Успенский пост: значение, еда, история, настроение. Успение Пресвятой Богородицы: история и традиции праздника, значение Успенского поста Когда проходит Успенский пост

Каждый православный христианин осведомлен и в основном знает о постах перед Пасхой и Рождеством. Но показательно, что, в то же время, зная об Успенском посте, некоторые не соблюдают его, и, не понимая его цели, едва ли многие задумываются, зачем он существует.

С учетом распространенного непонимания целей поста как такового, напоминание об этом – всегда своевременно.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Это очень далеко от истины.

Успенский пост, как и воообще всякий пост есть призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных.

Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед.

Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами овощами, в том числе, яблоками).

Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Но это далеко от истины.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря, и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли: таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

В дружной семье весть о том, что её мать находится на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери - это в первую очередь прошения о благоденствии живущих, пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа (ст.ст.).

Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью, но позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви , чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице едиными устами с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой.

В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул:

«О, Дева! В Тебя вселился Господь - Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Её рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

pravmir.ru

Вот уже совсем скоро начнется самый важный для всех христиан пост передСветлым Пасхальным Воскресением. Его называют Великим – и за особенное духовное значение, и за продолжительность, и за строгость. Незадолго до Великого поста меня всегда тянет размышлять о таинствах веры и о том, что́ все-таки для религиозных людей означает стойкое телесное воздержание. Несколько раз в Ритуалблоге появлялись плоды этих раздумий – материалы о Пасхе и том, что ей предшествует. Поэтому сейчас я хочу написать о другом христианском посте – Успенском. Во-первых, мне часто задают вопросы о нем и о том, можно ли в эти недели поминать умерших. И, если да, то как именно это лучше делать. Во-вторых, Успенский пост по своему значению и истории появления тесно связан с Великим постом.

Сразу замечу, что пост как таковой

– это явление, которое характерно не только для православия и католицизма (кстати, протестанты его вообще не признают). Оно зародилось очень давно, еще среди язычников. Некоторые из древних народов соблюдали посты в знак траура по умершим, и тогда это было частью погребального культа. Иногда разные ограничения в пище накладывались на людей в честь какого-то божества или чтобы преодолеть бедствие (засуху, мор, нападение врагов). Жестко постились жрецы и шаманы для того, чтобы удостоиться общения с богами, духами или получить их поддержку, увидеть будущее или победить в схватке со злыми силами.

Буддисты тоже ограничивают себя в пище и сне, например, по обету или при исполнении разных духовных практик. Эти дни определяются каждым верующим индивидуально. А вот иудеи постятся и по календарю – например, обязательно в Йом-кипур и девятого Ава. Из Библии известно, что целых 40 дней ничего не ел и не пил Моисей, когда готовил себя к встрече со Всевышним. У Мусульман тоже есть однодневные посты, а самым длинным и строгим является Рамадан, когда воду и пищу можно принимать только ночью, то есть в темное время суток.

Больше всего постных дней в христианстве

Для христианина воздержание от пищи и плотских удовольствий – этопосильная жертва Господу, маленький подвиг веры. Апостолы говорили о том, что каждый постящийся подражает самому Иисусу, который принял сорокадневный пост в пустыне и тем победил нечистого. Спросите любого священника – и он скажет, что воздержание от скоромной пищи, от чревоугодия (в совокупности с молитвой и очищением духа) – это единственное сильное оружие против сатаны. Верующие христиане постятся каждую неделю по средам и пятницам и в некоторые праздники. Кроме того, у них есть еще целых четыре многодневных поста:

  • зимний Рождественский (еще он называется Филиппов, а начинается с 28-го ноября и длится сорок дней перед Рождеством Христовым);
  • весенний предпасхальный Великий (он начинается в понедельник после масленицы и продолжается семь недель);
  • летний Петровский (с первого понедельника после Духового дня по 12-е июля – день Святых апостолов Петра и Павла);
  • и фактически (если брать по старому стилю) осенний Успенский – с 14-го по 28-е августа.

Выдерживать их без искренней веры трудно. Да и с ней – тоже нелегко. Поэтому даже многие из тех, кто посещает церковные службы, приобщен к таинствам не всегда способны на это. Да взять хотя бы и меня. Я ведь искренне верую, и духовник у меня есть, в церковь хожу, два раза в неделю стараюсь воздерживаться от мяса и молочного. Однако Великий пост ни разу еще не смогла выдержать до самого конца. Поэтому пришла к своему собственному варианту: строго пощусь только его 1-ую и последнюю недели. А в остальные дни просто стараюсь быть умеренной в пище, отказываться от спиртного и от всяких лакомств, которые обычно люблю. Так у меня еще получается.

А вообще-то, идея всякого поста – это не только телесное воздержание, но и просветление духа . К сожалению, некоторые шустрые используют эти дни прежде всего для похудения или очищения организма. Была у меня одна знакомая, коллега по работе, вечно озабоченная избавлением от лишнего веса. Она очень радовалась постам и все приговаривала, что «вот теперь еще пару килограммчиков можно сбросить и заодно грехи искупить». Хорошенький подход, правда? При этом она не слишком изнуряла себя молитвами или там чтением Библии. На храмовые службы тоже не ходила. Зато сплетни собирать и разносить не забывала и в постные дни.

Отказ от определенной пищи в пост – это не вегетарианство, не косметологическая или иная процедура, а аскетический подвиг. Он направлен на укрощение плоти и позволяет человеку приблизиться к духовному просветлению.

Считается, что периодический запрет на скоромное в христианстве объясняется библейскими текстами, особенно теми местами Книги книг, которые повествуют об Эдеме. При этом, понятия «скоромное» там вообще нет. Зато в книгах Бытия не раз подчеркивается, что изначально Господь дал в пищу людям плоды и семена земли и просил не есть «плоти с ее жизнью, с ее кровью» (это точная цитата из Бытия). Правда, он заповедал это Адаму и Еве, которых поселил в благодатном Эдеме. После заповедь не есть мяса была снята, изгнанные из Рая люди получили такое право. Но христианская Церковь и сейчас считает, что обет отказа от скоромного (в том числе молочной пищи, всяких лакомств, а также спиртного) угоден Богу и очищает человека.

Кровь в Библии связывается с убийством и символизирует его. А хлеб (как и вода), наоборот, обозначает основы жизни. Зерна, фрукты, овощи, орехи – это те самые «земные плоды», которые способствуют насыщению, но не вызывают агрессии. Такую пищу, угодную Богу, можно есть даже в самый строгий пост. Как (не всегда, но во многие дни) и рыбу – древнейший символ христианской веры и самого Христа.

Самыми строгими у христиан являются Великий и Успенский посты. Первый связан с распятием, смертью и Воскресением Иисуса, а второй – с Успением (то есть светлой кончиной, которая похожа на сон) Пречистой Девы – Богородицы.

Во всех священных книгах история Успения Девы Марии описывается так. После Вознесения Господа Иисуса Христа Богоматерь осталась жить недалеко от Иерусалима. Она очень любила бывать и молиться в тех местах, которые связаны с Ее Сыном. Особенно часто Пречистая посещала Голгофу и Гефсиманский сад. Там Она молилась о том, чтобы в разных странах появлялись новые церкви, а иудейский народ поскорее пришел к вере. Однажды во время молитвы к Ней пришел Архангел Гавриил. Он принес Марии радостную весть о Ее скорой встрече с Иисусом.

В ожидании ухода из этого мира Богородица проводила дни в посте и молитвах. Через три дня час Ее Успения настал. Вокруг украшенного ложа собрались близкие, зажгли множество свечей. Внезапно дом озарился божественным светом, и перед людьми предстал Спаситель в окружении ангельского сонма и праведных душ. Иисус принял к себе душу Своей Матери, которая будто бы уснула, глядя на Сына. Тело Богородицы торжественно погребли в пещере, а на третий день апостол Фома обнаружил, что место Ее последнего покоя опустело. Тело исчезло, остались лишь погребальные пелены и пояс. Вечером того же дня во время трапезы апостолам явилась Богородица. Она призвала их радоваться, так как она Вознесена к Сыну Своему, но остается и с ними навсегда.

Поэтому символика Успенского поста радостная. Это – время возрождения, начала новой жизни, которая приходит после отказа от всего омертвелого и уже ненужного. Все христиане постятся в память о Деве Марии, Ее чистоте. В своих молитвах они восхваляют Богородицу и благодарят ее за заботу о вере и Церкви, прося ее заботиться и молиться о нас всех.

Однако Церковь не сразу утвердила Успенский пост как обязательный для верующих. Само Успение повсеместно праздновалось уже с V века. Многие христиане перед ним по нескольку дней постились добровольно, так как в принципе это было принято – ограничивать себя в пище перед религиозными праздниками. Но многодневным Успенский пост стал только в XI веке, а установленные правила поста сформировались лишь в XIV-XV веках. Именно тогда он и стал таким строгим, так как Успение и Вознесение тела Богородицы в чем-то соотносится с Воскресением и Вознесением Иисуса.

Русские православные христиане всегда особенно любили, почитали Богоматерь , считали ее заступницей и покровительницей всей Руси. Поэтому Успенский пост, несмотря на серьезные ограничения, в народе воспринимали с радостью и исполняли очень усердно. Многие даже добровольно продлевали его на две, а то и три недели.

Надо сказать, что строгость поста в конце августа очень скрашивается обилием зелени, овощей и фруктов, которыми легко разнообразится стол. Можно есть молодую картошку и грибы. А еще именно на Успенский пост приходятся три Спаса – медовый, яблочный и ореховый, который в народе еще называют хлебным. Они так называются, во-первых, в честь Спасителя, а во-вторых, в связи с народными земледельческими традициями, которые тесно переплелись с церковными праздниками.

  • Медовый Спас приходится на 14-е августа – праздник Животворящего Креста Господня. На Руси строго в этот день раньше начинали собирать мед. Его освящали в церкви, иногда вместе с маком, и добавляли в разные блюда.
  • Яблочный Спас наступает через 5 дней – 19-го августа, когда Церковь вспоминает Преображение Господне. А по обычаю, наши предки с этого времени начинали собирать, употреблять в пищу, заготавливать на зиму яблоки и прочие фрукты. В церковь на освящение и теперь повсеместно несут именно яблоки, а на юге еще и виноград.
  • Ореховый или хлебный Спас наступает на другой день после Успенья – 29-го августа. По церковному календарю это – Нерукотворный Образ Спасителя. А у крестьян Хлебный Спас связывается с окончанием сбора урожая, особенно зерна и орехов. На вечер хозяйки в прежние времена обязательно готовили праздничный ужин, а в центр стола ставили освященные орехи и круглый хлеб (из зерна нового урожая), которые накануне освящали в храме. Теперь этот Спас знают немногие, только очень верующие люди.

Как поститься правильно?

Это вопрос, который часто задают священникам. Я тоже поговорила на данную тему со своим духовником. В принципе, все, что он сказал мне, я вроде как и сама знала. Но все же эта беседа для меня стала очень полезной и как будто заново открыла глаза на суть любого поста, не только Успенского.

Не есть и не пить то, что запрещено – важно, но это еще не все. Телесное воздержание и очищение должно стать ступенью к просветлению духа. «Зачем мы постимся?» – спрашивает меня святой отец. И сам же отвечает: «Чтобы принести посильную жертву Господу. Это жертва смирения и аскетизма в Его славу, во славу веры. Ведь мы отказываемся не только от того, что запрещено, но и от того, что вроде бы позволено. От вечеринок и гостей. От театров и концертов. От шумного веселья. Кроме того, в пост верующий человек старается не есть лакомств, которые ему доставляют удовольствие. Даже если они вроде бы и не скоромные. Ведь пост – время борьбы с грехом чревоугодия. Поэтому есть надо очень простую пищу, а не искусно приготовленные блюда из дозволенных продуктов. И не стоит концентрироваться на чувстве удовольствия от еды. Выбирайте такую пищу, которая просто придаст сил, съедайте немного, а не набивайте живот до отказа».

Еще святой отец посоветовал правильно входить в пост и выходить из него, чтобы не шокировать организм резкими переходами из одной системы питания в другую. Так, накануне (в течение нескольких дней) постарайтесь употреблять поменьше мяса. Или вообще откажитесь от мясного. Вместо него можно есть, например, яйца. Очень хорошим вариантом станут разные кисломолочные блюда. Будет неплохо также сократить порции, так как и в сам пост они должны быть не слишком большими. И по окончании поста тоже не спешите резко менять ситуацию, не набрасывайтесь на те блюда, которые были под запретом целых две недели. Лучше сварите себе легкий супчик на курином бульоне, поешьте творога, сыра, выпейте кефирчика.


Это будет гораздо правильнее, чем сразу и до отвала наедаться колбасой, жареными котлетами или макаронами с мясом и салом. А то одна моя знакомая регулярно попадает ко врачу после строгого пощения. Она очень любит всякие тортики и пирожные, и после многодневного отказа от них съедает по 3 – 4 штуки зараз. Ну и начинается у нее, пардон, несварение. И так каждый раз, представляете? Или вот еще печальная история. Дядя мой однажды решил полностью, по всем правилам, выдержать Успенский пост. Выдержал. А прямо на другой день отправился с компанией на дачные шашлычки. Жареная жирная свинина, купаты и пиво к ним привели дядюшку прямо на больничную койку: воспалился желчный пузырь. Пришлось сделать операцию по его удалению. И ведь такие случаи совсем не единичны, так что берегитесь от переедания после поста.

Что же можно есть в Успенский пост?

Самый строгий вариант правильного стола обязательно включает себя сухоядение – то есть употребление в пищу овощей, ягод и фруктов, которые не прошли термическую обработку. Также запрещается любое растительное масло. Хлеб однако же есть можно. По дням недели стол формируется следующим образом:

  • по понедельникам, средам и пятницам – строгое сухоядение;
  • во вторники и четверги можно есть вареное (в том числе грибы, супы, каши, соусы) без растительного масла;
  • в субботы и воскресенья также допускается горячее, а еще немного вина;
  • 28-го августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, разрешена и рыба, но только если этот праздник не выпадает на среду либо пятницу.


Кстати, на всякий случай хочу пояснить вот что: креветки, мидии, кальмары и прочие моллюски есть можно! Если не верите, спросите любого священника, он вам скажет то же самое. И не доводите себя постом до истощения или, того хуже, болезни. Если почувствовали себя неважно, лучше прекратите слишком строго ограничивать себя. Добавьте к рациону, например, оливковое либо подсолнечное масло. Откажитесь от сухоядения. Пост должен быть посильным, ведь он нужен для укрепления духа, а не доведения себя до полусмерти. Поэтому каждый должен подходить к нему индивидуально. А если сомневаетесь, как определить меру своего собственного поста, – посоветуйтесь со священником.

Церковь совершенно официально освобождает от строгости поста многих людей (частично или даже полностью) :

  • больных;
  • беременных женщин и кормящих грудью матерей;
  • немощных стариков;
  • путников;
  • воинов.

Мой племянник Миша сейчас служит в армии, призвали его прошлым летом. Незадолго перед Успенским постом к ним в учебку приходил батюшка, исповедовал, а потом и причащал желающих. Миша у нас всегда ходил в церковь, посты старался соблюдать. Он пожаловался священнику, что теперь ему будет нелегко, так как солдатский стол их хоть и разнообразный, но подходящих блюд почти не содержит. Ну а батюшка Мише поститься в принципе рассоветовал: солдаты ведь – то же, что и путники. Они должны есть ту пищу, которую им во время службы посылает Господь.

А вот душу просветлять и укреплять человеку ничто не должно мешать –
ни болезнь, ни лишения, ни особые обстоятельства жизни. В любой пост важно не только есть правильную пищу, но и вести себя соответственно. Недаром Иоанн Дамаскин как-то сказал: «Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы». Поэтому если вы съедите в день сухоядения супчика, это будет гораздо меньшим грехом, чем старое доброе злословие с коллегами на работе. Так что постарайтесь как-то отвлечь себя от привычной суеты сует. Лучше сходите в храм на службу да не забывайте ежедневную домашнюю молитву. Если кому интересно, то в Успенский пост надо читать «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Символ веры», «Живые помощи». Читают эти молитвы перед иконой Божией Матери. Также очень полезно будет обратиться к разным духовным книгам, и прежде всего к Евангелию.

А вот увеселения могут и подождать до других времен. Если вы поститесь, то исключите из своей жизни на этот срок вечеринки (особенно с выпивкой) и прочее бурное веселье. Поменьше «гуляйте» по социальным сетям и не смотрите телевизор. Они легко провоцируют на неправедные мысли и чувства. Я иногда даже думаю, что интернет и телеэфир придумал нам на горе сам нечистый.

Не раз меня спрашивали о том, можно ли в Успенский пост поминать усопших.

Вслед за святыми отцами я отвечаю: Церковью это не возбраняется. Однако и сами поминки, и поминальный стол должны быть соответствующими моменту.

Надо иметь в виду, что душе усопшего совершенно не нужны ваши посиделки с друзьями. Прежде всего она нуждается в молитве. Поэтому помолитесь – и в храме, и дома. Закажите заупокойную литургию, Сорокоуст. Очень сильной вещью будет подать сорок заказных литургий в несколько монастырей (в монастырях ведь службы идут ежедневно). Раздайте милостыню тем, кто в ней нуждается.


Поминальный стол тоже можете сделать, но он, конечно, не должен быть скоромным. И ни в коем случае не надо ставить на него спиртное. Замените вино и водку квасом, компотом, соками, просто водой и классическим поминальным киселем. Обычно в Успенский пост поминают грибами, зеленью, нарезкой из овощей, фруктами и орехами. Если в этот день нет сухоядения, то можно приготовить грибную лапшу, испечь постные блинчики и пироги, сделать кутью, подать вареную картошку с зеленью. И более чем хватит, ведь поминки все же не свадьба и не повод объедаться.

У нас в семье несколько лет назад, как раз перед Успением, был сложный выбор: проводить или нет поминки на сороковины моей тетушки. Мы все же решили, что не будем. Обошлись тем, что сходили в храм, заказали поминание, отстояли службу, помолились об усопшей. Все это важнее для души, чем совместный обед в ее честь. А подружки тетины нас осудили. Сказали: пожлобились, мол. Вспомнила я их потому, что эти дамы любят подчеркнуть свою религиозность и обязательно всегда постятся, причем очень как-то напоказ. Такое всегда меня немного коробило, а в данной ситуации да еще в Успенский пост – ну просто возмутило. Вы считаете себя безупречно верующими? Тогда держите в уме, что Богородица никогда никого не осуждала, заступалась даже за великих грешников. И пост в Ее славу – время прощать, а не судить. Вот это надо помнить обязательно.

Успенский Пост.
Успенский пост,


Успенский Пост.
14 августа по новому стилю, 1 августа по старому, в день, когда Православная Церковь отмечает Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, у православных христиан начинается Успенский пост. Продлится он две недели и завершится Праздником Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа.
Обычай непрерывно поститься в дни от 1 до 15 августа по старому стилю был «официально» закреплен для всех православных христиан на Константинопольском Соборе, проходившем в 1166 году. Успенский пост, единственный посвященный православной церковью Богородице, был установлен в подражание Ей, пребывавшей перед своим успением на небо в посте и молитве. И хотя сама Божия Матерь, конечно же, как чистая и всенепорочная, в посте не нуждалась, «Она, превышающая и превосходящая жизнью Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душею с Своим Сыном и стать нашею ходотайницею, и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для нея время преставления отсюда, истончавая Себя святою любовию к Сыну» (протоиерей Г. С. Дебольский).

Успенский пост в отношении еды достаточно строг. В идеале в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть принимать сырую пищу без варки. Во вторник и четверг – вареную пищу, но без масла. А в субботу и в воскресенье можно кушать вареную пищу с малом и дозволяется вино. В праздник Преображения Господня, который празднуется 19 августа по новому стилю, разрешается рыба.

Но такая мера поста сегодня под силу немногим, поэтому меру строгости своего личного поста лучше всего обсудить со своим духовником: каждый человек уникален и для каждого человека будет своя мера поста. Мера поста может зависеть и от духовного состояния человека, и от его болезней и от множества других обстоятельств. Только нужно помнить, что без духовника есть риск пойти на крайности: либо установить для себя слишком строгое, непосильное, правило, либо, наоборот, установить слишком простое или вообще отказаться от поста (что для православного христианина неприемлемо – хоть в чем-то пост должен соблюдаться). Но и в том, и в другом случае человек себе может нанести такой вред, что с ним впоследствии будет достаточно тяжело справиться.

Поэтому, даже тогда, когда нет духовника, не стоит принимать решения о посте самостоятельно. Нужно помнить, что каждый человек уникален и то, что разрешено постом одному человеку, другому может быть только во вред. Именно поэтому, когда мы читаем проповеди священнослужителей, когда обращаемся к опыту других православных верующих, нужно помнить, что священнослужители давали советы конкретным людям в конкретных обстоятельствах. В иных обстоятельствах и иных людям они могли бы дать совсем другие советы. И потому есть риск даже самые мудрые проповеди и советы обратить себе во вред, если воспринимать их без размышлений и поправок на себя и свою ситуацию.

Посоветоваться о мере своего поста лучше всего во время личной беседы со священником. Но сделать это лучше всего не «на бегу», а заранее договорившись о такой беседе с конкретным священником.

Современная ситуация такова, что у священников очень много обязанностей и забот и часто им не хватает времени для того, чтобы сию минуту обстоятельно поговорить с пришедшим человеком. Но редко кто из священников откажется от подобной беседы, если о ней договориться заранее.

Впрочем, нужно помнить и то, что пост не исчерпывается одним лишь воздержанием в еде. Сама по себе еда нас не удаляет и не приближает к Богу. Можно употреблять в пищу формально постные блюда, например, постные торты, соевое мясо, пить соевое молоко, но при этом объедаться так, что все тело становится тяжелым и ленивым, а сам человек теряет способность четко и ясно мыслить.

Современные технологии позволяют формально соблюдать пост, но при этом доставлять радость от вкусной пищи своему желудку. Такой пост принесет скорее вред, чем пользу. Поэтому нужно помнить, что смысл поста – не в отказе от какой-то еды, что пост – это не диета.

Смысл поста заключается в другом: очистить свое сердце от всякого зла, научить его любить Бога и окружающих нас людей. А это достигается через духовное совершенствование, которое немыслимо без молитвы к Богу и без воздержания от разнообразных телесных удовольствий, и прежде всего – еды.

Старец Зосима Верховский говорил: “Не гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то мои ученицы; но аще любовь имате между собою. И диавол никогда не ест и не спит, но все он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается, пожалуй, бесом”.
Поэтому Церковь во дни поста предлагает как можно чаще приходить в храм на богослужение, а если нет такой возможности, то как можно чаще прибегать к молитве дома или в других местах. Часто мы этого не делаем под тем предлогом, что у нас нет времени. Но если честно посмотреть на распорядок своего дня, можно увидеть, что у нас находится время на пустое общение, на какую-то деятельность в интернете, находится время смотреть развлекательные телепередачи.

Даже просто ограничивая себя в этих и многих других развлечениях, отказываясь от излишней заботы о своем насущном хлебе, мы можем выделить время на молитву. Впрочем, следует отметить, что и в молитве следует избегать крайностей: не брать на себя слишком легкое или слишком тяжелое правило, о чем тоже следует посоветоваться со своим духовником.

В эти дни Церковь призывает нас внимательно следить за своими поступками и мыслями. Стараться по мере своих возможностей с любовью и вниманием относится к родным и близким, друзьям и знакомым, коллегам по работе. Стараться сдерживать свои эмоции, гнев, зло, учиться прощать оплошности и дурные поступки других.

Стараться не пускать в голову дурные мысли, отгонять их по мере своих сил и возможностей. И, конечно же, не забывать постом об исповеди и причастии – стоит хотя бы раз исповедоваться и Причаститься.

Впятницу, 14 августа, начнется Успенский пост. Ондлится две недели исчитается самым строгим постом после Великого.

Значение

История Успенского поста связана споследними днями земной жизни Богородицы. Попреданию, она заранее знала день своего ухода измира ипровела это время вмолитве иаскезе. « Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась ипостилась занас, хотя, будучи святой инепорочной, неимела нужды впосте,- пишет святой Симеон Солунский , подвижник XVвека. - Апотому имыдолжны поститься ивоспевать Ее, подражая житию Ее» .

Вжелании приблизиться кидеалу Богородицы, вподражании ееподвигу заключен основной смысл Успенского поста.

Сроки

Успенский пост продолжается две недели- с14 по27 августа. Оноткрывается праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). Этот праздник берет начало вдревнем Константинополе: вавгусте город нередко охватывали эпидемии болезней, и, чтобы избежать этого, стали носить поулицам крест, освящая имдома иулицы, апозавершении хода предлагали поклониться кресту горожанам. НаРуси этот день называют еще Медовым Спасом- 14 августа начинался сбор иосвящение меда, совершалось малое освящение воды.
Кконцу первой недели поста следует праздник Преображения Господня (19 августа). Онпосвящен евангельскому эпизоду, когда Христос взял ссобой для молитвы трех ближайших учеников- Петра, Иакова иИоанна- иявил имсвое Божественное величие. Вовремя молитвы лицо Христа « просияло, как солнце» , аодежды сделались « белыми, как свет» . Кнему явились ветхозаветные пророки Моисей иИлия, которые беседовали сним. Иисус запретил ученикам упоминать опроизошедшем досвоего воскресения. Внароде этот день называют Яблочным Спасом, освящая плоды нового урожая. Считается, что именно сэтого дня природа поворачивает наосень изиму.

Финал поста- праздник Успения Пресвятой Богородицы. Вгодовом церковном календаре это последнее крупное торжество (двунадесятый праздник), после которого 14 сентября начинается церковное новолетие.

Строгость

Успенский пост- один изсамых строгих вгоду, онподобен Великому посту. Устав предписывает воздерживаться нетолько отмяса имолочных продуктов, ноиотрыбы.
Впонедельник, среду ипятницу Успенского поста полагается сухоядение- вкушение пищи без ееотваривания. Повторникам ичетвергам варить пищу можно, нобез « елея» (масла). Всубботу ивоскресенье допустимы некоторые послабления: устав разрешает добавлять веду масло ивыпивать немного вина.

Церковь обязует воздерживаться отвинограда ияблок допраздника Преображения Господня. Вмонастырях древности намонахов, вкушавших виноград прежде праздника, налагалось наказание- имзапрещалось есть « отгрозди» доконца августа. Всам праздник Преображения разрешается есть рыбу.

Сострогостью предписано относиться икразвлечениям. Нельзя ходить вкино, театры, развлекательные заведения. Лучше ограничить себя впросмотрах развлекательных программ потелевизору ивпраздном сидении винтернете. Святитель Василий Великий пишет: « При телесном посте чрево постится отпищи ипития; при душевном посте душа воздерживается отзлых помыслов, дел ислов. Настоящий постник воздерживается отгнева, ярости, злобы имщения. Настоящий постник воздерживает язык отпразднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи ивсякого злоречия. Настоящий постник- тот, кто удаляется отвсякого зла» .

Настроение

Митрополит Антоний Сурожский призывал подходить кУспенскому посту срадостью. Онназывал дни поста временем,« когда мыотряхиваем ссебя все, что внас обветшало иомертвело, чтобы вновь обрести способность жить совсем простором, совсей глубинной интенсивностью» .

На фото: Успение Пресвятой Богородицы (икона Феофана Грека).

Через месяц после Петрова поста наступает Успенский пост. Он продолжается две недели (с 14 по 27 августа) и установлен перед большим церковным праздником . Этим постом Церковь призывает нас подражать Богородице, Которая перед Своей кончиной пребывала в посте и молитве. Божия Матерь, узнав о дне своей смерти, подвизалась и постилась, хотя, будучи непорочной и святой не имела нужды в посте. Поэтому истинно верующие люди постятся и воспевают Богородицу, подражая Её житию и этим побуждая Её к молитве о нас.

Этот пост учрежден по случаю двух больших праздников – ) и Успение. Один из них подает нам освещение, а другой – ходатайство и умилостивление за нас.

История возникновения Успенского поста

Известно, что Богородица после Вознесения Иисуса Христа проживала в доме святого апостола Иоанна Богослова. Однажды, когда Она гуляла по Гефсиманскому саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил, что через три дня Ей предстоит перейти в вечную жизнь. По молитве Богоматери случилось так, что в Иерусалим ко времени Её Успения из дальних стран чудесным образом стали собираться апостолы. В день, когда должно было совершиться Успение Божией Матери, в третьем часу во время общей молитвы с Небес сошел сам Господь, окружаемый архангелами и ангелами. Без всякого страдания и с улыбкой на лице Богородица преставилась ко Господу.

Одр, на котором лежало тело, святые апостолы понесли через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией послышались звуки небесной музыки и возникло облако света. Первосвященник Афоний, чтобы остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень отсек его руки огненным мечом. Афоний раскаялся, получил исцеление и начал исповедовать учение Христа. Вечером святые апостолы тело Пресвятой Богородицы положили в гроб, а вход в пещеру закрыли большим камнем.

По воле Божией, при погребении Богородицы не присутствовал апостол Фома. На третий день после Успения он пришел в Иерусалим и начал горько плакать возле гроба. Апостолы, видя его страдания, сжалились над ним и убрали камень от гроба, чтобы Фома получил возможность приложиться к святому телу. И тут выяснилось, что тело Приснодевы исчезло, а в пещере находились только погребальные пелены. Тогда люди узнали, что Пречистая на небо была взята в теле.

Вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Богородица и сообщила: «Радуйтесь! Я с вами во все дни ». Услышав это, апостолы подняли часть хлеба и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам ». В память об этом событии в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Богоматери.

В осенний мясоед (период от завершения Успенского поста и до начала ) устав о пище такой же, как и в летний мясоед, т.е. по средам и пятницам разрешена рыба только в дни храмовых и двунадесятых праздников. Пища с растительным маслом разрешена в среду и пятницу только в том случае, если в эти дни почитают великого святого с полиелейной службой накануне.

Значение и смысл Успенского поста

Успенский пост пришел к нам из древних времен христианства. Первоначально постный период августа состоял из двух постов: Преображенского и Успенского. Они были установлены позже, чем Рождественский и Великий. Разделял их праздник . В этот день разрешалось вкушать скромную пищу. В один Успенский пост они были объединены императором Львом VI Мудрым. Но в XII веке пост не был еще четко регламентирован, поэтому вопрос об Успенском посте рассматривался на Константинопольском соборе 1166 года, который проходил под представительством патриарха Луки.

На соборе обсуждался длительность постов. Тогда некоторые сомневались по поводу количества дней Успенского и Рождественского поста, поэтому сам патриарх подтвердил, что хотя дни постов нигде письменно не обозначены, нужно следовать неписанному церковному преданию и поститься с 1 по 14 августа.

Уставные правила воздержания в период Успенского поста звучат так:

  1. В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение.
  2. Во вторник и четверг можно употреблять вареную пищу без добавления растительного масла.
  3. В субботу и воскресенье разрешается вареная пища с растительным маслом и вина.
  4. В праздник Преображение Господне разрешено вкушать вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вина.

Это самый короткий пост, который длиться всего две недели. Начинается он 14 августа. В этот день празднуется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе для избавления верующих от различных недугов. 14 августа из царской сокровищницы в Софийском соборе выносился крест, на котором распяли Иисуса Христа, и люди, прикладываясь к нему, исцелялись. В этот день в церквях осуществляется поклонение Кресту и малое освящение воды. Освящают не только воду, но и мёд нового урожая, поэтому праздник ещё называют « ».

Как уже упоминалось, на время поста приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне. Посвящен он знаменательному событию на горе Фавор, где Иисус преобразился в Своей Божественной славе перед учениками, явились пророки Илия и Моисей и с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте ». Во время празднования Преображения Господня Церковь исповедует соединение в Спасители двух начал: человеческого и Божественного. Смысл этого праздника в том, что Христос дает надежду и открывает дорогу для всего человечества.

В храмах 19 августа совершается освящение плодов нового урожая – яблок и винограда – благословляется их вкушение. Отсюда и другое название праздника – « ».

По строгости соблюдения Успенский пост можно приравнять к (нельзя есть мясные, молочные и рыбные продукты). В субботу и воскресенье в пищу можно добавить растительное масло. Рыбу разрешается вкушать один раз за весь пост – в праздник Преображения Господня. Если Успение приходится на среду или пятницу, то этот день – тоже рыбный, а разговев (начало употребления скоромной пищи) переносится на следующий день.

Несмотря на то, что Успенский пост считается строгим, он является самым лёгким и приятным. Запрет на мясо, молочные продукты и другую скоромную пищу особо не тяготит верующих, ведь к этому времени созревают фрукты и овощи, которые являются вкусной и желанной пищей и помогают значительно разнообразить стол.

Завершается пост праздником Успения. 27 августа во всех церквах за вечерним богослужением для поклонения из алтаря выносят Плащаницу с изображением Богородицы. До чина погребения Плащаница находится посреди храма. Потом её крестным ходом проносят вокруг церкви.

Видео: Успенский пост