Достоевский братья карамазовы читать полностью. Достоевский «Братья Карамазовы» – анализ

Во всей мировой литературе найдётся не так уж много книг, сопоставимых по глубине со знаменитым романом русского классика. Это одна из неоспоримых вершин не только русской, но и мировой литературы. Едва ли можно считать в полной мере образованным человека, если в списке им прочитанных книг отсутствует роман Достоевского "Братья Карамазовы". Но сложная, многомерная, и чтобы её понять, нужно проделать немалую душевную и интеллектуальную работу.

Достоевский. "Братья Карамазовы"

Это итоговая книга и своеобразная кульминация всего творческого пути писателя. В ней он отразил всё, что думает о человеке и мире, в котором человек обитает. В центре повествования находятся трое братьев, у которых очень разные отношения и с миром, и со Всевышним творцом. Слишком много противоречий завязал в фабулу своего романа Фёдор Михайлович Достоевский. Братья Карамазовы находятся в самом центре многомерного узла противоречий, кипящих в тихом захолустном городишке Скотопригоньевске. Городок, как выясняется, живёт по принципу: Но черти водятся и в душах людей.

И одной из ключевых фраз романа является максима Карамазова-старшего: "Раз Бога нет, значит всё позволено". И папаша-Карамазов руководствуется в своей жизни именно этим принципом, в соответствии с ним принимает смерть от руки одного из своих сыновей. Фабула романа основана на убийстве Фёдора Павловича Карамазова, и эту детективную интригу не торопясь раскручивает перед читателем Достоевский. Братья Карамазовы входят в круг подозреваемых в этом преступлении, всколыхнувшем тихий городок.

Конечно же, детективная интрига здесь не более чем структурный каркас, на котором основан гениальный образ России. Он со всей очевидностью прочитывается в романе, в нём изображено явно нечто большее, чем вспышка страстей на фоне убийства старого пьяницы в захолустном населённом пункте. Но особенно впечатляет развязка, к которой приводит действие Достоевский.
"Братья Карамазовы" не исчерпываются тремя главными героями повествования, и убийства никто из сыновей покойного не совершал. Но убил Фёдора Михайловича родной брат Карамазовых-младших. Этот персонаж проходит через весь роман как лакей Смердяков. О том, что он четвёртый сын покойного, неизвестно никому, и своё преступление он рассчитал очень грамотно. Все улики сходятся против Дмитрия Карамазова и те немногие, кому известна правда, доказать её не могут.

Посмертная слава

Самому автору не суждено было проследить судьбу своей главной книги, он умер вскоре после её выхода в свет на страницах литературного журнала. Но судьба у романа завидная, его читают и перечитывают вот уже полтора столетия. Толстый том с надписью на корешке "Ф. Достоевский. "Братья Карамазовы" есть в любой уважающей себя библиотеке, многие его читают несколько раз в течение жизни, сравнивая впечатление, которое оставила эта книга в юности, с восприятием ее в зрелые годы. И можно только догадываться о дальнейшей судьбе героев Достоевского. Самый светлый персонаж романа, должен был пойти кидать бомбу в царя-освободителя. Но революция обошлась без него.

Работал три года. Три года продолжалась заключительная стадия труда – художественное воплощение. Но духовно он работал над ним всю жизнь. «Братья Карамазовы» – вершина, с которой нам открывается органическое единство всего творчества писателя. Все пережитое, передуманное и созданное им находит свое место в этом огромном синтезе. Сложный человеческий мир «Карамазовых» вырастает естественно, в течение десятилетий, вбирая в себя философские и художественные элементы предшествующих произведений: «Дневник писателя » – лаборатория, в которой окончательно оформляется идеология последнего романа; в «Подростке » подготовляется построение семейной хроники и намечается трагедия «отцов и детей»; в «Бесах» – столкновение атеиста Ставрогина со святителем Тихоном предвосхищает трагическую борьбу веры и неверия (старец Зосима – Иван Карамазов); в «Идиоте» вырабатывается сюжетная схема, близкая к «Карамазовым»: в центре действия стоит уголовное преступление; оскорбленная красавица Настасья Филипповна напоминает Грушеньку, гордая Аглая – Катерину Ивановну: мотив драматического свидания соперниц повторяется в обоих романах.

Братья Карамазовы. Сериал. 1-я серия

Братья Карамазовы. Сериал. 2-я серия

«Братья Карамазовы » не только синтез творчества Достоевского, но и завершение его жизни. В самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором помещается действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни (Даровое, Чермашня, Мокрое) связаны с отцовским имением в Тульской губернии. Федор Павлович наследует некоторые черты отца писателя и его насильственная смерть соответствует трагическому концу Михаила Андреевича. Дмитрий, Иван и Алеша – три аспекта личности Достоевского, три этапа его духовного пути. Пылкий и благородный Дмитрий , декламирующий «Гимн к радости», воплощает романтический период жизни автора; трагическая судьба его, обвинение в отцеубийстве и ссылка в Сибирь, определяется историей невинного преступника Ильинского и этим связывается с воспоминаниями о годах каторги. Иван , атеист и создатель социальной утопии, отражает эпоху дружбы с Белинским и увлечения атеистическим социализмом ; Алеша – символический образ писателя после каторжного периода , когда в нем произошло «перерождение убеждений», когда он обрел русский народ и русского Христа.

Роман «Братья Карамазовы» раскрывается перед нами, как духовная биография автора и его художественная исповедь . Но, превращенная в произведение искусства, история личности Достоевского становится историей человеческой личности вообще. Исчезает случайное и индивидуальное, вырастает вселенское и всечеловеческое. В судьбе братьев Карамазовых каждый из нас узнает свою судьбу. Писатель изображает трех братьев, как духовное единство . Это – соборная личность в тройственной своей структуре: начало разума воплощается в Иване: он логик и рационалист, прирожденный скептик и отрицатель; начало чувства представлено Дмитрием: в нем «сладострастье насекомых» и вдохновение эроса; начало воли, осуществляющей себя в деятельной любви, как идеал, намечено в Алеше. Братья связаны между собой узами крови, вырастают из одного родового корня: биологическая данность – карамазовская стихия – показана в отце Федоре Павловиче. Всякая человеческая личность несет в себе роковое раздвоение: у законных братьев Карамазовых есть незаконный брат Смердяков : он их воплощенный соблазн и олицетворенный грех.

Концепцией соборной личности определяется построение романа. Все произведения Достоевского персоналистичны: действие их всегда концентрируется вокруг личности главного героя (Раскольников, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов). Главный герой «Карамазовых» – три брата в их духовном единстве. Три личные темы развиваются параллельно, но в духовном плане параллельные линии сходятся: братья, каждый по своему, переживают единую трагедию, у них общая вина и общее искупление. Не только Иван со своей идеей «все позволено», не только Дмитрий в своем безудержьи страстей, но и «тихий мальчик» Алеша – ответственны за убийство отца. Все они сознательно или полусознательно желали его смерти; и их желание толкнуло Смердякова на злодеяние: он был их послушным орудием. Убийственная мысль Ивана превратилась в разрушительную страсть Дмитрия и в преступное действие Смердякова. Они виноваты активно, Алеша – пассивно. Он знал и допустил, мог спасти отца и не спас. Общее преступление братьев влечет за собой и общее наказание: Дмитрий искупает свою вину ссылкой на каторгу, Иван – распадением личности и явлением чёрта, Алеша страшным, духовным кризисом. Все они очищаются в страдании и обретают новую жизнь.

-----------------

Архитектоника «Карамазовых» отличается необыкновенной строгостью: закон равновесия, симметрии, пропорциональности проводится автором систематически. Можно предположить, что стройные философские схемы Владимира Соловьева повлияли на технику построения романа. Это – самое «построенное» и идеологически законченное из всех произведений Достоевского. Человеческий мир романа располагается в символическом порядке: в центре фабулы помещен Дмитрий – он носитель, действия и источник драматической энергии. Его страсть к Грушеньке, соперничество с отцом, роман с Катериной Ивановной, мнимое преступление, процесс и ссылка составляют внешнее содержание романа. По обе стороны его стоят Иван и Алеша; первый своими идеями подготовляет отцеубийство и этим влияет на судьбу Дмитрия: он его идейный противник и духовный антипод, но связан с ним кровью, общей ненавистью к отцу и общей виной. Алеша противоставляет свою «тихость» – буйству Дмитрия, свою чистоту – его чувственности; но и в его стыдливом целомудрии живет «карамазовская стихия», он тоже знает укусы сладострастия. Они различны и похожи: их таинственно соединяет экстатическое чувство жизни. Поэтому грех Дмитрия – грех Алеши.

Достоевский. Братья Карамазовы. Аудиокнига. Часть 1

За группой законных сыновей, расположенной на первом плане, в отдалении и полусвете стоит зловещая фигура незаконного брата, лакея Смердякова. Он отделен от них происхождением, социальным положением, характером; духовное единство семьи разорвано его злобным отъединением. И все же как загадочно глубока его связь с братьями: медиумически выполняет он их подсознательное внушение; Иван определяет его участь своими идеями, Дмитрий своими страстями, Алеша своим брезгливым безразличием. Тема «детей» в четырех идейных аспектах развивается четырьмя братьями; тема «отцов» представлена одним Федором Павловичем. Она едина и проста: безличная природная стихия жизни, страшная сила земли и пола.

Между отцом и детьми происходит трагическая борьба. Борются только мужчины, сталкиваются между собой мужские идеи. Женщины Достоевского не имеют своей личной истории – они входят в биографию героев, составляют часть их судьбы. У каждого из братьев Карамазовых есть свое дополнение в женском образе: рядом с Иваном стоит Катерина Ивановна, рядом с Дмитрием – Грушенька, около Алеши – Лиза Хохлакова; даже Смердяков имеет свою «даму сердца» – горничную Марью Кондратьевну. В «любовном» плане неразделимое единство братьев выступает с особенной отчетливостью. Нити, соединяющие их с возлюбленными, перекрещиваются и сплетаются. Иван любит Катерину Ивановну, невесту Дмитрия, Алеша на мгновение становится его соперником, чувствуя себя ужаленным страстью к Грушеньке; Катерина Ивановна – роковая женщина и для Ивана и для Дмитрия; Грушенька соединяет в своей любви Дмитрия и Алешу. Наконец, единство карамазовской семьи символически показано в страсти Федора Павловича и Дмитрия к одной женщине – Грушеньке. Остальные действующие лица располагаются вокруг этой центральной группы. Федор Павлович окружен своим «миром» собутыльников и распутных женщин; Грушенька приводит с собой своих поклонников и компанию поляков; Митя врывается с цыганами, случайными приятелями и кредиторами. Богаче всего мир Алеши: «юный человеколюбец» вводит в роман два вида человеческого общения: монастырское общежитие и «братство детей». Он связывает темное карамазовское царство с миром старца Зосимы и Илюши Снегирева. Один Иван мира своего не имеет: Божьего творения он не принимает, человеческое ему чуждо, он развоплощается. Единственный его спутник – призрак, дух небытия, чёрт.

История соборной личности братьев Карамазовых изображается в романе-трагедии . Все трагично в этом художественном мифе о человеке: и вражда детей к отцу, и борьба братьев между собой, и внутренние борения каждого брата в отдельности. Открытие метафизического смысла человеческой судьбы принадлежит Дмитрию. В опыте страстей он понял, что «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Перед ним раскрылись две бездны – вверху и внизу. Но он бессилен сделать выбор и в этом его личная трагедия. В группе братьев он занимает среднее, нейтральное место. Иван и Алеша, стоящие по левую и по правую его сторону, выбор этот уже сделали. Ивана непреодолимо влечет нижняя бездна, Алеша устремляется к верхней. Один говорит «нет», другой да. Федор Павлович, сидя за «коньячком», спрашивает Ивана: «Есть Бог или нет?» Тот отвечает: «Нет, нету Бога». Он обращается к Алеше: «Алеша, есть Бог?» Алеша отвечает: «Есть Бог». Личная трагедия Ивана в том, что у него «ум с сердцем не в ладу»: чувством он любит Божий мир, хотя разумом и не принимает его.

Из трех братьев наиболее гармоничен Алеша, но и в его цельной натуре есть трещина: он знает соблазны карамазовского сладострастья, и вера его проходит через «горнило сомнения». Религиозная идея романа – борьба веры с неверием – выходит за пределы семейства Карамазовых. Отрицание Ивана порождает зловещую фигуру Инквизитора; утверждение Алеши мистически углубляется в образе старца Зосимы . Сердца людей – только поле битвы, а борются Бог и дьявол. Под психологической поверхностью личности Достоевский открывает ее онтологию и метафизику. История карамазовского семейства – художественный миф, в оболочку которого заключена религиозная мистерия : вот почему в центре его стоит «

Роман «Братья Карамазовы » является последним произведением великого русского писателя Фёдора Михайловича . Роман был написан за два года, был окончен в 1880 году и опубликован в журнале «Русский вестник». Известно, что писатель задумывал «Братьев Карамазовых», как первую часть эпического произведения «История великого грешника», однако этим планам не было суждено сбыться, так как Фёдор Михайлович умер спустя четыре месяца после публикации.

В своём последнем романе Достоевский в некотором смысле описал самого себя на разных этапах своей жизни, а также личности реальных людей, которые встречались в жизни писателя. Так, например, известно, что три брата Карамазовых являются неким символическим воплощением личности самого Достоевского на разных этапах взросления и переосмысления жизни и жизненных ценностей. Романтический, разгульный, взбалмошный, кидающийся из крайности в крайность, порой непредсказуемый и самоуверенный Дмитрий Карамазов стал прообразом раннего Достоевского, периода его взросления и постижения основных моментов жизни. Иван Карамазов является прообразом атеистического Достоевского, того времени, когда Фёдор Михайлович уже повзрослел, избавился от ребячества, но ещё не до конца продумал смысл и цель существования. Алёша Карамазов — это образ мышления Достоевского на момент написания романа — религиозный, философствующий, находящийся в постоянном поиске смысла бытия и многое уже постигший. Прообразом некоторых черт Фёдора Михайловича Карамазова стал отец Достоевского, а старца Зосимы — старец Амвросий. Есть предположение что прообразом одной из главных героинь романа Грушеньки стала Агриппина Ивановна Меньшова (1815 г. р.), которая была хорошей знакомой семьи Достоевских.

Роман «Братья Карамазовы» — это сложно-построенная детективная история, которая разбирает историю человеческих судеб, оказавшихся втянутыми в трагическое событие. Уголовное преступление, в результате которого погибает человек, раскрывает тайны и секреты семьи Карамазовых и всех тех, кто был к ним близок. Соперничество, ненависть, жадность, глупость, предубеждения, коварство, ложь, самокопание, зависть и другие пороки любого человека заплетают сложный клубок отношений в обществе, которые приводят к трагическому результату. В основе всего сюжета, конечно же, стоит любовь. Из-за любви свершаются все безрассудные поступки, о которых люди затем жалеют до конца своей жизни, и герои данной книги узнали это на собственном опыте. Один из самых известных романистов мирового значения Фёдор Достоевский создал настоящий шедевр, который вошёл в число 100 величайших романов всех времён.

Роман Федора Достоевского «Братья Карамазовы» можно без сомнений назвать шедевральным, невероятно глубоким и неоднозначным. В нем столько мыслей, подтекстов, намеков. Его можно читать несколько раз, каждый раз видя что-то новое, получая новые эмоции, осознавая нечто иное. Не зря он десятки раз экранизировался в самых разных версиях – от близкой к тексту до более вольной интерпретации. И несмотря ни на что он сохраняет духовную силу и величие, являясь классикой мировой литературы.

Центральными фигурами романа являются члены одной семьи – братья Карамазовы и отец семейства. Они собираются в монастыре, чтобы разрешить имущественные споры. Глава семьи Федор Павлович, мужчина в возрасте, ведет не вполне благопристойный образ жизни, он развлекается и выпивает. Его финансовое положение позволяет не задумываться о расходах. Однако его дети считают, что отец им что-то должен, хотя сам Федор Павлович имеет другое мнение.

Старший сын Дмитрий эмоциональный, порывистый, именно он выражает большую часть претензий отцу. Средний сын Иван умный, таинственный и непредсказуемый. Он не столько озабочен финансовыми вопросами, сколько философскими. Младший Алексей наиболее чист душой, он становится объектом доверия всех участников спора, поочередно выслушивая каждого.

Выясняется, что глава семьи испытывает неоднозначные чувства к девушке Грушеньке, известной своим легким поведением. В нее же влюблен старший сын Дмитрий, у которого уже есть невеста Катерина Ивановна. Та, в отличие от Грушеньки, порядочна и ведет себя прилично. В Катерину влюблен средний брат Иван. Помимо этого в споре принимают участие и другие люди, которые так или иначе влияют на ход событий.

Роман раскрывает всю глубину характеров героев, здесь все с надрывом, чувствуется непонимание героев и яркая эмоциональная окраска ситуации. В книге идет речь не только об имуществе и отношениях в семье, но также о судьбе человека и всей страны, о религии, нравственности, лицемерии и благочестии.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Братья Карамазовы" Достоевский Федор Михайлович бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

«Братья Карамазовы» Достоевского – шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.

История романа

Замысел романа сложился у автора задолго до написания – после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.

Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.

Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.

Цель и основная тема

Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени – здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа – прошлое, настоящее и будущее России.

На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России - это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени - братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин – это представители молодого поколения, «будущего» страны.

И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.


Главные герои

Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.

Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь – писал статьи, публиковал их в различных изданиях.

Младший Алеша – добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.

Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину – Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.

Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына. Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца. Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.

Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге – жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.


Выводы

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего. Порой все, чему человек не придает значения - взгляд, вздох, мысли – способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом. Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.