Underworld японская группа. «Теперь мне не нужно пить»: Карл Хайд об Underworld, аудиоплеерах и политике

Состав:
Karl Hyde
Richard David Smith

Биография:
Этот творческий союз образовался еще в конце 70х, когда Хайд и Смит оба учились в Художественном Университете Кардиффа (Уэльс). Карл изучал живопись, Рик собирался стать электронщиком. Но свели будущих звезд вовсе не лекции и даже не соседство по общежитию, а… совместная работа в близлежащем ресторане, где Карл готовил десерты и салаты, а Рик мыл посуду. К тому времени они успели стать закадычными друзьями и Рик вошел в состав первой группы Карла The Screen Gemz. Их цель была вполне понятна - стать звездами. Лидером группы был Карл Хайд: он задал направление в котором развивался коллектив, был автором песен, он же стал автором обложки единственного сингла Screen Gemz. Стиль группы представлял собой смесь звуков Kraftwerk и регги. Однако подобное сотрудничество получилось недолгим. Группа The Screen Gemz просуществовала без малого три года в период с 1981 по 1983, выпустила единственный сингл «I Don’t Like Cars: Teenage Teenage». Рик Смит, который казалось бы уже разочаровался в мире шоу-бизнеса, однако вскоре присоединился к новому проекту неугомонного Карла Хайда - группе Freur. В 1983 году группа выпустила диск «Doot-Doot», два года спустя - «Get Us Out of Here» и впоследствии успешно развалилась. Хайд подрабатывал сессионным гитаристом у Дебби Харри и Принца, а в 1988 году воссоединился со Смитом, чтобы сформировать индастриал-фанк-группу под названием «Underworld». В том же году парни подписали контракт с американским лейблом «Sire» и выпустили на нем дебютный альбом «Underneath the Radar». «Change the Weather» последовал годом позже, несмотря на то что, первому диску публика уделила небольшое внимание.

К концу десятилетия «Underworld» исчез из виду. Но некоторое время спустя Хайд и Смит снова возвращаются к музыкальной деятельности, завербовав в свою команду DJ Даррена Эмерсона и сменив вывеску на «Lemon Interrupt».

В 1992-м трио дебютирует с двумя синглами, «Dirty/Minneapolis» и «Bigmouth/Eclipse», выпущенными на «Junior Boys Own Records». Снова вернувшись к названию «Underworld», парни выпустили в 1993 году синглы «Rez» и «MMM…Skyscraper I Love You», имевшие кое-какой успех. Вместо малого добавления элементов техно в базовую формулу рока (как делали многие группы, чтобы прийти к успеху), «Underworld» нажали на техно в полную силу. Их дебютный альбом «Dubnobasswithmyheadman» в составе трио был хорошо встречен многими критиками и даже попал в британские чарты. Хайд, Смит и Эмерсон также впечатлили многих на своих концертах. Группа дважды гастролировала по Англии, побывала в Японии и Европе.

«Dubnobasswithmyheadman» был выпущен в США в 1995-м после лицензирования на «TVT records». Остальную часть года «Underworld» провели в относительном затишье, выпустив только один сингл «Born Slippy».

В начале 1996-го наконец появился следующий альбом «Second Toughest in the Infants». Диск имел слегка обновленный саунд и получил большее количество похвал, чем его предшественник. В отличие от первого этот лонгплей имел хороший сбыт, отчасти благодаря синглу «Born Slippy», прозвучавшему в саундтреке к фильму «Trainspotting». «Underworld» занялись проектом «Tomato» - их собственной компанией, имеющей дело с графическим дизайном для таких клиентов как «Nike», «Sony», «Adidas» и «Pepsi» - а также изготовляли ремиксы для «Depeche mode», Bjork, «Sven Vath», «Simply red» и «Leftfield». Эмерсон продолжил диджейскую работу, смикшировав альбомы для «Mixmag!» и «Deconstruction». Хотя лонгплей 1999 года «Beaucoup fish» принес группе небольшое разочарование, как в музыкальном, так и в коммерческом плане «Underworld» отправились в мировое турне.

В сентябре 2000 года они выпустили «Everything, everything» - живой альбом, сопровождающийся популярными синглами типа «Pearls Girl», «Cups» и «Born Slippy Nux». Месяц спустя вышел интерактивный DVD.

Музыкальное сотрудничество Карла Хайда (р. 10 мая 1957) и Рика Смита (р. 25 мая 1959) началось в конце 70-х годов, когда они играли прото-электроклэш в проекте "Screen Gemz". Группа успела выпустить один сингл и развалилась, но уже в 1981-м оба музыканта оказались членами нововолновой банды "Freur". Данная формация продержалась подольше и оставила после себя пару альбомов, после чего на ее обломках и возник "Underworld". В исходный состав "подземелья" помимо Хайда и Смита также вошли барабанщик Брин Берроуз (экс-"Freur"), басист Баз Аллен и спец по видеоэффектам Джон Уорвикер. Сменив вывеску, команда сменила и направление, и взяла курс на гитарно-ориентированный прифанкованный электропоп.

В конце 80-х группа выпустила пару альбомов, сделанных под некоторым влиянием Принца, "Eurythmics " и "Yello ". Но если первый из них еще вызвал какой-то интерес у публики и поднялся до 139-й строчки "Billboard", то "Change The Weather" оставил большинство слушателей равнодушными. В 1989-м коллектив смотался в Америку, разогревая "Eurythmics ", после чего версия "Underworld MK1" прекратила существование.

Спустя пару лет Хайд и Смит воссоединились и при участии ди-джея Даррена Эмерсона начали записываться под именем "Lemon Interupt", однако впоследствии решили вернуться к прежней торговой марке. Впрочем, стилистика "Underworld" стала теперь совсем иной чем ранее, что и было продемонстрировано альбомом "Dubnobasswithmyheadman". Совершив разворот к прогрессив-техно, команда сделала серьезную заявку на успех. Обновленный гипнотический саунд "подземелья" заворожил критиков и заставил их разразиться восторженными рецензиями. Журнал "Melody Maker" назвал "Dubnobasswithmyheadman" наиболее важным релизом со времен "The Stone Roses " и наиболее интересным со времен "Screamadelica", а между тем тираж диска составил четверть миллиона копий.

Еще более удачным вышел лонгплей "Second Toughest In The Infants", однако львиную долю его успеха обеспечил внеальбомный сингл "Born Slippy", использованный в саундтреке нашумевшего фильма "Transpointing". Сама же полнометражка отличалась от предшественницы большим разнообразием звука, и в ней можно было найти все что угодно от болотно-блюзового чиллаута "Bluski" до квази-джангла "Banstyle". Следующие два года прошли для "Underworld" в относительном затишье, поскольку музыканты в основном занимались сторонними проектами и потихоньку готовили очередной альбом.

Хотя появление "Beaucoup Fish" поначалу вызвало у слушателей некоторое разочарование, впоследствии благодаря танцпольным шлягерам "Push Upstairs" и "Jumbo" дело наладилось. Продажи диска перевалили за миллионную отметку, а кое-кто из критиков назвал работу электронным "Dark Side Of The Moon". Выход "Beaucoup Fish" сопровождался успешным туром, по итогам которого вышел концертный CD/DVD "Everything, Everything". В апреле 2000-го ряды "Underworld" покинул Даррен, решивший вновь заняться диджейством. И хотя казалось, что его отставка должна значительно повлиять на изменение саунда, такового не случилось. На диске "A Hundred Days Off" все фирменные "подземельные" фишки остались на месте, а основное отличие заключалось в снижении агрессии и плавном переходе к легкому эмбиенту.

На следующий год вышел сборник "1992-2002", а в 2005-м "Underword" порадовали своих поклонников 3-дисковой концертной программой "Live In Tokyo". Новый же студийник появился только после пятилетней паузы, причем от "Oblivion With Bells", также как и от "A Hundred Days Off" веяло покоем и умиротворенностью. Более бодрым получился альбом 2010 года "Barking", на котором местами проглядывало влияние "Depeche Mode ".

Last update 14.11.10

Сегодня нас ожидает выпуск антологии клубно-танцевальной сцены «Чувство ритма» о легендарных английских музыкантах - Underworld. Они вошли в историю как один из выдающихся проектов, работающих в мире электронной музыки. Сейчас Underworld выступают на Олимпиадах, сочиняют музыку к кино и спектаклям, пишут книги, устраивают концептуальные экспозиции. В их творчестве давно размыты все границы, и, как хорошие музыканты, они любят прикасаться к различным стилям, но, тем не менее, именно электронную музыку участники этого замечательного коллектива называют своей альма-матер. Слушаем и наслаждаемся вместе с «Пятница.ком»!

* перед прочтением подсоедините наушники к вашему компьютеру и включите плеер;)

Ваш браузер не поддерживает проигрывание данного аудиофайла:(Пожалуйста, обновите свой браузер!

Когда вокруг воцаряется тишина, ты остаёшься наедине с самим собой. Единственный звук, который ты слышишь, - это стук твоего сердца, наполняющий каждую клетку твоего тела. Он рождает жизнь и потребность к движению. Это чувство не перепутать ни с чем. Это - Чувство Ритма.

Я стою перед дверью,
Там за ней мой кумир.
Я когда-то поверил,
В тот обманчивый мир.

Кто-то за руку тянет,
Перейти сей порог,
Там блаженство настанет
Словно шепчет пророк.

Я себя заклинаю
Там я лучше чем здесь,
И, в стакан наливая,
Пью горючую смесь.

С чувством страха простился
Ни стыда нет ни совести.
Из души доносился
Пересказ моей повести.

Снова дверь я открываю,
На пороге задержусь,
Что со мною я не знаю,
Где я вскоре окажусь.

Алексей Сибиряков

Сегодня мы начали музыкально-поэтический выпуск «Чувства ритма», как всегда, с поэзии. Эти стихи принадлежат перу Алексея Сибирякова. Мы приглашаем вас на разговор о команде, которая была образована в 1986 году двумя одаренными британскими музыкантами - Карлом Хайдом (Karl Hyde) и Риком Смитом (Rick Smith).

Создавая группу, они оба были вдохновлены творчеством пионеров электронной музыки Кraftwerk и совершенно не предполагали, что сами станут настоящим музыкальным событием, войдя в историю как один из выдающихся проектов, работающих в мире электронной музыки. Это - Underworld.


Underworld «Dark & Long»

Рик Смит (Rick Smith) - продюсер, композитор и клавишник Underworld, появился на свет 25 мая 1959 года в маленьком городке Аманфорд в Южном Уэльсе. Город с населением чуть более 5000 человек был образован в 19-м веке. Рик рос в рабочей семье и часто говорил в интервью, что порой его спасала только музыка, которая стала частью его чувственной натуры.

Рик много читал, слушал радио, смотрел фильмы, а в голове будущего музыканта звучали красивые мелодии. «Мне нравилось слушать город, звуки машин, лай собак, гул прохожих, скрип старой виниловой пластинки на патефоне. Все это меня очень вдохновляет. Однако я никогда всерьез не мечтал о мире большой музыки. По сути, я реалист? и мне всё это казалось невероятно сказочным. Поэтому я пошел учиться в политехнический институт».

А вот кто с самого начала верил в успех и знал, что станет настоящей звездой - это Карл Хайд (Karl Hyde), вокалист, поэт и музыкант, чей голос стал визитной карточкой Underworld. Он родился 10 мая 1957 года в английском городе Ворчестер в графстве Ворчестершир, в 40 километрах от Бермингема. Ворчестер - это уютный древний городок, образовавшийся близ готического собора, построенного в 12-м веке.

В живописной атмосфере, пропитанной стариной, Карл читал Шекспира и Байрона и даже писал небольшие эссе, пока не познакомился с миром музыки, которая полностью поглотила его. «Я рос в очень причудливой обстановке: моя мама была ценителем поэзии, в то время как отец обожал музыку - все это отразилось на мне. С юных лет я ощутил непомерную тягу к прекрасному».


Underworld «Beautiful Burnout»

Судьбы даровитого тандема пересеклись в городе Хардиф, столице Уэльса, куда ребята поехали учиться. Некоторые биографические источники утверждают, что Рик Смит и Карл Хайд познакомились в закусочной, в которой якобы работали вместе. Эта часть биографии музыкантов покрыта историческим туманом. Однако, готовясь к этому эфиру и переработав груду материала, я наткнулся на любопытное интервью, в котором участники Underworld сами описывают историю своего знакомства, и вот что говорит Карл Хайд: «Впервые я встретил Рика в моей съемной студенческой квартире в Хардифе, в конце 70-х. Мы оба учились, и мой приятель привел Рика к нам в гости как человека, разбирающегося в аппаратуре. Уже тогда мы все понемногу пробовали себя в музыке в перерывах между учёбой. И Рик пришёл к нам, дабы починить усилитель. Каково же было его удивление, когда он увидел, что внутри усилителя полно отверток, ножей, вилок. На его лице явственно читался вопрос: «Вы что, идиоты?». Вы знаете, спустя 30 лет я и сейчас часто вижу подобный вопрос на его лице. Он гениальный продюсер и музыкант, и я рад, что судьба свела нас тогда».

Судьбоносное знакомство явилось началом пламенной дружбы. Поддавшись обаянию и прямолинейности Рика, Карл с друзьями предложил ему поиграть на клавишах в только что созданной команде, названной The Screen Gemz. «Я никогда не думал всерьез связываться с музыкой, хотя благодаря родителям получил неплохое образование по классу фортепиано. В момент предложения стать членом группы, основанной Карлом, я учился в Политехническом вузе в Уэльсе, на факультете электроники, и понимал, что если заниматься музыкальной карьерой всерьез, то прощай нормальная жизнь».

Карл Хайд на момент знакомства с Риком Смитом был ярким представителем уэльской богемной молодежи, он только что закончил художественный колледж и был на первой волне популярности.

Рик вспоминает: «Они тогда дали оглушительный концерт прямо на крыше здания - это было что-то вроде легендарного выступления Битлз. И тут от них внезапно поступило предложение стать частью группы. Конечно же, я согласился».

Рик Смит довольно быстро отвоевал своё место под солнцем, став одним из фронтменов группы The Screen Gemz. Команда, в которую входили также Альфи Томас (Alfie Thomas), Гэри Бонд (Gary Bond), Стив Ирвин (Steve Irwin), Стюарт Килинг (Stuart Keeling) просуществовала с 1979 до 1983 года. The Screen Gemz выпустила единственный сингл - «I Just Can"t Stand Cars: Teenage Teenage». Несмотря на это, ребята постоянно экспериментировали в разных жанрах, однако так и не пришли к общему знаменателю.

Вершиной в творчестве команды стало выступление в телешоу популярного ведущего Джона Пила (John Peel), после чего музыкальная пресса назвала группу The Screen Gemz «командой, выступающей в стиле Лу Рида и Элвиса Костелло».


Underworld «Dirty Epic»

В 1983 году Рик Смит, Карл Хайд и их друг, Альфи Томас создают команду Freur, которая работала в жанрах синти-поп и электроника. Ребята творили день и ночь, учтя ошибки The Screen Gemz, и группа, образованная в 1983 году, стала пробиваться к cвоим вершинам. Впоследствии к команде примкнули Джон Ворвикер (John Warwicker) и Брайан Барроуз (Bryn Burrows), и укомплектованный состав заключил контракт с компанией CBS Records на выпуск дебютного сингла, который назывался «Doot-Doot» и попал в 100 лучших треков по версии разных стран.

В середине 80-х сценарист Клайв Баркер (Clive Barker) пригласил Freur написать музыку для фантастического фильма, также названного Underworld. Ребята были вдохновлены проделанной работой, и название картины в будущем подтолкнет их к созданию легендарного проекта Underworld. Карл Хайд и Рик Смит всё больше погружались в музыку, уходя в некий другой мир, который с радушием распахивал для них двери. В интервью ребята скажут: «Мы подолгу находились вместе, много репетировали, и, я думаю, что мы стали Underworld намного раньше, чем официально прикрылись этим названием. Мы часто говорили о расширении горизонтов».

Группа Freur выпустила два альбома - первый, названный «Doot-Doot», и пластинку «Get Us Out Of Here», которая стала довольно знаменита. Это обстоятельство позволило группе подписать контракт на гастрольный тур по Америке, в котором Freur разогревали публику перед концертами одного из самых популярных английских проектов Eurythmics. По завершении тура с Энни Ленокс (Annie Lennox) и Дэйвом Стюартом (David Stewart) Freur сказали в интервью, что устали и хотят заняться своей работой. Карл Хайд остался в Америке и работал сессионным музыкантом у различных исполнителей, таких, как Дебора Харри (Deborah Harry) и Принц (Prince), а Рик Смит вернулся в Европу, где сыграл свадьбу со своей возлюбленной.

Другие члены группы занялись своим делом, и уже в 1987 году музыканты официально объявили о завершении сотрудничества и почти в том же составе собрали команду Underworld. К тому моменту Британию стала охватывать волна Acid House, и ребята поняли, в каком направлении им стоит двигаться.

«У нас было слишком много различного материала, и я не мог зарыть его в землю, мне хотелось, чтобы аудитория его услышала. Было время, когда я слишком много времени проводил в барах в восточном Лондоне. Я подслушивал разговоры посетителей, кое-что записывал в свой блокнот, и моя фантазия дорисовывала драматические истории, которые превращались в поэзию. Я буквально не мог остановиться, так же, как не мог остановиться в выпивке. Если постоянно посещаете бары, то рано или поздно вы начнете выпивать. Это случилось со мной. Я стал пить очень много, пока в один из дней меня не остановил Рик - он вытащил меня из разверзшейся бездны, и я благодарен ему за это».


Underworld «Faxed Invitation»

Превратившись в Underworld, Рик Смит и Карл Хайд продолжили эксперименты с музыкой, всё больше уходя в сторону электроники. В 1987 году группа подписала контракт с компанией Sire Records и выпустила альбом «Underneath The Radar» в 1988 году. После ухода барабанщика Брайна Барроуза они выпустили пластинку «Change The Weather».

После некоторых изменений, в самом конце 80-х, Рик Cмит приглашает в группу Даррена Эмерсона (Darren Emerson) - музыканта, композитора и ди-джея, дабы добавить звуку Underworld немного адеграундности и клубности. Это было, пожалуй, одно из самых правильных решений, которое повлияло на развитие группы и на приобретение статуса культовой.

Даррен Эмерсон - один из талантливейших ди-джеев первой клубной волны британского Progressive house, в которую входили Пол Окенфольд (Paul Oakenfold), Дэнни Рэмплинг (Danny Rampling), Саша (), Джон Дигвид () и другие. Даррен Эмерсон придал звучанию Underworld нужные оттенки и тем самым окончательно дополнил картину происходящего.

Музыкант проработает в Underworld более 10 лет. Пожалуй, самые успешные годы команды пройдут именно с ним. Уйдя из группы уже в нулевых, он запишет компиляцию для лейбла в столице Колумбии - Боготе, и создаст собственный лейбл, названный The Underwater, который не будет пользоваться такой популярностью.

Но вернемся в начало 90-х. Underworld быстро покорили сердца своей аудитории. В 1992-м году, теперь уже трио Underworld - Смит, Хайд и Эмерсон - заняв 500 фунтов у своего менеджера, издали свой первый сингл тиражом 500 экземпляров. Это был двусторонний винил «Mother Earth / The Humpk». Дальше последовало знакомство с боссом лейбла Juniors Boy"s Own Стивом Холлом (Steven Hall), который буквально с открытым ртом прослушал следующую работу Underworld «Skyscraper I love You».

Остолбеневший Холл приговаривал «танцевальные проекты не пишут такой музыки. М-м-м. Да никто такого не пишет». В то время в Британии бушевало рейв-движение, и Underworld с момента своего появления были в его авангарде. Они, регулярно появляясь на вечеринках, стали собирать концертные залы и всё больше и больше завоёвывали сердца аудитории.

В том же году коллектив выступил на фестивале Гластонбери (Glastonberry). В интервью Карл Хайд скажет: «Выступление на Гластонбери стало для нас поворотным. Это была отправная точка, в которой мы окончательно поняли, в какую сторону надо идти». С тех пор Underworld никогда не определяют заранее, какие песни и в каком порядке будут играть на концерте, конструируя свои выступления на живом диалоге с аудиторией.


Underworld «Rez»

В 1994 году дебютный альбом Underworld с труднопроизносимым названием «Dubnobasswithmyheadman» добрался до 11-го места в британских чартах, прославив группу за пределами клубно-танцевальной тусовки.

«Мы и не думали выпускать альбом» , - проговорился Карл Хайд, - «просто набралось треков на долгоиграющую пластинку, вот мы её и издали. Я сильно удивился, когда впоследствии узнал, что многие открыли для себя мир клубно-танцевальной музыки благодаря нашему альбому».

После выхода первой пластинки группа поехала на гастроли по Европе и Японии. Концерт Underworld 1994-го года в престижном лондонском зале Astoria предварял никому тогда не известный дуэт Dust Brothers, впоследствии переименованный в Chemical Brothers. А в следующем году с музыкой Хайда, Смита и Эмерсона познакомился кинорежиссер Дэнни Бойл (Danny Boyle).

Он использовал трек команды в своем фильме «Trainspotting», знакомый нашему зрителю под названием «На игле», и с этого момента Underworld стали главной электронной группой в мире. Началась массовая фанатичная слушательская преданность этому проекту.

«Born Slippy» - трек, который станет визитной карточкой группы и войдет впоследствии в пластинку 1996 года «Second Toughest In The Infants». Однако, будучи выпущенным отдельным синглом ещё до появления на экранах ленты «На игле», «Born Slippy» был выпущен на стороне Б как работа, не подававшая никаких надежд на то, чтобы стать популярной.

Ребята скажут в интервью: «Мы написали трек про собаку, которая постоянно лаяла под окном, не давая нам спать после концертов или вечеринок. Как уникальна человеческая природа - ты можешь написать каких-нибудь несколько строчек про житейскую ситуацию, а люди потом с помощью своей фантазии дорисуют всякие небылицы. Самое смешное, что нам приходилось слышать о треке «Born Slippy» - он, оказывается, является гимном героину второй половины 90-х. Боже, какая химерическая глупость! Спасибо Дэнни Бойлу и его «На игле» , - смеются участники Underworld.

Второй альбом Underworld очень быстро нашел отклик в сердцах фанатов по всему миру и был представлен в книге «1001 Альбом, который Вы должны услышать, прежде чем умереть». Одно авторитарное музыкальное издание написало: «Это не тупая качающая танцевальная музыка. Underworld знают, как расширить безумие техно и джангла, а затем отступить к эмбиентной прохладе. Их сила в умении искусно маневрировать жанрами».

Underworld «Born Slippy»

Следующий альбом, «Beaucoup Fish», многие считают самой сложной и лучшей работой Underworld. Дип-хаус, техно, боевитый брейк-бит вперемешку с какими-то совершенно новыми ощущениями - группа тут достигла пика жанрового разнообразия.

А композиционная завершенность пластинки (вначале трек «Push Upstairs», ближе к концу - «Push Downstairs») и проникновенные монологи Хайда, который в тот момент находился в затяжной депрессии, заставили критиков сравнивать альбом «Beaucoup Fish» с операми эпохи барокко. Большинство композиций пластинки было издано в виде синглов, усиленных ремиксами Дейва Кларка, Франсуа Кеворкяна (François Kevorkian) и Фэтбой Слима (Fatboy Slim). «Beaucoup Fish»> был также номинирован на престижную музыкальную награду Mercury Prize.

Продажи диска перевалили за миллионную отметку, а кое-кто из критиков назвал работу «электронным эквивалентом «Dark Side Of The Moon» команды Pink Floyd».

В 2000 году Даррен Эмерсон уходит из Underworld. Он, чувствуя мощное развитие электронной музыки, решил продолжить карьеру в качестве ди-джея. Рик и Карл вновь остались вдвоем, выпустив альбом «Everything, Everything». Запись была сделана в ходе их турне «Beaucoup Fish» и сейчас остается одним из важнейших музыкальных DVD в истории этого формата, наряду с видео «One Night In Paris» Depeche Mode и фильмом «Erotica» Мадонны.

В 2002 году Underworld вновь заперлись в студии, чтобы выдать «A Hundred Days Off». Альбом продемонстрировал, что группа не изменила победоносному саунду, что тексты по-прежнему умны и запутаны, а удержаться от танцев, слушая их музыку, всё также невозможно. Первый сингл «Two Months Off» гремел на Ибице летом 2002-го не хуже, чем «Born Slippy» в 1996-м.

Второй этап жизни группы, от прихода Эмерсона до 2003 года, зафиксировал двухдисковый альбом лучших вещей Underworld, названный просто и со вкусом - «Антология».

Теперешнее состояние Рика Смита и Карла Хайда могло бы вписаться в извечный миф о состарившемся художнике, тронувшемся умом и удалившимся во вселенную своих грёз. Дело в том, что Underworld перестали быть активными участниками музыкальной индустрии. С развитием mp3 и падением продаж компакт-дисков, они почувствовали, что шоу-бизнес начал кардинально меняться, и отказались от привычной формы работы, по которой действуют все музыканты: «альбом-промоушен-мировой тур».

Underworld целиком и полностью переселились в мир электронной паутины. Они продолжают активно гастролировать, и их живое шоу в любом городе также повышает международный рейтинг населенного пункта, как концерты Мадонны, U2 и Radiohead. Однако художественный посыл Underworld усложнился настолько, что их новые работы вплотную приблизились к инсталляциям художников-концептуалистов, выполненных в смешанных техниках и понятных только исходя из информационного контекста.

Underworld «Two Months Off»

В ноябре 2005 года они объявили старт «The Riverrun Project», в рамках которого регулярно выкладывают в Интернете треки длиною с полчаса вместе с графикой, фотографиями и глубокими текстами.

«Новый формат, придуманный нами» , - говорит Карл Хайд, - «напоминает мне то, как в начале 90-х люди торговали свежеотпечатанным двенадцатидюймовым винилом прямо из багажников машин. Мы полностью избавились от влияния рекорд-компаний и чувствуем себя прекрасно». Говорят, что для Riverrun написано уже порядка 180 музыкальных частей. Но это еще не всё. Underworld по совету своего друга, ныне покойного ди-джея BBC Radio One Джона Пила, открыли Интернет-радиостанцию и ведут круглосуточное вещание в интернете.

Ну, а самым неожиданным проектом Underworld оказался выпуск на студии Tomato альбома с 36 000 фотографиями Карла, которые он сделал на свой мобильный телефон. Карл Хайд в 90-е организовал команду творческих единомышленников, названную Tomato, в которую входили художники, музыканты и поэты. Они до сих пор существуют, устраивая перформансы, давая концерты, а Карл под эгидой Tomato написал книгу о более чем 20-летней карьере в шоу бизнесе, и в наши дни продвигает книгу в Америке.

Underworld считались интеллектуалами в эпоху аналоговой электроники и расцвета рейва. Во времена web 2.0 они превратились в фонтанирующих идеями дигитальных безумцев.

В сентябре 2010 года увидел свет новый необычный альбом Underworld. Его главной особенностью является то, что назвать услышанное Underworld можно лишь условно. Идея альбома состояла в том, чтобы черновые студийные наброски треков Underworld отдать на «съедение» ди-джеям и музыкантам из «первой двадцатки журнала DJ Mag» и их чуть менее именитым собратьям, т.е. тем, кто непосредственно влияет сегодня на умы подрастающего поколения.

Таким образом, в списке контрибьюторов «Barking» оказались тяжеловес прогрессив-транса Пол Ван Дайк (Paul van Dyk), американо-иранский ди-джей и музыкант Dubfire, вездесущие и D Ramirez, драм-н-бэйс исполнитель High Contrast и даже основатель лейбла Skull Disco, дабстеп-оператор Лори «Appleblim» Осборн (Laurie «Appleblim» Osborn). Underworld - в массы.

,