Сказки. Избушка на курьих ножках

Расскажу про очень страшного сказочного персонажа - про Избушку на Курьих Ножках .

Коротко и ёмко признаки персонажа дал Пушкин в "Руслане и Людмиле".

Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей

Признаки очень точные

1. Это изба, только очень маленькая - избушка.
2. В этой избе нет окон и дверей. По сути это ящик.
3. Эта изба стоит на курьих ножках.

Не стану интриговать, это - домовина

Родная мать гроба

В старину покойников хоронили так:

Находили в лесу место, где рядом росли 2-3-4 дерева.
- Срубали их примерно на высоте 1,5 метра.
- На полутораметровые столбы клали настил.
- На настиле воздвигали домовину - невысокий дом, буквально в 3 венца.
- Внутрь домовины клали покойника.
- Устанавливали крышу.
- Вырывали и подсекали корни деревьев, на которых стояла домовина. Это было нужно для того, чтобы исключить гниение стволов. Смотрелось будто "избушка без окон и дверей" действительно стоит на "курьих ножках".

Современники отлично понимали, что это за изба и что за хозяин находится внутри. Поэтому, старались как можно скорее покинуть то место, где стоит избушка на курьих ножках.

На современников избушки на курьих ножках наводили суеверный ужас. Ужас был настолько силён и устойчив по времени, что прочно вошёл в русский фольклор. Не год, не два, а несколько веков потребовалось простоять избушкам на курьих ножках, чтобы закрепиться в русской культуре

Вот современный отклик на древнюю традицию погребения усопших

На современном кладбище подобие древнерусской домовины вместо надгробья.

Полагаю, что избушки на курьих ножках воздвигались не хаотично по всему лесу вокруг селения, а в отведенной части.

Несколько избушек составляли подобие кладбища.

Поскольку покойник не был предан земле, то запах разложения был слышен на многие километры. Вряд ли было в традиции приходить к избушке, чтобы помянуть покойного: принимать пищу не позволил бы запах разлагающегося трупа. Поскольку избушки не навещались родственниками лежащих в них покойников, то в третьем-четвертом колене потомками забывалось место захоронения пращура.

Представьте себе ужас современников, которые случайно набредали на давно забытые места захоронений.

Когда лет через 100 столбы, поддерживающие помост с домовиной, частично отрухлявили и развалились, а домовина, тоже частично отрухлевевшая и полуразрушенная оказывалась на земле.

В сказаниях до нас дошла точная деталь хозяйки Избушки на Курьих Ножках - Бабы Яги.

У Бабы Яги - костяная нога.

То есть, это такой полуистлевший труп, у которого истлела одна нога.

Этот полуистлевший труп приглашает героя, того же Ивана Царевича, в "баньке попариться".

Приглашает КУДА???

В избушку на курьих ножках. В домовину. В гроб. По сути - в могилу!

Думаю. что маленькие детки лет 700 назад какались от страха, когда им добрая бабушка рассказывала на ночь сказочку про Избушку на Курьих Ножках и живущую в ней Бабу Ягу

Вот такой это страшный персонаж.

И - никаких сказок.

Жила-была Избушка на курьих ножках. Стояла она в тёмном лесу возле двух могучих елей, вдали от троп и дорог. И жила в той Избушке Баба-яга. Всякий раз, когда Баба-яга уходила в тёмный лес по своим делам, Избушка с нетерпением ждала возвращения своей хозяйки. Как увидит, что Баба-яга возвращается, всякий раз поворачивалась Избушка к ней крылечком, словно приглашая: добро пожаловать домой! Хорошо им жилось вместе.
Часто бывали у них гости – разные звери и птицы, жители тёмного леса. Они заглядывали на огонёк, играли, веселились и пили чай с пирогами и брусничным вареньем. Баба-яга была добрая и никому не отказывала в угощении. И Избушке было не так скучно стоять в тёмном лесу. Как тут соскучишься, когда внутри тепло, светло и весело?
Но как-то раз ушла Баба-яга надолго. То ли в соседний дремучий лес в гости к своим сёстрам, то ли по грибы да по ягоды. Грустно было стоять Избушке одной среди тёмного леса…
Наступил вечер, пришли многочисленные гости: прискакали белки да зайцы, синицы да дрозды налетели, прибежали мыши и жучки. Стали стучаться в дверь. Обрадовалась Избушка, что не одной ей вечерок коротать, да открыла дверцу. Входите, мол, гости дорогие!
Зашли гости. Глядь, я Бабы-яги дома-то и нет. Что делать? Решили он не уходить сразу в тёмный лес, а посидеть немного в гостеприимной избушке, поговорить да поиграть. Заварили они себе чаю из запасов, что хранились в чулане, достали варенье да печенье, и стали пировать. Весело, шумно.
Попив сладкого чаю, стали они играть. Да расшалились без присмотра Бабы-яги. Стали бегать, стучать по стенам, прыгать и кричать. А пока бегали и шумели, нечаянно разбили две чашки, уронили ухват да чугунки, что стояли возле печки. Рассыпали крупу и зерно.
Огорчилась Избушка. Что же это за гости такие, что такое творят? Да сказать-то гостям ничего не может. Стоит грустно и ждёт, когда же гости угомонятся. А гости пуще прежнего шалят и балуются.
Тут как раз Баба-яга вернулась. Заглянула в избушку, да только руками всплеснула. «Что же вы – говорит, - гости дорогие, делаете? Что с моей Избушкой сделали? Видно придётся мне вас съесть…»
Испугались звери да птицы. Говорят: «Не ешь нас, Баба-яга! Это мы нечаянно всё уронили и рассыпали. Мы больше так не будем!»
«Ах, не будете? – говорит Баба-яга. – Ну, тогда помогайте мне всё убирать, а то придётся мне вас съесть, чтоб другим не повадно было!»
Разбежались гости по избушке и стали всё убирать да чистить. И так всё чисто убрали, что стала Избушка краше прежнего. Довольна осталась Баба-яга. Сказала, что не станет она никого есть, и приглашала приходить снова по вечерам на чай. Гости довольные разошлись, благодаря добрую Бабу-ягу, и обещали приходить ещё и больше не шалить.
А Баба-яга со своей Избушкой стали дальше жить-поживать, да гостей ожидать!



Прошлым летом мы посетили Горно-Алтайский ботанический сад. Было приятно прогуливаться по его дорожкам, осматривая диковинные растения. Но, вдруг за поворотом тропинки, показалась изба бабы Яги на курьих ножках.

Избушка избушка повернись к лесу задом

Так и захотелось сказать: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом”. Но не сказал, потому, что она и так стояла ко мне передом. А вот и хозяйка недалеко со своей метлой. А вдоль дорожки, ведущей к избушке бабы Яги, росли удивительные растения, посаженные работниками сада. Посмотрели на это сооружение, подивились выдумке персонала ботанического сада, сфотографировались на этом фоне и пошли дальше.

Но, вот уже дома, просматривая фото, подумалось: “А, что вообще означает баба Яга с её избушкой?” Порывшись в литературе, просмотрев множество страниц интернета, я пришёл к выводу, что это дело тёмное, вернее скрыто в сумраке прошедших веков. И учёные имеют по этому поводу множество различных мнений.

Баба Яга костяная нога

Ну, во первых, что мы знаем о главном персонаже? Это я говорю о бабе Яге, костяной ноге. Этого персонажа, по одной из версий звали вовсе не баба Яга, а баба Йога. Вполне возможно. Наберите слово йога и переведите в транслит, а затем обратно в русский. Что получилось? Правильно, получились бабки ёжки. баба Ёга затем трансформировалась в бабу Ягу. Так проще говорить. Попробуйте сами и убедитесь в этом.

А зачем переводить в транслит? А затем, что нам помогли в этом иностранцы. Ведь мы много слов иностранных принимаем в свой язык. И с Йогой – Ягой получилось также. Но обо всём по порядку.

В славянской культуре баба Йога или Йогиня–матушка – это богиня покровительница детей. А может быть это и не совсем мифологический персонаж. Так, вот эта богиня, а если не рассматривать как мифологию, женщина-ведунья или старуха ведунья странствовала по земле и собирала всех бездомных детей сирот.

А дальше? А дальше поджаривала их в печи и съедала на обед. Так мы знаем из сказки. А ведь в той же сказке сначала требовалось попавшего к бабе Яге помыть в баньке, накормить, дать отдохнуть. А вот когда он уснёт, то можно на лопату и в печь… Вот и детишек отмывали, кормили, одевали во всё чистое, укладывали спать…

Какая кровожадная! Именно так и думали иностранцы, наблюдая этот ритуал. На самом деле никто детей поджаривать и съедать на обед не собирался. Их оставляли на ужин! Шучу, конечно. Так проходил обряд очищения огнём. Ведь из этих детей в дальнейшем воспитывали жрецов и жриц!

А вот благодаря иностранцам, во времена крещения Руси, баба Йога, превратилась в кровожадную бабу Ягу. И вместо красавицы богини перед нами предстала худая, костлявая, старуха со спутанными волосами.

Избушка на курьих ножках

Теперь о том сооружении, что передо мной предстало за очередным поворотом тропинки в ботаническом саду. Избушка бабы Яги на курьих ножках на фото, смотрите и любуйтесь ниже. Кстати, здесь никаких куриных ног и нет, в отличие от иллюстраций к сказкам. И это соответствует действительности.

Потому, что с курицами эти ноги у избушки никак не связаны. Ведь изба стояла не на курьих ножках, а на курных! Непонятно? Вот, чтобы было понятно и придумали курьи ножки, вместо курных. Ведь так интереснее, сказочнее и непонятного слова нет. А что же тогда означают курные ножки?

Всё гораздо прозаичнее и практичнее, чем можно было подумать. Прообразом для избушки на куриных ножках послужили избушки, встречавшиеся в лесной глуши. Такие избушки ставили не на фундамент. Ну какой фундамент в те стародавние времена? Их ставили на пеньки деревьев.

Дерево срубалось на определённой высоте. Отрубались корни, на некотором удалении, чтобы пень заново не отрос. Затем пень обжигали или обкуривали , чтобы он слегка обуглился. Обработанное таким образом дерево долгое время не подвержено гниению. А также по таким пенькам не хотят лазать насекомые и всякие вредители. Отсюда и слово “курные ”.

А пеньки действительно похожи на куриные лапы. Голень куриной ноги – это сам пень, а торчащие от пня корни, которые оставлялись для устойчивости сооружения – пальцы — когти от лапки.

Описание избушки бабы Яги

Все смотрели сказки и мультфильмы про бабу Ягу. Сколько окон в избушке у бабы Яги? Так вот, у Ягулечки в избушке не было окон. Да и печи не могло быть. Ведь жильём страшной и злой старухи должно быть не менее страшное её жильё.

Вот её и поселили в те небольшие избушки на курных ножках, которые встречались в глухих и мрачных лесных чащах. А чтобы было ещё страшнее, учёные выяснили, что эти самые избушки служили погребальными домиками для умерших людей. После смерти туда и помещали или его прах от сожжения на костре, либо само тело.

Жили-были старик со старухой у самого Синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха плела ему сети. И была у них дочка-красавица да помощница. Звали её Аринушка. Бывало переделает она всю работу по дому и пойдёт к морю купаться. Плавает по волнам, а Морской царь на неё любуется. Выйдет она из воды, косы отжимает – Морской царь глаз отвести не может. А как домой Аринушка уйдёт, тоска так сердце царское сожмёт, что и дохнуть нельзя. Полюбил он девицу, всей душой полюбил! Вот и задумал Морской владыка украсть её да своей женой сделать. Раз пошла Ариша под вечер купаться. Солнце в море уж стало садиться: вода в кровавый цвет окрасилась. Далеко заплыла она. Тут слуги царские, осьминоги да мурены, окружили Аринушку и под воду к Морскому царю понесли.

Долго ждали старики свою доченьку ненаглядную. Стоя по колено в воде, кликали её, плакали, все глаза проглядели. Да только, видно, утонуло их дитятко. А слуги доставили Арину прямо в хрустальный дворец Морского царя. Нарядили её в лучшие одежды, жемчугами шею украсили, в уши серьги бриллиантовые вдели, косы золотыми нитями переплели. Настоящая Морская царевна получилась! Привели Аринушку в тронный зал. Сидит там владыка Морей и Океанов: сам – огромный, зелёная борода далеко стелется, изумрудными нитями поблёскивает. В крепких руках царь трезубец золотой держит, на голове – корона тяжёлая, драгоценными камнями изукрашена, а на подушках его рыбий хвост покоится. Как взглянул он на девицу, похолодело всё у неё внутри, заныло сердце, защемило. Стала она просить-умолять Морского царя отпустить её на землю к отцу с матушкой. Но не слушал царь те речи, лишь грозно взглянул и молвил: «Быть тебе отныне и до веку моей женой да над всем Морем-Океаном царицей! Жить будешь во дворце: на золоте есть, на шелках спать, в жемчуга наряжаться». Вскрикнула Аринушка и без чувств упала.

Много ли времени прошло, мало ли, про то одному Богу ведомо, а только жила Арина по-прежнему во дворце подводном. Всё бы хорошо было, да нет тут родимой землицы, отца да матери, берёзок-подружек, птичьих песен да солнца ласкового. Родила Морская церевна пятерых сыновей и двух дочерей. За это царь её ещё больше полюбил. А Аринушка всё о земле вспоминала: о родителях брошенных да о солнышке красном.

Вот раз отправился Морской царь со свитой в дальний путь, в океан Ледовый, а царицу с детьми одну оставил. Долго он с женой прощался, как будто беду чувствовал. Уехал царь, а Аринушка бежать задумала: созвала своих детушек, усадила их на дельфинов да вперёд отправила. Сама всё назад оглядывалась: боялась как бы муж домой не воротился. Плывут они: вот уж и берег близко и солнышко с небес так ласково греет. Вдруг налетела мгла непроглядная, завыл ветер ураганный, загремел гром стогласый. Это царь, владыка Морской, беду почуяв, домой воротился, а не найдя никого – в погоню пустился. Поднялся он над разбушевавшимся морем и видит: стоят его дети на берегу, дождь их изо всех сил хлещет, молнии глаза слепят, а с ними жена его возлюбленная. Рассердился царь, обида его до самого сердца прожгла. Направил он на них трезубец сверкающий: «Что ж убегаете от меня, детки милые? Так летите гусями-лебедями к самому небу! А ты, жена моя, стой, где стоишь, весь свой век: ни ко мне не воротишься, ни с детьми не уйдёшь!» Сказал так и скрылся в пучине. Море тут же затихло, улеглось. А на берегу вместо детей – стая гусей-лебедей жалобными голосами кричит, шеи тянут да крыльями по воде полощут. А Аринушки нигде не видно: стоит только на берегу избушка, коей раньше не было, а по стенам её слёзы катятся. Заколдовал жестокий царь Аринушку: превратил её в избу деревянную. Стоять ей теперь век, с места не стронуться: ни с детьми улететь, ни к отцу с матерью вернуться, ни в царство Морское!

Немало времени прошло, а только пролетала над тем местом баба Яга в ступе, увидала избу у самой воды да гусей-лебедей на крыше, удивилась. Подлетела она к избе, гуси ей и рассказали о своём горе. Пожалела Яга Аринушку с детками и говорит: «Нет у меня такой силы волшебной, как у царя Морского, но помочь вам помогу. Не век же вам у воды маяться!» Вытащила Яга из передника две сухие ножки куриные, посыпала на них пеплом огневым, сбрызнула их своею кровью, поплевала три раза. Потом надёргала у гусей-лебедей по пёрышку и всё это в узелок крепко-накрепко завязала да под избу подложила. «А теперь», - говорит, - «Спать ложитесь! Утро вечера мудренее».

Раным-рано солнышко над морем поднялось. Встрепенулись гуси-лебеди, проснулась и Яга. Глядят, а у избушки курьи ноги выросли! Избушка на них по берегу похаживает, ставеньками похлопывает, дверью поскрипывает. «Ну, вот и ладно» - говорит Яга. – «Вот и хорошо. А теперь ступайте, горемычные, со мной. Вместе будем век вековать да беду бедовать. Авось, когда и сумею вас расколдовать». И отправились они в леса дремучие, в болота тягучие: Яга в ступе летит, за ней гуси-лебеди, а избушка на Курьих Ножках по земле ковыляет.

Так и стали вместе жить-поживать да горя не знать. Может и по сей день живы…


Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» - царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная - та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство - загробный мир - при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках


В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги - это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках - домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями - казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост


Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа - Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть». Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище - Змей Горыныч.

Змей Горыныч


В христианстве змей - это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея - одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч - символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня - один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже - с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» - сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный


Кащей (или Кощей) - один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость - непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок - «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей - обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, - это характеристики смерти.

Кащей - бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии. В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом - Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» - пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».