“Все ждали, что я сложу сумочку и уеду”. Главный астраханский балетмейстер Константин Уральский – о себе и работе

Константин Уральский после окончания Московского хореографического училища (ныне МГАХ) в 1978 году был принят в Большой театр России.

В 1990 году закончил ГИТИС (РАТИ) по специализации хореограф (курс профессора О.Г. Тарасовой). Параллельно с учёбой в ГИТИСе Уральский изучал современные направления хореографии в Германии и США.

В 1991 году принимает приглашение возглавить труппу Балета Айовы, США. Константин Уральский руководит Балетом Айовы в течении 6 лет, за это время восстанавливает большое количество балетов классического репертуара и создаёт 15 оригинальных спектаклей, вызвавших большой интерес зрителей и критиков. Среди них «Птицы», «My Reverie», «Кармен-сюита», «More Than Two toTango», «Макбет», «Размышляя о Петрушке», «Музыка Альбинони», «Доктор Живаго» и др.

в 1998 году Константин Уральский становится Артистическим директором камерного балета "Балет Нью-Йорк". В это же время В 1998 году открывает в Нью-Йорке свою балетную школу. Для нового коллектива создаются постановки «Лунный свет», «Рождественские танцы», «Странники в пути» и др.

В 2006 году приглашён в Челябинский государственный театр оперы и балета для постановки балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». После успеха спектакля получает повторное приглашение, и вместе с композитором В. Бесединой, в 2007 году создаёт мировую премьеру балета «E lMundo de Гойя» о жизни испанского художника Франсиско Гойи. Спектакль вызвал большой интерес у публики и профессионалов. Балет «El Mundo de Гойя» получил пять призов на фестивале «Сцена-2007», включая приз за лучшую хореографию года.

С апреля 2008 года Константин Уральский становится художественным руководителем балета Челябинского академического театра оперы и балета имени Глинки.

В 2008 году за Балет "El Mundo de Гойя"Константину Уральскому присуждена Государственная премия Правительства Российской Федерации за достижения в области культуры.

В числе спектаклей, поставленных в Челябинском театре, яркие работы "Жар Птица"

И. Стравинского, "Чехов. Отражения" на музыку П. И. Чайковского.

В сентябре 2011 года получает приглашение правительства Астраханской области возглавить балетную труппу открывающегося Астраханского театра Оперы и Балета. Константин Уральский становится художественным руководителем балета и главным балетмейстером театра.

В декабре 2012, премьерой балета «Лебединое озеро» в новой постановке Константина Уральского, открылась новая балетная труппа Астраханского государственного театра Оперы Балета.

За последние годы Уральский поставил балет на музыку Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова и балет «Вальс белых орхидей» по мотивам произведений Э.М.Ремарка на музыку М.Равеля и французского шансона, новую редакцию балета "Дон Кихот", авторские спектакли "Кармина бурана", "Пиаф. Я не жалею ни о чём"и крупную мировую премьеру - балет "Андрей Рублёв".

Среди постановок: в США: «Птицы», «My Reverie», «Кармен-сюита», «More Than Two to Tango», «Макбет», «Размышляя о Петрушке», «Музыка Альбинони», «Доктор Живаго», «Лунный Свет», «Silent Night», «Странники в пути», «Белоснежка и семь гномов», «Щелкунчик», «Rachmaninov second» и др.

В России: «Вальс белых орхидей», «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, балет «El Mundo de Гойя», «Чехов. Отражения», «Жар-Птица», «Второй фортепианный концерт Рахманинова», «Щелкунчик», «Дон Кихот» Л.Минкуса и др.

Константин Уральский осуществил постановки спектаклей «Маленькая ночная серенада», «Второй фортепианный концерт Рахманинова» (Украина), «Доктор Живаго» (Болгария), «Лики русских сезонов» (Национальная академия танца в Риме), «More Than Two to Tango» (Национальный театр Республики Косово), «Ритмы солнца» (Боливия). Продолжает ставить спектакли в разных странах мира, работая одинаково успешно как с классическим материалом, так и с современными произведениями

Общественность продолжает обсуждать нападение на худрука Большого театра Сергея Филина. Между тем в схожей ситуации год назад оказался балетмейстер Астраханского музыкального театра Константин Уральский. Он был избит в подъезде своего дома неизвестным. О том, чем завершилось расследование дела о нападении, а также о том, почему угрозы не заставили его бросить работу в Астрахани, маэстро рассказал журналисту “Комсомольца Каспия”.

– Константин Семенович, вы хорошо знаете художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. Тяжело, наверное, было услышать новость о том, что на него напали?

– Конечно. Мы коллеги и приятели уже лет 20. Сережа младше, но мы уже в таком возрасте, когда разница в годах не так заметна. Это очень хороший человек. Не так давно стал занимать руководящие должности, проявил себя в театре Станиславского и Немировича-Данченко, потом перешел в Большой. У нас схожее понимание того, как руководить сегодня балетным коллективом. Он из тех, кто непреклонно стоит на традициях. А в нашем обществе быть профессио­нально непреклонным бывает даже опасно.

– За свою профессиональную непреклонность и пострадал Сергей Филин?

– Да. Театр – это эмоцио­нально сложная вещь, это работа с творческими людьми. Инцидент с кислотой связан с профессио­нальной деятельностью – это уже не вызывает никаких сомнений. Я не следователь, не владею информацией. Конечно, мы с коллегами обсуждаем какие-то догадки.

– У наблюдателя со стороны отношение к людям искусства – как к людям высокого духовного развития. И вдруг – кислота, какие-то разборки. Как это может совмещаться?

– Конечно, когда произошла история с Сережей, появились разные статьи, передачи, где проскальзывали самые неприятные мысли и теории. Между тем человек сильно пострадал, ему очень больно и очень тяжело. Вы говорите, откуда в театре все это берется? Театр – отражение общества, отражение того, в чем мы живем.

– Раньше писали, что на вас тоже напали – некий человек в маске. Как это было?

– Я шел домой, зашел в подъезд. Уже прошел к лестнице, когда мужчина попросил придержать входную дверь. Потом мне говорили: ты что, не знаешь правил вежливости в России? Никому ничего не придерживать, никому ничего не открывать, будешь целее. Но я обернулся к двери, увидел мужчину в медицинской маске. Мужчина стал сильно кашлять. Первая моя реакция – раз он больной, надо держаться подальше. Я стал быстро уходить на лестницу, чтобы оказаться подальше. Пошел пешком в надежде, что мужчина поедет лифтом. К сожалению, он не оторвался, а стал меня догонять. В момент, когда я притормозил, чтобы пропустить его вперед, мужчина несколько раз ударил меня по лицу кастетом.

– Насколько сильные травмы получили?

– Сильная травма нижней челюсти. Меня еще спасло, что я стал уходить от ударов. Должно быть, я закричал, после этого нападавший быстро скрылся. Первая мысль была – побежать за ним. Я даже не осознавал, что мне нанесены довольно ощутимые увечья.

– В этом человеке не узнали какого-то знакомого?

– Нет, абсолютно незнакомый человек.

– Полиция не продвинулась в поисках?

– Нападавший пойман и осужден. Получил год условно. Может, я реагирую как человек, который пострадал, но нападение было спланировано, продумано, я знаю, по причине чего это было организовано. Там была прямая связь с театром, как это принято говорить, с моей профессио­нальной деятельностью.

– Нападавший был нанятым уголовником?

– Нет, совсем не уголовник. Кто именно, не скажу – кто хочет, может получить информацию в полиции или суде. Скажем так – он был очень близок кое-кому из театра.

– Мотивы у него появились в связи с вашим назначением на руководящую должность?

– Ну да. Видимо, считали, что я уйду, сдам свои позиции, сложу сумочку и уеду. Кроме того, мне поступали серьезные угрозы по телефону. “У тебя, – говорили в трубку, – осталось две недели!”

– Правоохранительные органы не смогли установить, кто звонил?

– Следствие решило, что это тот же самый человек, который был осужден. Всем понятно, чем это было вызвано и кем это было вызвано. Но, к сожалению, ничего не доказано.

– Скажите, это первый подобный случай в вашей карьере? Конкуренты не пытались раньше строить козни?

– Я занимаюсь своей профессией уже много лет, с 90-х – на должностях, подобных нынешней. Долго работал за границей, руководящую карьеру начал в США. Могу сказать, что никаких угроз не слышал, пока не приехал в Российскую Федерацию. Но
сначала угрозы были типа “Я тебе покажу!”, “Будешь у меня прощения просить!”. Неприятно.

Увы, у нас принято любой конфликт на улице разрешать хамством. Тех, кто долго пробыл за границей, все это сначала очень раздражает.

– Давайте теперь поговорим о хорошем. Что уже успело случиться приятного в Астрахани?

– Мы открыли сезон большой, значительной постановкой – “Лебединым озером” Петра Ильича Чайковского в новой редакции. Масштабный спектакль к открытию новой балетной труппы. Приехало много гостей. Были народные артисты Советского Союза, представители Союза театральных деятелей, гости из-за границы. Премьера прошла очень удачно.
22 февраля у нас прошла еще одна, небольшая, премьера. Это одноактный балет со старинной хореографией Жюля Перо 1843 года “Наяда и рыбак”.

В апреле у нас будет еще одна премьера – это один из моих собственных спектаклей, поставленный по произведениям Эриха-Мария Ремарка. Он называется “Танец белых орхидей”.

– А еще вы курируете детскую балетную школу. Как оцениваете начинание?

– Балетная школа открылась здесь по решению Александра Александровича Жилкина, и я являюсь ее руководителем. У нас прошел очень серьезный отбор. Даже не ожидал, что придет столько детей. 11-летние мальчики и девочки в декабре уже показали свой полугодовой контрольный урок.

Еще у нас есть группа старшего обучения, 13-14 лет. Они занимаются по другой программе, готовятся как артисты ансамбля. Глаза уже горят. Начинаю привлекать девчушек к эпизодическим ролям в спектаклях.

– У вас в планах задержаться здесь надолго?

– Иначе бы не приехал. Я не в том возрасте, чтобы совершать какие-то карьерные шаги. У меня в жизни их уже было достаточно. Своим талантом и трудом добился положения одного из ведущих хореографов, известного в России и в мире. В моем возрасте уже не цепляются за должность когтями с мыслью “а потом я прыгну туда”. Здесь, в Астрахани, очень интересное начинание, которому пригодились мои знания и опыт. Такой масштабный проект позволяет использовать все мои навыки.

Уральский Константин Семенович (р. 14.07.1960, Москва), артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. хореогр. уч-ще (МХУ, 1978; педагоги: Л. Т. Жданов, Б. Х. Рахманин, А. Р. Симачев), балетмейстерский ф-т ГИТИСа (1990; курс проф. О. Г. Тарасовой). В 1978—88 артист труппы Большого театра; исполнял сольные партии в балетах: «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова; «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» С. С. Прокофьева; «Щелкунчик» П. И. Чайковского и др. С труппой театра гастролировал в Германии, США, Юж. Америке, Японии и др. странах. Первая балетмейстерская работа выполнена в МХУ («Тарантелла», обработка итал. нар. музыки). В 1987—88 У. посещал семинары ведущих заруб. хореографов в Германии, Чехословакии. По приглашению амер. балетм. М. Лопеса в 1990 переехал в США. В 1991—97 рук. балетной труппы «Балет Айовы». С 1997 в Нью-Йорке: основал собств. балетную школу; артистич. дир. балетной труппы «Нью-Йорк». У. постановщик 15 новаторских балетных спектаклей, интересных сочетанием академич. традиций с хореографией в стиле модерн, этногр. элементами. На сценах Европы (Болгария, Россия, Украина) и США шли поставл. У. балеты: «Кармен-сюита» Р. К. Щедрина (1991), «Белоснежка» Б. Павловского (1993), «Макбет» К. В. Молчанова (1995), «Доктор Живаго» К. Е. Волкова (1996; удостоен почет. награды Нац. ассоциации губернаторов США), «Размышления о Петрушке» (1995; музыка И. Ф. Стравинского), «Лунный свет» (1999; К. Дебюсси), «Странники в свете» (2000, премьера в Кремлевском дворце; музыка Рахманинова), «Второй фортепианный концерт» (2005; Рахманинов), «Момент» (2008; Ф. Шопен) и др. В 2003 по приглашению рук-ва «Русского камерного балета “Москва”» У. поставил спектакль «Вальс белых орхидей» по мотивам произв. Э. М. Ремарка (музыка М. Равеля и франц. шансон 1930-х гг.). Осуществил балетные постановки в драм. и оперных спектаклях: «Страсти Черноморья» (Театр сатиры, Москва), «Федот-стрелец, удалой молодец» (Гос. академич. Центр. театр кукол им. С. В. Образцова, Москва), «Балмаскарад» («Опера Айовы», США). В 2006, 2007 в Чел. гос. академич. театре оперы и балета им. М. И. Глинки У. поставил спектакли: «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Е1 mundo de Гойя» В. Бесединой (приз в номинации «Лучшая хореография» на обл. фестивале профес. театров «Сцена-2007»), вызвавшие большой резонанс, отмеч. критиками как пример «органичного сплетения классики, модерна, народного танца, необычной музыки, новой сценографии». С мая 2008 У. художеств. рук. балетной труппы Чел. театра оперы и балета. Лауреат регион. и нац. балетных фестивалей.

Новый художественный руководитель балетной труппы, главный балетмейстер театра оперы и балета - личность большой величины. Константин Уральский - обладатель государственной премии Правительства РФ за достижения в области культуры, лауреат международных конкурсов. Он известен в профессиональных кругах не только как профессионал в деле восстановления классического балетного наследия, но и хореограф-новатор. Истинный космополит, Константин Уральский не ведает никаких границ для своего творчества, успешно работая над постановками и в России, и за рубежом.
Сегодня он приглашен в Астрахань лично губернатором А. Жилкиным. Задача, поставленная руководством перед балетмейстером, прекрасна и велика. Создать для театра оперы и балета коллектив и репертуар академического балетного театра. Статус театра вырос на несколько порядков, пора соответствовать и артистам.

ЧУДОБИЛЕТ: Константин Семенович, с Вашим приездом в Астрахань в нашей труппе появилось много новых артистов балета. Вы были знакомы раньше?
Константин Уральский: С некоторыми из них я действительно уже работал. Это солист Александр Зверев из Йошкар-Олы, ведущая артистка балета из Самары Дарья Климова, Ульяна Батлук из Новосибирска и Владислав Борисов из Москвы. Много артистов приедет в Астрахань из разных городов и балетных школ страны. Так что скоро состав балетной труппы театра, как минимум, удвоится. Представьте себе, в балете “Лебединое озеро” танцуют 32 белых лебедя, т.е. для этой постановки нужно примерно 35 женщин и столько же мужчин.

ЧУДОБИЛЕТ: В идеале, каким Вы видите “балет Уральского”, над созданием которого Вы сейчас работаете?
Константин Уральский: От правильности моего сегодняшнего выбора зависит долговечность того, что в итоге будет создано. Рождается новый Театр, и мы все стоим у его истоков. Это исторический момент и для Астрахани, и для меня лично. Важно понимать, что Театр создается там, где есть творческие лидеры и сплоченная команда, а не там, где есть большое новое здание и далеко идущие планы.
Я очень внимательно подбираю артистов для своей труппы. В моем творческом коллективе каждый чувствует свою необходимость и плечо товарища, и нет ничего, что принято считать балластом.

ЧУДОБИЛЕТ: Будут ли добавлены новые номера в уже знакомые астраханцам балетные постановки, или репертуар балетной труппы полностью обновится?
Константин Уральский: Что касается репертуарной политики, то, конечно, в скором времени она претерпит большие изменения. В первую очередь на астраханской сцене будут осуществляться балетные постановки из классического наследия (“Дон Кихот”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Ромео и Джульетта”, “Жизель” - в новой редакции). Кроме того, планирую показать в Астрахани мои авторские спектакли (например, “Вальс белых орхидей”).
Первой большой работой нашей труппы в театре оперы и балета станет “Лебединое озеро”. К Новому году мы готовим одноактное представление для детей “Щелкунчик и Мышиный король”, а в 2012 году расширим его до полнометражного спектакля.

ЧУДОБИЛЕТ: Скажите, а есть ли какие-то абсолютно новые постановки, которые впервые будут поставлены именно в Астрахани?
Константин Уральский: Да, на сцене астраханского театра оперы и балета я планирую поставить новые мировые балетные премьеры. Я люблю удивлять публику! Но пока не стану раскрывать секрет, о каких постановках я сейчас говорю.
Кроме того, я буду приглашать в Астраханский театр оперы и балета иногородных хореографов для осуществления авторских постановок.

ЧУДОБИЛЕТ: Путь от замысла до постановки нового балетного спектакля долог?
Константин Уральский: Очень долог. Например, со дня рождения идеи до постановки моего спектакля “Вальс белых орхидей” прошло 16 лет. В среднем со дня замысла до рождения спектакля проходит 2-3 года. После того, как Идея выкристаллизовалась в мозгу у хореографа-постановщика, к проекту подключается театр, выступающий в качестве продюсера. Начинается разработка сценарного плана, работа композитора над партитурами, работа художников по костюмам, сценографов. Временное исчисление всех этих творческих процессов идет годами.
Но те премьеры, название которых я сейчас не могу раскрывать, будут поставлены на астраханской сцене, скорее всего, через год. К тому моменту, как я получил предложение работы в вашем городе, эти спектакли находились уже в завершающей стадии подготовки.

ЧУДОБИЛЕТ: Астрахань называют каспийской столицей России. Планируете ли Вы организовать здесь, например, масштабный балетный фестиваль?
Константин Уральский: Мы уже ведем такие разработки. Задумали вместе с художественным руководителем и главным дирижером театра Валерием Ворониным объединить два вида искусства в одном большом фестивале. Это будет оригинальный для Астрахани проект. Но я напомню, что первостепенной задачей сейчас является создание новой балетной труппы и нового репертуара для нее.

ЧУДОБИЛЕТ: Губернатор Астраханской области Александр Жилкин неоднократно озвучивал информацию об открытии в Астрахани балетной школы на базе театра оперы и балета. Скажите, когда это событие произойдет?
Константин Уральский: Решение о его создании будет принято в ближайшее время, поскольку открытие профессионального балетного училища-колледжа на сегодня является очень актуальным вопросом. Балетный театр должен стать серьезной частью новой труппы театра оперы и балета, а для этого нужно обеспечить его профессиональными кадрами. Колледж будет нужен и для подготовки кадров, и для популяризации балета в городе.
В дальнейшем мне бы хотелось, чтоб в Астрахани появилась кафедра хореографии на базе астраханской консерватории, к примеру. Я с удовольствием преподавал бы будущим педагогам-балетмейстерам и хореографам.

ЧУДОБИЛЕТ: Константин Семенович, и напоследок, разъясните еще раз ситуацию с распределением репертуара между старой и новой площадками театра оперы и балета?
Константин Уральский: В ноябре и декабре артисты театра будут работать на двух площадках одновременно. Оперные постановки и детский абонемент, на которые продаются билеты, будут идти на старой сцене в парке “Аркадия”. А на новой сцене Театра оперы и балета все творческие труппы принимают участие в серии благотворительных сборных концертов. На эти концерты билеты не продаются, вход по пригласительным.
Уже 26 ноября мы покажем новый балетный репертуар на “Вечере балета” в двух отделениях, билеты на который уже полностью раскуплены. Наша премьера состоится на новой сцене театра оперы и балета.