Характеристика зарецкого из евгения онегина с цитатами. Сочинение зарецкий в романе евгений онегин пушкина

«Евгений Онегин» (1823-1831) - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Сюжет

Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего. Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени -

«Служив отлично - благородно, Долгами жил его отец. Давал три бала ежегодно И промотался наконец». Сын такого отца получил типичное же воспитание - сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы.
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

«[...] Надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить, И уж порядком отомстить». На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.

Сюжетные линии

  1. Онегин и Татьяна:
    • Знакомство с Татьяной
    • Разговор с няней
    • Письмо Татьяны к Онегину
    • Объяснение в саду
    • Сон Татьяны. Именины
    • Посещение дома Онегина
    • Отъезд в Москву
    • Встреча на балу в Петербурге через 2 года
    • Письмо к Татьяне (объяснение)
    • Вечер у Татьяны
  2. Онегин и Ленский:
    • Знакомство в деревне
    • Разговор после вечера у Лариных
    • Визит Ленского к Онегину
    • Именины Татьяны
    • Дуэль (Смерть Ленского)

Действующие лица

  • Евгений Онегин - прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его "Байроновские Герои", Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.
  • Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого "Анна Каренина" является продолжением романа "Евгений Онегин".
  • Ольга Ларина , её сестра - обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.
  • Владимир Ленский - сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.
  • няня Татьяны - вероятный прототип - Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина
  • Зарецкий , дуэлянт - в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
  • Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
  • Автор произведения - сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.

В романе упоминается также отец - Дмитрий Ларин - и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» - московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.
Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов - герой поэмы «Опасный сосед» (1810-1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина - вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».

Поэтические особенности

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую - попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

Сочинение: Пушкин А. С. - Евгений Онегин - "Дуэль Онегина и Ленского(По роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин»)"

"Дуэль Онегина и Ленского(По роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин»)"

Дуэль Онегина и Ленского(По роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин»)

Дуэль - это поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий, в дуэлях классик и педант», и, как видно из романа, ведет дело с большими упущениями. Точнее, он сознательной игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. При первом посещении Онегина для передачи вызова он и не подумал обсудить возможность примирения. А это было прямой обязанностью секунданта. Далее, непосредственно перед поединком он. опять ничего не предпринимает, хотя всем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, ясно, что никакой кровавой обиды не существует.

Вместо этого он «встал без объяснений... Имея дома много дел». Далее было еще как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли. Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется появившимся. Во всяком случае, в «Герое нашего времени» Печорин абсолютно точно приходит к месту дуэли, устраняя малейший повод для ее отмены.

Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный, малый», а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого, Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание.

Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Таким образом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли - смертельном исходе.

Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый - потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, .второй -чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том. Что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции.

Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо?

Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление. Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера. Ленский убит.


Образ Зарецкого зарисован в двойном плане: он был "картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный", - теперь "в философической пустыне" он "надежный друг, помещик мирный и даже честный человек"; ею "здравый толк" в беседах доставлял удовольствие Онегину; он был "истинный мудрец", опытный хозяин с разносторонними практическими знаниями (см. XXVI строфу: "...механик деревенский, Зарецкий жернов осуждал").

Предположение, что в образе Зарецкого Пушкин вывел известного Ф.И. Толстого-американца, требует некоторых ограничений. Пушкин собирался вывести его в IV главе (ср. в письме к брату в апреле 1825 г.: "Толстой явится у меня во всем блеске в 4 песне Онегина"), которую писал в 1825 г. и в которой первоначально должны были находиться сатирические картинки московского общества. Ф. И. Толстой получил бы место среди других "оскорбительных личностей", среди тех, о ком Пушкин в том же 1825 г. писал:

О, сколько лиц бесстыдно-бледных,

О, сколько лбов широко-медных

Готовы от меня принять

Неизгладимую печать!

Искать в Зарецком портретного сходства с Ф.И. Толстым бесполезно, но материал для образа Зарецкого Пушкин бесспорно брал с натуры, вкрапливая отдельные штрихи из жизни того, кто и в комедии Грибоедова был зло и метко заклеймен (см. в монологе Репетилова - IV действие, 4 явление: "Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом и крепко на руку нечист"). Ф.И. Толстой (1782-1846) еще в 1821 г. в послании к Чаадаеву был резко очерчен Пушкиным.

Впоследствии Пушкин помирился с Толстым; оба они встречались в одном литературном и светском кругу.

В характеристике Зарецкого следующие черты напоминают Ф.И. Толстого: "Некогда буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный" - всё это подтверждается воспоминаниями многих лиц, его знавших; например, Булгарин рассказывает о Толстом, что тот "постоянно выигрывал огромные суммы, которые тратил на кутежи... человек эксцентрический, Толстой во всем любил одни крайности... Все, что делали другие, он делал вдесятеро сильнее. Тогда было в моде молодечество, а Толстой довел его до отчаянности". Прототип Зарецкого, действительно, имел репутацию шулера, нечестного игрока в карты. "Старый дуэлист", - Толстой, подобно Зарецкому, нередко "ставил на барьер друзей" и сам дрался на дуэлях, отправив на тот свет нескольких человек, будучи превосходным стрелком. О его "злой храбрости" ходили легендарные рассказы. Зарецкий "был не глуп" - и Пушкин в 1821 г. писал Гречу, изменившему стих в послании к Чаадаеву: "Зачем глупец? Стихи относятся к американцу Толстому, который вовсе не глупец".

Вяземский называл Толстого "человеком интересным и любопытным". "Он речист", - Гоголь, давая совет, как играть Петра Петровича в "Развязке Ревизора", писал актеру Щепкину в 1846 г.: "Играющему Петра Петровича нужно выговаривать свои слова особенно крупно, отчетливо, зернисто. Он должен скопировать того, которого он знал [как] говорящего лучше всех по-русски. Хорошо бы, если бы он мог несколько придерживаться американца Толстого. Зарецкий умел "порой расчетливо смолчать" - характеристика применима к Толстому. Когда Жихарев в его присутствии несколько раз декламировал известные стихи в монологе Репетилова, Толстой вместе с другими весело смеялся, не показывая виду, что грибоедовские строки к нему относятся.

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» немало персонажей, которые играют значимую роль в романе, но их присутствие не столь яркое, как у главных героев. Одним из таких персонажей является господин Зарецкий. Читатель может не обратить на него внимания, ведь точного описания внешности у данного героя нет, и само его присутствие в романе не оказывается долгим.

Господин Зарецкий показан остроумным, хитрым человеком, который умело лжет людям, ради собственной выгоды. Он был достаточно расчетлив в своих действиях, поэтому, помимо лжи, ему удавалось утаивать и недоговаривать информацию, во имя собственного блага. Зарецкий мог быть веселым и позитивным, несмотря на свой характер. Внешний вид Зарецкого не описан автором, но внешность данного героя не столь важна, сколько его привычки и манеры.

Господин Зарецким был человеком азарта, поэтому все знали его, как заядлого картежника. Он любил пускать слухи и обсуждать окружающих, также для него было характерно устраивать скандалы и дебоширить. Но прежде всего в романе Зарецкий показан как человек, в руках которого были судьбы Владимира Ленского и Евгения Онегина. Когда между двумя главными героями возник конфликт из-за Ольги Лариной, господин Зарецкий мог с легкостью помирить юношей. Но он принял другое решение – подвигнуть Владимира Ленского на дуэль с Евгением. Ленский, будучи романтичным героем, быстро соглашается, так как считает это лучшим способом показать свою гордость и задетое достоинство. Евгений Онегин принимает вызов на дуэль, хоть и очень расстраивается из-за вмешательства сплетника и дебошира, Зарецкого, в его отношения с другом.

Евгений Онегин всячески пытался избежать дуэли с Ленским, демонстрируя свое недовольство из-за этой конфликтной истории. Он пришел на два позже положенного времени, когда должна была состояться дуэль с Владимиром, потому что искренне надеялся, что это что-то изменит. Евгений не ожидал увидеть Ленского на месте встречи, потому что думал, что автоматически стал проигравшим в дуэли из-за своего опоздания. Но Владимир Ленский стоял на своем и принципиально не уходил. В то время как Зарецкий мог помирить молодых людей, только лишь досрочно признав поражение Евгения, из-за его яркого неуважения к сопернику. Но господин Зарецкий преследовал цель кровопролития и очередного скандала, который бы обсуждали все в округе. Гибель Владимира Ленского была вызвана не столько выстрелом Евгения Онегина, сколько бездействием Зарецкого.

Образ Зарецкого

Неопытному читателю, который не привык задумываться о глубинных мотивах героев, может показаться, что господин Зарецкий является второстепенным персонажем, не привлекающим внимания. Его характер можно охарактеризовать как нейтральным, но на самом деле его можно четко охарактеризовать как одного из самых отрицательных героев всего произведения. Пять строф, посвященных ему Пушкиным, считаются достаточно большим объемом для второстепенного героя.

Для него используется самая беспощадная характеристика, читатель совершенно ничего не знает о внешности Зарецкого, но мы отлично представляем его характер и некоторые сформировавшиеся ранее привычки, присущие герою. При описании мужчины мы сразу понимаем, что он был человеком хитрым, смышленым и был способен обмануть даже достаточно умного и образованного человека. В любом споре он находил аргументы, весело шутил, но в случае надобности мог промолчать и скрыть свою точку зрения от окружающего общества.

В свободное время он играет в карты, достаточно много сплетничает за карточным столом, а когда выпьет, то начинает буянить. Никто не подозревает, что именно в его руках находилась судьба Онегина и Ленского.

Именно он, порекомендовал Владимиру разрешить проблемы, возникшие между ними в дуэли. Евгений согласился на данное предложение, он согласился на провокацию, что сыграло ключевую роль в развитии событий. Он не смог принять самостоятельное решение, что стало злой шуткой.

Зарецкий является крайне отрицательным персонажем, а также сборным образом, представителем низшего дворянства. Его образ аморален, он привык потакать собственным желаниям, бороться за справедливость для себя нечестными методами, его хитрость и смышленость помогают идти по головам и бороться за собственное счастье.

Он даже не пытается изменить свое собственное отношение к жизни, поэтому живет так как ему нравится. Его окружение не замечает его недостатков, они все обладают похожими качествами и отрицательными характеристиками, ему ничего не бросается в глаза. Поэтому он окружает себя подобными людьми, не способными держать моральную и нравственную планку.

Зарецкий. Евгений Онегин. Цитатная характеристикаКраткая характеристика
Господин Зарецкий является одним из ярких второстепенных персонажей романа "Евгений Онегин" Пушкина. Это приятель Владимира Ленского. Зарецкий выступает секундантом Ленского на дуэли с Онегиным.
Цитатная характеристика
Место жительства. Зарецкий живет в 5 верстах от деревни Ленского: "...В пяти верстах от Красногорья, / Деревни Ленского, живет..."
Старый дуэлист, участвовал во многих дуэлях. В дуэлях он старается соблюдать все правила: "... в это дело / Вмешался старый дуэлист..." "...В дуэлях классик и педант, / Любил методу он из чувства..."
Неглупый. Онегин уважает Зарецкого за ум и здравый смысл: "... Он был не глуп; и мой Евгений, / Не уважая сердца в нем, / Любил и дух его суждений, / И здравый толк о том, о сем..."
Злой сплетник: "...Он зол, он сплетник, он речист..." (Онегин о Зарецком)
Умеет как поссорить, так и помирить: "...Друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их, / Иль помириться их заставить..."
Расчетливый, хитрый: "...Умел он весело поспорить, / Остро и тупо отвечать, / Порой расчетливо смолчать, / Порой расчетливо повздорить..." Умеет "заморочить голову" как дураку, так и умному: "...Умел морочить дурака / И умного дурачить славно..."
В молодости был буяном, картежником и повесой: "...Зарецкий, некогда буян, / Картежной шайки атаман, / Глава повес, трибун трактирный..."
Участвовал в сражении с французами, находясь в пьяном виде. В ходе битвы он свалился с лошади, и французы взяли его в плен: "...И то сказать, что и в сраженье / Раз в настоящем упоенье / Он отличился, смело в грязь / С коня калмыцкого свалясь, / Как зюзя пьяный, и французам / Достался в плен: драгой залог!.."
С возрастом изменился, и его "удалость" прошла: "...Удалость... Проходит с юностью живой..."
Семейное положение - старый холостяк, но при этом он является "отцом холостого семейста": "...отец семейства холостой..." Что это значит? Дело в том, что во времена крепостного права некоторые помещики имели внебрачные отношения со своими крестьянками. В результате на свет появлялись незаконнорожденные дети: "...Теперь же добрый и простой / Отец семейства холостой, / Надежный друг, помещик мирный / И даже честный человек..."
Род занятий: ведет более спокойную жизнью, занимается хозяйством и учит азбуке своих незаконнорожденных детей: "...Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций, / Разводит уток и гусей / И учит азбуке детей..." "...Меж тем, механик деревенский / Зарецкий..."
Роль Зарецкого в романе "Евгений Онегин"
Современному читателю Зарецкий может показаться незначительным и нейтральным персонажем. Но это только на первый взгляд.
На самом деле Зарецкого можно считать одним из самых отрицательных героев романа "Евгений Онегин". В руках Зарецкого по сути оказывается судьба Ленского и Онегина. Именно Зарецкий, его опытом и хитростью, мог бы с легкостью примирить противников. Но, как секундант, он не делает ничего, чтобы предотвратить дуэль. Гибель Ленского происходит в том числе и по вине Зарецкого.