Выражение и вам не хворать что означает.

Лидер движения “Россия молодая” член Общественной палаты Максим Мищенко предложил сократить бюджетные расходы на тяжелобольных ради качественной медицины для большинства россиян. “Есть десять человек, которым можно помочь, они лежат и ждут скорую помощь. А есть один человек, больной раком. И мы расходуем деньги на продление его жизни, при этом обделяя людей, которых можно быстро вернуть в строй. В этом парадокс ситуации: гуманизм является мнимым”.

Татьяна КРАСНОВА, координатор благотворительного движения «Конвертик для Бога»

Комментировать выступление Мищенко мне трудно. Больше того, вчера, когда один телеканал по телефону попросил меня что-то сказать по этому поводу, я не поверила, и даже строго попросила девушку-редактора не говорить чепухи.

Я комментировать не буду, а лучше дам вам прочесть кусочек книжки, которую пишу уже год, и все никак не могу дописать:

Я попала в больницу так, как попадают все – случайно. Это потом, присмотревшись, начинаешь понимать, что случайность – это милосердно адаптированный вариант воли Божьей. Расслышанный сквозь помехи приказ. Выполняешь его, не раздумывая, а потом, время спустя, смотришь на готовый рисунок, и сознаешь: вот зачем оно было… И этот штрих, и тот.

Если бы не дешевенькая цифровая «мыльница», о которой мечтала «взрослая» девочка Катя…

Я иногда давала денег «на детишек».

Оставляла в ящике для пожертвований в храме. Передавала через студенток, девочек-волонтеров. Покупала иногда незначительную чепуху вроде игрушек, стирального порошка, подгузников…

Мало ли чего не хватает в больницах нашей щедрой Родины.

Натолкнувшись на объявление в интернете, отсылала какую-то мелочь. Знаете, как это бывает? Сделал что-то незначительное, и как будто плюсик себе поставил. Дескать, молодец, повел себя как приличный человек. Я старалась вести себя прилично. По правде сказать, я старалась при этом не сильно напрягаться.

Сделать последний шаг, перешагнуть порог, честно нырнуть в этот леденящий ужас я не могла. Прибегала, приносила что-то к дверям, совала в руки девочкам-волонтерам: «Вот, возьми, передай!»

Катя хотела фотоаппарат.

Строго говоря, в тот самый момент Катя не хотела ничего. Позади у нее был год в больнице, у нее не было волос, ресниц и бровей, ее непрерывно тошнило, и жить ей было, собственно, незачем. Рядом с Катей сидела мама, которой незачем было жить без Кати. Мама придумывала Кате желания.

Так расставляют вешки по бесконечному болоту, обозначая тропинку через топь. Новая книжка. Вот принесут новую книжку. Ты же хочешь книжку? Новая косынка. Красивая новая косынка. Хочешь? Фотоаппарат. Хочешь? Ты будешь снимать всех, кто придет. Друзей-волонтеров. Доктора. Маму. Смешную щекастую годовалую соседку по боксу, Аньку. Хочешь?

Человек ведь жив, пока он чего-то хочет. Перестал хотеть – умер.

Катя захотела фотоаппарат.

Мы с подругой-фотографом скинулись, купили «мыльницу».

– Передашь? – спросила я знакомую девочку- волонтера.

– А вы сама принесите, – сказала девочка, – Катя рада будет.

Вы замечали, как это здорово у нас у всех выходит – ругать себя «за хорошее»?

«Ах, я такая доверчивая!»

«Ох, доброта моя меня губит!»

А попробуйте-ка встать перед зеркалом, и назвать себя трусливой овцой…

Неприятно.

Кажется, как раз тогда я эту трусливую овцу решила в себе придушить. Ну, хоть попробовать.

А Катя, надо сказать, оказалась смешливой лукавой девицей с хорошим юмором, и даже самоиронией, что не так часто водится за пятнадцатилетними.

– Дайте умереть спокойно, – сказала Катя вместо приветствия нам, зашедшим в ее бокс с фальшивыми радостными лицами массовиков-затейников.

– Ну, умереть ты успеешь, – ответила я, – А вот не хочешь ли для начала поступить в университет?

– Я? В университет? – изумилась Катя, – Да разве я смогу? Я, хоть и отличница, я ж в деревенской школе училась…

– И к тому же помираешь, – «подбодрила» я, – значит, только на заочку. На журфак. Ты, говорят, стихи какие-то пишешь, рассказы… Хочешь?

– Туда ж только по блату…

– Ага, – согласилась я, – вот я он и есть.

– Как это?

– Очень просто. Я буду приходить, и тебя учить. Готовить. Знаешь такое слово – репетитор?

– У меня будет репетитор из МГУ?! Но у нас же нет денег! Вы что, будете учить меня бесплатно?

– Нет, – ответила я, – Бесплатно я ничего делать не буду. Ты мне за это дорого заплатишь. Ты мне за это поправишься.

Надо отдать Кате должное, она расхохоталась. Мама Катина отвернулась к окну, а Катя расхохоталась.

Мы стали учиться.

Ее тошнило и рвало. Она не могла сидеть и лежать. У нее болело все тело, сожженное дотла беспощадной «химией».

На ее экзаменах я сидела под дверями.

На творческий конкурс мы с мамой волокли ее на руках.

Нам было не просто тяжело – мы умирали. Не в шутку. Всерьез.

А знаете, что я скажу вам? Знаете? Три года спустя – три долгих года спустя! – на высокой «белой лестнице» факультета журналистики поймала я за руку ясноглазую веселую девицу, только немножко похожую на ту, прежнюю, в синеву бледную, голенастую девочку со страшными черными кругами вокруг глаз…

Поймала за руку, и сказала строгим учительским голосом:

– Это что это ты коллоквиум по «античке» прогуляла? Мне инспектор курса доложила!

И Катя – настоящая, живая Катя! – принялась оправдываться так, как оправдываются все юные прелестные прогульщицы, у которых весна на дворе, ветер в голове, и столько, столько самых важных живых вещей отвлекают их от мертвых поэтов и философов!

И я, делая строгое лицо, думала про себя: «Господи, за что Ты так со мной, Господи?! Мне же вовек не расплатиться!». И Катя вдруг рассмеялась и обняла меня, взрослую, преподавателя, и незнакомые студенты смотрели изумленно…

Я не люблю думать о людях плохо: я труслива. Например, при мысли о том, что Мищенко таков, как его слова, мне делается страшно. Скорее всего, у него просто нет воображения, и он просто не знает, о чем говорит.

Я не знаю, сколько проживет моя «Катя» – имя, конечно, изменено. Сколько Мищенко проживет – тоже не знаю. Катя очень счастлива. У нее есть любовь, работа, университет, ветер в голове, несданные зачеты, встречи, расставания…

Я хотела бы, чтобы и Мищенко был счастлив. Счастливых людоедов не бывает…

И еще одно. Среди всех тех, кто комментировал мою ссылку на речь Мищенко, резко выделяется одна группа.

В отличие от остальных, эти люди не желают Максиму и его родным «на себе попробовать». Они как заводные желают ему крепкого здоровья, и просят Господа пронести эту чашу МИМО несчастного лидера движения «Россия Молодая».

Эта группа – больничные волонтеры.

Книг о болезнях много. Очень много. Невероятно много. Самых разных жанров — от философской притчи до так милого нашего сердцу хоррора. Самых разных объемов — от рассказов до антологий и циклов. Одно перечисление названий заняло бы целую статью — а уж если давать каждому произведению хотя бы краткое резюме, то на это потребуется целое приложение к DARKER. Тем сложнее было составить данный топ (в отличие от , когда в отчаянии скребли по сусекам) — пришлось даже пожертвовать рассказами и ограничиться романами. Далеко не все произведения здесь — хоррор, некоторые даже не фантастика. Однако каждое из них очень любопытно, необычно, качественно — каждое по-своему — раскрывает тему болезни.

Даниэль Дефо « Дневник чумного года » (A Journal of the Plague Year , 1722)

Да, это тот самый, который про Робинзона Круза. Почему такая древность вдруг попала в топ, неужели ничего нового не нашлось? Нового-то в избытке, только бо льшая часть этого нового — унылое пережевывание как раз «такой древности». Этот роман Дефо можно назвать литературной мистификацией — ведь в тексте утверждается, что он, якобы, записан человеком, который лично пережил лондонскую чуму 1665 года. Другая версия — что Дефо действительно пользовался свидетельствами очевидцев, в частности, своего дяди, Генри Фо.

Как бы оно ни было — но перед нами очень качественное, скрупулезное и внимательное к деталям повествование (внимательное настолько, что даже приводит статистические таблицы с числом умерших по датам и районам). От этой скрупулезности-то и простоты и сухости повествования и становится не по себе — ведь по сюжету нам об этом рассказывает не наш современник-историк, а человек, переживший все эти ужасы! Кстати, весьма вероятно, что именно «Дневник чумного года» изучал Пушкин, когда писал свой «Пир во время чумы». Низкий поклон вам, Даниэль Джеймсович!

Конни Уиллис «Книга Страшного суда» (Doomsday Book , 1992)

Да, это роман о попаданцах. Да, автор женщина. Ингредиенты для той гремучей смеси, которыми забиты полки в книжных магазинах и от которых скоро разорвет Самиздат. И одновременно — премии «Хьюго», «Небьюла», «Локус», не говоря уже о других, менее известных, и куче номинаций (в том числе 2013 года от журнала «Мир фантастики» — «Самая долгожданная книга», где победил Стивен Кинг с «Ветром сквозь замочную скважину»).

С помощью машины времени студентку отправляют в 1320 год, однако промахиваются на пару десятков лет вперед, и высаживают прямо перед началом эпидемии чумы. Да, кстати, и в «современном» Оксфорде как-то покашливают, с чего бы?

Некоторые читатели пеняют Уиллис на затянутость, излишние описания эпохи (мол, что может знать американская домохозяйка об Англии XIV века? Сидела бы и не высовывалась) и нелогичность некоторых поступков персонажей. Отчасти эти претензии верны — роман не отличается поспешностью и несущимся на всех парах сюжетом. Однако именно в медленном, тягучем повествовании и есть свой смысл — все равно впереди чума. Все равно все умрут. Куда торопиться?

Шеннон Макгвайр (Мира Грант) «Корм» (Feed , 2010)

Да, тут у нас зомби-апокалипсис. Почему в топе про болезни и эпидемии? Потому что люди продолжают жить, работать, заниматься политикой, воевать с зомби — и при этом находиться под постоянной угрозой заражения. Не от покуса, как в классических зомби-романах, а от того самого вируса, который и сделал мир таким, каким тот является. Но жить-то все равно как-то надо. Да и выборы президента, кхм, на носу.

По сути дела, это политический журналистский триллер в декорациях зомби-апокалипсиса. Легко верится, что люди скорее начнут именно так жить — чем в то, что будут бродить по пустыням и степям с дробовиками и в ковбойских шляпах. Тем более что вирусу, в отличие от зомби, на ваш дробовик плевать.

Джефф Нун « Брошенные машины » (Falling Out of Cars , 2002)

Этот роман попадает в наш топ за необычность представленной в нем болезни. Ведь к чему мы привыкли? К чуме во всех ее видах, кровавому кашлю, слезающей коже, просто внезапной смерти — за последние несколько столетий этими вариантами нас в изобилии накормили и писатели, и медицинские справочники, и реальность. Нун предлагает другой вариант — информационная деградация. Вы больше не сможете прочесть ни единого слова, не распознаете ни одной мелодии, даже вкус еды не получится определить. Если не принимать препарат, произведенный из крови счастливчиков, имеющих иммунитет, рано или поздно начнет искажаться реальность, и вы погрузитесь в безумие, за которым последует смерть…

Некоторые сравнивают это произведение с романами Ф. Дика. Не совсем корректно, так как Дик не только исследовал измененные состояния сознания, но и выводил из этого свою философию (да и исследование подчас основывалось, кхм, на собственном опыте). Здесь же очень интересная, психоделическая модель общества и событий, которые станут последствием того, если болезнь поразит не тело, а психику. Ну и немного заразит этим читателя.

(The Fireman , 2016)

Слова о том, что сын Стивена Кинга делает серьезную заявку на то, чтобы подвинуть папу с пьедестала Короля Ужасов, давно уже стали банальностью. Да и чересчур громковаты они пока для Кинга-младшего. Но то, что тексты его весьма достойны — этого не отнять. Да и с воображением все отлично.

Итак, мир охватывает новая, невиданная доселе болезнь, которую обыватели окрестили «Драконьей чешуей». Ее возбудитель — грибок, под воздействием которого на коже появляются черно-золотые чешуйки, а потом заболевший самовоспламеняется. По первости все чинно-благородно — больница, карантин, попытки лечить, но все бесполезно, так что проще становится больных уничтожать, пока они не воспламенились рядом с бензоколонкой или казенным имуществом. И тогда в дело вступают Отряды Кремации.

Этот роман не назвать текстом с туго затянутой пружиной интриги (тем более что кое-где в нем торчат уши папашиного «Противостояния») — но как самостоятельный опыт в жанре постапокалиптики неплох. Ну и отдельное спасибо за идею, что подобную пакостную болезнь могли вывести именно в России.

Стивен Кинг «Противостояние» (The Stand , 1978)

Разумеется, как обойтись без Нашего-Всего? Не думаю, что кому-то нужно пересказывать сюжет этого одного из самых известных романов Стивена Кинга. Из секретной лаборатории вырывается смертельный вирус, ставя мир на грань катастрофы. Перед остатками выживших теперь стоит серьезный выбор, который определит судьбу мира…

Этот роман не попадает на вершину топа по одной простой причине — в нем, собственно, самой эпидемии уделена лишь часть сюжета. Но сделано это настолько ярко, мощно и талантливо, что не взять в топ было нельзя.

Жозе Сарамаго «Слепота» (Ensaio sobre a cegueira , 1995)

Роман от еще одного литературного классика — на этот раз португальца. Болезнь, поразившая жителей некоего города в некоей стране, не смертельна — она «всего лишь» вызывает слепоту. Власти переселяют всех заболевших в пустую больницу за городом, объявляя карантин. Предельно логичный, хоть и жестокий поступок приводит к тому, что слепые оказываются в полной изоляции и медленно, но верно, погружаются в хаос.

Это — не «День триффидов». Сарамаго не ставил перед собой целью поглотить эпидемией весь мир, отдать его на растерзание постапокалиптике. «Весь мир» для него концентрируется в больнице, больше похожей на концлагерь, обитатели которой пытаются выжить и занять свое место в этом новом мирке. Это тоже притча, в которой автор говорит о том, как легко потерять нравственные ориентиры. Что лучше — жить зверем или умереть человеком? А если добавляются еще два варианта — умереть зверем и жить человеком? Как узнать, какие шаги ведут по какому пути? Особенно если ты слеп?

Альбер Камю, «Чума» (La Peste , 1947)

Классическое произведение от мастера-экзистенциалиста. Алжирский город Оран охватывает ужасная эпидемия чумы, которая погружает его в хаос. Главный герой — врач, выполняющий свой долг, не задумываясь о собственном спасении. Однако далеко не все разделяют его самоотверженность. Кто-то живет одним днем, кто-то пытается покинуть город, кто-то пользуется ситуацией, чтобы разбогатеть. Когда-нибудь чума отступит — но что будет с людьми?

Чума Камю — не роман ужасов, не социальная фантастика. Это притча, в которой больше подразумевается, чем говорится. Некоторые литературоведы утверждают, что болезнь, о которой идет здесь речь — это коричневая чума, фашизм. Вполне может быть, но разве это помешает рассматривать его и как просто роман о чуме ? И о людях, которые живут в чуме — и в которых живет чума?

Бонус:

Джованни Боккаччо «Декамерон» (Il Decameron , 1353)

Произведение, которое не входит в топ по той простой причине, что это не книга об эпидемии. Но все же хотелось бы поставить его бонусом, вне ранжира и иерархии, как произведение о людях во время эпидемии. Ведь когда часть людей будет изо всех сил выживать, а часть — покорно ожидать конца, всегда найдутся те, кто захочет просто рассказать друг другу о том, что выше болезни и смерти — о любви.