    Поздравляем всех мам с Международным женским днем 8 Марта!

    Конспект НОД ИЗО деятельности (рисование) в старшей группе «Милой мамочки портрет.»

    Цель :

    Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства.

    Продолжать знакомить детей с жанром портрет.

    Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы , передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу, мимику) .

    Учить правильно располагать части лица.

    Учить соблюдать последовательность при рисовании

    Побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.

    Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности .

    Продолжать вызывать интерес к художественному творчеству.

    Поощрять проявление активности и творчества.

    Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

    Задачи :

    Формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребенка

    Воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательное отношение к маме

    Развивать внимательность, эстетический вкус.

    Развивать творческое мышление и воображение.

    Словарная работа :

    Портрет, одиночный портрет, групповой портрет , портрет головы, по пояс.

    Жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т. д.

    Раздаточный материал для каждого ребенка : листа белой бумаги, цветные карандаши, цветные восковые мелки

    Предварительная работа :

    Рассматривание фотографий и портретов, рисование портрета папы . Рассматривание портретов художников и поэтов. Разучивание стихов, песен про маму. Изготовление фотоальбома «Моя семья» .

    Ход занятия

    1. Введение в игровую ситуацию.

    «Круг настроения» (дети и воспитатель стоят в кругу, здороваются друг с другом и с гостями) .

    Здравствуйте, здравствуйте,
    Здравствуйте, здравствуйте,
    Вот и собрался наш круг.
    Здравствуйте, здравствуйте,

    Здравствуйте, здравствуйте,
    Руку даст другу друг.
    Люда дала руку Леше,
    А Леша дал руку Ване…

    (про каждого ребенка по кругу)

    Вот и собрался наш круг.
    (покачать руками вместе)
    А теперь давайте поздороваемся с гостями.

    2. Актуализация знаний и умений.

    Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому я для вас приготовила стихотворение-загадку.

    Кто пришел ко мне с утра?
    Кто сказал: «Вставать пора?»
    Кашу кто уже сварил?
    Чай мне в чашку кто налил?

    Кто ребячий любит смех?
    Кто на свете лучше всех?

    Дети: Мама!

    Воспитатель: Молодцы.

    3. Затруднение в ситуации.

    Воспитатель: Ребята, а почему я вам приготовила загадку именно про маму?

    Дети: Потому что скоро День Матери.

    Воспитатель: Верно, а что это за праздник? (ответы детей) .

    4. Открытие новых знаний.

    Воспитатель: Ребята, это день самых близких и родных людей-мам. Многие страны отмечают этот праздник, только у каждой страны свой день и месяц, свои традиции празднования этого дня.

    Например в Финляндии и Эстонии в этот день вывешивают флаги. В США и Австралии к одежде прикрепляют цветок гвоздики белой или красной. А в Австрии принято печь в этот день торты. А в России День Матери отмечают в последнее воскресенье ноября.

    Но как бы по-разному не отмечали этот праздник, везде в этот день мамам говорят добрые приятные слова, делают комплименты.

    Включение новых знаний в систему знаний.

    Воспитатель: А что принято ещё делать на праздник для мамы? (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, в этот день принято дарить подарки мамам. Я предлагаю вам нарисовать мамин портрет.

    Что такое портрет?

    Портрет – это изображение одного человека или группы людей .

    Если изображен один человек, то это - одиночный портрет. А если несколько человек, то это групповой портрет .

    Портреты бывают : мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами.

    Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Прежде чем рисовать портрет мамы , мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.

    Какой формы голова? (обвести пальцами голову) .

    Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

    Какой они формы? (овальные с острыми уголками, как рыбки) .

    Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

    Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

    Какие глаза у твоей мамы?

    Ответы нескольких детей.

    Мамины глаза как море,

    Голубые-голубые!

    С головою окунётся

    Тот, кто мамою любим .

    Мамины глаза как зори,

    Золотые-золотые!

    Если мама улыбнётся ,

    Мы согреться в них хотим.

    Мамины глаза как грозы,

    Огневые-огневые,

    Если дети непослушны

    И расстроят баловством.

    Мамины глаза как розы,

    Кружевные-кружевные!

    Так красивы и воздушны,

    С добрым-добрым огоньком!

    Твоя мама кареглазая ! ( Мама голубоглазая , сероглазая и т. д.) .

    Что находится над глазами? (брови) .

    Это дугообразные полосы.

    А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.

    Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна ( нарисовать губы ) .

    А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица) .

    Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица) .

    Губы? (посередине от кончика носа до конца лица) .

    Давайте отдохнем немного и вспомним, что где находиться.

    Физкультминутка :

    Это я

    Это глазки. Вот, вот.

    Это ушки. Вот, вот.

    Это нос. Это рот.

    Там спина, тут живот.

    Это ручки. Хлоп, хлоп.

    Это ножки. Топ, топ.

    Ой, устали! Вытрем лоб.

    А теперь сядьте удобно, закройте глаза и вспомните, какие у мамы глаза, нос, волосы прямые или волнистые, есть ли на лице улыбка.

    Мы будем рисовать портрет головы мамы .

    Цвет глаз, волос, прическу постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.

    Давайте еще раз повторим, что мы делаем сначала, что потом, чем заканчиваем свою работу. Кто уже вспомнил, может приступать к выполнению.

    Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом

    В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо.

    Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.

    За пять минут предупреждаю об окончании работы.

    В конце занятия поем песню, выставляю детские работы на стенде.

    Выглянуло солнышко,

    Блещет на лугу.

    Я навстречу солнышку

    По траве бегу.

    И ромашки белые

    Рву я на лету.

    Я веночек сделаю,

    Солнышко вплету.

    День искрится радостью,

    Вдаль меня манит,

    Надо мною радуга

    Весело звенит,

    У реки под ивою

    Слышу соловья,

    Самая счастливая

    В это утро я!

    Собрала в ладошки я

    Чистую росу,

    Радугу и солнышко

    Я в руках несу!

    И цветы над речкою,

    Песню и зарю -

    Все, что утром встречу я,

    Маме подарю!

    Подвожу итог занятия :

    Сегодня каждый из нас сделал подарок своей маме – нарисовал её портрет . Эти портреты мы подарим мамам на праздник .

    Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?

    Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах .

    Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы .

    Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.

    Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.

    Я портрет рисую мамы

    Акварелью на листе.

    И пускай портрет без рамы,

    И пускай не на холсте.

    Удалось не всё в портрете,

    Но для мамы дорогой

    Я старался. Ведь на свете

    Лучше мамы нет другой!

    Конспект занятия ХТД (рисование)

    «Милой мамочки портрет»

    Цель :

    Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

    Словарная работа:

    Портрет, автопортрет, погрудный, миниатюра, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т.д.

    Методическое обеспечение:

    У воспитателя плакат с женским погрудным портретом, мел для рисования, схемы лица. У детей лист бумаги (формат А-4), карандаши, акварельные краски, гуашь, среди которых светло – розовая или светло – оранжевая для рисования лица, палитра. Толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки.

    Предварительная работа:

    Рассматривание портретов художников и поэтов.

    Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела». Рисование простым карандашом портретов.

    Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д.

    Ход занятия:

    «Простое слово»

    На свете добрых слов

    Живёт не мало,

    Но всех добрее и важней – одно:

    Из двух слогов

    Простое слово «мама»,

    И нету слов роднее, чем оно!

    Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье.

    Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

    Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

    Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

    Обязательно картина называется …(портрет)

    Портреты бывают:

    • В полный рост
    • Погрудный
    • Портрет головы
    • По пояс

    Портреты различают и по размеру, например миниатюрный.

    Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя.

    (см. Приложение)

    Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.

    Какой формы голова? (обвести пальцами голову).

    Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

    Какой они формы? (овальные с острыми уголками).

    Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

    Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

    Какие глаза у твоей мамы Юля?

    Коричневые глаза.

    Твоя мама кареглазая! А твоя Саша?

    Мама голубоглазая, сероглазая и т.д.

    Что находится над глазами? (брови).

    Это дугообразные полосы.

    А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.

    Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы). Положите руку на подбородок.

    А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица).

    Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица).

    Губы? (посередине от кончика носа до конца лица).

    Дидактическая игра «Назови ласково».

    Глаза – глазки Брови – бровки

    Нос – носик Губа – губка

    Щека – щёчка Губы – губочки, губки

    Лоб – лобик Уши - ушки

    Волосы – волосики и т.д.

    Портрет своей мамы вы нарисуете погрудный – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).

    Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.

    Дидактическая игра «Какая?».

    Слова – определения :

    добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.

    - Словообразование:

    Воспитатель: Дети:

    Если радуется жизни? Жизнерадостная

    Если желает добра? Доброжелательная

    Если исполняет всё? Исполнительная

    Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая

    Если у мамы белое лицо? Белолицая

    Если у мамы круглое лицо? Круглолицая

    Если у мамы чёрные брови? Чернобровая

    Если у мамы большие глаза? Большеглазая

    Если мама занята хозяйством? Домохозяйка

    Дидактическая игра «Что делает?»

    Глаголы (слова – действия):

    Ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьёт, ходит в магазин, читает сказки, ухаживает за рыбками, слушает музыку, поёт песни, танцует, играет со мной, сидит, стоит, отдыхает, спит и т.д.

    Дидактическая игра «Мамочка, какая?»

    Мама улыбается – улыбчивая

    Мама грустит – грустная

    Мама смеётся – веселая

    Мама плачет – плаксивая

    Мама злится – злая

    Мама задумалась – задумчивая и т.д.

    А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.

    В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо, закрашивать его по форме всей кистью, оставлять вверху листа место для волос, пока высыхает краска, рисуем шею, плечи. Части лица изображаем кончиком кисти.

    Помогаю вспомнить какие украшения носит мама.

    Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.

    В конце занятия выставляю детские работы на стенде.

    Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?

    Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах.

    Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы.

    Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.

    Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.