Стили компьютерных игр. Типы компьютерных игр

Компьютерные игры - это разновидность прикладного программного обеспечения, популярный способ проведения досуга и высокодоходная отрасль в сфере информационных технологий. В зависимости от тех или иных признаков игры относят к определенным жанрам.

Типовая классификация компьютерных игр (ранее: видео-игр) основана на понятии жанр , определяющем совокупность характерных черт, присущих той или иной игре. Этот подход не стандартизован, но популярен и его придерживаются как представители игровой индустрии, так и потребители игровых приложений. Кратко рассмотрим основные жанры:

Аркады Категория компьютерных игр с простым игровым процессом, сводящимся выполнению ограниченного набора действий, нацеленных на достижение определенного результата. Задачи игр этого жанра, как правило, сводятся к набору максимального количества очков и/или минимальному времени прохождения игры. Приключения Приключенческие игры (также известные как квесты ) - сюжетные игры, в которых герой выполняет различные задания, для чего ему требуется общение с другими персонажами, поиск и использование различных предметов, решение задач и головоломок. Ролевые игры РПГ (англ. RPG - Role-Playing Games) - многоплановые игры с нелинейным сюжетом, где игрок, управляя персонажем, имеет возможность улучшать его способности. Для этого требуется побеждать врагов, выполнять задания, продавать и покупать артефакты и т.п. На характеристики персонажа могут влиять своевременный прием пищи, сон и т.п. "Интересность" таких игр во многом определяется адекватностью искусственного интеллекта, управляющего поведением прочих персонажей.
Развитие широкополосного Интернета привело к появлению разновидности РПГ - массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (ММОРПГ). В этом виде игровых программ виртуальные персонажи, управляемые реальными игроками, способны взаимодействовать друг с другом. Симуляторы Игровые приложения, имитирующих управление каким-либо процессом или устройством. В основе хороших симуляторов - математические модели представляемых объектов и процессов. Чем полнее описана модель и ее окружение, тем реалистичней симулятор. Хорошие компьютерные симуляторы могут использоваться в качестве тренажеров. Стратегические игры Задача игр этого жанра сводится к получению преимуществ над противником, достижимых путем выработки и реализации определенного плана. Объектами управления являются не отдельные персонажи, а целые корпорации, армии, государства и даже цивилизации. Различают пошаговые стратегические игры, где игроки ходят поочередно и стратегии реального времени (RTS - Real-time strategy), в которых все игроки действуют асинхронно. Боевики Этот жанр компьютерных игр, более известный под калькой "экшен" (от англ. action - действие) - один из самых популярных видов компьютерных игр. Быстрота реакции и способность оперативно принимать решения - основные слагаемые успешного прохождения таких игр. В боевиках присутствует элемент насилия, возможно этим и обусловлена популярность жанра (однако, оставим это для психологов). Прочие Сюда отнесем те игры, которые не попадают в вышеперечисленные жанры или к которым вообще сложно применить понятие "жанр". Примерами таких игр являются компьютерные версии шахмат, шашек, карточных игр, кроссвордов и т.п.

В приведенный список намеренно не включены такие устоявшиеся названия как "казуальные игры", "браузерные игры" и еще ряд разновидностей, таксономия которых основана не на сюжете, а, например, на технических требованиях. Также намеренно исключены из обзора субкатегории - оставим их для самостоятельного исследования .

Классификация компьютерных игр осложняется тем, что многие игры выпускаются в нескольких вариантах с различными сюжетными линиями, задачами и возможностями. Типичный пример - игра Майнкрафт, для которого доступны более десятка вариантов.

Альтернативную классификацию на основании собственных исследований предлагает А. Киризлеев (aka D_ED_2) . Он выделил три группы игр по критерию выполняемых действий:

  • Игры общения: получение информации, общение, изучение мира.
  • Игры действий: перемещение в пространстве, использование оружия и техники.
  • Игры контроля: командование, управление, распределение материальных средств.

Внутри групп задаются границы, определяющие дальнейшую детализацию с помощью уточняющих критериев и с использованием устоявшихся названий категорий. Такой подход кажется более рациональным и системным, хотя и более сложным.

Компьютерные игры в основном классифицируются по жанрам, а также по количеству игроков.

В следствии того, что критерии принадлежности игры к тому или иному жанру не определены однозначно, классификация компьютерных игр недостаточно систематизирована и в разных источниках данные о жанре конкретного проекта могут различаться. Тем не менее, существует консенсус, к кторому пришли разработчики игр и принадлежность игры к одному из основных жанров почти всегда можно определить однозначно. Эти наиболее популярные жанры объединяют в себе множество поджанров.

Существуют игры с элементами нескольких жанров, которые могут принадлежать к каждому из них (например, серия Grand Theft Auto, Космические Рейнджеры, Rome: Total War и многие другие). Такие проекты причисляют либо к одному из жанров, который в игре является основным, либо сразу ко всем, присутствующим в игре, если они в равной мере составляют геймплей проекта.

Шутеры- в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия для достижения определенных целей на данном уровне. Обычно, после достижения заданных целей игрок переходит на следующий уровень. Примерами такого жанра являются: Doom, Half-life.

Шутеры от первого и шутеры от третьего лица- в шутерах от первого лица игрок как бы видит за персонажа. Например, Quake и Unreal Tournament. В Шутерах от третьего лица игрок видит персонажа со стороны с фиксированной или произвольной точки зрения. В ряде игр реализована возможность переключения - первое/третье лицо и фиксированная/ произвольная камера. В качестве примера можно назвать Tomb Raider, Max Payne.

Кровавые шутеры- суть таких игр заключается в уничтожении орд врагов, лавиной надвигающихся на игрока. При этом игрок должен иметь пространство для маневра. Примеры: Serious Sam, Painkiller.

Тактические шутеры- поджанр 3d шутеров. Тактический шутер может быть с видом, как от первого, так и от третьего лица. Некоторые шутеры совмещаю вид от первого и третьего лица, позволяя игроку переключаться между ними. Основная особенность отличающая тактические шутеры от остальных- более реалистическая симуляция боевых условий.

Типичный сюжет тактического шутера- борьба полиции с организованной преступностью, спецназа с террористами. Принципиально отличие от классических шутеров состоит в том, что персонаж не один, а действует в составе команды. В тактическом шутере обычно воссоздается деятельность отрядов- взаимодействии между бойцами, маневрирование и выбор направления атаки, подбор команды и ее вооружения. В одиночном режиме эти возможности реализуются ботами, сетевом- через взаимодействие живых игроков. Примеры: Battlefield, Counter-Strike: Condition Zero, Star Wars: BattleFront, Delta Force, Star Wars: Republic Commando.

Файтинг- жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной. Файтинги близки к играм жанра «Избей их всех», однако между ними существуют различия. В качестве примера можно назвать такие игры как: Mortal Combat, Tekken, Virtua Fighter, Dead or Alive.

Избей их всех- выделяемая в отдельный жанр разновидность файтингов, в которых действие происходит за пределами арены, а игрок часто дерётся со множеством противников одновременно. Примеры: Oni, Enter the Matrix, Path of Neo.

Слэшер или Чоппер- особая разновидность файтингов, очень похожая на избей их всех, но специализирующаяся на холодном оружии. Примерами такого жанра: Blade of darkness, Enclave.

Аркады- игры, в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д.

Термин «аркада» по отношению к компьютерным играм возник во времена игровых автоматов, которые устанавливались в торговых галереях (arcades). Игры на них были простыми в освоении (чтобы привлечь побольше играющих).

Впоследствии эти игры перекочевали на игровые приставки(консоли) и до сих являются основным жанром на них. Примеры: Pacman, Donkey Kong, Space Invaders, Burgertime.

Cтелс-экшен- игры, в которых предполагается не сражаться с большинством встреченных противников, а всячески избегать возможного контакта с ними, попутно выполняя поставленные задачи. Стелс-элементы (например, возможность выглядывать из-за угла, прислонившись к стене) часто встречаются в играх различных жанров. Примеры: Assassin"s Creed, Thief, Metal Gear Solid, Tom Clancy"s Splinter, Cell, Hitman, Manhunt.

Технические симуляции- при помощи компьютера, как можно более полно, имитируется физическое поведение и управление какой-либо сложной технической системой (например, боевым истребителем, автомобилем и т.д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества симуляторов -- полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.). Примерами таких игровых программ являются: Live for Speed, Microsoft Flight Simulator, X-Plane.

Аркадные симуляции- упрощённая версия технических симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Принципиальное отличие от аркад -- наличие хоть и упрощённой, но всё же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы звёздных истребителей и автомобилей. Как примеры: X-Wing, TIE-Fighter, Wing Commander, Need for Speed.

Спортивные симуляторы- как и следует из названия- имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола, тенниса и гольфа. Примеры: Championship Manager, Arch Rivals, Madden NFL.

Стратегическая игра - игра, требующая выработки стратегии, например, для победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры (Turn-Based Strategy, TBS), где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное (в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (Real Time Strategy, RTS), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

Стратегии реального времени- этих стратегиях игроки производят свои действия одновременно. Они появились несколько позже пошаговых, первой получившей известность игрой этого жанра была Dune II (1992). Такими играми являются: Warcraftr, StarCraftr, Command and Conquerr.

Пошаговые стратегии- игры, в которых игроки производят свои действия по очереди. Разделение игрового процесса на ходы отрывает его от реальной жизни и лишает игру динамизма, в результате чего эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. Примеры: Sid Meier"s Civilizationr, the Heroes of Might and Magicr, Advance Wars.

Варгеймы- стратегии, в которых отсутствует экономика. Обычно это пошаговые игры, в которых играющий управляет отрядом или армией во время боя. Примеры: Master of Orionr, Galactic Civilizations.

Глобальные стратегии- наиболее сложные стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и сложнейшая дипломатия. Большинство глобальных стратегий -- пошаговые. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения. Примерами таких игр являются: Civilization.

Приключения, адвенчуры или квесты- игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач. Как пример: Space Quest, Leisure Suit Larry, Syberia.

Текстовые квесты- первоначально, из-за малого распространения графических устройств отображения и недостатка ресурсов (памяти и мощности процессора), все квесты были текстовыми. Позднее этот жанр был назван текстовым квестом. Отличие от графических квестов состоит в том, что игрок взаимодействует с игровым миром посредством командной строки и информация о мире выводится в виде текстов и рисунков из печатных знаков. В текстовых квестах вовсе не обязательно отсутствует графическая составляющая -- это ярко выражено в более поздних текстовых квестах Superhero league of Hoboken. Также, Colossal Cave Adventure, Охота на Вампуса, Zork -- были текстовыми.

Головоломки- кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные головоломки, в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов. Самыми популярными представителями жанра являются Myst, Neverhood.

Самый популярный на сегодня жанр квестов -- это экшн-адвенчуры. В основном, основан на реакции и рефлексах игрока, но есть и элементы классических квестов -- предметы и взаимодействие с окружающей обстановкой. Известными представителями являются игры серии Legend of Zelda, Resident Evil.

Ролевые игры- у главного героя (героев) и других персонажей и врагов (чаще в меньшей степени) присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности. Обычно, главная характеристика персонажей и врагов- это уровень, который определяет общую силу персонажа и определяет доступные навыки и предметы экипировки. Все эти параметры надо совершенствовать путём убийства других персонажей и врагов, выполнением заданий и использованием эти самых навыков.

Присутствует проработанный и обширный мир, сильная сюжетная линия, разветвлённые диалоги с разными вариантами ответов, множество разных персонажей со своими целями и характерами. Большое количество разных предметов: экипировки, зелий, артефактов и т.д. Примеры: Deus Ex, Hexen 2.

Фaйтинг- жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной.

Головоломки, логические, паззлы- в некомпьютерной головоломке роль арбитра, следящего за соблюдением правил, играет или сам игрок (пасьянс), или некоторое механическое устройство (кубик Рубика). С появлением компьютеров возможности головоломок расширились, так как написать компьютерную программу проще, чем сконструировать механическое устройство.

Головоломки, как правило, не требуют реакции от игрока (однако многие ведут счёт времени, потраченного на решение). Примеры: Сапёр, Sokoban.

Традиционные- реализация настольных игр, таких, как шахматы, карты, шашки, монополия.

Текстовые- реализация таких игр, как ассоциации, вопрос-ответ, вопрос-вопрос.

Игры в псевдографике- разновидность тесктовых игр, в которых имеется графическая картинка в виде мозаики, построенная из ASCII-символов.

Также существует классификация по количеству игроков:

  • · одиночные;
  • · многопользовательские;
  • · многопользовательские на одном компьютере;
  • · многопользовательские оффлайн-игры;
  • · многопользовательские онлайновые.

Едва ли кто-то сможет сделать полную классификацию компьютерных игр. Слишком уж много жанров и направлений у этой области компьютерных программ. Однако, основные жанры все же были выделены и по ним вполне можно начать ориентироваться во всем этом многообразии.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр

Аркады имеют несложный игровой процесс, не меняющийся в течение игры. В большинстве аркадных игр для достижения результатов игроку нужно проявлять хорошую реакцию. Обычно в играх аркадах развита система бонусов: начисление очков, временное улучшение характеристик персонажа (оружие, скорость и другие).

Головоломки - вид компьютерных игр, для прохождения которых от игрока требуется решать задачи, требующие логики, воображения и интуиции. Головоломки обычно интегрированы в сюжет, и на их решение в игре делается основной упор.

Гонки - один из наиболее популярных видов игр, в которых игроку, движущемуся на транспортном средстве, нужно первым прийти к финишу. Наиболее популярным видом игр гонок являются гонки на автомобилях, однако существует множество гонок на других средствах передвижения (вплоть до космических кораблей).

Квесты (от англ. quest - поиски приключений), или игры-приключения - обычно игры, в которых герой продвигается по сюжету, выполняет различные задания и взаимодействует с игровым миром посредством использования предметов, общения с другими персонажами и решения головоломок. Название жанру дала серия компьютерных игр от Sierra (Space Quest, King’s Quest, Police Quest) ставшими одними из лучших игр квестов своего времени.

ММОРПГ (от англ. MMORPG - Massively multiplayer online role-playing game), или массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры - вид ролевых компьютерных игр, в которых реальные игроки взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире. Как и в большинстве обычных ролевых игр в ММОРПГ игрок управляет персонажем, улучшая его характеристики и взаимодействуя с другими игроками. Главные отличия от РПГ (см. ниже) состоят в неограниченном числе участников и непрерывности игрового процесса, который протекает круглосуточно, в то время как игроки посещают виртуальный игровой мир по мере возможности. Кстати, как правило, играть можно в такие игры онлайн бесплатно если конечно вы не начнете прокачивать своего персонажа за реальные деньги.

РПГ (от англ. RPG - Role-Playing Games), или компьютерные ролевые игры - игры, основанные на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Характерным для РПГ-игр является наличие достаточно большого количества характеристик главного героя, которые определяют его силу и способности. Эти параметры можно совершенствовать, убивая врагов и выполняя различные миссии.

Симуляторы - вид компьютерных игр, имитирующих управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения. Для симулятора очень важна реалистичность и полнота моделируемого объекта. Цель хорошего симулятора максимально приблизить условия управления объектом к реальным. Наиболее популярными являются авиасимуляторы, в которых моделируется управление реальным самолетом. Хорошие компьютерные симуляторы могут служить в качестве тренажеров.

Стратегии (стратегические компьютерные игры) - требуют от игрока планирования и выработки определенной тактики и стратегии для достижения необходимой цели, например, победы в военной операции или захвата вражеского государства. Игрок управляет не единственным персонажем, а армиями, городами, государствами или даже цивилизациям. Различают пошаговые стратегические игры, где игроки ходят поочередно, и игры стратегии в реальном времени, в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и течение времени не останавливается. Как особый поджанр выделяются экономические стратегии, в которых отображаются экономические, рыночные процессы. Игрок обычно руководит предприятием, городом или государством, и зачастую его целью является извлечение прибыли.

Шутеры (от англ. shoot - стрелять), или «стрелялки» - вид игр, в котором игроку, в большинстве случаев действуя в одиночку, нужно уничтожать противников при помощи различного оружия. В зависимости от конкретной игры игрок может использовать как современные виды оружия, их футуристические аналоги, а также совершенно уникальные виды оружия, выдуманные разработчиками игры.

Экшены (от англ. action - действие) - один из самых популярных видов компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от быстроты его реакции и способности оперативно принимать верные решения. Действие в большинстве игр экшенов развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие события. Оружие или способности героя к рукопашному бою чаще всего используются, как главные инструменты продвижения в игре.

К ним относятся шутеры, файтинги, аркады.

В трехмерных шутерах игрок действует чаще всего в одиночку. Он бродит по локациям, собирая холодное, огнестрельное и энергетическое оружие, поражая возникающих на его пути противников. Обычно, чтобы пройти уровень, необходимо выполнить ряд поставленных задач. Врагами персонажа могут быть монстры, инопланетяне, мутанты (как в Doom, Half-Life, Duke Nukem 3D) или бандиты (Max Payne).

В зависимости от легенды игры в арсенале игрока могут быть как современные виды огнеметов, винтовок, пистолетов, так и всевозможные футуристические бластеры. В качестве оружия могут выступать ножи, бейсбольные биты, сабли, кинжалы, арбалеты, дробовики, пулеметы, коктейли Молотова. Нередко огнестрельное оружие имеет оптические прицел. В 3D-шутерах игрок может сразиться с противником в рукопашную, нанося удары ногами и .

3D-шутеры могут быть от первого лица (игрок видит локацию «глазами» персонажа) и от третьего лица (игрок видит персонажа с какой-либо стороны, например, со спины, или может отдалить «камеру» и увидеть персонажа целиком. В ряде игр можно переключаться на первое или третье лицо горячими клавишами. Шутеры также делятся на кровавые (нужно уничтожить большое количество виртуальных врагов, которые надвигаются на персонажа группами) и тактические (персонаж действует в составе группы героев). Примерами кровавых шутеров являются Will Rock, Left 4 Dead, примерами тактических – Counter-Strike, Arma, Batllefield.

Жанр файтинга предполагает серию поединков между двумя и более противников. В этом жанре популярны Mortal Kombat, Street Fighter, Dead or Alive, Guilty Gear X.

В играх, сделанных в жанре аркады, приходится быстро думать и быстро действовать. Игровой процесс достаточно прост, однако сложность представляет добывание всевозможных бонусов, без которых невозможно получить доступ к некоторым элементам игры.

Симуляторы (менеджеры)

Игры типа симуляторов позволяют игроку управлять тем или иным процессом, основа которого взята из реальной жизни. Технические симуляторы позволяют взять в свои руки управление автомобилем или боевым самолетом, решая разнообразные задачи. Примерами технических симуляторов являются F1 2011, «Ил-2 Штурмовик», War Thunder, Railworks, Ship Simulator. В аркадных симуляторах физика, как правило, упрощена, однако все-таки присутствует (в отличие от собственно аркад). Примеры игр: Need for Speed, Wing Commander, X-Wing. В спортивных симуляторах максимально полно сымитирована какая-либо игра. Наиболее популярными являются симуляторы футбола, боулинга, бильярда, гольфа. В отдельную категорию выделяются спортивные менеджеры, где игроку предлагается управлять спортсменом или командой, ставя основной целью не победить в том или ином матче, а выстроить грамотное управление инфраструктурой.

К экономическим симуляторам (в них зачастую просматриваются элементы стратегии) относят игры о предпринимательстве. Игрок должен управлять предприятием, извлекая из него прибыль. Популярные игры в этом жанре: «Виртономика», «Монополия», «Capitalism». К экономическим симуляторам относится и игровая система управления городом (SimCity), государством на острове (Tropico), фермой (SimFarm).

Стратегии

Стратегии – игры, которые требуют выработки определенного алгоритма действий для достижения той или иной цели. Игрок управляет миром, предприятием или каким-либо подразделением. По схеме игрового процесса такие игры делятся на:

Стратегии в реальном времени, где игроки делают ходы одновременно, собирают ресурсы, укрепляют свои базы, нанимают солдат: Warcraft, Starcraft, Age of Empires;
- пошаговые стратегии, где необходимо по очереди совершать ходы: Civilization, Heroes of Might and Magic, Disclipes;
- карточные стратегии, представляющие собой компьютерные версии популярных карточных игр: «Спектромансер», Magic the Garthering.

По масштабу игрового процесса стратегии делятся на:

Варгеймы, где игроку предлагается создать армию и одержать победу над противником: Panzer General, Steel Panthers, MechCommander;
- глобальные стратегии, в которых игроку дается возможность управлять экономикой и внешней политикой государства, а также развивать научный прогресс, дипломатию, осваивать новые земли: Master of Orion, Hearts of Iron, Empire: Total War и другие;
- симуляторы бога позволяют игроку контролировать развитие небольшого городка, превращать его в , уделяя внимание не только постройке зданий, но и поддержанию оптимального состояния общества: Spore, Black&White, From Dust.

Приключения

Во время игры-приключения игрок взаимодействует с другими персонажами и решает . Такие игры делятся на:

Текстовые приключенческие игры (текстовые квесты), где игроку приходилось давать указания через командную строку: «Охота на Вампуса», Zork и другие;
- графические приключенческие игры (графические квесты), графический интерфейс и возможность управлять игрой при помощи компьютерной мыши: «Ларри в выходном костюме», Syberia, Space Quest;
- приключенческий боевик, в котором успех игрока зависит от быстроты его реакции: Legend of Zelda, Resident Evil;
- визуальные новеллы предполагают вывод на экран текстовых блоков и статичных картинок, а игроку предлагается выбрать тот или иной вариант ответа в зависимости от предлагаемой ситуации.

Музыкальные игры

В таких играх игровой процесс строится на музыкальном оформлении. Подтипом музыкальных игр являются ритмические игры, где игроку предстоит правильно нажимать показанные на экране кнопки, которые появляются в такт музыке.

Ролевые игры

В ролевых играх важное значение играют личные характеристики персонажа (здоровье, владение профессией, магией) и экипировка. Характеристики можно повышать путем уничтожения других персонажей или мобов. Как правило, в ролевых играх достаточно масштабный мир, тщательно продуман сюжет. Примерами таких игр являются Mass Effect, Diablo, Fallout, "Техномагия".

Логические игры

В логических играх реакция игрока никак не влияет на ход игры. Важно правильно решить ту или иную поставленную задачу за отведенное время. Весьма популярные такие логические игры (головоломки) как «Сапер», Sokoban, Portal.

Настольные игры

Этот тип представляет собой компьютерную адаптацию традиционных настольных игр: «Монополия», шашки, карты, шахматы.

Текстовые игры

Текстовые игры практически не требуют ресурсов компьютера. Их история началась давно, однако такие игры до сих пор находят поклонников. Игроку предлагается выбрать один из предложенных вариантов действий. Разновидностью текстовых игр являются игры в псевдографике, то есть мозаике, построенной из набора символов.

Популярные жанры компьютерных игр? Каждый геймер назовёт вам свой персональный рейтинг, и большинство списков будут отличаться. Причина тому проста: огромное количество различных платформ – любой сегмент может похвастаться чем-то уникальным. К примеру, вы вряд ли захотите играть в футбольный симулятор без джойстика, поэтому спортивные игры невероятно популярны на приставках. В то же время, стратегии в реальном времени и контролеры – вещи несовместимые. Мобильных геймеров покорили карточные игры и аркады, использующие встроенные акселерометры. Радует одно – обилие качественных игр, позволяющее каждому найти что-то своё.

Жанры игр на ПК

Сегодня практически в каждом доме есть персональный компьютер, но вот ещё лет 10 назад большинство семей не могли позволить себе подобной роскоши, а дети – собирались в компьютерных клубах. В те светлые времена процветало три жанра игр на ПК : многопользовательские РПГ, шутеры и стратегии, которые впоследствии были вытесненным МОВА.

РПГ

Платформеры

Стратегии

Замыкали тройку лидеров – стратегии. Тут всё не обошлось без участия Blizzard: Warcraft III, вышедший 12 лет назад до сих пор является одной из эталонных стратегий в реальном времени. Набор инструментов для разработки собственных карт, который распространялся в наборе с игрой, подарил миру не только массу потешных Tower Defence, но и целый новый жанр – MOBA. Ярчайшим представителем является Dota 2, одна из самых популярных игр в мире. Начав свой путь как карта WC III, она стала самостоятельной игрой и наиболее богатой киберспортивной дисциплиной – призовой фонд чемпионата мира в 2017 году достиг 24 миллионов долларов, и это ещё не предел.

Экономические стратегии

Военные стратегии

Моба (Moba)

Королевская битва или Battle Royale

Популярные жанры компьютерных игр для мобильных

Времена, когда ваш мобильник поддерживал только змейку и пару карточных игр, уже давно остались в прошлом. Сегодня жанры игр на телефоне могут похвастаться огромным рядом уникальных и оптимизированных приложений, да и сами девайсы по мощности уже практически догнали ПК. Единственной проблемой являются условные Free to Play игры. Почему условные? На деле, каждый игрок находится в равных условиях до тех пор, пока вам не предложат ввести номер кредитной карты и приобрести немного алмазов, золота или сверхмощное оружие. Часто игрок, который не делает разработчиков богаче, должен потратить около месяца жизни для получения аналогичных артефактов. Помните, что бесплатный сыр – исключительно в мышеловке.

Однако, жанры мобильных игр можно разбить на три весьма крупные группы:

  • Тайм-киллеры: всякие пазлы, головоломки, стрелялки, паркур – всё, что способно помочь скоротать время в очереди или долгой дороге. Agar.io, Angry Birds, а олдскульные геймеры вспомнят и Gravity Defied.
  • Симуляторы: гонки, авиа-симуляторы, а также множество спортивных игр, вроде NBA Live и Fifa Mobile.
  • Карточные игры: нет, речь идёт не о дураке или солитёре. По сути, это те же настольные игры, которые были перенесены на мобильные устройства. Некоторые из них, например, HearthStone, уже успели стать киберспортивными дисциплинами.
  • — очень популярный жанр мобильных игр, в котором леденящую душу историю придется прочесть. А современный графоний заменит ваше воображение! Очень крутые штуки!

Браузерные игры

Возможность играть прямо в Хроме или Опере – это очень удобно, но вот жанров браузерных игр с большой аудиторией – единицы. Задача разработчиков состояла в совмещение игры, которую не нужно будет скачивать, с широким выбором возможностей. Оптимальным вариантом были стратегии (и успех Travian это подтвердил) – им не требовалось множество ресурсов, но современные технологии позволили открыть ещё один способ обогащения – переносить старые, но любимые миллионами игры с ПК в браузер. Кто-то менял название и интерфейс, а кто-то действовал под копирку, лишь добавляя возможность многопользовательской игры и прикручивая донат. К примеру, посмотрите на скриншоты Forge of Empires, а затем на Age of Empires и всё поймёте. Наверное, поэтому браузерные геймеры нынче не в почёте.

Социальные игры

Жанры мобильных игр и социальных игр всегда совпадают на все 100%. Более того, в каждой игре для браузера всегда присутствует возможность авторизации через социальную сеть. Так что выделить какие конкретные самые популярные жанры игр на Facebook или VK нам не составит труда – это всё те же стратегии, симуляторы по типу «Фермы» и местные пародии на РПГ, в которых вы качаете своего персонажа в определённых условиях, вроде тюрьмы, армии или фентезийного мира. Но вот только если считать всех, кто играет в «Ферму» геймером, то одноклассники – это настоящая социальная сеть для геймеров. О донате здесь тоже не забывают, но вместо реальных денег, используется местная валюта вроде голосов ВК.

Консольные игры

В данный момент рынок поделен между Xbox и Playstation, но активные попытки найти своё место под солнцем не прекращает и Nintendo – одни из первых производителей консолей, которые выбрали неудачное направление развития кампании. Учитывая, что здесь предложены игры различных жанров, то геймеры отдавали своё предпочтение возможности выпустить пар в крутом слешере (God of War) или шутере (Battlefield), а не играть в гольф или танцевать. Стоит отметить, инновационную технологию – очки виртуальной реальности, совместимые с большинством консолей. Надев их, и взяв в руки нестандартные контроллеры, вы почувствует, что дейcтвительно значит фраза «играть от первого лица».