Сдаётся. Алик Якубович: фотосерия «Пацаны


Алик Якубович. Натюрморт в мастерской из серии "Игра со светом"
Нижний Новгород, 2016-2017

Галерея FUTURO
г.Нижний Новгород, ул.Рождественская, 6,
тел. +7 967 713-67-50, vk.com/futurogallery

Выставка открыта для посетителей с 8 августа по 7 сентября 2017 г.
Режим работы: с 12:00 до 20:00 каждый день, кроме понедельника и вторника.
Стоимость билета: 150 рублей. Пенсионеры и школьники - бесплатно.

Кто ходит в гости к мастерам - тот поступает мудро!

Алик Якубович. Портрет Льва Сморгон в мастерской
Санкт-Петербург, 2014

Выставка известного нижегородского фотографа Алика Якубовича не зря называется «Мастерская». Она родилась из любимого занятия Винни Пуха и многих людей - ходить в гости. И не просто в гости, а к людям творчества - художникам, скульпторам, в их "святая святых" - мастерские. И фотографировать там.

В таких местах люди, наверное, выглядят сами собой. Без лишней "шелухи", масок и оболочек, которые им приходится надевать в обществе. И талантливый фотохудожник смог это нам показать.

Вячеслав Потапин. Девочка на роликах
Дерево, 2016

Из этих фотографий за 6 лет образовался целый цикл - "Мастерские". Но смотреть обычную черно-белую фотовыставку на "полуразрушенных" стенах галереи было бы слишком мрачно и скучно. Отличный ход - сопроводить каждую фотографию мастерской произведениями её хозяина, картинами или скульптурами.

Теперь это уже не выставка Якубовича, а целый художественный проект, где работы участников привлекают даже большее внимание, чем фотографии...

В выставке принимают участие художники Ирина Васильева, Константин Пьянов, Олег Вдовин, Сергей Ледков, Ася Феоктистова, Александр Лавров, Анна Гольдбаум, Вахтанг Джаниашвили и скульпторы Вячеслав Потапин и Владимир Кокурин.

В соседнем зале - просто фотографии Якубовича. О чём они?

Как написали организаторы:
"Жизнь сложна, и каждый миг в ней происходят тихие и неприметные события. Эти события, если их не заметить, не проникнуться каждым из них, погружаются в небытие. Чтобы сохранить эти хрупкие сущности, нужен такой мастер лирического репортажа, как Алик Якубович. Изображения полны чистоты, поэзии и умиротворения, а присутствующая своеобразная тишина его работ позволяет сцене мелодично звучать. Кажется, это и есть настоящая жизнь."

Алик Якубович. Тень девушки
Москва, 2014

«Мастерская» состоит из циклов: портрет художника, портрет модели и натюрморты в мастерских. Так что здесь можно полюбоваться игрой света и тени, внимательно вглядеться в обыденные какие-то вещи...

Или понять, что служит источником вдохновения для творческого человека:)

Осталось сказать пару слов про Алика Якубовича, хотя его, наверное, все нижегородцы и так знают.

Алик Якубович - нижегородский фотограф, работающий в жанре социальной фотографии. Автор нашумевших проектов: «Легко ли быть молодым», «Пацаны», «Обратная сторона стриптиза».

Входит в список «150 ведущих фотографов России и ближнего зарубежья» периода «Перестройка» по версии Международного биеннале фотографии "Fotofest" (США). Автор 6 книг в жанре акустической фотографии.

Лично мне выставка понравилась. И тому множеству людей, которое собралось на открытие - наверное, тоже.

Правда, мне сложно понять эту толпу девушек, которые фотографировались у каждого экспоната. Зачем? Чтобы выложить в сеть фото и доказать, что "и я тут была"?

Раньше об этом писали на заборе, а теперь - делают селфи. Да, другое поколение...

Алик Якубович. Портрет Сергея Ледкова в мастерской
Нижний Новгород, 2017

И, в заключение, несколько работ, представленных на выставке. Парами - фотография плюс картина или скульптура, чтобы вы поняли, насколько интереснее смотрится такой симбиоз.

Сергей Ледков. Белая гора
Холст, масло. 2015

Алик Якубович. Портрет Аси Феоктистовой в мастерской
Звенигород, 2017

Ася Феоктистова. Натюрморт с ножницами
Холст, масло. 2014

Алик Якубович. Портрет Ирины Васильевой
Санкт-Петербург, 2017

Ирина Васильева. Пейзаж
Холст, масло. 2017

Алик Якубович. Портрет Константина Пьянова в мастерской
Нижний Новгород, 2017

Константин Пьянов. Натюрморт с соленостями
Холст, масло. 2017

Алик Якубович. Вахтанг Джаниашвили в мастерской
Нижний Новгород, 2017

Вахтанг Джаниашвили. Море. Фанера, масло. 2012

Алик Якубович. Портрет Анны Гольдбаум и Олега Вдовина
Нижний Новгород, 2015

Анна Гольдбаум. Холодный май
Холст, масло. 2017

П. Калюлин.
09.08.2017 г.

Пруд - как у Клода Моне в Живерни, только без мостика... Черногорские домики похожи на Ялту Константина Коровина из нашего художественного музея. Цветы - как... не знаю у кого. Может, свои, собственные...
Вот такая она, выставка картин "Движение души" Ланы Медвецкой. Импрессионизм, но "женский", зависящий от настроения. Сегодня она рисует пейзаж, а завтра ей вдруг захочется заняться цветочками...

music : 5nizz"a

На днях вышла просто замечательная книжка Алика Якубовича "Нерастворимый кофе". Презентация состоялась в кафе "Безухов", до сих пор под впечатлением от прочитанного...

От автора
Странная штука книга..Сначала она будит тебя по ночам, потом заставляет ходить на работу пешком и фотографировать без фотоаппарата.
А потом поэт Игорь Чурдалёв говорит:
-Это стихи, только белые.

Я писал ее ровно год и не думал, что это книга,
Пока мои друзья Боря Силенко и Володя Гройсман не сказали:
-Надо издавать.
-А деньги? - спросил я.
-Это не твои проблемы, займись лучше дизайном.
Я пришел к Максу Черномору и спросил:
-Сколько денег?
-Не парься - это не твои проблемы, пиши лучше стихи.
Через полтора месяца я буду держать в руках свою первую книгу.

Наверное будет просто не честно если я не приведу пару тройку его белых стихов.

Он принес домой живую рыбу
И пустил ее в ванну.
Через день жена сказала:
-Либо я, либо рыба.
И ушла на работу.
Он сказал:
-Хорощо...
Но у рыбы были глаза.
А вечером пришел пьяный,
И надо было поговорить,
Жена спала,
Он закурил,
Пуская дым кольцами,
Лег в ванну к рыбе,
И рассказал ей свою жизнь.
Она слушала молча,
И стало легче,
А утром он проснулся
От запаха жаренной рыбы.

45 лет, а ничего не хочется,
Может быть что-то с рекламой.

Рыбы плавали в лужах Осенними листьями...

Если люди цветные,
Значит, Бог - художник?

Сначала он перестал спешить,
Потом опаздывать,
Потом долго стоял на мосту
И смотрел, как тонет его сотовый телефон,
Потом решил, что он музыкант,-
И не пошел на работу.

Денег нет,
А художники есть.

Если не зарабатывать много денег
И ходить по любимому городу
пешком,
То машины почти не мешают.

Забыл сотовый дома-
И стало страшно:
Вдруг со мной
Что-то случиться,
А я не узнаю...

Они так любили друг друга,
Что стали мужчиной и женщиной.

Он так устал,
Что даже во сне
Хотел спать.

В дырке носка играла музыка.

Легко перешагивая лужи
И улыбаясь прохожим,
Старик тащил
Огромный рюкзак
В сторону вокзала.
От старика пахло горами и ветром,
А от рюкзака - мечтой.

Бесканечно долго могу цитировать фразы и стихи Алика Якубовича и сам не замечаю как ухожу в эту книжку снова и снова, к сожелению приобрести ее могут не многие, "Нерастворимый кофе" можно купить в кафе "Безухов" за 130рублев и больше пока она нигде не продается.

Нижегородский фотограф Алик Якубович — автор многих известных серий фотографий. Его фотопроект «Пацаны», часть снимков из которого вы можете увидеть в этом выпуске, вызвал особенный резонанс в сети. На фотосерии лауреата многих фотопремий Александра Якубовича — социальное исследование на тему бандитского шалмана. Его «Пацаны» получились настоящие — распальцованные, острые, резкие и опасные.

Алик Якубович — член Союза фотохудожников России. На его счету ни один десяток фотовыставок и культурных проектов. Его персональные выставки проходили в России, Франции, Англии, США. Он обладатель Гран-при «Kodak master-class’ 90», престижных наград Международных выставок проходивших в Японии, Германии, и России. С 2002 года работает в жанре социального репортажа, преимущественно с черно-белой фотографией. Автор нашумевших проектов «Черно-белая любовь» (Русский музей фотографии, Н.Новгород) и «Странные люди» (журнал «Эгоист» 2002 — 2003 гг.), а так же «Чкаловская лестница 2003 г.» и «Обратная сторона стриптиза».

Есть очень интересная теория о происхождении термина «пацан» - слово «поц» на языке идиш соответствует ласковому слову из трех букв на русском.

Но героев фотопроекта Алика Якубовича, которые сами именуют себя «пацанами», эти этимологические изыски интересуют мало.

Братва из спальных районов, гопники рабочих окраин - эта часть населения, которая на наших глазах перепрыгнула с вечерних городских улиц на кинопленку (см. «Бригаду» и «Бумер»).

У Якубовича пацаны получились настоящие - распальцованные, острые, резкие, опасные.

Рассматривая снятую им серию, начинаешь вдруг понимать, что перед тобой - результат рискованного перформанса: ребята могли ведь и замочить случаем бородатого ботаника с фотоаппаратом.

Александр Якубович - человек из мира, совершенно полярного бандитско-пацанскому.

Историк по образованию, лауреат множества фотопремий, живет в Нижнем Новгороде, работает креативным директором рекламного агентства.

Полагает, что для вольного фотографа важнее всего прямой контакт с той реальностью, которую он фиксирует.

Даже если это реальность пип-шоу (серия «Обратная сторона стриптиза») или бандитского шалмана, как в «Пацанах».

Поэтому каждая его фотосерия - социальное исследование, своего рода пример нового передвижничества.


ПО ЗАШТОПАННОМУ ЗВЕЗДАМИ НЕБУ

Член Союза фотохудожников России. Обладатель Гран-при «Kodak master-class» 90», наград Международных выставок, проходивших в Японии, Германии, Израиле и России. Его персональные выставки проходили в России, Франции, Англии, США. С 2002 года работает в жанре социального репортажа, преимущественно с черно-белой фотографией. Автор нашумевших проектов «Черно-белая любовь» (Русский музей фотографии, Нижний Новгород), «Странные люди» (журнал «Эгоист» 2002-2003 гг.), «Легко ли быть молодым». Автор книг в жанре «акустическая фотография»: «Нерастворимый кофе» (2007 г.), «Летающие рыбы» (2008 г.). На начало лета запланирован выход новой книги «Начать бы всё с конца». В 2011 году принял участие в проекте Portfolio Review, впервые проходящем в России. В 2012 год проект «Пацаны» был выставлен на Международном Биеннале «Fotofest» в Хьюстоне, США. Летом 2012 года планируется выход новой книги акустической фотографии «Лодка с голубыми глазами».

***
Засыпал, забывал свое скучное тело
И шепотом, чтобы никто не заметил,
Уходил из дома
В незнакомое прошлое.
Где море болтает со звездами
Глазами рыб.
Где художник с отрезанным ухом
Объясняет краскам красоту жизни.
Где на рынке можно купить за копейки
Кусочек солнца.
Где под утро еще не жена
Будит его поцелуем
И запахом рыжего ветра.

* * *
Старое зеркало в родительском доме.
Скольких оно помнит и молчит.
И мне страшно,
И я резко поворачиваюсь -
И встречаю в себе ребенка

* * *
Сидя в кресле с вином и сигаретой,
Целовал глазами ее лунное тело
И вспоминал, как сделал ее такую,
Что не может теперь умереть спокойно.

* * *
Жил в своем мире без часов, -
И ничего не менялось.
Только родители стали старыми,
Дети взрослыми, а он все такой же.
Если не смотреть в зеркало.

* * *
Пьяный, но верный, из ночного клуба
Прямо в постель, а там родное:
- Можно не надо, я уже сплю.

* * *
Женщины,
беременные весной,
умываются солнцем.

* * *
И только две лодки,
Прижавшись во сне,
Спят посреди зимы.

* * *
Старая надежда
Маленьким осликом
Живет во мне.

* * *
Где-то в душе, под ковриком,
Прячется ключ от двери,
За которой можно оттолкнуться от берега
И поплыть навстречу себе.

* * *
Одинокая луна
Поселилась в моем окне
И подружилась с кошкой

* * *
По заштопанному звездами небу
Уходили из дома в книги

* * *
Золотая рыбка в аквариуме
Смотрит в голубые глаза мальчика
И думает о море.

* * *
Утро умывалось кошкой на подоконнике,
Теплый ветер с запахом уставшего лета
Перечитывал случайные страницы моего дневника
И обещал дождь.
Лежа глазами на потолке,
Я разговаривал с мухой.

***
Проснулся от того,
Что кто-то поёт лучше него,
Наверое, Бог, подумал он
И выглянул в окно,
Город не спал,
Все слушали влюблённую птицу.
На самом красивом песня оборвалась
И мир оглох, и приезжий охотник
На новом русском
Смачно плюнул в тишину.

***
Путешествуя за собой по пути молодости
Вспоминал хорошо забытое,
Но такое весёлое,
Угораздило же родиться в эпоху перемен
И великих ошибок,
Где хотелось изменить Родине
Со «студенткой» Софи Марсо,
И стать если не первым,
То хотя бы Ноль Ноль Седьмым,
И махнуть пожалуй не глядя
Ленина на Леннона,
Где жизнь научила нас имитировать
Голоса птиц, президентов
И множественный оргазм,
Где мы догадались не сразу,
Что Бог не поверил в нас.

***
С возрастом приходит мудрость
Или возраст.
Так спешил, что она не пришла.
Со скоростью тишины забываю себя во сне.

***
Когда тебе за сорок и ты трезвый
В женщинах главное совсем другое.
И вот наконец-то ты видишь,
И даже читаешь её мысли,
И уходишь не попрощавшись,
И даже не познакомившись,
Чтобы не ошибиться.

***
Танцами на потолке мешают жить соседи,
Сейчас пойду ругаться,
Может опять позовут за стол.

***
Вышла замуж и стало у неё трое детей,
Двое своих и новый муж, как ребёнок,
Коме любви ничего,
Зато по ночам, как в кино стихи и нежность.
Не просто ей устаёт, конечно,
Но в зеркале стало гораздо легче.

***
Смерть как истина в последней инстанции
Из последних сил красивая,
В гордо фиолетовой кофточке,
Вдыхала в бокале вина
Ещё молодую себя.

***
По весне перечитывал в Библии свои мысли
И сжигая мосты подолгу смотрел на огонь,
Ведь полжизни на старом харлее
В поисках нового ветра, знаков судьбы
И песен дорог,
А вчера почувствовал себя птицей
И взлетел, да так высоко,
«Что если у судьбы есть крылья,
То зачем ей это бренное тело»,
Это была его последняя фраза и смерть,
Наверное по- английски, не попрощавшись.

***
Твоя юбка короче ночи,
Мои мысли быстрее ветра,
Твои ноги длиннее лета,
Моё настоящее лучше прошлого.

***
Время замерло в позе йога
И превратилось в слух,
Такие еле причастные
От сломанных зубов обороты,
Смазанные матом
И философскими паузами
Ему даже не снились.
Жизнь дышала перегаром
И потерянной памятью,
Через несколько остановок
Бомж вышел, а писатель понял,
Что он не поэт.

***
Смелым мелом на пьяном асфальте
Поздравил с днём рождения сам себя.
Закрыл глаза,чтобы увидеть
То, чего давно нет.
Пришло время и начал терять ненужные вещи.
Долго смотрел в глаза обезьяны и понял,
Что это она придумала человека.
Пьяный в холодильнике нашёл письмо,
Младшая писала Деду Морозу про котёнка
И про то чтобы папа перестал выпивать,
И обижать маму.
-Тоже мне Ванька Жуков улыбнулся он,
И лёг спать.
Во сне со Снегурочкой парился в бане
И начал таять и потерял сознание,
И приезжал Дед Мороз на скорой,
И он очнулся от головной боли, и выпил пива,
И стало легче, но как-то не по себе,
Письма в холодильнике не было.
Кем мы только не хотели быть, а стали собой.

***
В церкви пахло ладаном и тишиной,
Стоя у стены возле старой иконы
Фёдор наблюдал, как ангелы, своей песней
Достают его помятую душу
И уносят куда-то далеко-далеко к морю,
И окунают в воду,
И становится легко и чисто.
-Аминь, сам себе сказал Фёдор,
И вышел из церкви,
И увидел ангела.
Им оказался нищий,
Над которым парила стая голубей,
Все были серыми и только один белый,
-Мой, догадался Фёдор,
И пошёл на кладбище,
Помолчать с родителями.

***
Женщина с интересом в глазах
Посмотрела, но не сказала,
Улыбнулась, но не мне.

***
А ночью пловец помолившись волне
Превращается в лунную рыбу,
Чтобы пересечь линию горизонта,
Где-то внутри себя.
Пока мозг не стал компьютерным,
А мир виртуальным,
Пока футбол не стал телевизором,
А музыка Аллой Пугачевой,
Пока любовь не стала технологией,
А секс техникой,
Публично отрекаюсь:
От узнаваемости бренда,
Тайм-менеджмента,
И новых возможностей рынка,
От ключевых компетенций,
Добавленной стоимости,
И целевого маркетинга,
От управления коммуникациями,
Стратегического планирования,
И торжественно клянусь,
Что если чудеса не начнутся,
То я начинаю чудить.
Рисовать на стенах нехорошо,
А нехорошо рисовать, совсем плохо,
Но Саня рисовал хорошо,
Он рисовал так хорошо,
Что главному художнику города
Становилось совсем плохо.
Вот и сегодня накануне 9 Мая
Он пришёл переполненный красками
К архитектурному, когда-то памятнику ДК УВД,
От которого не осталось ни окон, ни дверей,
Разве что контуженный в Чечне охранник,
Который опять где-то задерживался,
А когда появился, было уже поздно,
Вместо любимых нашим народом трёх букв,
Саня заканчивал огромный Орден
Великой Отечественной Войны,
У него получалось так хорошо,
Что на всякий случай охранник
Вызвал наряд милиции.
Потом был протокол допроса
И орфографические ошибки,
Допущенные молодым лейтенантом,
Ошибки-то Саня исправил,
Но протокол подписывать не стал.
Саню выпустили поздно, прямо в звёздное небо
И он шёл домой пешком,
И почему-то жалел главного художника города.

***
Одному без телевизора нельзя,
Особенно, если поздно и алкоголь в крови,
Кто мне скажет: «Добрый вечер»,
И расскажет что не у всех завтра будет завтра,
А потом Константин Епрст покажет
Недалёкого-прошлого и ближайшего-настоящего,
Мужей, нашей нестареющей примадонны
И меня конечно стошнит,
И станет легче, и я усну, и мне приснится
Миллион алых рож российской эстрады,
И очередь в рай, куда их не пускают,
Потому что пели не своим голосом.
Ну вот и наступил домик в деревне
И ты придумал себе девятнадцатый век,
Чтобы бродить на заре,
Как в «Записках охотника»
Пока не устанет собака,
Пока не придёт понимание,
Что свой супружеский долг
Ты давно перевыполнил.
И написав на заборе
Слово «нет» из трёх букв
Ты уйдёшь за облаками
На все четыре стороны.
Главное не откладывать себя на потом.

Фото Алик Якубович ‏@alik_yakubovich
Тень звука. Натюрморт. Июнь 2012.