Джек лондон отрывки из произведений. Джек Лондон: Любовь к жизни

Русский революционер, один из первых представителей революционного терроризма Сергей Геннадиевич Нечаев (псевдонимы - "Лидер", "Павлов", "Иван Петрович" и др.) родился 20 сентября (2 октября) 1847 года в селе Иваново-Вознесенское Владимирской губернии. Внебрачный сын помещика Петра Епишева, по рождению - крепостной. Был усыновлен маляром и получил при этом фамилию Нечае ("нечаянный", "неожидаемый").

С 14 лет начал работать, где учился - не установлено. Сам о себе рассказывал, что он сын крестьянина и самоучкой освоил гимназический курс в 16 лет.

В 1865 году Нечаев переселился в Москву, где пытался сдать экзамен на звание народного учителя, но провалился. Через год выдержал этот экзамен в Петербурге и получил место учителя в Сергиевском приходском училище. В 1868 году поступил вольнослушателем в Петербургский университет.

С осени 1868 года вел революционную пропаганду среди студентов. Зимой 1868 1869 годов, принимая участие в студенческих волнениях, безуспешно пытался взять на себя роль лидера .

Составил вместе с другими радикально настроенными студентами "Программу революционных действий", ставившую целью создание тайной революционной организации и планировавшую "социальную революцию" на весну 1870 года.

В Женеве, объявив себя представителем новой волны революционного движения, Нечаев вошел в доверие к Михаилу Бакунину и Николаю Огареву. Бакунин оказывал ему всяческую поддержку и даже поселил у себя.

За границей Нечаев развернул пропагандистскую кампанию от имени фиктивного "Всемирного революционного союза", мандат которого подписал ему сам Бакунин. Вместе с ним он выпустил серию манифестов и программных документов этого союза ("Постановка революционного вопроса", "Начало революции" и др.), а также первый номер журнала "Народная расправа". Этот журнал должен был стать органом тайного заговорщицкого общества под тем же названием, который революционеры пытались создать для организации "народной мужицкой революции".

Средства на пропагандистскую кампанию Нечаева были выданы Огаревым, вопреки противодействию Александра Герцена, из фонда, предназначенного для субсидирования революционной деятельности (так называемый "Бахметевский фонд").

Летом 1869 года Нечаев составил наиболее известное из написанных им программных произведений - "Катехизис революционера". В основу его был положен широко используемый иезуитами тезис "цель оправдывает средства", которым Нечаев руководствовался сам.

Возвратившись в сентябре 1869 года в Москву, Нечаев представился доверенным русского отдела не существовавшего "Всемирного революционного союза", создал отдел тайного общества "Народная расправа" , якобы имевшегося уже повсеместно. Столкнувшись с недоверием и противодействием члена организации студента Ивана Иванова, обвинил его в предательстве, и 21 ноября 1869 года убил при участии четырех других членов.

В конце ноября Нечаев выехал в Петербург, где пытался продолжать деятельность по созданию тайного общества. 15 декабря 1869 года в связи с начавшимися арестами он бежал в Швейцарию. Получив вторую половину "Бахметевского фонда", Нечаев опубликовал ряд прокламаций, обращенных к различным слоям русского общества.

Совместно с Огаревым с апреля по май 1870 года издавал журнал "Колокол". Злоупотребление Нечаевым именем 1 го Интернационала вынудило Генсовет в 1871 году официально отмежеваться от него. Теоретическая беспринципность Нечаева, его мистификаторские и провокаторские методы побудили Огарева и Бакунина порвать летом 1870 года все отношения с ним.

В сентябре 1870 года в Лондоне Нечаев издал журнал "Община", затем, разыскиваемый агентами царского правительства, скрывался в Париже и Цюрихе, поддерживал связи с польскими бланкистами. 14 августа 1872 года был арестован в Цюрихе и выдан русскому правительству как уголовный преступник. 8 января 1873 года в Москве Нечаев был приговорен за убийство Иванова к 20 годам каторжных работ. Заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где в конце 1870 х годов распропагандировал солдат караульной команды и подчинил их своему влиянию. В декабре 1880 года установил связь с Исполнительным комитетом "Народной воли", выдвинул план своего освобождения, от которого затем отказался, как считается,

Сергей Геннадьевич Нечаев - революционер и нигилист. Лидер «Народной Расправы». Представлял такое направление, как русский революционный терроризм. Был арестован и посажен в тюрьму за убийство студента Иванова. В статье будет представлена краткая биография революционера.

Детство

Нечаев Сергей Геннадьевич появился на свет в Иванове в 1847 году. Семья мальчика была бедной. Отец работал художником и официантом. Мать умерла, когда Сергею исполнилось восемь лет. Отец женился вторично, и у будущего революционера вскоре появилось два брата. Они жили в трёхкомнатном доме с дедушками, бабушками и сёстрами. В юности Нечаев уже знал, что такое социальное неравенство. Как только Сергею исполнилось десять лет, отец обучил его обслуживать банкеты и устроил «мальчиком на побегушках» на завод. Но герой данной статьи не захотел работать слугой.

Учёба

В 1865 году Нечаев Сергей Геннадьевич переехал в Москву. Там молодой человек устроился помощником историка М. П. Погодина. Спустя год, Сергей отправился в Северную столицу, прошёл экзамен на учителя и начал преподавательскую деятельность в церковно-приходской школе. С осени 1868 года молодой человек стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета. Именно там он и познакомился с русской литературой антиправительственного характера. Нечаев узнал про Михаила Бакунина, петрашевцев и декабристов. Вскоре Сергей попал в один из студенческих кружков и понял, что это его родная стихия. Он оставил всякие дела, почти забросил службу и полностью отдался новому увлечению. Двадцатилетний студент по призванию и учитель по профессии сформулировал свою жизненную цель - «политическая и социальная революция».

Поиск соратников

Нечаев Сергей Геннадьевич прекрасно понимал, что переворот нельзя совершить в одиночку. Поэтому молодому человеку были необходимы соратники. Но это оказалось весьма проблематично: Сергей почти не знал людей и плохо умел общаться. Нечаеву хватало решительности и энергичности, но вербовать студентов у него не получалось. Он пугал своим бесстрашием и страстью, необдуманной пылкостью и призывами к демонстрациям. В итоге умеренная часть вольнодумствующего студенчества объявила ему бойкот.

Женева

Сергей Геннадьевич Нечаев, биография которого знакома всем любителям истории революций, решил применить другой подход для вербовки соратников. Как известно, люди идут за тем, у кого есть авторитет. А чтобы его получить, необходимо отсидеть в тюрьме. Для ускорения процесса можно инсценировать арест и заключение. Так и сделал Нечаев - подкинул записку из якобы везущей его в тюрьму полицейской кареты. Ну а сам Сергей уехал в где надеялся заручиться поддержкой Огарёва, Герцена и Бакунина. Первые два не хотели заниматься экстремизмом на старости лет, спокойно критикуя русское правительство через газету «Колокол». А вот у М. А. Бакунина была более активная позиция. Ведь в своё время этот революционер чуть не лишился головы из-за участия в Дрезденском и Пражском народных восстаниях. Михаил Александрович разработал собственную философию - анархическую. Она предполагала замену стран свободными автономными обществами, управляемыми по принципу «снизу вверх». Эту идею Бакунин мечтал осуществить долгие годы. Нужно было лишь найти добровольцев, способных разрушить государства.

Естественно, что Михаил Александрович рассмотрел в Сергее того человека, чьими руками он сможет принести в Россию спасительный огонь анархии. Ну а Нечаев просто позволил мыслителю увидеть то, что он хотел - многочисленное и могущественное тайное общество, находящееся под жёстким контролем Сергея и в любой момент готовое к восстанию. За это Бакунин выхлопотал у Огарёва и Герцена средства из Бахметьевского фонда и оказал молодому человеку теоретическую поддержку. В частности, анархист помог герою данной статьи выпустить известный «Катехизис революционера».

Но главное - Михаил Александрович выписал Нечаеву фальшивый мандат. Этот документ давал Сергею право действовать от имени «членов русского отдела международного революционного союза». Внизу стояла подлинная подпись Бакунина. Получив такого авторитетного спонсора, Нечаев вернулся в Россию, ощущая себя настоящим революционером. Он совершенно не думал о будущем и его не интересовал анархизм Бакунина. Нечаев Сергей Геннадьевич ориентировался только на постулаты своего Катехизиса, один из которых гласил: «Революционер презирает любое доктринёрство. Ему безразлична мирская наука. Он оставляет её на суд будущим поколениям. Революционер знает лишь одну науку - науку разрушения».

К сожалению, Нечаев смог обмануть не только товарищей-студентов, жандармерию и женевских эмигрантов, но и самого себя. Молодой человек уверовал в собственную власть над всесильной революционной организацией. По его возвращении в столицу она насчитывала всего лишь пару десятков зелёных студентов.

Преступление

В 1869 году революционер организовал убийство своего соратника И. И. Иванова. Данный факт описывает любая его биография. Сергей Нечаев сделал это за отказ студента выполнять его приказ. Молодой человек действовал от имени общества «Народная расправа» с головным центром в Женеве, которого, естественно, не существовало в природе. Тем самым Сергей создавал ощущение причастности к общему делу. И из него был только один выход - смерть. Нечаев вместе с соратниками заманил несчастного Иванова на пустырь, где тот и был задушен. Труп студента пытались утопить в Неве. Преступление было совершено по-дилетантски, поэтому следователи раскрыли его всего за пару месяцев. Всех участников арестовали и предали суду. Только главному виновнику удалось бежать за границу.

Приговор и смерть

Революционер Нечаев Сергей Геннадьевич, биография которого была представлена выше, снова прибыл в Швейцарию. Молодой человек попытался воскресить в среде российских эмигрантов созданную им прежде мистификацию. Преследовавшие его ищейки из политической контрполиции волей-неволей способствовали укреплению революционной репутации Нечаева. Но все помнили, как Сергей обманул Бакунина и пытался шантажировать наследников покойного Герцена. Поэтому вызывать доверие у тогдашней публики революционер не смог. В конце июля 1872 года по доносу Нечаев был пойман и отправлен в Россию.

Суд приговорил его к 20 годам каторжных работ и гражданской казни. Но Николай II отменил данное решение росчерком пера, постановив заключить Сергея в крепость пожизненно. Ровно спустя 13 лет после совершения убийства революционер скончался в тюремной камере, измученный одиночеством, недоеданием и болезнями.

ДЖЕК ЛОНДОН

Джек Лондон (настоящее имя Джон Гриффит) своего отца, «профессора-астролога» не знал. Его вырастил отчим-Джон Лондон, человек проста и благородна. Мать же его, дочь пшеничной магната, имела авантюрную натуру и сбежала из дома, чтобы стать актрисой, но из этого ничего не вышло.

Лондоны жили в Калифорнии, в маленьком городке Окленд, вблизи легендарного Сан-Франциско (Фриско). Мальчик начал ходить в школу еще очень малым - вместе со старшей сестрой, поскольку оставить его дома было не на кого. Когда с отчимом произошла беда, Джеку пришлось взять на себя заботы о семье. Ею он занимался до конца своей жизни.

Здоровый, крепкий, задорный, смышленый паренек пробовал зарабатывать по-раВНОму. Больше всего ему пришлось по душе море. Заработанные деньги отдавал матери полностью, а чтобы осуществить свою заветную мечту - купить лодку - подрабатывал, раВНОся газеты. Ему повезло купить старого челнока, и на нем парень блаженствовал, выходя в открытое море, на волю. С такими ребятами, как он сам, Джек промышлял «встречным пиратством» - запрещенным ловом, что давало неплохие доходы, а еще больше - романтических приключений. Не меньше приключений выпало на долю Джека и тогда, когда он перешел служить в полиции, потом была морская служба, опыт искателя золота в открывшемся Клондайка. Разбогатеть Джеку не повезло, и он вернулся с Клондайка таким же нищим, каким и поехал туда...

Учиться Джеку не хватало времени. В основном самообразование, которая сводилась к чтению запоем. Только в 19 лет юноша смог сесть на школьную скамью рядом с детьми. Окончив школу, поступает в университет, но уже через год вынужден оставить его, не имея чем платить за обучение.

На то время Джек Лондон увлекается учением Ч. Дарвина, перенесенным на общественный почву, которое утверждает в человеческом обществе те же права сильного, царящие в природе. Собственный жизненный опыт подтверждал эти положения, а жизнерадостный, мужественный и гуманная натура толкала его на защиту слабых и нуждающихся, направляла на поиск идеалов разумного и справедливого устройства мира. Все это привело Джека Лондона до социалистов. Некоторое время он - активный деятель социалистической партии Америки. Однако на всю жизнь Лондон остается типичным американцем - индивидуалистом, непоколебимо верит в собственный разум, силу и возможности, в каждого отдельного человека.

Наибольшим жизненным призванием Джека Лондона становится писательство. Юноша довольно рано начал писать, рассылая свои рассказы в различных журналов и издательств, где ему долгое время отказывали в публикации. Надо было иметь незаурядные мужество и упорство, чтобы продолжать изнурительный труд, не отречься от своего призвания. Он пишет о жизни на Севере, которую увидел вблизи во время клондайкської зимы. Природа Севера молчаливая, суровая и величественная. В этой стихии обнажается все тайные замыслы, настоящая человеческая сущность, жизнь и смерть. Человек должен быть здесь мужественной и предельно искренней. Именно в таких ситуациях раскрываются характеры героев Джека Лондона, которые отправляются на Север за богатством, поскольку, как и для каждого американца, это - непременное залог счастья. Однако в одном из рассказов писателя добытое золото не играет решающей роли в жизни героев и не дает им счастья. Авторские симпатии всегда на стороне людей мужественных, смелых, сильных, готовых пожертвовать собственными интересами во имя законов братства и взаимопомощи.

Первый сборник новелл «Северная Одиссея» увидела свет в 1900 p., за год еще один сборник «Бог его отцов», потом «Дети мороза» и первый роман «Дочь снегов» (1904). В этих произведениях сполна проявился талант Лондона - рассказчика, его склонность к точным описаниям и динамизма. Лондон становится признанным писателем, в творчестве которого отражается американская мечта о богатстве и счастье, любовь к путешествиям и приключениям, преклонение перед силой и мужеством.

Следующей серией стали так называемые анималистические произведения, героями которых выступают животные, словно очеловечены, наделены человеческими чертами характера. Это прежде всего повести «Зов предков» (1903), где рассказывается о судьбе собаки, «Белый клык» (1906).

В общем Джек Лондон создал 19 романов, 18 сборников рассказов и статей, пьесы, стихи, автобиографические книги. Среди них - лучший его роман «Мартин Иден», в котором речь идет о судьбе писателя, чья жизнь во многом близкий к Лондонового, повесть - фантазия «Межзвездный странник», своеобразная утопия «Железная пята» и др.

Любовь к морю Джек Лондон сохранил на всю жизнь. Весь свой век он путешествовал то как корреспондент, то как путешественник на собственной яхте, которую построил, только сумев собрать необходимые средства.

В конце жизни Джек Лондон поселяется в своем имении в сказочной Лунной долине в Калифорнии, строит себе пышный Волчий Дом... Такой стиль жизни требует немалых затрат, а получить деньги писатель мог только изнурительным трудом. И хоть какой сильный был организм Джека Лондона, однако не выдержал перегрузок: в возрасте 40 лет писателя не стало.

В Украине Джек Лондон является наиболее любимым и известным американским писателем - начиная от 10-20-х годов нашего столетия переводы его произведений выходят миллионными тиражами. 30-томное собрание его сочинений было начато в 30-е годы, 12-томное подготовлено в 70-е годы. В работе над ним принимали участие лучшие переводческие силы Украины.

Ниже предлагается несколько понравившихся мне отрывков (отрывки цитируются из книги без изменений). Обзор книги

О любви собаки к человеку…
Уидон Скотт задался целью вознаградить Белого Клыка за все то, что ему пришлось вынести, вернее - искупить грех, в котором человек был повинен перед ним. Это стало для Скотта делом принципа, делом совести. Он чувствовал, что люди остались в долгу перед Белым Клыком и долг этот надо выплатить, - и поэтому он старался проявлять к Белому Клыку как можно больше нежности. Он взял себе за правило ежедневно и подолгу ласкать и гладить его.
На первых порах эта ласка вызывала у Белого Клыка одни лишь подозрения и враждебность, но мало-помалу он начал находить в ней удовольствие. И все-таки от одной своей привычки Белый Клык никак не мог отучиться: как только рука человека касалась его, он начинал рычать и не умолкал до тех пор, пока Скотт не отходил. Но в этом рычании появились новые нотки. Посторонний не расслышал бы их, для него рычание Белого Клыка оставалось по-прежнему выражением первобытной дикости, от которой у человека кровь стынет в жилах. С той дальней поры, когда Белый Клык жил с матерью в пещере и первые приступы ярости овладевали им, его горло огрубело от рычания, и он уже не мог выразить свои чувства по-иному. Тем не менее чуткое ухо Скотта различало в этом свирепом реве новые нотки, которые только одному ему чуть слышно говорили о том, что собака испытывает удовольствие.
Время шло, и любовь, возникшая из склонности, все крепла и крепла. Белый Клык сам начал чувствовать это, хотя и бессознательно. Любовь давала знать о себе ощущением пустоты, которая настойчиво, жадно требовала заполнения. Любовь принесла с собой боль и тревогу, которые утихали только от прикосновения руки нового бога. В эти минуты любовь становилась радостью - необузданной радостью, пронизывающей все существо Белого Клыка. Но стоило богу уйти, как боль и тревога возвращались и Белого Клыка снова охватывало ощущение пустоты, ощущение голода, властно требующего утоления.
Белый Клык понемногу находил самого себя. Несмотря на свои зрелые годы, несмотря на жесткость формы, в которую он был отлит жизнью, в характере его возникали все новые и новые черты. В нем зарождались непривычные чувства и побуждения. Теперь Белый Клык вел себя совершенно по-другому. Прежде он ненавидел неудобства и боль и всячески старался избегать их. Теперь все стало иначе: ради нового бога Белый Клык часто терпел неудобства и боль. Так, например, по утрам, вместо того чтобы бродим, в поисках пищи или лежать где-нибудь в укромном уголке, он проводил целые часы на холодном крыльце, ожидая появления Скотта. Поздно вечером, когда тот возвращался домой, Белый Клык оставлял теплую нору, вырытую в сугробе, ради того, чтобы почувствовать прикосновение дружеской руки, услышать приветливые слова. Он забывал о еде — даже о еде, — лишь бы побыть около бога, получить от него ласку или отправиться вместе с ним в город.
И вот склонность уступила место любви. Любовь затронула в нем такие глубины, куда никогда не проникала склонность. За любовь Белый Клык платил любовью. Он обрел божество, лучезарное божество, в присутствии которого он расцветал, как растение под лучами солнца. Белый Клык не умел проявлять свои чувства. Он был уже немолод и слишком суров для этого. Постоянное одиночество выработало в нем сдержанность. Его угрюмый нрав был результатом долголетнего опыта. Он не умел лаять и уже не мог научиться приветствовать своего бога лаем. Он никогда не лез ему на глаза, не суетился и не прыгал, чтоб доказать свою любовь, никогда не кидался навстречу, а ждал в сторонке, — но ждал всегда. Любовь эта граничила с немым, молчаливым обожанием. Только глаза, следившие за каждым движением хозяина, выдавали чувства Белого Клыка. Когда же хозяин смотрел на него и заговаривал с ним, он смущался, не зная, как выразить любовь, завладевшую всем его существом.

Обзоры книг Джека Лондона:
1. ;
2. :
3. ;
4. ;
5. ;
6. ;
7. Рассказ "Ату их, ату!" ;
8. ;
9. ;
10.
11. ;
12. ;
13. .