Украинские сёла массово пустеют и вымирают. Этнографический комплекс украинское село

И о какой рассказывают писатели. Если хочешь узнать о том, как на самом деле жили, к примеру, викинги, тебе не стоит смотреть современные сериалы или читать романы скандинавских авторов.

Даже с виду приличные и невинные жители украинских сел, жившие в XVIII–XIX веках , какими их представляют поэты и писатели тех времен, во главе с Тарасом Шевченко , были теми еще проказниками и весьма искушенными в любовных делах людьми.

Реальное отношение между полами нам описывает Марк Грушевский , брат известного государственного деятеля Михаила Грушевского . Как утверждает автор, несмотря на религиозность и целомудренность украинского общества тех времен, молодежь была раскрепощенной в любовных вопросах.

Половым воспитанием подростков родители не занимались, поэтому им всему приходилось учиться самому, наблюдая за животными, прислушиваясь к инстинктам и смущая вопросами старших сестер и братьев.

Мальчишки-пастушки с детства коротали дни и ночи занимаясь рукоблудием. Порою это делали вместе, называлось это «делать пиво ».

Следующим этапом познания своего тела и общения с представителями другого пола было «секеляние ». Оно заключалось в оголении и трении друг о друга. Этим занимались даже дети, причем не стесняясь старших. Подростки предпочитали уединяться. Девочки терлись о девочек, мальчики о девочек, порою менялись.

Один дед с Киевщины рассказал Марку байку о секелянии. Когда он был еще безбородым юношей, то переоделся девушкой и устроился к пану горничной. Дочери пана регулярно терлись друг о друга и приглашали «девушку» присоединиться к ним.

Ничего не подозревавший пан был не против таких забав, пока юноша не обрюхатил его дочерей.

Родители боролись за сохранение дочерьми невинности, поэтому часто запрещали девушкам уходить на прогулки с парнями. Днем они были на виду, а ночью оставались в родительском доме.

Впрочем, всё-таки наступало время, когда юноши и девушки получали первый интимный опыт. Они собирались на вечерницы , которые начинались после жатвы и заканчивались с Великим постом . Подростки, которых не пускали на такие вечеринки, обычно становились объектом насмешек .

На вечерницы обычно собирались у кого-то в хате. Девушки приносили еду и свечи, парни отвечали за музыку, алкоголь и чтобы было достаточно соломы. Это было что-то вроде советских квартирников или современных вписок .

Молодежь веселилась, пила и танцевала. Парни через друзей узнавали, согласны ли девушки ночевать с ними. Если молодая была не против, то отвечала: «Мокро », если же была против, то: «Сухо ».

Ночью молодежь начинала «притулы » - объятия, ласки, поцелуи. На очередной вечернице девушка спала с парубком. Парни частенько просили «намочить кончик » - слегка засунуть половой орган, не повредив плевы. Иногда доходило до полноценного акта, но с «высмыкиванием ».

Однако молодежь была неопытной, поэтому девушки часто теряли девственность и даже беременели.

На Гуцульщине были свои традиции заигрывания и приобретения первого интимного опыта. Обычно девушки собирались чтобы вместе прячь, болтать и петь песни. В это время к ним приходили юноши и начинали всячески задевать.

Игра начиналась с невинного запутывания пряжи и смешков, но постепенно переходила к тому, что парень валил девушку на пол и пытался снять с ее пальца колечко. Апогеем такого развлечения считалось задирание сорочки у девушки, дабы оголить ее тело.

Любовные игры в украинских селах стали отмирать с приходом Советской власти. Большевики пропагандировали интимные отношения сугубо в рамках семьи. Вторая мировая война и вовсе изменила отношение населения к интиму, оставив такие молодежные забавы в прошлом.

Современная цензура и табуирование интимных отношений восходит корнями к библейским запретам и нормам христианской морали. Стоит ли возвращать былую практику или же она развратит молодежь? Делись своими мыслями в комментариях и ссылкой на статью с друзьями.

Возвращаясь с нашего маршрута выходного дня Киев-Буки-Умань-Жашков , пришла ещё одна не менее интересная и захватывающая идея, которую мы с удовольствием воплотили в жизнь. Если конкретнее сказать, родился ещё один маршрут путешествий Киев-Этнографический комплекс Украинское село-Замок Радомысель-Коростышевские каньоны. Он был не менее захватывающим, чем предыдущий. Все наши объекты, если можно так сказать, находятся по Житомирской трассе. Первым, в этот субботний день мы запланировали посетить этнографический комплекс "Украинское село" . О нём я и хочу рассказать в этой статье.

Содержание статьи:


Наша экскурсия в этнографический комплекс "Украинское село"

Комплекс расположен в 15 км от черты города Киева в сторону Житомира в селе Бузова. Кто смотрел Дом 2, это название будет легко запомнить .

Мы приехали в Украинское село в 11 часов утра. Экскурсии уже были, но к счастью не очень много. Вход в этнографический комплекс бесплатный. Вошли в ворота и очутились совсем в другом времени! Деревянные хатки в изобилии осенней листвы выглядели восхитительно. Вся территория этно-комплекса изрезана тропинками с указателями. Прямо - зоопарк, храм, альтанка на воде направо - трапезная, мангальные места. Кому куда хочется! Мы первый раз в Украинском селе , хотелось всё посмотреть и ничего не упустить. Перед входом есть карта комплекса, для ориентира мы её посмотрели и сфоткали на телефон. Но войдя на территорию, забыли о карте и просто гуляли, наслаждаясь красотой комплекса и его атмосферой.


Этно-отель в "Украинском селе"

По пути нам встретилась хатка-отель. Были очень удивлены. С виду она была похожа на старенькую хату с деревянных балок тех времен. Этнографический комплекс на самом деле база отдыха. Она состоит из этнографического музея, зоопарка, современного и этнографического отеля, домиков для пикника, мангальных мест, ресторана, сауны.


Уникальность его в том, что здесь переплелись древность и современность. На территории есть этно-отель, который состоит из пяти старинных, аутентичных хат. Они были разобраны и привезены с Полесья, здесь их аккуратненько собрали. Каждая хата это четырёхместный номер. Внутри хатки обустроены всеми современными удобствами: плазменным телевизором, душевой кабиной, кондиционером. В то же время в номерах присутствуют символы прошлого бытия: глиняная печь со старинной посудой, иконы, картины, деревянные лавки и столы устелены рушниками и коврами. Смотрится очень оригинально.


Зоопарк в "Украинском селе"

За этно-отелем расположен небольшой зоопарк. Последнее время, мы часто видим такие вот мини зоопарки. Это уже стало своеобразной фишкой. На наш взгляд самым примечательным был зоопарк в Межигорье . В этнографическом комплексе живут свинки, пони, ослики, олени, разнообразные птицы. Нам очень понравились нутрии, мы их раньше нигде не видели. Такие интересные зверьки оказывается. Столько за ними наблюдали, они всё время чистили свои "пёрешки", казалось, что это действие занимает у них целый день.


Развлечения для детей в этнографическом комплексе

Развлечений очень много это и упомянутый зоопарк, и детские площадки, а ещё в выходные и праздничные дни в этно-комплексе проходят квесты, мастер-классы по гончарному мастерству, выпечке хлеба в настоящей печи, по вязанию лялек-мотанок. Проходя мимо трапезной, умилили детки, готовящие на обед какую-то утварь. Они так внимательно и с интересом занимались нарезкой овощей, что было одно удовольствие на них смотреть.


На территории этно-музея "Украинское село" расположены старинные хаты, их убранство полностью символизирует бытие наших предков. Возле одной из них стоит огромный самогонный аппарат, говоря, что он до сих пор работает, но мы к сожалению не увидели его в действии. Зато с удовольствием понаблюдали за мастер-классами, которые проходили в комплексе. Заглядывать в каждую хатку было очень интересно особенно в сувенирную лавку. Столько всего красивого там.


Нам рассказали, каким приспособлением наши предки делали подсолнечное масло. Там так приятно пахло домашней олией, что захотелось её попробовать!)

Комплекс построен в очень живописном месте на его территории много деревьев и цветов. Сделаны композиции с дерева, характеризующие разных героев сказок и мультфильмов. Здесь мы вспомнили "про гарбузову семью" эту одду нам частенько рассказывали в детстве.

Мы ходили "селом" и с удовольствием разглядывали всё вокруг, было очень интересно и увлекательно! Очень много экскурсии, как и детских, так и взрослых, всем здесь будет интересно.


Есть в этно-селе и гончарный мастер. Он учит всех желающих азам гончарства. Это удовольствие платно, но оно того стоит. Я с удовольствием вспоминаю нашу поездку в музей Пирогово и Мамаеву слободу там тоже проходят такие мастер-классы. Мы минут двадцать стояли и наблюдали, как девочка с помощью мастера лепила глиняную тарелочку. Все творения кладут в печь, для высыхания, потом все умельцы могут забрать свои творения домой, как сувенир.


Мы прекрасно провели время в этнографическом комплексе украинское село. В поднятом настроении и на позитивных эмоциях мы покатили дальше в Замок Родомысль и живописные Коростышевские карьеры . Там нас ждала очень интересная экскурсия по замку и пикник.

Как доехать в Этнографический комплекс

Когда речь заходит об украинском селе, то в голову сразу приходят чистые и радостные люди в белых рубахах, которые упорно трудятся среди бесконечных полей. Конечно, реальность быта украинского крестьянина сильно отличалась от наших о нем представлений. Касается это и сексуальной жизни наших предков, о которой мы сегодня и поговорим.

Рано созревали

В наше время во всех цивилизованных странах существует такое понятие, как возраст сексуального согласия. То есть половые отношения с лицом, этого возраста не достигшим, автоматически становятся уголовным преступлением. В разных странах этот возраст определяют по-своему. В Украине - 16 лет, а в Мексике - 12. Но в целом средний возраст сексуального согласия по странам Европы и Америки - 14 лет.

На территории Российской империи возраст сексуального согласия не регламентировался. Конечно, существовал минимальный возраст для вступления в брак, установленный Стоглавым собором еще в XVI веке, для мальчиков - 15 лет, а для девочек - 12. Но на практике это означало только то, что более молодых людей церковь отказывается венчать. В сексуальные отношения многие дети, особенно в селах, начинали вступать намного раньше.

Первый опыт секеляния, или терок, дети могли приобрести и до пубертатного периода. Непосредственно половой акт, как правило, не происходил - девиц учили беречь невинность до брака. Но вот все остальное было не запрещено. Дети раздевались и терлись друг о друга, те, кто постарше, бывало, и уединялись.

Бывали, увы, и случаи изнасилования детей. Уголовного наказания за это насильники обычно не несли, ведь не хотели "выносить сор из избы". Если у ребенка находились смелые братья, отец или другие родственники, то они могли расправиться с насильником своими силами. А если нет, то на нет и суда нет.

Сельские вечеринки

Когда дети подрастали, они начинали собираться на вечерницы. Как правило, период вечерниц длился с момента окончания и до самого Великого Поста. Молодежи разрешалось собираться в хате, девушки нарядно одевались и приносили закуски, а парни - выпивку, музыкальные инструменты и солому.

После того как вечеринка подходила к концу, парни договаривались с понравившимися девушками о совместном времяпрепровождении на соломе. Если девушка была согласна, она отвечала «Мокро», если нет - «Сухо». В теории, непосредственного полового акта опять не было, ведь невинность продолжали беречь до брака. Но на практике такие «прижимания» на соломе могли привести к чему угодно, в том числе и к беременности.

Если никаких серьезных последствий у таких вечерниц не было, то наутро пары могли распадаться, ведь это было не более чем игрой. С другой стороны, молодые люди могли понравиться друг другу настолько, что продолжали гулять вместе и после, а дело шло к свадьбе.

Нередко парни обманывали неопытных девушек, которые пока еще не знали, что такое секс. В итоге девушка оказывалась беременна, хотя сама была свято уверена, что ничего такого не делала, а только «прижималась». Если никто из парней не брал ее замуж, судьба такой девушки была крайне незавидной.

Долгожданное замужество

О свадебных традициях можно писать долго и обстоятельно, так что в рамках этого материала мы остановимся непосредственно на традиции похищения невест.

Несмотря на то, что такая традиция ассоциируется в основном с Кавказом, она абсолютно точно присутствовала в украинских селах еще в XVII веке массово, а позже - эпизодически. Как утверждал знаменитый этнограф Федор Вовк, похищение было делом непростым, ведь если похитителя ловили, то могли и убить. Задача стояла сложная. Надо было выкрасть девушку прямо с танцев или вечерниц, и на протяжении суток укрываться с ней в лесу. Зато после этого она уже не могла отказать и обязана была выйти замуж за похитителя. Вовк в своей работе «Студии по украинской этнографии и антропологии» указывал на случаи, когда жертвой похищения могла быть и, например, дочь местного крупного землевладельца.

В связи с замужеством нельзя не вспомнить и еще одну крайне нелицеприятную традицию, бытовавшую в русских и украинских селах. Речь о снохачестве. Снохачество - это секс свекра с невесткой. Не одноразовый, а регулярный, на постоянной основе. Бывало даже, что от этой связи рождались дети, которые были свекру одновременно и внуками.

Чаще всего это происходило, когда сын крестьянина надолго отлучался, уезжал на заработки или попадал в армию. Выбора у невесток особо не было, ведь свекор оставался номинальным главой семьи. После возвращения мужа с сезонных работ свекор мог рассказать сыну что угодно, повернуть историю в выгодном для себя ракурсе, а тот, конечно, поверил бы отцу.

А даже если факт снохачества раскрывался, то страдала от побоев чаще всего женщина. Кто ж на старика руку-то поднимет? На нет снохачество сошло только в начале ХХ века, когда привычный крестьянский уклад начал разрушаться.

Выводы

Как бы мы ни старались идеализировать , надо признать, что крепкие крестьянские семьи часто скрывали много скелетов в шкафу. Здесь и слишком раннее (и, что намного хуже, случайное и хаотичное) сексуальное воспитание, и снохачество, и многое другое.

И дело не в том, что крестьяне были какими-то особенно распущенными. Но отсутствие банальной грамотности и образования делало свое. Фактически, стоит признать что крепкая здоровая семья без всех этих «перегибов» - это скорее достижение современного социального прогресса.

Если уж вести рассказы о жизни на Волыни, то они не будут полными без повествований о жизни на селе. Ибо села и деревни там до сих пор играют очень важную роль, и там по-прежнему живет немало народа. В эту нашу поездку мы проехали немало украинских сел, но наиболее подробно с местной жизнью познакомились в Новоукраинке, где сами провели несколько дней.

Новоукраинка, хоть территориально и находится в Ровенской области, располагается ближе к столице Волыни городу Луцку, от которого отстоит всего на 13 километров. Село довольно-таки большое. Вдоль единственного проходящего здесь шоссе из Луцка в Дубно оно вытянуто не меньше, чем на пять километров. Но, как принято во многих здешних деревнях и селах, дома в Новоукраинке не стоят в несколько улиц, а образуют одну или максимум две улицы, которые как раз и идут вдоль шоссе, а сразу за ними начинаются бескрайние поля, засеянные пшеницей, сурепкой, кукурузой и сахарной свеклой.


Когда появилась на свет Новоукраинка, сказать сложно, да, собственно, об этом вам вряд ли расскажет кто-то из местных. За последние сто лет здесь столько всего произошло, что все эти события напрочь перекрыли предыдущие. До 1939 года Новоукраинка вместе со всеми окрестными городами и селами входила в состав Польши. Но жили в ней совсем не поляки, точнее, поляков было не большинство. В 1919 году в этом месте возникло чешское поселение, и если походить по селу, то до сих пор можно встретить несколько чешских домов. Их тут считают самыми крепкими и по сей день, и в них до сих пор живут потомки тех чехов, либо уже новые хозяева украинцы. Хотя... как новые? После того, как в начале 1940-х годов территория перешла к Украине, сюда с приграничных польских земель стали переселяться жившие там украинцы. Времена были страшные: поляки на тех землях вовсю истребляли украинцев, украинцы на своих землях - в отместку поляков. В итоге-то, конечно, все, кто хотел и мог, перебрались, куда надо - так сказать, поменялись деревнями, но убитых с обеих сторон было очень много.

Сейчас, как я уже говорил, Новоукраинка - крупное село. Здесь есть несколько магазинов типа сельпо, кафе, церковь, почта, школа.

В советские годы здесь вовсю процветал колхоз "Прогресс", в котором, кстати, и работали почти все селяне. Но сейчас, конечно, от колхоза уже ничего не осталось, кроме вывески и фанеры с социалистическими обязательствами комбайнеров по скосу и молотьбе зерна, которую мы нашли неподалеку от наполовину сгоревшего местного клуба и все еще стоявшего рядом с ним памятник Ленину, уже из-за старости лишившегося носа и пальцев на одной из рук.

Впрочем, не так всё плохо в Новоукраинке. Колхоза, конечно же, здесь нет, но зато все его земли уже пару десятков лет назад были отданы на паях местным жителям. Вместо колхоза же теперь тут процветает агрофирма, которая арендует у населения земли и, как я уже писала, выращивает на них злаковые, кукурузу, сахарную свеклу, тыкву и сурепку, которую потом сдают на выработку биологического топлива и отправляют в Польшу.


В один из дней мы отправились погулять по Новоукраинке. Надо сказать, что в последний раз я был здесь почти шесть лет назад. И когда я увидел ее в этот раз, мне, если честно, даже сложно было сказать, в хорошую или в плохую сторону изменилось село. Сразу скажу, что никакого умирания, как это часто бывает в наших деревнях и селах, мы здесь не заметили. Дома стояли такие же крепкие и кирпичные, с покрытыми шифером крышами, как и прежде.

В садах зрели яблоки и груши, открывали свои коробочки и сыпались с веток грецкие орехи, цвели цветы, на грядках в огромных количествах лежали тыквы, кабачки, краснели помидоры, на кустах висела малина, по дворам бегали куры, гуси, индейки, в полях паслись коровы и козы.


Кое-где появились даже новые дома, а средний возраст селян был вовсе не пенсионерским, а вполне себе таким же, как и в городе: то есть, тут встречались и бабушки-дедушки, и наши ровесники, и школьники, и совсем маленькие детишки.

Хотя если уж быть до конца откровенной, то детей с каждым годом в Новоукраинке все-таки становится меньше. Например, когда в первый класс местной школы пошел мой брат Саша, а тогда шел примерно 1996 год, в их классе было около 25-30 человек. Сейчас же перваков, по словам тети-учительницы, набрали только 13. Буквально в каждом дворе, который мы проходили мимо, мы видели легковые автомобили и тракторы, а иногда даже комбайны.


То есть, народ явно не бедствовал. Но с другой стороны, от села явно не веяло аккуратностью и опрятностью. Дороги во многих местах были разбиты и на них лежали кучки навоза, заборы кое-где покосились, да и во многих дворах (их было отлично видно, ибо строить трехметровые заборы в Новоукраинке, как и в прочих волынских селах, никогда не было принято) порядком не блистали. Впрочем, надо отдать должное, в Новоукраинке мы встретили немало и красивых ухоженных домиков, за которыми их хозяева явно следили.
Чем же занимаются люди на селе? Как и прежде, несмотря на то, что жизнь за последние несколько десятков лет здесь изменилась в лучшую сторону и стала гораздо легче (к примеру, теперь во всех домах тут есть газ, вода и электричество), работа вовсю кипит. Стоило нам выйти в поле, как мы сразу увидели нескольких женщин, собиравших сахарную свеклу - буряки, как говорят, на Украине. Этой свеклы здесь было несколько гектаров, а женщины сидели и обрабатывали уже выкопанные клубни: обрезали с них ботву, очищали от земли и складывали в корзины.

Сахарную свеклу они сдают в специальные заготовительные пункты - такие мы видели и в Новоукраинке, и в Дубно, и в Млинове, и в других городках и селах, получают небольшую денежку и на нее живут. Те, у кого есть комбайны, нанимаются в бывшие колхозы и на частные поля собирать зерно. Говорят, что комбайн - это золотое дно и во время жатвы можно, если и не разбогатеть с его помощью, то, по крайней мере, немало заработать на весь будущей год. И комбайны, и комбайнеры на селе очень востребованы. У каждого тут есть свой сад, огород в несколько гектаров или даже десятков гектаров, свое хозяйство.

Люди , помимо кур, индеек, гусей и уток, как и раньше, держат коров, коз, свиней, кроликов. Что дает им такое хозяйство? Все-таки о выживании речь здесь уже не идет. Скорее, селяне продолжают вести его по привычке, так, как вели его их родители, бабушки и дедушки. Но и без напряга: да и плохо ли, на своем натуральном?..


И все же в завершении своего рассказа, я не могу не сказать и о том, что жизнь в селе на Волыни очень быстро меняется. Так, к примеру, еще несколько лет назад в соседних с Новоукраинкой Малых Дорогостаях буквально каждая семья держала по одной-две коровы. Без коровы там не мыслили своей жизни, корова была самым необходимым, что только может быть. Ведь от нее зависел достаток семьи, она была и мясом, и молоком, и сметаной, и маслом.


Теперь же коров в деревеньке не осталось ни одной. А всё почему? Да потому, что большинство ее жителей стало уезжать на заработки не только, как было раньше, в Москву, в Киев или в Польшу на несколько месяцев или на сезон, а в Евросоюз с тем, чтобы получить европейское гражданство и остаться там навсегда. Чаще всего едут в Италию и в Португалию, и обычно женщины. Занимаются там тем, что сидят со стариками и с маленькими детьми в европейских семьях, устраиваются домработницами, а затем потихонечку получают гражданство и перевозят туда же все свое семейство.

Редеют ли украинские деревни? Конечно же, не так, как наши, но все-таки такая тенденция есть. И, если так будет продолжаться дальше, то, наверное, пройдет еще пара десятков лет и жизнь, на Волыни полностью изменится. Но все-таки лично мне очень хочется надеяться, что самое лучшее, что там всегда было, что привлекало всегда в эти края - душевность и доброта местных жителей, размах украинской души, гостеприимство и человечность, - останутся. И никакие внешние факторы этого не изменят.

Если вбить в поисковике запрос на тему украинских сёл, поисковик выдаст противоречивый результат. С одной стороны предложит посмотреть репортажи и видеосюжеты, на которых будут красивые современные, или же старые но хорошо отреставрированные дома, ухоженные улицы, картина, в общем, радующая глаз любого городского обывателя мечтающего о своём персональном ранчо на 10 сотках, с другой – данные официальной статистики, согласно которой, с карты Украины за время её независимости исчезло более 600 населенных пунктов сельского типа с тенденцией ежегодного исчезновения в среднем еще 20 сёл и посёлков.

Данное противоречие легко объяснимо – сюжеты с красивыми домиками сняты преимущественно на Западной Украине, разруха и уныние – преимущественно восточная и центральная её части. К слову, факты регистрации новых населенных пунктов, посёлков, бывают, но опять таки – на Западной Украине.

Еще задолго до войны, в 2008 году у меня был небольшой вояж по Сумской области. Даже в крупных, по тамошним меркам, сёлах меня мучил один- единственный вопрос – как вообще тут люди то живут, вернее выживают? Сейчас, по прошествии лет, вспоминаю и думаю – ведь я там был еще не в самые плохие времена, а как же там сейчас?

Выживаем как можем, кормят нас куры, огороды, своё хозяйство. Оставлены, брошены на произвол судьбы, просить о чём-то здесь можем только Бога. Пенсия маленькая, едва хватает на лекарства, а сейчас еще и медпункт закроют, и всё. В райцентр не наездишься, да и что там скажут – бабушка, чего вы к нам приехали, нам помочь нечем, идите домой умирать…

Официальная статистика вымирания сёл необъективна, считают социологи. На Украине полно сёл, существующих только на бумаге, в которых в реальности давно уже никто не живёт. И если государство отважится почистить реестры, то с карты Украины официально исчезнет еще несколько тысяч сёл и посёлков. Множество населенных пунктов существуют лишь формально, когда на всё село проживает 10-15 человек, оставшихся там стариков.

«Когда-то здесь было хорошее село – Александровка, - тычет водитель старого грузовика пальцем то ли в небо, то ли в сторону пустыря (в зависимости от положения грузовика, то проваливающегося в яму, то наклоняющегося на правый бок). – Но старики в большинстве своем умерли, а молодежь подалась в города – искать лучшей судьбы. Сейчас в этой Александровке живут две бабушки да двое их великовозрастных племянников, пьющих все спиртосодержащее», - из интервью владельца автолавки, развозившей продукты первой необходимости по нескольким сёлам Сумской области. Интервью то было еще в 2010 году.

Я неоднократно слышал мнение самих селян о том, что вымирание сёл выгодно государству и олигархам- агропромышленникам. Мол, вот мы умрём, села не будет, государство без проблем передаст сельские земли крупным фермерам. Только в большинстве случаев, никто никому ничего не передаёт, на месте вымерших сёл со временем просто образуются пустоши с покосившимися остатками цивилизации, напоминавшими о том, что здесь когда-то жили люди. Природа берет своё, деревья прорастают сквозь крыши домов.

Одно из древнейших сёл Черниговской области, Хаиха, заброшено с 2013 года. Во всяком случае об этом говорили в соседней Парафиновке, хотя по другим данным село было заброшено еще в 2007 году, но до сих пор оно в реестрах числится действующим населенным пунктом. И таких, существующих лишь в реестрах сёл на Украине – тысячи. Хаиха была основана в 1500 году. В селе Барановке, той же Черниговской области, был прописан всего один человек по состоянию на 2014 год, а от соседнего села Лозовое вообще остался один только колодец.

Самое целое здание в Барановке - здание магазина, в нем навсегда застыли 90-е. На полу лежат этикетки еще с названиями товаров советских времен, ранние украинские ценники в «карбованцах» с астрономическими суммами: сигареты без фильтра «Ватра» стоили 9000 карбованцев, конфеты - 158 000 за кг., хлеб – 18 000 карбованцев, коробка спичек – 3000 карбованцев.

В 1993 году рост цен на Украине достиг 10 000% в год.

До госпереворота 2014 года село на Украине вымирало, можно сказать – плавно, и даже были какие-то надежды, что ситуацию можно исправить, провести территориальную реформу, поддержать малый бизнес, работающий в сельской местности, поддержать социальный сектор. Но «реформы», проведенные по требованиям МВФ, не оставили украинским сёлам, отдалённым от более-менее крупных городов, ни единого шанса на выживание. Геноцид села, говорят люди, но о нем ни слова не скажет украинская пресса. Тихая, но очень масштабная зачистка территории.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников