Что такое психология определение. Что означают термины психологии

ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

- (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

- (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

- (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Психология , Жарова М.Н.. Учебник создан в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения для всех специальностей медицинского и фармацевтического…
  • Психология , Абрахам П. Сперлинг. Не замыкаясь в рамках строгого энциклопедического определения, гласящего, что психология - многоотраслевая наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных,…

    Психология … Орфографический словарь-справочник

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

    психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Психология , Жарова М.Н.. Учебник создан в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения для всех специальностей медицинского и фармацевтического…

Любая наука имеет в своей основе некоторый житейский, эмпирический опыт людей, но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть выдающиеся житейские психологи, но и обычный человек имеет определенные психологические знания. Поэтому выделяют пять отличий житейских и научных знаний.

1) Житейские психологические знания, конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам. Они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Следует отметить одну особенность научных психологических знаний: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2)Житейские психологические знания носят интуитивный характер.

Это связано с особым способом их получения - они приобретаются путем практического опыты.

3)Способы передачи знаний и сама возможность их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно связано с особенность житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.

4)Методы получения знаний житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и анализируется, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Таким образом, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, во-вторых, извлекает из него свои задачи, наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Длительным и противоречивым было становление психологии как науки о процессах, функциях и механизмах психики. Наиболее ранняя естественнонаучная модель психики принадлежит И.М. Сеченову (1829-1905). Он выделил три звена:

1) Начальное звено - внешнее раздражение и его преобразование органами чувств в процесс нервного возбуждения передаваемого в мозг.

2)Среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на их основе ощущений.

3) Конечное звено - внешние движения.

Таким образом, по Сеченову действия и поступки обусловлены внешними воздействиями: «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три группы психических явлений:

1) психические процессы.

2)психические состояния.

3)психические свойства.

Психический процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда - непрерывность психической деятельности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические свойства - высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности личности.

Следует остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии, потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки - философии: проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии. Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются вместе, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь тоже наблюдается взаимоподдержка, но уже на уровне методологии исследования. Так, например, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование. Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологии и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Так же, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная наука. В результате психология и педагогика оформились как самостоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило - и онтогенетическое развитие от элементарных, к более сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и, прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Так же следует отметить, что главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими. Человек является участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. Развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений:

1)Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

2)Педагогическая психология - изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

3)Возрастная психология - изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

4)Детская психология - изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

5)Психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

6)Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

7)Авиационная, космическая психология - специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

8)Медицинская психология - изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

9)Юридическая психология - изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

10)Военная психология - изучает поведение человека в условиях боевых действий.

11)Психология рекламы - занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт. 12)Психология религии - пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

13)Экологическая психология - занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. 14)Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, разветвляющий психологию на отдельные отрасли, которые нередко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики.

Основными методами получения фактов в психологии являются:

Наблюдение - древнейший метод познания. Его формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Наблюдение складывается из процессов:

1)Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?).

2)Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

3)Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

4)Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5)Обработка и анализ полученной информации (каков результат?).

Наблюдение является составной частью и в двух других методов - беседа и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

Метод тестов - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Они могут быть прогностические и диагностирующие, должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Психология («психе» - душа, «логос» - учение, наука) - слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология - это наука о психике. В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения. В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».

Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. По выражению французского психолога П. Жане (1859-1947), это психология, которую народ создает еще до психологов. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: 1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями. Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.

Философская психология - знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами. Как указывает Роговин, на уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением на основе принципов, непосредственно вытекающих из материалистического или идеалистического мировоззрений. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно - во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную». Другое дело, что метод эксперимента оставался у Вундта вспомогательным, создающим оптимальные условия для собственно психологического метода - самонаблюдения. Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология - это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло достаточно времени, прежде чем психология стала по-настоящему экспериментальной наукой.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог - человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.

В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:

1) она - наука о самом сложном, что пока известно человечеству;

2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;

3) ее практические следствия уникальны - они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто - это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями - задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.

В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии - этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.

Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать - иногда срочно - практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.

Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Психология - живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы - главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет.

Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается "научно" обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически неуловимой. В этом - одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их.

Другая особенность психологии - в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение - косвенно - делать выводы о собственно психике. Выбор такого "вторичного объекта" зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, - от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной.

Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому - внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические - как наблюдаемые лишь опосредованно, через "побочные эффекты" (-> процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.

С позиций теории деятельности, предмет психологии - законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность - вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии - психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения - выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной - системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой - как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем - результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности - результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.

Основными проблемами психологии научной являются:

1) проблема психофизиологическая - об отношении психики к ее телесному субстрату;

2) проблема психосоциальная - о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами;

3) проблема психопраксическая - о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств;

4) проблема психогностическая - об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр. Разработка этих проблем ведется на основе:

1) принципа детерминизма - раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов;

2) принципа системности - трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации;

3) принципа развития - признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических.

В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус. Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами.

Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, - функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, - но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с "кибернетизацией" человека и живых существ вообще.

Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего - способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии.

Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью "человеческого фактора" в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур - с целью выявления самых перспективных направлений ее развития.

Психология

Чаще всего термин определяется как «наука о закономерностях развития и функционирования психики». Другие определения, предлагаемые некоторыми учеными, отражают их интерпретацию и в зависимости от профессиональной склонности подчеркивают ведущую роль разума или поведения. Отдельные психологи даже полагают, что изучение человеческой психики вообще не может считаться научной дисциплиной в строгом смысле слова.

ПСИХОЛОГИЯ

психо + греч. logos - наука, учение). Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

П. АССОЦИАНИСТСКАЯ. Направление П., рассматривающее способность к формированию ассоциаций из первичных психических единиц как основу психической деятельности.

П. ВОЗРАСТНАЯ изучает особенности психической деятельности, обусловленные возрастом.

П. ГЛУБИННАЯ. Направление зарубежной психологии и психиатрии, предметом изучения которого является бессознательное как источник мотивов поведения человека и причин возникновения психических расстройств. Включает в себя психоанализ, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, неофрейдизм и др.

П. ДЕТСКАЯ. Раздел П. возрастной.

П. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДЛЕРА. См. Адлера индивидуальная психология.

П. КРИМИНАЛЬНАЯ. Раздел правовой (юридической) П., изучающий психологические закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении. В последние годы приобретает все большее значение наряду с судебно-психиатрической судебно-психологическая экспертиза.

П. МЕДИЦИНСКАЯ изучает психологическими методами особенности психики больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношения между ними и больными. Включает в себя патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психофизиологию, социально-психологическую диагностику применительно к медицинской практике, медицинскую профессиональную ориентацию, психологические аспекты психопрофилактики, психогигиены и психотерапии.

П. "ОБЪЕКТИВНАЯ". Направление П., изучающее главным образом реакции организма на влияние внешних, ситуационных факторов, абстрагируясь при этом от субъективных переживаний больного.

П. СОЦИАЛЬНАЯ. П., изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их вхождения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

П. СТАРЕНИЯ. Геронтопсихология. Изучает особенности психики при старении. Раздел возрастной П.

П. СУДЕБНАЯ. Раздел юридической психологии, изучающий механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений.

П. ТРУДА исследует психическую деятельность, личностные особенности человека в процессе трудовой деятельности. Имеет важное значение для организации реабилитации психически больных.

ПСИХОЛОГИЯ

Психологии просто невозможно дать определение; действительно, ее не легко охарактеризовать. Даже если кто-то сделает это сегодня, завтра это будет рассматриваться как неадекватное усилие. Психология – это то, что ученые и философы, придерживающиеся различных убеждений, создали, чтобы пробовать понять сознание и поведение различных организмов от наиболее примитивных до более сложных. Следовательно, действительности это вообще не предмет, это о предмете или о многих предметах. Здесь имеется немного границ, и за исключением канонов науки и этических норм свободного общества не должно быть никаких ограничений ни со стороны ее представителей, ни со стороны ее критиков. Это – попытка понять то, что до сих пор в основном ускользало от понимания. Любая попытка ограничить это или заключить в какие-то рамки подразумевает, что что-то известно относительно границ нашего знания, а это не верно. Как отдельная дисциплина, она возникла только столетие назад или около того на медицинских и философских факультетах. Из медицины она взяла ориентацию на то, что объяснение того, что делается, думается и чувствуется, в конечном счете, должно находиться в биологии и физиологии, из философии она взяла класс глубоких проблем, касающихся сознания воли и знания. С тех пор она определяется по-разному: как "наука о психике", "наука о психической жизни", "наука о поведении" и т.д. Все такие определения, конечно скорее отражают предубеждения тех, кто их дает чем фактический характер этой области. В ходе написания этого словаря возникла довольно странная метафора, которая, кажется, в некоторой степени отражает существенное качество нашей дисциплины. Она как амеба, относительно неструктурированная, но хорошо идентифицируемая как отдельное существо с особым способом действия, в котором она проецирует себя на некоторые новые методики, некоторые новые проблемные области, некоторые теоретические модели или даже некоторые другие отдельные научные области, инкорпорируя их и медленно и неуклюже преобразуясь в другую форму. Не очень лестно, может быть точно. О лексикографических проблемах см. психолог.

ПСИХОЛОГИЯ

см. психо- + -логия] - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Среди отраслей П. выделяются нейропсихология, патопсихология, возрастная П., педагогическая П., специальная психология и др. (см. Психология специальная)

ПСИХОЛОГИЯ (ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ)

процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами. Согласно классификации шкал, предложенной в 1946 г. американским психологом и психофизиком С. С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: шкала отношений, шкала интервальная, шкала порядковая и шкала номинальная.

ПСИХОЛОГИЯ

psychology) - наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека. Существующие психологические школы различаются по тому, какой философской концепции они придерживаются и какие методы используют в своей работе. К ним относятся такие школы самоанализа, как школа Фрейда, Юнга и Адлера, а также гештальтпсихология, поведенческие и познавательные школы; современную психологию особенно привлекают школы последнего направления (см. Психология познавательная). Многие практикующие психологи не принадлежат ни к одной из этих школ; некоторые занимают эклектические позиции. Различные существующие в психологии направления, с другой стороны, являются функциональными или профессиональными подразделами психологии, в основе которых лежат практические соображения. К ним относятся: аномальная, аналитическая, прикладная, клиническая, сравнительная, эволюционная, образовательная, экспериментальная, гериартрическая, промышленная, детская, физиологическая и социальная психология. - Психологический (psychological).

Психология

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Специфика. Изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2-й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Основная философская проблема психологии - должна ли психология рассматриваться как объективная, объясняющая, гипотетико-конструктивная естественная наука или как диалоговая, понимающая, интерпретирующая, реконструирующая гуманитарная наука.

ПСИХОЛОГИЯ

от греч. рsусhe – душа + logos – учение, наука) – наука o закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых cyществ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения, то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике. Будучи порождением и функцией социальных процессов, сознание индивидуального субъекта имеет системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания, независимо от самоотчета о них cyбъeкта, обусловлена тем, что они развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми, окружающим миром. В этой же системе, всматриваясь в дpyгих, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения. См. Я-концепция Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем, в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления перспективных направлений ее дальнейшего развития. П. конфликтов является одним из направлений исследований в П. и одновременно отраслью конфликтологии. П. конфликтов выступает системообразующей отраслью конфликтологии. Из 16 наук, исследующих конфликт, только П. изучает все типы конфликтов у человека (социальные, внутриличностные) и зооконфликты. Человек является центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Поэтому знание П. поведения человека в конфликтах является условием их объяснения.