Башни из людей в испании. Памятник в Таррагоне: бронзовая башня из людей Живые пирамиды Таррагоны

Скульптура «Ветер», созданная в 1989 году одним из известнейших скульпторов Каталонии - Жузепом Жассансом, является необычным памятником, расположенным рядом с центральной городской церковью Сант-Пере.

Необычность такого соседства заключается в том, что скульптура представляет собой обнаженную женщину, руки которой напоминают ветви склонившегося от ветра дерева, а поза - танцевальное па балерины.

Данная скульптура является одной из самых известных работ Жассанса и его первой публичной работой для Реуса.

Скульптура Els Castellers

Скульптура Els Castellers - одна из необычных скульптур, которая представляет собой башню, построенную из людей.

Она была возведена в 1999 году. С первого взгляда это творение может показаться странным. На самом же деле построение башен, в которых элементами строительства выступают сами люди, является каталонской традицией, появившейся еще в XVIII веке.

Обычно такие постройки проходят в форме соревнований между несколькими командами и устраиваются в конце сентября - в религиозные праздничные дни перед храмом Мизерикордия и на Рыночной площади.

Скульптурная композиция высотой 11 метров и весом около 12 тонн сформирована из 219 бронзовых фигур. Внешне она представляет собой семиэтажную крепость, первый этаж которой образует целый круг людей. Впервые такая живая пирамида была построена здесь в городе в 1770 году.

Скульптура Als Castells

Monument Als Castells – бронзовый памятник, изображающий «пирамиду» из 219 человеческих фигур.

Автором этого уникального монумента является современный скульптор Франсеск Англес, для творчества которого свойственно изображение человеческих групп в различных сценах. Памятник был возведен в 1999 году и стал одной из главных достопримечательностей Таррагоны. Высота композиции равна 11 метрам, а ее вес составляет 12 тонн.

Наверху скульптуры изображен ребенок, машущий рукой, а рядом с башней творец установил руководителя процессом построения композиции с земли и музыкантов. Уникально то, что среди фигур можно увидеть изображения реальных людей – Пабло Пикассо, Жуана Миро, Хуана Антонио Самаранча, Пау Казальса и многих других. В одной из фигур можно рассмотреть и самого скульптора.

Памятник в Таррагоне Башня из людей оригинален, как и национальное искусство, которое он символизирует. Только в Каталонии существует традиция в построении акробатических «башен», когда во время представления задействуется больше сотни человек. Кастельс – так называется данный вид спортивно-культурной деятельности. В Таррагоне установили монумент, который точно отражает весь процесс возведения башни в его кульминации.

Monument als Castellers появился не так давно, но стал одним из самых популярных объектов среди многочисленных .

История монумента

Памятник в виде пирамиды из людей создал каталонский скульптор Франсеск Англес. Мастер изначально изваял гипсовую скульптурную группу, которая стала макетом для монумента, отлитого из бронзы. Гипсовый памятник временно установили в небольшом городке на северо-востоке провинции Таррагона.

А в то время, пока воспроизводился бронзовый вариант, таррагонцы решали, где в их городе наиболее подходящее место для нового монумента. Обсуждалось четыре из предложенных мест, и каждый житель имел возможность проголосовать, где бы он хотел видеть памятник национальному искусству.

В итоге, выбор был сделан в пользу центральной улицы, от которой рукой подать до арены, где систематически проходит . Раз в два года, в первые выходные октября кастельеры собираются на свою «олимпиаду», которая проводится в Таррагоне.

29 мая 1999 года монумент в честь кастельс был открыт. Объект достигает 11 м высоты и весит 12 тонн.

Композиция монумента

Автор достоверно изобразил каталонскую башню из людей в тот момент, когда она считается завершенной. В высшей точке пирамиды изображен юный участник, который взмахивает рукой – это означает, что башня построена.

Композицию образует множество бронзовых скульптур, выполненных в человеческий рост и отражающих ту экспрессию, которую испытывают участники мероприятия.

Монумент составлен из 219 скульптур. В нижней части, которая в построении башен называется «пинья», есть скульптуры, посвященные отдельным известным личностям Испании. В частности, знатоки могут отыскать бронзового Пабло Пикассо или Хуана Самаранча.

Кроме основной композиции кастельс, рядом установлены еще четыре образа участников, которые выполняют отведенные им роли в процессе построения башни. Отдельно стоит скульптура руководителя, и с другой стороны башни – три музыканта, отбивающих барабанную дробь и играющих на рожках «гральес».

Живые пирамиды Таррагоны.

Мне всегда было интересно, почему испанцы, так любят всякие праздники?

Это, недоступная моему уму, загадка, но так было есть и наверное уже всегда будет... Они раскованы, они не торопливы...

"Приходите завтра и всё будет хорошо!"- их самый распространённый ответ... Они медленно работают, спят и гуляют в сиесту, но вообще-то всё успевают... Как так выходит? Это национальная тайна!

Поэтому, знакомство с новыми культурными особенностями Испании всегда вызывает у нас жгучий интерес.

Город Таррагона прилепился на горе возле побережья, между Ла Пинедой и Барселоной...

Это Древнеримское поселение, потом разрослось и превратилось в целый город, где хорошо сохранились остатки древней цивилизации, множество археологических памятников: амфитиатор, развалины храмов и дворцов, часть древнего города с мазаичной мостовой...

Идёшь по современному городу и вдруг, за поворотом тебя встречает кусок величиственной арки, илил провал с древней мазаикой на полу древнего дома...

Но современная Таррагона славится своими "живыми пирамидами"... Опасным и необычным фестивалем... Ежегодно травмируются и даже гибнут люди, но традиция не умирает...

Традиция «Кастельерс» восходят к валенсийскому танцу «муйшаранга», ставшему популярным в Каталонии в XVII веке. Танец завершался построением «живой башни».

В настоящее время возведению башни не предшествует танец, зато сохранилась традиция музыкального сопровождения.

Теперь построение живых пирамид- это испанская традиция, сопровождающая праздник сбора урожая. В Таррагоне есть даже памятник Кастельерос.

Castellers - Кастельеры,участники, стараются построить башню из как можно большего количества уровней, а затем «разобрать» ее так, чтобы не обрушиться в толпу людей, наблюдающих за выступлением.

Башня, «разобранная» удачно, заслуживает восхищения.

Эта пирамида разрушилась, без травм не обошлось...

В районе пересечения Новой Рамблы с улицей Carrer del Pare Palau стоит бронзовый памятник строителям человеческих башен-кастельс (Monument als Castells) (одна из важнейших каталонских традиций). Автором этого интересного памятника является современный каталонский скульптор Франсеск Англес (Francesc Anglès) (р. 1938) , для творчества которого характерно изображение разнообразных человеческих групп в реалистичных сценах. Конкретно этот монумент был установлен в Таррагоне в 1999 году и изображает «пирамиду », состоящую из 219 полноразмерных человеческих фигур, которые составляют конструкцию quatre de vuit (то есть четыре человека на уровне в башне, состоящей из восьми уровней).Наверху башни машет рукой ребёнок, эншанета (enxaneta), завершающий конструкцию. Рядом с башней скульптор изобразил других традиционных участников действа: менеджера группы (cap de colla), который руководит процессом построения башни с земли, а также музыкантов — гобоистов-гральеров (grallers). Интересный факт: среди фигур можно распознать изображения конкретных персоналий — знаменитых каталонцев , включая художников Жуана Миро и Пабло Пикассо, виолончелиста Пау Казальса и деятеля Олимпийского движения Хуан Антонио Самаранча. В одной из фигур скульптор изобразил и самого себя. Высота композиции составляет 11 метров, а вес 12 тонн.

У каталонской Таррагоны длинная и интересная история. Еще до прихода римлян на месте будущей колонии существовало иберийское поселение. Город расцвел в эпоху Римской империи: во II-III веках построили амфитеатр, цирк и кольцо крепостных стен, которые сохранились до наших дней и до сих пор напоминают о величии и несокрушимости той эпохи.

И все же, туристы приезжают сюда не за экскурсиями, несмотря на то, что в городе действительное есть на что посмотреть. Главная цель – великолепные пляжи Коста-Дорады, отдых и ласковое солнце Каталонии. Осмотр достопримечательностей многие оставляют на потом, когда тело уже полностью насладиться нежными водами Средиземного моря, а мозг захочет новых впечатлений.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Таррагоне?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Античный амфитеатр II века, построенный прямо на побережье. Арена вмещала до 13 тысяч зрителей. Здесь проходили гладиаторские бои и травля первых христиан дикими животными. В IV веке после признания христианской религии, на арене в память о мучениках был построен храм, от которого сегодня сохранились только руины. Амфитеатр обнаружили в середине XX века во время археологических раскопок.

Католический храм, возведенный в стиле ранней готики в XII-XIII столетиях. Он находится в историческом центре города, который окружен сохранившейся со времен Римской империи крепостной стеной. Ранее на месте собора находился античный храм Юпитера, раннехристианская базилика вестготов и мечеть. Внутреннее пространство украшает алтарь XV века, скамьи и лепные потолки XIV столетия.

Бульвар с широкой пешеходной частью, который тянется от автовокзала до побережья Средиземного моря. Вдоль аллеи расположены живописные здания в стиле модерн и необычные памятники. Здесь прочно обосновались рестораны, где можно продегустировать кухню разных регионов Испании. На Рамбла Нова всегда кипит жизнь: прогуливаются туристы, выступают уличные музыканты, демонстрируют свое умение «живые» скульптуры.

Цирк построили в I веке еще раньше амфитеатра. Как и все подобные сооружения, в Древнем Риме, он предназначался для скачек на колесницах. Представления здесь проходили вплоть до V века, так как христианская религия, ставшая к тому времени официальной, ничего не имела против таких развлечений. До наших дней дошла только часть сооружения: каменные лестницы, трибуны и фрагменты фасада.

Остатки крепостной стены города Таррако, которые, по мнению многих экспертов, являются наиболее хорошо сохранившимися образцами военного зодчества периода Римской империи. Оборонительные укрепления были возведены во II веке до нашей эры для целей защиты города. В 2000 году они попали в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня вдоль стен проходит популярный туристический маршрут.

Коллекция музея размещена на трех этажах и состоит из предметов, найденных в ходе археологических раскопок на территории Таррагоны. Здесь можно полюбоваться на древнюю скульптуру, керамику, римскую мозаику, оружие, монеты и другие артефакты. Посетители также могут посмотреть фильм об истории города. Выставка появилась в середине XIX века, сегодня она почетно носит звание самого старого музея Каталонии.

Старинный особняк XV столетия, который с XVIII века принадлежал Карлосу де Кастелярнау. После покупки аристократ перестроил здание в стиле барокко, однако в облике фасада все равно сохранились черты готики и ренессанса. Комнаты особняка декорированы мебелью XVIII-XIX веков, изящным китайским фарфором, изразцовыми фресками и богатой росписью. Жители Таррагоны верят, что в доме обитает привидение – дух безумной дочери Карлоса де Кастелярнау.

Экспозиция современного искусства начала работу в 1976 году, она была организована на территории трех особняков XVIII века. В музее можно посмотреть на работы каталонских художников Л. Саумелса, Р. Каррете, С. Мартореля и других мастеров. Помимо полотен, здесь выставляются гобелены, скульптуры, мебель и ювелирные изделия. Часть коллекции относится к периоду XII-XVIII веков.

У жителей Каталонии существует интересная традиция — во время народных праздников и гуляний они сооружают «живые» пирамиды. Ее истоки восходят к XVII веку: в то время в Валенсии был весьма популярен танец муйшаранга, который заканчивался строительством «живой» башни. Памятник «Кастельерос» посвящен этой традиции. Он изображает группу людей, стоящих на плечах друг у друга. На вершину пирамиды помещена фигура машущего рукой ребенка.

Арена для боя быков была возведена в 1888 году в стиле модерн архитектором Р. С. Рикомой. В 2006 году ее закрыли на реставрацию, которая продолжалась 4 года. Но обновленному ристалищу не суждено было вновь распахнуть свои двери перед отважными тореадорами, так как в Каталонии приняли закон о запрете корриды. Сегодня арену используют для проведения спортивных соревнований и концертов.

Кладбище III-V веков, которое было обнаружено во время строительства табачной фабрики в начале XX столетия. Некрополь состоит из 2 тысяч захоронений. Судя по надгробиям, здесь хоронили представителей разных сословий. Согласно многочисленным свидетельствам, добытым во время раскопок, раньше здесь стояла базилика, посвященная загубленным на арене христианским мученикам.

Каменоломня расположена примерно в 4 км от Таррагоны. Ее разработка началась еще во времена Римской империи во II веке до нашей эры. Местный камень использовался для строительства колонии Таррако (современная Таррагона). Карьер уже давно не действует, но является весьма привлекательным для туристов. Здесь стоит 16-метровая каменная колонна-обелиск, откуда, предположительно, и началась добыча.

Каменное сооружение, некогда служившее для доставки воды в город. Всего в Таррагоне было два акведука, до наших дней сохранился только один. Конструкция протянулась над глубоким ущельем, в высоту она достигает 27 метров. Название «Чертов мост» акведук получил благодаря легенде, согласно которой его помогал строить сам дьявол в обмен на душу того, кто первым пройдет по мосту.

Береговая линия Таррагоны растянулась почти на 15 км. Город находится в центре Коста-Дорады – популярного туристического региона Каталонии и всей Испании. Почти все местные пляжи обладают пологим входом в море и отлично подходят для отдыха с детьми, многие из них удостоены престижной отметки Голубой флаг. Большинство пляжей оборудованы инфраструктурой, часть располагается в безлюдных местах.

Смотровая площадка, расположенная на высоте 23 метра над уровнем моря. Отсюда открывается прекрасный вид на набережную, море, крыши домов, а также на римский амфитеатр. Площадка защищена чугунной оградой. Согласно поверьям, если подержаться за железные прутья, то удача обязательно придет. Здесь есть кафе, где можно перекусить, и скамейки, сидя на которых можно долго любоваться завораживающими пейзажами.

Третья обзорная статья из цикла "Пирамиды мира". Сразу оговорюсь, что некоторые сооружения не являются строго пирамидами, скорее, это сооружения пирамидальной формы.

Босния

О пирамидах в Боснии на этом портале уже есть хорошая, полная статья, поэтому кратко.

В 2005 году исследователь Семир Османагич выдвинул предположение, что гора Високо, расположенная примерно в 20 км от боснийской столицы, на самом деле и не гора вовсе, а пирамида высотой 220 метров, построенная из блоков 2-3 метра в длину. Итогом раскопок стала пирамида Солнца с усеченной вершиной, так же сориентирована по сторонам света, как и ее египетские сестры.
И если "главная" пирамида считается искусственной, то при возведении ее более низких спутниц, обнаруженных в мае 2006 года, неведомые архитекторы пошли по пути наименьшего сопротивления: они просто обложили природные холмы плитами и навесили террасы. Османагич уверен, что возраст его находок превышает 10 тысяч лет. Всего вместе с основной пирамидой боснийская долина насчитывает пять монументов.
Интересный факт: обнаружены туннели, ведущие под меньшие пирамиды, но в них нет следов ни мелких животных, ни насекомых. Зато там обнаружился гладкий манускрипт с напоминающими руны письменами. Однако для большинства ученых ни каменная кладка и облицовка, ни правильная форма пирамид так и не стали весомыми аргументами - открытие считается псевдонаучным.

Италия

По сравнению с великими пирамидами Египта сооружение, возведенное для римлянина Гая Цестия Эпулона в период с 18 по 12 годы до нашей эры, выглядит сущим котенком: его высота "всего" 36,4 метра, а длина основания - 30 метров. В отличие от остальных, эта пирамида - неправильная; по сути, в ней нет той таинственной составляющей, которая вынуждает обывателя смотреть на подобные монументы с ожиданием чуда. Пирамида является мавзолеем, считается, что в ней захоронен Рем, один из основателей Рима. Его брат, Ромул, покоился в Ватиканской пирамиде, не сохранившейся до наших дней. Цестиева пирамида выполнена из бетона, внешняя отделка - мрамор и кирпич. Распечатать ее вход официально разрешили только в 1660 году, но до этого пирамида была вскрыта неизвестными охотниками за наживой, и разграблена.

Древний народ, обучивший римлян строить дороги и впоследствии римлянами же и поглощенный - этруски.
Они не оставили о себе много информации, а та, что есть, очень скудна. Тем значимее стала находка итальянских археологов, которые в прямом смысле откопали несколько пирамид, датируемых примерно V веком до нашей эры. Основная их часть скрыта под землей, поэтому ни о высоте (глубине?), ни о длине основания ничего пока сказать нельзя: сейчас исследователи проникли всего на 3 метра. Верхушка первой из найденных пирамид перестроилась уже в современности, и использовалась в качестве винного погреба. Под современным полом скрывался средневековый, копнули глубже - обнаружили множество античных артефактов и туннели, которые, как предполагается, ведут к другим скрытым пирамидам. Археологи утверждают, что можно однозначно судить о религиозном предназначении этрусских сооружений, либо использовании их в качестве гробницы. Чего на самом деле этруски хотели достичь при помощи своих пирамид, нам уже никто никогда не расскажет.

Испания

Официальная наука считает пирамиды Гуимар, обнаруженные на острове Тенерифе, строениями фермеров. Мол, копал фермер поле, а найденные камни складывал у его края. И вот так складывал, складывал, и нечаянно нагромоздил ступенчатую пирамиду с прямоугольным основанием и высотой до 12 метров. И совсем ничего, что длина граней - 15-80 метров. Ну, фермеры так фермеры. На совести историков.

По словам местных жителей, всего на острове было девять пирамид, но три из них разобрали, так как сочли бесполезными и пустили на бесплатный стройматериал. Напоминает судьбу облицовки египетских пирамид. Видимо, это общий бич для подобных сооружений.
В ходе раскопок под пирамидами была найдена керамика, кости, артефакты и утварь. Находки датируются 680-1020 годами нашей эры, точнее радиоуглеродный анализ сказать не смог, как не смогли ученые точно определить время постройки самих пирамид.
Тур Хейердал в пух и прах разбил официальную версию своими выводами, но к нему никто не прислушался. По его словам, перед строительством пирамид земля под их основанием была тщательно выровнена, а углы ступеней - обработаны. Это не просто хаотичное нагромождение камней, это строительство монумента определенной формы. Более того, камни - не валуны с полей, а застывшая лава. Хейердал тоже не смог сказать, когда были построены пирамиды, но предположил их астрономическое предназначение: в день летнего солнцестояния с вершины самой большой из пирамид можно дважды наблюдать заход солнца, так как оно сначала скрывается за одной из вершин, появляется снова и окончательно скрывается за следующей. А в день зимнего солнцестояния лестницы на западной стороне пирамид указывают точно на восходящее солнце.
Под одной из пирамид есть пещера, в которой обитали аборигены Канарских островов - гуанчи. Следы их культуры и были обнаружены при раскопках.

Греция

О количестве пирамид в Греции нет устоявшегося мнения. Одни источники утверждают, что их всего три, другие насчитывают больше двух десятков. Расскажу о самых популярных. Конечно, они не такие высокие и заметные, но их значение от этого меньше не становится.

На окраине Арголидской равнины, в Эллинико, стоит пирамида с прямоугольным основанием, сложенная из известняка.
Ее высота всего 3,5 метра, стороны основания немного превышают 7 и 9 метров. Вход, расположенный на восточной стороне, ведет в квадратное помещение внутри пирамиды. Во II веке нашей эры жил географ, Павсаний. В своих заметках он оставил упоминания о двух похожих по описанию сооружений, которые были общими могилами: в одном похоронили павших в гражданской войне за трон Аргоса, в другом - тоже аргивян, погибших в сражении со спартанцами в 668-669 годах. Исследователи уверены, что могилы не сохранились до наших дней, и выдвинули предположение, что пирамида Эллинико была построена в качестве форта для обороны долины. Однако доказательств нет. Различные варианты анализа блоков дали сильный разброс результатов, 2000-3000 лет, но это может говорить и о том, что для строительства использовался старый материал, поэтому точную дату возведения пирамиды сказать нельзя.

Четырехступенчатую пирамиду Амфиона называют Большой греческой пирамидой: высота усеченного конуса составляет 4 метра. Ее строительству сопутствует легенда о возведении Фив: два брата, Амфион и Зеф, построили древний город. Амфион играл на волшебной лире, которую подарил ему Гермес - благодаря чудесной игре камни сами собой укладывались в нужном порядке, и в скором времени город был завершен. Однако из-за клеветы дочери титанов, Лето, боги наслали чуму на всю семью братьев, и они погибли. Их общей могилой и стала пирамида. Внутри нее археологи обнаружили множество ходов и ответвлений, некоторые из которых заканчиваются комнатами. Исследователи считают, что в одном из таких помещений и похоронены братья. Вместе с тем есть мнение, что они не были греками, а пришли из Египта: об этом говорит типично египетское обустройство пирамиды. Растительные мотивы орнамента и подвески-лилии, направление главного тоннеля строго на Полярную звезду (в пирамиде Хеопса точно такое же расположение), и другие признаки, известные только археологам: все указывает на египетские корни братьев. К сожалению, и эта пирамида не сохранила свои сокровища до наших дней: ее давно разграбили; ученым остались только три украшения из золота, датируемые 2700-2400 годами до нашей эры, и еще безымянный скелет. Изучать холм прекратили в 1973 году. Есть смелое предположение, гласящее, что греческая пирамида старше египетских сестер; если бы это подтвердилось, то только представьте масштабы "бедствия" для ученого мира: сколько степеней и наград полетит в топку, когда придется переписывать значительный кусок летописи человечества! Может, поэтому и не ведутся дальнейшие раскопки, а может, грекам просто перекрыли финансовый поток в эту область.

Пирамида на Крите сохранилась лучше своих "товарок", но и изучена в разы меньше.
Там не проводились раскопки и какие-либо серьезные исследования, поэтому большая часть сведений о пирамиде в Ханье - предположения. Известно, что она не состоит из множества отдельных блоков, а целиком вырублена в скале на высоте 290 метров над уровнем моря. Основание - окружность 29 метров, высота - 8,5 метров. В пирамиде вырублена камера, длина и высота - около 2 метров, ширина - 1,4 метра. Кроме способа строительства, от остальных пирамида отличается еще и расположением входа: если у большинства он находится с восточной стороны, то в этой он прорублен с запада. Подобная конструкция есть в южной пирамиде фараона Снофру, расположенной в Дахшуре. Не исключено, что конусообразное сооружение - след минойской цивилизации.

Есть у греков и свой Кайлас - гора-пирамида Тайгетос. Если по-честному, то это целый хребет. Не сказать, что он считался священным, но назван по имени плеяды Тайгеты. У восточных склонов хребта стоял город Спарта; Тайгета была матерью его основателя Лакедемона. По преданию, в одно из ущелий хребта спартанцы скидывали увечных и хилых мальчиков, но исследователи эту информацию не подтвердили. Продолжаются споры о происхождении пирамид: то ли они естественные, то ли искусственные. В любом случае гора очень резко переходит в четкое, гладкое основание пирамиды. Остается только ждать, пока энтузиаст-археолог проведет там ряд исследований.

Еще одна пирамида, от которой осталась только небольшая кучка камней - Лигурийская. Ее обнаружили в 1936 году, и датировали 2100 годом до нашей эры. Однако при раскопках обнаружился каменный топор эпохи неолита. Сейчас можно только приблизительно назвать размер основания: 12 и 14 метров. Большая часть монумента была расценена как бесхозный стройматериал, и использована "по назначению" в селе Лигуриу и церкви Святой Марины.

Продолжение следует.