Где и когда жил гайдн. Йозеф Гайдн

Влияние мышления на восприятие

Введение

§1. Понятие восприятия

§2. Свойства восприятия

Глава II. Мышление как психологический феномен

§1. Психологическая сущность мышления и его виды

§2. Индивидуально-психологические особенности мышления

Глава III. Влияние мышления на восприятие

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Восприятие - процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.

Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад, и развитие научных представлений о восприятии был внесён философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX века представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой - благодаря работам представителен гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.

В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д. Исходя из этого, темой работы выбрана следующая: "Влияние мышления на восприятие".

Цель работы - рассмотреть взаимосвязь мышления и восприятия.

Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:

Дать общую характеристику процессу восприятия, изучить виды и свойства восприятия.

Изучить механизм процесса восприятия.

Выявить взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением.

Глава I. Восприятие и его свойства

Познание - усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (в широком смысле) процесс, который правильнее было бы обозначить словом "познавание", так и (в узком смысле) результат этого процесса. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт.

Познание как деятельность включает в себя психические процессы: восприятие, воображение, мышление, - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

§1. Понятие восприятия

восприятие мышление индивидуальный психологический

%20%d1%81%d1%83%d0%b1%d1%8a%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%20%d1%86%d0%b5%d0%bb%d0%be%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%b0,%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%20%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d1%83%d1%8e%d1%89%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d0%bd%d0%b0%20%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%20.%20%d0%92%20%d0%be%d1%82%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%b8%d0%b8%20%d0%be%d1%82%20%d0%be%d1%89%d1%83%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9%20,%20%d0%be%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b0%d1%8e%d1%89%d0%b8%d1%85%20%d0%bb%d0%b8%d1%88%d1%8c%20%d0%be%d1%82%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%b2,%20%d0%b2%20%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b5%20%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%8f%d1%82%d0%b8%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%ba%d0%b0%d1%87%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%20%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%86%d1%8b%20%d0%b2%d0%b7%d0%b0%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d1%8f%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%20%d0%b2%d0%b5%d1%81%d1%8c%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82,%20%d0%b2%20%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bf%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d0%b8%d0%bd%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%bd%d1%8b%d1%85%20%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2.">Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы . В отличии от ощущений , отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

%20%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%ba%d0%b0%d0%ba%20%d1%80%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d0%b0%d1%82%20%d1%81%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b7%d0%b0%20%20%d0%be%d1%89%d1%83%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9,%20%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b3%d0%be,%20%d0%bf%d0%be%20%d0%bc%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8e%20%d0%90.%d0%9d.%20%d0%9b%d0%b5%d0%be%d0%bd%d1%82%d1%8c%d0%b5%d0%b2%d0%b0%20,%20%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%bb%d0%b0%20%d0%b2%20%d1%84%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d0%b7%d0%b5%20%20%d0%b2%20%d1%81%d0%b2%d1%8f%d0%b7%d0%b8%20%d1%81%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%bc%20%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d1%8b%d1%85%20%d1%81%d1%83%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%20%d0%be%d1%82%20%d0%b3%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9,%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%be%20%d0%bd%d0%b5%d0%be%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%8b%20%d0%ba%20%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b5,%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%be%20%d0%be%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9.%20%d0%92%20%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%be%d1%82%20%d0%b1%d0%b8%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b8%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%b2%20%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%bc%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%b5%20%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%89%d0%b8%d0%bc%20%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%b5%d1%82%20%d0%be%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%81%d1%8f%20%d0%bb%d0%b8%d0%b1%d0%be%20%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be,%20%d0%bb%d0%b8%d0%b1%d0%be%20%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%be%d0%b5%20%d0%ba%d0%b0%d1%87%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be,%20%d0%be%d1%82%20%d1%87%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%81%d0%b8%d1%82,%20%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f%20%d0%be%d1%82%20%d0%ba%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%20%d0%b1%d1%83%d0%b4%d0%b5%d1%82%20%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%bd%d0%b0%20%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b9.">Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева , возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

,%20%d1%81%d0%bb%d1%83%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b5%20,%20%d0%be%d1%81%d1%8f%d0%b7%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5,%20%d0%b2%d0%ba%d1%83%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b5%20%20%d0%b8%20%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%bd%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%20%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d1%80%d0%b8%d


Влияние мышления на восприятие

Введение

§1. Понятие восприятия

§2. Свойства восприятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Восприятие - процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.

Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад, и развитие научных представлений о восприятии был внесён философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX века представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой - благодаря работам представителен гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.

В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д. Исходя из этого, темой работы выбрана следующая: "Влияние мышления на восприятие".

Цель работы - рассмотреть взаимосвязь мышления и восприятия.

Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:

1. Дать общую характеристику процессу восприятия, изучить виды и свойства восприятия.

2. Изучить механизм процесса восприятия.

3. Выявить взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением.

Глава I. Восприятие и его свойства

Познание - усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (в широком смысле) процесс, который правильнее было бы обозначить словом "познавание", так и (в узком смысле) результат этого процесса. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт.

Познание как деятельность включает в себя психические процессы: восприятие, воображение, мышление, - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

§1. Понятие восприятия

восприятие мышление индивидуальный психологический

Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.

При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет».

Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микродвижениями глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно неподвижны, то мир воспринимался бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо без движений языка. Как отмечал И.М. Сеченов, в процессе приобретения опыта сенсорный и двигательный аппараты соединяется в единую воспринимающую систему.

§2. Свойства восприятия

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин "перцепция", "перцептивный процесс").

К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. 2) Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. Эта особенность восприятия называется константностью. 3) Человек воспринимает мир не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер. 4) Восприятие как бы "достраивает" образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия. 5) Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы "своего" восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.

В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Одна из них известна как теория гештальта (образа). Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человек воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности.

Гештальтпсихология (зародилась в первой трети XX века) - одно из крупных направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии, которое обосновали М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка. В рамках этого направления выдвигается целостный подход к анализу сложных психических явлений. Психическая деятельность человека рассматривается как соединение отдельных явлений психики, которые объединены в единое целое по принципу ассоциаций. Особое внимание в гештальтпсихологии уделяется исследованию высших психических функций человека (восприятие, мышление и пр.) как целостных образований - гештальтов, первичных по отношению к составляющим их компонентам. Например, восприятие как психический познавательный процесс не сводится к сумме составляющих, его ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. Внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих.

Датский психолог И. Рубин изучил феномен "фигуры и фона". Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами: происходит внезапное "переструктурирование ситуации". Например, если два круга вписаны один в другой, человек всегда может видеть либо один вариант этого круга, либо другой, но одновременно вместе оба - никогда.

Процесс восприятия есть процесс активного взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому в свойствах восприятия проявляются характеристики и того, и другого.

В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как местоположение (локализация), удаленность от субъекта, направление движения относительно наблюдателя или друг друга, форма, величина, временная последовательность и длительность воздействия. Эти характеристики определяют пространственно-временную структуру восприятия. Восприятие характеризуется также модальностью и интенсивностью. В модальности отражаются качественные различия раздражителей. Интенсивностные параметры восприятия отражают количественно-энергетические особенности воздействующих объектов. Перечисленные характеристики восприятия обусловлены свойствами объекта и образуют группу исходных, первичных свойств восприятия, вытекающих из аналогичных свойств ощущений.

К свойствам более высокого порядка, обусловленным объектами как целостными системами и их отношениями с субъектами восприятия, следует отнести предметность, структурность, целостность и контрастность (постоянство) восприятия.

И наконец, к свойствам, детерминируемым субъектом восприятия, относятся осмысленность, обобщенность и избирательность (целенаправленность) восприятия. Эти характеристики восприятие приобретает благодаря работе сознания как целого, включающего в себя и другие процессы психического отражения (память, мышление, воображение, внимание, эмоции, волю). Тогда восприятие испытывает регулирующее и организующее воздействие со стороны этих процессов. Высшим проявлением зависимости восприятия от самого воспринимающего человека, от особенностей его личности выступает так называемая апперцепция.

Глава II. Мышление как психологический феномен

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. В своем конкретном содержании психика человека, его сознание, образ его мыслей зависят от образа его жизни и деятельности, формируясь в процессе их развития. В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией ("превращение во внутреннее").

§1. Психологическая сущность мышления и его виды

Согласно известному положению И.П. Павлова, закономерности нервной деятельности одинаковы для первой и для второй сигнальных систем, причём связь этих систем носит двухсторонний характер: «словесный раздражитель - непосредственная реакция» или «непосредственный раздражитель - словесная реакция» [Павлов 1951]. От анализа особенностей восприятия мы переходим к особенностям мышления.

Мышление - «психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений, существенных для решения познавательных проблем. В мышлении субъективные психические образы реорганизуются в соответствии с их смыслом и значением в данной проблемной ситуации» [Большой психологический словарь 2007, с. 247].

В.В. Петухов, разделяя мышление и восприятие, указал на основную единицу мышления - понятие: «Во-первых, в понятиях отражаются не конкретные свойства предметов (как в ощущениях) и даже не сами предметы в целом (как в образах восприятия), но определенные классы предметов, родственных по тому или иному признаку, обобщением которых и являются понятия. Во-вторых, этот признак не всегда доступен даже системному непосредственному наблюдению, он может быть выделен при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом, которое требует практических или теоретических средств. В-третьих, значение в данном взаимодействии человека открываются отношения между вещами и, тем самым, их существенные свойства, которые и являются содержанием понятий». В широком смысле мышление понимается как «активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его ориентации в окружающем природном и социальном мире». В узком смысле - как «процесс решения задач».

Существует множество типологий мышления. Мы остановимся на генетической классификации, поскольку она основывается на особенностях восприятия и имеет практическое приложение в обучении. Психологи выделяют три уровня человеческого мышления: наглядно-действенное, образно-художественное и словесно-понятийное (отвлечённое, логическое) [Большой психологический словарь 2007]. Основания для такого деления представим в виде таблицы.

Таблица 1

Уровни мышления

Уровень мышления

Форма, в которой можно представить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы им можно было успешно оперировать (левая часть термина)

Способ, каким сам человек представляет и познает окружающий мир (правая часть термина)

Наглядно-действенное

Объект как таковой в своей материальности и конкретности

Через практические действия с объектом

Образно-художественное

Изображение на рисунке, схеме, чертеже

С помощью образных представлений

Словесно-понятийное

Описание в той или иной знаковый системе

С помощью логических понятий и других знаковых образов

§2. Индивидуально-психологические особенности мышления

Физиологи связывают преобладание наглядного или словесно-логического типа мышления с асимметрией мозга, большим развитием его правого или левого полушария.

Идею функциональной неоднородности различных участков мозга первым высказал Франц И. Галль. Согласно его представлениям, все способности человека предопределяются активностью конкретных участков мозга.

Основы нейрофизиологии в нашей стране заложены В.М. Бехтеревым. По утверждению учёного, «нельзя признать полнаго тождества въ функцiяхъ правой и лЂвой лобныхъ долей» [Бехтерев 1994, с. 384]. В результате многочисленных наблюдений и экспериментов физиолог заключил, что «для психической дЂятельности более важною представляется лЂвая предлобная область, как имЂющая ближайшее отношенiе к производству рЂчи» [там же].

Постоянное функциональное взаимодействие корковых центров того и другого полушарий обеспечивается мозговыми спайками, причём, как установил В.М. Бехтерев, эти спайки имеют решающее значение в умственной деятельности: «взаимоотношенiе центровъ обоихъ полушарiй, устанавливаемое с помощью мозговыхъ спаекъ, представляется существенно важнымъ в дЂле развитiя умственныхъ способностей и лишь благодаря ихъ присутствiю оказывается возможным полный расцвЂтъ психической дЂятельности» [Бехтерев, с. 399].

Экспериментальные данные В.М. Бехтерева были подтверждены и уточнены исследованиями А.Р. Лурия. Изучая афазии мозга, то есть заболевания, при которых нарушается воспроизведение или понимание членораздельной речи из-за повреждения мозга, а не по причине изменений непосредственно в речевом аппарате, нейрохирург разделил их на две категории: синтагматические и парадигматические. Первые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария. Вторые возникают при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического).

Глава III. Влияние мышления на восприятие

Между решением перцептивной проблемы и решением умственной проблемы есть и сходство, и различие. В обоих случаях приходится искать гипотезу, которая объяснила бы наблюдаемые факты, в обоих случаях есть элегантные и не элегантные решения, в обоих случаях решение часто приходит неожиданно, как внезапное озарение. Однако перцептивное решение проблемы обычно происходит сверхбыстро, оно неосознанно и не выражается словесно (это вовсе не означает, что мышление всегда происходит медленно, осознанно и оформляется словесно, но часто это все же так или отчасти так); оно, по-видимому, не требует строгой мотивации, какой требует доказательное мышление; в отличие от большинства трудных проблем мышления, в восприятии почти всегда достигается правильный результат; и, наконец, решение перцептивной проблемы приводит к восприятию, а не к идее.

Очевидно, что восприятие неразумно в одном отношении. Мы часто воспринимаем явления не такими, какими знаем их, или воспринимаем то, о чем прекрасно знаем, как маловероятное или просто невозможное. Воспринимаемое может временами противоречить тому, что известно о ситуации.

Восприятие - активный процесс, включающий в себя обучение. Охотники могут узнавать птиц с невероятных расстояний по полету, они умеют использовать небольшие различия для определения объектов, которые для других людей выглядят одинаковыми. То же самое наблюдается у врачей, рассматривающих рентгенограммы или микроскопические препараты, чтобы найти признаки патологии. Нет сомнении в том, что и в этом случае имеет место перцептивное обучение, однако мы до сих пор не знаем точно, как далеко распространяется влияние обучения на восприятие.

Кирпич и кусок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень похожие, однако они будут вести себя совсем по-разному. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а скорее по назначению или по их основным свойствам. Стол может иметь различную форму, но это предмет, на который можно положить другие предметы; он может быть квадратным или круглым, но при этом оставаться столом. Для того чтобы восприятие соответствовало предмету, то есть было истинным, надо, чтобы оправдались наши ожидания.

По данным современной науки, «полушария отвечают за разнообразную психическую активность, проявляющуюся во внимании, восприятии, памяти, мышлении, в эмоциях и мотивации» [Леутин 2008, с. 11]. При левополушарном мышлении информация перерабатывается индуктивным путём - логически, линейно, последовательно, от анализа к синтезу. Для правого полушария характерно использование дедукции, переработка информации осуществляется в форме синтеза и одновременной интеграции разных воздействий (В.П. Леутин, М. Гриндер). Левое полушарие считается основой формально-логического мышления, правое полушарие - ассоциативно-эмпирического, метафорического (В.Л. Деглин, Н.Н. Николаенко). По данным М. Гриндера, люди с ярко выраженной левополушарной организацией «успешны в освоении письма, символов, языка, чтения, фонетики, расположения деталей, разговора и декламирования, аудиальных ассоциаций» [Гриндер, с. 137-138]. Прерогативой людей с правополушарной специализацией являются воображение, случайное осознание, образная память, пространственные связи, цветовая чувствительность, пение, музыка, артистичность, кинестетические переживания (М. Гриндер, М.А. Павлова). Вербальная информация лучше воспринимается левым полушарием, невербальная - правым .

Заключение

Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы "стихийно", "самотеком", независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. В своих наиболее совершенных формах наблюдение, исходя из четкой целевой установки и приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не спускается до уровня чисто пассивного, совершенно не направленного переживания. То спускаясь несколько ниже, то поднимаясь вверх, оно обычно находится где-то между этими двумя полюсами.

Таким образом, восприятие не является простой суммой ощущений, что оно - сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Это утверждение означает, во-первых, что ощущения и вызывающие их раздражения не остаются внешне рядоположными, а взаимодействуют в процессе восприятия, так что даже взятое лишь в своем чувственном составе восприятие представляет собой нечто большее и иное, чем простой агрегат ощущений. Во-вторых, из этого утверждения следует, что восприятие вообще не ограничивается одной лишь чувственной основой, образуемой ощущениями. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения.

Список использованной литературы:

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1983.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: Наука, 1973.

4. Выготский Л.С. Психология. - М.: Владос, 2002.

5. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. - М.: Б/и, 1994.

6. Логвименко А.Д. Психология восприятия. - М.: Просвещение, 1987.

7. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. - М.: Владос, 2002.

8. Павлов, И.П. Полн. собр. соч. / И.П. Павлов. - М.: Изд-во АН РСФСР, 1951. - Т. III. - Кн. 2.

9. Петровский А.В., Ерошевский М.Г. Психология. - М.: Владос, 2000.

10. Петухов В.В. Психология мышления. - М.: Просвещение, 1987.

11. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

Подобные документы

    Восприятие пространства, времени и движения. Избирательность, целостность, константность, предметность, структурность и осознанность восприятия. Обоняние, зрение, вкус, слух и осязание. Взаимосвязь чувственного и осмысленного, ощущения и мышления.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Понятие и характерные признаки мышления, его исследование в современной психологической науке. "Парная" классификация мышления, разновидности и их взаимосвязь между собой. Отличительные признаки мышления и восприятия. Положительная ценность аутизма.

    доклад , добавлен 24.02.2010

    Психологическая характеристика ощущения и восприятия. Понятие и виды мышления и воображения. Психологические особенности памяти и внимания. Виды ощущений. Свойства восприятия. Его зависимость от прошлого опыта. Восприятие времени, пространства, движений.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Восприятие: понятие, виды, основные характеристики. Физиологический порог приема сигналов. Предметность, целостность, константность и категориальность перцептивного образа. Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2011

    Определение сущности и физиологической основы ощущений, характеристика их модальности и интенсивности. Особенности кинестетической и вестибулярной чувствительности. Основные свойства восприятия: целостность, константность, предметность, осмысленность.

    реферат , добавлен 11.12.2011

    Отличие восприятия от ощущений. Первичный анализ стимула и кодирования сигнала. Ассоциативная теория восприятия. Активность, историчность, предметность, целостность, константность, осмысленность восприятия. Зрительное восприятие и зрительные иллюзии.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Типы ощущений по Е.И. Рогову: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Развитие сенсорных процессов в онтогенезе. Развитие восприятия у детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2010

    Восприятие и ощущения как сложные познавательные психические процессы. Свойства и классификация ощущений, строение анализатора. Основные виды восприятия и классификация его свойств, предметность, целостность и структурность, свойство апперцепции.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии. Мышление и восприятие в дошкольном возрасте. Исследование взаимосвязи мышления и восприятия у детей дошкольного возраста на примере МБ ДОУ "Центр детского развития - детский сад № 91".

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стерлитамакский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Реферат

тема: ВЛИЯНИЕ МЫШЛЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ

Выполни (-а):

студент (-ка) группы 1курса

Тым Эльвира Рашитовна

Научный руководитель:

учёная степень, должность

Фамилия Имя Отчество

Стерлитамак 20_

1.Понятие восприятие

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие - чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Прошлый опыт, память, мышление, эмоции, личностные особенности вносят свой вклад в восприятие. Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, имеющим нервную систему, от рождения. Способность же воспринимать объекты формируется у человека и высших животных в течение жизни.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств . Результатом восприятия является перцептивный образ.

Восприятие объекта происходит поэтапно. Выделяют четыре последовательные операции при протекании процесса восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание объекта.

Обнаружение - на этой стадии человек может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение. Это уже собственно восприятие. Конечный результат различения - формирование человеком перцептивного эталона. Когда перцептивный эталон выделен, совершается опознание объекта. При опознании восприятие использует процедуру соотнесения данного перцептивного эталона с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Процедура отождествления воспринимаемого в данный момент объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов называется идентификацией. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно.

При объяснении механизма работы восприятия в психологии выделились две противоположные теории. Это гештальттеория и теория бихевиоризма.

Приверженцы концепции гештальта считали, что нервная система животных и человека воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) ощущения, которые синтезируются головным мозгом. Современная наука пытается примирить эти две крайние теории. Предполагается, что восприятие имеет комплексный характер, но «целостность образа» все же является продуктом синтезирующей деятельности коры головного мозга. Сегодня можно говорить о постепенном сближении этих подходов.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции . Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

Свойства восприятия :

    Целостность , т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

    Константность восприятия - мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

    Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

    Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

    Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»

Таким образом, восприятие можно рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решения.

2.Понятие о мышлении

Мышление - психический познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности .

Якиманская И.С. считала, что мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними .

Существенными признаками мышления как познавательного процесса выступают:

    обобщенное отражение действительности - благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности, в которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями;

    познание мира, опосредствованное имеющимися знаниями - указание на то, что мыслительная деятельность предполагает использование имеющихся знаний, которые опосредствуют, влияют на решение стоящих задач;

    словесное опосредствование - мыслительная деятельность человека основывается на использовании понятий (обозначение явлений мира в словесной форме);

    мышление направлено на решение познавательной или практической задачи, или другими словами, оно проявляется и развивается в случае проблемы, которую индивиду надо разрешить.

Проблемы мышления рассматривались в различных психологических теориях. Например, в рамках ассоциативной психологии мышление понималось как результат установления связи между следами прошлого опыта и новой информацией. Бихевиоризм обосновывал позицию, согласно которой мышление связано с образованием сложных связей между стимулами и реакциями. В отечественной психологии наиболее часто исследование мышления проводилось в рамках деятельностного подхода. В соответствии с ним внутренняя мыслительная деятельность человека не только является производной от внешней, практической деятельности, но и имеет такую же структуру. В ней можно выделить в качестве отдельных единиц анализа мыслительные действия и операции. На основе положений данного подхода были разработаны более частные теории (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов и др.). В настоящее время активно предпринимаются попытки комплексных, междисциплинарных исследований мышления, ведущих к возникновению новых теорий. В качестве примера можно назвать т.н. информационно-кибернетическую теорию мышления, в которой предпринята попытка изучить закономерности мыслительной деятельности человека на основе знаний кибернетики, информатики, других наук. Результатом этого научного поиска стала постановка проблемы «искусственного интеллекта».

В отечественной психологии в качестве физиологических основ мышления выделяют процессы, связанные с функционированием головного мозга. При этом считается, что мыслительную деятельность «обеспечивают» все зоны головного мозга, связанные с другими познавательными процессами (ощущением, восприятием, вниманием и т.д.). Поэтому и утверждается, что физиологическую основу мышления составляет сложная аналитико-синтетическая деятельность коры полушарий головного мозга. В соответствии с теорией И. П. Павлова, для процесса мышления большое значение имеют сложные временные связи, образуемые между мозговыми концами анализаторов.

Мыслительная деятельность обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики (коды). В нейронных кодах запечатлена определенная частота импульсной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач.

Мышление так же напрямую связано с функциональными системами, под которыми понимается определенная организация элементов нервной системы и органов тела человека, позволяющая достигать полезного приспособительного результата и продуктивно выполнять мы слительные задачи (П. К. Анохин) .

П.А. Рудик считал, что мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Таким образом, благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.

3. Связь мышления и восприятия.

Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что действует на него в данный момент или действовало раньше, но и создает новые образы. Мысленное представлени е того, что ранее не воспринималось, создание образов предметов и явлений, с которыми человек не встречался, возникновение идеи, образа того, что будет сделано - составляет особую форму психической деятельности. Воображение - это создание новых образов на основе ранее воспринятых.

Восприятие и мышление представляют собой различные ступени познания. Именно на этом основывается самое существенное различие между ними. Немного метафорически можно сказать, что восприятие - это свернутое мышление.

Восприятие создает образы, мышление облачает образы в слова и формулировки.

Р.Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета - значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. «Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах»

Мышление – это умение находить и устанавливать связи между частями, отвечать на вопросы: Что, Как? Почему? Зачем? и др.

Представить машину и паровоз – это чувственный образ (паровоз большой и звенит, машина маленькая и гудит) А вот описать что такое машина, что такое паровоз, как они соотносятся, в чем похожи, в чем ключевые различия - это мышление (машина – и паровоз – средства передвижения. Машина двигается за счет энергии тепла полученного в результате сгорания топлива, паровоз – за счет воздействия пара на систему поршней, которые приводят в движения колеса и т.д.)

Мышление создает – то есть облачает образы в слова и формулировки.

Как часто в ответ на простые вопросы – типа «что такое потребность?» звучат долгие и путанные объяснения. А все потому что – «знать-то знаю, объяснить не могу» - нет понятия, есть образ.

Чувственные образы нужны как исходный материал для мышления (то есть то, что было воспринято теперь подвергнется мыслительной обработке). Если восприятие – это процесс сиюсекундный или происходящий в короткое время (увидел, услышал, почувствовал, вспомнил – получил образ), то мышление - процесс по времени происходящий позже (увидел, услышал, почувствовал, вспомнил – получил образ – подумал – получил понятие).

Восприятие в ответ на вопрос где живет человек рисует или юрту, покрытую шкурами или высотку со стеклянными окнами, а мышление сообщает, что человек чаще всего живет строениях с крышей. Строения эти могут различаться в зависимости от климата и величины населенного пункта. Если речь идет о городе нашей страны - то это будут мн

Эрнст Мах опубликовал книгу: Механика в её историческом развитии / Die Mechanik in ihrer Entwicklung, где, в том числе, на многочисленных примерах из истории механики показал, как частные формулы постепенно заменяются более общими...

«Представление об экономии нашего мышления развилось у меня с опытом преподавателя, в практике преподавания. Оно было у меня уже, когда я приступил к своим лекциям в 1861 году в качестве приват-доцента и - что вполне простительно - полагал тогда, что я один обладаю им.

В настоящее время я, напротив того, убеждён в том, что, по меньшей мере, предчувствие этого взгляда должно было быть общим достоянием всех учёных исследователей, задумывавшихся вообще о процессе исследования, как таковом. Выражение этого взгляда может получить ещё весьма различные формы. Так, основной мотив простоты и красоты, столь ясно выступающий у Коперника и Галилея , я признал бы не только эстетическим, но и экономическим. И в «Правилах философствования» («Regulae Philosophandi») Ньютона является существенной точка зрения экономическая, хотя экономический принцип не выражен здесь вполне ясно, как таковой».

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 418-419.

В Введении к книге Эрнст Мах указывает:

«Переход к систематическому научному познанию и пониманию фактов возможен лишь тогда, когда развились уже особые сословия, ставящие себе задачей жизни удовлетворение определённых потребностей общества. Такое сословие занимается особыми классами процессов природы. Но лица этого сословия сменяются: выступают из него старые члены и вступают новые. И вот возникает необходимость сообщить новопоступающим существующий уже опыт, возникает необходимость сказать им, от каких обстоятельств собственно зависит успех при преследовании той или другой цели. Только получив такое сообщение, человек бывает вынужден к точному размышлению, что каждый человек может наблюдать на себе самом ещё и в настоящее время. С другой стороны, то, чем старые члены сословия занимаются по привычке, новопоступающему члену кажется чем-то необычным и побуждает его к размышлению и исследованию. Если хотят познакомить человека с известными явлениями или процессами природы, то для этого существуют два пути: или заставляют его самого наблюдать их, но тогда здесь нет никакого преподавания, или приходится описать ему каким-либо образом процессы природы, чтобы сберечь для него труд самому сызнова проделать каждый опыт. […] ...раз усвоена способность узнавать эти постоянные элементы в самых многообразных процессах, видеть их в последних, то это приводит к обобщающему, единому, свободному от противоречий и лёгкому постижению фактов. Раз дело дошло до того, что мы везде замечаем одни и те же немногие простые элементы, сочетающиеся привычным для нас образом, они представляются нам чем-то знакомым, что не является уже для нас неожиданностью, что не чуждо и не ново нам в явлениях; мы чувствуем себя свободными, наблюдая их, они нас более не смущают, они уже не запутаны, они объяснены. Здесь происходит процесс приспособления наших мыслей к фактам действительности.

Экономия сообщения и понимания составляет сущность науки , в ней заключается успокаивающий, разъясняющий и эстетический момент последней, и она же ясно указывает на историческое происхождение науки. Первоначально всякая экономия непосредственно направлена только на удовлетворение физических потребностей. Для ремесленника и ещё более для исследователя кратчайшее, простейшее, достижимое с наименьшими духовными жертвами познание определенной области процессов природы само становится экономической целью. Хотя оно первоначально было средством к цели, тем не менее, раз соответствующие духовные склонности развились и требуют удовлетворения, познание становится целью, пред лицом которой о физической потребности совсем более не думается.

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 13-14.

В заключительной главе «Экономия науки» Эрнст Мах пишет:

«Задача всей и всякой науки - замещение опыта или экономия его воспроизведением и предвосхищением (Vorbildung) фактов в наших мыслях. Опыт, воспроизведенный в наших мыслях, легче под рукой, чем действительный опыт, и в некоторых отношениях может этот последний заменить. Эта экономическая функция науки, пронизывающая всё её существо, ясна уже из самых общих рассуждений. С познанием экономического характера науки . Сообщение науки при помощи преподавания имеет дело сэкономить для индивидуума опыт сообщением ему опыта другого индивидуума . Более того, опыт целых поколений сохраняется в виде письменных памятников в библиотеках и усваивается таким образом дальнейшими поколениями, благодаря чему повторение его этими последними становится ненужным».

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 408.