Сатанинская архитектура.

Богиня Кали (что означает «чёрная») – олицетворение смерти и разрушения в индуизме.

Обычно она изображается в ожерелье из черепов, набедренной повязке из отрубленных рук, с высунутым языком, с которого капает кровь, и держащей отрубленную голову.

В незапамятные времена асура Махиша исполнял покаяние в течение долгого времени и получил дар оставаться невидимым для всех, кроме женщины. Тогда он свергнул Индру с небесного престола и сам воцарился над миром. Боги, не в силах сносить это унижение, явились к правителям мира Брахме, Шиве и Вишну с мольбой спасти их от бесчинств демона. Пламя гнева вырвалось из уст богов и слилось в огненном облаке, соединив их силы. Из него возникла женщина, лицом которой стало пламя Шивы, руками – мощь Вишну, поясом – сила Индры. Её глаза создал Агни, бог огня; брови – божественные близнецы Асивины; зубы – Брахма, бёдра – богиня земли Притхиви, уши – бог ветра Ваю. Небожители вооружили её луком и стрелами, трезубцем и топором, палицей и петлёй. Богиня издала воинственный клич и, оседлав льва, ринулась в битву. Тысячи врагов под предводительством Махиши, напали на неё, но Богиня, словно играючи, отражала их атаки, а из её дыхания возникали сотни новых воинов, бросавшихся в сражение. Грозная воительница рубила демонов мечом, колола копьём, метала в них стрелы, накидывала им на шею петлю и волокла за собой по земле. Сотрясались утёсы и горы, лились реки крови, потемнело небо. Но вдруг богиня прыжком взвилась в воздух и сверху обрушилась на Махишу. Она наступила ногой на его голову и пригвоздила копьём тело к земле. Попытался Махиша принять другой облик и ускользнуть от грозной богини, но она отсекла ему голову мечом.

Празднуя победу, Кали пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение. Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогда Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. У Кали две стороны: созидательная и разрушительная. Под именем Бховани она несет в себе разрушительное начало. Она требует принесения ей в жертву животных, потому что черпает энергию и силу в живых существах, но никто не может убить без ее разрешения. В воплощении Дурга она уничтожает зло.Если кто-то хочет заручиться ее помощью в борьбе против демонов, он должен преподнести богине буйвола.

Богиня Кали – одна из ипостасей Деви, или Дурги, жены Шивы ; олицетворение грозного аспекта его божественной энергии – шакти.

Кали известна своей разрушительной силой, о чем говорят ее многочисленные имена. Шри Уграпрабха (Излучающая ярость), Шри Нарамандали (Одетая в гирлянду из черепов), Шри Кродхини (Космический гнев) – все эти имена свидетельствуют о ее гневе. Но Кали называют и Шри Виласини (Океан радости), Шри Бхогавати (Верховный даритель радости в мире), Шри Манорама (Высочайшая Божественная милость и очарование) благодаря тому, что она символизирует защиту человечества от зла, материнскую любовь и заботу.

Изображается в виде худой темнокожей четырёхрукой и длинноволосой женщины. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой – голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний.

Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.

Три глаза богини управляют тремя силами : творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы. Её темно-синий цвет – цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных.

В “Маханирване-Тантре” сказано: “Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа”.

Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания. Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 – по числу букв санскрита, кладези силы и знания. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею “я есть тело”, которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела. Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.

Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота – не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали – недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы. Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.

Кали – многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени. На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас. В человеческом теле Кали cуществует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считается полумесяц.

Почитание Кали в качестве истребительницы демонов и могущественной богини-покровительницы особенно распространено в Бенгалии, где находится главный посвященный ей храм Калигхата (в английском произношении - Калькутта), давший название столице Бенгалии - Калькутте. Второй из лучших храмов Кали находится в Дакшинешваре. Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину, изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в честь богини отмечается в начале сентября.

С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов - фанатиков, посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения. Банды тугов в центральной части Индии грабили караваны и убивали путешественников. Жертву душили, накинув сзади на шею верёвку или шарф, а затем закапывали ритуальной кирко-мотыгой или сбрасывали в колодец. Точное число их жертв доподлинно неизвестно, однако «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей. В 1830-е годы генерал-губернатор Индии лорд Уильям Бентинк покончил с тугами путём массовых арестов и казней. В английском языке слово «туги» (thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов».

Западные культы мистических и сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню, равноценную египетскому божеству Сету , жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв. Этимология имени Богини Кали связана с понятиями «время» и «черный». Имя Кали впервые встречается в Ригведе. Также известна как Каликамата («черная земная мать»), Каларати («черная ночь»), среди тамилов – как Коттавей. Калике/Калика – форма имени Кали.

По существующим представлениям Ведической традиции в нашей вселенной сейчас протекает “Черная Эпоха” (железный век, век машин) – Кали-юга . Виндуизме последняя эра, после которой начинается обновление времени. Характеризуется падением нравственности. Кали-юга длится 432,000 человеческих лет. Началась в 3102 году до н. э.

Среди бесчисленных ипостасей, воплощений и образов Богини Кали особое место принадлежит загадочной, одновременно зовущей и устрашающей, всегда тревожащей душу и никого не оставляющей равнодушным к себе грозной Богине Кали, которая содержит в себе все мыслимые формы и проявления божественности - от самых милостивых и привлекательных, до гневных, ужасающих и немыслимо чудовищных.

Культы Владычицы Кали некогда были распространены повсеместно. Это находит подтверждение в свидетельствах священных текстов различных религий, это не опровергается научными данными. Культ Черной Богини имел в древности свои прямые аналоги в самых разных уголках мира. В древней Греции встречалось женское имя Калли и существовал город Каллиполис. Древние финны до введения христианства почитали Черную Богиню по имени Кальма (что очень похоже на Кали Ма). У семитских племен, живших на Синае, жрицы богини луны назывались калу.

Древние кельты почитали Богиню Келе, жрицы которой носили титул келлес, от которого, как принято считать, происходит современное английское имя Келли. Кальек (очень похоже на Кали Ек) - колдунья, кельтское слово. И в этом есть нечто большее, чем простые совпадения в названиях. Кали - Великая Матерь всех существ, почитаемая под разными именами и в разных формах практически повсюду.

Богиня Кали щедро одаривает своих избранников ученостью и поэтическим даром. Давно известно, что источником вдохновения для всех творческих людей является Черная Богиня. Но особую слабость она питает к поэтам, считая их своими самыми приближенными и ценимыми избранниками. Бывает, Черная Богиня посещает наиболее одаренных поэтов в моменты их творческих озарений, каждый раз появляясь перед ними в виде ослепительно прекрасной женщины-богини, неся им одновременно добро и зло, свет и тьму, черную страсть и райское наслаждение, злую любовь и возможность стать сильнее, но при этом злее и свирепее, жестче и беспощаднее. Таким образом Богиня проводит жестокий отбор, возвеличивая самых сильных и уничтожая самых слабых. В мире тьмы нет места для сантиментов, благодушия и неоправданного милосердия! Каждый сильный должен получить черную закалку души.

Богиня КАЛИ очень тесно связана буквально с каждым из нас, связана посредством языковых словоформ, которыми мы все пользуемся, приведу несколько примеров:

КАЛИ нов мост –

      мост через реку Смородину (переход между миром живых и миром мертвых) из былинного эпоса.

КАЛИ нинград –

      город (территориально по суше не граничит с Российской Федерацией).

КАЛИ псо – так звали нимфу у древних греков, у нее на острове в свое время жил Одиссей.

КАЛИ гула – древнеримский император, известный своей жестокостью.

КАЛИ остро (граф) – известный мистик, маг, чародей и авантюрист, называвший себя разными именами…

Апо КАЛИ псис – библейское откровение о конце света.

Экс КАЛИ бур – волшебный меч короля Артура.

Согласитесь, что большинство приведенных примеров связанно либо с разрушением, либо с глубокой трансформацией. Оба этих действия находятся под управлением Богини Кали.

Шрипада Садашивачарья “Практика почитания Кали”

Поклонение Кали (Кали-пуджа ) бывает различных видов и типов. Такое поклонение может осуществляться через янтру (мистическую диаграмму), мурти (храмовый образ), калашу (священный сосуд, наполненный водой или освященным вином), священный огонь, кула-стри (женщину, почитаемую как живой образ Богини), кумари (девственницу, почитаемую как Богиню), символическое изображение йони (женского лона) или просто треугольное углубление в земле. Само поклонение может быть и очень сложным и многокомпонентным, и весьма простым. Сложную Кали-пуджу в тантрических общинах совершают специально обученные служители культа (брахманы-тантристы или монашествующие священники-джангамы). Достаточно сложной может быть и коллективная Кали-пуджа, совершаемая в круге (чакре) посвященных. Более простую и доступную форму Кали-пуджи может выполнять любой желающий у домашнего алтаря или в иных условиях в любое время.

Простейшее поклонение Кали

Последовательность действий простейшей Кали-пуджи, в которой почитается Адья-Кали (высшая и Изначальная Форма Богини-Матери) такова:

1) Садхака совершает омовение и надевает чистые одежды (желательно используемые исключительно в ритуальных целях). Следует выполнить ачаману (испитие освященной предварительно воды) тремя глотками с мантрами:

ОМ АТМА-ТАТТВАЙА СВАХА (Ом. Да будет благо сущности души!) ОМ ШАКТИ-ТАТТВАЙА СВАХА (Ом. Да будет благо сущности Шакти!)

ОМ ШИВА-ТАТТВАЙА СВАХА (Ом. Да будет благо сущности Шивы!)

После этого следует нанести на лоб священным пеплом трипундру (шиваитскую тилаку), а на межбровье – тилаку Шакти Дэви (обычно для этого используется кумкума, специальный красный порошок), сосредоточивая при этом ум на Шиве и Шакти.

2) Приготовив для подношения Богине воду, гандху (душистое масло или сандаловую пасту), цветы (желательно красные), благовонные палочки, светильник с масляными фитильками, найведью (жертвуемое угощение) и, при желании, другие подношения (например, украшения, куски красивой ткани, предварительно очищенное ритуалом шодханы вино и др.), садхака помещает эти предметы на подносе перед алтарем, а сам усаживается на подстилку (асану) перед изображением или символом Богини. Желательно на алтаре или перед ним зажечь “дежурную лампаду” или свечу, которая должна гореть хотя бы во время поклонения Божественной Матери.

3) Снова выполнив ачаману с упомянутыми выше мантрами, садхака выполняет какую-нибудь несложную пранаяму, а затем складывает пальцы обеих рук в йони-мудру, предварительно зажав между ладонями цветок. Держа йони-мудру на уровне анахата-чакры, следует прочесть “Адья-Кали-сварупа-стотру”.

      Звучанием мантр КРИМ, ХРИМ и ШРИМ жало Смерти отражающая, – Так прославляются сто имен Изначальной Богини Калики, начинающиеся со слога ”КА”. Возвещенные все вместе, они образуют сущностный Образ Кали.

Произнесение этой стотры мгновенно вызывает незримое, но часто вполне ощутимое, присутствие Адья-Кали в любом образе или символе, в котором садхака собирается почтить Ее. Произнеся стотру, садхака возлагает цветок на янтру (или какой-либо иной образ или символ Богини) и склоняется.

4) Присутствие Богини в образе или символе приветствуется поклоном и произнесением мантры:

НАМАХ САРВА-СВАРУПИНЙАИ ДЖАГАД-ДХАТРЙАИ НАМО НАМАХ | АДЙАЙАИ КАЛИКАЙАИ ТЕ КАРТРЙАИ ХАРТРЙАИ НАМО НАМАХ ||

“Поклонение Сущностному Образу всего сущего, поклонение Опоре Вселенной!

Изначальной Калике, – Тебе, Создательнице и Разрушительнице, – поклонение!”

5) Следует предложить Богине какие-либо жертвенные подношения. произнося одновременно мула-мантру Адья-Кали:

ХРИМ ШРИМ КРИМ ПАРАМЕШВАРИ КАЛИКЕ СВАХА “Хрим. Шрим. Крим. О Высшая Богиня Калика! [Жертвую Тебе все это] во благо!”

Посредством произнесения этой мантры Богине можно предложить любое подношение. По крайней мере, можно предложить хотя бы один красный цветок, плод или воскуренную благовонную палочку. Повторяя ментально эту мантру в течении всего дня, садхака предлагает Богине в дар также и все свои переживания. Фактически эта мантра является сильнейшим средством посвящения себя и всех проявлений своей жизни Изначальной Богине Кали.

6) Совершив пуджу (подношение имеющихся даров), следует взять в правую руку четки (джапамалу) и произнести: АИМ ХРИМ АКША-МАЛИКАЙАИ НАМАХ (“Аим. Хрим. Поклонение священным четкам!”)

7) Садхака может, если желает, продолжить поклонение Богине чтением других посвященных Ей гимнов (стотр) – например “Калика-сахасранама-стотры” или “Дэви-махатмьи”, петь шактистские бхаджаны, повторять мантры и возносить молитвы (в том числе и на своем родном языке). Получившие соответствующее посвящение и обученные правильному выполнению хомы (огненного жертвоприношения) и балиданы (жертвоприношения животных) могут совершить и эти обряды. Закончить поклонение необходимо чтением и так предать себя под защиту Богини-Матери.

8) В завершении поклонения следует прочесть извинительную молитву и молитвы, завершающие поклонение Шакти:

ПРАСИДА БХАГАВАТЙ-АМБА ПРАСИДА БХАКТА-ВАТСАЛЕ |

ПРАСАДАМ КУРУ МЕ ДЕВИ АДЙА-КАЛИ НАМО’СТУ ТЕ ||

“Помилуй, о Богиня-Мать! Помилуй, о Любящая Своих бхакт!

Окажи мне милость, о Богиня! О Изначальная Кали, поклонение Тебе!”

АЙУР-ДЕХИ ДХАНАМ ДЕХИ ВИДЙАМ ДЕХИ МАХЕШВАРИ |

CАМАСТАМ-АКХИДАМ ДЕХИ ДЕХИ МЕ ПАРАМЕШВАРИ | |

Жизнь даруй, богатство даруй, знание даруй, о Великая Богиня!

Все необходимое в изобилии даруй, даруй мне, о Высшая Богиня!

МА БХУТАТРА КУЛЕ ДЖАНМА ЙАТРА ДЕВИ НА ДАИВАТАМ |

АХАМ ДЕВИ НА ЧА’НЙОСМИ БРАХМАИВАХАМ НА ШОКАБХАК ||

“Да не буду я рождаться в такой семье, где Богиня не почитается как Божество!

Я сам – Богиня и ни что иное, я – воистину Брахман, не вкушающий страданий!”

9) Осознавая себя неотделимым от Богини, садхака складывает руки в самхара-мудру и, захватывая кончиками пальцев цветок с янтры (или другого почитавшегося символа Матери), медитирует на вбирание в себя энергии присутствия Божества, одновременно вдыхая идой (правой ноздрей) аромат цветка. После этого следует возложить цветок себе на голову и причаститься пожертвованными Матери подношениями.

Прежде, чем начать практиковать подобное поклонение Шакти, следует испросить на него благословение духовного учителя Тантрической Традиции. Особенно важно получить со слуха от гуру мула-мантру. Только правильно и законным образом полученные мантры и практики пуджи способны принести практикующему ожидаемые им результаты. Важно при этом помнить следующее: Богиня-Мать – не служанка чьих-либо прихотей и с Ней (и Ее священными символами и образами) не “работают”, как экстрасенсы – с тонкими энергиями. Божественной Матери поклоняются, Ей служат с искренними душой и сердцем, Ей всецело предаются, Ее любят. Тот, кто правильно понимает природу Богини, рассматривает саму возможность преданного служения Ей не столько как средство получения от Нее желаемых результатов, сколько как бесценный дар личностных взаимоотношений с Ней. Преданность (бхакти) Богине возникает в поклоняющихся Ей без корысти и лицемерия как следствие Ее особой милости. И жизнь тех, кто отмечен этой милостью Богини-Матери, приобретает особый смысл.

Особые мантры для поклонения Шакти Дэви

1). Мантра для Наваратри (произносится утром в первый день праздника):

КАРИШЙАМИ ВРАТАМ МАТАР-НАВАРАТРАМ-АНУТТАМАМ

САХАЙЙАМ КУРУ МЕ ДЕВИ ДЖАГАДАМБА МАМ-АКХИЛАМ

(О Мать, я намерен выполнить превосходную Наваратра-врату. Окажи мне поддержку в этом намерении и в этом действии во всех отношениях, о Божественная Мать вселенной!)

2). Мантра для посвящения Богине-Матери всех своих действий в течении дня (произносится утром сразу же после пробуждения):

ПРАТАР-УТТХАЙА САЙАХНАМ САЙАХНАТ ПРАТАР-АНТАТАХ

ЙАТ КАРОМИ ДЖАГАН-МАТАС-ТАД-ЭВА ТАВА ПУДЖАНАМ

(О Матерь вселенной! Все, что я буду делать с утра до вечера и с вечера до наступления следующего утра, – все это да будет моим служением Тебе!)

3). Мантры на изгнание нечистых духов, мешающих совершению обрядов поклонения (произносится с одновременным кроплением освященной воды по всем сторонам пространства):/p>

АПАСАРПАНТУ БХУТАНИ ПИШАЧАХ САРВАТОДИШАМ

САРВЕШАМ ВИРОДХЕНА ПУДЖА-КАРМА-САМАРАБХЕ

(Отступите, о бхуты и пишачи, по всем направлениям! Исполнение пуджи всем приносит лишь благо!)

АПАСАРПАНТУ ТЕ БХУТА ЙЕ БХУТА БХУМИ-ПАЛАКАХ

БХУТАНАМ-АВИРОДХЕНА ПУДЖА-КАРМА КАРОМЙ-АХАМ

(Отступите прочь, о бхуты, духи-покровители этого места! Я хочу совершить пуджу без мешающих мне духов.)

4). Мантра-молитва о грехоотвержении (можно произносить перед пуджей и по окончании ее, а также в любое время с целью разрушения греховных наклонностей ума):

ДЕВИ ТВАМ ПРАКРТАМ ЧИТТАМ ПАПА-КРАНТАМ-АБХУН-МАМА

ТАН-НИХ САРАЙА ЧИТТАН-МЕ ПАПАМ ХУМ ПХАТ ЧА ТЕ НАМАХ

(О Богиня, мой ничтожный обывательский ум поражен греховными желаниями. Устрани же грех из моего ума! ХУМ ПХАТ. Поклонение Тебе!)

ОМ САРВАМ АДЙА-КАЛИКАРПАНАМ АСТУ

Да будет все предложено как жертва Изначальной Калике!

Об индийской богине Кали многие если и знают, то, в основном, из голливудских фильмов. Для западного человека представление об этой богине может быть приблизительно следующим. Кали – богиня смерти, которой поклоняются безумные фанатики, устраивающие кровожадные ритуальные жертвоприношения .

Кали — индийская Богиня смерти

Именно благодаря пропаганде киноиндустрии люди реагируют неоднозначно, услышав имя этой богини из индийской мифологии. Однако, сами индийцы прекрасно знают, кто такая Кали и свято почитают ее . Ее образ одновременно и устрашающий, и прикрывающий от зла всякого, кто ищет Бога. Ее нельзя однозначно назвать ни плохой, ни хорошей . Но, точно можно сказать, что ее образ изначально не связан с поклонением смерти и восхвалением человеческих жертвоприношений. Переиначенное толкование ее символизма стало благодатной почвой для возникновения своего рода сатанинских религиозных течений. Естественно, что из каждого образа можно взять то, что выгодно для конкретного человека или группы людей.

Богиня Кали – многоликая, устрашающая мать всего сущего

Богиня Кали в индуизме понимается как Сила и Желание (Шакти) Бога. Благодаря ей разрушается все зло . Она – богиня-матерь, источник плодородия и жизни. Но, в то же время, она – темная сторона Пракрити (природы). В ее власти – созидание и разрушение.

Из священного шактистского текста «Деви-махатмья», появившегося приблизительно в V-VI веке н.э., мы знаем, что доисторический прообраз источника всей жизни в мире трансформируется в некую богиню Кали, представляющей собой мощную космическую силу.

В текстах она проявляется как богиня, побеждающая демонов в битве двух сил – божественных и тех, кто хочет занять место божеств. Согласно сказанию, асура Махиша, злобный демон, возжелал установить собственную власть над всем миром. Но боги нашли выход, создав существо-воительницу, которое соединило в себе всевозможные способности от разных божеств. Например, от Вишну она взяла непревзойденную мощь, от Шивы – могучее пламя, от Индры – несоизмеримую ни с чем другим силу.

Бросилась она в атаку с боевым кличем. Все, кто представал у нее на пути, мгновенно был уничтожен. Яростно, неистово она поражала всех противников. Хлещущая кровь превращалась в нескончаемые потоки, горы – в пыль, а небо даже почернело от того ужаса, что оно видело. Уничтожив всех демонов, Кали настигла Махишу и с жестокостью отсекла ему голову.

Но величественная богиня уже не могла унять свой пыл. Она сокрушала все, что было перед ней. Выполняя безумный , Кали наслаждалась триумфом победы, не желая останавливаться. Когда боги поняли, что, ликуя, она способна разрушить мир, Шива решил пойти на хитрость, чтобы остановить ее.

По одной версии, он обернулся плачущим младенцем, лежащим на поле боя среди убитых демонов. Кали, увидев его, не смогла унять свои материнские чувства, и взяла ребенка на руки. Принявшись его успокаивать, она позабыла о своем сумасшедшем танце. По другой версии, Шива попросту упал на землю перед мимо проходящей Кали, из-за чего она споткнулась.

Когда наступил вечер, Шива решил задобрить богиню, исполнив тандаву (танец творения). Кали не смогла сдержаться и тоже пустилась в пляс.

С момента великой битвы на нее возложено одно из ее основных предназначений – разрушение всего зла в мире .

Кали словно мать для своих детей. Она дает не только любовь, защиту и заботу, но также величайшие знания тем, кто преклоняется перед ней . Неспроста ее называют и богиней смерти. Печаль, смерть, разложение победить нельзя – их нужно принять как данность. Для всецелого осознания своего бытия человек должен принять тот факт, что бороться с этими проявлениями жизни (да, боль, горе и смерть – это тоже проявление жизни) бесполезно. Также она всячески отрицает стремление человека ставить свое эго в центр мироздания , пытаясь тем самым привлечь к себе внимание и изменить естественный ход жизни.

Человек должен принять свою смертность. Только так он сумеет раскрепоститься, стать по-настоящему свободным. Здесь проявляется еще одно важно предназначение Кали – раскрыть перед людьми их смертную сущность, освободив их от пут рациональности и практичности .

Множественные имена богини Кали

Впервые упоминание богини именно под именем «Кали» встречается в Ригведах. С санскрита это слово переводится как «черная». Но у нее столько имен, что все, пожалуй, и не счесть:

  • Каларати («черная ночь»);
  • Калика, Калике – форма имени Кали;
  • Коттравей – у тамилов;
  • Каликамата «черная земная мать».

Кроме этого, известны и другие ее имена , отражающие многогранность ее сущности: Деви , Махамайя , Дурга , Лолита .

В трактате Шри Шанкарачарьи «1000 имен Лолиты» указываются множественные имена Кали, в каждое из которых вложен определенный смысл.

Из легенды, повествующей о ее создании и кровавой битве с демоническим войском Махиша, в котором она одержала победу, становится понятным, почему у нее такие имена:

  • Шри Нихсамшйя (Не имеющая Сомнений);
  • Шри Парамешвари (Основной Правитель);
  • Шри Ракшакари (Спасительница);
  • Вишва-Гарбха (Вся вселенная заключена в Ней);
  • Шри Ади Шактихи (Святой Дух, Первичная Сила);
  • Шри Кродхини (Космический Гнев);
  • Шри Уграпрабха (Излучающая Ярость);
  • Шри Нарамандали (Одетая в гирлянду из черепов).

Эти имена характеризуют ее как величественную правительницу, беспощадную воительницу с безграничной силой и яростью, избавительницу от зла.

Но, в то же время, она может излучать заботу и доброту . Об этом свидетельствуют такие ее имена:

  • Шри Бхогавати (Верховный Даритель);
  • Шри Виласини (Океан Радости);
  • Шри Манорама (Высочайшая Божественная милость и очарование).

Множественность имен Кали указывает на то, что в ней заключена вся Вселенная с ее всевозможными проявлениями . Она не является злом или добром. Она представляет собой что-то вроде справедливости: тем, кто находится в поисках Бога и праведного пути, Кали помогает, оберегает от зла; тому, кто мнит себя всесильным, она указывает на ограниченность и смертность физического тела .

Глубокий символизм в изображении Кали

Кали на фото, иллюстрирующих изображение этой богини, демонстрируют глубокий смысл и ее роль во Вселенной.

Пожалуй, ее вид наиболее устрашающий среди всех богов индийской мифологии . Одетая в шкуру пантеры или же представленная нагишом, четырехрукая, худая, с растрепанными волосами, она гордо держит в одной руке меч, а другой возвышает голову ею же убитого демона. Кожа тела и лица, которая, кстати, имеет черный или иссиня-черный цвет, залита кровью. Глаза пылают огнем, а изо рта высунут алый язык.

Абсолютно каждая деталь на изображении Кали обязательно несет какую-то смысловую нагрузку . Нет ни одного элемента, который бы присутствовал «просто так». Несмотря на то, что во всем просматривается символика смерти, разрушения и безграничного страха, все можно истолковать совсем не так, как кажется на первый взгляд .

Так какие же символы мы найдем на изображении Кали?

  1. Три глаза богини олицетворяют творение (прошлое), сохранение (настоящее), разрушение (будущее) . Это значение скрыто в самом имени Кали, так как слово «кала» в санскрите используется для обозначения времени. Кроме того, три глаза еще и символизируют Огонь (или же молнию), Луну, Солнце. Кстати, символом Кали считается полумесяц.
  1. Ярко-красный язык, высунутый изо рта, изображает гуну Раджас – страсть, деятельность, активность.
  1. Белые зубы – отражение чистоты.
  1. Четыре руки – полный круг созидания и разрушения, четыре стороны света и четыре чакры. Каждая из рук Кали имеет свое предназначение. Верхняя правая делает защитный жест, прогоняющий страх. Нижней правой рукой богиня благословляет каждого, кто ищет свой путь, помогает в исполнении желаний.

В верхней левой руке Кали на изображениях обычно присутствует окровавленный меч. Он развенчивает все сомнения, двусмысленность, ложные знания . Нижняя левая рука держит отсеченную голову демона. Это не что иное, как отсечение Эго, мешающего постичь истинное знание.

  1. Полная грудь Кали – это символ материнства, дающего жизнь чему-то новому. Также понимается как творчество.
  1. Шею и грудь богини украшает ожерелье из человеческих голов. Всего их насчитывается 50 – столько же, сколько и букв в алфавите санскрита . Это стоит понимать как мудрость, знания . Еще головы олицетворяют непрерывную череду жизненных перевоплощений.
  1. На бедрах Кали можно рассмотреть пояс, состоящий из человеческих рук. Это – прообраз кармы . Почему именно руки? Человек с помощью своих деяний способствует формированию кармы, воздействующей на судьбу личности, ее сансару. Так как именно руки олицетворяют действия и труд, имеет место такой символ. Но если человек будет всецело преданным Кали, богиня может «вырвать» его из цикла кармы.
  1. Шива, лежащий под ногами своей супруги Кали, показывает, что духовное превосходит физическое, и что женское начало в создании стоит на порядок выше пассивного мужского начала .

Богиня во многих своих проявлениях покровительствует творчеству, так как она сама не только разрушает, но и создает новое . Поэтому ее считают источником вдохновения для всех творческих людей – писателей, поэтов, художников и т.д .

Многогранный смысл черноты и наготы богини Кали

В том, что Богиня изображается обычно нагой, а ее кожа имеет черный цвет, тоже имеется глубокий смысл.

Черный цвет, заключенный, кстати в одно из имен богини («кали» с санскрит. – «черный»), можно истолковать как:

  • Чистое сознание, бесконечность. Сам космос имеет черный цвет . Кали – это символ вечности времени и Вселенной.
  • Кали – природа-мать, высшая над всем существующим в мире . Она даже выше царства смерти. Это подобно тому, какими особенностями обладает черный цвет. Он не только растворяет все цвета. Он еще является основой для них, но, в то же время, характеризуется и полным отсутствием цвета.

Но только с дальнего расстояния кожа Кали имеет черный цвет. Если всматриваться, то можно понять, что она сравнима с океаном или небом. Если зачерпнуть воду ладонью или же устремить взгляд в небо, открытием становится, что они не имеет цвета.

Наготу богини стоит рассматривать как свободу от невежества, иллюзий . Одежды просто не могут удержаться на ней, так как сгорают от яркого огня истин.

Почитание Кали и культ богини

У богини есть свои почитатели. Они объединены в культ Кали . Наиболее он распространен в Бенгалии.

Бенгалия – это исторический регион Южной Азии, расположенный в ее северо-восточной части. Сегодня Западная Бенгалия занимает территорию восточного штата Индии, Восточная Бенгалия – государство Бангладеш.

Особенно массово почитали Кали в период с XIII по XIV столетия. Но и сегодня культ богини достаточно распространен.

Главный храм Кали называется Калигхата. Благодаря ему столица индийского штата получила свое название – . В Дакшинешваре был возведен второй по значимости храм.

В сентябре даже отмечается , посвященный Кали. Во время ритуальных поклонений богине женщины наносят бинди (красную точку на лоб), подносят красные цветы, зажигают свечи, пьют вино и священную воду. После того, как прочтены молитвы, можно приступать к трапезе, состоящей из жертвенных подношений.

Индийскую богиню Кали принято считать символом разрушения и вечной жизни, её ужасающий облик в течение многих веков наводил страх на иноверцев. Жители Индии прибегали к её защите в тяжелые времена, принося кровавые жертвы, но на самом деле богиня Кали является защитницей материнства, помогает , что не под силу другим богам.

Богиня смерти Кали

«Кали» переводится, как «черная», ее называют гневной конфигурацией Парвати и уничтожающей частью бога Шивы. В индийской религии Кали считают освободительницей, которая оберегает тех, кто ей поклоняется, она олицетворяет сразу несколько стихий: водную, огненную, эфирную и земную. Индийская богиня Кали управляет жизнью человека от зачатия и до ухода на тот свет, потому и почитаема особо.

Кали еще называют субстанцией богини Дурги, даже три глаза Кали имеют несколько трактовок:

  • 3 силы: творить, сохранять и разрушать;
  • 3 времени: прошлое, настоящее и будущее;
  • 3 светила: Солнце, Луна и молнии.

Богиня Кали - легенда

О происхождении черной богини существует интересная легенда. Когда-то злой демон Махиша захватил власть, и чтобы вернуть ее, боги воссоздали лучшего воина, которая объединила в себе силу Вишну, пламя Шивы и силу Индры. Её дыхание создавало армии, которые тоже уничтожали демонов, только многорукая богиня Кали убивала тысячами и снесла голову главному врагу – демону Махише.


Культ богини Кали

Больше всего Кали почитают в Бенгалии, там расположен ее главенствующий храм Калигхата. Второй самый почитаемый храм Кали стоит в Дакшинешваре. Культ этой богини был главенствующим с 12 до 19 века, когда в стране действовало секретное общество тугов. Их поклонение богине Кали превосходило все границы, туги приносили кровавые жертвы своей заступнице.

В нынешнее время почитатели Кали посещают её храмы, в начале сентября отмечается праздник черной богини. Для тех, кто поклоняется Кали в наше время, предусмотрены такие ритуалы:

  • чтение молитв;
  • обмен чашами вина и священной воды;
  • нанесение точки красного цвета между бровями в честь Кали;
  • дар богине – алые цветы и зажжённые свечи;
  • обмен жертвенными приношениями.

Богиня Кали - жертвоприношения

По индийским верованиям, черная богиня Кали является женой Шивы, который в пантеоне – третье по значимости божество в Индии. Её алтарь должен быть всегда покрыт каплями крови, в древности даже существовал специальный клан, который находил людей для жертв многорукой богине. Есть сведения, что человеческие жертвоприношения продолжались до начала 20 века.

В нынешнее время в храме Дакшинкали продолжают придерживаться традиций предков, два раза в неделю, по вторникам и субботам, которые считаются днями Кали, приносят в жертву животных. Посмотреть на это зрелище приходят сотни туристов. Жрецы произносят особые мантры, которые дарят возможность жертвенному петуху вернуться в другой жизни в людском обличье.


Символ богини Кали

Внешний вид супруги Шивы вызывает страх, она является символом властительницы времени. Кровавая богиня Кали вобрала немало жутких черт, каждая из которых имеет свое значение:

  • черный цвет кожи говорит о просветленном состоянии сознания;
  • бусы из 50 голов людей – цепь воплощений;
  • пояс из людских рук обрисовывает влияние кармы, которую можно изменить, если верно служить богине;
  • белые зубы - символ чистоты;
  • 4 руки – кольцо творения и разрушения, стороны света.

Руки с правой стороны благословляют на творчество, а те, что по левую, которые держат отрубленную голову и меч, являются знаком разрушения. По ведической религии, эти атрибуты тоже имеют важное значение. Голова свидетельствует, что во власти богини Кали разрушать ложное сознание, а меч распахивает ворота свободы, избавляя от пут, которые сдерживают каждого человека.

Санскритское слово «кала» означает с одной стороны «смерть», а с другой - «время».

Согласно Маханирвана-тантре, «время, или кала, пожирает весь мир во время космического растворения - пралайи, но Кали пожирает даже само время, потому она и именуется словом Кали». Богиня Кали - высшая Богиня, ночь вечности, пожирательница времени.

«Вид ее ужасен. С растрепанными волосами, с гирляндой из свежеотрубленных человеческих голов. У нее четыре руки. В верхней левой руке она держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая - в жесте дарования милостей. Цвет лица ее синеватый и лицо сияет, как темное облако.

Она полностью обнажена, и тело ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг ее шеи. В ушах у нее серьги из трупов. Клыки ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди ее пышны и круглы, она носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск ее лицу.

Она издает пронзительные вопли и живет на местах сожжений трупов, где ее окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, лежащего в форме трупа. Она желает сексуального союза с Махакалой в перевернутой позе. Выражение ее лица довольное. Она улыбается. Она сияет, как темное облако и носит черные одежды».

Кали - единственная среди богинь, кто полностью раскрывает природу высшей реальности и символизирует совершенно просветленное сознание. Принцип разрушения, который олицетворен в Кали, направлен на избавление от невежества и иллюзии.

Кали - еще и символ женской самодостаточности и эмоциональной независимости, в Кали-тантре указывается на то, что даже в сексе Кали занимает позицию сверху, то есть мужскую. Кали обладает огромной сексуальной силой. В более поздних текстах, особенно в тантрах, она предстает сексуально агрессивной и часто изображается или описывается в сексуальном союзе с Шивой. В ее сахасранама-стотре (гимн с перечислением имен божества) многие имена подчеркивают ее сексуальную ненасытность или привлекательность.

Среди ее имен:

  • Та, чья сущностная форма есть сексуальное вожделение
  • Та, чья форма есть йони
  • Та, что пребывает в йони
  • Украшенная гирляндой йони
  • Та, что любит лингам
  • Живущая в лингаме
  • Та, кому поклоняются семенем
  • Живущая в океане семени
  • Всегда наполненная семенем

В этом отношении Кали нарушает понятие о контролируемой женщине, которая сексуально удовлетворена замужеством. Кали сексуально прожорлива и потому опасна.

Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм. Она живет за границами нормального общества. Она предпочитает места кремации, то есть места, которых обычно избегают нормальные члены общества. Она живет в лесах или джунглях, среди дикарей. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий. По той же причине она аутсайдер, за пределами условностей.

Две особенности, типичных во внешности Кали, - ее распущенные волосы и высунутый язык - представляются подходящими выражениями ее «инаковости», ее нетрадиционного, раздвигающего границы, разрушающего привычные роли, порогового характера. В иконографии она почти всегда изображается с открытым ртом и высунутым языком. В ее ранней истории, где она изображается как дикая, кровожадная богиня, живущая на краю цивилизации, или как яростная сокрушительница демонов, хмелеющая от крови своих жертв, ее высунутый язык, как и ее фигура, кажется, говорит о ее жажде крови. Она сильно высовывает язык, чтобы удовлетворить свой дикий, всепожирающий аппетит.

Высунутый язык Кали имеет два основных значения в контексте тантры: сексуальное удовлетворение и поглощение запретного или загрязненного. На изображениях Дакшина-Кали Шива иногда представлен в состоянии эрекции, а в некоторых дхъяна-мантрах и иконографических образах Кали она находится в сексуальном союзе с ним. В обоих случаях язык ее высунут наружу.

Разинутый рот Кали и ее высунутый язык, ее внешность и привычки отвратительны для нашей обычной чувствительности. Возможно, именно это и является главным в тантре. То, что нами воспринимается как отвратительное, грязное, запретное, безобразное, коренится в ограниченном человеческом, или культурном, сознании, которое упорядочило, выстроило и разделило реальность на категории, служащие ограниченным эгоцентричным, эгоистичным концепциям о том, каким должен быть мир. Кали своей грубостью перестраивает эти категории, приглашая тех, кто хотел бы у нее научиться, быть открытыми всему миру во всех его аспектах.

Она призывает своих почитателей отважиться попробовать мир в его самых отвратительных и запретных проявлениях, для того чтобы обнаружить в основе его единство и святость, то есть саму Великую Богиню.

Распущенные волосы Кали знаменуют конец мира, они развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. «Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали. В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы. В частности, они делают это во время менструации. Махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности. Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа. Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности.

Четыре руки Кали символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри нее или охвачен ею. Она представляет собой неотъемлемые творческие и разрушительные ритмы вселенной. Ее правые руки, сложенные в жесте «не страшитесь» и дарования милостей, символизируют творческий аспект Кали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову - разрушительный аспект.

Три ее глаза олицетворяют солнце, луну и огонь, с помощью которых она может контролировать три режима времени: прошлое, настоящее и будущее. Окровавленный меч и отрубленная голова также символизируют уничтожение неведения и нисхождение знания. Этот меч - меч знания, или бескорыстной садханы, разрубающей узлы неведения и разрушающей ложное сознание (отрубленная голова). Этим мечом Кали открывает ворота свободы, разрубив восемь уз, связывающих людей. Кроме ложного сознания, истекающая кровью отрубленная голова также означает истечение гуны раджаса (страстные наклонности), что полностью очищает адепта, который наполняется саттвическими (духовными) качествами в своем пробуждении к истине.

Высунутый язык Кали и острые клыки олицетворяют победу, одержанную над силой раджаса (красный язык) силой саттвы (белые зубы). Таким образом, Кали полностью состоит из саттвы, она совершенно духовна по своей природе, превзойдя всю скверну, содержащуюся в других гунах.

Чернота Кали также говорит о ее всеобъятной, всепоглощающей природе, поскольку черный - цвет, в котором исчезают все другие цвета; черный поглощает и растворяет их. Или же говорится, что черный символизирует полное отсутствие цвета, что снова означает ниргуну - отсутствие характеристик - природу Кали как высшей реальности. В любом случае черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм.

Нагота Кали имеет сходное значение и указывает на то, что она совершенно выходит за пределы имени и формы, за пределы иллюзорных воздействий майи и ложного сознания, что она полностью трансцендентна. Считается, что ее нагота олицетворяет совершенно просветленное сознание, не поддающееся влиянию майи. Кали - сияющий огонь истины, которую невозможно скрыть под покровом неведения, представленным майей. Эта истина просто сжигает их.

Жилище Кали - место кремации - имеет схожее значение. В месте кремации происходит растворение пяти элементов. Кали обитает там, где происходит растворение. В смысле почитания, ритуального поклонения и садханы это обозначает растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений. Сердце преданного находится там, где происходит это сожжение, а Кали пребывает именно в сердце. Преданный помещает ее образ в сердце, и под его воздействием сжигает все ограничения и неведение в погребальном костре. Этот внутренний погребальный огонь в сердце есть огонь знания, джняна-агни, который дарует Кали.

Кали, стоящая на Шиве, олицетворяет благословение, которое она дает своим преданным. Шива представляет собой пассивный потенциал созидания. В философии йоги он - пуруша, букв. «мужчина», неизменный, лишенный характеристик аспект реальности, в то время как Кали - активная пракрити, природа физического мира. Согласно такому представлению, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность.

Еще одно истолкование Кали, стоящей на Шиве или занимающейся с ним сексом в перевернутой позиции, говорит, что это символизирует инволюцию медитации, те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти.

Ошеломляющее присутствие образов смерти во всех описаниях Кали также можно понимать как символ преображающей природы богини. Она заставляет задуматься о главном в жизни, убрав шелуху и ненужное.

WTF?! При чем тут крокодил? Он что, лучший друг детей? Откуда вообще взялся этот сюжет? Есть мнение, что фонтан представляет собой иллюстрацию к стихотворной сказке К. Чуковского «Бармалей» (1924), в которой пойманного злодея Бармалея, по просьбе доброго доктора Айболита проглотил крокодил.

Возможно, сюжет заимствован из детского стихотворения того же Корнея Чуковского "Краденое солнце" (1925 год), про зверят и ребят, которые отобрали солнце у крокодила, предварительно его проглотившего. Известно также, что фигуры для фонтана были привезены из Харькова, а скульптором был Ромуальд Иодко. Что символизируют 8 лягущек, расположенных по периметру фонтана, неизвестно.

Несмотря на чудовищные разрушения города, фонтан пострадал незначительно. Что странно, после войны он был восстановлен гораздо быстрее окружающих зданий, и уже в 1948 году исправно работал.

Фонтан просуществовал до 50-х годов, по словам старожил города, его демонтировали во время строительства нового здания вокзала. На месте демонтированного фонтана находилась клумба, потом, в конце 80-х, ее закатали асфальтом, превратив в автостоянку.

Вопрос о восстановлении фонтана поднимался с 60-х годов, но архитекторы и скульпторы, как ни странно, всегда были против его воссоздания. Но вот 23 августа 2013 года он был восстановлен "Ночными Волками" во главе с Александром Залдостановым по кличке "Хирург" - близким другом президента Путина.

Причем теперь таких фонтанов сразу два - один действующий фонтан на привокзальной площади, а другой - уменьшенная, но неработающая копия, смонтированная на территории Музея-панорамы Сталинградской битвы. На этом варианте скульптуры имеют сымитированные следы разрушений. Для нее был использован кирпич из стены Даниловского монастыря в Москве.

В четверг, 15 августа, утром в Волгоград доставили фигуры, которые составят скульптурную композицию нового фонтана "Танцующие дети" на Привокзальной площади и символического одноименного памятника на территории музея-панорамы "Сталинградская битва". Напомним, авторами и исполнителями этой идеи стали организаторы байк-шоу "Сталинград", которое состоится 23-24 августа. [...] Чтобы в сохранности довезти ценный груз из Москвы: шесть фигур детей-пионеров, один крокодил, лежащий в центре, и восемь лягушек, расположенных по периметру фонтанной чаши, и все это в двойном экземпляре [...] при перевозке скульптурного ансамбля скорость движения фуры не превышала 50 километров в час, поэтому автомобиль добирался из столицы около сорока часов.
"Уникальность этого памятника в особенной кирпичной кладке. Это оригинальный кирпич начала 19 века из стенки бань Даниловского монастыря в Москве, которую демонтировали по неизвестной нам причине. Нам удалось буквально выпросить ее кусок – мы вручную ее разбирали", – рассказывает Егор Козловский (руководитель проекта, организатор байк-шоу "Сталинград"

Мы знаем, что 12 000 лет назад на Земле существовала цивилизация, намного превосходившая нашу по своим возможностям. Мифы и легенды прошлого вполне могут иметь под собой реальную основу. Что, если за ними стоят технологии, о которых мы пока просто не знаем, как еще недавно не знали об атомной энергетике? И что, если кто-то сумел эти знания сохранить, и пронести через века?

Кровожадные древние боги требуют жертв. И халдеи, прислуживающие им, эти жертвы приносят. В современном обществе эти ритуальные жертвоприношения приходится маскировать под теракты, войны и катастрофы.

Что они получают взамен? Вечную жизнь? Безграничную власть? Сверхъестественные способности? Возможно. Никто не признается в этом с экрана телевизора. Но мы можем видеть отражение этих действий, и по косвенным признакам узнать истину.

Если мы попробуем увидеть картину в целом, выводы могут оказаться ошеломляющими. Об этом поговорим в следующих статьях. В продолжении будет об олимпиаде в Сочи, как эта мистерия выглядит с точки зрения оккультизма.

Ссылки

Политика, Магия, Оккультизм