1 почему сон заканчивается появлением штольца. И.А.Гончаров.Страницы жизни и творчества.Роман «Обломов

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче-ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно-стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди-вана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре-постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло-мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщи-на?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро-мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан-ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све-ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово-рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон-чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу-ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль-ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об-ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз-расте.

6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав-ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде-лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита-ние.

8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем-лении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере-ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло-мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст-ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че-ловек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об-ломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело-век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре-мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со-держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен-ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы к обломову
  • вопросы по гончарову обломов
  • обломов тест ответы
  • охарактеризуйте предметы-символы,в романе обломова?
  • можно ли считать штольца положительным героем?

В истолковании образа Обломова критики до сих пор не могут сойтись во мнениях. Зато в оценках второго героя сразу после появления романа воцарилось единодушие. Он был истолкован как неудачный: «Образ Штольца бледен, не реален. Не живой, а просто идея…» Рецензенты указывали, что этот персонаж вводится лишь из идейно-композиционных причин. Чтобы углубить черты Обломова, необходимо было противопоставить ему контрастный характер современного деятеля. Ну а в русской жизни таких пока было мало: «…Выставив рядом русского же как образец энергии, знания, труда <…> впал бы в противоречие с самим собою». Как персонаж и характер, Штольц остался русскому читателю далек и непонятен. Непонятна его активность, любовь к труду, стремление учиться. Рассуждения критиков как-то удивительно совпадают с обличениями Тарантьева. Сей колоритный персонаж, как мы помним, возмущался: «Вдруг из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалился, и ученый… теперь вон еще путешествует! <…> Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку <…>. И то, что Штольца отрицательно оценивает подобный Тарантьеву ничтожный персонаж, заставляет в Андрея Иваныча всмотреться. Как на Руси не перевелись Обломовы, в Европе никогда не исчезнут Штольцы. Второй раз в своем романе Гончаров создает героя национального масштаба.

Патриархальному взлелеиванию Илюши контрастно противопоставлена система европейского воспитания, которое получил Андрей Штольц в доме немца-управляющего. В чем задача такого воспитания? «Когда сын его воротился из университета, – рассказывает Гончаров о юности Андрея, – и прожил месяца три дома, отец сказал, что делать ему в Верхлеве больше нечего <…>. А отчего нужно ему в Петербург, почему не мог он остаться в Верхлеве и помогать управлять имением, – об этом старик не спрашивал себя; он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. И он отослал сына – таков обычай в Германии». Таков обычай вообще в Европе, где подросший человек сразу выпархивает из семейного гнезда и знает, что дальше в жизни может надеяться только на себя. Знают об этом и родители, и потому так строится воспитание: создать самостоятельную самодостаточную личность, способную преодолеть любые житейские невзгоды. Этим занимается Иван Богданыч под непрестанные вздохи и стоны супруги, урожденной русской дворянки.

Главная же добродетель русского ребенка – послушание, и «добрая мать» искренне переживает, что сын ее растет сорванцом: «Помилуй, Иван Богданыч, – жаловалась она, – не проходит дня, чтоб он (Андрюша ) без синего пятна воротился, а намедни нос до крови разбил». «Что за ребенок, если ни разу носу себе или другому не разбил? – говорил отец со смехом». Драки подготавливают к миру, где силой предстоит занять свое место. По той же причине отец не осуждает внезапные отлучки сына. «…Мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит». Хотя, надо полагать, переживает в душе не менее своей слезливой супруги – об этом говорят движения, в которых угадывается тревога. Даже отец не смеет связывать самостоятельность растущего человека. Зато он вправе требовать, чтобы за личными занятиями не забывалось дело . Поэтому после долгожданного возвращения отпрыска, отец прежде всего интересуется, «готов ли у него перевод …на немецкий язык». Безделье одно может сделаться причиной родительских репрессий: «Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.

«Ступай, откуда пришел, – прибавил он, – и приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся!»

В западном мире царит непонятный для русского культ знания, стремление открыть тайны наук и ремесел: «Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город <…>, потом посмотреть какую-нибудь глину, которую возьмет на палец, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится». Мать верно угадывает, что после этого надеждам сделать из Андрюши «барина» придет конец, ибо барство гордится возможностью ничего не делать: «И вдруг он будет чуть не сам ворочать жернова на мельнице, возвращаться домой с фабрик и полей, как отец его: в сале, в навозе, с красно-грязными, загрубевшими руками <…>!» Русского человека особенно потрясает, что в деле нет места родственным привязанностям : «Ну, пусть бы так; но он положил ему жалованье, как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял его расписываться…» Подобное воспитание противоречит всему окружающему быту. Писатель с иронией восклицает: «Утешься, добрая мать: твой сын вырос на русской почве <…>. Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!»

Нигде контраст мировосприятия, традиций и идеалов европейского и русского мира не проявляют себя так отчетливо, как в эпизоде последнего прощания Штольцев. Сдержанность, скупость в выражении чувств отца и сына истолковывается русскими крестьянами как черствая жестокость. Но вдруг в толпе раздался громкий плач: какая-то женщина не выдержала: «Батюшка ты, светик! – приговаривала она <…>. – Сиротка бедный! Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя <…>. Дай я хоть перекрещу тебя, красавец мой!..» Меж тем отец с тайной гордостью прощается с сыном. Он полностью, по понятиям европейца, выполнил свой родительский долг: «…Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, – не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты». «“Да я посмотрю, нельзя ли вдруг по всем”, – сказал Андрей. Отец захохотал изо всей мочи и начал трепать сына по плечу…»

Широта интересов молодого Штольца только внешне походит на простодушную наивность романтика Адуева, желавшего одновременно сделаться начальником департамента и модным поэтом. Она зиждется на убеждении, что всего можно добиться трудом и знанием. А трудиться сын управляющего умеет и учиться любит. Отсюда снисходительная гордость отца, который, очевидно, и не ждал иного ответа.

– Ну а если не станет уменья, не сумеешь сам отыскать <…> свою дорогу, – продолжает старик Штольц, – понадобится посоветоваться, спросить – зайди к Рейнгольду: он научит <…>. Я тебе адрес скажу.

– Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него…

Сын с честью выдержал и эту небольшую проверку. Ведь это русскому не зазорно добиться жизненного успеха благодаря протекции и помощи старших. Для европейца – это унижение. К тому же принять помощь не позволяет самолюбие. По мысли Гончарова, стремление всего добиться самому и посрамить старших, «самолюбие» – главная причина успеха европейца. И наоборот. Об этом разговор Обломова и Ольги: «Но ведь самолюбие везде есть <…>. Андрей Иваныч говорит, что это почти единственный двигатель, который управляет волей». Недаром имя героя переводится с немецкого как «гордый».

Приезд Штольца в дом Обломова. Сначала будет долгое и подробное описание ленивой жизни и ленивой обстановки. Потом, как свежий ветер, ворвется Штольц и попытается нечто изменить в этом сонном существо­вании своего друга. Анализировать вторую часть достаточно трудно, не сказав несколько слов о части первой и об общей концепции романа. Интересно, что первая часть романа закан­чивается сном Обломова, который как бы итожит все это «ле­нивое» описание; и один из героев этого сна - детский друг Штольц. Герой проснется и обнаружит друга наяву, но это уже будет вторая часть, в которой нарушится привычный для Ильи ход времени.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню ге­роя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстанов­ку квартиры Обломова, на которой лежит печать заброшенно­сти и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особое внимание автора уделено описанию хала­та Обломова: восточного, «без малейшего намека на Европу», просторного, широкого, который покорно повторяет движе­ния его тела. Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необ­ходимостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, на какое-то время халат исче­зает с поля зрения, чтобы затем новая хозяйка Обломовки Ага­фья Матвеевна Пшеницына обнаружила его в чулане и вернула к жизни.

Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существова­ние терпят крах. Герой продолжает лежать на диване, укрыва­ясь от вторжения внешней жизни, но она все равно врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Обломов не может заставить себя вчитаться в письмо, оттяги­вает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно от­равляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и сове­том к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Об­ломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь по­является и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломо­ва Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических геро­ев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовско­го дивана? Наверное, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые дей­ствительность предлагает герою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта все­гда отрицательная. Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера, ни поверхностное литературное обличительство. Почему же оц так упорно отвергает эти воз­можные пути? Может быть, потому, что не видит в них ничего, кроме пустой ненужной суеты. Он хочет чего-то более возвы­шенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дива­на. И действительно, когда думаешь об этом, то более привлекательной и честной кажется позиция Обломова.

Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетво­рен своим Настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное паде­ние. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой? » Ответ на него писатель дает в главе «Сон Об­ломова» , которую называют «увертюрой всего романа». Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим соци­альные условия, которые сформировали его характер. Резво­му и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться. Труд здесь - привилегия дворовых слуг, которые не­усыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания.

Крепостнический уклад России не только обрекает на ни­щенское и бесправное положение русский народ, но и калечит душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасные за­датки характера. В Обломове часто видят только губительное влияние крепостного рабства и барства. Но в нем есть очень много привлекательных качеств, порожденных той же патри­архальной средой. Это его доброта, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремление к чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан на русских народных сказках и былинах. Он растет на лоне мяг­кой среднерусской природы, которая сулит человеку покой и тишину, окруженный любовью и лаской. Поэтому ему органи­чески чужды суета и расчетливость. Он ищет в жизни «ума, воли, чувства». И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизнь Обломова, про­буждая его душу, вселяя надежду на счастье. Но если он любит искренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают рас­чет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благо­родную цель - пробудить к жизни спящую душу. Может быть, это чувствует Илья Ильич. Для него любовь становится испытанием, которого он не выдерживает.

Главным героем-антиподом Обломова является в романе его друг Андрей Штольц. Это натура, полностью противополож­ная лентяю и бездельнику Илье. Автор подробно знакомит нас с происхождением, воспитанием, образованием и нынешней деятельностью Штольца. Казалось бы, он воплощает в себе лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергию, че­стность, благородство, но критики разного времени не без ос­нования отмечали схематичность его образа, неубедительность его идей и деятельности. Несмотря на все свои достоинства, Андрей Штольц воспринимается как удач­ливый энергичный делец, представитель нового буржуазного уклада, который приходит на смену патриархальным обло- мовкам.

Конечно, этот исторический путь развития страны неизбе­жен. Именно штольцы ведут отсталую страну к цивилизации в то время как обломовы лежат на диване. Но в разговоре с дру­гом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников, куда его настойчиво пытается ввести Штольц. Он называет коммерсантов мертвецами, спящими людьми, которые только имитируют активность, интерес, бурную деятельность, сквозь которую проглядывает безыс­ходная скука.

Итак, что же такое «обломовщина»? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. В него входит весь пат­риархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью. Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь штольцев представляет собой модернизированный буржуаз­ный вариант «обломовщины». То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.

Образ Штольца в романе «Обломов» Гончарова – второй центральный мужской персонаж романа, являющийся по своему характеру антиподом Ильи Ильича Обломова. Андрей Иванович выделяется на фоне других персонажей своей активностью, целеустремленностью, рациональностью, внутренней и внешней силой – будто он был «составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Даже портрет мужчины представляет собой полную противоположность портрета Обломова. Герой Штольц лишен присущей Илье Ильичу внешней округлости и мягкости – его отличает ровный цвет лица, легкая смугловатость и отсутствие какого-либо румянца. Андрей Иванович привлекает своей экстравертностью, оптимизмом и умом. Штольц постоянно устремлен в будущее, что словно возвышает его над другими персонажами романа.

По сюжету произведения Штольц – лучший друг Обломова Ильи, с которым главный герой знакомиться еще в школьные годы. Видимо, они уже на тот момент почувствовали друг в друге близкого по духу человека, хотя их характеры и судьбы кардинально отличались еще с юношеских лет.

Воспитание Штольца

С характеристикой Штольца в романе «Обломов» читатель знакомится во второй части произведения. Герой воспитывался в семье предпринимателя-немца и русской обедневшей дворянки. От отца Штольц перенял весь тот рационализм, строгость нрава, целеустремленность, понимание труда как основы жизни, а также предпринимательскую жилку, присущие немецкому народу. Мать же воспитывала в Андрее Ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистающим светским человеком. Помимо того, сам маленький Андрей был очень любопытным и активным ребенком – ему хотелось узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому он не только быстро впитывал все, что прививали ему отец и мать, но и сам не прекращал познавать новое, чему способствовала достаточно демократичная обстановка в доме.

Юноша не находился в атмосфере чрезмерной опеки, как Обломов, а любые его выходки (вроде моментов, когда он мог на несколько дней уйти из дому) воспринимались родителями спокойно, что способствовало развитию его как самостоятельной личности. Этому во многом способствовал отец Штольца, который считал, что в жизни нужно всего достичь собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. Даже когда Андрей Иванович вернулся после университета в родное Верхлево, отец отправил его в Петербург, чтобы тот мог сам прокладывать себе дорогу в жизнь. И это Андрею Ивановичу прекрасно удалось – на момент описываемых в романе событий Штольц был уже значимой фигурой в Петербурге, известной светской личностью и незаменимым человеком на службе. Его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, возможностью стать лучше, выше и влиятельнее других. То есть, с одной стороны, Штольц полностью оправдывает мечты матери, став состоятельным, известным в светских кругах человеком, а с другой, становится идеалом своего отца – личностью, стремительно строящей свою карьеру и достигающим все больших высот в своем деле.

Дружба Штольца

Дружба для Штольца была одним из важных аспектов его жизни. Активность, оптимизм и острый ум героя привлекали к нему других людей. Однако Андрей Иванович тянулся только к искренним, порядочным, открытым личностям. Именно такими людьми для Штольца были душевный, добрый, умиротворенный Илья Ильич и гармоничная, артистичная, умная Ольга.
В отличие от Обломова и друзей, которые у Андрея Ивановича искали скорей внешней поддержки, реальной помощи и здравого, рационального мнения, Штольцу близкие люди помогали вернуть внутреннее равновесие и спокойствие, нередко теряемое героем в непрерывной гонке вперед. Даже та «обломовщина», которую Андрей Иванович всячески осуждал в Илье Ильиче и старался удалить из своей жизни, так как считал ее разрушительным жизненным явлением, на самом деле привлекала героя своим однообразием, сонной размеренностью и безмятежностью, отказом от суеты внешнего мира и погружением в однообразие семейной, но по-своему счастливой жизни. Словно русское начало Штольца, отодвинутое назад активностью немецкой крови, напоминало о себе, привязывая Андрея Ивановича к людям с истинно русской ментальностью – мечтательным, добрым и душевным.

Любовь Штольца

Несмотря на исключительно положительную характеристику Штольца в «Обломове», его осведомленность практических во всех вопросах, острый ум и проницательность, существовала сфера, недоступная для Андрея Ивановича – сфера высоких чувств, страстей и мечтаний. Более того, Штольц боялся и опасался всего непостижимого разумом, так как не всегда мог найти его рациональное объяснение. Это отразилось и на чувствах Андрея Ивановича к Ольге – казалось бы, они обрели истинное семейное счастье, найдя вторую половинку, полностью разделяющую взгляды и стремления другого. Однако рациональный Штольц не мог стать «прекрасным принцем» Ольги, мечтающей видеть рядом действительно идеального мужчину – умного, активного, состоявшегося в обществе и карьере и при этом чуткого, мечтательного и нежно любящего.

Андрей Иванович подсознательно понимает, что не может дать того, что Ольга любила в Обломове, и потому их брак остается скорее крепкой дружбой, чем союзом двух пылающих сердец. Для Штольца жена была бледным отражением его идеала женщины. Он понимал, что рядом с Ольгой ему нельзя расслабиться, показать свое бессилие в чем-либо, так как он может этим нарушить веру жены в него как мужчину, мужа и их хрустальное счастье разобьется на мелкие осколки.

Заключение

По мнению многих исследователей, образ Андрея Штольца в романе «Обломов» изображен словно набросками, а сам герой более похож на механизм, подобие живого человека. При этом по сравнению с Обломовым, Штольц мог бы стать идеалом автора, человеком-образцом для многих будущих поколений, ведь для гармоничного развития и успешного, счастливого будущего у Андрея Ивановича было все – прекрасное всесторонне воспитание, целеустремленность и предприимчивость.

В чем же проблема Штольца? Почему он вызывает скорей сочувствие, чем восхищение? В романе Андрей Иванович, как и Обломов, является «лишним человеком» – личностью, живущей будущим и не умеющей наслаждаться радостями настоящего. Более того, Штольцу нет места ни в прошлом, ни в будущем, так как он не понимает истинных целей своего движения, на осознание которых у него просто нет времени. На самом деле все его стремления и поиски направлены к отрицаемой и осуждаемой им «обломовщине» – средоточии спокойствия и умиротворения, места, где его примут таким, каков он есть, как это делал Обломов.

Тест по произведению

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ ПО РОМАНУ «ОБЛОМОВ» И.А. ГОНЧАРОВА

«СОН ОБЛОМОВА»


    1. Подтвердите, что Обломовка - рай на земле. Отметьте иронию автора.

    2. Какие люди и как жили в Обломовке? Каковы их жизненные интересы? Как относятся обломовцы к труду и обрядовой стороне жизни?

    3. Как воспитывался Обломов? Его радости, огорчения. Какие вопросы задает Илюша? Нянька, сказки, любовь маменьки. Ирония автора.

    4. Как проходит день в Обломовке: господа, слуги, сон.

    5. Что мы можем сказать о слугах в Обломовке и о Захарке?

    6. Как живут помещики Обломовы, чем занимаются? История с галереей.

    7. Каковы жизненные интересы обломовцев? О чем ведут они разговоры?

    8. Обучение Илюши у Штольца - управляющего в Верхлёве. Вопросы воспитания в романе.

    9. История с письмом. Что она означает в канве романа? Как в дальнейшем откликнется эта история в жизни Обломова?

    10. Как вы понимаете слова: «...Жизнь, как покойная река , текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди , без зову, представали перед каждым из них».

    11. Итак, кто же виноват в такой жизни, которую вели Обломовы?

    12. Главная мечта обломовцев.

ВОПРОСЫ ПО II-III ЧАСТИ:


  1. Почему сон заканчивается появлением Штольца?

  2. Почему вторая часть романа начинается с рассказа о воспитании Штольца? Чем отличается воспитание Штольца от воспитания Обломова? Как характеризует Штольца Гончаров? Чем он ему нравится , чем нет? О чем говорит эпизод прощания его с отцом?

  3. Почему столь разные люди, как Штольц и Обломов, дружат?

  4. Зачем Штольц «поднимает» Обломова с дивана?

  5. Как объясняет Обломов свое неприятие петербургской жизни? Почему петербургскую жизнь Обломов называет всеобъемлющим сном?
    Как вы понимаете смех Штольца на слова Захара «барин, Илья Ильич»? Почему эту «жизнь» Обломова Штольц окрестил «обломовщиной»? Как вы понимаете это слово?

  6. Что считает главным в жизни человека Андрей Штольц?

  7. Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя легион». О чём он говорит?

  8. Перечитайте разговор Обломова и Штольца в четвертой главе второй части. О чем спорят герои? Какой идеал жизни рисует перед другом Обломов? Похож ли он на ту Обломовку, которая предстала перед нами в сне героя? Можно ли назвать картину, созданную героем, утопической?

  9. Почему Штольц называет Обломова «поэтом»? Как это помогает понять характер героя?

  10. Что Штольц противопоставляет идеалу Обломова? Как вы понимаете его слова: «Труд - содержание , стихия и цель жизни»?

  11. В чем «состоит «быть или не быть» Обломова? А для Штольца?

  12. Согласны ли вы с мнением критика, который сказал: «Несчастье Обломова, крушение его жизни вовсе не в том, что идеал его жалок и убог , а в том, что для осуществления этого своего вроде уж недостижимого идеала он тоже не пригоден»?

ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ»


  1. Ольга Ильинская.

  • Чем нравилась Ольга Обломову и Штольцу, но не нравилась «другим»? Сходство с какой литературной героиней можно отметить, читая описание ее внешности?

  • О чём состоялся первый разговор Обломова с Ольгой? Почему он возник?

  • Как происходит их объяснение в любви?

  • Та ли Ольга женщина, о которой всю жизнь мечтал Обломов?

  • Почему Обломов так испугался любви? И только ли любви? Что значит любить?

  • Встреча в аллее. Как вы понимаете слова Ольги о том, что она первая половина жизни, а нужно искать вторую, чтобы не потерять первую , то есть ее? Что понимает под второй половиной Ольга?

  • Какова любовь Обломова? А Ольги?
2. Агафья Матвеевна Пшеницына.

  • В чем причина болезни Обломова?
    В какую жизнь окунается Обломов после выздоровления?

  • Что мы можем сказать об Агафье Матвеевне и ее отношении к Илье Ильичу?

  • За что полюбили Обломова в доме Пшеницыной?

  • Почему Штольц называет дом Пшеницыной «Обломовкой, только гаже»? Понял ли Штольц нового Обломова?

  • Как определяют Ольга, Штольц (и Гончаров), что такое любовь? Ольга называет свое чувство болезнью, а исповедь Штольцу - выздоровлением. Согласны ли вы с этим?

  • Чем отличается жизнь Ольги и Штольца от той, что мечтал Обломов?

  • За что же любит Обломова Ольга Ильинская?

  • Почему в доме на Выборгской стороне живет Агафья Матвеевна и тихо умирает Обломов? О такой ли жизни и смерти мечтал он

  • Что же убило Обломова? Как об этом говорит Гончаров? Кого или что обвиняет Гончаров в смерти Обломова?

  • Кого обвиняет Обломов в том, что он такой? Как вы понимаете, что такое обломовщина?

  • Почему была счастлива с Обломовым Агафья Матвеевна Пшеницына?

  • Почему нет ощущения счастья в браке Штольца и Ольги Ильинской?

ОБРАЗ ЗАХАРА

1. Что вам известно о молодых годах Захара (часть 1, глава 9)?

2. Перечитайте 1, 7, 10 главы 1 части. Составьте рассказ о взаимоотношениях барина и слуги.

3. Опишите внешность Захара (часть 1, глава 1).

4. Вокруг чего разгорелся спор Обломова с Захаром в эпизодах романа (часть 1, глава 1)?

5. Найдите в тексте фразы, которые доказывают привязанность Захара к своему барину (часть 1, главы 7, 9-10).

6. Как сложилась судьба Захара после смерти Обломова (часть 4, глава 11)?
КРИТИКА О РОМАНЕ

1. Опираясь на статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и А.В. Дружинина «"Обломов". Роман И.А. Гончарова», обоснуйте отношение критики к Обломову.

    Составьте конспект статей (в виде таблицы) Добролюбова и Дружинина по следующему плану: а) место романа «Обломов» в русской литературе; б) образ Обломова; в) образ Штольца; г) образ Ольги Ильинской; д) образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

ВОПРОСЫ К ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ЗАЧЁТУ

1. Правописание гласных после шипящих и ц (Правописание гласных после шипящих и ц в корне. Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксе. Правописание гласных после шипящих и ц в окончаниях).
2. Правописание букв ъ и ь (Правописание буквы Ъ. Правописание буквы Ь для смягчения. Правописание буквы Ь для разделения звуков. Правописание буквы Ь для обозначения грамматических категорий).
3. Правописание приставок (Правописание одновариантных приставок. Правописание двухвариантных приставок. Правописание приставок пре- и при. Правописание безударных гласных в приставках).
4. Правописание окончаний и суффиксов существительных (Правописание окончаний существительных. Правописание суффиксов субъективной оценки существительных (-ек-/-ик-; -ец-/-иц-; -ичк-/-ечк-; -оньк-/-еньк-; -инк-/-енк-; -ушк-(-юшк-)/-ишк-; -ышк-; -ищ-). Правописание словообразовательных суффиксов существительных (-чик-/-щик-).
5. Правописание окончаний и суффиксов прилагательных (Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание окончаний притяжательных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных (-ск-; -лив-/-чив-; -ев-/-ив-; -оват-/-еват- -оньк-/-еньк-; -инск-/-ин-+-ск). Правописание кратких прилагательных).
6. Правописание числительных (Правописание Ь в числительных. Правописание сложных числительных. Правописание составных числительных. Правописание дробных числительных. Правописание порядковых числительных.
7. Правописание сложных слов (Общие правила написания сложных слов. Правописание сложных существительных. Правописание сложных прилагательных). 8. Правописание местоимений (Правописание отрицательных местоимений. Правописание неопределенных местоимений. Правописание местоименных сочетаний никто иной (другой) и ничто иное (другое).

9. Правописание глаголов (Правописание личных окончаний глаголов. Правописание окончаний глаголов будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите. Правописание глаголов с корнем -да-. Правописание суффиксов глаголов -ова-(-ева-)/-ыва-(-ива-). Правописание суффиксов -е-/-и- в глаголах с приставкой обез-/обес-. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени).
11. Правописание окончаний и суффиксов причастий (Правописание окончаний причастий. Правописание суффиксов действительных причастий. Правописание суффиксов страдательных причастий. Правописание краткой формы причастий).
12. Правописание наречий (Правописание суффиксов наречий. Правописание наречий через дефис. Слитное и раздельное написание наречий).
13. Правописание Н и НН (Правописание Н и НН в отыменных прилагательных. Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях. Правописание Н и НН в кратких прилагательных и причастиях. Правописание Н и НН в существительных и наречиях).
14. Правописание предлогов , союзов, частиц (Правописание сложных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Раздельное и дефисное написание частиц

15. Правописание НЕ и НИ (Правописание НЕ с существительными, полными прилагательными, наречиями на -о. Правописание НЕ с глаголами. Правописание НЕ с полными причастиями. Правописание НЕ с краткими прилагательными и причастиями. Правописание НЕ с местоимениями , числительными, наречиями. Правописание НИ)