Загадки и легенды картины "Неравный брак" В.Пукирева. Скандальный «Неравный брак» – картина, на которую не рекомендуется смотреть перед свадьбой женихам в летах

Василий Владимирович Пукирев (1832 -1890).Неравный брак 1862 г.
В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой.
Жениху было 37 лет, невесте — 24 года. Андрей Александрович торговал чаем, имел 4 амбара в Старом Гостином дворе и 10 торговых заведений в Москве.
Человеком он был богатым, расчётливым, но с мягким и доброжелательным характером; про него говорили, он даже кусающего его комара не убивал, а только сгонял. Немудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу Сергею Михайловичу Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха.
Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Корзинкина.
Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.
Справедливости ради надо сказать, брак тот оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына.
Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей и вышла замуж за писателя Телешова.
Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым.
Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.
Но что в таком случае подтолкнуло художника к написанию её?
Выскажем нашу догадку. В феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
Церковь затронула болезненный для общества вопрос, поскольку в ту эпоху большинство браков строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.
Сюжет картины родился сам собой: в памяти Пукирева хранился рассказ Варенцова о его неудачной любви.
Тема увлекла художника. В 1862 году Пукирев приступил к работе. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и взялся за большой холст.
Место жениха Корзинкина заступил старик-генерал (образ собирательный). Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской.
Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой. Однофамилица Сергея Михайловича Варенцова, она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруге князя А.И.Щепина-Ростовского, род которого происходил от Рюрика. В неё Пукирев был влюблён.
Это чувствуется даже по картине. В 2002 году Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок художника В.Д.Сухова, сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве? Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:
«На картине Пукирева "Неравный брак" в роли шафера за невестой художник изобразил себя…
И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».
Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал: «О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: — Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского — и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет, он знал историю картины "Неравный брак" и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо.
Невеста рядом с ним — портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В.В.Пукирев, как живой».
Так была или нет Прасковья Матвеевна невестой художника? Трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине? Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение.
Он готовился к свадьбе с купеческой дочерью Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения.
Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя. Так вместе и оказались на полотне Прасковья Матвеевна Варенцова и Василий Владимирович Пукирев. Впрочем, кроме них и Шмелькова, на полотне есть ещё один узнаваемый персонаж — рамочник Гребенский.
Потрясённый картиной, он решил сделать для неё раму, «каких ещё не было». И сделал. Равной ей не было в галерее Третьякова.
Она сама по себе художественное произведение: резная из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.
К тому времени, когда Пукирев приступил к работе над картиной «Неравный брак», материальное положение его упрочилось. Он получил большие деньги за сделанные девять образов для церкви Св. Живоначальной Троицы, что в Грязях, в Москве, за два образа для церкви в имении Нарышкиной. Кроме того, им исполнены были портреты предводителя тверского дворянства Полторацкого, предводителя калужского дворянства Ф.С.Щукина, близились к завершению другие заказные портреты.
Ему, молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны. Брак дочери с художником — сыном крепостного крестьянина, получившим вольную в раннем детстве, они сочли неравным.
Прасковья Варенцова не противилась воле матери. Но, похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак». Картина, которую в 1871 году все увидели в галерее Третьякова, никого не оставила равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «"Неравный брак" Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу».
А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него.
Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою. Вот, собственно, и вся история.
текст Наталия Петровна и Лев Михайлович АНИСОВЫ

Картину знает каждый из нас, проживающих на Руси. За неё автор Василий Пукирев получил звание профессор Академии. Картина своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев.

Многие знают, что невесту на картине зовут Софья Николаевна Рыбникова - это возлюбленная художника, внезапно решившая выйти замуж не за Василия, а за богатого фабриканта Андрея Карзинкина. Далеко не первой молодости. «Она мечтает не стать моей женой, а стать моей вдовой» - сказано в одной хорошей пьесе Надежды Птушкиной.

Не все из нас знают, что художник изобразил на картине и себя, несчастного, в образе шафера, в правом углу картины:

Зачем, почему - осталось неведомым, но взгляд его бередит душу…

Несколько лет назад на вечеринке познакомился с работницей Третьяковки, где картина ныне и висит. Она рассказала интересное наблюдение из своего экскурсоводческого прошлого. Когда она вела экскурсию для 5-6-классников, абсолютно все девочки гневно осуждали невесту - как она могла?!! Экскурсия для десятиклассников. Задумчивые глаза девушек, реакция очень скрытная… Группа молодых женщин, лет 20-25. Реакция почти однозначная - это правильный поступок… наверное…

Это было в эпоху СССР, неиспорченное Домом-2 время. Это глубинное в вас, женщины?

Остановлюсь я, пожалуй. Чтоб не огрести… :))

Через 44 года вот такое пронзительное лицо было зарисовано в Мазуринской богадельне. Это - та самая невеста. Это её итог жизни. Жизнь видна в глазах.

И напоследок. В 60-х годах девятнадцатого века император Александр II издал указ о запрете неравных браков. Мужик должен вправлять мозги неразумным…

1 (13) марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, император скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, — от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким.

Ибо все равны на земле. И браки. Не так ли, господа?

    • Страницы:

    «Неравный брак». Картина В.В. Пукирева. 1947. Автор: В. Зименко

    Передовая художественная критика, и прежде всего Владимир Васильевич Стасов, горячий защитник живого реалистического искусства, приветствовала картину молодого художника. Увлекающийся Стасов находил ее во всех отношениях превосходной и даже умалял в угоду ей другое центральное событие выставки 1863 года — «Тайную Вечерю», произведение замечательного художника-мыслителя Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников. Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... . «Вот, например, « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 » г-на а, одно из самых верных воспроизведений современной жизни,— писал он в одной из статей конца 60-х годов... — Здесь не один общий мотив превосходно схвачен, — этот мотив, чуть не всякий день везде повторяющийся, нет, кроме него и все окружающие подробности постигнуты верным глазом, высказаны мастерской рукой». Еще раньше в обзоре выставки 1863 года Стасов отметил, что присвоение автору «Неравного брака» звания профессора явилось, по его выражению, «прорванием прежних плотин, полным признанием законности... тех произведений, которые до сих пор должны были пробираться робко, бочком и с извинениями, точно какая-нибудь контрабанда».

    Композиция картины построена так, что у зрителя получается ощущение, будто действие на картине не ограничено изображёнными лицами. Ряд фигур на фоне легко может быть продолжен в обе стороны, благодаря чему все изображение воспринимается как массовая сцена, включающая в себя большое число участников, живо заинтересованных в происходящем.

    В центре этой группы две руки: рука священника и рука невесты, и, глядя на них, мы, как в фокусе, воспринимаем всю драматическую ситуацию картины.

    Не избежав некоторой сентиментальности в обрисовке драматического сюжета, Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... тем не менее не поверхностно подошел к разрешению избранной темы. Картина имеет двоякую направленность: она протестует и обличает. Протестует против угнетения прекрасного человеческого существа, обличает пустоту "и бездушие представителей «высшего общества».

    Только человек, нравственность которого искалечена неограниченной властью над людьми, крепостничеством, мог спокойно решиться на брак с девушкой против ее воли, по существу, купив ее у родителей. Да и двигательным началом с его стороны было не горячее чувство, а чванство и самодурство. Жениху на картине Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а недоступно светлое человеческое чувство, и это не потому только, что он старик. Он мог быть моложе, и все же брак с ним был бы для невесты неравным браком, несчастьем. Подлинные сокровища — красоту, свежесть, сердечность — она должна была бы променять на грошевый блеск чинов, капитала и знатности. Пукирев недостаточно обнажил социальный смысл конфликта, пожилой возраст Жениха маскирует его социальную дряхлость, но, несомненно, художник ощущал социальное содержание избранной им темы. В. Стасов очень тонко отметил в одной из своих великолепных критических статей общественную направленность картины: « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе и самых трагических картин русской школы. Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» Купля и продажа — вот к чему свелись человеческие отношения в той среде, плоть: от плоти которой является сановный жених. Против такого положения Пукирев протестовал и как человек, и как гражданин. Его сдержанная по живописи картина — образец идеил ного искусства.

    Тема защиты попираемых прав женщины — одна из основных тем русского искусства и литературы.

    Великий русский поэт Некрасов в прекрасных строках из поэмы «Мороз, красный нос» взволнованно описал участь русской крестьянки:

    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля: с рабом позенчатьея,
    Вторая — быть матерью сына раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться;
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской -земли.

    Жизнь женщин других сословий была часто немногим лучше. Насилие и произвол в обращении с женой были заповедью супружеской жизни купечества. Островский уже в ранней своей пьесе «Бедная невеста» затронул эту тему. Образ же Катерины из его драмы «Гроза» стал глубоким обобщением типичной жизненной трагедии русской женщины, выданной замуж за нелюбимого против воли, трагедии, гениально показанной затем Львом Толстым в романе «Анна Каренина».

    Русские художники мучительно задумывались над судьбой женщины.

    Ряд полотен посвящен показу тяжелой женской доли: «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Похороны крестьянина». Близкую к картине Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... тему избрал Журавлев в небольшом полотне 1874 года «Перед венцом», где плачущая дочь на коленях молит отца своего — купца-самодура — не выдават ее насильно замуж.

    Картина Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а произвела большое впечатление на современников. Репин в своих воспоминаниях отметил ее воздействие: « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а тоже, говорят, много крови испортил не одному старому генералу, а Н.И. Костомаров, увидев картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе».

    Образы картины были в такой мере у всех в памяти, что Лесков в своем романе «На ножах» рискнул на любопытное ироническое перевоплощение героев сцены. «Это была картина Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » только навыворот, — описывает он сцену венчания. — Полная невеста Елена Дмитриевна Фигурина, в белом платье, стояла прямо и смело держала свою свечу перед налоем, а жених Иосаф Платонович опустился книзу, колени его гнулись, голова падала на грудь, и по щекам из наплаканных и красных глаз струились слезы, которые он ловил устами и глотал...»

    По примеру Лондонской всемирной выставки 1862 года в 1867 году должна была состояться всемирная выставка в Париже. « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а был включен в число экспонатов русского отдела и отправлен в Париж вместе с другими работами современной русской живописной школы.

    Взыскательный П.М. Третьяков, начавший уже собирать в то время свою коллекцию, прослышав про новое произведение, поспешил его увидеть и повел переговоры о покупке. Верно угадав значение и достоинства картины, он купил ее для своей галлереи в конце 1870 года или начале 1871 года, уплатив тысячу пятьсот рублей серебром владельцу ее — А.А. Борисовскому.

    Положение Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а после успеха картины значительно упрочилось. Летом 1864 года он совершает вторичную поездку за границу, достаток позволяет ему собирать произведения старых мастеров.

    Работы его этого времени отличаются небольшими размерами и представляют собой типичные, несколько анекдотические «жанры». Таково полотно «Мастерская художника» (1863— 1864 гг.), купленное в 1868 году Третьяковым. На нем изображен приход в мастерскую живописца Заказчиков, знакомящихся с образцами творчества мастера. Здесь и изображающий знатока генерал, и недоумевающий дородный купец. Он ничего не понимает ни в произведениях, ни в тех словах, которыми художник сопровождает показ своих работ. В том же духе написана картина «Крещение еврея» (1869—1870 гг.) и «Прием приданого по росписи» (1870— 1871 гг.). В последней, написанной в голубых и розовых тонах, заметно большое внимание художника к красочным соотношениям. Повторение этой картины было приобретено в 1873 году Третьяковым.

    Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... живо интересуется окружающей его жизнью. В отличие от многих «передвижников», занимавшихся разработкой какой-либо одной темы, Пукирева привлекает и крестьянский быт («Сбор недоимок», 1869—1870 гг., «Потрава», 1870 г.), и жизнь рабочих («Строение железной дороги», 1870 г.), и сцены купеческой жизни («В приемной концессионера», 1875—1876 гг.). Одним из первых русских художников, наряду со Шварцем, Пукирев пишет картину на историческую тему из эпохи Ивана Грозного: «Филипп митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе» (1873 г.).

    В 1873 году он оставляет работу преподавателя. Его могучее здоровье подтачивает тяжелый недуг — нервное расстройство, осложненное болезнью сердца. Скопленные ранее деньги постепенно расходуются, и жить становится все труднее. В 1874—1875 годах Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... копирует « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея », в периоды ослабления недуга пробует опять заняться творчеством. В 70-е годы им написаны: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Сиротка», «В день благовещения». Ранее общительный, безгранично добрый и необычайно симпатичный, по отзывам знавших его лиц, Пукирев теперь мрачнеет, раздраженно замыкается в себе. 15 марта 1879 года группа преподавателей Училища, среди которых мы находим соучеников Пукирева — Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... и Попова, принятого на его место Быковского и др., — подает прошение в Совет Московского художественного общества о вспомоществовании больному Пукиреву. Но и назначенная пенсия в двести рублей в год не принесла художнику большого облегчения. Близкие друзья — художники Неврев и добросердечный Грибков — помогают товарищу из своих скромных средств, присылает деньги П.М. Третьяков и хлопочет о повышении ему пенсии. Посланное же в Академию прошение возвращается с холодной припиской конференц-секретаря о том, что проситель обращается не по принадлежности.

    Больной художник не имеет даже постоянного угла. Квартира, которую он снимал в середине 60-х годов в доме Милютина у Сретенских ворот, стала ему не по средствам. В 1881 году он живет за Дорогомиловской заставой в деревне Давыдовке. Позднее, в 1884 году, переезжает в дом Рахманова на Бабьем городке. 1885 год застает его в доме Любимова в том же районе.

    Наступил 1886 год. Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... чувствовал себя немного лучше. «Нынешнее лето, — пишет он Третьякову, — я недурно чувствовал и написал Христа в рост, идет по пустыне, освещенной закатом». Обратившись в Академию с предложением купить свое новое произведение, Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... получил отказ. Третьяков, участливо относившийся к нему, также не счел возможным приобрести эту, повидимому, довольно слабую вещь. Художник распродает свою небольшую коллекцию. Рисунок Шебуева и «Головка» Кипренского были, вероятно, куплены Третьяковым, которому Пукирев предложил их в письме 21 декабря 1886 года.

    Последним пристанищем художника был дом священника Сахарова у Божедомки. Здесь он и умер 1 июня 1890 года. В приложении к «Вестнику изящных искусств» Сомов поместил о нем небольшой, тепло написанный некролог, последней фразой из которого заключаем и мы свою краткую повесть о художнике: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

    В. Зименко
    Издательство «Искусство». 1947 год.
    Серия «Массовая библиокека»

На знаменитой картине Василий Владимирович Пукирев изобразил свою несостоявшуюся невесту, Прасковью Матвеевну Варенцову.

Девушку выдали тогда замуж за богатого князя Цицианова. Первым об этой любовной трагедии рассказал Гиляровский в своей книге "Москва и москвичи", точнее, пересказал историю со слов друга детства Пукирева – живописца Сергея Грибкова:"Этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий рядом со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой" ...

А в 2002-ом году в Третьяковку принесли рисунок 1907-го года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Это был карандашный портрет уже пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой.

Художник даже подписал его:"Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне" .

Судьба распорядилась так, что бывшая невеста Пукирева, а позже вдова Цицианова, закончила свою жизнь в Мазуринской богадельне...

Это одна версия истории создания картины, широко известная. В продолжении темы приведу более реальную версию, которую знают в основном искусствоведы и любители живописи и истории.)

Начнём с того, что раньше такой брак считался прекрасной партией. Почему? Даже если не было любви, то девушка, вышедшая замуж за старика, автоматически освобождается от опеки отца. Старичок умирает, молодая вдова полив слёзы положенное время, как правило, выходит замуж за кого ей хочется.

Потом, мы видим, что на купеческой дочке женится князь из очень древнего грузинского рода! И вот тут этот брак действительно неравный, ибо сословия разные. В этом случае оказана очень большая честь купеческой семье. Такой брак считался за счастьем, ибо давал больше возможностей и открывал двери в мир, куда ранее не было доступа.

Конечно сейчас тут же приведёте доводы, что старичок может прожить ещё достаточно долго, тем самым отравив жизнь своей молоденькой жене... Но я бы на вашем месте не торопилась. И вот почему.

Давайте по порядку. Начнём с князя. Самое интересное, что князь Цицианов к этой свадьбе не имеет никакого отношения. С него художник просто списал образ, а точнее лицо, и можно сказать, что сложил жениха: фигура и одежда - от Полторацкого (тверского предводителя дворянства), голова, с особенным выражением лица, - от Цицианова, венчик седых волос - от повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.

Когда искусствоведы Третьяковки подняли архивные материалы, то они пришли к выводу, что на момент написания картины это мог быть Павел Иванович Цицианов, ибо из мужчин рода Цициановых только он один находился в Москве. Но к тому времени князь уже был женат. Кстати, у него с женой была ещё бОльшая разница в возрасте. Дальше я не копала, скажу только, что супруга у него была австриячка из Вены. Но это уже другая история и с нашей она никак не перекликается.

Изначально сюжет картины был связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым, который был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого 37-летнего Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова - Николаем.
Нужно сказать, что этот брак оказался счастливым. Карзинкин не только был богат, но и обладал очень хорошим характером. Софья Николаевна в этом браке родила трёх детей: Леночку, через год Сашеньку, а через 5 лет Сонечку. Лена когда выросла, пошла учиться в то же самое училище живописи, которое закончил сам Пукирев и была ученицей Поленова. А Саша когда вырос, был дружен с Павлом Михайловичем Третьяковым.

Но, увидев своё изображение на картине, Сергей Варенцов устроил другу скандал, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. А в купеческих семьях не было принято выносить сор на всеобщее обозрение. В результате художник переработал портрет и изобразил на картине самого себя.

Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» рассказывал об этой истории так:
«Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню - дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, - Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.»

И вот тут мы подходим к самому интересному моменту. Картину Пукирев написал в 1862-ом. И исполнял он её как-то очень быстро, горячо, жарко. А на следующий год вдруг почему-то, без особых казалось бы причин, начинает проситься за границу для обозрения живописных галерей и живописных произведений, и уезжает в самый что ни на есть учебный год, в октябре, и возвращается только в январе. И отдаёт свою картину на выставку, где получает звание очень высокое по тем временам, за бытовой жанр он получает профессора, славу и почет.

Так почему же Пукирев так внезапно уезжает? Да потому, что он влюбился. А влюбился он в то время, когда писал картину. Позировала ему Прасковья Матвеевна Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Прасковья Матвеевна и друг художника были однофамильцами. И кстати, я нигде не нашла подтвержение тому, что любовь была взаимной. Тут я тоже подробно останавливаться не буду, скажу только ещё несколько слов о самом Пукиреве.

Одни исследователи утверждают, что он так и не женился, другие говорят, что он был женат на какой-то малограмотной женщине. И действительно, некий художник Неврев в записке, адресованной Павлу Михайловичу Третьякову, называет эту женщину, которая непонятно, в каком была она, так сказать, звании, госпожа Пукирева. Значит, у нашего художника был не венчанный брак. Это была мессианка Софья Петровна Терехова, она была младше его на 13 лет. И вот тут действительно настоящая драма и из всех действующих лиц пожалеть нужно именно Софью Терехову. Что такое не венчанный брак в то время? А это значит - нет колечка на пальчике, нужно всегда как-то очень робко себя вести. По существу ты никто и даже не имела права на наследство, а уж о каком-нибудь пособии, в случае смерти супруга, и говорить не приходится. Нужно отметить, что она приняла на себя очень непростую ношу, потому что ей пришлось тянуть по жизни очень больного человека. Он очень стал сильно болеть, так сильно, что ему пришлось оставить преподавание. Сначала он распродавал свои работы, но в конце концов всё же нужда навалилась на эту семью. Все говорили о том, что он всегда был, всегда(!) чисто одет, выглажен... А это значит, что она его любила всю жизнь, не докучала ему, не говорила, что ей очень больно и тяжело... А он ее получается не любил...

1. Прием “Ассоциативный ряд”. В начале урока на доске написана фраза – неравный брак . Ребятам предлагается записать то, с чем ассоциируется у них эта фраза. При обсуждении интересные ассоциации мы записываем на доске. В течении урока мы обращаемся к ним и в дальнейшем строим урок, исходя из них.

2. Тема, которую мы затронули, имеет несколько граней, которые мы пытаемся определить в течении урока и на основании их уже в конце темы строим кластер . Но нам надо выстроить его перед уроком, чтобы знать, в каком русле строить работу с учащимися.

3. Работа над картиной В.В. Пукирева “Неравный брак” (а как правило кто – то из учащихся называет саму картину в ассоциациях) мы строим в несколько этапов:

a. Восприятие картины через декадирование .

Какое ощущение у Вас вызывает эта картина? (ощущение внутренней боли, сострадания, неизбежности свершаемого события).

Что у вас вызывает такие ощущения? (смиренный и отрешенный взгляд невесты, наклоненная свеча в руке, сгорбленная фигура священнослужителя, надменный взгляд жениха, погруженный в себя образ шафера)

Попробуйте составить монолог каждого из героев картины. (работу можно предложить учащимся как на выбор – выбрать героя самим, так и разделить составление монологов между рядами). Заслушиваем монологи, дополняем, если в этом есть необходимость. Сравниваем с теми ощущениями, которые возникли у каждого из учащихся.

Монолог зрителя (сравнение монологов учащихся с текстом о картине).

.…. Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника, находящегося где – то слева, за пределами холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу – жениха, невесту и священника. Растворяясь во мраке церкви, он все же отчетливо выделяет и небольшую группу участников свадебного обряда, окружавших венчающихся.

Неравный брак! Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Это – человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

Жених старый и дряхлых, а невеста почти ребенок. Он казенный человек, сухой и чопорный. На его длинном, черством и дряблом лице резко выделяются глубокие морщины. Особенно неподвижным и застылым оно кажется в тугом и жестком воротнике. На шее жениха орденский крест Владимира 2 степени, а на груди сияет соответствующая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. А она? Полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастирует с “кованой” жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

b. Восприятие картины через музыкальное произведение .

Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение – песню “У церкви стояла карета” в исполнении разных певцов: Дианы Арбениной, группы “Золотое кольцо” и Надежды Кадышевой и Жанны Бичевской, исполнительницы бардовской песни. Строим работу так, чтобы песня была разделена между выше перечисленными исполнителями по куплетам. Исходя из этого, можно как назвать исполнителей этого произведения сразу, так и назвать их после прослушивания, если учащиеся не назовут их сами). После прослушивания каждого отрывка учащиеся записывают свое ощущение от прослушанного отрывка. Важным моментом является уточнение ощущений ребят от прослушанного и поменялось ли это впечатление после прослушивания.

c. Восприятие картины через художественные произведения .

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”. К ним мы вернемся немного позже. А вот к картине Пукирева было подобрано следующее стихотворение, написанное Геннадием Брянским. После прочтения мы также возвращаемся к своим ощущениям.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать ее без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царем;
Сияет крест Владимира на шее.
И чин, и власть, и деньги – все при нем.
Сейчас священник, в ризу облаченный,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золоченой.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!

d. Театрализация картины .

Театрализация сюжета картин, а их на тему Неравного брака написано много, позволит нам перейти к рассмотрению других картин и с другой точки зрения.

Работа в группах. Класс делим не несколько групп, в зависимости от количества детей. Учащимся без названий даются репродукции картин, которые они пробуют инсценировать. Для этого в каждой группе выбирается режиссер. Он получает задание. Остальные актеры. После представления работ идет обсуждение сюжета картины. Продумываем название картин и соотносим их с названиями художников. Позже обсуждаем насколько точно актеры передали сюжет.

П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”)

Ф. Журавлев “Перед венцом”

В.Е.Маковский “К венцу”

4. Прием сравнения сюжета и жизни. Сюжеты картин напрямую связаны с историями жизни конкретных людей. Мы предлагаем учащимся 2 истории: одна - по сюжету картины Пукирева “Неравный брак”, в основе которой история фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, вторая – история любви князя Александра Васильевича Мещерского и Кати Подборской.

История первая.

В 1861 году в церкви Трех святителей на Кулишках состоялась свадьба фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, которую очень любил друг и ученик художника Сергей Михайлович Варенцев. Невеста сама предпочла молодого художника богатому фабриканту, который был всего на 13 лет ее старше. Варенцеву на этой свадьбе досталась роль шафер, так как его старший брат был женат на сестре А.А.Карзинкина. (Как нам известно на картине автопортрет самого художника, хотя первоначально Василий Владимирович хотел написать Варенцова, но тот был против. Образ невесты писался с Прасковьи Матвеевны, выданной впоследствии за Варенцова.)

Андрей Александрович являлся купцом 1-ой гильдии, занимался торговлей чаем и занимался экспертной работой для освидетельствования контрабандного чая. Также был почетным гражданином Москвы, благотворителем: постоянно вкладывал деньги в храм Петра и Павла при мануфактуре и Нило – Глинищевскому монастырю, где на его средства был построен храм, являлся членом – благотворителем коммерческого училища, жертвовал на вспомогательные кассы московского купеческого сословия, входил в попечительский совет Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия, являлся старостой церкви Трех Святителей на Кулишках и попечителем Богадельни имени Д.А.Морозова. В его доме устраивались литературно – музыкальные вечера, на которых часто бывал друживший с семьей А.Н.Островский. На этой же сцене впервые состоялось выступление К.С.Алексеева (Станиславского) в роли Подколесина в гоголевской “Женитьбе”.

Его жена, Софья Николаевна, была дочерью богородского купца, владельца суконной фабрики. Также как и муж она много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулезом и туберкулезный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища. Их сын Александр Андреевич являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях.

В Москве и Московской области есть места, которые связаны с фамилией Карзинкиных – это два загородных имения – дач: в Сокольниках и в Звенигородском уезде и два дома в Москве – в Столешниковом переулке, дом 14, так называемый доходный дом А.А.Карзинкина, построенный в стиле эклектики в 1900 – 1901 гг, архитектором В.В. Барковым, и “Дом Телешова” на Покровском бульваре дом 18/15.

Гармония в семье, несмотря на разницу в возрасте, как видим на лицо.

История вторая.

Екатерина Подборская в доме своего отца встретилась с его другом и личным врачом семьи Прокофием Семеновичем Подборским. Князь помог талантливой девочке сначала поступить в гимназию, а потом выплачивал пенсию для учебы в Италии. Талантливая певица Подборская произвела фурор в Ла Скала и подписала контракт на оперный сезон, однако в тот же день получила телеграмму о том, что ее отец тяжело болен. Бросив все, она вернулась в Москву и оказалось, что телеграмму дал князь, который испугался того, что Екатерина станет известной певицей и не захочет замуж за человека, старше ее на 48 лет. В 1895 году состоялось венчание князя Александра Васильевича Мещерского и кати Подборской. Ему было 73 года, ей всего 25 лет. Родные и близкие князя Александра Васильевича крайне негативно отнеслись к его поступку, и пытались объявить князя сумасшедшим. Масла в огонь подлило то обстоятельство, что молодая невеста была в положении. И сын Вячеслав был копией родного отца, так называемых “голубых кровей”. Женитьба на девочке оттолкнуло от князя многих знакомых. “Доброжелатели” не преминули доложить о скандале императору Николаю II. Но князь, зная придворные интриги очень хорошо, испросил аудиенцию о царя и появился на ней в сопровождении своей молодой жены. Супружеская пара расположила к себе Николая II своей открытостью. После чего с поздравлениями хлынули его давние знакомые. Но счастливая жизнь семейной пары Мещерских оказалась недолгой. В 1903 году здоровье престарелого князя стало ухудшаться. К этому времени княгиня Екатерина Прокофьевна вновь была беременна. По наказу князя, родившуюся уже после его смерти дочь, назвали именем жены Екатериной – но в семье ее все звали Китти. Княгиня говорила, что прожитые в браке семь лет были для нее как прекрасный сон.

Продолжить историю можно перейся к дочери Александра Васильевича и Екатерины Прокофьевны Китти, которая стала писателем. Она прожила очень интересную и сложную жизнь. Похоронена она была на Введенском кладбище в Москве в 1994(5) году. По ее книгам можно узнать много из истории семьи. Основными произведениями являются мемуары – “Отец и мать”, “Детство золотое”, “Годы учения”, “Конец “Шахерезады”, “Рублево”, “Змея”, “История одного замужества”, (“История некрасивой женщины”), “История одной картины”, “Однажды”.

Каждая история может развиваться по своему пути. Мы можем только познакомить учащихся с их историей, это поможет нам в рассмотрении социального аспекта работы над темой. А можем следующий урок построить на этом материале.

5. Работа с текстами художественных произведений “чтение с пометками” (прием техники РКМЧиП)

Учащимся предлагаем тексты из произведений А.С.Пушкина “Дубровский”, Островского “Бедная невеста”. Они их читают и на полях делают пометки. Но, если в технике Развитие Критического Мышления Через Чтение и Письмо мы отмечаем то, что знаем *; то, что противоречит моим первоначальным представлениям!; то, хочу знать > и то, что для меня новое =, то при работе с нашим текстом мы можем предложить им другие смыслы значков.

Так то, что мы можем отнести к описанию невесты, мы отмечаем =, То, что нам дает характеристику жениха >, причины брака!. Таким образом нам дальше будет легче с этими текстами работать. (Смотри приложение № 2)

6. Работа с картиной П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”).

Сватовство майора - свадебная история из 19 века. Она уже передает другой оттенок – юмор, жесткую сатиру того времени. П.А.Федотов не только написал картину, но и в 1849 году к ней написал поэму “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. В ней он рассказывает о майоре, который захотел поправить свое финансовое положение женитьбой на богатой купеческой дочери.

Разбор картины. Переполох в купеческом доме, все ждут будущего зятя – офицера. Жеманная невеста одела бальное платье с голыми плечами, купчиха нарядилась в модное французское платье и повязала платок на голову, даже глава семьи – удачливый купец, суетливо застегивает сюртук. Один только жених не волнуется, он молодцевато подкручивает свои усы и предвкушает богатое приданное. Расчет, любовь, долг – что руководствует этими людьми?....

Работа с текстом. Чтение отрывков из произведения “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. Сравнение картины, которая у детей перед глазами и текста.

7. Социальный аспект.

Картина В.В. Пукирева “Неравный брак” выставлена в Третьяковской галерее. И экскурсовод, проводившая экскурсию по залам галерее, остановилась около этой картины и задала вопрос группе, состоявшей из молодых девушек: “Смогли бы вы выйти замуж за такого старика?”. Наши современницы, в своем большинстве сказали: “Да”. А молодые девушки прошлого века - середины и конца 20 века – “Нет”. Что движет молодых людей совершать такие поступки? Ответ на этот вопрос мы ищем в этом аспекте.