Проблемы исторической поэтики. Метароман как проблема исторической поэтики озкан, вероника борисовна

Александрийский Мусейон в античные века являлся центром научной и культурной жизни Страны Фараонов. Ему же принадлежала и Александрийская библиотека – одна из великих загадок Египта и всего мира. Она являлась одной из крупнейших библиотек древнего мира. Были найдены руины дочернего здания, которое называлась Серапийон, но этого крайне мало, чтобы понять, как выглядела вся Александрийская библиотека. История умалчивает, как выглядели ее главные здания, где они находились, и что с ними случилось в конечном итоге.

Историческая справка

В 332 году до нашей эры город Александрия, основанный на землях, который Александр Македонский отвоевал у египтян, был провозглашен им будущим источником знаний для всего мира. Именно Александру Великому, который считал знания неотъемлемым атрибутом власти, принадлежала идея основать в этом месте библиотеку и научный центр.

Однако открылась Александрийская библиотека в 323 году до нашей эры, уже после его кончины. Это произошло при Птоломее Первом Сотере, который был преемником Александра Македонского и первым правителем из династии Птоломеев – правителей Египта. При Птоломее Первом Александрия стала столицей Египта. Деметрий Фалерский, который был учеником Теофраста (ученика Аристотеля), был приглашен Птоломеем Сотером для организации работы Александрийской библиотеки и всего Александрийского Мусейона.

Сейчас сложно поверить, что более двух тысяч лет назад люди стремились к познанию мира, а не только были заняты междоусобными войнами и отвоеванием друг у друга территорий. Александрийская библиотека лишний раз подтверждает, что даже в таком далеком прошлом люди тянулись к знаниям. Любой желающий мог посетить ее и изучить любую заинтересовавшую его книгу, пройдя перед этим обряд очищения.


Власти содействовали тому, чтобы в библиотеку в Александрии стекалось как можно больше информации. В Александрию съезжались мыслители и ученые из многих эллинистических стран. Ученые утверждают, что все книги, найденные в приходящих судах, отправлялись в библиотеку. Там они переписывались копиистами, и копии отправлялись владельцам.

Александрийская библиотека дала миру многих великих ученых – Аристарха Самосского, Эратосфена, Зенодота, Фекрита, Филона, Плотия, Эрата, Эвклида, Каллимаха. Эти имена известны всему миру по сей день. Тут были написаны уникальные труды по геометрии, тригонометрии, астрономии, литературе, языковедении и медицине.

Копии всех значимых рукописей попадали в библиотеку в Александрии, и, по подсчётам ученых, во времена расцвета в ней находилось 100-700 тысяч свитков из папируса на многих языках мира. Несколько веков Александрийская библиотека являлась единственном в мире хранилищем трудов мировых ученых и философов – таких как Архимед, Эвклид и Гиппократ.

Предположения об исчезновении

Судьба и история библиотеки в Александрии по сей день остается до конца неизученной. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, когда и почему была уничтожена Александрийская библиотека.


Есть версия, что в 48-47 годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь во время морского сражения сжег корабли, пришвартованные у берегов Александрии, но огонь перекинулся на здания библиотеки и она сгорела вместе с огромным количеством книг.

После смерти великой царицы Египта Клеопатры в 30 году до нашей эры (она была последней правительницей из династии Птоломеев) Александрия утратила былое могущество. Александрийская библиотека уже не поддерживалась государством так, как раньше, но все-таки продолжала свою работу.

Известно, что при императоре Феодосии Александрийская библиотека находилась в храме Сераписа и частично была разгромлена христианскими фанатиками в 391 году.

Многие ученые предполагают, что окончательно Александрийская библиотека пала в VII-VIII веке, когда Александрию захватили арабы. По приказу арабских правителей Египта, которые были мусульманами, все книги были сожжены.

Скорее всего, истинной причиной гибели библиотеки можно считать все эти факты из истории, а не какой-то один. Но некоторые свитки все таки удалось сохранить и переправить в библиотеки Средиземноморских стран и стран западной Европы. Эти книги оказали очень большое влияние на интеллектуальное развитие европейского общества.


Возрождение уникального книгохранилища

Вместо разрушенной более полутора тысяч лет назад Александрийской библиотеки была создана новая – Библиотека Александрина. Организация ЮНЕСКО, Правительства Египта, некоторых стран Европы, арабского мира и Японии объединили свои усилия для возрождения уникального книгохранилища. Многие страны мира внесли свой вклад в создание фонда библиотеки, пожертвовав туда книги.

Подготовительные работы проводились в 1992-1995 годах. Работы по возведению библиотеки заняли 7 лет, а примерная стоимость составила 250 миллионов долларов. Работы по строительству проводились консорциумом строительных компаний Англии и Италии под руководством австрийского архитектора Кристофера Капелле и строительной компании «Shohetta».

Новое здание имеет весьма оригинальную форму и похоже на солнечные часы или огромный барабан, который наклонен в сторону моря. Крыша сделана из стекла – ее диаметр составляет 160 метров, а площадь сравнима с площадью футбольного поля. Библиотечные залы расположены на одиннадцати нижних ярусах. Хранилище может вместить в себя 8 миллионов книг. Так же в библиотеке есть конференц-зал, специальный зал для людей с проблемами зрения, зал для детей, планетарий, музеи, галереи искусств и мастерская, где происходит восстановление рукописных документов. В книгохранилище сейчас помещено 7,5 миллионов книг, для изучения предоставлено 500 тысяч.


В настоящее время директором библиотеки является профессор нидерландского Университета Вагенингена – Исмаил Сараджуддин. Всю информацию о библиотеке, а также фото и видео можно найти на официальном сайте www.bibalex.org .

|
александрийский мусейон
Александрийский Мусейон (или Александрийский Музей , др.-греч. Μουσεῖον τῆς Ἀλεξανδρείας) - исследовательский, учебный и культурный центр эллинистической науки. Основан в начале III в. до н. э. при первых Птолемеях по инициативе Деметрия Фалерского, находился на государственном обеспечении. состав Музея входила обширная Александрийская библиотека, организованная в этот же период.

Учёные, принятые в сотрудники Музея, занимались натурфилософией, математикой, астрономией, географией, медициной, теорией музыки, лингвистикой и другими науками. Среди них наиболее известны Архимед, Евклид, Эратосфен; Аристарх Самосский, Клавдий Птолемей, Филон Александрийский, Герон, Плотин, поэты Каллимах и Феокрит. С александрийской научной школой активно сотрудничали Гиппарх, Архимед и многие другие деятели античной науки.

  • 1 Название
  • 2 История
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания

Название

Название «Мусейон» в древней Греции присваивали храмам девяти муз. Две музы из девяти имели отношение к науке: Урания (муза астрономии и других точных наук) и Клио (муза истории и гуманитарных наук), остальные покровительствовали искусствам. От этого слова происходит современный термин «музей», хотя Мусейон, в отличие от современных музеев, не занимался выставками каких-либо экспонатов и вообще не допускал посторонних.

История

Александрийская библиотека

Александрийский Мусейон стал самым роскошным из храмов муз. У истоков заведения стоял Деметрий Фалерский, ученик перипатетика Феофраста. Прототипом его детища послужил частный музей, устроенный в Афинах на средства, оставленные Феофрастом, и рассчитанный на известное число человек, которые должны были жить в нём, платя за доставляемые удобства своей научной деятельностью. Под мусейон была отведена часть дворцовых построек вдоль гавани; было сделано много пристроек, построена капелла для муз (собственно музей, Μουσείον), разбита аллея, а для совместных занятий возведена открытая с боков, но крытая сверху зала. состав Александрийского Музея входили ещё анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады для опытов и прогулок и, возможно, астрономическая обсерватория. Александрийский Музей была включена и основанная независимо от него Александрийская библиотека. Часть помещений была отведена для проживания сотрудников, бесплатного питания и обслуживания их нужд.

Во главе мусейона стоял управитель, назначавшийся царём из жреческого сословия; в дела науки он, однако, не входил, и ни один жрец не передал потомству даже своего имени. Число членов мусейона не было определено уставом: при Птолемее Филадельфе их было около 50, позднее больше. Управители библиотеки избирались из среды членов мусейона и состояли в этой должности обыкновенно до смерти. При Птолемеях библиотекарями состояли Зенодот Эфесский, Каллимах из Кирены, Эратосфен, Аполлоний Родосский, Аристофан, Аристарх Самофракийский.

Сперва мусейон был исключительно храмом науки, хранителем её; его члены имели задачей двигать науку, а достигалась эта цель путем научных споров, бесед, лекций и одиночной работы. Философия, филология (в широком смысле), математика, медицина, история, поэзия - одним словом, вся тогдашняя наука нашла себе приют в мусейоне, первоначально напоминавшем своей деятельностью современные Академии наук. Сторонним лицам доступ в мусейон допускался только с разрешения царя. III-II веках до н. э. деятельность Музея переживала расцвет, были достигнуты исключительные успехи в математике, натурфилософии и других областях деятельности. Число учёных доходило до 1000, они занимались исследованиями, публикациями, переводами на греческий иноязычных сочинений (персов, евреев, ассирийцев и других), комментированием научной и литературной классики. До наших дней дошла только ничтожная часть сочинений сотрудников Музея, главным из которых являются «Начала» Евклида, энциклопедия математических знаний античности.

Мусейон получал неизменную поддержку всех царствующих Птолемеев. После римского завоевания перешёл под покровительство римского наместника, но с этого момента чисто научный характер мусейона постепенно отодвигается на задний план. Мусейон всё более начинает служить общеобразовательным центром, напоминая современные университеты. Сюда стремилась молодежь со всех концов римской ойкумены. Некоторые отрасли науки продолжали, однако, самостоятельно развиваться и в эту пору, например, медицина, математика, естествознание.

При Каракалле (начало III века) были изгнаны из мусейона философы, преподававшие учение Аристотеля. После смерти императора они были возвращены, и ход занятий восстановлен. При императоре Аврелиане (правил в 270-275 годы) была разрушена та часть города, где находился Музей, тем не менее он был восстановлен. С началом христианской эпохи (начало IV века) музей как хранилище языческой философии действует в атмосфере возрастающей враждебности. 392 году по приказу императора Феодосия I наряду с другими языческими храмами было разрушено последнее оставшееся у Музея здание - храм Сераписа. Античные свитки из библиотеки были почти полностью уничтожены. Временное оживление язычества при Юлиане лишь ненадолго отсрочило гибель музея; с конца IV века о нём не появляется больше известий. Окончательная гибель остатков библиотеки произошла в 640 году после захвата Египта арабами-мусульманами. Согласно легенде, о достоверности которой идут споры, по приказу халифа Омара все греческие книги были сожжены, почти полгода бани Александрии отапливались пергаментными свитками.

См. также

  • Александрийская школа
  • Александрийская библиотека

Литература

  • Александрийский Мусейон // Большая советская энциклопедия.
  • Лурье С. Я. Архимед. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - 272 с.
  • Панов В. Ф. Математика древняя и юная. - Изд. 2-е, исправленное. - М.: МГТУ им. Баумана, 2006. - 648 с. - ISBN 5-7038-2890-2.
  • Музей Александрийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Ссылки

Примечания

  1. Панов В. Ф., 2006, с. 59.
  2. Панов В. Ф., 2006, с. 61.

александрийский мусейон

Александрийский мусейон Информацию О

  • Александри́йский мусе́йон (или Александрийский музей; др.-греч. Μουσεῖον τῆς Ἀλεξανδρείας) - религиозный, исследовательский, учебный и культурный центр эллинизма; храм Муз. Основан в начале III века до н. э. при Птолемее Сотере по инициативе Деметрия Фалерского, находился на государственном обеспечении. В состав мусейона входила обширная Александрийская библиотека, организованная в этот же период. Учёные, принятые в сотрудники мусейона, занимались натурфилософией, математикой, астрономией, географией, медициной, теорией музыки, лингвистикой и другими науками. Роль мусейона - культурная и религиозная - сохранилась и в эпоху римского завоевания. На базе храма возник неоплатонизм, в котором культ муз играл существенную роль. Мусейон был единственным античным храмом муз, который непрерывно функционировал не менее 800 лет. В III веке его жрецы-учёные встали в оппозицию Александрийской школе, и по мере христианизации Римской империи мусейон утратил научные функции, оставшись исключительно культовым учреждением. Указом императора Феодосия в 391 году он был закрыт. Последним его учёным, известным по имени, был Теон Александрийский, скончавшийся около 405 года. Существуют свидетельства, что на месте бывшего мусейона в Александрии ещё в 530-е годы проводились состязания риторов и поэтов.

Связанные понятия

Древнеармянская переводная литература - переводы произведений античной и средневековой литературы на армянский язык, сделанные в V-XVIII веках.

Византийское, или греко-римское, право - совокупность законодательных памятников, представляющих собою переработку римского права применительно к новым условиям жизни в Византийской империи. Исключительным источником этой переработки является воля законодателя, соответственно чему изменяется характер науки права. Основная сфера деятельности византийских юристов состоит не в законотворческой деятельности, а в компилировании и толковании законов.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН

(греч. moyseion - храм муз) - научное, литературное и высшее образо-ват. учреждение в г. Александрии, имевшее в антич. мире междунар. значение. Был осн. в 3 в. до н. э. по распоряжению царя Птолемея I. Наиболее вероятным организатором его был философ перипатетик Деметрий Фалерский. А. м. получил устройство по образцу афинских философских школ, в особенности Ликея. Возглавлял А. м. жрец высшего ранга, назначавшийся в эллинистич. период царем, а в римский - императором. Птолемеи приглашали в А. м. греч. ученых, философов, писателей из всех стран эллинистич. мира (в А. м. работали Эвклид, Эратосфен, Каллимах и др.). Члены А. м. жили на царском иждивении и занимались науками, лит-рой, преподаванием. Они были свободны в выборе тем науч. или лит. занятий; в то же время обязаны были проявлять верноподданич. чувства. Редкие проявления критики или оппозиции жестоко подавлялись (так, Птолемей II приказал утопить поэта, осмеявшего его брак с родной сестрой Арсиноей). Потребности времени обусловили в А. м. развитие математики, астрономии, естествознания, географии, медицины, а также филологии и грамматики, в частности проводился критич. разбор текста гомеровских поэм. Отдельные члены А. м. занимались прикладными науками, им принадлежит ряд изобретений. Успехи в лит-ре были значительно скромнее. Расцвет А. м. относится к 3 в., а по отдельным наукам к 3-2 вв. до н. э. При А. м. была б-ка, насчитывавшая к сер. 3 в. до н. э. до 500 тыс., а в сер. 1 в. до н. э. до 700 тыс. свитков книг по различным отраслям греч. и отчасти вост. науки, техники, по философии, лит-ре и т. п. Заведовал б-кой ученый, тоже назначавшийся царем. Обычно он был и воспитателем наследника. В 48 до н. э. во время Александрийской войны часть б-ки А. м. сгорела. В рим. период А. м. постепенно теряет значение, но отдельные выдающиеся ученые работали в А. м. и во 2 в. н. э. В 273 войска имп. Аврелиана при взятии Александрии разрушили и сожгли А. м. и б-ку. Ученые А. м. переправили остатки б-ки в храм Серапеум, где продолжали свою работу. В 391 Серапеум был разрушен христианами-фанатиками. Б-ка опять пострадала. Последние остатки ее были уничтожены мусульманами-фанатиками при халифе Омаре в 642.

Лит.: Деревицкий А. Н.,O начале историко-лит. занятий в Др. Греции, X., 1891; Лурье С. Я., Архимед, М.-Л., 1945.

Н. Н. Пикус. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    - (греч. museion храм муз) совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в нач. 3 в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272 273 … Большой Энциклопедический словарь

    Александрийский мусейон - (греческое museion храм муз), один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале 3 в. до нашей эры, ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. В Александрийском мусейоне работали Архимед, Плотин,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч. muséion храм муз), совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале III в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. * * * АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ … Энциклопедический словарь

    - (греч. muséion храм или святилище муз) один из главных научных и культурных центров античного мира. Основан в Александрии (См. Александрия) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях по инициативе ученика Аристотеля Деметрия Фалерского.… … Большая советская энциклопедия

Центром научно-литературного творчества была египетская Александрия, по имени которой и весь эллинистический период греческой литературы иногда называют александрийским периодом.

Средоточием научно-педагогической деятельности был Александрийский мусейон -одновременно высшая школа, научный институт и колоссальная библиотека. Открытый в 308 г. по инициативе Деметрия Фалерского, Александрийский мусейон («храм муз») представлял расширенную копию Платоновой Академии и Аристотелевского Лпкея. По количеству ученых сил, вспомогательных учреждений, книг и учебных пособий Александрийский мусейон превосходил все подобного рода учреждения других городов. В I в. до н. э. в александрийском книгохранилище насчитывалось до полумиллиона оригинальных рукописей, с большой тщательностью собранных со всего мира. Один только «Каталог сочинений, просиявших во всех областях образованности», находившийся в Александрийской библиотеке, составлял сто двадцать книг. К каждому автору прилагался особый комментарий, из которых впоследствии составилась целая литература (схолии), служащая в некоторых случаях ценным источником при изучении античной истории. Составителем «Каталога» был Каллимах, хранитель царской библиотеки (III в.). Каллимах представляет ярко выраженный тип александрийского ученого, обладавшего самыми разнообразными сведениями по самым различным областям знания. Каллимаху приписывали 800 сочинений, написанных прозой и стихами, по истории, грамматике, поэзии и т. д. Творческая одаренность Каллимаха, однако, стояла значительно ниже его усваивающей способности. Учениками Каллимаха были Эратосфен и Аполлоний Родосский, занявший после смерти Каллимаха должность царского библиотекаря.

Помимо Александрийского мусейона, имелись мусейоньг в Антиохии, Пергаме, Сиракузах и в других крупных городах. Эллинистические правительства не жалели средств на пополнение и содержание библиотек, рассматривая их как одно из средств укрепления своего авторитета в глазах общественного мнения внутри страны и " за ее пределами.

Количественный рост литературной продукции не всегда, к сожалению, совпадал с ее качественным ростом. Скорее даже замечалось обратное соотношение. Чем дальше, тем все больше выступали отрицательные стороны алексапдринизма -реторический и дидактический (нравоучительный) элемент, нарочитая ученость, санти- ментализм и утрата художественного чувства меры. Все это в совокупности свидетельствовало о разрыве между литературой и жизнью, неизбежным следствием чего было вырождение и умирание научно- художественного творчества.

Особым родом литературы были социальные романы , запечатлевшие утопические настроения эллинистического мира.

В социальных романах-утопиях Эвгемера, Ямбула и др. описывались фантастические страны, «острова блаженных» и «солнечные царства», представлявшие полную противоположность реальной действительности. Романы-утопии давали выход творческой фантазии, уводили людей от утомительной городской жизни с ее уличной сутолокой, плохим воздухом и бедной растительностью в «солнечные царства», в чудесную Индию и счастливую Аравию с их сказочной исполинской и многообразной растительностью. Там великолепная природа, приятный воздух, с математической точностью повторяющиеся приливы и отливы моря, одинаковой продолжительности дни и ночи, богатейшая растительность, масло и вино в изобилии, плоды тростника сами собой превращаются в сладкий хлеб, вечно сияет солнце. Люди «солнечного царства» (гелиополиты) наслаждаются цветущим здоровьем, правильно сложены, живут до ста пятидесяти лет и, достигнув глубокой старости, сами себя лишают жизни. Больных и инвалидов в «солнечном царстве» не бывает, нет также врачей-все делает сама природа. Гелиополиты религиозны, поклоняются солнечному диску и звездам как самым святым и чистым созданиям природы. Живут они группами по 300-400 человек в каждой. Во главе каждой группы стоит патриарх (родовой царь, или филобасилевс). Существует правильная смена труда, уничтожающая однообразие, калечащее человеческую природу. Граждане «солнечного царства » попеременно занимаются умственным и физическим трудом-ремесленничают, собирают плоды, управляют, прислуживают и т. д.

Частной собственности в гелиополисе не существует ни в каком виде, не существует и семьи. Дети принадлежат всей общине и никому в частности. После рождения дети подвергаются испытанию и отбору, и только наиболее крепких из них оставляют в живых. Живя в условиях роскошной природы, на вечно цветущих лугах, гелиополиты усердно занимаются науками, в особенности астрономией, наблюдая над?кизнью их главного боганеба. Действительная жизнь, как сказано, представляла полный контраст тому, что изображалось в утопиях и романах. Люди, не удовлетворенные действительной жизнью, уставшие и не видевшие из своего положения выхода, стремились хотя бы в мечтах перенестись в дальние страны и превратиться в граждан «солнечного царства».

Элемент фантастического и чудесного в изрядной дозе содержится и в исторических произведениях эллинизма. Военные походы и экспедиции, путешествия купцов и туристов доставляли богатый материал историку, открывали дотоле неведомые страны, знакомили с бытом, культурой, .языком и верованиями других народов. На этой почве зарождались идея всемирной истории, этнографии и исторический роман.

Одним из самых плодовитых и популярных историков раннего эллинизма был Феопомп с острова Хиоса (IV в.), ученик Исократа. Феопомп написал «Историю Греции» в XII книгах как продолжение «Истории» Фукидида и «Историю Филиппа Македонского» («Филиппика») в 58 книгах, восторженным почитателем которого он был. Из этих историй сохранились только немногие отрывки.

Современник Феопомпа малоазиец Эфор первый написал «Всеобщую, или Всемирную, историю» в тридцати книгах. «История» Эфора содержала историю греков и заканчивалась 340 г. Его история, временами прямо переходящая в описательную этнографию, богата историческим и этнографическим материалом, живо и увлекательно написана, но не стоит на должной высоте в отношении выбора и оценки источников. По методу изложения Эфор, как и вообще все эллинистические историки, отходит от Фукидида и возвращается к Геродоту.

Сказанное об Эфоре приложимо и к Диодору Сицилийскому, «Историческая библиотека» которого нам более известна, чем «Всеобщая история» Эфора, сохранившаяся лишь в отдельных частях. Живший в римский период средиземноморской истории (I в. до н. э.), Диодор включил в рамки своего изложения как Восток, так и Запад Средиземноморья. История Диодора доведена до галльских походов Цезаря.

Одним из наиболее известных историков эллинизма был Полибий (201-120 гг.), автор «Всемирной истории» в сорока книгах, в которых излагаются события до 146 г. до н. э. Однако по манере письма и подходу к историческому материалу Полибий стоит ближе к Фукидиду, чем какой-либо другой известный нам историк эллинизма. Полибий полагает, что настоящая история может быть только всеобщей, синтетической и синхронистической. Местная же, или частичная, история дает мало для «точного уразумения целого», да и сама она может быть понята лишь на фоне всеобщей истории. История для Полибия представляет реальное органическое единство. Она подобна телу, в котором каждая отдельная часть может быть понята только в связи с целым. Отдельные части животного не дают представления ни о его красоте, нп о его движении. Всеобщая история для Полибия есть история всего Средиземноморья, как восточной, так и западной его части. История Италии органически связана с историей Африки, а обе они-с историей Азии. Поэтому война римлян с Карфагеном из-за Сицилии органически привела к войне с Филиппом, а эта последняя послужила прелюдией к войне с Антиохом и т. д. История имеет двоякое значение: 1) практическое и 2) художественное. Расширяя кругозор и предохраняя от повторения ошибок прошлого, она в то же время дает возможность наслаждаться потоком исторических событий.

Большинство эллинистических историков были придворными историографами, что, естественно,-не могло не отразиться па их исторических концепциях и оценках.

Из философских систем наибольшей популярностью в эллинистическом мире пользовались три философских системы: 1) стоиков, 2) эпикурейцев и 3) киников. Общей всем им чертой была их этическая и практическая основа. В фокусе их внимания стоял человек и его отношение к миру, государству и другим людям. Проблема была общая, но методы ее разрешения различны.

Основоположником стоической философии считают Зенона Младшего из" города Кития на острове Кипре, ученика Кратеса Киника. Зенон жил в конце IV в. и имел обыкновение излагать свое учение в «цветном портике» (стоа пойкиле) в Афинах, откуда пошло и название «стоическая философия». Идеи Зенона привел в систему и дополнил Клеапт из города Асса в Мисии, современник Зенона, и в особенности Хрисипп из Сол в Киликии (282-208гг.).

Стоики делили философию на три части: 1) логику, 2) физику и 3) этику. В центре стоит этика, которой подчинена логика и физика. Физика показывает, что все существующее есть тело, действующее или страдающее, активное или пассивное. Логика же учит правильно мыслить и ясно выражаться, что необходимо для воздействия на окружающий мир.и преодоления пассивного состояния. Цель человеческой жизни есть счастье, а счастье заключается в сознательной общественной и личной деятельности, протекающей по законам человеческого разума. Озаренная светом разума деятельность на языке стоиков называется добродетелью. Добродетель состоит из четырех составных частей: 1) справедливости, 2) проницательности, 3) мужества и 4) рассудительности. Все эти качества необходимы человеку для широкой активной деятельности в интересах всего человечества.

По сравнению со служением всему человечеству или даже всему миру любовь и забота об отдельных социальных группах и людях в учении стоиков отходит на второй план. Человек, семья, группа, класс, государство и пр. растворяются в более высоком космическом, или вселенском , идеале. Перед этим вселенским идеалом все народы, государства и люди равны. Таким путем стоики логически приходили к космополитизму и признанию равенства между свободными и рабами, между греками и варварами. В этом заключается прогрессивная сторона стоической философии.

Активным началом человеческого существа является душа , а преобладающую силу души составляет разум. Через душу и разум человек связывается со всей вселенной (космосом). Подобно человеку, космос состоит из двух начал-пассивного и активного, материи и разума. Вселенский разум есть бог, определяемый как эфир, или животворный праогонь , из которого рождается мир. Мир не вечен. Через определенный период мир погибает от огня и вновь из того же самого праогня возрождается в обновленном виде. Мировой пожар стоики называли вселенской необходимостью, или судьбой.

Стоическая философия призывала к действию, неослабной работе над собой, к серьезному изучению специальных наук и философии. В этот период стоическая философия не была оторвана от практической жизни. Стоики верили в возможность создания идеального общества, вселенского государства, построенного рациональным путем на основе разума и научных данных. Среди стоиков было немало выдающихся умов и широкообразованных людей.

Во II в. всеобщей известностью пользовались два стоических философа: Пансций (180-110 гг.) и Посидоний из Апамеи в Сирии (135-51 гг.). Особенно интересен последний, сочетавший глубокое философское образование с широким знанием специальных дисциплин. Посидоний известен как-философ, математик, естествовед и историк. Среди учеников Посидония следует назвать историка Полибия. Стоики оказывали большое влияние и на практическую политику в качестве советников государственных мужей и царей. Впоследствии, в период Римской империи, стоицизм выродился и перешел к проповеди пассивного отношения к жизни и квиетизма. Таков был, например, стоицизм римских философов Сенеки и Марка Аврелия.

Отличную от стоиков философию развивали эпикурейцы. Основателем эпикзфейской философии был Эпикур (341-27U гг.)« Эпикур, современник Зенона, в 306 г. поселился в Афинах, приобрел сад и в этом «саду Эпикура» излагал слушателям основы своей философии. По преданию, Эпикур написал триста книг, из которых ни одна до нас не дошла. Сохранились отрывки у поздних писателей, по которым восстанавливают идеи Эпикура.

В противоположность стоикам, считавшим основой познания разум, Эпикур истинным источником познания признавал чувство-ощущение. Ощущение получается чисто внешним путем в результате случайного сцепления атомов. В этом Эпикур примыкал к атомистике Демокрита. Человеческая душа, по Эпи- куру, состоит из тончайших атомов, подобно эфиру разлитых по всему телу. Счастье человека, составляющее цель всякой филоСофии, состоит в устранении неприятных и создании приятных ощущений. Достигается это путем воздействия на чувства разума и воздержания от всяких излишеств," т. е. умеренностью. В этом эпикурейцы соприкасались со стоиками.

В создании душевного равновесия и покоя Эпикур усматривал высшее счастье человека-атараксию. Атараксия предполагает свободу от всякого страха, в особенности от страха смерти и богов. Существование последних Эпикур не отрицал, но он не думал, что они хоть в какой-либо мере заботятся о людях. Отрицательно относился Эпикур также к государству , коренным образом расходясь в этом вопросе со стоиками, призывавшими вначале к активному участию в общественной жизни и политике. Наоборот, крайний индивидуалист Эпикур смотрел на государство, как на источник горестей и неудовольствий, причиняемых индивиду. Отсюда вытекал его призыв к воздержанию от общественной жизни и уход в личную жизнь. «Живи скрыто»,-такова мораль Эпикура. Наиболее полное изложение эпикуреизма дал римский поэт- философ Лукреций Кар.

Еще дальше в проповеди атараксии и отрицательного отношения к государству пошли киники (циники). Основателем этой философии считают Антисфена (440-366 гг.), ученика и друга Сократа. Учение киников возникло в среде бедной интеллигенции больших городов. Киники, подобно Сократу, оставляли бвои занятия к, живя изо дня в день и страшно нуждаясь, эту нужду возвели в настоящую философию. Киники отрицали все общественные установления государства-собственность, семью, рабство, этические нормы и т. д. Их лозунгом был призыв к природе, к простому образу жизни, независимости. Проповедь киников находила большое число сторонников среди народных масс, свободных и рабов, недовольных существующим строем, организовала их и призывала к борьбе.

Самым известным из кинических философов был Диоген из города Синопы на Черном море (404-323 гг.). Диоген вступил в число учеников Антисфена, проникся его философией и последовательно проводил ее в жизнь. Живя в крайней бедности, Диоген, обросший длинной бородой, днем ходил по улицам города без сандалий, с палкой в руке и сумой за плечами. Ночи он проводил в бочке за городом. Презирая всех и все, Диоген полагал своим настоящим призванием «повелевать людьми». Существует предание, что Диоген, встретившись в Коринфе с Александром, попросил у него единственной милости: уступить ему дорогу и не заслонять солнца. Александр исполнил желание философа, сказав при этом: «Если бы я не был Александром, то желал бы быть Диогеном» . Это указывает на популярность учения киников не только в народной среде, но даже и в придворных кругах.

  • Плутарх, Александр Великий, 14.