Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему. Тема урока

Обычно начиная изучение романа, учителя спрашивают о названии романа «Война и мир», а ученики старательно отвечают, что это антитеза (хотя название можно рассматривать в нескольких аспектах – говорю для объективности), но не понимают, при чем здесь сам роман.

А дело в следующем.

Очень многое в романе стягивается к этим противоположным полюсам: Кутузов и Наполеон, война и мир (мирные сцены), истинное и ложное. Более того, создавая картину жизни общества начала XIX века, Толстой с помощью понятий истинного и ложного рассуждает о некоторых важных вещах, например, целях, красоте, героизме, патриотизме, а путь духовных исканий человека – это путь осознания ложного и истинного в жизни.

Истинный и ложный патриотизм

Патриотизм – это чувство особенное. Спросите меня, люблю ли я родину, я прежде задумаюсь, но отвечу «да» хотя бы потому, что мне неприятно, когда России вредят или делают больно, когда о ней плохо говорит иностранец (это моя привилегия, ведь я живу здесь и знаю мою страну). Очень легко скатиться к квасному патриотизму, а там и до национализма и шовинизма недалеко.

В романе герои тоже делятся на ложных, квасных патриотов, и настоящих. К первым относятся представители дворянства и высшего света, которые в патриотическом порыве перестали есть французский бульон, говорить по-французски и обрядились в сарафаны и кафтаны. Куда еще патриотичнее! Князь Ростопчин, генерал-губернатор Москвы в самый ответственный момент выпускал смешные, написанные выспренним языком, никому не нужные афишки-воззвания, и это было, с его точки зрения, патриотично.

Истинный патриотизм проявился в сжигании своего добра перед приходом французов крестьянами и купцами Смоленска, широким партизанским движением, возникшим стихийно, резко и массово, в «скрытой теплоте патриотизма», которую чувствуют все .

Толстой пишет в сценах оставления Москвы, что во всей Европе местная знать никуда не уезжала, когда в их страну входила французская армия, более того, приспосабливались и позже находили французов вполне приятными людьми. Но с гордостью Толстой пишет о том, что русские уезжали, потому что под французом нельзя было быть, и все. Автор подчеркивает императивность, категоричность «И все». Нет никакой логики. Просто нельзя быть под французом. И в этом безусловном чувстве – высшее проявление патриотизма, почти бессознательное.

Истинный и ложный героизм

Об этом понятии задумывается князь Андрей, который хочет совершить подвиг и заслужить этим славу. При Шенграбене он наблюдает сражение, где видит боевую работу, иначе не скажешь, батареи капитана Тушина, скромного и незаметного в другой жизни человека, героические действия отряда капитана Тимохина, умело обратившего в бегство отряды французов, Долохова, разжалованного в солдаты и взявшего в плен французского офицера. Тушин даже не замечает, когда ему отдают приказ отступать: он все делает и делает свою работу.

Потом Тушина почти накажут за потерю орудий, и никто не заметит скромного человека, совершившего подвиг, если бы князь Андрей не вступился за капитана.

Напротив, Долохов на построении после сражения обращает внимание начальства на то, что он взял француза в плен, и что его зовут Долохов, и что он разжалован из офицеров. Подразумевается: «Обратите внимание, я герой! Мне надо награду». На этих примерах князь Андрей впервые задумался об истинности своей цели. Кто из них герой? Долохов, движимый корыстными целями, или Тушин? Но ведь поступок был героическим и у того, и у другого? Князь Андрей хоть и задумался, но выводов все же не сделал. При Аустерлице он поднимает со знаменем в руках в атаку солдат, которые обречены на гибель, в то время как Кутузову нужно сохранить жизни в этой «битве трех императоров». Как итог, ложная цель, ложный героизм приводят Андрея к глубокому душевному кризису.

Истинная и ложная красота

Лев Николаевич Толстой – реалист, эпический писатель, а главное требование эпической литературы – писать как в жизни. Вот он и пишет про Наташу Ростову: «Некрасивая, худая…», упоминает про некрасиво растянувшийся рот, когда она плачет, про угловатость, красные пятна на лице… Про княжну Марью всегда пишет прямо: «Некрасивая княжна Марья…».

Про Элен: ослепительная красавица, прекрасно сложенная, полные белые плечи, мраморная белизна кожи… И так далее.

Но! Наташа прекрасна, когда поет, сочувствует, в порыве отдает подводы раненым, потому что она естественна, в отличие от насквозь фальшивой и порочной Элен. «Некрасивая княжна Марья всегда хорошела, когда плакала, а плакала она всегда не от обиды, а от грусти или жалости».

Истинная красота в естественности, милосердии, искусстве, но никак не в скульптурных, но лишенных всякого содержания формах. И горе тому, кто не понимает, какова истинная красота.

Основная мысль Толстого даже не в показе этих примеров, а в движении к истине. Счастье обретает тот, кто может это движение совершить.

Патриотизм – это ответственность, любовь к Родине. Быть патриотом, значит, в любых ситуациях нужно уметь позаботиться о своей стране. Такое качество сложно воспитать в себе, однако без него человек считается лицемерным, эгоистичным. В свое время Лев Николаевич Толстой решил всерьез задуматься над подобной проблемой истинного и ложного патриотизма. Все свои блестящие размышления он изложил в великом романе-эпопее «Война и мир», где два действующих герои, которые необходимы при рассуждении над выше поставленной проблемой, - это не только люди с определенным положением, но и обычный народ.

Стоит начать с рассмотрения ложного патриотизма . Олицетворением сего является Анатоль Курагин. Это фальшивый человек, слова которого не соответствуют действиям. Своими низменными желаниями, он ничего не добивается, в его жизни мало чего-то действительно стоящего. Показывает автор и людей такого типа вроде Бориса Друбецкого, который мечтают лишь о том, чтобы ничего не делать и получать награды за собственное бездействие.

Толстой явно обличает героев, которые считаются ложными. Это дает ясно понять, что от таких персонажей сложно ожидать конкретных действий, направленных на защиту своей родины. Печально то, что люди своим равнодушием к стране не принимают никаких решений, заботы к ней. Лжепатриотизм не лечится, к сожалению. Истинным солдатом родины считается тот, кто осознает свою ответственность перед ней. Патриотом может стать тот, кто в душе своей не таит темные обиды, корыстные планы, тяжкие невзгоды. Нет, людям, которые проявляют любовь к Отечеству, нет дела до материальных средств, чинов, положения. От этого они не зависимы, ибо понимают, что в трудный час родина нуждается в своих спасителях.

Патриотом может быть не столь какой-то возвышенный человек, им может стать любой, кто предан стране, кто переживает за ее дальнейшее будущее. В романе Толстого рисуются образы обычных людей, которые своей простотой привлекают внимание, ибо душа их чиста и полна теплых чувств к родине. Это и Тушин, и Михаил Кутузов, и Андрей Болконский и др. Истинным выразителем патриотизма , конечно, является Кутузов, его роль значительна, так как не думая о себе, он заботиться о других: о своих солдатах, которых, как Наполеон, мог бы бросить и забыть тут же, но герой не столь эгоистичен и тщеславен. Этим и примечательны персонажи, являющиеся олицетворением истинного патриотизма: они осознают, что «когда Россия больна, ей нужен человек». Жить чувствами, настроениями и интересами солдат, народа, вот что не хватает тем, кто исполнен верой в легкую жизнь.

Патриотизм проявляется на войне, а та штука страшная, жесткая, беспощадная, ибо забирает с собой множество ни в чем не повинных жизней. Быть заботливым к родине в тяжелые периоды Отечества – это неимоверная ответственность. Кто может ее осознавать, тот непобедим, тот крепок духом, тот силен физически. Тому все нипочем!

Таким образом, Толстой своими мыслями наталкивает на то, чтобы читатели размышляли над таким понятием, как «патриотизм», ибо с этого закладываются знания. Важно воспитывать сие чувство в душе каждого, чтобы не случались предательства по отношению к родине, чтобы в трудные минуты не было много потерь. Главное то, что не в деньгах счастье. Если всю жизнь рваться за материальными средствами, отодвигая совесть, личные качества, то в результате можно остаться ни с чем в полном одиночестве. А страшнее этого ничего не может быть. Поэтому стоит понимать, что нужно быть внимательным к стране, становиться отзывчивым, «надо любить, надо жить, надо верить…»

Вариант 2

Данный роман является историческим свидетелем, который отображает русского народа мужество и доблесть в войне 1812 г. Главным героем у автора является народ. Толстой в романе очень красочно описывает убийства, кровопролитие, обрисовывает человеческие страдания, которые приносит любая война. Также он показывает читателю как проходил, на тот момент времени, голод, заставляет нас представить чувство находящегося в человеческих глазах страх. Не стоит забывать о том, что описанная писателем война, нанесла России, как материальные, так и иные жертвы, а также разрушила города.

Огромное значение в ходе войны имеет настроение и боевой дух солдат, партизан и других людей, которые стали на защиту своей родины, при этом не щадя своих сил. Начало войны, течении двух лет, велась не на территории современной России. Поэтому для народа она являлась чуждой. А когда французская армия пересекла границу России, весь народ, начиная от детей и заканчивая стариками, стали плотной и крепкой стеной на защиту своей родины.

Толстой в своём романе разделяет людей на группы по отношению к долгу защиты отечества и по принципам нравственности. Автор в тексте также разделяет действия каждого человека на две группы, которые связаны с патриотизмом истинным и ложным. Истинный патриотизм заключается в действиях народа, которые направлены на то, чтобы повысить уровень славы своей отчизны и разрешить дальнейшую судьбу своего народа. По мнению писателя, народ России является самым патриотичным из всего мира. Это было подтверждено строками романа. Например, когда французы всё-таки смогли занять город Смоленск, крестьяне начали быстро уничтожать всё, что может попасть в руки врага. Такие действия каждого крестьянина показывали гнев и ненависть к врагу. Не стоит забывать и про отдачи должной похвалы жителям сердца России, так как они все покинули свои дома, чтобы не угадить род власть, которую принесут французы.

Патриотизм проявляется и на фронте войны, когда солдаты показывают патриотические действия. И в тексте этому имеются подтверждения сценами кровопролитных сражений. Даже купец, чтобы не достались его товары французам, уничтожил свою лавку.

Автор также показывает солдатское отношение к оружию, распитию водки, так как они готовятся к сложному бою. Хочется отметить и то, что по всем сражениям солдат можно сделать определённые выводы, по поводу их любви к своей родине.

Патриотизм в Войне и мире

Поскольку война не только вынесена в название знаменитого романа-эпопеи «Война и мир» русского писателя Льва Николаевича Толстого, но и является основной декорацией к разворачивавшимся событиям, тема патриотизма в произведении является если не самой главной, то, как минимум, одной из основных.

В романе можно найти множество примеров настоящего патриотизма, причём автор показывает нам эти примеры не только среди близкой ему среды российского дворянства, так и среди представителей простого народа и представителей русского крестьянства.

Именно с простого народа и стоит начать. Отечественная война 1812 года затронула каждого жителя России тех времен с той или иной мере, что обуславливает большое количество примеров истинного, настоящего и самоотверженного патриотизма. Первые примеры жертвенной любви к Родине мы можем видеть в отступающем Смоленске – жители города, во главе с купцом Ферапонтовым отдают солдатам всё имущество, передают весь имеющийся у них хлеб на нужды армии, а всё то, что приходится оставить в городе, они поджигают, дабы это не досталось вражеской армии.

Так же патриотичны и жители Москвы – они покидают город гордо, не преподнося Наполеону ключи от города, как тот ожидал, а оставив ему пустой город-призрак, который мало чем может помочь нуждам французской армии.

Причем в отступлении из города едины все – как простой народ, купцы и ремесленники, так и богатые дворяне, для которых французский язык в начале романа был практически как родной. Главным примером самоотверженного патриотизма среди дворян можно считать Наташу Ростову, которая отдаёт всё семейное имущество для помощи в перевозке раненых солдат, а так же Пьера Безухова, который не остаётся в стороне от борьбы с врагом и даже оказывается в плену.

Раскрываются и примеры настоящих патриотов на поле боя – как среди знаменитых генералов и военачальников тех времен, главным образом Кутузова, Раевского, Багратиона и Ермолова, так и среди простых солдат, которые попали в армию по призыву и даже будучи плохо обученными и мало разбирающимися в военном ремесле, самоотверженно шли на верную смерть для того, чтобы избавить свою Родину от французских захватчиков. Олицетворением таких «простых русских мужиков», которым пришлось взять в руки винтовки и пистолеты, шпаги и пики и отправиться на поле битвы с неприятелем.

Говоря о военном героизме и примерах настоящего патриотизма в сражениях с французской армией, нельзя так же не упомянуть о партизанах, поскольку исторически, Отечественная война 1812 года стала чуть ли не первым примером эффективного применения партизанской войны. Тихон Щербатый, Денис Давыдов и многие другие русские партизаны не участвовали в великих сражениях, но, искреннее любя свою Родину, не могли остаться в стороне и уничтожали неприятеля другими способами.

  • Образ города в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс сочинение

    Приехав в этот город, Павел изначально предполагал, что этот город более «живой», в нём чаще можно увидеть празднования и уличные вывески. Но окунувшись в быт его жизни, Чичиков понимает, что это лишь маска

  • Сочинение по рассказу Толстого Кавказский пленник

    Во все времена честь и трусость были актуальной темой для рассуждений и размышлений. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой не смог пройти мимо и не рассмотреть глубоко эти темы.

  • Сочинение Субботний вечер у нас дома 4 класс

    Суббота в нашем доме это как маленький праздник для всей семьи. Все мои одноклассники в субботу отдыхают, но только не я. Меня это никак не тревожит, ведь в субботу я просыпаюсь с отличным настроением.

  • Что такое истинный героизм? В каких условиях он проявляется? Каждый ли человек способен совершить подвиг ради своей Родины? Именно над этими вопросами размышляет русский писатель Б.Л.Васильев.

    На мой взгляд, проблема мужества на войне особенно популярна в наше время. Многие люди с иронией относятся к героизму, считая, что это лишь способ похвастаться своим бесстрашием перед другими. Но не стоит забывать о тех, кто ценой своей жизни спасает других. Такие люди не требуют наград и почестей, они лишь выполняют свой моральный долг. Раскрывая проблему проявления героизма, автор опирается на собственный жизненный опыт. В своей повести он рассказывает о героизме юных девушек-зенитчиц и их командира. В данном отрывке нам предстает сцена встречного боя героев с немцами. Девушки и их командир бесстрашно и упорно сражаются с врагами, проявляют истинный героизм и патриотизм. Герои не лишены страха, но, осознавая свою ответственность перед Родиной, успешно борются с ним.

    Б.Л.Васильев убежден в том, что истинный героизм заключается в самопожертвовании, способности пожертвовать своей жизнью ради спасения других, а также в умении бороться со своим страхом.

    В этом нас убеждают произведения русской литературы. Так, в повести К.Д.Воробьева "Убиты под Москвой" стойкость и героизм проявляют кремлевские курсанты, защищавшие родной город и погибшие во имя свободы своего народа. В конце повести молодой лейтенант Алексей Ястребов, чудом уцелевший во время бомбежки и атаки немецких танков, совершает подвиг. Он не поддается страху, а, вспоминая слова старого солдата, бросает в мотор танка бутылку с зажигательной смесью. Герой проявляет истинное мужество, рискуя своей жизнью ради спасения родной страны.

    Другим примером может служить повесть В.Быкова "Сотников". Главный герой данного произведения - молодой партизан Сотников - отправляется на поиски продовольствия и, попав в плен, не теряет моральную стойкость и верность своей стране. Противоположно ведет себя его товарищ, который готов стать полицаем, лишь бы ему сохранили жизнь. В конце произведения Сотников решает совершить подвиг - пожертвовать своей жизнью ради спасения невинных. Но жестокие и бесчувственные полицаи и командиры не собираются оставлять в живых своих врагов, поэтому приговаривают всех к смерти. Автор подчеркивает, что на подвиг способны лишь нравственно чистый, верный своему долгу человек.

    Таким образом, истинные герои - это те люди, которые способны жертвовать собой ради других, не думая о наградах и уважении.

    Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе (уход населения из Смоленска и Москвы, голод) , смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов) . Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

    Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1805-1807 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

    В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм — это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

    Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным . Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения “одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера”, широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. “Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться”, - сказал он смеясь”. Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил.

    Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин , оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо.

    Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов . Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: “Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек”. Кутузов живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат , прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

    Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе - подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России. После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь .

    Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

    Андрей Болконский. Кадр из фильма «Война и мир» (1965 год)

    Лев Николаевич показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны — Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек, по мысли Толстого, не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

    Большое значение писатель придает партизанскому движению . Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ”Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку” . Толстой характеризует партизанскую “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил … гвоздившей французов … пока не погибло все нашествие” .

    Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина , карьеристов вроде Бориса Друбецкого . Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и просто так получать награды.

    Таких людей, как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.

    Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царяткорыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

    Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин , который расклеивает по Москве глупые «афишки» , призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху» .

    Показательна для понимания авторского отношения к происходящему и реакция участников сцены на поведение Берга — как прямая, так и не имеющая прямой связи с монологами героя. Прямая реакция заключена в действиях графа: “Граф сморщился и заперхал…”; “Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!..” Еще более определенна реакция Наташи Ростовой: “…это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?..” Восклицание Наташи Ростовой несколько оторвано от монологов Берга, фабульно оно связано с рассказом Пети о ссоре родителей из-за подвод. Но очевидно, что Толстой вкладывает эти слова в уста Наташи в том числе и с целью дать окончательную оценку лицемерному бесстыдству Берга (неслучайно упоминание о немцах).

    Таков, наконец, Друбецкой , который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии» . Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

    Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

    Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье — слияние с простым народом. (“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

    Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель — русский народ.

    В ходе урока-исследования решались вопросы:

    Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?

    Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?

    Какова роль антитезы в изображении военных событий?

    Кто истинный герой? Почему капитан Тушин получает выговор, а Долохов награжден?

    На уроке фронтальная работа сочеталась с групповой и индивидуальной.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 10 классе

    Тема урока . Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»).

    Цели: учащиеся должны знать , что, по мнению Л.Н. Толстого, является главной причиной военных побед и поражений, какую оценку дает писатель действиям и устремлениям «военных трутней» и истинных героев отечества;

    понимать , что Шенграбен стал победой русских потому, что нравственная идея защиты своих собратьев одушевляла воинов; Аустерлиц же превратился в катастрофу, ибо не может быть подвига вне истины;

    уметь : используя текст романа, ресурсы интернета (исторические документы), составлять монтаж событий; проводить сравнительный анализ героев и событий, подчеркивая, какую роль в романе-эпопее писатель отводит приему антитезы.

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточные карточки для учащихся с проблемными вопросами урока и вопросами – заданиями к анализируемым эпизодам.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; читают и комментируют фрагменты текста; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении истинного и ложного героизма.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя. Актуализация темы.

    Идя вслед за автором, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 года. Толстому почему-то же было недостаточно изобразить войну 1812 ода, чтобы показать роль этого важнейшего исторического события в судьбе его героев и всей России.

    Вот что писал Толстой в одном из своих писем (слайд 2) :

    «Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев – воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их – а интересовал меня сам факт войны – убийство. Мне интереснее знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве».

    И тем не менее в ходе работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич использовал подлинные исторические документы – приказы, распоряжения, диспозиции и планы сражений, письма и т.д.

    К тому же война рождает героев. Но о ком из героев романа можно сказать: «Это настоящий герой»?

    1. Постановка проблемы урока.

    Вы прочитали дома главы, посвященные войне 1805 года. Это эпизоды смотра при Браунау, переправы через Энс, обстрел плотины Аугеста, Тильзитский мир, а также главы о Шенграбене и Аустерлицком сражении.

    Какие проблемы, по-вашему поднимает писатель в этих эпизодах?

    (Ответы учащихся)

    Предлагаю остановиться сегодня на таких проблемах (слайд 3):

    Где, по мнению Толстого, определяется исход сражения (в штабе или на поле боя)? От каких факторов он зависит?

    Почему совершившие подвиг Тушин и Тимохин остаются без награды, а плоды победы пожинают Берг и Долохов?

    1. Сообщение ученика.

    (Исследование вопроса с точки зрения истории)

    Слайды 4, 5

    Сообщение ученика, подготовившего исторический комментарий о причинах вступления русского правительства в коалицию, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

    IV.Исследование эпизодов.

    Обратимся к роману.

    Задание по группам:

    1группа работает над эпизодом смотра под Браунау.

    2 группа рассматривает эпизод переправы через Энс.

    (У учащихся на столах листы с вопросами, которые подскажут, на что обратить внимание во время работы с эпизодом)

    Не случайно Толстой выбрал для начальных глав о войне смотр. Идет смотр людям и снаряжению. Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Понимают ли солдаты цели войны?

    Выясняется полное непонимание целей войны и взаимоотношений с союзниками и противником. «Со всех сторон переговаривались солдатские голоса».

    Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

    Итак, непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Браунау.

    Переправа через Энс.

    Обращают внимание на карьеризм Жеркова.

    Опасения Несвицкого, что слишком много послали людей поджигать мост, неразбериха во время переправы.

    «Общая черта раздраженности и волнения»

    V.Сопоставление двух сражений.

    Слайд 6

    1.Учащиеся работают с эпизодами, освещающими Шенграбенское сражение .(Опираются на задание в карточке)

    Обсуждение.

    Поведение Долохова, даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.

    Не численное превосходство, не стратегические планы полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного Тимохина, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения.

    Артиллерийский капитан Тушин производил впечатление совершенно невоенное. Но именно этот капитан со своими артиллеристами решает исход сражения. Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля.

    Поиск ответа на вопрос, кто здесь истинный герой и почему Тушин, спасший ситуацию, получает выговор от начальства, а Долохов поощрен.

    Слайд 7

    2.Аустерлицкое сражение.

    Поведение солдат и офицеров в битве.

    3. Работа с таблицей в тетради.

    Слайд 8

    Учащиеся после заполнения таблицы зачитывают свои варианты.

    4. Проверка по ключу (слайд 9)

    VI. Выводы.

    Слайд 10

    Подведем итоги нашего исследования.

    Учащиеся высказываются по вопросам урока, обобщают.

    Имеют ли проблемы, поднятые в романе Толстого, современное звучание?

    VII. Домашнее задание. Перечитать главы, воспроизводящие события войны 1812 года (оставление Смоленска, Бородинское сражение)

    Сочинение-рассуждение: «Прием антитезы в изображении военных событий как средство решения проблемы истинного и ложного героизма»

    Приложение 1.

    Карточка для учащихся.

    Проблемные вопросы урока.

    Где, по мнению Толстого, решается исход сражения (в штабе или на поле боя)? От каких факторов это зависит?

    Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?

    Почему совершившие подвиг Тушин и Тимохин остаются без награды, плоды победы пожинают Берг и Долохов?

    Какую роль в изображении военных событий Толстой отводит приему антитезы? С какой целью писатель противопоставляет внешний вид и внутренний облик героев романа?

    Эпизод «Смотр в Браунау», том1, часть2, главы1-2

    Что показал смотр?

    Готова ли русская армия к войне?

    Эпизод переправы через Энс, том 1, часть 2, глава 8

    Поведение простых солдат во время переправы.

    Мотивы поведения Жеркова и Несвицкого.

    Шенграбенское сражение

    Проследите контрст между поведением Долохова и штабных офицеров, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой (главы 20-21, том 1, часть 2)

    Поведение Жеркова в бою, глава 19, том 1, часть2

    Батарея Тушина в бою, главы 20-21, том 1, часть2

    Князь Андрей в Шенграбенском сражении

    Аустерлицкое сражение

    Поведение солдат и офицеров в битве