Жанр лопе. Творчество лопе де веги и испанский ренессансный театр

Жизнь писателя, поэта и драматурга, написавшего две тысячи пьес, Лопе де Вега была полна любовных приключений и отчасти напоминала его произведения, в которых комедия переплеталась с трагедией. В историю выдающийся представитель золотого века Испании вошел как основатель испанского национального театра.

Детство и юность

Феликс Лопе де Вега и Карпио (полное имя писателя) родился 25 ноября 1562 года, в крупнейшем городе Испании – Мадриде. Его отец и мать, крестьяне по происхождению, перебрались в Мадрид, в котором глава семейства освоил золотошвейное ремесло. Скопив необходимую сумму денег, он купил патент на дворянское звание и сделал все возможное, чтобы сын получил лучшее образование.

С ранних лет Лопе отличался феноменальной восприимчивостью к наукам: ему легко давалось изучение языков и литературных творений писателей прошлого. Так, прозаик в возрасте 10 лет перевел поэму Клавдия Клавдиана «Похищение Прозерпины», а в 13 сочинил свою первую комедию «Истинный любовник». Сначала Феликс обучался в иезуитском колледже, а затем - в университете в Алькала и Королевской академии.

За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной Феликс был осужден на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это, Лопе вернулся в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. В 1588 году он принял участие в походе Непобедимой армады, после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.


Лопе де Вега состоял секретарем у герцога Альбы (1590 год), маркиза Малвпика (1596 год) и герцога Лемосского (1598 год). К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества. В 1609-ом драматург получил звание добровольного слуги инквизиции, а в 1614-ом принял сан священника.

Литература и театр

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф довел это число до 1800. Стоит отметить, что на сегодняшний момент ученым известны названия только 800 пьес драматурга, поэтому многие считают, что число созданных писателем произведений завышено.


Недраматические произведения Френсиса, при первой публикации составившие 21 том, складываются из «Доротеи» (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений, а также огромного массива лирической поэзии и сочинений.

В творчестве Лопе традиционно выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная, своей непосредственностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями, а вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями.


В целом, различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие искусства. Так, в поэзии писатель обращался, прежде всего, к воображению и чувствам, а не к разуму.

Созидательная энергия Лопе дала ему силы, вопреки рассудочности века, утвердить новый тип пьесы, в которой трагедия переплетается с комедией, а граница между этими стилями размыта. Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.


Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи, в которой он жил. В одних его драмах главенствует исторический сюжет, а в других – вымышленный. В книгах создателя произведения «Овечий источник» любовь, в соответствии с традициями литературы XVI века, поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, а затем она предстала перед читателями в виде источника социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации.


Также у де Веги есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как «Изобретательная влюбленная», в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать избранника.

Более оригинальную комедию представляет собой «Собака на сене», в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики, касающейся классовых различий, которые теряют свою силу перед магией любви. Еще одна излюбленна тема Лопе – тема чести, которая является основополагающей в его широко известных пьесах «Овечий источник», «Лучший мэр – король» и «Перибаньес».


Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Религиозные пьесы поэта в большинстве своем либо носили библейский характер и иллюстрировали эпизоды Ветхого Завета, либо представляли собой «комедии о жизни святых».

Личная жизнь

В 1583 начинающий драматург вступил в любовную связь с актрисой Еленой Осорио (история их любви нашла отражение в вершинном творении прозаика - диалогическом романе «Доротея»).

Интрижка с замужней дамой длилась пять лет, но в итоге ветреная артистка нашла себе нового, более богатого поклонника. Покинутый Лопе отомстил бывшей возлюбленной весьма оригинально: он написал пару злобных эпиграмм в адрес актрисы, которые незамедлительно собственноручно распространил среди труппы.


В ответ Елена подала на Феликса в суд за клевету, и в 1588 году писателя изгнали из столицы Испании. Через три месяца после оглашения приговора драматург женился на дочери придворного герольда Изабель де Урбине, а затем отправился в поход на борту корабля, входящего в состав Непобедимой армады.

После поражения Непобедимой армады поэт поступил на службу к герцогу Альбе и вместе с женой поселился в Валенсии. Скромная должность секретаря позволяла ему и обеспечивать семью, и работать над пьесами. Именно в этот период из - под его пера вышла комедия «Учитель танцев».

В 1595 году Лопе возвращается в Мадрид, оставив в Валенсии три дорогих ему могилы - жены и двух маленьких дочек. В столице Испании он устраивается на новую должность и знакомится с новой музой, актрисой Микаэлой де Лухан (в стихах и прозе он называл ее Камила Лусинда). Эту связь не мог прервать даже новый брак писателя с дочерью богатого торговца мясом Хуаной де Гуардо.

Лопе нашел в себе силы прервать эту связь в период серьезного духовного кризиса (в 1609 году он стал доверенным лицом инквизиции, а в 1614 - священником). Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями - любимого сына Карлоса Феликса, жены, а затем и любовницы Микаэлы. Свидетельство пережитой Лопе духовной драмы - сборник «Священные стихи», увидевший свет в 1614-ом.

Уже будучи пожилым человеком, писатель встретил свою последнюю любовь - двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспевал в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия, Леонарда) и которой посвятил комедию «Валенсианская вдова», а также новеллы «Приключения Дианы», «Мученик чести», «Благоразумная месть» и «Гусман Смелый».

Последние годы жизни Лопе - череда личных катастроф: в 1632-ом умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году похищают его дочь, а в морском походе погибает и сын. Стоит отметить, что, несмотря на трудности, творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Смерть

Лопе де Вега творил вплоть до своей смерти. Последнюю комедию автор написал за год до кончины, а последнюю поэму - за четыре дня. Пару последних лет прозаик старался искупить свои грехи и поэтому вел аскетичную жизнь, проводя большую часть времени в молитвах.


Поэт умер 27 августа 1635 года. На похороны драматурга-монаха пришли как коллеги по творческому цеху, так и поклонники его таланта.

В 2010 году режиссер Андруча Уэддингтон снял фильм «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель», в основе сюжета которого лежит история жизни Феликса. Кроме того, в разное время были экранизированы пьесы «Учитель танцев» (1952 год), «Собака на сене» (1977 год), «Дурочка» (2006 год).

Пьесы

  • 1594 – «Учитель танцев»
  • 1596 – «Командоры Кордовы»
  • 1598 – «Аркадия»
  • 1613 – «Дурочка»
  • 1612 – «Вифлеемские пастухи»
  • 1613 – «Овечий источник»
  • 1614 – «Периваньес и командор Оканьи»
  • 1618 – «Собака на сене»
  • 1619 – «Валенсианская вдова»
  • 1621 – «Приключения Дианы»
  • 1623 – «Звезда Севильи»
  • 1624 – «Девушка с кувшином»
  • 1631 – «Наказание – не мщение»

1. В Исп. был средневековый театр: религиозный (мистерии, миракли) + светский, комический (фарсы). Влияние церкви велико → этот театр устойчив, сохранился во время Возрождения. Во время Возрождения театр развит только в Испании.

2. 2 начала в театре: средневековое народное + учено-гуманистическое (через Ит. из Античности, в особенности переводы Плавта и Теренция) → на этой основе новая драматическая система с преобладанием народного

· Хуан дель Энсина (н XVI): небольшие несложные пьесы, реалистическая основа в изображении народа. Сентиментальная манерность: неразделенная любовь → самоубийство. Нет личной трактовки образов и событий.

· Бартоломе де Торрес Наарро: светские пьесы 2х типов: острокомические сценки (слуги, солдаты) + пьесы из дворянской жизни с любовной тематикой (ех: «Комедия об Именее»). Применял параллельную интригу господ и слуг (→Лопе). По римскому образцу делит пьесы на 5 актов (хорнады).

· Лопе де Руэда (1/2 XVI): вывел театр на площадь – играли в селах и в городах, в ярмарочных балаганах и во дворцах. Два рода пьес: большие разработанные комедии + маленькие комические пьески типа фарсов («паос»). Образцы для него: комедии Ариосто + образы из произведений Плавта. Ех: пьеса «Оливки».

· Хуан де ла Куэва (2/2 XVI): в своей «Испанской поэтике» изложил принципы новой драматургии, он против античных сюжетов, единств места и времени, и за Исп. национальность. Сам это не всегда соблюдал. Но его заслуга – введение сюжетов нац. героических сказаний (ех: «Смерть короля дона Санчо»), недавних исторических событий (ех: «Осада и разграбление Рима»)

Лопе Фелис де Вега Карпио (1562-1635)

все элементы творчества были подготовлены (см. выше), но Л. придал народному творчеству художественное выражение

1. род. в Мадриде, первонач-е образ-е в иезуитской коллегии, потом универ. С юности на службе у знатных лиц, рано стал общаться с актерскими труппами, для которых писал пьесы. Был солдатом, много раз женат, много любовниц, был сотрудником инквизиции, затем монахом и священником. Под конец из-за гибели сына и похищения дочери стал предаваться аскетическим упражнениям и мистике. Крутые похороны, >100 поэтов написали ему на смерть стихи.

2. все жанры. Недраматические: поэмы, пасторали, эклоги, стихотворения, исторические сочинения. Драма: 1800 комедий (в то время – драма), 400 религиозных пьес, интермедии. Считался низшим видом литературы → дошли 400 пьес и 250 названий

· сюжеты: из испанских хроник и романсов, из ит. новеллистов (Боккаччо, Банделло), из библии, исторических сочинений, анекдотов → из всех слоев жизни. Любознательность – герои разных народов (даже о русском царе).



· «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609)- изложил теоретические взгляды на драматургию – стихотворное рассуждение. Подводит итоги творчества:

Цель – угождать зрителю

Не соблюдает античных норм, хотя признает превосходство античных авторов (Аристотеля), нужно соблюдать единство действия, но нарушать места и времени, т.к. нужно показать max.

За сюжеты, в которых перемешано комическое и трагическое, так, как в жизни

Делит пьесы на акты (хорнады), 5 →3, придает большое значение построению, узлу интриги, стилю в написании ролей, эффектному окончанию сцен, метрическим размерам, объему (маленький, чтобы не надоесть), приёмам (привлечь зрителя) → не столько борется с традициями, сколько развивает реально жизнеспособные

От Цицерона представление о театре как о «зеркале жизни»

Ориентируется на народ → стремительность действия, обилие персонажей и событий, наглядность, яркие эффекты

3. пьесы → 3 группы:

· героические - на сюжеты из нац. истории времен готских королей, борьбы с маврами, борьбы королей с непокорными феодалами, объединения Исп. монархии («Фуэнте Овехуна»), открытия Америки. Патриотизм, идеализация старины, мощь Испании.

· «плаща и шпаги» - по дворянскому костюму. Это бытовые комедии, «комедии нравов». («Собака на сене», «Девушка с кувшином»). Здесь пьеса – «зеркало жизни». Показаны личные и семейные конфликты, порождаемые любовью → всё на игре чувств. Традиционные мотивы и условные приемы (ех: тайные свидания, серенады, дуэли). Параллельная интрига господ и слуг. Пьесы оптимистичны и остроумны. Движущая сила – случай, комизм – в результате недоразумений. Много гротескных персонажей

· о народе – мало, но выражают общественно-политические взгляды Лопе. По уму и нравственным качествам крестьянин = аристократу (ех: «Разумный в своем доме»). Социальная проблематика.

4. «Фуэнте Овехуна» (=овечий ключ)

· проникнута революционным пафосом, герой не один персонаж, а народная масса

· под влиянием насилия в крестьянской массе пробуждается общественное самосознание

· политическая проблематика трактуется в исторической перспективе (брак Фердинанда с Изабеллой = присоединение королевства Арагона к Кастилии = объединение Испании)

5. техника театра:

· ½ XVI – подмостки из досок, в селе - на открытом воздухе, в городе – во дворах зданий

· 2/2 XVI – спец. театральные здания (1е-1574). Занавеса нет, но костюмы роскошные

· придворный театр крут

сложная структура спектакля – до и после – танцы, песни

6. последователи Лопе:

· Тирсо де Молина (к XVI - н XVII)– монах и историограф. Всё, как у Лопе, только придумал жанр религиозно-философских драм. «Севильский озорник» – первая обработка легенды о Дон Жуане. Герой еще примитивен – покоряет не привлекательностью, а обманом или обещанием жениться. «Благочестивая Марта».

· Хуан Руис де Аларкон(к XVI - н XVII)–мало пьес, но тщательнее обработаны. «Ткач из Сеговии», «Сомнительная правда».

· Гильен де Кастро (к XVI - н XVII) – часто брал сюжеты из народных романсов «Юность Сида».

Подпись:

Пьесы

  • Валенсианская вдова / La viuda valenciana
  • Глупая для других, умная для себя / La boba para los otros y discreta para sí
  • Девушка с кувшином / La moza de cántaro
  • Дурочка / La dama boba
  • Звезда Севильи / La estrella de Sevilla
  • Изобретательная влюблённая / La discreta enamorada
  • Крестьянка из Хетафе / La villana de Getafe
  • Лучший мэр - король / El mejor alcalde, el rey
  • Овечий источник / Fuenteovejuna (Фуэнте Овехуна)- по пьесе создан балет «Лауренсия »
  • Периваньес и командор Оканьи / Peribáñez y el comendador de Ocaña
  • Собака на сене / El perro del hortelano
  • Уехавший остался дома
  • Учитель танцев / El maestro de danzar

Кинематограф

Экранизации

Биография драматурга

Наследие

Библиография

  • Сюзанн Варга. Лопе де Вега / перевод с фр.: Юлия Розенберг. - М .: Молодая гвардия, 2008. - 392 с. - (Жизнь замечательных людей, выпуск 1349 (1149)). - 5000 экз. - ISBN 978-5-235-03135-7 .

Напишите отзыв о статье "Вега, Лопе де"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вега, Лопе де

– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.

Поэзия Лопе де Веги

Темами своего творчества Лопе де Вега любил брать сюжеты религиозного или патриотического содержания. Приведем несколько примеров: в 1598 году король был болен; его исцеление было приписано Исидору, покровителю Мадрида; Лопе де Вега по этому случаю написал эпопею «Исидор». Через двадцать лет этот подвижник был причислен к лику святых. На праздниках в Мадриде во славу нового святого Лопе де Вега был судьей поэтического состязания, на этих праздниках были даны две его пьесы. Кроме того он написал несколько стихотворений шутливого характера для развлечения народа от утомления праздничными церковными церемониями; эти стихотворения читались толпе.

«Красота Ангелики» – поэма, состоящая из 20 песен, написана в подражание «Неистовому Роланду » Ариосто. Лопе де Вега хотел превзойти Варагону де Сото, также написавшего поэму в подражание Ариосто . Эта эпопея Лопе де Веги не имела такого успеха, как он надеялся. И действительно, она далеко не имеет достоинств поэмы Ариосто.

Неудачна была и попытка Лопе де Веги стать соперником Торквато Тассо . Его эпопея «Завоеванный Иерусалим» (Jerusalem conquistada) воспевает не взятие Иерусалима воинами Первого крестового похода , а геройские подвиги Ричарда Львиное Сердце в Палестине. Но еще сильнее, чем Ричарда прославляет он кастильского короля Альфонса VIII, который вовсе и не был в Палестине. В этой поэме Лопе де Веги есть блестящие описания, стих постоянно легок и прекрасен, но рассказ многословен, единству поэмы вредит чрезмерное изобилие эпизодов. Гонгора написал сонет, в котором советует Лопе де Веге уничтожить эту поэму, «чтоб Иерусалим, достаточно страдающий под игом турок, не подвергался бедствию быть предметом его песнопения». Насмешка была справедлива, Лопе де Вега очень сердился на нее и долго мстил Гонгоре и его подражателям резкими сатирическими выходками.

Другая поэма Лопе де Веги, «Драконтея», проникнута ненавистью испанца и католика к еретической Англии; её заглавие, означающее «Поэма о Драконе», содержитв себе злобный намек на английского адмирала Дрейка , чьи отважные нападения на Непобедимую Армаду были главной причиной гибели этого флота. Поэма начинается молитвами прекрасной женщины, олицетворяющей собою христианство; она молит Бога защитить Испанию, Италию и Америку от протестантского шотландского пирата. Дракон погибает, отравленный своими помощниками; поэма кончается праздником в Панаме по поводу его смерти и благодарственною молитвой прекрасной женщины, олицетворяющей христианство. Молитва прославляет Бога за то «что просьба христианства услышана им и что побеждена «кровавая вавилонская блудница», то есть Елизавета, королева английская .

В том же фанатическом духе написана Лопе де Вегой эпопея «Трагическая корона»; в ней рассказывается трагическая судьба мученицы Марии Стюарт , которую убила английская «Иезавель». Эта поэма посвящена папе Урбану VIII; он наградил за нее автора титулом доктора богословия и саном рыцаря Иоаннитского ордена .

Комическая поэма «Готомахия» («Война котов»), разделенная на шесть «лесов» (то есть песен), описывает войну двух котов, влюбленных в одну кошку; рассказ очень жив и лёгок, поэтому поэма имела большой успех.

Кроме эпических поэм Лопе де Вега написал «Книгу духовных романсов», собрание духовных песен, многие из которых еще поются испанским народом; мифологические поэмы «Филомена» и «Андромеда »; «Аполлонов лавр», подражание «Путешествию на Парнас» Сервантеса , поэму в десяти лесах (песнях). Лопе де Вега перечисляет здесь более 300 испанских поэтов, являющихся на Геликон к богу искусств Аполлону просить себе лаврового венка.

В состав творчества Лопе де Веги входит также очень много лирических стихотворений, в которых вполне проявляется богатство его фантазии. Те из них, что написаны в старом кастильском вкусе, очень грациозны и далеко превосходят свежестью сонеты, кансоны и другие стихотворения в итальянском тоне, написанные в угождение вкусу высших сословий.

Проза Лопе де Веги

Из прозаических произведений Лопе де Веги замечательны «Вифлеемские пастухи», пасторальный роман с песнями. Он написал также несколько новелл, далеко уступающих достоинствами новеллам Сервантеса . «Пилигрим в отечестве» – прозаический роман, в который вставлено много стихотворений и несколько драматических пьес, рассказывает историю любящей четы, подвергающейся множеству приключений, разлуке, плену и наконец соединяющейся в Толедо.

Пьесы Лопе де Веги

Но наиболее знаменит Лопе де Вега как драматург. Число написанных им комедий было больше 1500, из них напечатано больше 300. Сколько пьес называвшихся Auto, Loa и Entremese , он написал, мы не знаем с точностью. В 1609 он написал маленькую дидактическую поэму «О новом искусстве сочинять драмы», шутливым тоном опровергающую упреки, какие делались ему за то, что он не следует правилам Аристотеля . Он говорит, что пишет так не по незнанию, а потому, что испанцам не нравятся драмы, написанные по классическим правилам; он сообразуется с волей публики. «Цель комедии», говорит он, «изображать действия людей и современные нравы». Теория драмы, излагаемая им, очень скудна ясными понятиями, и сам он мало соображался с ней в своих произведениях, руководясь вдохновением. Но уже приведенные нами немногие слова показывают, что он очень верно понимал сущность драматической поэзии. Он был истинным основателем испанской драмы. Пьесы Лопе де Веги охватывают все стороны жизни; он брал содержание для них из всяческих материалов: из истории, преданий, верований, современных нравов; изображал все оттенки чувств, от мрачных трагических до самых веселых. В комедиях его перемешаны серьезные и смешные сцены, как в действительности. Он выводит людей всех сословий; есть у него и аллегорические фигуры и типические лица простонародных фарсов; разговор прерывается романсами в старом кастильском вкусе и песнями в новом итальянском стиле. Часто заметны у Лопе де Веги следы торопливости, с какой писал он свои пьесы; но сила таланта видна неизменно.

Все историки литературы согласны в том, что Лопе де Вега был гениальный драматург. Все пьесы его очень живы; он глубоко изучил быт людей всех сословий, превосходно понимает человеческое сердце, умеет обрисовывать игру страстей, богатство его фантазии неистощимо; у него бывает иногда слишком много метафор и сравнений, но это соответствует тогдашнему испанскому вкусу, стих его легок. Характеры у него не всегда очерчены определённо, но во многих пьесах они обрисованы превосходно; в особенности надо сказать это о женских характерах. Но больше всего нравилось современникам искусство Лопе де Веги изображать быт простолюдинов; он действительно великий мастер в этом. Сцен из простонародной жизни у него очень много; он пользуется всяким случаем вставлять их в свои драмы. Прелестны у него изображения сельских праздников с играми и песнями. Богатство его фантазии удивительно, но, разумеется, при чрезвычайной многочисленности его драм неизбежны были случаи повторений. Часто рядом с главной интригой идет у него второстепенная, служащая пародией на нее.

Очень многие пьесы Лопе де Веги изображают события или предания из испанской истории. У него выведены на сцену все герои национальных песен от вестготского короля Вамбы, от изменника Юлиана, призывающего мавров , и от погибающего в битве с ними короля Родриго до графа Фернандо Гонсалеса, ставшего первым королем кастильским, до Сида , Бернардо дель Карпио и детей Лары. Лопе де Вега изобразил все великие события позднейшей испанской истории: борьбу Педро Жестокого с Генрихом Трастамарой, легендарный героизм симанкасских девушек, освободивших родину от постыдной дани неверным, падение Альваро де Луны, трагическую судьбу принца Вианского, обручение Фердинанда и Изабеллы , осаду Гранады , открытие Америки , победы Гонсальво Кордовского и множество других важных фактов испанской истории. Во многих патриотических пьесах Лопе де Веги исторические события представлены с примесью романтических элементов; таковы например: «Звезда Севильи» (написанная в прославление преданности королю), «Карбонера» (сестра Педро Жестокого, скрывающаяся у угольщиков в лесу), «Нинья де Плата». Для многих драм Лопе де Вега брал содержание из легенд или истории других народов. Например, из португальской истории взята драма «Совершенный государь» (Иоанн II), из римской – «Сожжение Рима » (Нерону даны Лопе де Вегой черты испанского рыцаря). Из средневековой итальянской истории взята драма «Наказание без мщения» (это история любви герцогини Феррарской к её пасынку, рассказанная и Байроном в поэме «Паризина»; из немецкой истории взята драма «Оттокар Богемский», из русской «Великий князь Московский» (Лжедмитрий , чью историю Лопе де Вега знал по ошибочным рассказам). Всем лицам, действующим в этих драмах, приданы испанские черты.

Менее интересны мифологические драмы, написанные большей частью для праздничных спектаклей, в которых важнее содержания пьесы была её великолепная постановка; таковы «Персей », «Критский лабиринт », «Адонис и Венера»; то же самое должно сказать о драмах, заимствованных из поэмы Ариосто и средневековых преданий, в которых действуют Карл Великий , Роланд , другие паладины Карла, прекрасная Магелона. Из сборника новелл Банделло (откуда взял Шекспир драму «Ромео и Джульетта ») Лопе де Вега заимствовал драмы «Герцогиня Амальфийская», «Кастельрины и Монтезе», «Кинта Флорентийская».

Некоторые пьесы Лопе де Веги могут быть названы простыми переложениями новелл в разговорную форму; сцены в них следуют одна за другой без связи; в них много удивительных приключений; действие происходит в далеких странах, географический и исторический элементы не определены; содержание обыкновенно заимствовано из рыцарских романов. Таковы «Новый Пифагор » (пьеса совершенно фантастическая) «La Octava maravilla» (место действия переносится из Бенгалии на Канарские острова и в Испанию); «La donzella Teodor» (ученая девушка, находящаяся в рабстве); «El Animal de Ungria» («Венгерский зверь», венгерская королева, прогнанная мужем, надевающая на себя звериную шкуру и похищающая детей изменившего ей короля). Гораздо лучше этих драм «La fuerza lastimosa», содержание которой взято из романа о графе Аларкосе, «Дон Лопе де Кардона» (изображение удивительных любовных и других приключений этого рыцаря); «Прекрасная Альфреда», «Преследуемая Лаура». Одна из знаменитейших драм этого класса – «Невольница возлюбленного»; она действительно превосходна; главное лицо в ней великодушная женщина, жертвующая собою для спасения любимого человека.

С наибольшей силой раскрывается богатство фантазии и могущество таланта Лопе де Веги в тех драмах, которые называются комедиями интриги или плаща и шпаги . Почти все они превосходны по легкости разговора, по тонкому анализу игры страстей, по занимательности интриги. Лопе де Вега писал их очень быстро, но все-таки форма их прекрасна; в них очень много веселости, остроумия. Любовные приключения занимают в них много места; Грасиосо (типичный драматический персонаж) действует в каждой из них. До нас дошло больше 100 этих веселых драм; многим из них подражали другие поэты. К числу знаменитейших принадлежат: «Валенсийская вдова», очень веселая драма, в которой много комических положений, возникающих из того, что молодую вдову сватают несколько женихов; «Мадридская сталь», также очень веселая пьеса, интрига которой основана на употреблении новоизобретенного лекарства, помогающего любовным делам; некоторыми чертами этой комедии воспользовался Мольер в своем «Лекаре поневоле»; «Ивановская ночь в Мадриде» (La noche de San Juan en Madrid) – превосходная пьеса, основанная на запутанности отношении, возникающих из двойной любовной связи; в ней много намеков на людей высокого общественного положения; она написана Лопе де Вегой, в то время уже стариком, для великолепного праздника, данного графом Оливаресом Филиппу IV в Ивановскую ночь 1631 года в одном из мадридских садов. «Глупая для других, умная для себя», тоже превосходная комедия; главное действующее лицо её герцогиня Урбинская, притворяющаяся глупой и благодаря тому возвращающая себе отцовское государство и достигающая возможности сделать любимого человека своим мужем. В «Награде за хорошую репутацию», комедии с множеством любовных приключений, роль главного лица представляет, по мнению историков литературы, некоторые черты из жизни самого Лопе де Веги. Многие комедии его исключительно изображают простонародный быт, как например «Пошедшая за водой», «Умный у себя дома» (El cuerdo en su casa); «Алжирские пленники», драма, заимствованная из Сервантеса, в ней много патетических сцен. Прекрасные пасторальные драмы «La pastoral de lacinto» и «La Arcadia» написаны Лопе де Вегой в молодости.

Чтоб успокоить духовенство, порицавшее светские пьесы с их любовными интригами и иногда выпрашивавшее у короля запрещения спектаклей, Лопе де Вега писал много духовных драм для представления на церковных праздниках. Они были рассчитаны на вкус простолюдинов и потому имеют мало поэтического достоинства. Во многих из тех, которые изображают жизнь святых, даже нет единства действия, почти во всех религиозные элементы перемешиваются безвкусным образом с житейскими, реальные лица с аллегорическими, схоластические рассуждения с любовными сценами, ангелы, черти, символические фигуры действуют рядом с королями, поселянами, студентами, шутами.

Но от этих плохих пьес, написанных для грубой толпы, надо отличать драмы, предназначенные для спектаклей на празднике тела Господня и называющиеся Autos sacramentales. Основная мысль их – прославление католического догмата пресуществления; казалось бы, что такое абстрактное содержание не могло допускать драматического изображения; но эти драмы Лопе де Веги имеют большое поэтическое достоинство. Действующие в них аллегорические фигуры обрисованы такими живыми чертами, что перестают быть только олицетворениями абстрактных понятий, кажутся лицами, взятыми из действительности. Лопе де Вега ставит их в положения живых людей, печалящихся и радующихся подобно действительным людям, так что они становятся интересны. Он олицетворял по старинному обычаю добродетели, пороки, церковные символы, божественные качества, стихии, отдельные предметы неодушевленной природы, разные страны, народы, религии. В «Путешествии души» является у него душа, под формой девушки в белой одежде, воспоминание под формою стройного сильного юноши, воля в одежде поселянина, чёрт в виде корабельщика, страсти являются его матросами. В «Приключениях человека» изображается история рода человеческого от грехопадения до искупления. В драме «Мост вселенной» изображается сила божественной любви, побеждающая Левиафана, князя тьмы.

Лоа (прологи) и энтремесе (интермедии), которых дошло до нас тоже много, получают занимательность, благодаря своей веселости и остроумию. Это маленькие шутливые сцены из обыденной жизни или пародии на романы (как например «Мелисендра») или фарсы (как например «Обманутый отец», который, думая, что запер свою дочь от любовника, сам приводит ее переодетую к нему). Подобно духовным драмам, лоа и энтремесе были принадлежностью народных спектаклей, сохранявшихся в Испании из средневекового театра.