Почему древние люди рисовали руки на животных. Чем и как рисовал первобытный человек

В итоге создавалось впечатление, что древние смотрели на изображения животных так же, как современный человек любуется в Лувре художественными полотнами. Искусство пещерных жителей предлагалось воспринимать по большей части как чисто художественное явление, натуралистическое по характеру. Утверждалось, что оно призвано было украшать и облагораживать жизнь дикарей, которых более всего волновали образы животных. Еще бы – ведь именно животные давали им основную массу пищи. Искать за этими образами какие-то «сокровенные идеи» бесполезно. Правда, раздавались робкие голоса, которые отмечали некоторые странные черты в искусстве «допотопных» художников и призывали отыскать некий неординарный смысл в этих древних зооморфных образах. Однако большинство археологов не готово было еще решить сложную задачу. Таинственный мир идей первобытного человека пока не поддавался их пониманию.

Но находились и такие, кто, раздумывая над смыслом художественного творчества троглодитов, начал догадываться, что за образами его таится, возможно, нечто весьма значительное. Эдуард Пьетт более, пожалуй, чем кто-либо подготовленный к рассуждениям по этому предмету, обратил прежде всего внимание на то, что не каждое из стойбищ хранило в земле предметы искусства. Он расценил это как признак того, что и в ледниковое время наряду с художественно одаренными людьми были такие, «кто не имел других желаний, кроме удовлетворения животных потребностей». Другие же «племена поднимались выше нужд материального существования и посвящали свои досуги занятиям искусством...» Что касается последнего, то появление, допустим, скульптурных изображений женщин Пьетт объяснял так: «Любовь побудила первого скульптора воспроизвести любимую женщину».

Иной важный мотив творчества – воспроизведение в образах искусства того, что давало человеку пропитание: «Глиптические художники рисовали часто то, что было им хорошо знакомо, – животных и рыбу, которые употреблялись в пищу. Они не искали других мотивов. Чаще всего изображали лошадей, которых к тому времени наполовину одомашнили, чтобы иметь постоянный источник мяса. Страшные носороги были добычей и гравировались редко. Крупные кошачьи представляли в то время серьезную опасность для человека. Он не был способен сражаться с ними, и потому их изображений нет. У лисы, волка и гиены мясо отвратительного вкуса и не ценилось в питании. Поэтому их рисовали редко. Люди того времени не были вегетарианцами, предпочитая питаться мясом. Поэтому редко изображались растения». В этих беглых репликах можно усмотреть зачатки будущей концепции об отражении в искусстве ледниковой эпохи магических представлений: изображение тех животных, которые были желанными для людей в реальной жизни.

Не меньший интерес вызывают краткие замечания Пьетта о возможности отражения в предметах искусства кроманьонцев религиозных представлений, появление которых в столь отдаленные времена было для ведущих археологов «доистории» Европы фактом далеко не бесспорным. Так, в скульптурах женщин он усматривал амулеты или некие священные предметы. В том же ключе Пьетт оценивал 37 гравированных и скульптурных изображений змей, найденных им при раскопках: «Кажется, они были тогда объектами суеверного страха, эти амулеты в виде змей, обнаруженные в Гурдане, Мас д"Азиль и Лортэ. Они представляли собой символы культа, как и в античные времена. Только так можно объяснить наличие спиралей на их изображениях». Характерные рисунки с расходящимися лучами позволили ему высказать предположение об отражении в них образа солнечного божества, на возможность существования которого в представлениях «Человека Природы» намекал в свое время и Буше де Перт. В связи с вероятностью отражения в образах искусства троглодитов религиозных идей исключительный интерес вызывает мысль Пьетта о двух направлениях в их художественном творчестве: «В течение почти всей глиптической эпохи в искусстве прослеживается два течения, по принадлежности к которым разделяются художники, – реализм и фантазия». К плодам «искусства воображения» он относил всевозможные орнаменты, в том числе те же спирали, которые стали в период появления барельефов особенно популярными.

Шедевры древней наскальной живописи поражают не только далеких от искусства людей, но и маститых художников. Их создатели давно канули во тьме тысячелетий, но их работы продолжают жить, восхищая далеких потомков. Ни скудная палитра красок, ни отсутствие кистей, ни плохая освещенность не помешали первобытным художникам красиво и реалистично отобразить окружающий их мир.

Самовыражение или древняя магия?

Первые рисунки первобытных художников, изумившие ученых, были обнаружены в Испании во второй половине XIX века. Эти рисунки не оказались столь примитивными, как можно было бы ожидать. Выяснилось, что первобытные художники рисовали не хуже многих представителей современного искусства. После Испании древнюю наскальную живопись обнаружили в других странах Европы, а затем практически на всех континентах, кроме Антарктиды. Пещерная живопись времен палеолита главным образом посвящалась животным. С развитием первобытных общин в мезолите и неолите в сюжетах рисунков помимо животных стали встречаться и изображения людей, их взаимодействия друг с другом и с животными. Появились изображения неких религиозных обрядов, а уфологи различают на ряде рисунков даже инопланетян и летающие тарелки.

Некоторые рисунки пещерной,живописи выполнены одним цветом, при создании других использовалось несколько цветов. Надо отметить, что первобытные художники не располагали богатой палитрой, они использовали только природные красители. Каолин давал им белый цвет; охра - красный или желтый; марганец - черный. Также они использовали гематит, мергель, кварц, сажу, древесный уголь, растения и кровь животных. Для защиты рисунка от размывания стекающей по стенам водой в краски добавляли древесную смолу или животный жир. Благодаря таким ухищрениям пещерная живопись на тысячелетия пережила своих создателей.

При создании рисунков краски наносились с помощью пальцев, позже для их нанесения стали использоваться полые трубки из костей птиц и некие подобия самодельных кистей. Случалось, контур рисунка для придания ему четкости и выразительности доисторические художники выскабливали или выбивали. Для создания эффекта объемности рисунки нередко наносили на выступы стены, которые подбирались с большим мастерством. Из-за плохой освещенности или полного ее отсутствия шедевры пещерной живописи создавались при свете костров или факелов.

Зачем древние художники тратили столько времени на творчество? Спросить об этом у них мы уже не можем, а вот ученые выдвигают на этот счет свои предположения. Например, Анри Брейль видел в наскальных рисунках часть ритуалов «охотничьей магии». Древние художники рисовали стада бизонов, пронзенных копьями животных, привлекая таким образом удачу на охоте. По мнению других исследователей, художники просто отображали окружающий мир, выражая свое творческое начало.

Основными художниками были женщины и дети?!

Когда были обнаружены первые наскальные рисунки, никто не сомневался, что они были созданы мужчинами. Первобытная женщина долгое время считалась забитым существом без тени интеллекта, способным только рожать и выкармливать детей, поддерживать огонь и выделывать шкуры. Однако стоило ученым подробно заняться изучением отпечатков ладоней, оставленных древними художниками, как взгляды изменились. В публикации научного журнала National Geographic американские исследователи прямо говорят о том, что древние наскальные рисунки были выполнены женщинами. Такой вывод был сделан на основании анализа отпечатков ладоней, обнаруженных на стенах в пещерах рядом с древними наскальным рисунками. Оказалось, что длина фаланг и пропорции пальцев соответствуют как раз женской ладони. Получается, что авторами около 75% обнаруженных наскальных рисунков были женщины. Ранее было установлено, что к художественному творчеству в пещерах были причастны и дети.

Получается, что «командой», состоящей в основном из женщин, частично из детей и мужчин, и были созданы шедевры пещерной живописи. Среди таких шедевров рисунки из пещеры Фон де Гом в Дордоне. В этой пещере обнаружены многочисленные изображения мамонтов, бизонов, диких лошадей, оленей и других животных.

Любопытно, что они выполнены в различной манере, здесь встречаются и древнейшие линейные рисунки, выполненные черной и красной краской. Есть и изумительные полихромные композиции, созданные в более позднее время. Стоит вспомнить и о знаменитой пещере Ляско, открытой французскими школьниками в сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк. На стенах пещеры оказались сотни желтых, красных, коричневых, выполненных охрой, сажей и мергелем, изображений животных - оленей, козлов, быков, бизонов, лошадей, носорогов. Все они были выполнены с таким мастерством, что у некоторых даже возникло предположение о грандиозном розыгрыше, устроенном современными художниками. Однако ни о каком розыгрыше не могло идти и речи, все рисунки являлись подлинными и очень древними. Вскоре пещеру Ляско прозвали «Сикстинской капеллой первобытной живописи».

Один из шедевров пещерной живописи обнаружили сравнительно недавно, в 1995 году, в пещере Шове во Франции. Древний художник с помощью охры, гематита и древесного угля изобразил на ее стенах мамонтов, бизонов, зубров, лошадей, оленей, пещерных львов, медведей, диких баранов, а также гиен, пантер и сов. Самое интересное, что эти рисунки оказались самыми древними из известных - им 31 тысяча лет. Удивительно, что при этом они выполнены с поразительным мастерством. Специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт заявил: «Люди, которые нарисовали это, были великими художниками».

А теперь пора вспомнить о знаменитой пещере Альтамира в Испании, с которой практически и началась история изучения древней пещерной живописи.

Пикассо был восхищен шедеврами Альтамиры

Посетив пещеру Альтамира и осмотрев ее наскальную живопись, знаменитый художник Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное!» Он был восхищен экспрессией рисунков, их композицией, подбором красок, тонким вкусом древнего живописца, знанием пропорций и особенностей движения животных. До Альтамиры никто даже не подозревал о том, что люди каменного века были способны создавать самые настоящие шедевры живописи. Именно в этой пещере были открыты самые первые рисунки времен позднего палеолита (35-10 тыс. до н. э.) Эпохальное открытие сделал испанский археолог-любитель граф Марселино де Савтуола.

Эту пещеру, расположенную в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), в 1868 году случайно обнаружил пастух. Правда, ничего особенного, кроме костей и рогов животных, он тогда не нашел. В 1875 году пещеру впервые посетил граф де Савтуола, ему удалось обнаружить лишь каменные орудия палеолитического человека, но в этой находке не было ничего сенсационного. В 1879 году граф решил еще раз осмотреть пещеру, взял с собой 6-летнюю дочь Марию. Именно она, показывая пальчиком в пещерный потолок, неожиданно закричала: «Быки, быки!» Ее отец засмеялся, но все же поднял глаза к потолку и замер от изумления: там находились огромные красочные фигуры бизонов. Некоторых из них древний художник изобразил стоящими на месте, других в динамике - с наклоненными рогами бросающихся на врага. Граф стал тщательно осматривать потолок и стены пещеры, и ему удалось обнаружить еще ряд рисунков, выполненных черной, коричневой и красной красками.

Рисунки животных были выполнены с высоким мастерством и большой реалистичностью. Савтуола опубликовал сообщение о своей находке, но научный мир встретил его с явным недоверием. Кончилось тем, что рисунки Альтамирской пещеры признали подделкой и на время о них забыли. Об открытии Савтуолы вспомнили в 1895 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер нашел рисунки первобытного человека на стенах пещеры Ла-Мут в Дордоне. После этой находки ученые приступили к тщательному обследованию стен и потолков всех известных на тот период пещер. В десятках пещер в Испании и Франции удалось обнаружить наскальную живопись.

Некоторые рисунки скрывали сталагмиты, другие были покрыты известняковой корой, но было ясно, что они очень древние, и ни о какой подделке не могло быть и речи. После этого ученые обратили пристальное внимание на 270-метровую пещеру Альтамира и ее уникальные рисунки. Исследователи пришли к выводу, что их возраст насчитывает около 20 тысяч лет. В 1902 году, увы, уже после смерти первооткрывателя графа де Савтуолы, наскальную живопись Альтамиры признали подлинной. Пещеру стали посещать многочисленные туристы, поэтому из-за нарушения микроклимата древние рисунки начали разрушаться. Альтамиру пришлось закрыть для посещения, в пещеру стали пускать на ограниченное время только ученых. Рядом с пещерой организовали музейный комплекс, в 2001 году в нем открыли точную копию панно Большого плафона, с тех пор туристы, не нарушая покой пещеры, могут увидеть то, что было скрыто в ней десятки тысячелетий.

3657

Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах — это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.

Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).

Где рисовали первые люди?

Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.

Как называются наскальные рисунки?

Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. — вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.

Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей — картинки, созданные первыми людьми.

Техника выполнения и материалы

Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.

Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира

Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.

Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.

Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.

Что рисовали первобытные люди?

Наскальные рисунки древних людей — это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.

Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.

Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.

Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.

Где можно увидеть наскальную живопись?

Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII-XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.

Объекты искусства или примитивное отражение действительности?

Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.

Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций. Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности. А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга

Как известно, изобразительное искусство появилось в позднем периоде древнего каменного века. Люди в то время рисовали почти одних зверей. В среднем каменном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится группа людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть отряд охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают.

Но возникает вопрос, зачем людям в то далекое время вообще нужно искусство как таковое, ведь оно не играет существенной роли для выживания?

На этот счет существует множество теорий. Исторический приоритет принадлежит теории, которая видела истоки искусства в потребности людей создавать прекрасное. Это одно из первых, простых и прямолинейных объяснений, так называемая теория искусства для искусства. Она ведет начало от первых находок предметов искусства в культурных слоях палеолитических памятников, то есть с середины-конца XIX века. Сегодня некоторые исследователи считают, что искусство – это просто прямое следствие появления способности создавать символы, творить прекрасное, что искусство появляется немедленно, как только человек приобретает необходимые для его создания и восприятия интеллектуальные и телесные способности. Однако появление символизма вообще и искусства в частности – это, скорее, все-таки следствие общего усложнения культуры, повышения ее информационной сложности. Это следствие того, что на определенном этапе развития информационная насыщенность культуры, то есть объем общих сведений о мире, который общество должно хранить и передавать для того, чтобы приспособиться и выжить, превышает некий порог. До достижения этого порога было достаточно естественной памяти, устной передачи всех существенных сведений, но когда объем информации, циркулирующей в обществе, превысил пороговый объем, стали необходимы внешние носители информации. Это, видимо, и повлекло за собой появление многих из тех видов деятельности, которые мы сегодня привычно объединяем под термином искусство.

Свидетельства символизма появились давно, они редкие и разрозненные, но они, несомненно, есть уже в среднем палеолите. Они обнаруживаются на памятниках, оставленных как представителями Homo sapiens, так и неандертальцами, а также более архаичными гоминидами. Например, на стоянке Берехат Рам в Израиле, что относится еще к ашельской эпохе. Тем не менее, там найдена фигурка, представляющая из себя кусок породы, который изначально, в силу игры природы, напоминал человеческую фигуру, но был доработан. Ему было придано еще большее сходство с человеческим обликом. Это своего рода Венера, но еще нижнепалеолитическая. В среднем палеолите таких находок становится больше. Обычно в этой связи вспоминают охряные плитки стоянки Бломбос в Южной Африке возрастом около 70-75 тыс. лет назад, где нанесены ритмично заштрихованные решетки и тому подобные изображения. Такие вещи есть и на ряде других памятников Южной Африки.

Кроме того, в этот период и даже более ранний (примерно 100 тыс. лет назад) появляются украшения в виде раковин с искусственными и естественными отверстиями. Вряд ли можно сомневаться в том, что люди были способны к символизму задолго до того, как это явление получило в культуре массовое распространение. Но только в каких-то обществах, районах оно было востребовано, а в каких-то – нет, и сложно сказать, в силу чего. То есть способности были, но не было общественного запроса. Это одна из возможных интерпретаций. У нее есть свои слабые стороны, прежде всего, это недостаток археологических данных, которые позволили бы ее проверить и доказать.