Шахматы и их история. Шахматы (легенды, история возникновения, правила игры)

По свидетельству археологических раскопок - игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны еще в 3-4 вв. до н. э. Истинный возраст игры, известной в западном мире как шахматы , покрыт мраком тайны.

Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину-математику около 1000 г. до н.э. Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени - окажется что это число больше чем все зерно мира.

По другому преданию шахматы изобрел один восточный мудрец, которого звали Шишах, и жил он в Вавилоне. При нем сел на престол молодой король Амольни, который очень угнетал низшие слои общества, особенно крестьян. В наибольшем отчаянии крестьяне обратились к Шишаху, который пользовался большим уважением при королевском дворе, и попросили его о помощи. В основном уговаривали его, чтобы убедил короля, что и крестьянин является человеком, который приносит пользу государству. Чтобы короля в этом убедить, Шишах изобрел шахматы и научил короля шахматной игре. Таким образом он доказал ему, что крестьяне, т.е. пешки на доске, являются все же лучшей охраной короля. Король понял таким способом главную мысль шахматной игры и перестал притеснять крестьян, а своего советника щедро наградил.

На основе другого сказания, шахматы изобрела жена короля Равана с Цейлона. Когда в его осажденной столице все уже упали духом и потеряли всякую отвагу дальше вести борьбу, отчаявшийся король Раван решил отдать врагу город. Но король имел жену, королеву Раналяну, героическую женщину, она то и изобрела шахматную игру, чтобы доказать своему мужу, что он не должен сдаваться врагу, пока не будут исчерпаны все средства обороны, пока останется хотя бы один солдат-пешка на доске, пока существует хотя бы слабая надежда победы!

Научные же гипотезы отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.


Раджа Кришна играющий в древние шахматы чатуранга

Древнейшая форма шахмат - военная игра чатуранга - появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался строй войска, включавший боевые колесницы (ратха), слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми руководил предводитель. Они располагались по углам 64-кпеточной квадратной доски (аштапады), в игре участвовало 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чатуранга существовала в Индии до начала 20 в. и стала со временем называться «чатурраджа» - игра четырех королей; при этом фигуры стали окрашиваться в 4 цвета - черный, красный, желтый и зеленый.

В первых веках нашей эры игра была так сильно распространена в Персии, что позором считалось, когда интеллигентный человек не умел в нее играть. Игра в шахматы оставила следы в тогдашнем языке, в символах и метафорах, как и поэзии того времени.

Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), которая возникла в Центральной Азии в конце 5 - начале б вв. Имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля - фарзина; играли два соперника. Цель игры - поставить мат королю соперника. Так «игру случая» заменила «игра разума».

Проникновение шахмат из Индии в древний Иран (Персию) во времена правления Чосроя I Ануширавана (531-579), описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Поскольку до этой книги нет никаких письменных упоминаний о шахматах в литературе до 6 века н.э., многие историки признают именно этот период временем рождения шахмат.


Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, приподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

Доказано, что в Византии в VI и VII веке нашей эры игра в шахматы была весьма популярной. Сам византийский император Никофор в письме к халифу Гаруну аль Рашиду делает сравнение между ферзем на доске и своей предшественницей на престоле, императрицей Ириной.

В 8-9 вв. шатрант распространился из Центрапьной Азии на Восток и 3апад, где стал известен под арабским названием шатрандж.


В шатрандже (9-15 вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. Ввиду запрещения исламом изображения живых существ, арабы использовали миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление и способствовало распространению игры.

Сильнейшими игроками шатранджа наряду с арабами - Ал-Адли и др. - были выходцы из Средней Азии - Абу Наим, аль Хадим, ар-Рази, ас-Супи, аль-Ладжладж, Абу-Фатх и др. Среди покровителей игры были известные халифы Харун-ар-Рашид, аль-Амин, апь-Мамун и др. Игра развивалась медленно, так как только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.


Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями, что нашло свое отражение в эпосе и трактатах, по священных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами).

С арабским периодом связано и появление так назышаемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.

Непосредственно на Запад Европы в период раннего средневековья шатрандж был занесен арабами. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию. Игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому её очень хорошо встретили в рыцарских странах средневековой Европы.


Из Испании игра добралась до Франции, где, например, Карл Великий был ее большим поклонником.

Шахматы в средневековой Франции

Также из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Англию, скандинавские и другие европейские страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшие шахматы наравне с игрой "в кости" и другими "бесовскими наваждениями".

Шахматы были завезены в Испанию маврами, и первое упоминание о шахматах в христианском мире содержится в Каталонском Завете 1010 н.э. Хотя шахматы были известны в Европе и в более ранние времена. Согласно некоторым легендам, дорогой набор шахматных фигур был приподнесен в качестве дара Карломану (8-9 век) от знаменитого мусульманского правителя Гаруна-аль-Рашида.

Существует поэма, описывающая, что шахматы существовали и при дворе легендарного короля Артура. Шахматы пришли в Германию в 10-11 веках, самое раннее упоминание в литературе было сделано монахом Фрумуном фон Тегермсее, в 1030-1050. В нем записано что Светослав Шуринь из Хорватии победил венецианского доджа Питера II в игре за право управлять Далматинскими городами. К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии.


"Две дамы, играющие в шахматы",
иллюстрация из "Книги игр" короля Кастилии Альфонсо X Мудрого, внука Фридриха Барбароссы

Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, а затем и христианской церкви, (приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», шахматы в течении некоторого времени были запрещены в Европе, поскольку они часто использовались для игры на деньги и утверждалось, что они несут на себе признаки язычества), ничто не могло остановить растущую популярность игры, что подтвержено многочисленными литературными свидетельствами. Популярность шахмат продолжает расти и вскоре весь мир знает и играет в эту самую популярную игру древнего мира.

В 14-15 вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в 15-16 вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя.

На территории Руси , в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 вв. Важные археологические находки в Новгороде свидетельствуют, что шахматы, которые в основном распространялись арабами, попали в Россию непосредственно со среднего Востока. До наших дней названия шахматных фигур в России указывают на их персидские и арабские корни.

До нашего времени дошла уникальная находка - шахматная фигурка, изготовленная новгородскими мастерами в XIV веке. Фигурка была обнаружена возле Владычной палаты, бывшей резиденции новгородского архиепископа. Найденная фигура - король, изготовлена она была из крепкого дерева, скорее всего, из можжевельника (см.справа).

В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. В более позднее время европейские шахматы попали в Россию из Италии, через Польшу. Существует неверная версия, якобы шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов.

Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнеров. Увлекалась шахматами и Екатерина II. В 1796 граф А.С. Строганов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV, гостивших в его загородном дворце, партию живых шахмат. На лугу, где зеленым и желтым дерном выложили "шахматную доску", слуги, переодетые в средневековую одежду, пqзeдвигaлиcь в соответствии с ходами шахматной паргаи.

Широко были распространены шахматы среди русской интеллигенции. В библиотеке А. С.Пушкина сохранилась изданная в 1824 году книга А. Д.Петрова, полвека бывшего сильнейшим шахматистом России, - "Шахматная игра, приведенная в систематический порядок" с дарственной надписью автора; Пушкин был подписчиком первого шахматного журнала "Паламед", начавшего выходить в Париже в 1836 г.

Несмотря на то что шахматы были популярной игрой, до конца XIX века Россия заметно отставала по уровню развития шахмат от Англии, Франции, Германии. Первый русский шахматный клуб открылся в Петербурге лишь в 1853 году, а первый российский шахматный журнал увидел свет в 1859 году.

Ситуация изменилась в начале XX века, когда было основано возникшее из частного кружка Петербургское шахматное собрание, деятельность которого по популяризации шахмат оказалась весьма плодотворной.

Клуб был открыт 17 января 1904 года, а в апреле 1914 года в помещении Собрания в доме 10 на Литейном проспекте был учрежден Всероссийский шахматный союз.

Клуб проводил профессиональные и любительские турниры, товарищеские встречи между сборными Москвы и Петербурга, сеансы одновременной игры, издавал специальную литературу. В стенах Собрания размещалась самая богатая в стране шахматная библиотека.

Исторические варианты шахмат

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер". Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.

Надо заметить, что хотя названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны.

Арабы-мусульмате внесли вероятно наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Слово "шахматы" изначально происходит от персидского Шах (король) и арабского слова мат (умер). Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э., первые турниры и квалификационные турниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адли содержат дебюты, первые шахматные задачи "мансубы", обсуждаются различия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценный арабский манускрипт начала 9го века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт был обнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач) основывались на легенде "Мат Диларама". Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо,и он выиграл партию.

В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур, и их значения:

Игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени.

После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекцию эндшпилей, заимствованную из арабской литературы. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались еще 1430 лет назад.

Шахматы - это настоящее зеркало культуры. Менялись страны, менялось устройство общество - менялись и правила.

Например, фигура ферзя, «королевы», появилась только в средние века, когда благородная дама стала играть важную роль, и ей начали воздавать почести на рыцарских турнирах. В игре к ней перешла роль советника короля - визиря в вос­точном варианте шахмат. Нынешняя свобода передвижения, независимость, «эмансипированность» королевы была немыслима до конца XV века.

Старинные варианты игры вообще менее динамичны, как и древнее общество. В традиционных китайских шахматах «господин» малоподвижен, он маневрирует на очень небольшом пространстве - словно в стенах императорского дворца. Индийские «чатуранга» следовали строгому делению фигур на касты - священников, правителей, крестьян, слуг.

А вот в Японии военно-аристократическая система с XII века позволяла человеку благородного происхождения, готовому приложить должное усердие, добиться быстрого взлета. И шахматным фигурам предоставлялась возможность поднять свой статус. Да и в европейских шахматах пешка, добравшаяся до противоположного края доски, превращается в любую фигуру - даже в ферзя.

В новое время шахматы хотели приблизить к меняющейся реальности. Во времена нацизма в Германии «игру королей» пытались превратить в «игру фюреров»: в сражение вступали несколько вождей, один из них должен был потерпеть поражение. Игра не прижилась. Как и фюреры.

Более дипломатичный вариант предлагал известный австрийский композитор Арнольд Шёнберг (1874-1951). В придуманных им шахматах на доске фигурировали самолеты и подводные лодки, зато допускались переговоры и союзы. Тем более что разыгрывали партию сразу четыре «державы» - по одной с каждой стороны доски, как в древних индийских «четверошахматах»

Гравюра 1909 года якобы изображает игру в шахматы Гитлера и Ленина. Она даже подписана ими обоими на оборотной стороне.

ШАХМАТЫ – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.

В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs)

ИНДИЙСКИЕ ИСТОКИ

Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

АРАБСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника], а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.

ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ НА РУСИ

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные.

ПРОНИКНОВЕНИЕ В ЕВРОПУ

В VIII-IX веке, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий - в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзрой. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ШАХМАТ

С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII-XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми.

РАЗВИТИЕ ШАХМАТНОЙ ТЕОРИИ

К XV-XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта - «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется позиционным стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки - душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.

Шахматы через века

Жизнь — это партия в шахматы.
Сервантес

Когда появились шахматы, точно не знает никто. Известно лишь, что произошло это в Индии не позднее VI века н.э. Но и на этот счет полного согласия нет.

По одной из версий, техника гадания, выработанная в Китае в VI-I вв. до н.э. для определения баланса между энергиями инь и ян, составила основу чатуранги, игры, являющейся прообразом современных шахмат (на санскрите «чатуранга» означает «четыре рода», т. е. войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота). В чатуранге, по свидетельству Бируни (Индия, XI в.), целью являлось истребление сил противника, а не объявление мата королю. Но в китайской литературе первые известные нам сведения о шахматах появляются в VIII в. н.э.


Видимо, гаданием на 64-клеточной доске занимались и древние этруски: в их мифологии упоминалось о волшебном коне-скакуне, покрывающем за 64 скачка все небесное пространство (в шахматах конь может за 64 хода обойти всю доску).


Через Иран шахматы проникли в арабские страны. На Ближнем и Среднем Востоке игра приобрела название «шатранг» (персидск.) или «шатрандж» (арабск.). В персидской притче-новелле «Деяния Ардашира Папакана» (около 600 г. н.э.) говорится, что ее герой проявил высокое мастерство «при игре в мяч, езде верхом, в шатранге, на охоте и в других состязаниях». «Оксфордский справочник по шахматам» (1984 г.) приводит эту цитату как «первое упоминание о шахматах в мировой литературе». Но другие источники (например, справочник Г. Голомбека) считают, что еще раньше шахматы упоминались в индийских поэмах VI в. «Васвадата» и «Хартахарита».


«Некоторые несомненно подлинные шахматные фигуры, обнаруженные при раскопках в Италии, определены как восходящие ко II в. н.э. Хотя никто не подвергает сомнению научную добросовестность и профессиональную квалификацию археологов, совершивших это открытие, их выводы о принадлежности фигур к столь ранней эпохе обычно воспринимаются скептически. В случае если они подтвердятся, придется переписывать всю историю шахмат» (Г. Голомбек).


Персидский поэт Фирдоуси, живший на рубеже X-XI вв., неоднократно описывал в своих произведениях шахматы, а в одной из поэм рассказал о прибытии ко двору персидского шаха Хосрова I посланников индийского раджи с подарками, среди которых находилась игра, изображающая картину битвы двух армий.


Говорят даже, будто бы шахматы изобрел Паламед — один из греческих царей, принимавших участие в осаде Трои (около 1250 г. до н.э.). Играя в шахматы, Паламед проник конем в лагерь соперника, и именно это навело его на идею «троянского коня», принесшего грекам победу в войне. Однако никаких упоминаний о шахматах в Греции того времени нам не известно.


Оксфордский справочник по шахматам гипотезы об их происхождении классифицирует:
1. «Военные»: обучение стратегии, от скуки при длительной осаде, для снятия напряжения.
2. «Утешительные». Так, поэт Фирдоуси (940-1020 или 1030) в своем эпосе «Шахнаме» писал, что шахматы обязаны своим происхождением индийским мудрецам, создавшим эту игру с целью утешить вдовствующую царицу Першнари (букв. «красавица с ангельским лицом») и отвлечь ее от горестных мыслей о погибшем в сражении сыне.
3. «Соревновательные».
4. «Мирные» (в качестве альтернативы войне при решении спорных вопросов).


С завоеваниями арабов шахматы проникли в Испанию и Италию — первые страны Западной Европы, где они стали известны в VIII-IX вв. Из Испании шахматы проникли во Францию, а из Италии в Германию. Затем они попали в Англию. Об их быстром распространении и росте популярности свидетельствует тот факт, что многие старинные роды начали украшать свои гербы изображением шахматных фигур или шахматного поля.


По поводу проникновения шахмат в Россию общепринятой гипотезы нет. Д. Саргин считает, что шахматы впервые появились на Руси в результате торговых и культурных связей с востоком еще до завоевания Ирана арабами, т. е. не позднее VII в. И. Савенков полагает, что шахматы могли проникнуть с Востока Каспийско-Волжским путем (VIII-IX вв.). В 1876 г. шахматный листок (выпускавшийся сильнейшим шахматистом России того времени М. Чигориным) писал: «Россия приобрела эту игру не от Запада, а непосредственно из Индии, что доказывается русскими названиями шахматных фигур».


Упоминания о шахматах встречаются в русских былинах: «Садко...», «О добром молодце Василии Буслаевиче...». Интересно, что умение играть в шахматы считалось отличительной чертой характера богатырей, воспетых в былинах. Исходя из археологических находок проф. Арциховского в Новгороде можно считать, что в X-XI вв. сначала на территории южной России, а затем на севере шахматная игра стала известна восточным славянам.


Часто, говоря о рождении шахмат, рассказывают приводимую ниже легенду, хотя, по оценке некоторых ученых, она существенно старше шахмат (около 1000 г. до н.э.) и, возможно, относилась сначала к другой настольной игре.
Индийский властелин Схерам не отличался ни большим организационным талантом, ни умением управлять, а потому в короткое время довел государство до разорения. Тогда брамин мудрец Сесса, желая сделать тактичное замечание королю, придумал игру, в которой король не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Шахматы произвели на короля впечатление, и, желая отблагодарить Сессу, Схерам обещал его наградить всем, что тот пожелает. Сесса, решив преподать королю урок скромности, попросил, казалось бы, небольшое вознаграждение: выдать ему пшеницы, чтобы на первую клетку доски положить одно зернышко, на вторую — два, на третью — 2х2, на четвертую — 4х2 и т. д. (в порядке геометрической прогрессии на все 64 клетки шахматной доски). Властелин согласился, радуясь, что так легко отделался. Но когда из амбаров начали поставлять зерно, то выяснилось, что желание мудреца выполнить невозможно.
При подсчете получилось, что на 64-ю клетку пришлось 87 076 425 546 692 656 зерен, а общее количество зерна, составляющее сумму чисел, возведенных в степень от 0 до 63 (1+21+22+23+24 и т. д.) составляет 18 446 744 073 709 551 615 зерен. По одной из прикидок, это 922 337203 685 м3 пшеницы, считая, что на один м3 зерна 20 миллионов зерен (на один см3 — 20 зерен). Для получения такого количества зерна следовало бы восемь раз засеять поверхность Земли и столько же раз собрать урожай.
Перельман в книге «Живая математика» дает иной подсчет: 1 м3 пшеницы содержит около 15 млн зерен. Требуемое брамином количество пшеницы составило бы 12000000000000 м3. Если бы построить амбар для этого количества зерна: 4 м высоты и 10 м ширины, — то его длина составила бы 300000000 км, т. е. в два раза больше, чем расстояние от Земли до Солнца.

Жизнь — все продолжающаяся борьба. Вот почему теория любой борьбы, в том числе и на шахматных полях, вьется вокруг зеленого дерева жизни.

Эм. Ласкер

Шахматы в известном нам виде сформировались на рубеже XV-XVI вв. Деление доски на темные и светлые квадраты вошло во всеобщее пользование в XVI в. Раньше играли на одноцветной доске, разделенной на квадратные клетки. Одноцветная доска до сих пор используется на Дальнем Востоке. В арабских шахматах (как минимум, до начала XIII в.) ферзь передвигался только на одну клетку по диагонали. Слон ходил по диагонали через клетку, он мог перепрыгивать через фигуру.


В период средневековья во многих христианских странах шахматы преследовались — возможно, потому, что превратились в азартную игру, что лишало их благородных черт. Но с XIII века шахматы используются как одно из средств рыцарского воспитания. Шахматы по неписаному статуту входят в число семи «рыцарских добродетелей» наряду с ездой верхом, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой, искусством слагать и петь стихи.


Самый знаменитый труд средневековья о шахматах — трактат на латинском языке Якова Цессолиса. Книга, написанная в конце XIII в., имеет нравоучительный характер, а шахматы в ней используются в качестве повода для изречения сентенций и назиданий морального, общественного, религиозного и политического свойства. Этот труд был распространен в многочисленных рукописных копиях на латинском, немецком, французском, чешском и других языках. В крупнейших европейских библиотеках находятся по несколько экземпляров этой книги (например, в Праге — девять).


История шахматных состязаний насчитывает уже много веков.

Современный германский историк Гельмут Фаустин документально установил, что одно из первых официальных шахматных соревнований в Европе состоялось в немецком университетском городе Гейдельберге в 1467 г. Турнир в Гейдельберге способствовал росту популярности игры в Германии, хотя центр шахматной жизни позже переместился в Нюрнберг. С 1477 г. шахматные турниры стали проводиться столь же регулярно, как и состязания миннезингеров. Существовало две категории шахматистов: мастера и подмастерья. Турниры продолжались до начала Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., после которой шахматная жизнь в Германии пришла в упадок.


В 1616 г. герцог Август фон Брауншвейг-Люнебург, скрывавшийся под псевдонимом «Густав Селенус», в книге «Шахматы, или Королевская игра» писал: «Эти русские, или московиты, очень хорошо и усердно играют в шахматы. Они так искусны в этой игре, что, по моему мнению, другим народам крайне трудно с ними соперничать».


В 1815 г. шахматы были объявлены обязательным предметом в Военной академии датской армии в Копенгагене. В обоснование этого решения начальник академии докладывал военному министру, что «игра, в которой существует около 72000 различных способов сделать первые два хода, не может не быть полезной для будущих офицеров с точки зрения выработки у них быстроты реакции на быстро меняющуюся ситуацию».


28 марта 1873 г. состоялся первый матч между сборными командами шахматистов двух крупнейших британских университетов — Оксфордского и Кембриджского. С этого времени они проводятся регулярно.


В Германии широкую известность приобрела «шахматная» деревня Штребек (Штропке). О ее истории и традициях существует немало легенд. Согласно одной из них, она существует уже около 1000 лет. В 1823 г. в местной школе было введено преподавание шахмат (с 3 класса). Еще один рассказ повествует о том, что посватавшийся к местной невесте должен был «выиграть» ее за шахматной доской у ее родителей. В случае проигрыша партии претендент не только получал отказ, но и выплачивал денежный штраф. Нередко родители передавали роль экзаменатора деревенскому старосте — по традиции, сильному шахматисту. Это обеспечивало общине Штребек неплохой доход.


С 1886 г. (с матча Стейниц — Цукерторт) проводятся соревнования на звание чемпиона мира по шахматам. Правда, после того как чемпионом мира стал Каспаров, претенденты разделились, и последние розыгрыши звания проводились по двум независимым лигам (получалось два разных чемпиона мира). Сейчас ведутся переговоры об их объединении. Остается надеяться, что последующая история шахматных состязаний будет единой.


Шахматы в жизни замечательных людей

Петр I в юношеские годы с интересом относился к шахматной игре; особенно увлекся он шахматами во время путешествий. Он не только отменил существовавший тогда запрет на них, но и популяризовал шахматы при каждом случае, введя традицию шахматных уголков на придворных балах. В дневнике царя есть упоминание о том, что однажды он собственноручно выточил шахматы из дерева.


При взятии Очакова летом 1788 г. Суворова ранили. К нему вызвали хирурга француза Массо. Вбежав в палату, врач нашел его в крови, но играющим в шахматы. Только после настойчивых уговоров полководец позволил перевязать себе рану.


Неплохо играла в шахматы Екатерина II. Особенно она любила игру для двух пар, которая в те годы была распространена в России.


Американский политик и педагог XVIII в. Б. Франклин рассматривал шахматы с воспитательной, этической и моральной стороны. В своей работе «Morals of chess» (первой шахматной книге в Америке) он обращает внимание на формирующие характер свойства игры: выработку способности заглядывать в будущее и взвешивать последствия, развитие чувства рассудительности, осмотрительности и ответственности за свое решение. «Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в игре в шахматы и укрепляются в ней настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. ...Играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра настолько изобилует разнородными ситуациями, подверженными неожиданным изменениям, что она вырабатывает способность находить выход, казалось бы, из непреодолимых трудностей... В шахматной игре мы видим пример того, как даже скромный успех может поднять веру в собственные силы, а невнимание — привести к потерям».


Наполеон был слабым шахматистом. В юношеские годы он бывал частым гостем в Кафе де ля Режанс в Париже — шахматном центре Франции (до создания шахматных клубов центрами шахматной жизни были кафе). Находясь на вершине власти, Наполеон не играл в шахматы: они отнимали много времени. В это время он предпочитал шашки, черпая в этой игре пример для тактики на поле боя. На острове Св. Елены Наполеон вернулся к шахматам, но он не подозревал о секрете, который таили в себе его шахматные фигуры. У него были шахматы из слоновой кости и перламутра, их сделали друзья Наполеона, и внутри нескольких из этих фигур были спрятаны планы побега с острова. Эти шахматы в качестве подарка должен был вручить Наполеону один из доверенных офицеров, который умер во время путешествия на корабле, и подарок вручил кто-то другой, не знавший тайны. Шахматы находились с Наполеоном до конца дней и были завещаны сыну.


А.С. Пушкин в письме жене: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе: докажу после...»


Высокого класса игроком и участником турнира мастеров был И.С. Тургенев. Во время пребывания в Париже он был постоянным гостем Кафе де ля Режанс. В 1862 г. он занял второе место в турнире, организованном владельцем кафе для 60 сильнейших шахматистов — завсегдатаев его кафе. В 1870 г. он выполнял в Баден-Бадене (Германия) функции вице-председателя шахматного конгресса.


В доме химика Менделеева собиралось много любителей шахмат. Он был сильным шахматистом, интересовался теорией, делал записи сыгранных партий. Играя по вечерам допоздна, он не уставал, а, наоборот, освеженный умственным напряжением за шахматной доской, приступал к ночной научной работе.


А. Алехин (1892—1946), четвертый чемпион мира, так говорил о шахматах: «Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни».


«Я считаю необходимыми для успеха три фактора. Во-первых, понимание своей силы и слабости; во-вторых, точное разумение силы и слабости противника; в-третьих, более высшая цель... Эту цель я вижу в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в ряд других искусств».


История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет а возможно и больше. Изобретённые в Индии в -VI веке , шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ 01. История возникновения шахмат

    ✪ ЛЕГЕНДА О СОЗДАНИИ ШАХМАТ

    ✪ Урок № 9. Чатуранга. Шатрандж. Древняя история шахмат.

    ✪ Первая партия в истории современных шахмат

    ✪ Авербах о истории шахмат. Игра пришла в Европу. 2015

    Субтитры

Индийские истоки

Шаблон:Шахматная диаграмма/Lua Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду , которая приписывает создание шахмат некоему брамину . За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 2 64 − 1 = 18 446 744 073 709 551 615 ≈1,845×10 19 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³) . Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия .

Шахматы в Юго-Восточной Азии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности - ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци . От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги . Обе игры имеют во внешнем виде и механизме уникальные черты, не присущие другим шахматным играм:

  • Способ постановки фигур на доску. Фигуры ставятся не на поля, а на «пункты» - точки пересечения линий доски.
  • Размер доски. Доска состоит из 9 вертикальных и 10 горизонтальных линий, то есть содержит 90 пунктов.
  • Некоторые фигуры имеют ограниченную область действия, то есть могут ходить только в пределах определённой части доски.
  • Конь и слон, «прыгающие» в шатрандже, здесь ходят в плоскости доски и не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами).
  • Добавлена новая фигура «пушка», которая может бить фигуры противника только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Больше похожи на чатурангу таиландские шахматы макрук : то же поле 8×8, фигуры стоят на полях, два игрока, ферзь ходит на одно поле по диагонали, несколько изменена начальная позиция (ряд пешек выдвинут на одно поле вперёд, расположение ферзя и короля чёрных и белых несимметрично), ладья ходит как в шатрандже, слон - как в чатуранге.

Появившийся позже японский вариант - сёги , - считается потомком сянци, но имеет свои особенности, наводящие на предположение о родстве с макруком. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9×9 клеток, начальная позиция и ходы некоторых фигур близки к макруку. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было, но которое было в макруке. Механизм превращения оригинален - фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги - взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой - игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику.

Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.

Появление шахмат на Руси

Проникновение в Европу

Шаблон:Шахматная диаграмма/Lua В VIII -IX веках , при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий - в Португалию , Италию и Францию . Игра быстро завоевала симпатии европейцев , к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии . Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка , достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

Шахматы в искусстве

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма , которую написал ибн Эзра . В вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого . Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа. Художнику Николо ди Пьетро атрибутируется картина «Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию» (1413-1415). Святой Августин изображён за шахматной партией со своим другом Святым Алипием. «Шахматисты» - французский витраж XV века. Изображение допускает различные, в том числе весьма двусмысленные толкования.

Христианская церковь против шахмат

Характерна последняя фраза в вышеприведённой цитате: правило рассматривает шахматы и прочие игры наравне с пьянством и другими способами праздного времяпровождения, признаваемыми порочными.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях XIII-XV веков множество шахматных фигур, причём в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV-XV веков в Новгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа . В Европе в 1393 году Регенсбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII -XVIII века этот запрет фактически игнорировался. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных , умение играть в них было обычным среди дипломатов . В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья . При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Развитие шахматной теории

Превращение шахмат в международный вид спорта

После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ. Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году , победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник . ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили в зональные турниры , победители зональных соревнований выходили в межзональный турнир , а обладатели лучших результатов в последних принимали участие в кандидатском турнире , где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель становится чемпионом мира.

Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграла советская шахматная школа . Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городе СССР , существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной , бежавший из СССР на Запад).

В 1993 году Гарри Каспаров , бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт , ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию - ПША , и сыграли матч под её эгидой.

Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман , которые на тот момент имели наивысший шахматный рейтинг после Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом - Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в 2000 году и отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004.

До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов.

Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре - матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» - контроль времени с добавлением после каждого хода.

Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием - компьютерные шахматы достигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 - с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеру Deep Blue . Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баз дебютов и таблицы малофигурных окончаний ещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практики откладывания партий . Сократилось и отводимое на партию время : если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях - даже до 100 минут) на 40 ходов.

Современное состояние и перспективы

После объединительного матча Крамник - Топалов в 2006 году восстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия), выигравший этот матч.

До 2013 года чемпионом мира был Вишванатан Ананд , победивший в чемпионате мира 2007 года . В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил своё звание. В 2010 году проведён очередной матч , в котором приняли участие Ананд и Веселин Топалов ; Ананд вновь отстоял звание чемпиона. В 2012 году проведён матч , в котором приняли участие Ананд и Гельфанд; Ананд отстоял звание чемпиона в тай-брейке. В 2013 году Ананд уступил звание чемпиона мира Магнусу Карлсену , досрочно победившему в матче со счётом 6½:3½.

Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира.

Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера , в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры. Другими вариантами решения этой проблемы может стать предлагавшаяся Владимиром Крамником жеребьёвка дебютов или один из вариантов модифицированных шахмат - кингчесс или боевые шахматы . Пока сложно сказать, какой из этих или других вариантов «оживления» игры будет востребован в будущем.

Некоторые даты из истории шахмат

  • 1119 год - Состоялась первая партия по переписке между королём Англии Генрихом I и королём Франции Людовиком VI .
  • 1173 год - Во французском манускрипте впервые использовали алгебраическую шахматную нотацию .
  • 1471 год - Первая работа, полностью посвящённая шахматам того времени, - Гёттингенская рукопись .
  • 1475 год - впервые упоминается шахматная фигура «дама», названная в честь испанской королевы Изабеллы . До этого существовала фигура «ферзь» с ограниченными возможностями в перемещении.

По свидетельству археологических раскопок — игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны еще в 3-4 вв. до н. э. Истинный возраст игры, известной в западном мире как шахматы, покрыт мраком тайны.

Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э., индийским математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень. Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую — два, на третью — четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени — окажется что это число больше чем все зерно мира.

Другие теории отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.

Древнейшая форма шахмат — военная игра чатуранга — появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался строй войска, включавший боевые колесницы (ратха), слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми руководил предводитель. Они располагались по углам 64-кпеточной квадратной доски (аштапады), в игре участвовало 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чатуранга существовала в Индии до начала 20 в. и стала со временем называться «чатурраджа» — игра четырех королей; при этом фигуры стали окрашиваться в 4 цвета — черный, красный, желтый и зеленый.

Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), которая возникла в Центральной Азии в конце 5 — начале б вв. Имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля — фарзина; играли два соперника. Цель игры — поставить мат королю соперника. Так «игру случая» заменила «игра разума».

Проникновение шахмат из Индии в древний Иран (Персию) во времена правления Чосроя I Ануширавана (531-579), описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, приподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

В 8-9 вв. шатрант распространился из Центрапьной Азии на Восток и 3апад, где стал известен под арабским названием шатрандж. В шатрандже (9-15 вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. Ввиду запрещения исламом изображения живых существ, арабы использовали миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление и способствовало распространению игры.

Сильнейшими игроками шатранджа наряду с арабами — Ал-Адли и др. — были выходцы из Средней Азии — Абу Наим, аль Хадим, ар-Рази, ас-Супи, аль-Ладжладж, Абу-Фатх и др. Среди покровителей игры были известные халифы Харун-ар-Рашид, аль-Амин, апь-Мамун и др. Игра развивалась медленно, так как только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.

Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями, что нашло свое отражение в эпосе и трактатах, по священных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами).

В период раннего средневековья шатрандж проник в Европу — Испанию, Италию, позднее в Англию, Германию, Францию. В Византии, на Руси, в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 вв. С арабским периодом связано и появление так назышаемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.

Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, а затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.

Шахматы были завезены в Испанию маврами, и первое упоминание о шахматах в христианском мире содержится в Каталонском Завете 1010 н.э. Хотя шахматы были известны в Европе и в более ранние времена. Согласно некоторым легендам, дорогой набор шахматных фигур был приподнесен в качестве дара Чарльману (8-9 век) от знаменитого мусульманского правителя Гаруна-аль-Рашида. Существует поэма, описывающая, что шахматы существовали и при дворе легендарного короля Артура. Шахматы пришли в Германию в 10-11 веках, самое раннее упоминание в литературе было сделано монахом Фрумуном фон Тегермсее, в 1030-1050. В нем записано что Светослав Шуринь из Хорватии победил венецианского доджа Питера II в игре за право управлять Далматинскими городами.

К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии. Важные археологические находки в Новгороде свидетельствуют, что шахматы, которые в основном распространялись арабами, попали в Россию непосредственно со среднего Востока. До наших дней названия шахматных фигур в России указывают на их персидские и арабские корни.

В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. В более позднее время европейские шахматы попали в Россию из Италии, через Польшу. Существует теория, что шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов. Шахматы в течение некоторого времени были запрещены в Европе Церковью, поскольку они часто использовались для игры на деньги и утверждалось, что они несут на себе признаки язычества. Однако, ничто не могло остановить растущую популярность игры, что подтвержено многочисленными литературными свидетельствами. Популярность шахмат продолжает расти и вскоре весь мир знает и играет в эту самую популярную игру древнего мира.

В 14-15 вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в 15-16 вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя.

Исторические варианты шахмат

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента — земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер". Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.

Доска для древней шахматной игры Шатранж

Надо заметить, что хотя названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны.

Арабы-мусульмате внесли вероятно наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Слово "шахматы" изначально происходит от персидского Шах (король) и арабского слова мат (умер). Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э., первые турниры и квалификационные турниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адли содержат дебюты, первые шахматные задачи "мансубы", обсуждаются различия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценный арабский манускрипт начала 9го века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт был обнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач) основывались на легенде "Мат Диларама". Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо,и он выиграл партию.

В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур, и их значения:

Византийские шахматы, Затрикион игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени.

После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекцию эндшпилей, заимствованную из арабской литературы. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались еще 1430 лет назад.

Шахматы — это настоящее зеркало культуры. Менялись страны, менялось устройство общество — менялись и правила.

Например, фигура ферзя, «королевы», появилась только в средние века, когда благородная дама стала играть важную роль, и ей начали воздавать почести на рыцарских турнирах. В игре к ней перешла роль советника короля — визиря в восточном варианте шахмат. Нынешняя свобода передвижения, независимость, «эмансипированность» королевы была немыслима до конца XV века.

Старинные варианты игры вообще менее динамичны, как и древнее общество. В традиционных китайских шахматах «господин» малоподвижен, он маневрирует на очень небольшом пространстве — словно в стенах императорского дворца. Индийские «чатуранга» следовали строгому делению фигур на касты — священников, правителей, крестьян, слуг.

А вот в Японии военно-аристократическая система с XII века позволяла человеку благородного происхождения, готовому приложить должное усердие, добиться быстрого взлета. И шахматным фигурам предоставлялась возможность поднять свой статус. Да и в европейских шахматах пешка, добравшаяся до противоположного края доски, превращается в любую фигуру — даже в ферзя.

В новое время шахматы хотели приблизить к меняющейся реальности. Во времена нацизма в Германии «игру королей» пытались превратить в «игру фюреров»: в сражение вступали несколько вождей, один из них должен был потерпеть поражение. Игра не прижилась. Как и фюреры.

Более дипломатичный вариант предлагал известный австрийский композитор Арнольд Шёнберг (1874-1951). В придуманных им шахматах на доске фигурировали самолеты и подводные лодки, зато допускались переговоры и союзы. Тем более что разыгрывали партию сразу четыре «державы» — по одной с каждой стороны доски, как в древних индийских «четверошахматах»