Что выбрать: магистратуру или аспирантуру? Магистратура и аспирантура — сравнение.

Обязательные образовательные программы в разных странах могут преподноситься студентам в разных интерпретациях. Однако во многом их выделяет двухуровневая основа, созданная для профессиональной полноценной подготовки специалистов.

Уровни высшего образования в России. Бакалавр, магистр, специалист

Первый уровень – бакалаврат. Квалификация специалиста еще не выдается, этот уровень предусматривает прохождение базового комплекса информации, необходимой для второго уровня. И только потом выдается диплом бакалавра.

Магистров подготавливают высшие учебные заведения по разным программам, которые основаны на всестороннем учете специализации. Аспирантура – следующий шаг в получении образования.

Определение

Магистратура предусматривает возможность получить образование по выбранному профилю. Студент оставляет за собой право выбирать не только профессию, но и ряд предметов по актуальным для него направлениям, доступным для выбора в соответствии с предусмотренными программами.

Аспирантурой является система подготовки научных, а также преподавательских кадров. Профессиональное направление, которое актуально для студентов, уже ранее получивших диплом бакалавра или специалиста.

Аспирантура открывается и работает только при научно-исследовательском институте или высшем учебном учреждении.

Сравнение

Студенты, которые получили диплом бакалавра, могут остаться в ВУЗе для получения дальнейшего образования. Речь идет об магистратуре.

В магистратуре система образования устроена таким образом, что студень может, отталкиваясь от его специализации, выбирать интересующие направления, которых обычно предлагают несколько. В соответствии с выбором проводятся обучения по ряду предметов.

Диплом магистра необходим для того, чтобы специалист мог на практике применять полученные на протяжении всех лет обучения знания в рамках специализации. Также он может браться за преподавательство, педагогику в средне-специальных учреждениях. После прохождения обучения в магистратуре можно рассчитывать на обучение в аспирантуре.

Магистратура – система образования, которая требует от студента прохождение необходимых курсов в течение двух лет.

Аспирантура нужна не просто для практики, а для получения возможности получить работу в качестве преподавателя.

Что необходимо для поступления на аспиранта?

Диплом магистра/специалиста. Для углубленного изучения и ведения своей деятельности в последующем этот документ оказывается актуальным. Для защиты необходима кандидатская диссертация.

  • Аспирантура предусматривает длительность обучения 3 года.
  • Заочная форма прохождения обучения на аспирантуре – 4 года.
  • Для выпускников, получивших корочку магистра, есть возможность устроиться на работу в средних специальных учреждениях на место в соответствии с пройденным курсом (направлением).
  • При поступлении на магистратуру вузовец подтверждает образование дипломом специалиста или бакалавра.
  • Аспирантура есть в научно-исследовательских институтах, а не только доступна для студентов ВУЗов.
  • Студент после прохождения обучения может устроиться на другую работу, сохраняя право применения полученных знаний по специальности в будущем.

Вузовцы могут получить диплом магистра , обучаясь на заочной форме образования по аналогичной программе, которая предусмотрена для очников (с возможной небольшой разницей в длительности и скорости изучения информации). После защиты студенческой работы, необходимой для сдачи с целью получения документов о получении образования, выдается диплом.

Который ориентирован на гармоничное сближение систем высшего образования в странах Европы. После подписания Болонской декларации в России произошла реформа системы высшего образования и постепенный размеренный переход на двухуровневую систему. Бакалавриат и магистратура являются этими двумя ступенями, из которых теперь состоит система высшего образования.

В России бакалавриат и магистратура соответствуют общепринятым системам образования в Европе, что, несомненно, поднимает ценность дипломов российских высших учебных заведений в вопросе трудоустройства как на территории России, так и за рубежом. Помимо может претендовать на магистратуру по другому профилю, в другом ВУЗе, в другой стране. Это не противоречит правилам и вполне приветствуется, как и поступление в магистратуру после получения трудового опыта.

Неверным считается мнение, что бакалавриат в России - это образование. И бакалавриат, и магистратура - это образование, различия возникают при трудоустройстве на серьезные ответственные должности. Так, например, на административную работу без особой ответственности с удовольствием примут и бакалавра, и магистра. А в случае с производственной работой и высокой ответственностью предпочтение отдадут, скорее, магистру. Однако юридическая магистратура в России выпускает те кадры, уровень квалификации которых позволяет принимать их на работу в должности судьи или прокурора, в отличие от юридического бакалавриата, и это играет определенную роль в глазах студентов - теперь они получают образование в соответствии со своими планами и амбициями.

Безусловно, такая ситуация происходит не только при подготовке кадров в юриспруденции, это распространенная практика. Фундаментальный уровень подготовки без узкой специализации - и магистратура доступна только бакалаврам, а аспирантура - только магистрам.

После разделения системы высшего образования на ступени у работодателей возникают вопросы об уровне квалификации соискателей, но в большинстве случаев все решает опыт и личные качества вчерашних студентов. Важно понять грань между бакалавром, магистром и специалистом - каждый является профессионалом, у каждого есть высшее образование. Но бакалавр после окончания обучения - это теоретик без узкоспециальных знаний (но с профильным образованием), магистр после окончания обучения - это теоретик с приличным багажом узкоспециальных знаний. Специалист выходит из стен ВУЗа хорошим практиком с необходимыми узкоспециальными знаниями, навыками и умениями.

Нельзя также не отметить тот факт, что после принятия Болонской декларации сократилось минимальное время получения высшего образования. Стать бакалавром можно, пройдя четыре года обучения, а это значит, что обучение в магистратуре можно проходить параллельно с работой по своей специальности.

В последнее время внедрение различных реформ, систем менеджмента качества и всяких еще красивых словосочетаний не обошли стороной и систему высшего образования в нашей стране.

Давайте разберемся что интересного и полезного произошло в последнее время в системе высшего образования. Одна из значимых новостей – это вступление Беларуси в Болонский процесс.

Но что такое Болонский процесс, давайте пройдемся по основным терминам. Мы не будем давать официальные определения из официальных документов, а расскажем Вам простым языком, что это такое.

Болонский процесс – это как процесс сближения образовательных программ высших учебных заведений для более простого и удобного обмена опытом работы, преподавателями и студентами.

Те страны и те ВУЗы, которые участвуют в этом процессе, смогут более эффективно работать сообща и иметь меньше преград по обмену студентами и специалистами.

Эффективность этого сближения обеспечивается внедрением такого понятия как зачетная единица, не надо путать с сессией и зачетами.

Зачетная единица – это выражение трудозатрат студентов, для получения ими конкретных результатов в обучении.

Простыми словами, это какая-то абстрактная величина, показывающая, сколько придется “попыхтеть” над тем или иным предметом, чтобы им более-менее овладеть.

Все вузовские программы теперь составляются с указанием этих зачетных единиц и при возможности и желании, студенты, освоившие в одном месте определенное количество этих самых зачетных единиц, могут считаться освоившими их и в другом месте. На словах и на бумаге это звучит хорошо, а как это будет в жизни – время покажет.

Еще несколько актуальных понятий, определения к которым мы вам поясним: бакалавриат , магистратура , аспирантур а. Все это три цикла высшего образования в Болонской системе.

Бакалавриат – первый цикл в системе образовани я, после его освоения вы получаете степень «бакалавр», предполагается, что, окончив этот цикл, вы будете что-то знать и уметь в пределах выбранной специальности. Кроме того, предполагается, что вы еще будете иметь возможность ознакомиться и с программами второго цикла высшего образования.

Второй цикл – магистратура . По окончании магистратуры вы получаете степень «магистр» и уже обладаете не только знаниями, а сможете применять их в различных ситуациях, анализировать, прогнозировать, четко формулировать и так далее. И всему этому вас научат за четыре семестра, плюс у вас будет возможность получить докторскую степень, если решитесь на третий цикл – аспирантуру.

Аспирантура – третий цикл высшего образования , со средней продолжительностью 3-4 года. Это для тех, кто всецело решил отдать себя науке и стремится получить докторскую степень.

Еще один интересный момент Болонской системы – различают два типа образования: высшее профессиональное образование и высшее академической образование . Отмечают, что профессиональное предназначено для тех, кто в более короткие сроки хочет овладеть необходимыми знаниями по той или иной специальности. В отличие от академического, где придется освоить два цикла образования: бакалавриат и магистратуру. Также отмечается, что в последнее время наблюдается возможность перехода потом и к программам высшего академического образования.
Простыми словами, это как у нас вы заканчиваете колледж, а потом решаете пойти еще в ВУЗ по такой же или схожей специальности. Да, тут мы с европейской системой образования очень схожи.

Мы рассказали о самых распространенных терминах, которые сейчас на слуху у широкой общественности. Как и в любом другом деле есть здесь свои нюансы и «подводные камни», поэтому с нетерпением ждем первых обменов студентами со странами участницами Болонской системы.

А нашим абитуриентам и студентам хотим пожелать удачи и напомнить, что многое в нашей жизни зависит от нас самих.

Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад. Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор. Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.

Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации. Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области.

Какова длительность и содержание магистерской программы?

Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее). Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.

Платно или бесплатно?

Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.

Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе. При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.

Аспирантура

Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру , подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Грядут перемены

В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы. Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам. Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.

В настоящее время идет процесс интеграции высшей школы России в Европейское пространство. Это приводит к тому, что требуется новый взгляд на систему высшего профессионального образования в целом. Дипломы магистров гарантируют мобильность в трудоустройстве и сопоставимы во всех странах мира. Качественное высшее образование, соответствующее международным стандартам, - это перспективные возможности построения научной или бизнес-карьеры в России или за рубежом.

Сейчас происходит обновление Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Большинство университетов и других высших учебных заведений одним из приоритетных направлений своей деятельности считают реализацию магистерских программ подготовки. Как следствие происходящих перемен в сфере высшего образования некоторые российские университеты столкнулись с тем, что им придется обновлять форму и содержание предоставляемых образовательных услуг. Согласно международным образовательным стандартам процесс создания эффективных механизмов развития специальностей и факультетов длительный и непростой.

Сложности переходного периода

В результате реформы высшего профессионального образования должен быть осуществлен переход на двухуровневую систему. Первый уровень - бакалавриат, срок обучения на этом уровне составляет 4 года. Второй уровень - магистратура, срок обучения 6 лет, из них 4 года бакалавриат и 2 года магистратура. Россия сейчас находится в процессе перехода на 2-х уровневую систему образования. К такой реформе в настоящее время готовы далеко не все вузы. Не каждый вуз может предоставить образовательные услуги по всему спектру специальностей и направлений подготовки, не каждый вуз может иметь аспирантуру и магистратуру. Поэтому, выбирая вуз, нужно учитывать не только его специализацию, но и возможность в дальнейшем обучаться в магистратуре или аспирантуре в его стенах. Специфика некоторых профессий предполагает после 4-х лет обучения по программе бакалавриата для дальнейшей успешной практической деятельности пройти 2-х летний курс магистратуры.

Переход сферы высшего образования на европейские стандарты вне сомнения принесет ощутимые преимущества будущим выпускникам вузов. Однако и высшим учебным заведениям и будущим студентам придется столкнуться с определенными сложностями в процессе переходного периода. С введением новой системы образования очень важно сделать правильный выбор формы и программы образования: в течение какого времени вы готовы обучаться, хотите ли вы получить высшее образование или вам будет достаточно степени бакалавра, может быть вам требуется полное высшее образование - магистратура, или же вы желаете обязательно поступить в аспирантуру. Ответив для себя на эти вопросы, вы сможете определиться с чего начинать - колледж или бакалавриат, и чем закончить обучение - магистратура или аспирантура.

Для чего придумали магистратуру?

Магистр - это самый высокий уровень профессионального образования, вторая ступень после бакалавриата. Обучаясь в магистратуре можно дополнить базовое образование и получить степень магистра по другой специальности или профильному направлению. Основное преимущество магистратуры - приобретение опыта профессиональной деятельности, получение практических знаний, глубокое понимание практических проблем. Кроме того, в магистратуре можно получить опыт научно-исследовательской работы.

Учеба в магистратуре кроме престижности является ещё и объективной необходимостью для построения успешной карьеры, особенно по таким направлениям как менеджмент, экономика, политология, социология, юриспруденция, экология и природопользование. В феврале 2011 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Академии МНЭПУ дано право на ведение образовательной деятельности по данным направлениям подготовки магистров.

Программы магистратуры можно разделить на обучающие - содержат курс лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы, - и исследовательские - здесь студенты под наблюдением преподавателя проводят самостоятельные исследования в интересующей области. При очной форме обучения срок обучения - 2 года, при заочной - 3 года.

После окончания обучения в магистратуре можно продолжить обучаться в аспирантуре, обучение в которой в российских вузах продолжается в течение 3 лет, при заочной форме обучения - 4 года. Аспирантура представляет собой форму повышения квалификации, основная цель которой - подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Итогом обучения в аспирантуре становится защита кандидатской диссертации, после чего аспиранту присваивается степень кандидата науки и он может продолжить обучаться в докторантуре. Аспирантура - отправная точка для тех, кто хочет посвятить свою деятельность науке.

В аспирантуре приобретается умение организовать и реализовать какой-либо проект, находить и устанавливать контакты в профессиональной сфере. Обучаясь в аспирантуре, вы имеете возможность накопления социального капитала.

Аспирантуру можно успешно совмещать с текущей работой, если у вас хорошие навыки самоорганизации. Такую возможность предоставляет соискательство и заочная аспирантура.

Аспирантура становится привлекательной

Выпускники вузов, ориентированные на стремительный карьерный рост, зачастую ставят под сомнение целесообразность дальнейшего обучения в аспирантуре. Обучение в аспирантуре обычно ассоциируется с временными, интеллектуальными и финансовыми затратами. В то же время практические выгоды и жизненные перспективы в процессе обучения и после получения ученой степени достаточно туманны. Теперь, в процессе интеграции российского высшего образования в европейское пространство, аспирантура становится все более привлекательной.

Новые связи, слава, деньги

Все более активно к учебному процессу привлекаются специалисты партнерских организаций отечественных и зарубежных, ведущие профессора из университетов США и Европы. У аспирантов сейчас все больше возможностей претендовать на стипендии и гранты, принимать участие в международных конференциях, проходить стажировки в других странах, налаживать новые связи и находить новые контакты. Стипендии и гранты в настоящее время имеют впечатляющие размеры. Однако принимать участие в конкурсах на их получение могут только студенты, научные работники и аспиранты, обучающиеся в официальных организациях.

Аспирантура или второе высшее образование

Реальной альтернативой второму высшему образованию может стать аспирантура. Например, у вас уже есть высшее образование психолога или филолога, но вы хотите стать профессионалом в какой-то другой области. Послевузовское профессиональное образование сегодня можно получить в аспирантуре Академии МНЭПУ. Вы можете обучаться по приоритетным на сегодняшний день направлениям науки: экономике, политологии, юриспруденции, экологии, геоэкологии.

Перспектива карьерного роста

Сегодня бытует мнение, что наличие кандидатской степени ни в коей мере не повышает рейтинг соискателя на вакансию в глазах работодателя. В действительности это не так. Наличие ученой степени - залог успешной карьеры для госслужащего. При распределении должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти по-прежнему принимается во внимание факт наличия ученой степени. В первую очередь, когда речь идет о ключевых должностях.

Отличная мотивация

Хорошей мотивацией к обучению является платная аспирантура. Это будет ваш осознанный выбор, поэтому и отношение к учебе более серьезным. Зачастую аспиранты бюджетной аспирантуры в итоге бросают её от усталости, разочарования или просто лени. Если вы вложили собственные деньги в аспирантуру, то это будет дополнительной страховкой забросить обучение раньше времени. И чем больше собственных ресурсов вы вложите в обучение, тем сложнее будет вам отказаться от итоговой защиты диссертации. Вложенные средства и приложенные усилия не должны пропасть впустую.