Герой с тысячью лицами читать. Джозеф кэмпбеллтысячеликий герой

Не так давно (и исключительно благодаря Нарраторике (жж , твиттер , группа ВК)) я наткнулся на простое в своей сути утверждение: «Каждая хорошая история написана по одному алгоритму». Как если бы в ноосфере Земли время от времени запускался процедурный генератор, выдающий шедевры. , ни я, ни мои коллеги не смогли пройти мимо такого подарка судьбы. Поэтому вполне закономерно, что в рамках очередного мы приступили к изучению работы Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами» . Ниже вы найдете краткий конспект прочитанного, перемежающийся личными выводами моих коллег.

Очень краткое содержание книги

Как и многие другие исследователи мифов, легенд, сказок, притч и других литературных творений разных времен и народов, Дж. Кэмпбелл заметил, что в их структуре наблюдается некая общность. И если отрешиться от проявлений специфических литературных форм и национального колорита, то можно наблюдать, что в общем виде все легенды и мифы имеют три схожих по сути структурных элемента — или три ступени развития. А именно:

  1. Уединение (или отчуждение) — когда герой решается отринуть свою повседневность и, оставив привычную обстановку (не важно, родной ли это дом, город, страна или вообще земная твердь), отправляется в ранее неизвестную ему область, где царят другие законы, где привычное становится странным, а жизнь обретает новые смыслы.Так, например, легендарный Прометей восходит на небеса, а Эней, напротив, спускается в преисподнюю.
  2. Инициация — когда герой вовлекается в самую яркую и напряженную часть своего приключения: путешествует по неизведанному миру, решает встающие перед ним задачи, преодолевает серьезные и не слишком препятствия, встречается, борется и побеждает самых невероятных и сильных противников и наконец добивается своей цели — получает то, за чем он отправился в это фантастическое странствие.Так, например, Ясон, хитростью одолев дракона, получает Золотое Руно.
  3. Возвращение — когда герой с победой (получив то, за чем шел или получив нечто иное, но не менее важное) возвращается в свою привычную обстановку, чтобы делиться с окружающими приобретенным благом.

Указанные три ступени, по мнению Дж. Кэмпбелла, являются не чем иным, как проекцией на мифы тех психологических процессов, которые происходят с каждым из нас в ходе роста и развития нашего сознания. В частности, трехактная структура легенд показывает нам типичные фазы, характерные для переходных состояний во время кризисов психологического взросления и самоосознания.

Такой кризис, например, может возникнуть при попытке юноши освободиться от естественной подсознательной сексуальной привязанности к матери. В таком случае начало его пути — решение об отчуждении от матери — будет знаменовать фазу уединения, следующая за этим собственная борьба со страхами, ожидаемыми и реальными последствиями — эта фаза инициации. Завершением же пути будет обретение независимости и возвращение к спокойным и ровным отношениям с близкими, от которых выиграют все, и, в первую очередь, — герой-юноша.

Согласно К. Юнгу, на теоретические изыскания которого опирается автор, существует некое коллективное бессознательное — архетипы, довлеющие над каждым из нас, независимо от нашего желания. Именно поэтому, по мнению Кэмпбелла, независимо от народности, периода истории и религиозного направления, все мифы как проекции этого бессознательного, обладают описанной выше выраженной общей структурой, названной им “мономифом” (этот термин Кэмпбелл заимствовал у Джойса).

Итак, Путь Героя непременно проходит по трехактной схеме, каждая из ступеней развития которой может содержать некие общие, хотя и по-разному выраженные элементы.

Чтение книги породило во мне мощный импульс развернуть память к множеству подзабытых, приятных и сильных вещей вроде профессиональной художественной литературы, в которой сюжет - это всего только один аспект из десятков. Я действительно уже давно об этом не размышлял. И хотя у Кэмпбелла в работе “Герой с тысячью лицами” литературоведческого анализа мифов (который мне гораздо ближе и понятней психоанализа) намного меньше, чем изящного, литературно-витиеватого, прямо скажем - труднодоступного - изложения фактов и предположений, я не мог не почувствовать интеллектуальную силу и значимость этой работы, которая легко может столкнуть с места глыбы и обратить людей к подвигам, о которых они когда-то мечтали. Никита Прохоров

Элементы ступени уединения

Это первая ступень развития сюжета мифа. Она является предшественницей собственно приключения, которое герой переживет на следующей ступени. На этом этапе происходит все то, что так или иначе способствует наступлению следующего.

Когда мы говорим о типичном пути героя мифов, то подразумеваем, что следующий этап наступит обязательно, однако если подразумевать кризисы становления личности, то естественно, что не всегда даже самые сильные предпосылки способны привести к преодолению кризиса или даже к желанию его преодолеть. В таком случае следующий этап просто не наступает: юноша не преодолевает зависимость от матери, Илья Муромец не встает со своей печи — героя не получается.

Какие же предпосылки, принуждающие будущего героя пройти свой путь, чтобы заслужить право носить это гордое звание, различает Кэмпбелл в своем труде.

1. Зов

Началом приключения является зов к нему. Обычно он исходит от предвестника. Образ этого глашатая будущих свершений может быть весьма специфическим — это может быть человек, животное (лягушка, например), неведомый глас свыше или что-то еще, что подает будущему герою некий знак.

Знаки, которые подает предвестник, тот зов и те просьбы, с которыми он обращается к герою, могут быть не менее специфичны, чем сами предвестники, и поэтому герой не всегда будет способен сразу принять или распознать важность зова. Дело в том, что то, к чему призывает предвестник, не всегда похоже на героическое свершение в типичном его понимании (например, призыв жениться на лягушке).

Предвестники могут звать к жизни, или, в более поздний момент жизненного пути, к смерти, к религиозному смирению, к битвам… Тем не менее, если смотреть на это с точки зрения психологии и принимать путь героя как преодоление себя, расширение своего сознания и раскрытие своей самости, то жениться на лягушке и убить дракона — суть одно и то же: преодоление своих внутренних подсознательных страхов.

Зов может быть принят или не принят героем. Во втором случае героическое приключение не только не состоится, а превратится в его противоположность. Жизнь несостоявшегося героя становится “…бессмысленной — даже несмотря на то, что, подобно Царю Миносу, благодаря титаническим усилиям, он может преуспеть в создании прославленной империи. Какой бы дом он ни построил, это будет дом смерти: лабиринт с исполинскими стенами, предназначенный для того, чтобы скрыть от него его Минотавра.”

С точки зрения психологии это значит, что человек, который не позволил себе вступить в борьбу со своими страхами и не преодолел внутренний кризис, несмотря на любое внешнее благополучие, не сможет быть счастлив и в конечном счете потерпит поражение от самой жизни, став жертвой этого своего перманентного подсознательного кризиса.

Книга Кэмпбелла вызывает противоречивые чувства. С одной стороны это довольно качественный разбор большого количества мифов с выделением общей для них структуры, которую можно считать “золотым сечением” для любых произведений в жанре “героический эпос”. А с другой — притянутый за уши психологический анализ по Фрейду, который даже в психологии не является однозначным авторитетом. Книга является однозначно полезной в сценарном деле, однако, учение Фрейда, по моему мнению, в анализе является лишним, раздражающим фактором. С тем же успехом можно было бы “доказывать” общий для мифов сценарий с точки зрения литературы, археологии, математики и физики — результат был бы таким же, а деление на фазы не изменится. Андрей Муренко

2. Защитник

Если герой не отверг зов, то теперь самое время ему встретиться со своим защитником. Чаще всего это будут древняя старуха или старик, хотя нередко фигуры покровителей в мифах и сказках предстают перед нами в не менее причудливых образах, чем образы зовущих. Покровителями героя могут быть великие боги и богини, животные, родители, мудрые наставники и духи… К слову сказать, защитниками могут выступать и те же, кто на предыдущем этапе взывал к нам, предлагая пуститься в героическое приключение.

Покровители, как правило, занимаются снабжением героя амулетами, волшебными дудочками, магическими инструментами или, на худой конец, ценными советами, которыми герой сможет воспользоваться при преодолении препятствий на следующей ступени.

Иногда защитники не ограничиваются магическими подарками, а и сами сопровождают героя в его путешествии, лично помогая ему при необходимости.

Таким образом, в личном или опосредованном сопровождении своими защитниками герой продвигается дальше по своему героическому пути и доходит до некого “порога”, преодоление которого сулит ему переход на следующую ступень.

Огромное количество воды и красивых литературных оборотов. В ходе чтения можно легко потерять нить повествования и смысл, который пытался вложить автор. Полезную информацию приходится выискивать и вычленять в бесконечных примерах из психологии и самоанализа. Сам прием о “жизни” героя действительно может быть полезен при написании сюжета, а если рассмотреть современный кинематограф и книги через призму этого приема — то выходит, что им уже давно пользуются.Вячеслав Золотовский

3. Преодоление порога или чрево кита

Порог в психологии — эта некая грань, переступив которую ты уже не сможешь вернуться назад в свой обыденный и привычный мирок прежним, независимо от того, победишь ты в своем героическом приключении или проиграешь его. Преодоление этой психологической границы всегда означает выход за некую линию комфорта и потому порой требует высокой решимости.

В мифах порог между старым и новым обычно представлен материально: закрытыми вратами, темной пещерой, развернутой пастью… Ассоциативно порог этот часто вызывает чувство опасности — никогда неизвестно, что же ждет героя за границами его сознания. “Всегда и повсюду приключение — это переход за завесу, отделяющую известное от неизвестного; силы, которые стоят на границе, опасны; иметь с ними дело — рискованно; однако перед всяким, кто обладает уверенностью и отвагой, эта опасность отступает”.

Ворота в новый мир нередко охраняются неведомыми существами, они определяют существующий горизонт жизни героя и именно с этими существами герою придется сразиться, чтобы открыть для себя новые — иные горизонты. Сражения могут носить разный характер: иногда победить привратника нужно хитростью, иногда — силой, добротой или храбростью. Если герой с честью преодолеет это испытание, он окажется там, где и будет совершать все свои героические деяния.

Часто легендарным символом порога или границы между мирами является чрево кита или какого-то иного мифического существа. Герой бывает проглочен этим существом, что символизирует крайнюю степень выраженности неизвестности, которая ожидает героя — такая неизвестность граничит с неизвестностью самой смерти, что подчеркивает важность этого этапа на пути героя и символизирует окончательный разрыв с прошлым героя.

Порог — эта еще одна точка, не выйдя за которую герой не совершит своих героических поступков, а человек не выйдет за рамки своего нынешнего состояния. “Обычный человек более чем удовлетворен тем, что остается в пределах указанных границ, он даже гордится этим, и общественное мнение дает ему все основания опасаться малейшего шага в неизвестное”. Но также как ребенок, ни разу не сделавший самостоятельного шага, никогда не научится самостоятельно ходить, также как член племени, не оторвавшийся от него и не ушедший в дальнее путешествие, не сможет открыть для соплеменников новые земли, так и герой не сможет совершить свои героические поступки, если не выйдет за пределы знакомых образов и состояний.

Книга учит привлекать читателя/зрителя/игрока. Учит писать сюжет таким образом, чтобы каждый человек нашел для себя что-то близкое в герое, который проходит определенные этапы жизни, не чуждые любому из нас.

Мифы — не выдумка, они в любом случае основаны на каких-то событиях, судьбах представителей определенного народа. А судьбы людей, живших тысячу и более лет назад на каком бы то ни было континенте, мало чем отличаются от перипетий судьбы современного человека. И герой, переживающий то или иное событие из набора, перечисленного автором, вызовет симпатию, сочувствие, понимание со стороны игрока (в нашем случае).

Хотелось бы сказать о стиле автора: он, на мой взгляд, несколько сложноват для восприятия — множество ссылок и отсылок, длинных цитат. Тем не менее, некоторые главы книги прочитаны с неподдельным интересом, несмотря на сложность языка изложения. В частности, глава “Миф и сновидение”. На мой взгляд, автор не случайно начал именно с этой главы — она заинтересовала, “зацепила” меня, читателя, именно тем, что большинство людей видит сновидения. Они волнуют нас, мы ищем в них глубинный смысл, пытаемся разгадать. Эта глава как раз и играет на этом . Татьяна Шкуро

Элементы ступени инициации (приключения)

Эта часть пути героя (любимая для большинства читателей) наполнена самыми яркими и значимыми событиями — именно здесь он совершает свои героические поступки: побеждает драконов, сражается с полчищами врагов, выполняет самые немыслимые поручения и вступает в спор с самими богами. И хотя нам как читателям нравится наблюдать за путешествием героя, мы понимаем, что интерес вызван именно тем, что сейчас герою грозит реальная опасность: каждое приключение бросает его на грань жизни и смерти — силы, которые отправлены ему в противовес, могут раздавить его, как букашку. Преодолеть их сопротивление — поступок, действительно достойный героя. На этом этапе герой может неоднократно низвергаться в пучину несчастий — терять любимых, друзей, но, скрепя сердце, двигаться вперед по своему пути.

С точки зрения психологии, именно в этой части преодоления кризиса роста мы встречаемся с самыми серьезными потаенными страхами из своего подсознания. Сделав шаг за границы своего комфорта, мы разбередили осиное гнездо — и не где-то, а в своей душе. Опасность не выдержать, не пройти свой путь до конца действительно велика.

Таким образом, главной составляющей этого этапа мономифа являются испытания.

В преодолении испытаний герою помогают те самые волшебные предметы или советы, данные покровителями, либо же герой оказывается под защитой самих покровителей.

Испытания могут быть очень разными, их может быть очень много — или совсем мало, они могут быть сложнее в преодолении — или проще, они могут отличаться или не отличаться разнообразием… Но, так или иначе, в каждом из этих испытаний, по мнению Кэмпбелла, воплощен какой-либо подсознательный страх.

То, насколько успешно и какими способами герой преодолевает испытания, показывает его сильные и, наоборот, слабые стороны.

В своем труде Кэмпбелл исследовал просто огромное количество материалов. Ему удалось выявить общие черты в мифах различных народов, развивавшихся в разных уголках мира и никогда не общавшихся друг с другом, объяснить почему людей так волнуют подобные вещи. Это действительно полезная информация, которую можно успешно применять в написании игровых сюжетов, однако большая часть книжного пространства — просто примеры, доказывающие мысли автора, из-за чего книга читается довольно тяжело. Александр Мальков

Среди видов испытаний, которые описывает Дж.Кэмпбелл в своем труде, можно выделить следующее:

  • женщина-искусительница (эти испытания, апеллирующие тайным желаниям, которые по тем или иным причинам не были реализованы ранее; как правило, это низменные страсти, которые мешают преодолению препятствий; в подавляющем большинстве случаев такие желания связаны с сексом и женщинами и поэтому в мифах также представлены женскими образами);
  • отец-соперник (испытания, как правило, связаны преодолением эдипова комплекса — успешное преодоление символизирует моральное и психологическое взросление, повышение собственной самооценки и установление ровных и независимых отношений между отцом и сыном);
  • богиня (как правило, завершает череду испытаний проверкой на то, способен ли герой заслужить самое великое благо — любовь; священный союз с женщиной является символом самой жизни и продолжения рода: “…триумф может быть представлен как брачный союз с матерью — богиней мира (священный брак) воплощение жизни”);

Хотя, как указывает Дж. Кэмпбелл, трактовки испытаний на самом деле могут быть самыми разными. Главное, что следует себе уяснить — каждое испытание связано с тем или иным страхом или слабостью героя, которые могут быть воплощены в самых разных персоналиях.

Последним этапом ступени инициации является получение желаемого — это могут быть уже перечисленные выше блага, связанные с воссоединением с отцом или заключением священного брака, это может быть получение магического предмета или символа, за которым герой и отправился за “порог”, это может быть религиозное просветление или апофеоз, связанный с признанием героя божественной сущностью.

Так или иначе в конце испытаний героя, преодолевшего все препятствия, ждет заслуженное вознаграждение.

Всю суть книги можно уместить на паре страниц, если вычленить из нее прослеживающуюся в ней методику (приключение героя по степам). Эта методика применима и в гейм дизайне, ее можно использовать для написания сюжетов в стиле “эпическое приключение” или использовать определенные степы в других сценариях (хотя эта методика и так давно уже используется).Денис Гурбик

Элементы ступени возвращения

Дж. Кэмпбелл отмечает, что даже несмотря на триумфальное преодоление испытаний, их конец вовсе не означает конца пути героя. И это может быть связано с самыми разными факторами.

Первое, что заставляет героя продолжить его путь — необходимость возвратиться и принести то благо, за которым он шел, тем, кто в нем нуждался.

И хотя это может восприниматься как нечто вторичное, но на самом деле этот момент очень важен как с точки зрения мифа (герой должен вновь преодолеть порог, но уже в обратном порядке, что нередко сопряжено с особыми сложностями, сопротивлением богов и стихий и т.д.), так и сточки зрения завершающего этапа психологического кризиса (человек должен прекратить ломать копья и войти в привычное русло жизни, но с уже новым — расширенным и измененным сознанием и соответствующим ему пониманием мира и поведением).

Возвращение героя может протекать очень по-разному. “Если герой в своей победе добился благословения богини или бога, а затем был явно уполномочен вернуться в мир с какой-нибудь панацеей для спасения общества, то на конечной стадии приключения его поддерживают все силы его сверхъестественного покровителя. И напротив, если трофей был добыт против воли стражей сокровища, либо желанию героя вернуться в мир противятся боги или демоны, тогда последняя стадия мифологического круга превращается в живую, часто не лишенную комизма погоню. Этот побег обрастает подробностями — всяческими чудесами магических препятствий и уловок…”

“… спасают ли его извне, гоним ли он изнутри или медленно продвигается вперед, направляемый богами, ему предстоит еще вновь войти вместе со своим обретением в давно забытую среду, где люди, будучи частицами, считают себя целым. Ему еще предстоит предстать перед обществом со своим разрушительным для эго и спасительным для жизни эликсиром и принять ответный удар вполне резонных вопросов, непримиримого негодования и неспособности добрых людей понять его…”

Таким образом, главные трудности героя, связанные с возвращением, могут заключаться в следующем:

  • соблазн остаться “за порогом”, если волшебный мир сулит большие блага, чем возвращение назад в прошлую реальность;
  • преследование враждебными силами волшебного мира, которые не желают выпускать полученное героем благо за “порог”;
  • герой не в силах преодолеть порог назад без помощи покровителей, которые на последних этапах испытания покинули его;
  • в повседневности, которая диктует свои законы, герою сложно сохранить или использовать по назначению благо, полученное в испытаниях.

Начну с боли! Книга “Тысячеликий Герой” Джозефа Кэмпбелла оказалась достаточно трудной в освоении. Текст написан сложным языком, наполненным огромным количеством непростых терминов и разных понятий, знать которые можно лишь имея специальное образование — философия, филология, психология, или при ранее самостоятельно освоенном багаже знаний из данных сфер. Поэтому неподготовленный к сложным академическим текстам читатель может просто не продраться через обилие всех этих сложных терминов и формулировок, плюс, еще и завернутых в непростые логические конструкции. Либо же надолго завязнуть в тексте, постоянно обращаясь за пояснениями к разного рода энциклопедиям (как читал книгу я).

Теперь по сути содержания. Данный труд хорош, в первую очередь, тем, что в нем заключен результат проделанной гигантской работы по сбору, прочтению, осмыслению и анализу огромного числа фактического материала, а именно — мифов, сказок и легенд разных стран и народов. Но главное — на основе всего этого материала и с применением психоанализа были выявлены первичные поведенческие модели человека, его бессознательные желания и заложенные природой реакции, которые и лежат в основе действий героев во всех этих мифов. То есть, проведя анализ множества разных источников, автор смог вычленить некую универсальную метафизическую структуру поведения человека на своем жизненном пути в различных обстоятельствах, сформированную на основе архитипного поведения человека и характерное для всех представителей нашего вида. Поэтому данная структура геройского мифа просматривается у многих народов, независимо друг от друга.

Кроме того, книга до краев заполнена пересказом этих увлекательных мифов от разных народов из разных частей нашего света, которые читаются с большим интересом. При этом, все сопровождается анализом, и позволяет увидеть и понять, почему в конкретном мифе или ситуации герой действует именно так, как действует, какой за этим стоит символизм, и как это отражено в психологии человека.

Единственное, что приходится верить автору на слово, ибо трудов, на которые он ссылается, я лично не читал, а проверить то или иное утверждение, основанное на прочтении десятков и сотен мифов не представляется возможным (для этого потребовалось бы самому все эти мифы и книги перечитать). Хотя, если посмотреть почти на любой современный фильм или книгу (в “героическом” жанре), то герой там, так или иначе, но идет по описанному Кэмбеллом пути, что только подтверждает сделанные автором выводы.

Что касается полезности труда в контексте геймдизайна, то конспект на основе данной книги, с кратко выписанной структурой пути героя и его мотиваций на этом пути, вполне может пригодится в качестве шпаргалки, в которой всегда можно посмотреть проверенные временем, а, главное — лежащие в основе глубинной человеческой психологии, сюжетные ходы и повороты. То есть то, что железно работает. Александр Атаманчук

Заключение

Объяснив общую структуру мифа и свою интерпретацию ее внутренних составляющих, Кэмпбелл объясняет, почему, несмотря на сохранение актуальности влияния подсознания на поведенческие мотивы человека, несмотря на то что мифы по-прежнему символически отображают процессы становления, развития и преодоления, почему сегодня миф не является способом отражения существующей действительности.
А все дело в том, что развитие человечества лишь отражение процесса развития каждого индивидума. Оно переживает те же кризисы и те же периоды роста, и каждый из этих периодов характеризуется своим особым “почерком”. Мы превзошли символику мифов и религиозных притч, но еще не научились писать свою жизнь другими красками. Мы вышли за пределы эгоцентричного “Я”, но не доросли до “Ты”, которое может принять, понять и отразить “чудесную в своем многообразии божественную экзистенцию, каковой и есть жизнь в каждом из нас”.

Сегодня мы — новые герои, и задача каждого и всех сегодня найти новые символы, способные “…передать людям, которые настаивают на исключительности свидетельства своих чувств, послание всепорождающей пустоты”.

Книга Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» стала одной из самых известных психологических книг современности. О чем же может рассказать данное произведение? Что же, попробуем в этом разобраться.

Основные моменты

Если рассматривать содержание «Тысячеликого героя» (Джозеф Кэмпбелл), то сказать можно следующее: книга рассказывает читателю о тех героях, которые стали персонажами различных сказок, фильмов и рассказов в стиле фантастики. Автор называет этих героев избранными. На самом деле в каждом художественном произведении существует тот самый главный герой, который ищет приключений. Джозеф Кэмпбелл в «Тысячеликом герое» выделяет всего три этапа, пройдя через которые персонаж меняет свою жизнь кардинальным способом.

Первый этап

В книге «Тысячеликий герой» Джозеф Кэмпбелл называет этот этап «Исходом». Начинается он именно тогда, когда главного героя приключения прямо-таки зовут. Отличным примером для этой части этапа можно привести появление старого Гендальфа в повести «Хоббиты». Именно старый маг является своеобразным приглашением в волшебный мир, где главного героя ждут новые приключения. Или же можно посмотреть на Гарри Поттера, которого навстречу новой жизни зовут письма, засыпающие дом семейства Дурслей. В этот раз главного героя тянет в неизвестность.

Следующий шаг

Следующий шаг героя тоже вполне предугадывается: как правило, он просто отмахивается от призыва попробовать что-то новое из-за своего страха перед неизвестностью. Это вполне нормально, такие чувства испытывает абсолютно каждый, кому приходится сталкиваться с чем-то неведомым, необычным. Кроме того, магические приглашения всегда вызывают сомнения у персонажа, ведь невозможно сразу поверить старику, которого видишь впервые, что он - великий маг, который готов проводить тебя в мир необыкновенных странствий.

Отсутствие выбора

Несмотря на то что главный герой отчаянно сопротивляется переменам, приключения все равно его зовут. Они приходят к персонажу в виде различных знаков: куча невоспитанных гномов, которые готовы выломать дверь; сумасшедшие потоки писем, льющиеся из всех щелей в доме. В итоге, для того чтобы, в конце концов, обрести покой, главному герою приходится смириться и отправиться навстречу новым и незабываемым приключениям.

Второй этап

Продолжаем описание. В «Тысячеликом герое» Джозеф Кэмпбелл рассматривает и второй этап, который получил название «Инициация».

Этот этап содержит в себе основную часть всего произведения. Здесь главный герой либо потерпит поражение, либо вступит в сильнейшее противостояние с врагом и выйдет из него победителем. Любой исход этой борьбы станет либо легендой, либо показателем морали для будущих поколений.

Особенностью этого этапа является то, что здесь развитие сюжета целиком и полностью зависит от желания автора книги. В данном случае ведущая роль отдана именно фантазии автора, который сам распоряжается судьбой главного героя. Именно на этом этапе центральный персонаж встречает новых друзей, врагов и просто знакомых, которые будут его сопровождать какое-то определенное время. Очень вероятно, что центральный персонаж попадет под их влияние, что приведет его к новым открытиям или же неприятностям.

На этом же этапе главный герой часто встречается с оборотной стороной своей души - так называемой тенью. Он видит темную сторону своей души, заглядывает в нее, как в зеркало, отчего приходит в полнейший ужас. Справится ли герой со своими недостатками и страхами - известно только автору произведения.

На этом же этапе главный герой доходит до кульминации своего приключения. Именно в этот момент решается, останется ли центральный персонаж на той стороне или все же перейдет на другую. Часто персонажи не могут справиться со своей тенью, которая уводит их на сторону зла. Те же, кто не желает становиться злодеем, должны отказаться от своих эгоистичных целей и действовать во имя всего мира.

Часто перед героем стоит и сексуальный соблазн, однако автору удается направить своего персонажа в нужное русло, заставив его на время отказаться от своих фантазий о наслаждениях, которые могут привести к плачевному концу.

Третий этап

Продолжаем краткое содержание. «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла завершается этапом под названием «Возвращение». На этом этапе главный герой наконец возвращается домой. Но вернуться прежним жителем той местности ему уже вряд ли удастся. Кроме того, если центральный персонаж возвращается в родные края, то возвращается он для того, чтобы поведать своему народу о том ужасе, который может встретиться каждому, с которым он собственноручно боролся, спасая народ от гибели. То есть главный герой возвращается домой уже гораздо более мудрым, серьезным, взрослым.

Иногда случается так, что центральный персонаж решает остаться в этом вымышленном мире, чтобы когда-нибудь встретить следующего искателя приключений и помочь ему с его испытаниями. В таком случае, персонаж меняет роль главного героя на роль учителя, мудреца, способного быть путеводителем по волшебным и мистическим мирам.

На этом же этапе главный герой получает награду за свои заслуги. Часто эта награда выражается в том, чего очень не хватало герою. Или же, что часто случается в мифах или легендах, главный персонаж получает в качестве награды тот артефакт, ради которого и было пройдено столько испытаний.

Герой с тысячью лиц, или человеческая жизнь как воплощение мономифа (на основе книги «Тысячеликий герой» Дж. Кемпбелла).

Работа Дж. Кемпбелла стала настоящим прорывом в понимании образов, символов, сюжетных моделей мировой культуры. Следуя за К. Г. Юнгом в трактовке архетипов мировой культуры, ученый прозорливо видит в самых разных проявлениях – единого архетипического героя, в жизненном сценарии которого реализуется определенный диапазон сюжетов, связанных с личностной трансформацией.

Путешествие героя

Мотив путешествия – один из самых древних. Вспомним знаменитого Одиссея, русского Иванушку, отважного Гильгамеша, отправившегося в царство мертвых, жанр «хождения» в древнерусской литературе, наконец, Колобка из детской сказки. В этих и многих других произведениях воплощена идея пути как символ жизни. Однако путешествие героя – это не только о мифах, сказках, картинах художников и режиссеров. Это и о нас с вами, потому что жизнь каждого человека можно прочитать как увлекательный сюжет, с поражениями, победами, преодолением себя. Впоследствии и К. Воглер, чьи работы станут своеобразной библией для сценаристов Голливуда и ряда кинокомпаний мира, не раз будет обращаться к тем архетипическим моментам, которые были приведены Дж. Кемпбеллом. Эти две работы – «Тысячеликий герой» и «Путешествие автора» К. Воглера – окажутся в тандеме отнюдь не только в силу единого объекта изучения и многочисленных ссылок в работе Воглера на своего талантливого предшественника. Их близость обусловлена еще и тем, что в них заложен большой потенциал для психологов, работающих в русле арт-терапии, а если быть точнее – сказкотерапии.

Человеческая жизнь как символический путь, или единство мономифа

«Мифология есть психология, ошибочно прочитанная как биография, история и космология», - считает Кемпбелл . Как и К. Г. Юнг, он полагал, что во всем мировом культурном наследии есть единое ядро – узловые моменты, которые влияют на развитие характера и личности человека. Причем один и тот же момент, как мы знаем и из психологии, вызывает разные реакции, в зависимости от характера, однако их набор не бесконечен. Мы можем многое прогнозировать в поведении героя.

Аналогичные сюжеты в культурах, никак не взаимодействовавших друг с другом, универсалии человеческой психики, эмоции, не имеющие национальности и не зависящие от менталитета, – все это отражено в фольклоре, мифологии, литературе, живописи, театре. Трехчастная структура сказок, символика числа «три» в виде троекратных заклинаний, отречений, признаний, действий – это самая устойчивая модель, транслируемая практически в любом произведении искусства. Начиная еще с Библии, этой Книги книг, число три обретает символику, насыщенную мощными смыслами, отсылающими к Божественной троице, то есть, к гармонии личности и мира.

Почему число «3» столь популярно? По мысли Кемпбелла, это связано, в том числе, с тремя этапами пути каждого героя. Структура любого сюжета основана на:

  • «исходе» (начале пути, когда герой повинуется зову, после внутренней борьбы и сомнений);
  • «инициации» (внутреннего преображения, когда человек либо побеждает, переходя на новый уровень развития, либо терпит поражение, чтобы с новыми силами вновь принять вызов);
  • «возвращении» (в новом качестве, с потенциалом больших перемен либо внутри себя, либо внутри семьи или даже целого народа).

С такой же цикличностью выстроена и человеческая жизнь: все мы в какой-то момент обязаны пройти инициацию – своеобразное посвящение, предполагающее напряжение сил, умение отказаться от удовольствий, борьбу с собственной теневой стороной – для выхода на новый этап личностного роста. Так, предлагая клиенту написать сказку о самом себе, психолог легко может понять, на каком этапе находится герой, сидящий перед ним, какова логика этого этапа и возможные стратегии поведения. Если он еще сомневается на этапе «исхода», можно работать над этим и дать импульс, выступая для клиента своеобразным проводником. Или Трикстером, провоцирующим на действия. Если он на втором этапе, «инициации», можно снабдить его «волшебным» знанием, которое станет мощным оружием. Благодаря концепции Кемпбелла удается хотя бы немного структурировать даже такой многомерный феномен, как человеческая жизнь.

Образная символика как реализация архетипов в концепции Дж. Кемпбелла

На пути героя встречается множество других людей и существ, и нет ничего случайного – того, что не работало бы на сюжет и максимально полное раскрытие личностных черт героя. Так, фея-крестная, благожелательная старуха или Дева Мария рассматриваются Кемпбеллом как воплощение единого архетипа – женственности, ищущей покровительства для героя у его Отца (в этой символической роли могут выступать сам Господь Бог, Сознание человека, Разум, мужская составляющая психики). Фигура Отца трактуется Кемпбеллом в качестве «инициирующего жреца». Все сюжеты, связанные с противостоянием опасному врагу, отсылают к этой архетипической модели: герой либо вступает в борьбу с Отцом, чтобы превзойти его и тем самым пройти инициацию, либо сражается со своей собственной Тенью , и тогда Отцом выступает Сознание героя, свет которого помогает победить теневые стороны личности. «Там, где усилия героя направлены на поиск неизвестного отца, основной символизм остается символизмом испытаний и пути обретения своей самости» . При этом в сюжетах об убийстве Отца (миф о царе Эдипе, «Братья Карамазовы» Достоевского и др.) закономерно происходит и распад личности сына, потому что, как пишет Дж. Кемпбелл, «сын и отец – одно целое. Загадочные фигуры вновь растворяются в первичном хаосе» .

Трактовка автора вписывается и в концепцию Юнга о существовании анимы и анимуса внутри каждого из нас, независимо от пола. Если слабое место – Анима – тогда герой встает на путь ее обретения или восстановления. К числу таких сюжетов относят все сказки о поиске красавицы, спящей царевны, спасении ее из лап врага, преодолении испытаний, чтобы заключить символический брак – восстановить гармонию мужского и женского начал. Если слабое место – Анимус, - это путь испытаний, связанный с проверкой воли, целеустремленности, умения достичь цели. На помощь герою приходят спутники, животные, люди, - все те, кому он когда-то помог, или герой претерпевает личностную трансформацию под влиянием женских чар.

Что касается вмешательства богов в судьбы героев, то, согласно мысли Кемпбелла, это иллюстрация того, как мы подчиняемся законам, существующим в социуме.

Символика круга или цельность мономифа

Как говорят психологи, каждый человек проходит трансформацию примерно раз в 7 лет. Мономиф о путешествии героя – это фактически воплощение каждого такого 7-летия. Все в жизни циклично: не прошедшие инициацию вновь возвращаются на исходное место, чтобы попробовать снова, и так по кругу. Прошедшие ее с успехом – идут в новую ситуацию, готовящую новые испытания. В книге Кемпбелла говорится о круговом принципе выстраивания мономифа: «Полный круг, правило мономифа, требует, чтобы герой приступил теперь к выполнению следующей своей задачи – доставил Руны мудрости, Золотое руно или спящую принцессу в царство людей, откуда он вышел и где это благо может помочь возрождению общины, нации, планеты или десяти тысяч миров» . Самое важное – понять, что с завершением одного этапа пути сразу начинается новый, потому что жизнь предполагает динамику развития характера – в этом и есть ее смысл. Получается принцип круга или спирали: на новом витке герой вновь сомневается, теряет, преодолевает – начинает с чистого листа, но уже на совсем другом уровне. Это и есть мифологическое понимание развития: изменение качества личности при вечном повторении этапов, переживание универсальных эмоций, совершение поступков во благо самого себя и других.

Джозеф Кэмпбелл

ТЫСЯЧЕЛИКИЙ ГЕРОЙ


THE HERO WITH A THOUSAND FACES

BOLLINGEN SERIES XVII

PRINCETON UNIVERSITY PRESS


Миф в современном мире

В современном рациональном и прагматичном мире, пожалуй, именно в силу этого, интерес к мифологии растет и углубляется. Как и столетия назад мифы зачаровывают, они загадочны и таинственны, допотопные истории оказываются неожиданно актуальными, человечество продолжает находить в них пищу для души и ума Глубинная психология раскрыла многие тайны мифа В трудах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Ноймана, О. Ранка, Д. Хилмана показаны бессознательные основы мифологической символики, объяснено происхождение гротескных персонажей мифов, истоки их необычайных приключений и удивительных судеб. Однако, будучи научно «расколдованы» мифы и предания вовсе не лишились для нас своего смысла - наоборот чтение специальных работ, позволяет заново оценить непревзойденное сочетание наивной прелести и огромной мудрости самой незатейливой легенды или сказки.

Книга «Тысячеликий герой» - одна из самых увлекательных работ по сравнительной мифологии. Это исследование психологической основы героических мифов различных времен и народов, опирающееся на огромный фактический материал Джозеф Кэмпбелл с редким мастерством умеет соединить поэтическое изложение и научный взгляд на проблему Сказки и волшебные истории в пересказе автора не только не теряют своего очарования, но приобретают новое звучание - благодаря тонкому анализу глубинных сторон человеческой психики, иносказательно представленных в сюжетах и отдельных эпизодах мифов и легенд.

Работа Кэмпбелла посвящена наиболее часто встречающемуся мифологическому сюжету - истории героя его чудесного рождения, богатырских подвигов, женитьбы на красавице, мудрого правления и загадочной, таинственной гибели. Фольклор многих народов рассказывает о жизни таких персонажей у шумеров это был Гильгамеш, у евреев - Моисей и Иосиф Прекрасный, у греков - Тесей, Геракл, Ясон, Одиссей, у скандинавов и германцев - Сигурд - Зигфрид, у кельтов - король Артур, у ирландцев - силач Кухулин и доблестный Диармайд, у французов - Роланд и Карл Великий, у югославов - Марко - юнак, у молдаван - солнечный Фэт - Фрумос, у русских - целая плеяда «сильномогучих богатырей». Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Почему сказания о героях так популярны?

Кэмпбелл, как и другие авторы (Клаудио Наранхо, Александр Пятигорский, Геза Рохейм Виктор Тэрнер Мирча Элиаде), считает, что основу героического мифа слагают символические формы выражения двух важнейших для коллективной и индивидуальной человеческой истории событий - сотворения мира и становления личности. Иными словами, в героическом эпосе перед нами космогонический миф и ритуал инициации. Рождение героя и его странствия соответствуют символике инициации (обрядов перехода), а подвиги, свершения и смерть - мироустроению, созиданию Космоса (порядка) из всеобщего Хаоса. Оба эти процесса в некоторой мере едины, а сама инициации часто носит характер космогонического акта - например, в исследованных Ж.Демюзилем кавказских сказаниях о героях - нарmax, или в приведенных самим Кэмпбеллом мифах о Кришне и Будде.

Первая часть книги посвящена индивидуальной истории тысячеликого героя. Общая схема его приключений соответствует основным стадиям процесса инициации и воспроизводит разнообразные формы обрядов перехода (rites de passage). Известный фольклорист Арнольд ван Геннеп выделил три таких стадии - сепаративную, состоящую в откреплении личности от группы, в которую она входила раньше; лиминальную или стадию «нахождения на грани» и восстановительную {реинтегративную). Смена социального или иного статуса, составляющая основную цель инициационных испытаний, предполагает «выход» из прежнего состояния, отказ от культурных функций, разрушение социальной роли. В мифе это символизируется буквальным уходом, бегством, странствиями и скитаниями героя. Перед этим он слышит призыв, часто сопровождающийся предупреждением о смертельной опасности, угрозами - или, наоборот, обещаниями небывалого блага. Внемлет ли герой призыву или отказывается от него - это всегда начало пути отделения от всего, что было родным и привычным. Типичная форма призыва воплощена в известной былинно - сказочной завязке: «Направо пойдешь - жену найдешь, налево пойдешь - богатство возьмешь, прямо пойдешь - буйную голову сложишь».

Есть великая книга "Тысячеликий герой".
Держу пари, ее продажи подскочат,
Я прочел ее в Киеве этой дикой весной.
Как в запое, уйдя в одиночество, меня бросил язык мой,
Был полный тупик, ты не знаешь, что это такое.

Все гадали – бухает или готовит релиз? Я же просто сидел на балконе.
Это средние рифмы правда? Ну и что? Ведь за ними правда.
Эта книга меня вернула, я осознал, что еще живой.
И она же сподвигла Лукаса на создание Звездных Воин. Е-е-е!

Суть проста, во всех мифологиях, всех религиях сколько найти
И в основе любой истории есть один и тот же мотив:
Кто-то слышит далекий голос, он выходит из дома один.
Он идет по дороге из города в темный лес, где полно паутин.

На пути он встречает монстров, бьется с ними он так же один.
Он пока не герой, он боится всего, но он все продолжает идти.
И в конце - он приходит к логову, будет сложно, но он победит.
И дракона убив, он вернется домой, но уже не тем, кто уходил.

Он поспит немного, базару ноль - и опять в путь дорогу заново.
И на этом построены комиксы, сериалы, культуры, посты,
Наркотрипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны -

И настолько, что если сравнить
Египетские мифы и Бандитский Петербург
Вы увидите путь одного героя под личинами этих двух.

Путь героя – чудовищ фигачить, брать сокровища, строить капища.
Он герой не потому, что качок и боец, а потому что не может иначе.
Я помню первые батлы в России – там считалось, что нужно врага,
Чтобы вынести наверняка, нужно обложить километрами стояка.

После, в дело пошла деконструкция.
Все врага развинтили старательно.
Но под всей психологией кухонной
Лежит коллективная бессознательность.

И за каждым любым, даже хоть бытовым
Проявлением негатива двух отдельных людей
Виден древний мотив – столкновение архетипов.
Никуда не ушли герои, никуда не делись драконы.
Даже если их битва в офисе между стиплером с дыроколом.

И герои с драконами очень похожи,
Их путают, но погоди - есть отличие в корне.
Ведь лишь у дракона нет своего пути,
Нет идеи, нет идеологии. Его роль – это быть врагом.
Он сидит себе тихо в логове. Выдыхает с дымом огонь.

Почему например у Джокера нету собственного кино?
Есть у Бэтмена, CatWoman, Бэтмена с Робином, а у него ничего.
Почему нет игры, где ты - типа грибок и ты прыгаешь на СуперМарио?
А если б была – это был бы прикол, миллионы в игру не играли бы.

И ты понял к чему веду я? Мой анализ тут кране прост.
Гнойный, ты лишь еще один уровень, но никак не финальный босс.
Потому, что герою не стыдно сказать – я с изъянами, я уязвимый.
И поэтому люди в нем видят себя, а в тебе им себя не увидеть.

Ты змея, ты боишься меня и себя.
Твой единственный шанс – отшутиться стебя.
Ты увертливый гад, зацепиться нельзя,
Только это твой баг, а не фича, чувак.

Потому что сарказм – это панцирь, броня, чешуя.
Только, где ты товарищ? Я читаю с открытым забралом, друзья.
И поэтому - ты проиграешь. Может карта легла так и карма говниста,
Но ты отыграл только антагониста.

И в этом трагедия Славы Машного,
арелина, дальше по списку.
Ты не антигерой, ты вообще не герой,
Вызываешь сопереживания ноль.

И топы, увы, не пойдут за тобой.
Ты для них в инстаграме подписка.
У тебя нет пути, ты задействовал мой,
Но забыл, что в моем была искренность.

Батл-рэп, черный юмор и грайм.
Где же Гнойный за стебом и за анонимностью?
А его просто нет, ибо где-то исчез.
Ты скопировал все, даже этот мой жест.

Мистер постмодернист, ты компостный дермист.
Твой удел – быть МС для торжеств.
И быть может заметил кто-то, в моих раундах нету мата.
Как же так? Меня спросит Готэм, ты же автор той самой цитаты.

Очень просто – я батлю контуженного, дико тусклого босяка.
А нецензурная брань – жемчужина Великого Русского языка. Окей?

И допустим сегодня, может быть, ты даже сможешь меня убить.
Я поеду дальше стадионами, ты продолжишь меня тролить.
Халифы на час, главари на миг, смотри,
Они готовы кичась покорить олимп.

Че? Мой торт со свечами горит вдали. Я так стар.
Для меня BlackStar означает Талиб, Квали и Мосс Депп.
И чей-то голос шепчет мне – брось рэп, оставь чистым свой след.
Раньше чем выродишься как бро степ, но слепит скопище лиц кантовой свет.

Визги, слезы, белье. Мы boys band, а ты критик с дивана мамин.
Слушай, Ивангай, как сказал однажды Сталин – "Критикуешь – предлагай!"
Ты врубишь дурака, будешь быковать – неважно.
Ведь пока ты в моей системе рэп координат.

Если ты когда-нибудь предложишь слог альтернативный,
Потому что стыдно в 27 лет жить чужою парадигмой,
То на собственном пути станешь героем наротива.
А пока ты просто то, что моя жопа породила.

Слава, Слава, ты бойкий и ласковый,
Но мой орган из глотки вытаскивай.
Ты был просто достаточно длинною грушей
В моей подготовке к Dizaster"у.