Басня чем кумушек считать трудиться не лучше ль на себя. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться


О том, как глупая Мартышка выражала презрение к собственному отражению в зеркале, поведает басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
\"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть\". -
\"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?\" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна:

Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.

Прочла в новостной ленте: "Лауреаты «Ники» поддержали участников антикоррупционных акций".
Нет, никаких официальных "коммюнике", призывов не было. По поводу воскресных событий в Москве высказалось несколько кинорежиссёров: Красовский, Захаров, Митта, Сокуров. Последний разразился пространной речью, которая и по форме, и по содержанию была исполнена полностью в духе его творчества. Один гендерный подход к защите человеческого достоинства протестантов чего стоит: "...давайте мы примем закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам, девушкам, которые участвуют в общественных акциях." Интересно Пуси Райт знают, что у них появился такой защитник?

После чего вся речь стала восприниматься как естественное перенесение того спектакля, который силами незрелой детворы кто-то пытался разыграть на Пушкинской площади, на сцену официоза под названием "Ника".

Не знаю, инфантилизм или какой-то иной духовный настрой руководил участниками, устроившими овацию Сокурову, но, здравомыслия в его выступлении были крохи. Пожалуй, только те, что молодежь нельзя оставлять без общественного призрения.

А из этого вытекают совсем не те посылы, которые пытался, хотя и в смутном виде, обозначить режиссёр. Если дети находят какие-то поводы для собственного недовольства, что вполне естественно в ту возрастную пору, когда личность еще не прошла стадию своей актуализации, то причины этого прежде всего следует поискать в семье. Если дети выходят на улицу, значит их отцы такие же дети, только с ещё большей степенью безответственности.

И если Сокуров, видимо объясняя мотив, толкнувший молодёжь на улицы, в своей речи произносит: "Они сейчас наконец-то поняли что в стране происходит", то это звучит по меньшей мере наивно. Если режиссёр уже понял, что поняли эти дети, то он претендует на роль Бога. Что в стране происходит до конца не понимают даже отцы, иначе их дети не оказались бы увлеченными на улицы гриммовским крысоловом. Хотя, если уж говорить совсем по взрослому, то наверняка многие из отцов молчат в тряпочку по причине их очень успешной встроенности в глобальную систему коррупции, всепоглощающей эрозией охватившей всю страну. С верху до низу! И самодовольные, лоснящиеся лица и упругие животики персон "Ники" тому не исключение.

И собственно, почему этих лоснящихся персон следует исключать из разговора об участи нашей молодёжи. «Никто из наших политиков не желает их услышать, никто с ними не разговаривает. Это невозможно уже больше терпеть», – вопиёт режиссер. Но позвольте, номер политиков в этом разговоре не самый первый. Прежде всего для этого государство и содержит такую огромную армию умных, творчески образованных людей, не последние представители которых и были явлены на "Нике". Уверена, не все из них заботу государства о себе любимых воспринимают как акт пустопорожнего потакания индивидуальным творческим поискам, до которых никогда не будет дела народу, о чём в своей речи сокрушался сам режиссёр относительно своего творчества.

Хочется надеяться, что есть и те, кто в состоянии эту заботу государства о творческих людях, обеспечивающую свободу их творческого самовыражения, увязать с ответственностью перед обязательствами самого государства перед гражданами. Так сказать, со способностью проявить акт солидаризации с государством в делах таких тонких, к которым иначе, чем с творческих позиций подходить и не следует. В противном случае это будет акт той самой вопиющей коррупции, в борьбе с которой так неуклюже пытаются солидаризироваться наши иные творческие люди.

Государство содержит как минимум две армии:

Военных, стоящих на страже государственных устоев, обеспечивающих суверенитет страны;
- творческую интеллигенцию, призванную стоять на страже нравственных устоев общества.

И если последние не принимают присяги перед обществом, то это обусловлено только принципом служения в этой армии по свободному духовному призванию, что совсем не исключает принцип долга перед обществом, к которому творческие люди призывают себя сами по творческому определению. Николай Бердяев говорил: «Творчество есть продолжение миротворения… Результат творчества – внесение в мир новой духовной энергии, новых ценностей, поднимающих людей на более высокую ступень бытия... Творчество должно создавать новую жизнь, а не просто культурные продукты большего или меньшего совершенства». Следовательно, творчество – это искусство наполнять жизнь духовной энергией более высокого идеального бытия, красоты его жизненных устремлений.

Но похоже до высокого идеального бытия нам ещё ох, как далеко. А устремления ох, как некрасивы. И если посмотреть на причину протестов обобщающе, то проблема коррупции не в отдельных видных персонах, а в атмосфере всеобщей безответственности, поголовном алчном безумии, в ничем не оправданной претенциозности к общественным благам, в забвении понятия долженствования. И если незрелую молодёжь можно подтолкнуть на борьбу с отдельными персонами, то молчание народа объясняется только тем, что отдельными акциями не побороть неисчислимую рать присосавшихся к общественной кормушке персон.

Конечно, в этой связи можно говорить о неэффективности государственного управления. Но кто знает как побороть сорную траву, если сама атмосфера, само время плодит её семена? Закатать всё в асфальт? Всех пересажать? Это уже было. С кого начинать исправление? И главное - кто тот авангард, который поведёт за собой народ по "более высоким ступеням бытия". Политики? Но они временщики - пришли ушли, выбрались, не выбрались. Спасибо им уже за то, что взялись за грязную работу, которую определил для них всё тот же Бердяев: "Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад". Плохо ли, хорошо ли, но государство эту функцию исполняет. И мы уже знаем, что бывает и по другому, пример тому совсем рядом. А началось всё там ровно с того, к чему призывают и нашу молодежь иные крысоловы. Но оказывается дело-то не в персонах, с изгнанием которых атмосферу не изменишь. Дух надо менять! Дух, который приобрело наше время. Но кто ближе всего искушён в задачах духовных, если не творцы "новой духовной энергии"? И если наша творческая интеллигенция не считает эту задачу своей, считает дело отдачи ей своих талантов недостойным их величия, пасует её политикам, плохи наши дела.

-------------------

Зеркало и Обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка",- говорит,- "кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть".-
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

И.А.Крылов

Рецензии

В целом Браво!
Но на
"кто знает как побороть сорную траву, если сама атмосфера, само время плодит её семена? Закатать всё в асфальт? Всех пересажать? Это уже было."
А не нужно бросаться в крайности. Зачем сажать всех, можно только врагов и предателей. Но в любом случае нужно быть немного строже. Как говорил мой друг полковник К.: "Хватит жить по принципу трех "С" : "Сопли, слюни и слезы" А мы как в старые добрые времена только этим и занимаемся.

Ох, Александр! "пересажать ВСЕХ" - это, конечно, только фигура речи. Но и насчёт "врагов и предателей" Вы, надеюсь, тоже не серьёзно. Слишком много их наберётся. Хотя, конечно, положение с культурой у нас самое катастрофичное, что имеет свои последствия и во всем остальном. Ибо не экономика, а культура прежде всего является основой благополучия, в том числе и экономики.

Будет правильнее не искать врагов, а устранять условия их плодящие. Но, как правильно заметил один из прошлых рецензентов... "Но кто? Как? Когда? Где? Продолжить?... Хорошее Ваше послание, да не в нашу ли всё это пустоту, которую мудро поддерживают... правильно - не наши".

Остаётся задача - перемудрить тех мудрых, в чём девизом может быть тоже три С - совесть, смысл, свет (гласность).

Спасибо Вам за неравдодущие.

Зеркало и обезьяна рисунок

Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Зеркало и обезьяна - Мораль басни Ивана Крылова

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Зеркало и обезьяна

Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.

Анализ басни Зеркало и обезьяна

В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.

Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.

Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.

Герои басни

Обезьяна

Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других

Медведь

Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Зеркало и обезьяна

Слушать Басню Ивана Крылова Зеркало и обезьяна

Звуковой диафильм. Читает Ильинский


О том, как глупая Мартышка выражала презрение к собственному отражению в зеркале, поведает басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
\"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть\". -
\"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?\" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна:

Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.