Элитарная культура признаки. Определение и примеры элитарной культуры, ее отличие от массовой

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

На сегодняшний день всё более и более важное место в системе межкультурной коммуникации занимают механизмы распространения культурной продукции. Современное общество живет в технической цивилизации, которую принципиально отличают способы, средства, технологии и каналы передачи культурной информации. Поэтому в новом информационно-культурном пространстве выживает лишь то, что является массово востребованным, а таким свойством обладают только стандартизированная продукция массовой культуры в целом и элитарной культуры, в частности.

Элитарная культура представляет собой совокупность творческих достижений человеческого общества, для создания и адекватного восприятия которых необходима специальная подготовка. Сущность этой культуры связана с понятием элиты как производителя и потребителя элитарной культуры. По отношению к обществу данный тип культуры является высшим, привилегированным к особым слоям, группам, классам населения, которые осуществляют функции производства, управления и развития культуры. Так, происходит разделение структуры культуры на общественную и элитарную.

Элитарная культура создана для сохранения в культуре пафоса и творческого начала. Наиболее последовательно и целостно концепция элитарной культуры отображена в работах Х. Ортеги-и-Гассета, по мнению которого элита представляет собой часть общества, одаренную эстетическими и нравственными задатками и наиболее способную производить духовную деятельность. Таким образом, элитой считаются очень талантливые и искусные ученые, художники, литераторы, философы. Группы элиты могут быть относительно автономными от экономико-политических слоев либо же они могут взаимопроникать друг в друга в тех или иных ситуациях.

Элитарная культура довольно многообразна по способам проявления и содержанию. Сущность и особенности элитарной культуры можно рассмотреть на примере элитарного искусства, которое развивается, в основном, в двух формах: панэстетизм и эстетический изоляционизм.

Форма панэстетизма возвышает искусство над наукой, моралью, политикой. Такие художественно-интуитивные формы познания несут мессианскую цель «спасения мира». Концепции идей панэстетизма выражены в исследованиях А. Бергсона, Ф. Ницше, Ф. Шлегеля.

Форма эстетического изоляционизма стремится к выражению «искусства для искусства» либо «чистого искусства». Концепция данной идеи основана на отстаивании свободы индивидуального самопроявления и самовыражения в искусстве. По мнению основателей эстетического изоляционизма, в современном мире отсутствует красота, которая является единственно чистым источником художественного творчества. Данная концепция была реализована в деятельности художников С. Дягилева, А. Бенуа, М. Врубеля, В. Серова, К. Коровина. В музыкальном и балетном искусствах высокого призвания добились А. Павлова, Ф. Шаляпин, М. Фокин.

В узком смысле под элитарной культурой понимается субкультура, которая не только отличается от общенациональной, но и противостоит ей, приобретая закрытость, смысловую самодостаточность, изолированность. В ее основе лежит формирование своих специфических особенностей: норм, идеалов, ценностей, системы знаков и символов. Таким образом, субкультура призвана объединить определенные духовные ценности единомышленников, направленные против господствующей культуры. Сущность субкультуры заключается в формировании и развитии своих социокультурных признаков, их изоляции от другого культурного слоя.

Элитарная культура - это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

Особенности элитарной культуры:

сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;

смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Элитарная культура (от франц. elite - отборное, выбранное, лучшее) - субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях - фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. - характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства. Особенно остро стоит проблема Э.к. в об-вах, где антиномия массовой культуры и Э.к. практически исчерпывает все многообразие проявлений нац. культуры как целого и где не сложилась медиативная («срединная») область общенац. культуры, составляющая ее осн. корпус и в равной мере противостоящая поляризованным массовой и Э. культурам как ценностносмысловым крайностям. Это характерно, в частности, для культур, обладающих бинарной структурой и склонных к инверсионным формам истор. развития (рус. и типологически ей близкие культуры).

Различаются политические и культурные элиты; первые, называемые также «правящими», «властными», сегодня, благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса, Ч.Р. Миллса, Р. Милибанда, Дж. Скотта, Дж. Перри, Д. Белла и др. социологов и политологов, достаточно подробно и глубоко изучены. Гораздо менее исследованы элиты культурные - страты, объединенные не экон., социальными, полит, и собственно властными интересами и целями, но идейными принципами, духовными ценностями, социокультурными нормами и т.п. Связанные в принципе сходными (изоморфными) механизмами селекции, статусного потребления, престижа, элиты полит, и культурные тем не менее не совпадают между собой и лишь иногда вступают во временные альянсы, оказывающиеся крайне неустойчивыми и хрупкими. Достаточно вспомнить духовные драмы Сократа, осужденного на смерть своими согражданами, и Платона, разочаровавшегося в сиракузском тиране Дионисии (Старшем), к-рый взялся реализовать на практике платоновскую утопию «Государства», Пушкина, отказывавшегося «служить царю, служить народу» и тем самым признавшего неизбежность своего творч. одиночества, хотя в своем роде и царственного («Ты царь: живи один»), и Л. Толстого, стремившегося вопреки своему происхождению и положению выразить «идею народную» средствами своего высокого и уникального искусства слова, европ. образованности, изощренной авторской философии и религии. Стоит упомянуть здесь недолгий расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; опыт высочайшего покровительства Людовика XIV музам,давший миру образцы зап.-европ. классицизма; краткий период сотрудничества просвещенного дворянства и дворянской бюрократии в царствование Екатерины II; недолговечный союз дореволюц. рус. интеллигенции с большевистской властью в 20-е гг. и т.п. , чтобы утверждать разнонаправленный и во многом обоюдооисключающий характер взаимодействующих политических и культурных элит, к-рые замыкают собой соответственно социально-смысловые и культурно-смысловые структуры об-ва и сосуществуют во времени и пространстве. Это означает, что Э.к. не является порождением и продуктом полит, элит (как это нередко утверждалось в марксистских исследованиях) и не носит классово-партийного характера, а во многих случаях складывается в борьбе с полит. элитами за свою независимость и свободу. Напротив, логично допустить, что именно культурные элиты способствуют формированию полит. элит (структурно изоморфных элитам культурным) в более узкой сфере социально-полит., гос. и властных отношений как свой частный случай, обособленный и отчужденный от целого Э.к.

В отличие от полит, элит, элиты духовные, творческие вырабатывают собственные, принципиально новые механизмы саморегуляции и ценностно-смысловые критерии деятельностного избранничества, выходящие за рамки собственно социальных и полит, требований, а нередко сопровождаемые демонстративным уходом от политики и социальных институтов и смысловым противостоянием этим явлениям как внекультурным (неэстетич., безнравств., бездуховным, в интеллектуальном отношении бедным и пошлым). В Э.к. сознательно ограничивается круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», и ужесточается система норм, принимаемых данной стратой в качестве обязат. и неукоснительных в сооб-ве «посвященных». Количеств, сужение элиты и ее духовное сплочение неизбежно сопровождается ее качеств, ростом (в интеллектуальном, эстетич., религ., этич. и иных отношениях), а значит, индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сооб-ва, становящихся тем самым уникальными.

Собственно ради этого круг норм и ценностей Э.к. становится подчеркнуто высоким, инновативным, что может быть достигнуто различ. средствами:

1) освоение новых социальных и мысленных реалий как культурных феноменов или, напротив, неприятие любого нового и «охранение» узкого круга консервативных ценностей и норм;

2) включение своего предмета в неожиданный ценностно-смысловой контекст, что придает его интерпретации неповторимый и даже исключит, смысл;

3) создание новой, нарочито усложненной культурной семантики (метафорич., ассоциативной, аллюзивной, символич. и метасимволич.), требующей от адресата спец. подготовки и необъятного культурного кругозора;

4) выработка особого культурного языка (кода), доступного лишь узкому кругу ценителей и призванного затруднить коммуникацию, воздвигнуть непреодолимые (или максимально сложные для преодоления) смысловые преграды профанному мышлению, оказывающемуся в принципе неспособным адекватно осмыслить новшества Э.к., «расшифровать» ее смыслы; 5) использование нарочито субъективной, индивидуально-творч., «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас худож.) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в Э.к. ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности. Благодаря своей смысловой и функциональной «закрытости», «узости», обособленности от целого нац. культуры, Э.к. превращается нередко в разновидность (или подобие) тайного, сакрального, эзотерич. знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в Э.к.

Историч. происхождение Э.к. именно таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, к-рые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Впоследствии подобного рода отношения между Э.к. и культурой массовой в той или иной форме, в частности секулярной, неоднократно воспроизводились (в разл. религ. конфессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших проф. мастерство, в религиозно-филос. собраниях, в литературно-худож. и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг харизматич. лидера, ученых сооб-вах и научных школах, в полит, объединениях и партиях, - в том числе особенно тех, что работали конспиративно, заговорщицки, в условиях подполья и т.д.). В конечном счете формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированное™, без к-рых в культуре невозможны истор. прогресс, постулат, ценностно-смысловой рост, содержат, обогащение и накопление формального совершенства, - любая ценностно-смысловая иерархия. Э.к. выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творч. функцию в ней; в то время как массовая культура шаблонизирует, рутинизирует, профанирует достижения Э.к., адаптируя их к восприятию и потреблению социокультурным большинством об-ва. В свою очередь, Э.к. постоянно высмеивает или обличает массовую культуру, пародирует ее или гротескно деформирует, представляя мир массового об-ва и его культуры страшным и уродливым, агрессивным и жестоким; в этом контексте судьбы представителей Э.к. рисуются трагич., ущемленными, сломанными (романтич. и постромантич. концепции «гения и толпы»; «творч. безумия», или»священной болезни», и обыденного «здравого смысла»; вдохновенного «опьянения», в т.ч. наркотического, и пошлой «трезвости»; «праздника жизни» и скучной повседневности).

Теория и практика Э.к. расцветает особенно продуктивно и плодотворно на «сломе» культурных эпох, при смене культурно-истор. парадигм, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между «старым» и «новым», Сами представители Э.к. осознавали свою миссию в культуре как «застрельщики нового», как опережающие свое время, как творцы, не понятые своими современниками (таковы, к примеру, в своем большинстве романтики и модернисты - символисты, культурные деятели авангарда и проф. революционеры, осуществлявшие культурную революцию). Сюда же относятся «начинатели» масштабных традиций и создатели парадигм «большого стиля» (Шекспир, Гёте, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Горький, Кафка и т.п.). Эта т. зр., во многом справедливая, не была, впрочем, единственно возможной. Так, на почве рус. культуры (где обществ, отношение к Э.к. было в большинстве случаев настороженным или даже неприязненным, что не способствовало даже относит, распространению Э.к., по сравнению с Зап. Европой) родились концепции, трактующие Э.к. как консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в мир идеализированной эстетики («чистое искусство», или «искусство для искусства»), религ. и мифол. фантазий, социально-полит. утопий, филос. идеализма и т.п. (поздний Белинский, Чернышевский, Добролюбов, М. Антонович, Н. Михайловский, В. Стасов, П. Ткачев и др, радикально-демократич. мыслители). В этой же традиции Писарев и Плеханов, а также стоявший несколько особняком Ап. Григорьев трактовали Э.к. (в том числе «искусство для искусства») как демонстративную форму неприятия социально-полит, действительности, как выражение скрытого, пассивного протеста против нее, как отказ участвовать в обществ. борьбе своего времени, усматривая в этом и характерный истор. симптом (углубляющийся кризис), и выраженную неполноценность самой Э.к. (отсутствие широты и истор. дальновидности, обществ, слабость и бессилие воздействовать на ход истории и жизнедеятельность масс).

Теоретики Э.к. - Платон и Августин, Шопенгауэр и Ницше, Вл. Соловьев и Леонтьев, Бердяев и А.Белый, Ортега-и-Гассет и Беньямин, Гуссерль и Хайдеггер, Манхейм и Эллюль - различно варьировали тезис о враждебности демократизации и омассовления культуры ее качеств. уровню, ее содержательности и формальному совершенству, творч. поиску и интеллектуальной, эстетич., религ. и иной новизне, о неизбежно сопровождающей массовую культуру шаблонности и тривиальности (идей, образов, теорий, сюжетов), бездуховности, об ущемлении творч. личности и подавлении ее свободы в условиях массового об-ва и механич. тиражирования духовных ценностей, расширения индустриального производства культуры. Эта тенденция - углубления противоречий между Э.к. и массовой - небывало усилилась в 20 в. и инспирировала множество острых и драматич. коллизий (ср., напр., романы: «Улисс» Джойса, «В поисках утраченного времени» Пруста, «Степной волк» и «Игра в бисер» Гессе, «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Мы» Замятина, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Котлован» и «Чевенгур» Платонова, «Пирамида» Л. Леонова и др.). Одновременно в истории культуры 20 в. немало примеров, ярко иллюстрирующих парадоксальную диалектику Э.к. и массовой: их взаимопереход и взаимопревращения, взаимовлияния и самоотрицание каждой из них.

Так, напр., творч. искания разл. представителей культуры модерна (символистов и импрессионистов, экспрессионистов и футуристов, сюрреалистов и дадаистов и т.п.) - и художников, и теоретиков направлений, и философов, и публицистов - были направлены на создание уникальных образцов и целых систем Э.к. Многие формальные изыски носили экспериментальный характер; теор. манифесты и декларации обосновывали право художника и мыслителя на творч. непонятость, отделенность от массы, ее вкусов и потребностей, на самоценное бытие «культуры для культуры». Однако по мере того, как в расширяющееся поле деятельности модернистов попадали предметы повседневности, житейские ситуации, формы обыденного мышления, структуры общепринятого поведения, текущие истор. события и т.п. (пусть и со знаком «минус», как «минус-прием»), модернизм начинал - невольно, а затем и сознательно - апеллировать к массе и массовому сознанию. Эпатаж и ерничество, гротеск и обличение обывателя, буффонада и фарс - это такие же законные жанры, стилевые приемы и выразит, средства массовой культуры, как и обыгрывание штампов и стереотипов массового сознания, плакат и агитка, балаган и частушка, декламация и риторика. Стилизация или пародирование банальности почти неотличимы от стилизуемого и парадируемого (за исключением иронич. авторской дистанции и общего смыслового контекста, остающихся практически неуловимыми для массового восприятия); зато узнаваемость и привычность пошлости делает ее критику - высокоинтеллектуальную, тонкую, эстетизированную - мало понятной и эффективной для основной массы реципиентов (к-рые не способны отличить насмешку над низкопробным вкусом от потакания ему). В рез-те одно и то же произведение культуры обретает двойную жизнь с разл. смысловым наполнением и противоположным идейным пафосом: одной стороной оно оказывается обращено к Э.к., другой - к массовой культуре. Таковы многие произведения Чехова и Горького, Малера и Стравинского, Модильяни и Пикассо, Л. Андреева и Верхарна, Маяковского и Элюара, Мейерхольда и Шостаковича, Есенина и Хармса, Брехта и Феллини, Бродского и Войновича. Особенно противоречива контаминация Э.к. и массовой культуры в культуре постмодерна; напр., в таком раннем феномене постмодернизма, как поп-арт, происходит элитаризация массовой культуры и одновременно - омассовление элитарности, что дало основание классику совр. постмодерна У. Эко охарактеризовать поп-арт как «низкобровую высокобровость», или, наоборот, как «высокобровую низкобровость» (по-англ.: Lowbrow Highbrow, or Highbrow Lowbrow).

He меньше парадоксов возникает при осмыслении генезиса тоталитарной культуры, к-рая, по определению, является культурой массовой и культурой масс. Однако по своему происхождению тоталитарная куль-тура коренится именно в Э.к.: так, Ницше, Шпенглер, Вейнингер, Зомбарт, Юнгер, К. Шмитт и др. философы и социально-полит, мыслители, предвосхитившие и приблизившие к реальной власти герм. нацизм, принадлежали безусловно к Э.к. и были в ряде случаев превратно и искаженно поняты своими практич. интерпретаторами, примитивизированы, упрощены до жесткой схемы и незамысловатой демагогии. Аналогичным образом обстоит и с коммунистич. тоталитаризмом: и основоположники марксизма - Маркс и Энгельс, и Плеханов, и сам Ленин, и Троцкий, и Бухарин - все они были, по-своему, «высоколобыми» интеллектуалами и представляли весьма узкий круг радикально настроенной интеллигенции. Более того, идеол. атмосфера социал-демократич., социалистич., марксистских кружков, затем строго законспирированных партийных ячеек строилась в полном соответствии с принципами Э.к. (только распространенными на полит, и познават. культуру), а принцип партийности предполагал не просто избирательность, но и довольно строгий отбор ценностей, норм, принципов, концепций, типов поведения и пр. Собственно, сам механизм селекции (по расовому и нац. признаку или по классово-полит.), лежащий в основании тоталитаризма как социокультурной системы,фожден Э.к., в ее недрах, ее представителями, а позднее лишь экстраполирован на массовое об-во, в к-ром все, признаваемое целесообразным, воспроизводится и нагнетается, а опасное для его самосохранения и развития, - запрещается и изымается (в том числе средствами насилия). Т.о., тоталитарная культура первоначально возникает из атмосферы и стиля, из норм и ценностей элитарного кружка, универсализируется в качестве некоей панацеи, а затем насильственно навязывается об-ву в целом как идеальная модель и практически внедряется в массовое сознание и обществ, деятельность любыми, в том числе внекультурными, средствами.

В условиях посттоталитарного развития, а также в контексте зап. демократии феномены тоталитарной культуры (эмблемы и символы, идеи и образы, концепции и стиль социалистич. реализма), будучи представлены в культурно-плюралистич. контексте и дистанцированы совр. рефлексией - чисто интеллектуальной или эстетической, - начинают функционировать как экзотич. компоненты Э.к. и воспринимаются поколением, знакомым с тоталитаризмом лишь по фотографиям и анекдотам, «остранненно», гротескно, ассоциативно. Компоненты массовой культуры, включенные в контекст Э.к., выступают как элементы Э.к.; в то время как компоненты Э.к., вписанные в контекст культуры массовой, становятся составляющими масскульта. В культурной парадигме постмодерна компоненты Э.к. и массовой культуры используются в равной мере как амбивалентный игровой материал, а смысловая граница между массовой и Э.к. оказывается принципиально размытой или снятой; в этом случае различение Э.к. и культуры массовой практически утрачивает смысл (сохраняя для потенциального реципиента лишь аллюзивное значение культурно-генетического контекста).

Продукт элитарной культуры создается профессионалами и является частью привилегированного общества, которое его сформировало. Массовая культура – часть общей культуры, показатель развития всего общества, а не отдельного его класса.

Элитарная культура стоит особняком, массовая культура имеет огромное количество потребителей.

Понимание ценности продукта элитарной культуры требует наличие определенных профессиональных навыков и умений. Массовая культура носит утилитарный, понятный широкому слою потребителей характер.

Создатели продуктов элитарной культуры не преследуют материальную выгоду, они мечтают только о творческой самореализации. Продукты массовой культуры приносят большую прибыль своим создателям.

Массовая культура все упрощает, делает доступным широким слоям общества. Элитарная культура сориентирована на узкий круг потребителей.

Массовая культура обезличивает общество, элитарная, наоборот, воспевает яркую творческую индивидуальность. Подробнее: http://thedb.ru/items/Otlichie_elitarnoj_kultury_ot_massovoj/

Классическая дитература

Элитарная или высокая культура долгие годы остается недоступной для понимания большинства людей. Это и объясняет ее название. Она создается и потребляется узким кругом людей. Большинство людей даже не догадываются о существовании такой формы культуры, незнакомы с ее определением.

Элитарная, народная и массовая - есть ли сходство

Народное творчество является основоположником любого другого культурного направления в целом. Ее произведения создаются безымянными творцами, они идут из народа. Такие творения передают особенности каждого времени, образ и стиль жизни людей. К такому типу искусства относятся сказки, былины, мифы.

Массовая культура развивалась на основе народной. Она обладает большой аудиторией и направлена на создание таких произведений, которые будут понятны и доступны каждому. Она имеет меньшую ценность, чем любая другая. Результаты ее деятельности выпускаются в больших объемах, они не учитывают изысканных вкусов или душевной глубины людей.

Элитарная культура создается профессионалами для конкретного круга людей, обладающих определенным уровнем образования и знаний. Она не стремится завоевать симпатию масс. С помощью таких произведений мастера ищут ответы на вечные вопросы, стремятся передать глубину человеческой души.

Со временем произведения высокого творчества могут быть оценены массами. Тем не менее, уходя в народ, такое творчество остается высшей ступенью в развитии любого вида искусства.

Особенности и признаки элитарной культуры

Наилучшим образом отличия и признаки элитарных произведений искусства можно увидеть в их сравнении с массовыми.

Все признаки элитарного искусства противопоставляются массовым или народным, которые создаются для широкого круга зрителей. Поэтому ее результаты часто остаются непонятыми и неоцененными большинством людей. Осознание их величия и значимости происходит только спустя не одно десятилетие, а иногда и столетие.

Какие произведения относятся к элитарной культуре

Многие примеры элитарных произведений в настоящее время известны каждому.

Группа людей, для которых создаются такие шедевры искусства, может не выделяться старинным именем, знатностью рода и прочими отличиями, которые в обыденной речи характеризуют элиту. Понять и оценить такие творения можно только с помощью определенного уровня развития, набора знаний и навыков, чистого и ясного сознания.

Примитивное массовое творчество не сможет помочь в развитии уровня интеллекта и образованности.

Оно не затрагивает глубины человеческой души, она не стремится познать суть бытия. Оно подстраивается под требования времени и желаний потребителя. Именно поэтому развитие элитарной культуры очень важно для всего человечества. Именно такие произведения помогают пусть и небольшому кругу людей сохранять высокий уровень образования и способность оценить поистине прекрасные произведения искусства и их авторов.

Элитарная культура - это высокая культура, массовой культурепротивопоставляемая не по характеру социального содержания, не по особенностям отображения действительности, но по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию . Ее основной идеал - формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений , представляется более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Необходимо подчеркнуть, что исторически элитарная культура возникает именно как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована Х. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры») , которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения - языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств - используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности . Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей . В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму - сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта . В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания .

Если иметь в виду искусство массовой культуры , то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру, широко распространенная практика переводаклассической музыки в электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат - репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста - в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения , то изменение режима презентации - в том числе с традиционного книжного на цифровой - не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель - полиграфический или электронный - этой информации. Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании «ценностных ориентаций» , соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов «потребительского общества» . Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом , выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.

Таким образом, элитарная культура - это культура привилегированных группобщества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью . По мнениюИ.В. Кондакова , элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государствав целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядомпринципиально важных особенностей :

· сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

· способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

· способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

· наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

· жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

· индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

· созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

· использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой,«остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;

· смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре .

Инструкция

Элитарная культура включает произведения разных видов искусства: литература, театр, кино и т.д. Поскольку ее понимание требует определенного уровня подготовки, то она имеет очень узкий круг ценителей. Не все понимают картины Пабло Пикассо и Анри Матисса, фильмы Андрея Тарковского и Александра Сокурова. Особый тип мышления необходим для понимания произведений Франца Кафки или романа Джеймса Джойса «Улисс». Творцы элитарной культуры, как , не пытаются добиться высоких гонораров. Гораздо более ценной для них является творческая самореализация.

Потребителями элитарной культуры становятся люди с высоким образовательным уровнем и развитым эстетическим вкусом. Многие из них сами являются творцами произведений искусства или их профессиональными исследователями. Прежде всего, речь идет о писателях, художниках, искусствоведах, литературных и художественных критиках. Также в этот круг входят знатоки и ценители искусства, постоянные посетители музеев, театров и концертных залов.

При этом произведения одних и тех же видов искусства могут принадлежать как к элитарной, так и к массовой культуре. К примеру, классическая музыка к элитарной культуре, а популярная – к массовой, фильмы Тарковского – к элитарной, а индийские мелодрамы – к массовой и т.п. В то же время, существуют литературные жанры, которые всегда относятся к массовой культуре и вряд ли когда-нибудь перейдут в разряд элитарной. Среди них – детективы, дамские романы, юмористические рассказы и фельетоны.

Иной раз случаются любопытные того, как произведения, относящиеся к элитарной культуре, могут, при определенных условиях, перейти в разряд массовых. Например, музыка Баха – это, бесспорно, явление элитарной культуры, но, если она используется в качестве сопровождения к программе фигурного катания, то автоматически превращается в продукт массовой культуры. Или совершенно противоположный : многие произведения Моцарта для своего времени были, скорее всего, «легкой музыкой» (т.е. могли бы быть отнесены к массовой культуре). А сейчас они воспринимаются, скорее, как элитарной.

Большинство произведений элитарной культуры первоначально носят авангардный или экспериментальный характер. В них используются средства, которые станут понятны массовому сознанию спустя несколько десятилетий. Иногда специалисты даже называют точный срок – 50 лет. Иными словами, образцы элитарной культуры на полвека опережают свое время.

Связанная статья

Термин «классическая музыка» порой трактуется чрезвычайно широко. К ней относят не только творения выдающихся композиторов прошлых лет, но и ставшие всемирно известными хиты популярных исполнителей. Тем не менее существует строго аутентичное значение «классики» в музыке.

В узком смысле классической музыкой называется довольно короткий период в истории этого искусства, а именно, XVIII век. Первая половина восемнадцатого века ознаменовалась творчеством таких выдающихся композиторов как Бах и Гендель. Принципы классицизма как построения произведения в строгом соответствии с канонами развил в своих произведениях Бах. Его фуга стала классической – то есть образцовой – формой музыкального творчества.

А после смерти Баха в истории музыки открывается новый этап, связанный с Гайдна и Моцарта. На смену достаточно сложному и тяжеловесному звуку пришла легкость и стройность мелодий, изящество и даже некоторое кокетство. И тем не менее, это все еще классика: в своем творческом поиске Моцарт стремился найти идеальную форму.

Произведения Бетховена представляют собой стык классической и романтической традиции. В его музыке страсти и чувства становится гораздо больше, чем рассудочной каноники. В этот период становления европейской музыкальной традиции сформировались основные жанры: опера, симфония, соната.

Широкая трактовка термина «классическая музыка» подразумевает творчество композиторов прошлых эпох, которое выдержало испытание временем и стало эталоном для других авторов. Иногда под классикой подразумевают музыку для симфонических инструментов. Наиболее же четким (хотя и не получившим широкого распространения) можно считать классической музыки как авторской, четко прописанной и подразумевающей исполнение в заданных рамках. Однако некоторые исследователи призывают не путать академическую (то есть зажатую в определенные рамки и правила) и классическую музыку.

В оценочном подходе к определению классики, как наивысших достижений в истории музыки, скрыта возможная . Кого считать лучшим? Можно ли причислить к классике мастеров джаза, The Beatles, The Rolling Stones и других признанных авторов и исполнителей? С одной стороны, да. Именно так мы и делаем, когда называем образцовыми. Но с другой, в эстрадно-джазовой музыке нет строгости авторского музыкального текста, характерного для классики. В ней, напротив, все строится на импровизации и оригинальных аранжировках. В этом между классической (академической) музыкой и современной пост-джазовой школой пролегает принципиальное различие.

Видео по теме

Видео по теме

Источники:

  • Что такое культура? Определение слова культура. Значение слова культура и фото

Существует несколько видов литературы, каждый из которых обладает своими особенностями. Так, под классической литературой понимают произведения, которые считаются образцовыми для той или иной эпохи.

История термина

Классическая - довольно обширное понятие, поскольку к данному виду относятся произведения разных эпох и жанров. Это общепризнанные произведения, считающиеся образцовыми для эпох, в которые они были написаны. Многие из них входят в обязательную программу.

Понятие классики сложилось в три последние века эпохи античности. Тогда оно обозначало определенных писателей, которые по разным причинам считались образцами и для подражания. Одним из первых таких классиков был древнегреческий поэт Гомер - автор «Илиады» и «Одиссеи».

В 5-8 веках н.э. сложился авторов текстов, которые определяли передаваемые в процессе обучения теории и нормы. В разных школах этот канон отличался минимально. Постепенно данный список пополнялся новыми именами, среди которых были представители языческой и христианской веры. Эти авторы стали культурным достоянием общественности, которым подражали и которых цитировали.

Современный смысл понятия

В период Эпохи Возрождения европейские писатели обратили свой взор на авторов античности, вследствие освобождения светской культуры от чрезмерного давления . Результатом этого в литературе стала эпоха , при которой стало модным подражать древнегреческим драматургам, таким как Софокл, Эсхил, Эврипид, и следовать канонам классической драмы. Тогда под термином « » в узком смысле стала подразумеваться вся античная литература.

В широком же смысле классическим стали называть любое произведение, создавшее канон в своем жанре. Например, есть эпохи модернизма, эпохи , реализма и т.д. Существует понятие отечественной и зарубежной, а также мировой классики. Так, признанными классиками отечественной литературы в России считаются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и т.д.

Как правило, в истории литературы разных стран и наций есть век, в который художественная словесность обрела наибольшее , и такой век называют классическим. Существует мнение, что произведение обретает общественное признание, когда оно несет в себе «вечные ценности», что-то актуальное для всех времен, призывает читателя задуматься над какими-либо общечеловеческими проблемами. Классика остается в истории и противопоставляется произведениям-однодневкам, которые со временем предаются забвению.

Способность человека к эмоционально-чувственному восприятию действительности и к художественному творчеству побудила его выражать свои переживания образно, с помощью красок, линий, слов, звуков и т.д. Это способствовало появлению художественной культуры в широком смысле.

Что входит в понятие

Художественная культура - это одна из сфер общественной культуры. Ее суть - творческое отображение бытия ( , общества и его жизнедеятельности) в художественных образах. Она имеет важные функции, такие как формирование эстетического восприятия и сознания людей, общественных ценностей, норм, знаний и опыта, и рекреационная функция (отдых и восстановление людей).

Как система она включает в себя:
- искусство как таковое (индивидуальное и групповое), произведения и художественные ценности;
- организационную инфраструктуру: учреждения, обеспечивающие развитие, сохранение, распространение художественной культуры, творческие организации, образовательные учреждения, демонстрационные площадки и т.д.;
- духовную атмосферу в обществе - восприятие , общественный интерес к художественно-творческой деятельности, искусству, государственную политику в этой области.

К художественной культуре относятся массовая, народная, художественная культура; художественная и эстетическая стороны различных видов деятельности (политической, экономической, правовой); региональные художественные субкультуры; художественные субкультуры молодежных и профессиональных объединений и т.д.

Она проявляется не только в искусстве, но и в быту, и в материальном производстве, когда человек придает создаваемым им предметам практического и утилитарного назначения выразительность и , реализуя свою потребность в эстетике и красоте, в творчестве. Помимо материальной сферы и физических предметов, она касается также и духовной сферы.

Художественная культура в узком смысле

Ядро художественной культуры - это профессиональное и бытовое искусство. Сюда относятся Совет 6: Кто такие гейши, один из которых слово «человек», другой – «искусство». Уже из этимологии слова можно догадаться, что гейши – это не японские куртизанки. Для последних в японском есть отдельные слова – дзёро, юдзё.

Гейши в совершенстве владели быть женщиной. Они поднимали дух мужчин, создавая атмосферу радости, непринужденности и раскрепощения. Достигали этого благодаря песням, танцам, шуткам (часто с эротическим подтекстом), чайной , которые демонстрировали гейши в мужских компаниях наряду с непринужденным разговором.

Гейши развлекали мужчин как на светских мероприятиях, так и на личных свиданиях. На встрече тет-а-тет также не было места интимным отношениям. Сексом гейша может заниматься со своим покровителем, который лишил ее девственности. Для гейш это является ритуалом под названием мидзу-агэ, который сопровождает переход из ученицы, майко, в гейши.

Если гейша выходит замуж, то она уйти из профессии. Перед уходом она рассылает своим клиентам, покровителю, учителям с угощением – вареным рисом, сообщая этим о разрыве связи с ними.

Внешне гейши отличаются характерным макияжем с толстым слоем пудры и ярко-красными губами, которые делают лицо женщины похожей на маску, а также старинной высокой, пышной прической. Традиционная гейш – кимоно, основные цвета которого – черный, красный и белый.

Современные гейши

Считается, что гейши появилась в городе Киото в XVII веке. Кварталы города, где расположены дома гейш, называют ханамати («цветочные улицы»). Здесь существует школа , где их с семи-восьми лет обучают пению, танцам, проведению чайной церемонии, игре на национальном японском инструменте сямисэне, ведению беседы с мужчиной, а также учат гримироваться и надевать кимоно, - всему тому, что должна знать и уметь гейша.

Когда в 70-х годах XIX века столица Японии была перенесена в Токио, туда переселились и знатные японцы, которые составляли основную часть клиентов гейш. Спасти их ремесло от кризиса смогли фестивали гейш, которые проводятся с определенной периодичностью в Киото и стали его визитной карточкой.

После Второй мировой войны Японию захватила массовая культура, оставив на задворках японские национальные традиции. Число гейш значительно сократилось, но те, кто остался верен профессии, считают себя хранительницами истинной японской культуры. Многие продолжают полностью следовать старинному укладу жизни гейши, некоторые лишь частично. Но быть в обществе гейши до сих пор остается прерогативой элитарных слоев населения.

Источники:

  • Мир гейш

Элитарная культура -- это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающая в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества -- элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства, религии. Поэтому элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. Именно эта часть общества обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры.

Круг потребителей элитарной культуры -- высокообразованная часть общества -- критики, литературоведы, искусствоведы, художники, музыканты, завсегдатаи театров, музеев и т.п. Иными словами, она функционирует в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Поэтому уровень элитарной культуры опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Как правило, она выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, а ее восприятие требует специальной подготовки, характеризуется эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.

Элитарная культура сознательно ограничивает круг ценностей, признавших их истинными и «высокими», последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях -- фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом и т.п. Более того, она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в ней, на разрушении сложившихся в ней стереотипов и шаблонов, на демонстративной самоизоляции.

Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

· сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

· способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

· способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

· наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

· жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

· индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

· созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

· использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «отстраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание -- деформацией, проникновение в смысл -- домысливанием и переосмысливанием данности;

· смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Индивидуально-личностный характер элитарной культуры является ее специфическим качеством, который проявляется в политической деятельности, в науке, искусстве. В отличие от народной культуры не анонимность, а личное авторство становится целью художественно-творческой, научной и пр. деятельности. В разные исторические периоды вплоть до наших дней авторскими являются опусы философов, ученых, литераторов, зодчих, кинорежиссеров и пр.

Элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервация, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности.

Элитарная культура, включая ее эзотерические (внутренние, тайные, предназначенные для посвященных) направления, входят в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных произведений; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной).

Современная элитарная культура

Главная формула элитарной культуры - «искусство для искусства». К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе. Если говорить об элитарном кинематографе, то это арт-хаус, авторское кино, документальные и короткометражные фильмы.

Арт-хаус - фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Это некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями.

Отличие от голливудских фильмов:

Фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам.

В авторском кино на первом месте находится сам режиссер. Он автор, творец и создатель фильма, именно он источник основной идеи. В таких фильмах режиссер пытается отразить какой-либо художественный замысел. Поэтому просмотр таких картин рассчитан на зрителей, которые уже имеют представление об особенностях кино как искусства и соответствующий уровень личного образования, из-за чего прокат арт-хаус кино, как правило, ограничен. Зачастую бюджет арт-хаусного кино ограничен, поэтому создатели прибегают к нестандартным подходам. Примерами элитарного кино могут служить такие фильмы, как «Солярис», «Сны на продажу», «Все о моей матери».

Элитарное кино очень часто не пользуется успехом. И дело не в работе режиссера или актеров. Режиссер может вложить глубокий смысл в свое произведение и передать его по-своему, но зрители не всегда в состоянии найти этот смысл и понять его. Вот здесь и отражается это «узкое понимание» элитарной культуры.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.