Чем отличается скрипка виолончель и контрабас. Разница между скрипкой и виолончелью

Основой симфонического оркестра является группа, расположенная в центре, прямо перед зрителями и дирижёром. Это струнные смычковые инструменты. Источником звука служит колебание струн. Классификацией Хорнбостеля-Закса струнно-смычковые инструменты названы хордофонами. Когда две скрипки, альт и виолончель играют вместе, получается струнный квартет. Это камерная

Предшественники

Контрабасы, виолончели, альты и даже скрипки появились далеко не первыми, им предшествовали виолы, которые стали популярными в пятнадцатом веке. Звук у них был мягкий и нежный, поэтому очень скоро они стали любимицами всяческих оркестров. Струнные смычковые инструменты как таковые появились задолго до виол, но всё равно они намного моложе инструментов щипковых.

Смычок придумали в Индии, даже древние греки об этом ещё не знали. Арабы, персы, африканцы передавали его из страны в страну, как эстафетную палочку, и постепенно (к восьмому веку) смычок попал в Европу. Там образовались струнные смычковые инструменты, которые, видоизменяясь, дали жизнь сначала виоле, а затем скрипке.

Виола

Виолы были разной величины и с разной высоты голосами, некоторые стояли между колен, другие - на коленях, третьи - покрупнее - стояли на скамье и на них нужно было играть стоя. Были и виолы маленькие, которые держали, как и скрипку, на плече. Виола да гамба до сих пор есть в оркестрах, у неё очень своеобразный и красивый "голос". Она победоносно существовала до восемнадцатого века, затем некоторое время виолончель исполняла её партии. Лишь в 1905-м году виола да гамба вернулась в оркестр. Струнно-смычковые музыкальные инструменты очень обогатили своё звучание благодаря её возвращению.

Вообще виолы долго были для аристократов более приемлемыми: у них изысканный, как бы приглушённый звук, музыка органично звучит при свечах, когда музыканты в бархатных одеждах и напудренных париках. Скрипки сначала завоевали народную музыку, поэтому во дворцы и салоны их долго не впускали, там царствовали виолы и лютни.

Виолы музыкальные изготавливались из самых ценных материалов и были тоже очень красивы, даже головки часто были с художественной резьбой в виде цветов, голов животных или людей.

Мастера

В пятнадцатом веке, с появлением скрипок, лютневые и виоловые мастера начали переквалифицироваться по мере того, как народные ярмарочные инструменты вытесняли старые аристократические, поскольку имели гораздо больше возможностей извлечения звука, выразительного и технически искусного. В Кремоне основалась знаменитая школа Андреа Амати, ставшая потомственной. Его внуку удавалось делать скрипки, у которых чрезвычайно усилилось звучание, а теплота, мягкость и разнообразие тембра сохранились.

Скрипки стали уметь всё: выражать человеческие чувства и даже подражать интонациям человеческого голоса. Спустя век другой мастер - Антонио Страдивари, ученик открыл собственную мастерскую и тоже преуспел. Также выдающимся мастером был и Джузеппе Гварнери, который придумал новую конструкцию скрипки, более совершенную. Все эти школы были семейными, дело продолжали и дети, и внуки. Они изготавливали не только скрипки, но и все остальные струнные смычковые инструменты.

Названия оркестровых инструментов

Самым высоким регистром из струнных смычковых владеет скрипка, а самым низким - контрабас. Ближе к скрипичному звучанию - чуть ниже - звучит альт, ещё ниже - виолончель. Формой своей все струнные смычковые инструменты напоминают человеческую фигуру, только разных размеров.

Корпус скрипок имеет две деки - нижнюю и верхнюю, первая изготовлена из клёна, а вторая из ели. Именно деки отвечают за качество и силу звука. На верхней расположены фигурные прорези - эфы, и похожи они на букву "f". К корпусу прикреплён гриф (по которому "бегают" пальцы скрипача), обычно он сделан из чёрного дерева, а над ним натянуты струны - их четыре. Они крепятся колками, накручиваясь на них и натягиваясь. Вот от натяжения зависит высота звука, подкручивая колки.

Как на них играют

Альт крупнее скрипки, хотя его так же держат на плече. Виолончель ещё крупнее, на ней играют сидя на стуле, устроив инструмент на полу между ногами. Контрабас намного больше виолончели размером, басист всегда играет стоя, в редких случаях присаживается на высокий табурет.

Смычок - это трость из дерева, на которую натянуты толстые конские волосы, которые потом смазываются канифолью - сосновой смолой. Тогда смычок слегка прилипает к струне и как бы тянет её за собой. Струна вибрирует и потому звучит. Все струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра работают именно по этому принципу. Когда того требует партитура, на струнных смычковых можно извлекать звук щипком (пиццикато) и даже ударом деревянной части смычка.

Альт

Альт внешне очень похож на скрипку, просто он пошире и подлиннее, но вот тембр у него особенный, звучание ниже и гуще. Далеко не каждый скрипач сможет играть на альте с корпусом длиной в сорок шесть сантиметров да плюс гриф. Пальцы должны быть сильные и длинные, кисть широкая и тоже сильная. И, конечно, нужна особая чуткость. Все эти качества вместе довольно редко встречаются.

Хотя у композиторов альт не так популярен, как остальная группа струнных смычковых инструментов, он всё-таки очень важен в симфоническом оркестре. А когда играет соло, например, ценность этого инструмента особенно хорошо ощущается.

Виолончель

Нет инструмента более приспособленного, чтобы выразить такие чувства, как скорбь, грусть, печаль, даже отчаяние. Голос виолончели имеет пронзающий душу особенный тембр, ни на какой другой инструмент не похожий. сравнивал в своих "Алых парусах" скрипку с чистой девушкой по имени Ассоль, а виолончель - со страстной Кармен. И действительно, виолончель очень глубоко может передавать сильные чувства и яркий характер.

Изготавливались виолончели одновременно со скрипками уже самыми первыми мастерами, но до совершенства её довёл Антонио Страдивари. Этот инструмент долго не замечали в оркестре, оставив ему партии сопровождения, но когда этот голос был по-настоящему услышан, композиторы написали очень много сольной и камерной музыки для виолончели, а исполнители всё более совершенствовали технику игры на этом инструменте.

Контрабас

Это самый низкий струнно-смычковый инструмент по регистру. Формой контрабас на скрипку похож не слишком: более покатый корпус, плечи его вплотную прилегают к шейке. Звук у него гулкий, густой, низкий, а без басового регистра оркестр хорошо звучать не будет, поэтому контрабас там просто незаменим. Причём, приживается он практически в любом оркестре - даже джазовом. Без него не обойтись.

Если сравнить оркестровую партитуру с человеческим телом, то басовая партия - это скелет, на котором соответственно "мясо" - сопровождение, а мелодическая линия - "кожа", её всем видно. Если представить, что скелет из тела убран, что получится? Да, мешок бесформенный. Вот так же необходим и бас, на нём всё держится. Какие инструменты струнно-смычковые смогут держать ритм всего оркестра? Только контрабасы.

Скрипка

Струнные смычковые инструменты по праву считают её королевой, когда поёт скрипка, остальные могут только подпевать. Звук извлекается способом хитрым, какого ни один другой инструмент этой группы не умеет. Смычок с жёстким, шершавым, грубым конским волосом, натёртый канифолью, - почти напильник, потому что крепкая канифоль сыплется порошком. Когда смычок касается струны, немедленно прилипает и тянет за собой струну, сколько хватит её упругости, потом она отрывается, чтобы немедленно снова прилипнуть. Вот такое движение струны - равномерное, когда смычок её тянет, и синусоидальное на возвращении, - и даёт тот неповторимый тембр.

Ещё и такая тонкость: у других инструментов, у гитар, например, струны натянуты на жёсткие порожки из металла, а у скрипки они опираются на деревянную, довольно хлипкую подставку, которая колеблется при игре в обе стороны, и эти колебания передаёт всем струнам, даже тем, которых смычок не касается. Так в общую картину добавляются еле уловимые призвуки, которые ещё более обогащают звук инструмента.

Возможности инструмента

Интонационная свобода звучания скрипки просто бесконечна. Она может не только петь, но и свистеть, и передразнить скрип двери и щебет птицы. А однажды по телевидению показывали первоапрельскую юморину, где скрипач смешил публику, имитируя игрой совершенно не относящиеся к музыке звуки. Например, неразборчивый голос диспетчера на вокзале, объявляющий приход поезда. Слово "павтаряаааю" скрипка прямо-таки выговорила. Мастерство владения этим инструментом более всего зависит от качества слуха исполнителя, да и обучение должно быть долгим. Не напрасно детей начинают учить уже в три-четыре года, чтобы результаты получились достойными.

У современных струнных смычковых инструментов — скрипки, альта, виолончели и контрабаса, конечно, — были свои многочисленные предшественники. Это вертикальные струнные смычковые, которые попали в Европу в VIII веке из стран Востока, У арабов был инструмент под названием «рабаб» — на нем играли, водя смычком по струнам, а не перебирая их. От рабаба ведут начало европейские грушевидные ребеки, виеллы и фидели, похожие на лопату. На этих инструментах играли средневековые менестрели. Почему вертикальные? Потому что играли на них, держа в вертикальном положении, опирая инструмент на колено.

В конце XIV века появились виолы — семейство струнных смычковых музыкальных инструментов, предшественников современной скрипки. Благодаря своему нежному звучанию они стали незаменимы в оркестрах. Виолы произошли от старинной испанской виуэлы, похожей на гитару. Как и у гитары, у виолы было шесть струн и лады, в отличие от скрипки, которая ладов не имеет. Виолы отличали по размерам и по положению инструмента при игре: ручные — их держали горизонтально, как скрипку; ножные — держали вертикально, как виолончель. Виолы в Средневековье звучали в самых богатых домах, поэтому на их создание шли очень дорогие материалы: слоновая кость и черепаховый панцирь, черное дерево и редкие камни. Одним из главных украшений виолы были резные головки людей и животных.

Альт
Альт, виолончель и контрабас похожи на скрипку, но больше ее по размерам. Альт чуть больше скрипки, его держат у плеча. Он звучит на пять тонов ниже скрипичного строя.
Альт по сравнению со скрипкой обладает большим весом и более длинными струнами. Для игры на этом инструменте исполнитель должен обладать более сильными и длинными руками, чем для игры на скрипке. Звучание альта более глубокое, можно сказать, более мудрое и завуалированное, чем звучание яркой и открытой скрипки.
Виолончель.
При игре на виолончели музыкант сидит на стуле, инструмент ставит на пол между ног, а гриф держит так, чтобы он прилегал к левому плечу. Виолончель гораздо крупнее альта. Корпус инструмента опирается на пол с помощью регулируемого металлического шпиля.

Контрабас
Контрабас по размерам превосходит виолончель, его высота около двух метров! Поэтому исполнителю приходится стоять или сидеть на высоком табурете, а инструмент держать перед собой. По форме контрабас почти такой же, как маленькая скрипка, только плечи у него не округлые, а покатые. Самый первый контрабас построил знаменитый скрипичный мастер Николо Амати.

Виолончель – это струнно-смычковый инструмент, обязательный участник симфонического оркестра и струнного ансамбля, обладающий богатой техникой исполнения. Благодаря своему сочному и певучему звучанию зачастую применяется как солирующий инструмент. Виолончель широко используется, когда нужно выразить в музыке печаль, отчаяние или глубокую лирику и в этом ей нет равных.

В отличие от скрипки и альта , на которые внешне она очень похожа, виолончель держат не в руках, а ставят вертикально. Интересно, что одно время на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом придумали шпиль, который упирается в пол, тем самым поддерживая инструмент.

Удивительно, что до творчества Л.В. Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести этого инструмента. Однако, получив признание в его произведениях, виолончель заняла важное место в творчестве романтиков и других композиторов.

Звук

Имея густой, насыщенный, певучий, проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса. Иногда кажется при сольных выступлениях, что она разговаривает и нараспев беседует с вами. Про человека мы бы сказали, что у него грудной голос, то есть идущий из глубины грудной клетки, а может быть и самой души. Именно таким завораживающим глубинным звуком и удивляет виолончель.

  • Граф Вильегорский владел двумя прекрасными виолончелями Страдивари. Одной из них позже обладал К.Ю. Давыдов, потом Жаклин дю Пре, сейчас на ней играет известный виолончелист и композитор Yo-Yo Ma.
  • Однажды в Париже был устроен оригинальный конкурс. В нём принял участие великий виолончелист Казальс. Изучалось звучание старинных инструментов, изготовленных мастерами Гварнери и Страдивари, а также звук современных виолончелей, сделанных на фабрике. Всего приняли участие в эксперименте 12 инструментов. Свет погасили в целях чистоты эксперимента. Каково же было удивление жюри и самого Казальса, когда, послушав звучание, судьи отдали современным моделям за красоту звучания в 2 раза больше баллов, чем старинным. Тогда Казальс сказал: «Предпочитаю играть на старых инструментах. Пусть они проигрывают в красоте звука, но у них есть душа, а нынешние имеют красоту без души».
  • Виолончелист Пабло Казальс любил и баловал свои инструменты. В смычок одной из виолончелей он вставил сапфир, который подарила ему королева Испании.
  • Большую популярность завоевала финская группа Apocalyptika. В её репертуаре тяжёлый рок. Удивительно то, что играют музыканты при этом на 4 виолончелях и ударных. Такое использование этого смычкового инструмента, всегда считавшегося душевным, мягким, проникновенным, лирическим, принесло группе всемирную известность. В названии группы исполнители соединили 2 слова Apocalypse и Metallica.
  • Известная художница-абстракционистка Джулия Борден рисует свои удивительные картины не на холсте или бумаге, а на скрипках и виолончелях. Для этого она снимает струны, зачищает поверхность, грунтует её и затем наносит красками рисунок. Почему она выбрала для картин столь необычное размещение, Джулия объяснить не может даже себе самой. Она рассказала, что эти инструменты будто тянут её к себе, вдохновляя на выполнение очередного шедевра.
  • Музыкант Ролдугин купил виолончель «Стюарт», сделанную мастером Страдивари в 1732 году за 12 млн $. Первым её владельцем был король Пруссии Фридрих Великий.
  • Стоимость инструментов Антонио Страдивари самая высокая. Всего мастер изготовил 80 виолончелей. На сегодняшний день по подсчётам специалистов сохранилось 60 инструментов.
  • В Оркестре Берлинской филармонии играет 12 виолончелистов. Они прославились тем, что ввели в репертуар множество аранжировок популярных современных песен.
  • Классический вид инструмента изготавливается из дерева. Однако некоторые современные мастера решили поломать стереотипы. Например, Луис и Кларк производят виолончели из углеродного волокна, а компания Алкоа с 30-х годов прошлого века выпускает алюминиевые виолончели. Этим же увлёкся и немецкий мастер Pfretzschner.
  • Ансамбль виолончелистов из Санкт-Петербурга под руководством Ольги Рудневой имеет довольно редкий состав. В ансамбле участвуют 8 виолончелей и рояль.
  • В декабре 2014 года южноафриканец Карел Хенн поставил рекорд по продолжительности игры на виолончели. Он играл беспрерывно 26 часов и попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Мстислав Ростропович, виолончельный виртуоз 20-го века, внес значительный вклад в развитие и продвижение виолончельного репертуара. Он впервые исполнил более ста новых произведений для виолончели.
  • Одной из самых известных виолончелей является “Король”, который был сделан Андрэ Амати между 1538 и 1560. Это - одна из самых старых виолончелей и находится она в Национальном музыкальном музее Южной Дакоты.
  • Не всегда использовались 4 струны на инструменте, в 17-18 веках были пятиструнные виолончели в Германии и Нидерландах.
  • Первоначально струны изготавливались из овечьих потрохов, позже их заменили металлические.

Репертуар

У виолончели очень богатый репертуар из концертов, сонат и других произведений. Возможно самые известные из них - это шесть сюит И.С. Баха для виолончели соло, вариации на тему рококо П.И. Чайковского и "Лебедь" Сен-Санса. И. С. Бах - Сюита №1 соль мажор (слушать)

П.И.Чайковский. - Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (слушать)

А. Дворжак - Концерт для виолончели с оркестром (слушать)

К. Сен-Санс - "Лебедь" (слушать)

И. Брамс - Двойной концерт для скрипки и виолончели (слушать)

В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов.

Смычковые инструменты отличаются высоким звуковым качеством и бесконечными возможностями в области техники исполнения и поэтому являются ведущими в различных opкестрах и ансамблях и широко используются для сольного исполнения.

К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов 1 (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).

Скрипка среди смычковых инструментов — самый высокий по регистру инструмент. Звук скрипки в верхнем регистре светлый, серебристый, в среднем — мягкий, нежный, певучий и в нижнем регистре — напряженный, густой.

Настраивается скрипка по квинтам. Диапазон скрипки — 3 3 / 4 октавы, от соль малой октавы до ноты ми четвертой октавы.

Выпускают скрипки сольные, размер 4/4; учебные, размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8. Учебные скрипки в отличие от сольной имеют несколько худшую отделку и пониженное качество звучания. В свою очередь учебные скрипки в зависимости от качества звучания и внешней отделки подразделяются на учебные скрипки 1 и 2 классов. Скрипки 2 класса отличаются от скрипок 1 класса худшим качеством звучания и внешней отделки.

Альт несколько больше скрипки. В верхнем регистре он звучит напряженно, резковато; в среднем регистре звук тускловатый (гнусоватый), певучий, в нижнем регистре альт звучит густо, несколько грубовато.

Струны альта настраиваются по квинтам. Диапазон — 3 октавы, от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы.

Альты подразделяются на сольные (размер 4/4) и учебные 1 и 2 классов (размер 4/4).

Виолончель почти в 3 раза больше полномерной скрипки, на ней играют сидя. Инструмент устанавливают на полу, предварительно вставляя упор.

Звук верхнего регистра инструмента светлый, открытый, грудной. В среднем регистре звучит певуче, густовато. Нижний регистр звучит полно, густо, плотно. Иногда звучание виолончели сравнивают со звучанием человеческого голоса.

Настраивается виолончель по квинтам, на октаву ниже альта. Диапазон виолончели З1/ 3 октавы — от до большой октавы до ми второй октавы.

Виолончели подразделяют на сольные и учебные:

♦ сольные (размер 4/4) изготавливаются по одной из моделей "Страдивари", они предназначены для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений;

♦ учебные виолончели 1 (размер 4/4) и 2 классов (размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8) различаются между собой качеством звучания и товарным видом. Предназначены для обучения музыке учащихся различных возрастов.

Контрабас — самый большой из семейства смычковых инструментов; он почти в З1/ 2 раза больше полномерной скрипки по длине. Играют на контрабасе стоя, устанавливая его на полу аналогично виолончели. По своей форме контрабас сохранил черты старинных виол.

Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент смычкового семейства. Звук его в среднем регистре густой и довольно мягкий. Верхние ноты звучат жидко, резко и напряженно. Нижний регистр звучит очень плотно и густо. В отличие от других струнных инструментов контрабас строится по квартам и звучит октавой ниже йотированного. Диапазон контрабаса 21/2, октавы — от ми контроктавы до си-бе-молъ малой октавы.

Контрабасы подразделяются: на сольные (размер 4/4); учебные 1 класса (размер 4/4); учебные 2 класса (размер 2/4, 3/4, 4/4).

Выпускаются также сольные контрабасы пяти-струнные (размер 4/4), диапазон от ноты до контроктавы до ноты до второй октавы.

По своей конструкции скрипка, альт, виолончель и контрабас однотипны. Разница между ними в основном в размерах и строе. Поэтому в данной статье дается описание конструкции только одного смычкового инструмента — скрипки.

Основными конструктивными узлами скрипки являются: корпус, шейка с грифом, головка, струнодержатель, подставка, колковая коробка, струны.

Корпус, имеющий форму восьмерки, усиливает звуковые колебания струн. Состоит он из верхней и нижней дек (14, 17), которые являются самыми ответственными резонирующими частями скрипки, и обечаек (18). Верхняя дека имеет наибольшую толщину в середине, к краям она постепенно уменьшается. В разрезе деки имеют форму небольшого свода. Верхняя дека имеет два резонаторных отверстия, имеющих форму латинской буквы "f ", отсюда их название — эфы. Деки соединяются обечайками.

Обечайки инструмента состоят из шести частей и крепятся к шести стойкам корпуса (16, 19). К верхней стойке корпуса крепится шейка (20), на которой монтируется гриф (10). Гриф служит для прижатия струн во время исполнения, имеет по длине коническую форму, а по торцу — небольшую кривизну. Продолжением шейки и ее окончанием является головка (3), имеющая колковую коробку (12) с боковыми отверстиями для укрепления колков. Завиток (11) является окончанием колковой коробки и имеет различную форму (часто фасонную).

Колки имеют форму конусообразных стерженьков с головкой и служат для натяжения и настройки струн. Порожек (13) вверху грифа ограничивает звучащую часть струн и имеет кривизну грифа.

Струнодержатель (6) предназначен для закрепления нижних концов струн. Для этого в своей широкой части он имеет соответствующие отверстия.

Подставка (15) поддерживает струны на необходимой высоте от грифа, ограничивает звучащую длину струн и передает вибрацию струн декам.

Все смычковые инструменты четырехструнные (только контрабас может иметь пять струн).

Для извлечения звука используются смычки, которые различаются между собой размерами и формой.

Смычок состоит из трости (2), имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта (5) и волоса (6). Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку (1) и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта (4), находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение.

Смычки подразделяются на сольные и учебные 1 и 2 классов.

Запасные части и принадлежности к смычковым инструментам

Запасными частями и принадлежностями для смычковых инструментов являются: струнодержатели и грифы, подставки, колки из мореной древесины твердых пород или пластмассы; сурдинки из пластмассы или древесины; машинки для настройки натяжения струн из латуни; подбородники скрипичные и альтовые из пластмассы; струны; кнопки; футляры и чехлы.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто - мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему.

Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки , но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.

Приемы игры

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.