По тексту Астафьева Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни (ЕГЭ по русскому). Правильность написания сочинения


Виктор Астафьев. Рассказ «Постскриптум» *
Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший.

«Ха, блимба! Орет как жеребец!» - сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку , поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.

…Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте , и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.

Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями , сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом , имя ей - великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.

Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. Меня бьет по морде матерщина в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца , более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает; «Люди, помогите мне! Помогите!.. Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»


  • ПОСТСКРИПТУМ, -а, м. (книжн.). Приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами Р. S. [от латинского post scriptum "после написанного"].

Виктор Астафьев.

Рассказ «Постскриптум»

Конечно, понимание искусства дано не каждому человеку, однако к этому пониманию необходимо стремиться. Обогащать духовный мир , расширять горизонты своего мировоззрения должен каждый культурный человек . И очень горько бывает за тех людей, которые, замыкаясь только на материальной стороне жизни , не испытывают потребности в духовном обогащении . Как следствие, деградация личности, проявление хамского поведения, агрессивные выпады. Бездуховность бывает воинствующей, когда яростно отрицает все, о чем не имеет представления.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порой делая что-то мы даже не задумываемся о последствиях и затем очень часто сожалеем, ведь все исправить невозможно. Лишь спустя некоторое время приходит осознание. В данном тексте В. П. Астафьев поднимает проблему раскаяния.

Рассказчик повествует о своем постыдном поступке, который он совершил в детстве: когда в репродукторе раздался голос певицы, герой со словами негодования выдернул вилку из розетки, тем самым подал пример другим ребятам.

Спустя много лет он оказался на бесплатном симфоническом концерте на курорте, где играли достойную классическую музыку. Почти сразу зрители начали показывать свое недовольство: покидать зал “с возмущениями, выкриками, бранью…, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах”. А рассказчик сидел, ужавшись в себя, и слушал музыкантов, вспоминая свой поступок, но та певица “уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня”, – подумал он. “Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”.

понимает, что исправить ничего нельзя. Но зато он больше никогда не совершает их.

Я полностью согласен с В. П. Астафьевым и считаю, что все учатся на своих ошибках. Оступившись однажды и раскаявшись, человек навсегда запоминает свой поступок как нравственный урок.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали ее в своих произведениях, например, Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Главный герой Раскольников создал теорию, согласно которой люди делятся на “тварей дрожащих” и право имеющих”. Чтобы проверить это, Родион решился на убийство, но оно не принесло ему счастья. С Сониной помощью герою удалось искупить свой грех именно раскаянием.

У В. П. Астафьева есть рассказ “Конь с розовой гривой”, где его волнует эта же проблема. Герой обманул свою бабушку (положил на дно корзинки с земляникой траву). Но сразу же его начала мучать совесть: по возвращении бабушки мальчик горько плачет и раскаивается в содеянном; а бабушка изначально верила, что он признается, поэтому все-таки купила ему “пряник конем”.

Таким образом, любой человек может столкнуться с данной проблемой, и решить ее бывает непросто, но тот, кто способен осознать свои собственные ошибки, тот больше никогда их не повторит.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до...
  2. Голод на войне, наверно, испытывает каждый боец. Но каждый ли способен поделиться последним, что у него есть? Автор данного текста поднимает проблему проявления человечности и...
  3. В центре нашего внимания текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, советского и российского филолога, в котором описана проблема роли книг в жизни человека. Размышляя над этой проблемой,...
  4. Антун де Сент Экзюпери мудро заметил: “Все мы родом из детства”. Невозможно не согласиться с известным французским писателем, ведь ростки хорошего и дурного закладываются в...

Здравствуйте, не могли бы вы проверить мое сочинение?

Текст:
Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один.
В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.
«Ха… Орёт как жеребец!»- сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.
… Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.
Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно, нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…
Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей – Великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.
Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале, ….когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.
Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! Помогите!.. Ну, если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите».

Сочинение:
Нужно ли раскаиваться в постыдных поступках? Об этой проблеме размышляет выдающийся советский и российский писатель В.П.Астафьев.
В данном тексте автор описывает ситуацию, которая произошла с ним на музыкальном концерте. Он вспоминает, как оскорбил певицу, которую теперь так любит. После своего поступка автор "исправился" и не раз плакал, однако это не помогло унять муки совести.
В.П.Астафьев считает, что человек, раскаявшийся в постыдных поступках, больше не совершает их.
Я согласна с позицией автора. Если человек, совершив плохой поступок, видит последствия содеянного, он вряд ли захочет его повторить. Ведь мы все воли-неволи учимся на своих ошибках.
В известном романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" описывается долгий путь к раскаянию главного героя Расольникова. Уверенный в справедливости своей теории "крови по совести", Радион Романович презирает себя собственную слабость. Будучи в страданиях, он все равно не признает своего преступления. Ему помогают вера в Бога и любовь к Соне, именно эти два чувства приводят его к покаянию и воскрешают его.
В качестве второго примера можно привести произведение В.П.Астафьева "Людочка". Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием, она не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее и не помогли. Только после смерти девушки ее мать поняла, что Людочка не заменима, однако было поздно. К матери пришло раскаяние, она дала себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, удержит на плаву и будет им в радость.
Подводя итог, я хочу сказать, что к раскаянию, сожалению, признанию вины человек приходит лишь после содеянного поступка. Однако, по моему мнению, прежде чем совершать действие, его нужно тщательно обдумать. В наше время особенного важно помнить об этом.
Заранее спасибо!

В центре нашего внимания текст Виктора Петровича Астафьева, выдающегося советского и российского писателя, в котором описана проблема раскаяния.

Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает нам историю о мужчине, который всю свою жизнь жалел об одном постыдном поступке, происшедшим с ним в детстве. Это случилось в детдоме, неожиданно из репродуктора раздался голос, непохожий ни на один другой, и это разозлило героя. Он выдернул аппарат из розетки, но дети сочувственно отнеслись к этому. Много лет прошло с той поры, уже повзрослевший герой наслаждался симфоническим концертом в летнем саду, но остальным не понравилась музыка, они вскакивали и хлопали крышками стульев, громко ругались, показывая тем самым полное неуважение к музыкантам.

И, слушая, как надрывались музыканты, чтобы заглушить шум, герой осознал, что в детстве отнесся так же неуважительно к той певице, которая со временем стала самой любимой для него. Мужчина мысленно пожалел музыкантов и отдал им свое почтение.

Так в произведении Василия Быкова «Сотников» рассказывается о том, как партизан Рыбак выдает немцам Сотникова, своего товарища, и во время казни выбивает у него скамью из-под ног.

Но вскоре предатель сам себя наказывает и сводит счеты с жизнью.

А в произведении Ивана Бунина «Темные аллеи» автор рассказывает о человеке, который осознал свою ошибку поздно, и к тому же не захотел ее исправить. Николай Алексеевич, главный герой, по-молодости обманул крепостную девушку, поиграл с ней и бросил. Она продолжала любить его и жила в гордом одиночестве, не позволив никого полюбить ее. Но судьба жестоко наказала героя за его ошибку, он тоже остался одинок: жена изменила ему, а сын вырос негодяем. Но, несмотря на это, герой считает, что уже поздно исправлять содеянное, и, попрощавшись с женщиной, уезжает.

Таким образом, человек, который способен осознать свои собственные ошибки, больше никогда их не повторит.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-12-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Порой делая что-то мы даже не задумываемся о последствиях и затем очень часто сожалеем, ведь всё исправить невозможно. Лишь спустя некоторое время приходит осознание. В данном тексте В.П. Астафьев поднимает проблему раскаяния.

Рассказчик повествует о своём постыдном поступке, который он совершил в детстве: когда в репродукторе раздался голос певицы, герой со словами негодования выдернул вилку из розетки, тем самым подал пример другим ребятам. Спустя много лет он оказался на бесплатном симфоническом концерте на курорте, где играли достойную классическую музыку. Почти сразу зрители начали показывать своё недовольство: покидать зал «с возмущениями, выкриками, бранью …, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах». А рассказчик сидел, ужавшись в себя, и слушал музыкантов, вспоминая свой поступок, но та певица «уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня», - подумал он.

«Жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает».

Я полностью согласен с В.П. Астафьевым и считаю, что все учатся на своих ошибках. Оступившись однажды и раскаявшись, человек навсегда запоминает свой поступок как нравственный урок.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали её в своих произведениях, например, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников создал теорию, согласно которой люди делятся на «тварей дрожащих» и право имеющих».

Чтобы проверить это, Родион решился на убийство, но оно не принесло ему счастья. С Сониной помощью герою удалось искупить свой грех именно раскаянием.

У В.П. Астафьева есть рассказ «Конь с розовой гривой», где его волнует эта же проблема. Герой обманул свою бабушку (положил на дно корзинки с земляникой траву). Но сразу же его начала мучать совесть: по возвращении бабушки мальчик горько плачет и раскаивается в содеянном; а бабушка изначально верила, что он признается, поэтому всё-таки купила ему «пряник конём».

Таким образом, любой человек может столкнуться с данной проблемой, и решить её бывает непросто, но тот, кто способен осознать свои собственные ошибки, тот больше никогда их не повторит.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме