Церковь благовещения в доме апраксиных-трубецких на покровке. Дом Трубецких: тайна старинной усадьбы

Его изображения есть на марках, открытках, конвертах, альбомах, рассказывающих о городе, в путеводителях.

Дом-дворец

Дом на бывшей Графо-Кутайсовской улице (а в первой половине XIX в. Арсенальской) за всю свою более чем полуторавековую историю очень неохотно расстается со своими тайнами и загадками. Ведь до сих пор исследователи не знают точной даты постройки дома Трубецких, также под вопросом остается: кому принадлежал дом в разное время и как он выглядел в различные исторические периоды?

Предполагается, что Трубецкие приобрели участок с небольшим жилым деревянным домиком, который вскоре снесли. Схожие по размерам и расположению дома находились и на смежных участках, да и во всей округе. На месте снесенного дома был построен новый, разительно отличавшийся от предшествовавшего ему, да и от всего окружения. Этот новый дом, почти дворец, был для провинциального диковиной, явлением другого мира, как и сам его хозяин - князь Трубецкой, бывший житель Петербурга, представитель высшего дворянства, хотя и низведенный до ранга государственного преступника.

Здание выделялось на фоне городской застройки и по внешнему облику, и по внутренней организации. Оно более напоминало маленький дворец, нежели обычный городской дом. Даже положение на участке - в глубине усадьбы с обширным парадным двором, как в Москве, - отличалось от того, как это было принято. В настоящее время кроме главного дома в усадьбе находятся конюшня, погреб, людская изба, появившаяся значительно позднее. Наличие парадного двора создает впечатление обширного открытого пространства перед домом, что чрезвычайно ценилось в условиях городской тесноты.

Кто хозяин?

По предположениям краеведов, Трубецкие построили дом на Арсенальской после смерти княгини (1854), где сам князь, Сергей Петрович Трубецкой, жил с 1854 г. и до отъезда из Иркутска после амнистии в декабре 1856 г. Также есть версия, что сохранившийся дом Трубецких по улице Дзержинского, 64, является позднейшим приобретением семьи для одной из замужних дочерей.

Исследователь В.П.Павлова из Санкт-Петербурга, крупнейший специалист по истории семьи Трубецких, знаток практически всего архивного комплекса документов по этой семье, уточняет:

«Сохранившийся в Иркутске дом (ныне Музей декабристов на ул. Дзержинского, 64), принадлежавший, по преданию, С.П.Трубецкому, был, по-видимому, построен для его дочери А.С.Ребиндер, муж которой в 1854-1855 гг. намеревался перебраться из Кяхты в Иркутск ».

Историк Евгений Ячменев выдвинул версию, что первоначально в этом доме с 1847 года жил декабрист , который был доставлен в Иркутск из Шлиссельбургской крепости 11 августа 1834 г., затем оставлен в городе для излечения и только 5 сентября 1834 г. водворен на поселение в с.Усть-Куда .

В официальной переписке после смерти 8 января 1848 г. И.В.Поджио отмечалось, что «имущества после Иосифа Поджио не осталось никакого ». По уровню своего материального положения Поджио не мог построить дом на Арсенальской, а вот снимать временно мог.

Вполне возможно, считает Евгений Ячменев, что дом на Арсенальской был построен для И.В.Поджио - в компенсацию за то, что присмотренный им городской участок напротив Преображенской церкви ему пришлось уступить тем же Волконским. Есть версия, что дом на Арсенальской был предоставлен А.П.Трубецкому, брату Сергея Трубецкого.

Все было бы намного проще, доживи документы семейного архива Трубецких до наших дней. Но в 1912 г. в Симферополе вторая дочь декабриста, Е.С.Давыдова, уничтожила хранившуюся у нее важную часть архива с ценными рукописями, перепиской, личными и семейными материалами. Е.С.Давыдова полагала, что своим поступком предотвратила ситуацию, когда досужие умы, как она говорила, «снова начнут трепать и имя моего отца ...»

Дело довершили Октябрьская революции 1917 г. и Гражданская война - тогда погибли так необходимые сейчас другие документы о домах семьи Трубецких в Иркутске. В любом случае дом как историко-архитектурный памятник уникален. Может, поэтому судьба пощадила его для истории во время страшного иркутского пожара 22-24 июня 1879 г., когда море огня доходило до Мяснорядской и Арсенальской улиц.

Подземный ход

Еще одной загадкой дома Трубецких до сих пор называют упоминание об обнаружении подземного хода. Связаны они с появлением в прессе заметки без подписи - «Иркутские подземелья». В частности, автор заметки сообщал:

«В усадьбе декабриста Волконского (Волконский переулок) более сорока лет тому назад был также найден спуск в подземелье.

Местные старожилы утверждают, что подземный ход со двора Волконского идет к дому на улице Дзержинского (бывшая Арсенальская), где в 1830-1840 гг. жил другой декабрист, И.В.Поджио ».

Речь идет, таким образом, об обнаружении подземного хода в начале XX в. Осенью 1920 г. иркутскими подземельями интересовался летописец Н.С.Романов:

«Посещая раскопки (в центре города), пришлось вести разговор на тему подземелий, и узнал, что в ремесленной школе (у Преображенской церкви) в доме бывшем декабриста Волконского имеется подземный ход, по которому служащие школы ходили, и будто таковой выходит за ворота, идет наискосок улицы и задевает собою перила, огораживающие площадь.

Будто подземный ход идет к дому декабриста Трубецкого, то есть на расстоянии целого квартала. Во дворе школы вход в подземелье завален сором, найти его возможно, живущие в том доме хорошо его знают. А историки, иркутяне не знали ».

Рассказы о подземном ходе передаются из уст в уста в Иркутске и сейчас. При земляных работах во время реставрации домов Трубецких и Волконских территория, прилегающая к зданиям, раскапывалась на значительную, до трех метров, глубину с трех сторон для прокладки коммуникаций. Подземный ход при этом обнаружен не был. Правда, участок переулка Волконского непосредственно перед домом глубинными раскопками не затрагивался.

Евгений Ячменев, директор Музея декабристов, не исключает существования подземного хода, но оговаривается, что тоннель мог идти не до улицы Дзержинского, а до Преображенской церкви, поскольку подземные ходы от церквей к жилым зданиям были традиционны в Иркутске.

Предстоит длительное лечение

Первая реставрация дома Трубецких была проведена в 1965-1970 годах по проекту московского архитектора Галины Оранской. С тех пор дом обветшал, внешние углы просели. В 2003 году было решено закрыть здание для ремонта еще раз.

Проектом занялись архитектор ТПО Иркутскархпроект Лидия Клайс и сотрудник комитета по охране объектов культурного наследия администрации Иркутской области Елена Ладейщикова. Изначально задача казалась предельно простой, но тут в руки специалистов попала фотография начала XX века. Оказалось, что реставрация была проведена по упрощенному варианту, а изначально дом Трубецких имел несколько иной вид.

- У дома был очень интересный декор - эркер другой формы, низ корзины украшали декоративные листья. Центральные окна представляли арочную форму, в раннем варианте здание имело центральный ризалит (точнее, ложный выступ), от которого в настоящее время сохраняется верхняя часть, и каменный цоколь с полукруглыми окнами, а также кронштейнами и кокошниками по обе стороны от эркера, - рассказывает Лидия Клайс. - Современные иркутяне могли видеть совершенно другое здание: окна прямоугольные, наличники простые.

Время коммуналок превратило шикарное здание, созданное, скорее всего, очень модным в XIX веке архитектором , в пять клетушек с разными входами и лестницами. Работа была проведена огромная. Лидия Клайс и Елена Ладейщикова, пытаясь воссоздать истинный облик дома, искали здания похожие, однотипные. Но оказалось, что дом Трубецких уникален не только для Иркутска, но и для других городов Сибири. Похожий дом с арочными окнами нашелся только в Вологде.

Воссоздавая внутреннюю планировку, архитекторы опирались на законы классицизма, по которым построено здание. По старинным канонам, после входа в сени следовала приемная, затем гостиная в три окна, за ней - диванная, кабинет или будуар хозяйки. В доме было две печи внизу и еще одна - наверху, а отсутствовавший камин был при реставрации перевезен из Гранд-отеля в 1904 году.

Много вопросов вызывал неоштукатуренный деревянный потолок, но Елена Ладейщикова и Лидия Клайс пришли к выводу, что он, скорее всего, сделан по типу настоящих венецианских потолков. Никакой информации о том, где находился парадный вход, не осталось. Исследования показали, что вход сбоку в существующие ныне сени был слишком узок для дам в кринолинах, поэтому центральный вход оставили на прежнем месте.

Изначально дом стоял на деревянном подклете, который впоследствии заменили каменным. Это и стало началом «болезни пациента». Поднимая здание, строители подставляли под него деревянные стулья - столбы, которые впоследствии стали активно разрушаться. Гниению подверглись очень многие части здания.

- Когда мы проводили исследования, нам попадались не очень поврежденные участки, но когда начался сам процесс реставрации - оказалось, что дело обстоит намного хуже, - говорят реставраторы.

Как выяснилось, в 1970-е годы реставраторы уже вскрывали обшивку стен и поставили тот же неутешительный диагноз, но побоялись что-либо трогать и закрыли больное место досками. Внутри дом был покрыт уже современной штукатуркой, которая жестко держала его, как корсет. А когда все открылось, стало ясно, что дом необходимо перебирать. Потому что прогнившие участки бревен хаотично встречаются по всему зданию.

Дворец Апраксина-Трубецких - уникальное здание в центре Москвы на Покровке, 22. Это не просто памятник архитектуры в стиле барокко, это ещё памятник самому московскому барокко середины XVIII века. Вот он и потребовал к себе особого отношения, пришлось снимать его несколько раз в попытках найти лучшее освещение и передать в фотографиях его пышные архитектурные формы - ведь это сообщение готовилось специально для сообщества Архитектурные стили .
Всё же дом Апраксина-Трубецких, более известный как Дом-комод, - это настоящий дворец в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко. Он был построен в 1766 году для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (1744-1803), возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III. Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. Дрругие немногочисленные особняки растреллиевского стиля в Москве были уничтожены пожаром 1812 года.

Территория усадьбы сложилась в результате приобретения графом М.Ф. Апраксиным нескольких небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В 1766-1769 годах были выстроены существующий трехэтажный каменный дом и два одноэтажных флигеля вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус владения Крюкова. Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены. При создании усадьбы был использован распространенный в эпоху барокко приём композиции дворцового здания с внутренним замкнутым двором, образованным боковыми флигелями и служебным корпусом в глубине участка.
Строительство завершилось в 1774-1775 годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому. Западный флигель, прежде короткий, был удлинен. Оба флигеля были надстроены вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783 году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте предполагался другой, изогнутый в плане.


Генплан усадьбы Апраксина-Трубецких. Экспликация: 1 - Главный дом. 2 - Восточный флигель. 3 - Западный флигель. 4 - Служебный корпус

Главный дом имеет сложную планировку с овальным залом в центре. В отличие от петербургских дворцов, основу планировки этого дворца составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов.


План первого и второго этажей

Стиль барокко, в котором строился дворец, быстро вышел из моды и через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продал усадьбу князю Д.Ю. Трубецкому. С 1772 по 1861 год дом принадлежал его потомкам - младшей ветви рода Трубецких. На уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.
Считается, что именно здесь, в этом доме князя И.Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М.Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою усадьбу Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века в усадьбе помещалась Четвертая мужская гимназия, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

1. Бирюзовый барочный дворец виден сразу за изгибом Покровки.

2. Скромная окружающая застройка служит хорошим фоном для необычного здания.

3. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность.

4. Главный дом представляет собой замечательный памятник архитектуры позднего барокко. Фасад дома состоит из изогнутых линий, чередующихся ровных участков и выпуклых плоскостей, которые скрыты под обильным декором. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, богатство декора напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним, а затем и за его владельцем - старшим Трубецким ироническое прозвище "комод".

5. Ниши первого этажа украшает необычная для жилого дома деталь - лепные раковинам. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены.

6. Криволинейное очертание фасада в средней части еще не столь ощутимо, но полукруглые угловые объемы выглядят самодостаточно. На этих ризалитах колонны и фронтоны размещены диагонально, благодаря чему усиливается пластическое богатство всего здания в целом.

7. Барочные картуши украшены лепниной в форме уха.

8. На фасадах богатейшая лепнина - наличники сложного рисунка, гирлянды, картуши на фронтонах. Исследователь архитектуры русского барокко Б.Р. Виппер назвал такие фасады "торжественным парадом".

9. Сильным пластическим элементом является и венчающий карниз. Разорванные фронтоны над выступающими объемами фасада еще больше подчёркивают напряженную игру архитектурных форм.

11. На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме детских головок.

12. Колонны нарядного коринфского ордера объединяют второй и третий этажи, указывая на расположение здесь основных помещений, парадных и жилых. Однако ордер трактован по-барочному живописно и служит средством пластического обогащения стены. Сложный ритм расстановки колонн, то одинарных, то сдвоенных, придает стене дома мощь и динамичность, усиливает эффекты света и тени.

13. Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части. Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.

16. С двух сторон к дому примыкают небольшие флигели, а справа еще и службы, составляя с ним единый комплекс построек.

17. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.

18. Из выпукло-вогнутых форм фасадов наиболее разработан выходящий во двор, но сейчас во двор попасть невозможно - все ворота закрыты.

19. Оказалось, что при вечерней подсветке вся барочная роскошь дома смотрится ещё более выпукло и выразительно. К сожалению, внутрь попасть в индивидуальном порядке оказалось невозможно. Хороших фотогафий интерьеров дома тоже не нашлось, пришлось довольствоваться результатами своей наружной съёмки.

20. Из дальнейшей истории здания известно, что во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.
В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

21. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

22. В годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома - декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время.

23. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

24. После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района Москвы.

25. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены, на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. В это же время была проведена первая реставрация памятника - его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

26. С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

На фотографии, сделанной художником Грабарём в 1906 году, видно, что колонны дома раньше были каннелированные, т.е. с вертикальным желобками на стволе колонны.

Две акварели второй половины XIX века показывают, как тогда выглядел этот роскошный дворец. Иллюстрации позаимствованы у

Уникальная Благовещенская церковь находилась до революции в легендарном доме Апраксиных-Трубецких на Покровке. С ним были связаны судьбы многих великих людей России, возносивших свою молитву под сводами этого храма.

Царская дорога

Покровка, одна из самых древних улиц Москвы, существует вот уже более пяти столетий. Ее история началась в конце XV века, когда великий князь Иван III избрал эти края для своей загородной резиденции. Из Спасских ворот Кремля он проезжал сюда в деревянный дворец, окруженный роскошными садами. Имя же улице оставила Покровская церковь, стоявшая с 1488 года и до XVIII века напротив церкви Николы в Блинниках. Улица была длиннее: ее отрезок от Ильинских ворот до Армянского переулка был назван Маросейкой в XVII веке по Малороссийскому подворью. В то время Покровка стала главной царской дорогой Москвы: царь Алексей Михайлович ездил по ней в дворцовые резиденции Рубцово и Измайлово.

В петровское время Покровка уступила Мясницкой улице, по которой Петр направлялся в Немецкую слободу и Лефортово. А когда столица уже была в Петербурге, московские легенды вновь связали Покровку с августейшими особами - императрицей Елизаветой Петровной и ее возлюбленным, графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Сын простого казака Григория Розума, обладавший прекрасным голосом, он был певчим в далекой сельской церкви на Черниговщине. Там его заметил в 1731 году один проезжий полковник и забрал в Петербург, поскольку императрица Анна Иоанновна очень любила слушать хорошее пение. Заметила молодого красавца и Елизавета Петровна, которой Анна Иоанновна не дозволяла выйти замуж, опасаясь претензий на престол потомков дочери Петра. Елизавета окружала себя интересными людьми, и в число ее фаворитов быстро вошел казацкий сын Алексей Разумовский - наряду с братьями Шуваловыми и графом М.И. Воронцовым.

В ночь на 25 ноября 1741 года гвардия возвела Елизавету на русский престол. Легенда гласит, что уже в следующем 1742 году, когда новая императрица приехала в Москву, она тайно обвенчалась с Разумовским в церкви Воскресения в Барашах, что и сейчас в развалинах стоит на Покровке. Якобы в память этого венчания на куполе Воскресенской церкви была установлена выточенная из дерева и позолоченная царская корона. И будто бы к свадьбе Елизавета приказала придворному архитектору Бартоломео Растрелли построить для своего возлюбленного роскошный дворец на Покровке, рядом с церковью, где они отпраздновали свадьбу и даже прожили вместе какое-то время.

По другому преданию, тайное венчание происходило в Знаменской церкви подмосковного села Перово, которое Елизавета потом подарила Разумовскому (оттого незаконнорожденным потомкам графа давали фамилию Перовских). В этом храме долго хранились воздухи, вышитые руками императрицы, которые она подарила будто бы в память о своем венчании. Отпраздновали же брак во дворце Елизаветы Петровны на Яузе (ул. Гастелло, 44). Оттуда молодые возвращались в Кремль. Обратный путь лежал через Покровку, мимо Воскресенской церкви, в которой был придел святых Захарии и Елисаветы, небесной хранительницы государыни. Императрица приказала остановиться и отстояла с мужем благодарственный молебен, потом изволила пить чай в доме священника. В память об этом царском молебне главу Воскресенского храма украсила корона, а императрица приказала построить рядом с ним дворец для графа Разумовского. Потом в соседнем Ивановском монастыре доживала свой век инокиня Досифея - дочь императрицы Елизаветы и Разумовского.

Но это все московские предания, нас же интересует история. Подлинная история дворца на Покровке начинается в 1764 году.

«Зимний дворец в миниатюре»

В 1764 году землю на Покровке купил 18-летний лейб-гвардии Измайловского полка подпоручик граф Матвей Федорович Апраксин.

Новый покровский землевладелец происходил из очень древнего и именитого рода, давшего России многих великих людей. Еще в XIV веке знатный ордынец Солохмир пришел служить великому князю Олегу Рязанскому и женился на его сестре. Правнук Солохмира, Андрей Опракса, стал родоначальником Апраксиных: его сыновья пришли на службу уже к московскому великому князю Ивану III, и от них пошли две ветви рода Апраксиных. К одной принадлежал знаменитый генерал-фельдмаршал С.Ф. Апраксин, главнокомандующий русской армией в Семилетней войне. Матвей Федорович, владелец дворца на Покровке, принадлежал к другой ветви, что возвысилась при государе Федоре Алексеевиче, когда тот, овдовев, женился на Марфе Апраксиной, дочери царского стольника Матвея Васильевича. Его старший сын Петр Матвеевич был членом суда над царевичем Алексеем, другой сын, Андрей Матвеевич, входил в состав Великого посольства Петра I 1697-1698 годов, а младший, Федор Матвеевич, - стольник Петра, легендарный адмирал, глава Адмиралтейского приказа, строивший Азовский флот.

После смерти адмирала Федора Матвеевича его сыну Матвею достался большой участок в Петербурге на Фонтанке - знаменитый Апраксин двор. В 1764 году Матвей Апраксин женился. Тогда-то и купил он просторный земельный участок на Покровке, вознамерившись свить себе роскошное гнездо. И тут является первая загадка: почему дом Апраксина был выстроен в стиле барокко, тогда как в столице, да и в Москве, уже царил классицизм, столь любимый императрицей Екатериной Алексеевной? Исследователь А. Алиев предположил, что архитектор выполнял пожелание именитого заказчика. И, возможно, тот, как многие московские домовладельцы, самим стилем своего дворца выражал протест официальной власти. (Стоит вспомнить того же Пашкова, демонстративно развернувшего свой дом спиной к Кремлю). Хотя, конечно, Матвей Апраксин мог быть просто обыкновенным богатым московским барином, привыкшим жить своевольно.

Так или иначе, но в Москве появилась архитектурная жемчужина - редчайший образец гражданского «елизаветинского барокко», с лепниной, раковинами, коринфскими колоннами, богатым декором. Дом называли московским Зимним дворцом в миниатюре, хотя за причудливую архитектуру и форму он получил и другое прозвище - «дом-комод».

Вторая загадка дома - его архитектор. Легенды приписывали дом самому Растрелли. Ученые выражались осторожней: неизвестный мастер круга Растрелли. Иногда робко предлагали имя Аргунова. А теперь с определенной долей уверенности называют Дмитрия Ухтомского, создателя московской архитектурной школы, ученика Б.Ф. Растрелли и главного мастера московского «елизаветинского барокко». Он построил великолепную колокольню Троице-Сергиевой лавры, а в Москве - церковь Никиты Мученика в Старой Басманной. Ему же приписывали авторство храма Климента Римского в Замоскворечье, хотя, по признанию И. Грабаря, лишь для того, чтобы таким авторством спасти храм от сноса в советское лихолетье. Дом на Покровке стал гражданским творением Ухтомского. Он был выстроен в соответствии с законом петровского времени - по «красной линии» улицы, с парадным фасадом, обращенным на Покровку, и уже, может быть, с овальным залом в центре, где позже была устроена домовая Благовещенская церковь.

Апраксин же не стал обустраивать себе домовый храм, а приписался к соседней Воскресенской церкви - той самой, увенчанной золотой короной. С 1769 году имена его и домочадцев появляются в исповедной книге храма. Но что-то не сложилось у Апраксиных на Покровке, и уже в 1772 году дом был продан лейб-гвардии поручику князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому.

«Трубецкие-комод»

Так называли в Москве хозяев дома на Покровке, чтобы отличить их от остальных Трубецких. Новые владельцы отчасти походили на прежних. Они тоже были из древнего рода, и их предки тоже оставили след в истории. Трубецкие происходили от знаменитого литовского князя Ольгерда, сына Гедимина, и русскому престолу служили со времен Дмитрия Донского. На службу к нему перешел основатель династии князь Дмитрий Ольгердович, который сражался и в Куликовской битве. Он получил во владение русский город Трубчевск, отсюда и происхождение фамилии.

Из этого рода - Иван Бецкой, основатель Смольного института в Петербурге и Воспитательного дома в Москве (незаконнорожденный сын князя Ивана Трубецкого, он, по традиции, получил урезанную фамилию отца), из этого рода и декабрист Сергей Трубецкой.

Один из самых известных представителей рода, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, прославился в Смутное время. В 1611 году вместе с Прокопием Ляпуновым и Иваном Заруцким он собрал первое народное ополчение и участвовал в боях за Москву. А в 1612 году после долгих уговоров Трубецкой со своими отрядами влился в войско князя Пожарского, что и предрешило победу. Он даже получил титул «Спасителя Отечества». Трубецкой ратовал за созвание Земского собора и даже сам претендовал на царский престол наряду с Романовым.

Заняв в октябре 1612 года московский Кремль, Трубецкой облюбовал себе бывшие палаты Бориса Годунова и поселился в них. В своем новом владении он устроил небольшую домовую церковь в честь Благовещения. Более полутора веков Трубецкие оставались обитателями Кремля. И только в 1770-х годах по указу императрицы Екатерины II казна выкупила их огромное кремлевское владение для постройки на том месте здания Сената. Это был последний частный двор в московском Кремле. По словам москвоведа Рустама Рахматуллина, «за Трубецким из Кремля ушла последняя приватность». На выкупные деньги в 1772 году последний владелец кремлевского двора князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой приобрел роскошную усадьбу Апраксиных на Покровке. Тогда же он перенес туда и домовую Благовещенскую церковь. С тех пор особняк на Покровке заимел собственный домовый храм. Он расположился в маленькой комнатке на верхнем этаже при хорах овального зала. Считается, что предание о Елизавете Петровне и Растрелли удержало Трубецких от серьезной переделки легендарного дома. Они стали его хозяевами почти на 90 лет: домом владели четыре поколения Трубецких.

С Трубецких начинается вереница литературных знаменитостей, побывавших в стенах этого особняка. Пушкин знал этот дом с раннего детства. Иван Дмитриевич Трубецкой, унаследовавший дом в 1790-х годах, был троюродным братом отца поэта, Сергея Львовича Пушкина. В 1808-1811 годах сюда на уроки танцев возили маленьких Ольгу и Александра. Интересно, что на танцевальных вечерах у Трубецких бывал и маленький Федор Тютчев, живший неподалеку, в Армянском переулке. Может быть, будущие поэты встречались здесь.

По воспоминаниям, Пушкин после танцев забирался в уголок и читал совсем еще юным княжнам - «кузинам», как он их называл, - свои смешные эпиграммы. Кстати, учителем у дочерей Трубецкого был М.П. Погодин, будущий известный историк.

Пушкин, конечно же, побывал у Трубецких по возвращении из ссылки в Михайловское, в 1826 году. К тому времени здесь уже год служил управляющим давний знакомый М.П. Погодина Василий Дмитриевич Корнильев. Он был женат на дочери командора Биллингса, исследователя Сибири и Севера, участвовавшего в третьей кругосветной экспедиции Джеймса Кука. Несмотря на свой статус управляющего, Корнильев жил на Покровке на широкую ногу и даже давал здесь обеды по вторникам. За его столом собирались поэты, писатели, художники. Заглядывал и Сергей Львович Пушкин. Как-то, в 1830-годы, его спросили о сыне: не приедет ли он из Петербурга, а тот сомневался, что они скоро увидятся. Когда в Москву пришло известие о гибели Пушкина, его отца окружили у Корнильева всевозможной заботой.

Корнильев, между прочим, приходился родным дядей Д.И. Менделееву, а старшая сестра великого химика Екатерина Ивановна часто гостила в этом доме.

Дом на Покровке был связан с судьбой Льва Толстого. Князь Дмитрий Юрьевич, первый владелец из рода Трубецких, был прадедом писателя по материнской линии. У Ивана Дмитриевича воспитывалась племянница княжна Мария Николаевна Волконская. Ее мать, дочь Дмитрия Юрьевича Екатерина, скончалась в 1792 году, когда Марии не исполнилось и двух лет, отец же находился на службе, поэтому она воспитывалась у дяди. Выйдя в отставку, Николай Волконский - прототип старого князя Болконского из романа «Война и мире» - забрал дочь и поселился с ней в Ясной Поляне, но после смерти отца она вновь оказалась на попечении родных. Ей присмотрели подходящего жениха - молодого графа Николая Ильича Толстого. И в мае 1821 года именно в доме на Покровке состоялся сговор о свадьбе Марии Волконской и Николая Толстого. Уже 9 июля того же года родители Льва Толстого венчались в церкви Петра и Павла в Ясенево.

Все квартиранты, как и хозяева, обязательно посещали домовый храм. Вероятно, его временным прихожанином был и сам Д.И. Менделеев, когда он жил здесь у своего дяди в 1849-1850 году. Хотя теперь появилась версия, что ученый жил в другом доме Корнильева - в Уланском переулке на Сретенке, куда тот переехал после отставки у Трубецких.

Грянула отмена крепостного права. Содержать помещичьи хозяйства и дома стало не под силу даже Трубецким. И в том же 1861 году внук Ивана Дмитриевича юнкер лейб-гвардии Конного полка князь Иван Юрьевич и его мать Ольга Федоровна продали дом на Покровке Московскому университету для 4-ой мужской гимназии.

Гимназия

Академическая гимназия, где учеников готовили к поступлению в университет, была создана вместе с Московским университетом. А в 1779 году был основан университетский Благородный пансион для дворянских отпрысков, постоянно проживая в котором, воспитанники тоже готовились к вступительным экзаменам. Благородный пансион находился на Тверской, примерно на том месте, где стоит Центральный телеграф.

Однажды в 1830 году пансион посетил император Николай I и пришел в великую ярость. Во-первых, была перемена, и расшалившиеся питомцы не заметили императора. Во-вторых, он прочитал на памятных досках среди лучших учеников фамилии многих декабристов. Император приказал превратить пансион в обычную гимназию, но его с трудом уговорили присвоить учебному заведению звание московского Дворянского института. В 1839 году институт разместился в знаменитом дворце Пашкова на Моховой. А еще через десять лет из него образовалась 4-я мужская гимназия, которая по-прежнему занимала дом Пашкова, а приходским для нее оставался соседний Никольский храм в Старых Ваганьках. Когда же в 1861 году дом Пашкова было решено передать под Румянцевский музей, университет купил для гимназии дом-»комод», где гимназия и располагалась вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью гимназии стала бывшая домовая церковь Трубецкого, освященная в честь Благовещения. Было, правда, одно серьезное неудобство: ученикам приходилось во время богослужения стоять не в самом храме, который был очень тесен, а в овальном зале внизу.

Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1-й мужской гимназией на Волхонке - старейшей в Москве, основанной в 1804 году. Однако к тому времени, как гимназия переехала на Покровку, ситуация изменилась, ибо высочайшим повелением 1857 года было разрешено открывать частные гимназии, приравненные к казенным. Теперь приходилось выдерживать острую конкуренцию, и «сохранить лицо» могли только очень сильные гимназии.

4-я гимназия была классической гимназией высшего разряда - с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после ее окончания поступать в Московский университет. Здесь были прекрасные преподаватели, которые способствовали расцвету гимназии. Многие из них писали учебники по своим предметам. Физику преподавал К.Д. Краевич, автор учебника, словесность - Л. Поливанов, математику - А. Малинин и К. Буренин. Преподавателей отличал творческий подход к процессу обучения. Например, Малинин воспитывал в учащихся самостоятельность и критическое отношение к делу, проводя уроки так, что они превращались в состязание учеников с преподавателем и друг с другом.

По числу учившихся будущих знаменитостей 4-я гимназия тоже соперничала с 1-ой. В 1864 году гимназию на Покровке закончил с серебряной медалью «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, начавший учиться в ней еще в стенах пашковского дома. К третьему классу Николай Жуковский стал лучшим учеником гимназии, а знакомство с любимым учителем Малининым сыграло не последнюю роль в развитии его блестящих данных. А вот Косте Алексееву, будущему реформатору русского театра К.С. Станиславскому, здесь не понравилось. Он вспоминал, как мать вообще не хотела отдавать его в какую-либо гимназию, боясь, что его будут сажать в карцер учителя, обижать грубые и злые одноклассники, которые вдобавок могут заразить его опасными болезнями. Лишь необходимость получения льгот по воинской повинности и соответствующего образовательного ценза вынудила мать согласиться. 12-летний мальчик сдал экзамен в первый класс, и ему, действительно, пришлось нелегко под градом насмешек «малышей»-одноклассников. К тому же он терпеть не мог латынь. С трудом выдержав три года, Костя наотрез отказался учиться здесь дальше. Отец внял его мольбам и перевел сына в Лазаревский институт восточных языков. Но именно в 4-й гимназии К. С. Станиславский познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом своего театра.

Зато академик Алексей Шахматов всю жизнь вспоминал свою гимназию с благодарностью. Дело в том, что будущего исследователя русских летописей сначала отдали в частную гимназию Креймана на Петровке. Гимназия Креймана имела репутацию строгого учебного заведения, где умели добиваться поставленной цели - воспитать высоконравственных граждан, полезных для общества и приученных к труду. Туда принимали между прочим и исключенных из других гимназий - «на исправление». К Крейману отнюдь не мечтали попасть: Илью Эренбурга, например, отец пугал тем, что с таким «дурным балльником», как у него, ему придется идти только в гимназию Креймана.

Алеше Шахматову, гениальному мальчику, который серьезно занимался наукой, изучал древние языки и мечтал стать историком, было у Креймана невыносимо. Его характер там начал портиться: в знак протеста мальчик стал драться. Дядя забрал его с собой за границу, и двенадцатилетний Алеша Шахматов занимался в университетских библиотеках Лейпцига и Мюнхена, читая в оригинале древние иностранные источники, содержавшие сведения о начальной русской истории - те самые, которые цитировали Карамзин и Соловьев. Но так случилось, что ему пришлось вернуться в Россию и вновь оказаться в ненавистной гимназии Креймана. Судьба сжалилась над гением. После экзамена в гимназию на Покровке он был сразу принят в пятый класс. Преисполненный счастья, он писал родным, что их гимназия имеет преимущества не только перед частной гимназией Креймана, но и перед всеми другими, так как у них лучшее здание, лучшее содержание и, главное, лучшие учителя.

Шахматов сам был «лучшим», удивительным гимназистом. Его называли «мальчиком-легендой». Еще юным он вошел в круг известных ученых, таких как Ф.Е. Корш, Ф.Ф. Фортунатов, В.Ф. Миллер. Переписывался с А.И. Соболевским, который сначала не подозревал о его возрасте и величал милостивым государем. За год до окончания гимназии Шахматов выступил оппонентом на защите магистерской диссертации А.И. Соболевского.

Алексей Александрович Шахматов окончил гимназию в 1883 году с серебряной медалью, поступил в Московский университет и уже через десять лет получил степень доктора и звание академика. Его метод сравнительно-исторического анализа произвел революцию в исследовании русских летописей. Он изучал древние летописные своды, выявляя их источники, разновременные фрагменты и датируя их. Так был исследован состав летописи «Повесть временных лет».

Упомянем, что эту гимназию окончил с золотой медалью и другой ученый с мировым именем - П.Г. Виноградов, изучавший западноевропейское Средневековье и написавший известные учебники по всеобщей истории.

Другой знаменитостью был Лев Поливанов. Он учился в 4-ой гимназии, когда она еще располагалась в доме Пашкова, а в 1864 году выпускник Московского университета вернулся в новые стены родной гимназии преподавателем русского языка и словесности. Поливанов пытался развивать у своих воспитанников логическое мышление и литературную речь. Его необыкновенные уроки, по воспоминаниям учеников, заражали любовью к предмету и учителю. Однако здесь он преподавал всего четыре года, а потом основал на Пречистенке свою частную «Поливановскую» гимназию, где учились сыновья Достоевского, Льва Толстого, А.Н. Островского.

В гимназии на Покровке учились братья Ремизовы, в их числе будущий писатель Алексей Ремизов, чье творчество Марина Цветаева называла «живой сокровищницей русской души и речи». У него тоже очень рано проявились творческие способности. Сначала он сам выдумывал разные небылицы и рассказывал их взрослым, весьма докучая им, а в год поступления в гимназию, когда ему было всего семь лет, он написал свой первый рассказ, записанный со слов няни. Ему не довелось окончить эту гимназию. Его брату Виктору с трудом давались древние языки, зато хорошо шла математика, и родители решили перевести его в Коммерческое училище. А чтобы ему не было скучно, заодно перевели туда же и Алексея. Судьбы братьев со временем разошлись. Виктор воевал в Красной армии, попал в плен к Колчаку и был расстрелян. Алексей же эмигрировал в 1921 году. Кстати, он еще очень любил рисовать, и хотя это было сугубо дилетантское творчество, его рисунки ценил сам Пикассо.

Список знаменитостей гимназии можно продолжать долго. Это и Н.А.Скрябин, отец композитора, и П.А. Хохлов, оперный артист Большого театра. И антрополог Н.Ю. Зограф, исследователь населения тундры и сибирских курганов. И зоолог С.А. Зернов, основоположник гидробиологии и создатель первого в СССР института рыбного хозяйства. И знаменитый доктор Федор Гетье - первый главный врач Солдатенковской (Боткинской) больницы, личный врач всех кремлевских вождей.

Выпускником гимназии был и другой врач - Александр Сергеевич Пучков, создатель и первый руководитель московской станции «Скорой помощи», основанной в 1923 году. Именно он разработал основные принципы оказания экстренной медицинской помощи: скорая помощь, неотложная помощь на дому, перевозка больных и скорая психиатрическая помощь. Пучкова сравнивают с доктором Гаазом: Гааз отдал сердце беднякам, чтобы облегчить их страдания, Пучков сделал все, чтобы не дать погибнуть человеку при внезапных заболеваниях и в катастрофах. (Кстати, его отец был главврачом гаазовской Полицейской больницы в Малом Казенном переулке, и именно по его инициативе во дворе был установлен памятник доктору Гаазу с знаменитым девизом «Спешите делать добро»). Под руководством Александра Пучкова бригады «Скорой» ездили по Москве после бомбежек во время Великой Отечественной войны, подбирая раненых. А еще именно Пучков придумал металлические гребешки на эскалаторах в московском метро, чтобы избежать лишних травм, и трехгранные бутылочки для уксуса, дабы их всегда, даже ночью, можно было опознать и не хлебнуть из них по ошибке.

Все они в годы учебы посещали свою домовую церковь в дни великих православных праздников и гимназических торжеств. К 50-летнему юбилею гимназии директор распорядился обновить Благовещенскую церковь. Помещение храма было расширено за счет прибавки соседних комнат. Отныне гимназисты могли стоять на службе в церкви, а не в зале внизу. Новая, удобная и красивая церковь просуществовала до советских времен.

«Мир - хижинам, война - дворцам!»

После революции гимназия была закрыта, закрыта была и домовая церковь. Уже в 1921 году церковную утварь передали в сельский храм Коломенского уезда. Дом же заняли тривиальные коммуналки. В годы гражданской войны обогревались элементами убранства: паркет, перила лестниц, двери, мебель и прочее сгорало в буржуйках. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. В одной комнатке ютились 15-20 человек, пока в 1930-х годах не построили нового, собственного общежития. Коммуналки же стали постепенно расселяться только после войны, и на втором этаже расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района. Среди его учеников была поэтесса Белла Ахмадулина.

В середине 1960-х годов коммуналки были наконец полностью расселены, учреждения (кроме Дома пионеров) выведены, и во дворец вселился научно-исследовательский институт ВНИИ Геофизика. Тогда была проведена первая научная реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Сейчас этот дом по-прежнему занимают разные учреждения, но о церкви, к сожалению, в нем нет никакой памяти.

Прогуливаясь по Покровке, невозможно не обратить внимания на голубой дом, который стоит около памятника Чернышевскому. Праздничный, богато украшенный. За прямоугольную форму его прозвали «Дом-комод». У этого особняка невероятно богатая история!

Одна из самых известных легенд, связанная со строительством дома, гласит, что здание было свадебным подарком императрицы Елизаветы тайному мужу – графу Алексею Разумовскому. Дворец якобы был «репетицией» Зимнего. И что на самом деле императрица венчалась не в Перово, а на Покровке – в барочной церкви Воскресения в Барашах. Церковь была украшена особым знаком – короной и имела придел в честь Захария и Елизаветы. Легенда красивая, если бы не даты. Особняк был построен в 60-е годы XVIII века для графа Апраксина – в то время, когда императрица доживала последние дни. По иронии судьбы, автор проекта неизвестен. Наиболее вероятная версия такова: дом построили для двадцатилетнего графа Матвея Апраксина к его свадьбе с троюродной сестрой Петра III. Но хозяин почти не успел пожить в новом доме: не успели достроить дворец, как в 1772 году Апраксин перепродает его графу Трубецкому, семья которого владела домом 90 лет.

Интересная деталь: дом был построен после Указа о вольности дворянства 1762 года. Теперь дворяне могли не служить. Они уезжали из столицы в Москву или деревни и строили семейные гнезда. Дом построен в стиле растреллиевского барокко, который больше был популярен в Петербурге. Дворец имеет небесно-голубой цвет и щедро украшен пилястрами, барельефами, колоннами, наличниками, портиками, лепниной. Большие кабинеты, огромные бальные залы, спальни и будуары – к сожалению, мы не можем увидеть первоначальный вид интерьеров из-за пожара. Но сейчас обстановку воссоздали. Трубецкой надстроил флигели и соединил их с главным домом, а также перенес парадную лестницу. Причина расширений была в большом числе слуг, которые не помещались в доме. Новый владелец создает прямоугольный двор и пышный дворовый фасад с круглыми окнами. Планировка дома насчитывала по шесть круглых помещений на каждом этаже. Трубецкой желал большего, но из-за дороговизны материалов не сделал всего, чего хотел. В 1783 году выстроили каменную конюшню, надстроили над третьим этажом служебный корпус.

Не успели закончить, как через два года прохудилась крыша. После смерти Дмитрия Юрьевича хозяйство отошло к его сыну Ивану Трубецкому, который женился на Екатерине Мансуровой. Дворянские семьи проводили в доме осень, зиму и весну, а на лето уезжали в имение. Дом же сдавали. Трубецкой был камергером, а потому чаще был в разъездах или при дворе, чем дома. В 1812 году в Москве был страшный пожар, «Дом-комод» сильно пострадал – сгорели все перекрытия и перегородки на втором и третьем этажах. В 1825 году здание значилось все еще недостроенным. Несмотря на это, князя и его семейство навещали и родственники, и друзья. Один из самых знаменитых гостей – Михаил Погодин – историк, профессор Московского университета, коллекционер и журналист. Когда-то он пришел устраиваться на службу к Трубецким – обучать младших детей. Несколько лет он обучает детей, а вскоре становится другом семьи.


Восстание декабристов отдаленно коснется семьи: дальнего родственника Сергея Трубецкого приговорят к смертной казни, а потом отправят на каторгу. Гостил на Покровке и поэт, литературный критик Дмитрий Веневитинов. Он был безответно влюблен в Зинаиду Волконскую, а под конец жизни увлекся Александрой Трубецкой. Еще одни знаменитые гости дома – семья Пушкиных. Александр Сергеевич близко дружил с дальним родственником семьи, который жил на Знаменке. Отец поэта был Ивану Трубецкому троюродным братом (сын Дмитрия Юрьевича). Поэтому семейство очень часто бывало на Покровке. Да и взрослым Пушкин захаживал в гости. Известный факт: он был у хозяев после Михайловской ссылки, после коронации Николая I и наверняка заглядывал в гости зимой 1827 года, которую провел в Москве.

Именно в стенах голубого дома произошел сговор отца и матери Льва Толстого. Марья Волконская воспитывалась отцом-генералом. Когда он уезжал, то оставлял дочь на попечение родственников. После отставки он забрал ее в Ясную Поляну. Чтобы понять отношения между дочерью и отцом, вспомните старого князя Болконского из «Войны и мира», который больше мучал близких, нежели любил. К 30-ти годам за глаза Марью называли старой девой. После смерти генерала она стала наследницей большого состояния. Николай Толстой был младше жены на 4 года. За 8 лет у них родилось пять детей. Через полгода после рождения младшей дочери Марья умерла от нервной горячки.

В 1861-м году после издания Манифеста о свободе крестьян и финансовых трудностей Трубецкие продали за 125 000 рублей дом 4-й мужской гимназии, которая и была там до 1917-го. Среди знаменитых выпускников гимназии – Константин Станиславский, Николай Жуковский, Савва Морозов, Алексей Ремизов, Александр Шахматов, Николай Астров. Красный Октябрь закрыл учебное заведение, домашнюю церковь и заселил дом под свои нужды. Он стал многоквартирной коммуналкой, где в одной комнате жили по 10-20 человек. В 30-х годах здесь было даже общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. В военные годы – НИИ геофизических методов разведки и Дом пионеров Бауманского района. В 60-х годах XX века коммуналки окончательно расселили, учреждения вывели, а здание было впервые отреставрировано. В начале 2000-х часть помещений арендовал Российский фонд милосердия и здоровья.

История этого великолепного дома-дворца началась в середине 1760-х годов, когда граф Матвей Федорович Апраксин купил несколько владений на Покровке, между Лепехинским (Дегтярным) тупиком и Барашевским переулком. Разобрав все существовавшие здесь постройки, Апраксин в 1766 году начал строительство нового усадебного дома, который был закончен и отделан уже к 1769 году.

Дом Апраксина представляет собой уникальный памятник елизаветинского барокко. Криволинейный в плане, с полукруглым выступом в центре и скругленными углами, дом отличается пышной декоративной пластикой главного и дворового фасадов – украшенные изящной лепниной наличники окон и фронтоны, колонны коринфского ордера, ниши первого этажа, оформленные лепными раковинами тонкой прорисовки, оригинальные круглые окна на дворовом фасаде - все это создает неповторимый облик одного из самых красивых московских особняков. С двух сторон главный дом фланкирован флигелями, которые изначально были одноэтажными, они соединяются с домом арками и переходами. К сожалению, имя создателя этого архитектурного шедевра до сих пор остается неизвестным – некоторые исследователи приписывают этот дом самому Бартоломео Франческо Растрелли или кому-то из зодчих его круга, некоторые связывают постройку дома с именем архитектора Дмитрия Ухтомского.

Заказчик усадьбы – граф Матвей Апраксин, в то время подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка, приходился двоюродным внуком знаменитому адмиралу Федору Апраксину, сподвижнику Петра I. Владел он домом на Покровке недолго – в 1772 году продал усадьбу князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Новый владелец принадлежал к старинному и прославленному боярскому роду князей Трубецких, сам был гвардии капитаном, участником нескольких войн. Семья Трубецких переехала на Покровку из Кремля (их кремлевский дом был выкуплен казной для постройки на его месте здания Сената). Оттуда они перенесли в новую усадьбу и домовую церковь Благовещения.

Трубецкой надстроил усадебные флигели вторым этажом, а в 1783 году выстроил новый корпус с конюшней по дальней границе владения, в результате чего образовался замкнутый внутренний двор усадьбы. Видимо тогда же дом получил у московских обывателей неблагозвучное прозвище «дом-комод», а эту ветвь Трубецких стали называть «Трубецкие-комод».

Дом сильно пострадал от пожара в 1812 году, все его внутреннее убранство (которое, по всей видимости, было выполнено в стиле барокко и рококо) погибло в огне. Восстановлением дома занимался князь Иван Дмитриевич Трубецкой, унаследовавший усадьбу после смерти отца; фасад дома оставлен прежним, но интерьеры оформлены уже в стиле классицизма. Первая треть XIX века – время расцвета дома на Покровке. Это был один из самых известных домов Москвы, здесь часто устраивались балы и приемы, множество знатных и именитых людей бывало в доме у Трубецких. Хозяева дома состояли в родстве с семейством Пушкиных (Дмитрий Юрьевич Трубецкой был двоюродным братом Сергея и Василия Львовичей Пушкиных) и юный неоднократно посещал этот дом и танцевал здесь на балах. Бывал он здесь и в поздние годы.

В середине XIX века усадьба постепенно стала превращаться в доходное владение, во флигелях были устроены квартиры, которые сдавались внаем. В 1861 году вдова Юрия Ивановича Трубецкого Ольга Федоровна продала усадьбу в казну, и здесь обосновалась IV Московская мужская гимназия, переведенная сюда из дома Пашкова (который был отдан под Румянцевский музей). Главный дом усадьбы был приспособлен под учебные помещения и пансион. Интерьеры дома переделаны (убранство 1810-х годов сохранилось только в парадном овальном зале и большой спальне), в частности, появились новые чугунные лестницы.

В гимназии в разные годы учились многие известные люди – философ Владимир Соловьев, режиссер , писатель Алексей Ремизов, ученый Николай Жуковский.

После революции 1917 года гимназию закрыли, домовую церковь упразднили. В доме были устроены коммунальные квартиры, также здесь располагались различные конторы. С 1990 года дом занимает Российский фонд милосердия и здоровья.

Большая часть подлинных интерьеров главного дома, в том числе и парадные помещения второго этажа, сохранились до наших дней. Однако сам дом нуждается в серьезной реставрации.