Тувинцы кто они в прошлом. Русские и тувинцы: "образ другого"

Но Ту(ы?)ва выглядит в этом плане ещё более впечатляюще, чем Дагестан. Наверное потому, что в состав нашей страны она вошла одной из последних (после неё была только Калининградчина). В общем, если хотите почувствовать себя "за границей", но реально за границу выезжать не хочется - приезжайте в Туву.

Тува находится в Центральной Сибири, на самом её юге. Попасть сюда можно фактически только из Хакасии. Ну, то есть она ещё граничит с Алтайским краем и Бурятией, из Алтая даже сюда есть некое подобие дороги. Но пути эти для экстремалов и людей со своим полноприводным транспортом, кучей денег и т.д. А из Хакасии сюда ведут два шоссе.

От Хакасии Тува отделена горным хребтом Саян. И даже попадая в Туву из Хакасии, являющейся тоже нац. республикой, ощущаешь мощный контраст менталитетов. Удивительное дело, вроде никаких постов, погранконтролей не было, а будто бы попал в другую страну.

Я ехал в Туву автостопом. Знаю, что многие несколько пренебрежительно относятся к этому способу перемещения. Но суть в том, что в данном случае именно он помогает понять и прочувствовать эту ментальную грань между народами, между разными сторонами невидимых линий, называемых "границами".
В Хакасии никаких особенностей у автостопа нет - обычная езда, как и везде в России. Стопишь, садишься, едешь. Все всё понимают, никому не надо ничего разжёвывать. В этом аспекте - Хакасия, полноценная российская территория.

Но всё меняется кардинально, когда въезжаешь в Туву.. Стою у поворота на Ак-Довурак, останавливается каждая вторая машина, диалог каждый раз примерно такой:
- Добрый день, в Кызыл еду. Можете сколько по пути подвезти?
- Ой. Ну я не еду в Кызыл. Это тебе на автостанцию надо, там газели ходят.
- Нет, вы понимаете, я так не еду. Я еду на попутных машинах, бесплатно. "Автостопом" - это называется.
- Ну ты парень даёшь! Как это вообще так?
- Ну а вы далеко едете?
- Не, я тут в деревню соседнюю еду. Но ты вообще иди лучше на автостанцию, отсюда то не уедешь.


Помимо этого в течение часа два раза около меня образовывались правоохранительные органы и интересовались документами. Чего до этого в путешествии по Сибири не случалось ни разу.

Если повезёт и остановится водитель, который после подобного (или растянутого в два раза) диалога скажет, что он едет куда-то дальше 20-30 км, и которому удастся объяснить, что едешь бесплатно (с деньгопросами там всё в порядке, в смысле, что плата за проезд тут в порядке вещей), то можешь в принципе и ехать.

Доехав до Кызыла, я отказался ехать автостопом дальше именно из-за его такой муторности и морального высасывания всей энергии на такие разговоры. Как видим, автостоп в Туве имеет классический азиатский характер. А в довесок к тому, что после всего этого душевного выворачивания наизнанку при посадке, скорее всего поездка будет сопровождаться чередой стандартных заезженных вопросов, от которых уже на вторую неделю путешествия мутить начинает.

Тыва - это 80% тувинцев, и 20% русских. Почти все немногочисленные русские живут, конечно же, в столице. В 90-е здесь были гонения на русское население, кому-то даже пришлось уехать. Сейчас вроде проблем на национальной почве особых нет.

Тувинцы почти все знают русский и свободно на нём говорят. Потому что всё же живут они в России, и всякие документы, обучение в школах, работа в гос.учреждениях проходит на русском. Но между собой они общаются исключительно по-тувински

Кстати, тувинский язык принадлежит тюркской группе.

Что мы знаем ещё про Тыву. Тыва - это опасно! Это очень-очень опасно! Вам это скажут абсолютно все, когда вы будете туда ехать. Это говорят хакасы, это говорят алтайцы, это, в конце концов, говорят и сами тувинцы. Конечно, всё сказанное надо делить на 10, и не так уж там прямо и ужасно, как пугают. Но даже и после деления останется ощутимая масса. Так что пришлось вспомнить уже чуть подзабытые ощущения путешествия по Латинской Америке и снова включить режим "безопасность".

По числу убийств Кызыл стоит на первом месте среди региональных центров в России и соответствует по этому показателю Гондурасу (который по этому же показателю с большим отрывом лидирует среди всех стран мира). Характер же преступности тут совсем иной, чем в Латинской Америке, и больше похож на наш российский.

То есть, в целом, тувинцы более-менее безопасны, но только до той поры, пока не выпьют. Степень их опасности после выпитого так велика, что компенсирует безопасность до этого периода:)) Вообще, как известно, алкоголь на малые народы действует плохо. И неадекватными в той или иной степени становятся все: алтайцы, буряты, эвенки, якуты, коряки, чукчи. Но не настолько, как эти. Тувинцы - воинствующая нация, и после даже немного выпитого вероятность того, что тувинец захочет вас побить, ограбить или порезать ножичком, вырастает в разы.

В связи с чем, правила безопасности тут выглядят так: не шастать по улицам вечерами, особенно это опасно в пятницу, выходные, праздники и дни получения зарплаты. В общем всегда, когда есть вероятность потребления местными алкоголя.

Несмотря на то, что в остальном республика более-менее спокойна (за исключением всяких окраинных городков типа Ак-Довурака или Чадана, там пьяные могут в любое время быть), находиться в ней лично мне было довольно неуютно.

Много гопников. До этого ездил по Сибири, причём по самым таким ядрёным местам типа Новокузнецка. Надо сказать, что гопническое движение действительно сходит на нет. Если раньше они были очень заметны в любое время, то теперь попадаются единицы, и то, в основном, повзрослевшие. Но... Только не в Туве. Вот тут гопоты хоть отбавляй! В течение всего дня туда-сюда по улицам Кызыла по улицам перемещаются стайки чотких поцанчеков - матерятся, плюются, гогочут, ходят характерной вызывающей походкой, в общем соблюдают все необходимые атрибуты. Ко мне, слава Богу, не подкатывали, несмотря на длинноволосость (хотя может уже и не можно у них подкатывать). Но кто знает, что им может в малолюдной обстановке на ум прийти.

Тувинцы вообще во многом по своему джигитизму и любви к понтам похожи на кавказцев. Да мною стала восприниматься Тува, как такой Сибирский Кавказ. Но если сравнивать, у кавказцев есть плюсы: 1) они не пьют и не слетают потом с катушек, 2) они гостеприимны. Плюсы тувинцев - 1) религиозного фанатизма и всех вытекающих тут нет, 2) понтоваться тут всё же принято поменьше, чем на Кавказе, 3) Помимо опасности попасть на пьяного молодца, тут особых проблем нет. На Кавказе может быть всякое..

Но вообще, тувинцы выглядят и ведут себя довольно традиционно. Чёрные куртки, стоянки таксистов с играми во всякие карты..

И если подытожить, то больше всего Тува воспринимается, как СНГ-страна. Независимая от России, со своим народом и языком, но где все говорят по-русски, есть русские вывески.
А если бы Тува вошла в состав СССР не как автономная область, а как отдельная ССР, сейчас бы она уже была независимой, и там бы было всё также, как в каком-нибудь Узбекистане. В то же время чисто русские восток Украины и север Казахстана сейчас - иностраные государства. Интересные, конечно, порой выходят перипетии.

Можно, кстати, по Тыве представить, как бы выглядело большинство восточных пост-советских республик, останься они в одном государстве с Россией.

Если мы вернёмся к истории, то увидим, что Тыва была вроде как с нами ещё с царских времён. С 1922 по 1944 год она была формально независима, но фактически очень сочувствовала Советскому Союзу. А в ответ Советский Союз строил в Народной республике Туве коммунизм и просвещал кочевников-тувинцев. Был введён алфавит, сначала латинский.

Фактически она уже и тогда была частью СССР

Когда наступила ВОВ, тувинский народ в едином порыве решил добровольно поддержать братское государство - выслал полк ополченцев, снабжал СССР боевыми конями, провизией.

Непонятно, конечно, почему "Отчизна". Отчизной оно было для них же только последний год.

Вступление в СССР было лишь вопросом времени. И оно произошло в 1944 году.

И сейчас Тува - полноценная часть России.

Поставляет для её правительства лучшие кадры

А реши тогда Сталин сделать Туву самостоятельной ССР - почему-то я уверен, что сейчас бы в Кызыле уже был какой-нибудь музей оккупации.

Районы Тувы называются "кожууны". Ещё одно отличие от остальной страны

Тувинцы - степной народ. Традиционно они были кочевниками. Многие и сейчас сохраняют кочевой образ жизни. Пасут скот: лошадей, овец, коров, яков и верблюдов. Часто в степи можно видеть там и сям юрты. Это одна из их хорошо сохранившихся отличительных самобытных черт.

Кстати, число голов скота в республике в несколько раз превышает число тувинцев. В связи с чем, какая-никакая скотинка есть чуть ли не у каждого жителя. Даже городские тувинцы имеют где-то кого-то, нанимают специального пастуха, чтобы пас. Иметь пару десятков коров и отару овечек - все равно, что у нас иметь огород на даче в Подмосковье.

Зато нет проблем со свежим и вкусным мясом. Тувинская кухня преимущественно мясная, ну и в целом довольно вкусная.

Правда, соседи тувинцев (алтайцы, буряты, монголы) часто с ними конфликтуют. Те порой воруют скот с чужих территорий.

Интересный момент с религией в Туве. В большинстве своём, тувинцы - буддисты. Здесь везде есть буддистские храмы, даже в небольших деревнях.

Есть буддистские ступы около райсоветов

При этом, Тува - чуть ли единственное в мире место, где в качестве официальной религии исповедуется также шаманизм. В связи с этим, Тува очень популярна у всяких любителей эзотерики и прочего. Приезжают сюда проходить всякие практики, изучать тему..

Зачем вообще едут в Тыву? Ну в первую очередь, это, конечно же, природа.
Большая часть - это степи.

Тувинцы - это люди. Очень непохожие на нас, весьма своеобразные.
1.

Дикое племя, веками обираемое всеми пришлыми, от китайцев до русских. Наивные, как дети. Жестокие, как волки, потомки бесстрашных воинов. Ленивые, как мы. Ещё ленивее, чем русские, да. Деревенские ездили в столовую и закупали там варёные макароны целыми котлами, потому что лень варить самим. Не обрабатывают землю, потому что легче проедать пенсии и скудные зарплаты.
Очень много пьют. В пьяном состоянии не контролируют себя и легко могут зарезать. Ножи здесь у каждого второго. Вот этот валялся на улице, сломанный:

2.

Как говорят местные, зайдя на тувинскую свадьбу, никогда не знаешь, вернёшься ли живым. Доля истины в этом есть. Тува действительно занимает первое место в России по убийствам, и никакой Кавказ с ней сравниться не может. Беспричинные, плохо мотивированные, жестокие. Утром убийца, как правило, разводит руками и плохо помнит, что происходило. Гуляя по улицам Кызыла, я всматривался в лица людей и безоговорочно верил печальной статистике.
3.

Очень много людей бомжеватого вида. Когда не поймёшь - ещё в человечьем обличии, или уже хищный зверь, в поисках денег для очередной бутылки. Есть, разумеется, и вполне нормальные, обычные люди, как и везде, но именно в Туве понимаешь, как выглядит жопа России. Не по трещинам на фасадах домов и не по уличным помойкам. По выражению лиц.
4.


5.

Хочется немедленно уехать. Русские так и делали, в 90-х, когда вместе с ростом национального самосознания в руках тувинцев появились дубинки и ножи. Потом пришло отрезвление. Без России у тувинцев в 21-ом веке лишь один путь - в тотальную нищету и забвение. Или поглощение вездесущими китайцами и полная ассимиляция, исчезновение этноса. Китайцы, к слову, уже ведут в Туве активную деятельность, выкапывают редкоземельные металлы.
Единственное, что даёт надежду - продвинутая молодёжь. У неё есть ролики и Фейсбук. Возможно, она не захочет жить в сраном унылом говне, как это делают сейчас их родители.
6.


7.


8.

Кто-то из непременно уедет в цивилизацию, в прекрасный мир, в Абакан или даже Красноярск. Но кто-то останется, и непременно сделает так, чтобы в парке Кызыл-юрского периода появилось электричество и заработала карусель.
9.


10.

Новое поколение тувинцев узнает, что железная дорога - очень длинная и настоящая, а не десятиметровый аттракцион имени заезжего президента. Отличный паренёк по имени Чингиз получит образование, никого не зарежет, станет начальником станции ""Кызыл-Главная"" и не будет брать взяток. Совсем. Неслыханное нынче дело.

А пока у молодёжи своя жизнь в неуютных кызыльских дворах, у взрослых - своя.
11.


12.


13.

Над всеми ними летают огромные степные орлы. Описывают круги над городом, неторопливо и величаво. Так же неторопливо я расскажу о Кызыле, в следующем отрывке тувинских впечатлений.

Самым примечательным и красивым местом в тувинской столице является набережная Енисея. Эту великую реку тувинцы считают праматерью Эне-Сай, в ее честь слагаются стихи, написано несметное количество песен . Но какой условностью на деле оказывается это почитание, демонстрирует отношение даже не гостей, незнакомых с местными традициями и обычаями, а самих жителей Тувы, особенно горожан.

Непредвиденным образом, автокредитование оказало самое большое и негативное воздействие на экологическое состояние Енисея в Кызыле. Став обладателями водительского удостоверения и кредитного авто, желая об этом достижении сообщить всем, и главное, как-то по-жлобски экономя на бензине, не выезжая за город, тувинцы съезжаются пьяными компаниями к небольшой набережной в спальном районе центра города и начинают “Битву динамиков” и эгоизма.

В 15 метрах от буддийского храма Цэцэнлинг. Так отдыхает тувинская молодежь в 4 утра, не давая никакого покоя ни божествам, ни людям.

Никого из них при этом не смущает, что ночные разнузданные крики и пьяные танцы проходят в 15 метрах от буддийского хурээ Цэчэнлинг, находящегося на этом же же пятачке набережной Енисея- Эне-Сая. То, что называется в буддийской традиции ”подношением”, обрело зловещую форму с обратным смыслом. В воды Енисея тувинцы все чаще бросают или даже лихо запускают тару от употребленных напитков, разумеется, не молока. Окурки адресуются тоже “Великой матери реке”, а в ночное время, называемые “священными” воды, публика легко путает со сливным бачком унитаза и справляет туда нужду без всякого стеснения и переживаний.

После установления скульптур Даши Намдакова и реконструкции, набережная обрела статус пьяной парковки всех нетрезвых водителей столицы. Отметиться здесь с включенными во всю мощь динамиками считают своим долгом не только подростки, недавно севшие за руль, но и казалось бы, разумные граждане в возрасте. Где экономно провести день рождения и запустить час ночи фейерверки? На улице Красных партизан или, как говорят у “Пятилетки”, стадиона “5-летия Советской Тувы. С пьяными криками и матами - подношением тувинского народа своей “Матери реке” - Эне-Сай.

Набережная в дневное время

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что уровень шума с 7-00 до 23-00 часов не должен превышать 40 дБ, а в ночное время с 23-00 до 7-00 - 30 дБ, для сравнения: сигнализация автомобиля равна 80-100 дБ. Закон отнес к действиям, нарушающим покой: использование усилителей, установленных в торговых помещениях, автомобилях; фейерверки и использование пиротехнических средств; ремонтные работы в ночное время; громкое пение, крики или свист и тому подобное.

Законом предусмотрено все, кроме небольшого недостатка: он написан для нормальных людей, для работающего гражданского общества и действующего местного самоуправления.

В Туве этот закон мертв. Он неисполним, о чем говорит моя обширная, бесполезная и бессмысленная переписка с мэрией Кызыла и МВД.

в 15 метрах от визжащих граждан находится буддийский храм “Цэцэнлинг”, примыкающий к стадиону.

Здесь слышен уровень шума через закрытое “пластиковое” окно.

Безнаказанные оргии беспокоят лишь жителей окрестных домов, вынужденных жить летом с закрытыми окнами из-за шума и периодически пытающихся пробудить интерес к разрешению проблемы у мэрии и МВД. Ведь пьяные водители противоречат своим появлением не только “Закону о тишине”, но самое опасное - садятся после алкогольно-музыкальных подношений за руль и пытаются не всегда удачно объехать пешеходов и другие автомобили.

На днях, в попытке усовестить группу подобных любителей “выпить у Енисея” и сделать “подношение пьяными танцами” я была подвергнута нападению пьяных женщин. Они рьяно отстаивали свое право орать и пить в 2 часа ночи, называя это “отдыхом” и в нецензурных выражениях отправляли даже полицию, не говоря про меня, получившую телесные повреждения, при попытке снять номера автомобиля и помочь полиции в направлении хотя бы одного дела в суд. Отговорки полиции “нет доказательств для привлечения” привели к тому, что утро я встречала после добычи этих доказательств в отделении полиции, с группой агрессивно настроенных любительниц “отдыха”.

в такой тональности тувинские женщины общаются с представителями правопорядка

Некоторые из них до приезда полиции меня душили.

Эту девушку по имени Буянмаа (Милосердная) от моих волос, вместе с ними, смогла оторвать только полиция

Одна порвала одежду. А третья и четвертая поучали, как следует правильно жить и перестать завидовать их замечательной ночной жизни.

Справлять нужду на чужом крыльце - это нормально, считает вот эта девушка. “ А вот таких “желтых журналистов”, фотографирующих культурно отдыхающих “чырбайтыр этээр эвес ийик бе”, предлагает она подружкам, что в переводе с криминального сленга означает “изувечить”, “избить до полусмерти”.

Самой большой моей ошибкой было то, что я забыла, где живу. И думаю, что если я, человек не отгороженный никакими шорами от жизни: ни кабинетом, ни личной охраной и водителем забыла, каковы соотечественники в нетрезвом виде, то руководство республики, изо дня в день просматривая лишь процеженные “позитивные СМИ” и вовсе не имеет представления о реальном положении дел и состоянии общества, уверенное, что “верной дорогой идем, дорогие товарищи!”.

Я наказана короткой памятью, ведь я все это должна была предвидеть и выкинуть наивную идею, что увидев возмущенную женщину возраста их матерей, пьяные девушки смутятся и извинившись, отъедут. Какие извинения? Они могут убить. Я совершенно забыла про героев своей ночной съемки 2010 года, когда провела несколько ночей в рамках фотопроекта о работе медиков с дежурной с бригадой “Скорой помощи” в Кызыле, обнаружив город, доселе мне незнакомый, зато хорошо известный ночным лицом всем, кто работает в “02” и “03”.

Как и Эне-Сай - женщина мать. Избита дочерью.

Вот описание одной фотографии того времени.

“В 2 ночи "поранила руку женщина". В общежитии на Энергетиков, сданном пару лет назад для погорельцев с Паротурбинной, не узнать подъезда, все уже загажено, отбито, двери нараспашку, бесплатное жилье никто не ценит. Выпившая молодая женщина указывает на кровать: "Она уже умерла". Она - ее мать. Молодая женщина била маму стулом, скалкой и ножом. На глазах у двоих детей. С 9 вечера. Живучую бабушку бригада увозит и вызывает милицию.
Я удивлена, как быстро они распознали, что дочь сама избивала мать. "Поведение наглое, испугалась, что убила и вызвала, к тому же соседи слышали все, решила алиби сделать" - объясняют видавшие-перевидавшие все эти спектакли медики. Женщина стонет и плачет, что дочь пьет и бьет ее, не работает. Дочь - амбалка с накрашенным лицом, мордастая, грудастая, орет на медиков, чтобы с нею на Вы разговаривали. Это - абсолютно тихий и мирный вечер, по словам бригады реанимобиля....”

О жестокости молодых тувинских женщин, родившихся в промежутке после 90-х и вероятно, имеющих врожденный диагноз пивного алкоголизма, имеются свидетельства не только сухой криминальной сводки и судебных решений. По Сети гуляет любительское видео, называемое “разборки пьяных тувинок”. Судя по комментариям, оно шокирует самих тувинцев, особенно мужского пола только тем, что девушки явно не могут поделить парней. И возмущение у зрителей вызывает не поведение, не способы “общения” , а то, что выбраные ими парни - не тувинцы. А все остальное, что там происходит, вероятно, считывается как норма. Это уже ставший привычным фон жизни.

Конечно, я знаю и пожалуй, даже больше и лучше знаю, и знакома с другой Тувой. Умной, мыслящей, красивой, талантливой. Что никак не должно исключать наличие той, с которой мы так или иначе сталкиваемся и считаем за лучшее обойти, промолчать и забыть. Но от этого проблема не исчезнет и не рассосется.

Она постучится к вам однажды ночью, как это случилось со мной или днем. Она ворвется убитым ни за что, по пьяной дури прохожего - сыном или мужем. Задавленным пьяным водителем ребенком, потому что люди постеснялись сделать ему замечание, когда он всю ночь пил, орал у них под окнами и с этой же пеленой на глазах выехал, когда дети шли в школу, прямо на пешеходную зону.

Тува не только поет песни, борется и скачет на конях. Она еще пьет, валяется и вымирает.

Кызыл, центр города, новый “Арбат”. Когда-то здесь были теннистые деревья, а все эти люди имели работу.

прилавок на бывшем “центральном, колхозном рынке”

Я неоднократно бывала на пресс-конференциях Его Святейшества Далай-Ламы XIV в Индии. И одно из важных пожеланий, высказанных Учителем - будьте честными и объективными. “Фасад - он всегда прекрасен, но вы должны видеть и то, что происходит за ним” - говорил он отвечая на наши вопросы о профессии журналиста.

Дхарамсала, Индия.

“... если мы хотим иметь ясную картину, если хотим, чтобы наш взгляд на вещи был более реалистичным, тогда нам нужны средства массовой информации. Их роль невозможно переоценить. Но они должны быть объективными и честными. Я обычно говорю журналистам на западе: вам нужен длинный нос, как хобот у слона. Ищите, «вынюхивайте», это очень важно. Информируйте публику о том, что происходит, каково реальное положение вещей”.

В конечном счете, от того, насколько мы честны перед собой и друг с другом зависит то, в каком обществе мы живем. Что возьмет верх? Это?

Детская площадка в пригороде Кызыла

Вид с набережной Енисея.

Где подлинная Тува - здесь?

Или здесь?

И почему вот этот вид с набережной у одних вызывает желание помолчать и застыть в восхищении пением птиц, шумом ветра и реки, а у других - желание подъехать с грохотом и врубив погромче музыку, выпить водки, демонстрировать шумно свое присутствие и накинуться с кулаками и обещанием ножа на любого, кто выразит несогласие с таким соседством?

Немцы во время Великой Отечественной войны называли тувинцев «Der Schwarze Tod» — «Чёрная Смерть». Тувинцы стояли насмерть даже при явном превосходстве противника, пленных не брали.

"Это наша война!"

Тувинская народная республика стала частью Советского Союза уже во время войны, 17 августа 1944 года. Летом 1941 года Тува де-юре была самостоятельным государством. В августе 1921 года оттуда были изгнаны белогвардейские отряды Колчака и Унгерна. Столицей республики стал бывший Белоцарск, переименованный в Кызыл (Красный город). Советские войска были выведены из Тувы к 1923 году, но СССР продолжал оказывать Туве посильную помощь, не претендуя при этом на её независимость. Принято говорить, что первой поддержку СССР в войне оказала Великобритания, однако это не так. Тува объявила войну Германии и её союзникам 22 июня 1941 года, за 11 часов до исторического заявления Черчилля по радио. В Туве сразу же началась мобилизация, республика заявила о готовности отправить свою армию на фронт. 38 тысяч тувинских аратов в письме Иосифу Сталину заявили: «Мы вместе. Это и наша война». По поводу объявления Тувой войны Германии есть историческая легенда, что когда об этом узнал Гитлер, то его это позабавило, он даже не удосужился найти эту республику на карте. А зря.

Все для фронта!

Сразу после начала войны Тува передала Москве золотой запас (около 30 миллионов рублей) и всю добычу тувинского золота (10-11 миллионов рублей ежегодно). Тувинцы действительно приняли войну как свою. Об этом свидетельствует тот объем помощи, который небогатая республика предоставила фронту. С июня 1941 по октябрь 1944 Тува поставила для нужд Красной Армии 50000 боевых коней, 750000 голов скота. Каждая тувинская семья отдала фронту от 10 до 100 голов скота. Тувинцы же в прямом смысле поставили Красную армию на лыжи, поставив на фронт 52000 пар лыж. Премьер-министр Тувы Сарык-Донгак Чимба в своем дневнике написал: «извели весь березняк рядом с Кызылом». Кроме этого, тувинцы отправили 12000 полушубков, 19000 пар рукавиц, 16000 пар валенок, 70000 тонн овечьей шерсти, 400 тонн мяса, топлёного масла и муки, телеги, сани, упряжь и другие товары на общую сумму около 66,5 миллионов рублей. В помощь СССР араты собрали 5 эшелонов подарков на сумму более 10 миллионов тувинских акша (курс 1 акша - 3 рубля 50 коп), продуктов для госпиталей на 200000 акша. По советским экспертным оценкам, представленным, например, в книге «СССР и иностранные государства в 1941-1945 годах», совокупные поставки Монголии и Тувы СССР в 1941-1942 годах по объему были только на 35% меньше, чем общий объем западных союзнических поставок в те годы в СССР - то есть из США, Канады, Великобритании, Австралии, Южнофриканского союза, Австралии и Новой Зеландии вместе взятых.

«Черная смерть»

Первые тувинские добровольцы (около 200 человек) вступили в ряды Красной армии в мае 1943 года. После недолгого обучения, они были зачислены в 25-й отдельный танковый полк (с февраля 1944 года он был в составе 52-й армии 2-го Украинского фронта). Этот полк воевал на территории Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В сентябре 1943 года вторую группу добровольцев-кавалеристов (206 человек) зачислили, после обучения во Владимирской области, в состав 8-й кавалерийской дивизии. Кавдивизия принимала участие в рейдах по тылам противника на западе Украины. После боя под Дуражно в январе 1944 года немцы стали называть тувинцев «Der Schwarze Tod» - «Чёрная Смерть». Пленный немецкий офицер Г. Ремке во время допроса сказал, что вверенные ему солдаты «подсознательно восприняли этих варваров (тувинцев) как полчища Аттилы» и потеряли всякую боеспособность... Здесь нужно сказать о том, что первые тувинские добровольцы представляли из себя типичную национальную часть, они были одеты в национальные костюмы, носили амулеты. Только в начале 1944 года советское командование попросило тувинских воинов отправить свои «предметы буддистского и шаманского культа» на Родину. Тувинцы сражались храбро. Командование 8-й Гвардейской кавалерийской дивизии писало тувинскому правительству: «... при явном превосходстве противника, тувинцы стояли насмерть. Так в боях под деревней Сурмиче 10 пулемётчиков во главе с командиром отделения Донгур-Кызыл и расчёт противотанковых ружей во главе с Дажы-Серен в этом бою погибли, но ни на шаг не отошли, сражаясь до последнего патрона. Свыше 100 вражеских трупов было насчитано перед горсткой храбрецов, павших смертью героев. Они погибли, но там, где стояли сыны вашей Родины, враг не прошёл...». Эскадрон тувинских добровольцев освободил 80 западноукраинских населённых пунктов.

Тувинские герои

Из 80000-тысячного населения Тувинской республики в Великой Отечественной войне приняли участие около 8000 воинов-тувинцев. 67 бойцов и командиров были награждены орденами и медалями СССР. Около 20 из них стали кавалерами ордена Славы, до 5500 тувинских воинов были награждены другими орденами и медалями Советского Союза и Тувинской республики. Двум тувинцам было присвоено звание Героя Советского Союза - Хомушку Чургуй-оол и Тюлюш Кечил-оол.

Однажды я продавала телевизор по объявлению. Одним из потенциальных покупателей был Соян. Он только переехал в Благовещенск с женой и хотел обставить комнату. Молодой человек рассказал, что приехал из республики Тыва учиться и доказывал мне, что «не все тувинцы агрессивные», а наоборот - «добрые и гостеприимные». Телевизор, кстати, тогда он так и не купил, зато стереотип о тувинской агрессии полностью разрушил.

О гостеприимном народе, жизни в юрте и благовещенцах, не различающих азиатов, Соян Алдын-Херел рассказал MOJO.

Кстати, в действующей Конституции республики 2001 года наименования «Республика Тыва» и «Тува» стали равнозначны. Поэтому не удивляйтесь « Тыве» и « тувинцам» в материале.

Зов предков

- Что означает твое необычное имя?
- Это мое второе имя. Я менял его, так как по предсказанию буддийских лам (монахов) предыдущее имя мне не подходило. Родители назвали меня в честь деда, его звали Соян. Соян - это название одного из распространенных родов в Тыве.

- Я читала, что «в душе каждый тувинец - шаман». Что скажешь?
- Может быть, кто-то так и считает, но я с таким высказыванием не согласен. Обобщить тувинцев одним словом невозможно, ведь у каждого свое видение мира. Но, в целом, тувинский народ дружелюбен и гостеприимен. Те, кто побывали в Тыве, уезжают довольные и восторженные.

- Ты веришь в шаманов?
- Тыва - одна из буддийских республик России. В основном все ходят в буддийские храмы на молебны и приглашают в дом монахов для выполнения обрядов. Моя религия, соответственно, буддизм. Я следую своему пути, к шаманам не обращаюсь. Они с помощью особых ритуалов общаются с духами тайги, земли, озер и через них узнают информацию. К шаманам обращаются за тем, чтобы они очистили человека, местность, дом от злых духов, помогли найти вора. Я слышал от старшего поколения, что раньше были сильные шаманы, а сейчас таких остались единицы. Сила шаману передается из поколения в поколение по родственным линиям. Раньше шаманы могли сделать так, чтобы у человека, своровавшего что-либо, вздулся живот до невозможно больших размеров. И этот человек от мучения сам приносил хозяину ворованное имущество.

- Почему ты выбрал именно буддийскую философию?
- Буддизм - религия моих предков. Он дает возможность освободиться от негативных мыслей, эмоций. Если мы будем избавлены от негатива, то наш ум будет спокойнее. Если наш ум будет спокойнее, то мы станем добры, если мы добры, то не будет гнева, ссор, ненависти, войн, вражды в этом мире. Самые прекрасные знания о том, как изменить себя, других, мир я нашел в буддизме. И поэтому следую ему.

Говорят, тувинский народ очень музыкален. Якобы в каждой семье есть человек, умеющий играть на музыкальных инструментах или практикующий горловое пение.
- Тувинский народ очень талантлив, не отрицаю. Кто-то поет, кто-то танцует, кто-то играет на музыкальных инструментах. Если мальчик не силен в искусстве, то, скорее всего, он станет борцом. В Тыве много талантливых исполнителей горлового пения. Они регулярно ездят с гастролями по всему миру. Одним из самых талантливых исполнителей горлового пения был Конгар-оол Борисович Ондар. Он прославил нашу республику во всем мире. К глубокому сожалению, Ондар покинул наш мир 2013 году. Меня природа не одарила талантом петь, танцевать. А бороться я люблю и умею.

Разрушитель стереотипов

В российской армии бытует мнение, что части, где служат тувинцы - одни из самых опасных. Популярен стереотип, что тувинцы носят заточки в берцах и прочие острые предметы.
- Сам служил и прекрасно понимаю о чем идет речь. Расскажу свою историю. Служил я в Москве. По приезду в часть построили нас и спрашивали имеются ли у нас колюще-режущие предметы. У нас и в мыслях не было с собой брать заточки и тому подобное. В одной роте было 13 тувинцев. Ничего, без происшествий отслужили год. Если в части служат тувинцы, то это не обязательно, что часть опасная. Все зависит от воспитания человека. Сам по себе знаю, что в большинстве случаев споры, драки происходят из-за уборки в расположении роты (помыть пол, убраться). Давно надо было пересмотреть этот вопрос. Сделать так, чтобы военнослужащие не делали уборку. Убираться лучше специальным работникам.

Ты знаешь, что в «Гугле» один из первых запросов, когда вводишь «тувинец», - «Почему тувинцы всегда ходят с ножами». Зачем вам ножи?
- Слишком уж преувеличено. Не отрицаю - подобные преступления есть. Они происходят на почве распития спиртных напитков. Из-за таких случаев многие и говорят, что у нас в республике каждый ходит с ножом. Республика славится именитыми спортсменами занимающимся вольной борьбой, дзюдо, сумо, самбо, стрельбой из лука. Я уверен, что мы сумеем победить вышеупомянутый криминал, ведь нам не нужны ножи, а нужны чемпионы!

Еще говорят, что в Тыве лучше после заката солнца из дома не выходить из-за высокого уровня преступности. Это так?
- Да. Преступления как раз происходят после заката - в вечернее время и ночью. Но я гуляю и ничего, жив-здоров. Большую часть преступлений совершают нетрезвые люди, поэтому правительство борется с владельцами точек со спиртными напитками.

- Как в Тыве относятся к русским?
- Я к русским отношусь уважительно. Я считаю отношение к людям не должно основываться на национальности. Мы с детства жили в частном доме, у нас были русские соседи. Очень с ними дружили, играли вместе. Они еще все время огородом занимались. Если урожай хороший, то они угощали нас овощами. Щедрые они были. Мы и сейчас живем в частном доме. Нынешние соседи у нас тоже русские. Они открыли супермаркет и магазин стройматериалов. Все поблизости ходят в этот супермаркет. Есть и те, кто из-за национальности говорит плохие вещи, пытается нанести моральный и физический вред.

В Тыве много состоятельных и влиятельных русских. А численность русских от общего числа населения Тывы около 20 процентов.

- Что отличает тувинский народ от остальных россиян? Традиции, поведение?
- Тувинский народ невозможно представить без горлового пения, национальной борьбы хуреш. У тувинского народа особые праздники. Один из самых больших - это Наадым. Когда он наступает - устраиваются конные скачки, борьба хуреш, стрельба из лука. На этот праздник приезжают со всех уголков Тывы. Новый год мы отмечаем по лунному календарю, этот праздник называется Шагаа. В этот день во всех буддийских храмах проводятся молебны всю ночь. Еще у тувинского народа свои обычаи проведения свадьбы.

Жизнь в движении

- Расскажи про быт современных тувинцев. Юрты еще встречаются в городах?
- В столице Тывы, в Кызыле, занимаются тем же, что и все - учатся, работают, растят детей. А население, проживающее в районах республики и близлежащих территориях Кызыла, занимается скотоводством. Разводят лошадей, овец, коров, верблюдов. У некоторых скотоводов по тысяче голов животных. Скотоводы живут в юртах, так как они кочуют в разные времена года в разные места.

- Твоя семья живет в городе или кочует?
- Мои родители, как и их родители, занимаются скотоводством, и им приходится кочевать. Да, я вместе с родителями кочевал. Когда мне было 5 лет, я уже ездил верхом на лошади. Даже когда в городе в школе учился на каникулах, всегда ездил к своим родителям, меня всегда тянет туда. Кочуют родители по излюбленным местам в пределах Тес-Хемского кожууна на протяжении года. Иногда и два раза кочуют за сезон, так как пастбище становится непригодным для скота. Летом кочуют ближе к водоемам, а в зимнее время - к своим «зимовкам» (кыштаг), там имеются кошары (помещение для скота - прим. ред.). Осенью все косят сено и запасаются на зиму. Сейчас в зимовке у всех построены дома. А раньше даже зимой в юрте проживали.

- А ты жил зимой в юрте?
- Да. Помню, как в детстве с утра просыпаешься и видишь синее небо через дымовое отверстие в юрте. Помню, как мама говорила, что иногда снег выпадал так, что дверь юрты с трудом открывалась. Мои родители все время живут в юрте. Только зимой живут в доме. Юрта быстро разбирается и собирается. У нас частный дом в городе, но родители редко приезжают. Им в городе скучно.

- Планируешь ли ты после учебы вернуться в Тыву или останешься в Благовещенске?
- Мне нравится Благовещенск. Здесь никогда не было негатива в мой адрес, все дружелюбно относятся. Бывает, иду по улице, а навстречу мне детишки кричат: «Нихао». Вроде я не китаец внешне, хотя может чем-то и похож. Сначала было непривычно, а потом я с улыбкой отвечал: «Здравствуйте». Люди смотрели на меня удивленно и уходили. Но здесь я не планирую оставаться после учебы. Буду работать на своей родине. Республика нуждается в молодых специалистах, поэтому я должен вернуться туда.