Литературные направления. Литературный процесс в первой четверти XIX века (судьбы классицизма, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, романтизм)

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения недолжно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить».

2) Сентиментализм
Сентиментализм – литературное направление, которое признавало чувство основным критерием человеческой личности. Сентиментализм зародился в Европе и России примерно одновременно, во второй половине 18 в., как противовес господствовавшей в то время жесткой классической теории.
Сентиментализм был тесно связан с идеями Просвещения. Он отводил первостепенное место проявлениям душевных качеств человека, психологическому анализу, стремился пробудить в сердцах читателей понимание природы человека и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страдающим и гонимым. Чувства и переживания человека достойны внимания независимо от его сословной принадлежности – идея всеобщего равенства людей.
Основные жанры сентиментализма:
повесть
элегия
роман
письма
путешествия
мемуары

Родиной сентиментализма можно считать Англию. Поэты Дж. Томсон, Т. Грей, Э. Юнг старались пробудить в читателях любовь к окружающей природе, рисуя в своих произведениях простые и мирные сельские ландшафты, сочувствие к нуждам бедных людей. Ярким представителем английского сентиментализма был С. Ричардсон. На первое место он выдвинул психологический анализ и привлек внимание читателей к судьбам своих героев. Писатель Лоуренс Стерн проповедовал гуманизм как высшую ценность человека.
Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.
В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.
В русскую литературу сентиментализм пришел с переводами произведений западноевропейских сентименталистов. Первыми сентиментальными произведениями русской литературы можно назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» и «Бедную Лизу» Н.И. Карамзина.

3)Романтизм
Романтизм зародился в Европе в конце 18 – начале 19 вв. как противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам. Романтизм, в противоположность классицизму, пропагандировал отступление от правил. Предпосылки романтизма кроются в Великой Французской революции 1789-1794 гг., свергнувшей власть буржуазии, а вместе с ней – буржуазные законы и идеалы.
Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.
Романтики разочаровались в окружающем мире, и это разочарование четко прослеживается в их произведениях. Некоторые из них, такие как Ф. Р. Шатобриан и В. А. Жуковский, считали, что человек не может противостоять загадочным силам, должен подчиниться им и не пытаться изменить свою судьбу. Другие романтики, такие как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин, считали, что необходимо бороться с так называемым «мировым злом», и противопоставляли ему силу человеческого духа.
Внутренний мир романтического героя был полон переживаний и страстей, на протяжении всего произведения автор заставлял его бороться с окружающим миром, долгом и совестью. Романтики изображали чувства в крайних их проявлениях: высокую и страстную любовь, жестокое предательство, презренную зависть, низменное честолюбие. Но романтиков интересовал не только внутренний мир человека, но и тайны бытия, сущность всего живого, может быть, поэтому в их произведениях так много мистического и загадочного.
В немецкой литературе романтизм наиболее ярко выразился в произведениях Новалиса, В. Тика, Ф. Гёльдерлина, Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана. Английский романтизм представлен творчеством У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, В. Скотта, Дж. Китса, Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли. Во Франции романтизм появился только к началу 1820-х гг. Основными представителями были Ф. Р. Шатобриан, Ж. Сталь, Э. П. Сенанкура, П. Мериме, В. Гюго, Ж. Санд, А. Виньи, А. Дюма (отец).
На развитие русского романтизма большое влияние оказала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. Романтизм в России принято делить на два периода – до и после восстания декабристов в 1825 г. Представители первого периода (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин периода южной ссылки), верили в победу духовной свободы над обыденной жизнью, но после разгрома декабристов, расстрелов и ссылок романтический герой превращается в отверженного и непонятого обществом человека, а конфликт личности и общества становится неразрешимым. Яркими представителями второго периода были М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев.
Основные жанры романтизма:
Элегия
Идиллия
Баллада
Новелла
Роман
Фантастическая повесть

Эстетические и теоретические каноны романтизма
Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
уход в мир фантазии;
концепция путешествия, дороги.

Концепция героя:
романтический герой всегда исключительная личность;
герой всегда в конфликте с окружающей действительностью;
неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Психологический параллелизм – тождество внутреннего состояния героя окружающей природе.
Речевой стиль романтического произведения:
предельная экспрессия;
принцип контраста на уровне композиции;
изобилие символов.

Эстетические категории романтизма:
неприятие буржуазной действительности, ее идеологии и прагматизма; романтики отрицали систему ценностей, которая была основана на стабильности, иерархичности, строгой системе ценностей (дом, уют, христианская мораль);
культивирование индивидуальности и художественного мировосприятия; отвергаемая романтизмом действительность подчинялась субъективным мирам, основанным на творческой фантазии художника.


4)Реализм
Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами. Основным приемом реализма является типизация фактов действительности, образов и характеров. Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами, другими словами, если бы человек жил в другое время, в другом месте, в другой социально-культурной среде, то и он сам был бы другим.
Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.
В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
критический (социальный) реализм;
реализм характеров;
психологический реализм;
гротескный реализм.

Критический реализм основное внимание уделял реальным обстоятельствам, которые оказывают влияние на человека. Примерами критического реализма являются произведения Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Характерный реализм, напротив, показывал сильную личность, которая может бороться с обстоятельствами. Психологический реализм большее внимание уделял внутреннему миру, психологии героев. Основными представителями этих разновидностей реализма являются Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

В гротескном реализме допускаются отступления от реальности, в некоторых произведениях отступления граничат с фантастикой, при этом чем больше гротеск, тем сильнее автор критикует действительность. Гротескный реализм развит в творчестве Аристофана, Ф. Рабле, Дж. Свифта, Э. Гофмана, в сатирических повестях Н. В. Гоголя, произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

5) Модернизм

Модернизм – совокупность художественных направлений, пропагандировавших свободу самовыражения. Модернизм зародился в Западной Европе во второй половине 19 в. как новая форма творчества, противопоставленная традиционному искусству. Модернизм проявился во всех видах искусства – живописи, архитектуре, литературе.
Главной отличительной чертой модернизма является его способность менять окружающий мир. Автор не стремится реалистично или иносказательно изобразить действительность, как это было в реализме, или внутренний мир героя, как это было в сентиментализме и романтизме, а изображает собственный внутренний мир и собственное отношение к окружающей действительности, выражает личные впечатления и даже фантазии.
Особенности модернизма:
отрицание классического художественного наследия;
декламируемое расхождение с теорией и практикой реализма;
ориентация на человека индивидуального, а не социального;
повышенное внимание к духовной, а не социальной сфере жизни человека;
ориентация на форму в ущерб содержанию.
Крупнейшими течениями модернизма были импрессионизм, символизм и модерн. Импрессионизм стремился запечатлеть мгновение в том виде, каким его увидел или почувствовал автор. В этом авторском восприятии может сплетаться прошлое, настоящее и будущее, важно впечатление, которое какой-либо предмет или явление оказало на автора, а не сам этот предмет.
Символисты пытались найти во всем происходящем тайный смысл, наделяли привычные образы и слова мистическим значением. Стиль модерн пропагандировал отказ от правильных геометрических форм и прямых линий в пользу плавных и изогнутых линий. Особенно ярко модерн проявился в архитектуре и прикладном искусстве.
В 80-х гг. 19 в. зародилось новое течение модернизма – декаданс. В искусстве декаданса человек поставлен в невыносимые обстоятельства, он надломлен, обречен, потерял вкус к жизни.
Основные черты декаданса:
цинизм (нигилистическое отношение к общечеловеческим ценностям);
эротизм;
тонатос (по З. Фрейду – стремление к смерти, упадок, разложение личности).

В литературе модернизм представлен следующими течениями:
акмеизм;
символизм;
футуризм;
имажинизм.

Наиболее яркими представителями модернизма в литературе являются французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, русские поэты Н. Гумилев, А. А. Блок, В. В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, английский писатель О. Уайльд, американский писатель Э. По, скандинавский драматург Г. Ибсен.

6) Натурализм

Натурализм – название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда натурализм стал самым влиятельным направлением. Теоретическое обоснование нового течения дал Эмиль Золя в книге "Экспериментальный роман".
Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплуатации, с другой – рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой – пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к натурализму.
Основные требования, предъявленные натуралистами к литературе: научность, объективность, аполитичность во имя "общечеловеческой правды". Литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Понятно, натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает существующего общественного строя. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественно-научный материализм типа Э. Геккеля, Г. Спенсера и Ч. Ломброзо, приспособляя к интересам господствующего класса учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими), философию позитивизма Огюста Конта и мелкобуржуазных утопистов (Сен-Симон).
Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.
Теоретик и вождь французского натурализма, Э. Золя причислял к натуральной школе Г. Флобера, братьев Гонкур, А. Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам натурализма Золя относил французских реалистов: О. Бальзака и Стендаля. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в котором понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу, и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции натурализма.
Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса требований, выдвинутых теоретиками натурализма. Следуя одному из принципов этого стиля, они отталкиваются от других, резко отличаясь между собой, представляя как различные общественные тенденции, так и различные художественные методы. Целый ряд последователей натурализма воспринял его реформистскую сущность, отбросив без стеснения даже такое типичное для натурализма требование, как требование объективности и точности. Так поступили немецкие "ранние натуралисты" (М. Крецер, Б. Билле, В. Бельше и другие).
Под знаком распада, сближения с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие натурализма. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и обострение процессов капитализации создает все новые и новые кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки. Постепенно терпят крушение надежды на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя.
Немецкий натурализм, а также натурализм в скандинавской литературе представляют собой целиком переходную ступень от натурализма к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей "Истории германского народа" предложил этот стиль назвать "физиологическим импрессионизмом". Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы. Действительно, от натуралистического стиля, известного во Франции, остается лишь преклонение перед физиологией. Многие немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или физиологическая, вокруг которой группируются факты, ее иллюстрирующие (алкоголизм в "Перед восходом солнца" Гауптмана, наследственность в "Привидениях" Ибсена).
Основоположниками немецкого натурализма явились А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца "Искусство", где Гольц утверждает, что "искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения". Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят также драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне отрицательно как к "роду развлекательного искусства". Особое внимание уделяется драме (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Гольц, Ф. Шляф, Г. Зудерман), в которой также отрицается интенсивно развитое действие, даются лишь катастрофа и фиксация переживаний героев ("Нора", "Привидения", "Перед восходом солнца", "Мастер Эльце" и другие). В дальнейшем натуралистическая драма перерождается в драму импрессионистическую, символическую.
В России натурализм не получил какого-либо развития. Натуралистичными называли ранние произведения Ф. И. Панферова и М. А. Шолохова.

7) Натуральная школа

Под натуральной школой литературная критика понимает направление, зародившееся в русской литературе в 40-х гг. 19 в. Это была эпоха все более обострявшихся противоречий между крепостническим укладом и ростом капиталистических элементов. Последователи натуральной школы в своих произведениях попытались отразить противоречия и настроения того времени. Сам термин «натуральная школа» появился в критике благодаря Ф. Булгарину.
Натуральная школа в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40-х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. К натуральной школе причисляли таких разнородных по их классовой основе и художественному облику писателей, как И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов и И. И. Панаев.
Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в "низких" слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, эстетства, романтической риторики.
В. Г. Белинский выделял реализм натуральной школы, утверждая важнейшей особенностью "истину", а не "ложь" изображения. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям, но к "толпе", к "массе", к людям обыкновенным и чаще всего к людям "низкого звания". Распространенные в 40-х гг. всяческие "физиологические" очерки удовлетворяли этой потребности в отражении иной, недворянской жизни, хотя бы всего лишь в отражении внешне-бытовом, поверхностном.
Н. Г. Чернышевский особенно резко акцентирует как существеннейшую и основную черту "литературы гоголевского периода" ее критическое, "отрицательное" отношение к действительности – "литература гоголевского периода" является здесь другим именем той же натуральной школы: именно к Н. В. Гоголю – автору "Мертвых душ", "Ревизора", "Шинели" – как родоначальнику возводили натуральную школу В. Г. Белинский и ряд других критиков. Действительно, многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Н. В. Гоголя. Кроме Гоголя, на писателей натуральной школы оказывали влияние такие представители западноевропейской мелкобуржуазной и буржуазной литературы, как Ч. Диккенс, О. Бальзак, Жорж Санд.
Одно из течений натуральной школы, представленное либеральным, капитализирующимся дворянством и примыкавшими к нему социальными прослойками, отличалось поверхностным и осторожным характером критики действительности: это или безобидная ирония по отношению к отдельным сторонам дворянской действительности или дворянски-ограниченный протест против крепостного права. Круг социальных наблюдений данной группы ограничивался барской усадьбой. Представители этого течения натуральной школы: И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. И. Панаев.
Другое течение натуральной школы опиралось преимущественно на городское мещанство 40-х годов, ущемленное, с одной стороны, еще цепким крепостничеством, а с другой – растущим промышленным капитализмом. Определенная роль здесь принадлежала Ф. М. Достоевскому, автору ряда психологических романов и повестей ("Бедные люди", "Двойник" и других).
Третье течение в натуральной школе, представленное так называемыми "разночинцами", идеологами революционной крестьянской демократии, дает в своем творчестве наиболее ясное выражение тенденций, которые связывались современниками (В.Г. Белинский) с именем натуральной школы и противостояли дворянской эстетике. Полнее и резче всего эти тенденции проявили себя у Н. А. Некрасова. К этой же группе надо отнести А. И. Герцена ("Кто виноват?"), М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Запутанное дело").

8) Конструктивизм

Конструктивизм – художественное направление, зародившееся в Западной Европе после Первой мировой войны. Истоки конструктивизма лежат в тезисе немецкого архитектора Г. Земпера, который утверждал, что эстетическая ценность всякого художественного произведения определяется соответствием трех его элементов: произведения, материала, из которого оно сделано, и технической обработки этого материала.
В этом тезисе, который впоследствии был принят функционалистами и функционалистами-конструктивистами (Л. Райт в Америке, Я. Й. П. Ауд в Голландии, В. Гропиус в Германии), выдвигается на первый план материально-техническая и материально-утилитарная сторона искусства и, по существу, выхолащивается идеологическая сторона его.
На Западе конструктивистические тенденции во время Первой мировой войны и в послевоенный период выразились в разнообразных направлениях, более или менее "ортодоксально" трактующих основной тезис конструктивизма. Так, во Франции и Голландии конструктивизм выразился в "пуризме", в "эстетике машин", в "неопластицизме" (изоискусство), эстетизирующем формализме Корбюзье (в архитектуре). В Германии – в обнаженном культе вещи (псевдоконструктивизм), однобоком рационализме школы Гропиуса (архитектура), отвлеченном формализме (в беспредметном кино).
В России группа конструктивистов появилась в 1922 г. В нее вошли А. Н. Чичерин, К. Л. Зелинский, И. Л. Сельвинский. Конструктивизм был первоначально узко формальным направлением, выдвигающим на первый план понимание литературного произведения как конструкции. В дальнейшем конструктивисты освободились от этого узко эстетического и формального уклона и выдвинули значительно более широкие обоснования своей творческой платформы.
От конструктивизма отходит А. Н. Чичерин, вокруг И. Л. Сельвинского и К. Л. Зелинского группируется ряд авторов (В. Инбер, Б. Агапов, А. Габрилович, Н. Панов), и в 1924 г. организуется литературный центр конструктивистов (ЛЦК). В своей декларации ЛЦК прежде всего исходит из заявления о необходимости для искусства максимально близкого участия в "организационном натиске рабочего класса", в строительстве социалистической культуры. Отсюда возникает установка конструктивизма на насыщение искусства (в частности, поэзии) современной тематикой.
Основную тему, всегда привлекавшую к себе внимание конструктивистов, можно обозначить так: "Интеллигенция в революции и строительстве". С особенным вниманием останавливаясь на образе интеллигента в гражданской войне (И. Л. Сельвинский, «Командарм 2») и в строительстве (И. Л. Сельвинский «Пушторг»), конструктивисты прежде всего выдвигают в болезненно-преувеличенном виде его удельный вес и значение в процессе строительства. Особенно отчетливо это выступает в "Пушторге", где исключительному специалисту Полуярову противопоставлен бездарный коммунист Кроль, мешающий ему работать и доводящий его до самоубийства. Здесь пафос техники работы как таковой заслоняет основные социальные конфликты современной действительности.
Это преувеличение роли интеллигенции находит свое теоретическое развертывание в статье основного теоретика конструктивизма Корнелия Зелинского «Конструктивизм и социализм», где он рассматривает конструктивизм как целостное мировоззрение эпохи, переходной к социализму, как конденсированное выражение в литературе переживаемого периода. При этом опять-таки основные социальные противоречия этого периода Зелинским подменяются борьбой человека и природы, пафосом голой техники, трактуемой вне социальных условий, вне классовой борьбы. Эти ошибочные положения Зелинского, вызвавшие резкий отпор со стороны марксистской критики, были далеко не случайны и с большой четкостью вскрывали ту социальную природу конструктивизма, которую легко наметить и в творческой практике всей группы.
Социальным источником, питающим конструктивизм, является, несомненно, та прослойка городской мелкой буржуазии, которую можно обозначить как техническую квалифицированную интеллигенцию. Не случайно, что в творчестве Сельвинского (являющегося наиболее крупным поэтом конструктивизма) первого периода с несомненностью обнаруживается характерный для русского буржуазного довоенного стиля образ сильной индивидуальности, мощного строителя и завоевателя жизни, индивидуалистического по самой своей сущности.
В 1930 г. ЛЦК распался, взамен него образовалась «Литературная бригада М. 1», объявляющая себя организацией переходной к РАППу (Российской ассоциации пролетарских писателей), ставящей своей задачей постепенный переход писателей-попутчиков на рельсы коммунистической идеологии, к стилю пролетарской литературы и осуждающей прежние ошибки конструктивизма, хотя и сохраняющей его творческий метод.
Однако противоречивость и зигзагообразность продвижения конструктивизма к рабочему классу дает себя знать и здесь. Об этом свидетельствует поэма Сельвинского «Декларация прав поэта». Подтверждением этого является и то, что бригада М. 1, просуществовав менее года, в декабре 1930 г. тоже распустилась, признав, что не разрешила поставленных перед собой задач.

9)Постмодернизм

Постмодернизм в переводе с немецкого языка буквально означает «то, что следует за модернизмом». Это литературное направление появилось во второй половине 20 в. Оно отражает всю сложность окружающей действительности, ее зависимость от культуры предшествующих веков и информационной насыщенности современности.
Постмодернистов не устраивало, что литература разделилась на элитарную и массовую. Постмодернизм выступал против всякого модерна в литературе и отрицал массовую культуру. Первые произведения постмодернистов появились в форме детектива, триллера, фэнтези, за которыми скрывалось серьезное содержание.
Постмодернисты считали, что высшее искусство закончилось. Чтобы двигаться дальше, нужно научиться правильно использовать низшие жанры поп-культуры: триллер, вестерн, фэнтези, фантастику, эротику. Постмодернизм находит в этих жанрах исток новой мифологии. Произведения становятся ориентированы и на элитарного читателя, и на невзыскательную публику.
Признаки постмодернизма:
использование предшествующих текстов в качестве потенциала для собственных произведений (большое количество цитат, нельзя понять произведение, если ты не знаешь литературу предшествующих эпох);
переосмысление элементов культуры прошлого;
многоуровневая организация текста;
особая организация текста (игровой элемент).
Постмодернизм ставил под сомнение существование смысла как такового. С другой стороны, смысл постмодернистских произведений определяется присущим ему пафосом – критикой массовой культуры. Постмодернизм старается стереть границу между искусством и жизнью. Всё существующее и когда-либо существовавшее – это текст. Постмодернисты говорили, что все уже было написано до них, что ничего нового придумать нельзя и им остается только играть словами, брать готовые (уже когда-то и кем-то придуманные, написанные) идеи, фразы, тексты и собирать из них произведения. В этом нет никакого смысла, потому что и самого автора в произведении нет.
Литературные произведения похожи на коллаж, составленный из несопоставимых образов и объединенный в целое единообразием техники. Такая техника получила название пастиш. Это итальянское слово переводится как опера-попурри, а в литературе оно обозначает сопоставление нескольких стилей в одном произведении. На первых этапах постмодернизма пастиш – специфическая форма пародии или самопародии, но затем – способ приспособления к действительности, способ показать иллюзорность массовой культуры.
С постмодернизмом связано понятие интертекстуальности. Этот термин ввела Ю. Кристева в 1967 г. Она считала, что историю и общество можно рассматривать как текст, тогда культура – единый интертекст, который служит авантекстом (все тексты, которые предшествуют данному) для любого вновь появляющегося текста, при этом здесь теряется индивидуальность текста, которая растворяется в цитатах. Для модернизма характерно цитатное мышление.
Интертекстуальность – присутствие в тексте двух или нескольких текстов.
Паратекст – отношение текста к заглавию, эпиграфу, послесловию, предисловию.
Метатекстуальность – это могут быть комментарии или ссылка на предтекст.
Гипертекстуальность – осмеяние или пародирование одного текста другим.
Архитекстуальность – жанровая связь текстов.
Человек в постмодернизме изображается в состоянии полной деструкции (в данном случае деструкцию можно понимать как нарушение сознания). В произведении нет развития характера, образ героя предстает в размытом виде. Этот прием называет дефокализация. Он преследует две цели:
избежать излишнего героического пафоса;
увести в тень героя: герой не выдвигается на первый план, он вообще не нужен в произведении.

Яркими представителями постмодернизма в литературе являются Дж. Фаулз, Дж. Барт, А. Роб-Грийе, Ф. Соллерс, Х. Кортасар, М. Павич, Дж. Джойс и другие.

Уровень Вашей подготовки к ЕГЭ определяется не только знанием литературных направлений , но и умением их избирать среди множества имеющихся. А если Вы все же затрудняетесь вспомнить направление при написании сочинения или при выполнении теста, вспоминайте наши таблицы — особенности, обозначенные в них, исчерпывающе описывают все необходимые для ЕГЭ литературные направления.

Классицизм

Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм . И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.

Классицизм
XVII - XIX вв. (17-19 вв)

Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции.

А. Д. Кантемир;
В. К. Тредиаковский;
А. П. Сумароков;
М. В. Ломоносов;
Н. Буало;
П. Корнель;
Ж. Расин;
Ж.-Б. Мольер
Особенности

  • разум - превыше всего (метод рационализма Р. Декарта);

  • строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в "высоких жанрах", а философские конфликты в "низких");

  • использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром;

  • герои делятся на строго положительных и отрицательных;

  • главный конфликт - конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает);

  • соблюдение "трех единств" для драматических произведений (места, времени, действия);

  • изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства.

Жанры Высокие: трагедия, ода, поэма.

Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира.

Сентиментализм

Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.

Сентиментализм
Периодизация и место зарождения Вторая половина XVIII века.
Представители в русской литературе Н. М. Карамзин;
А.Н. Радищев.
Представители в зарубежной литературе Лоренс Стерн;
Ричардсон;
Жан-Жак Руссо.
Особенности

  • чувства - превыше всего;

  • деление героев по способности их чувствовать и переживать (положительные с богатой душевной организацией, отрицательные с бедной);

  • особый интерес к чувствам героя;

  • изображение разнообразных чувств персонажей в большом количестве (слезы, восклицания, самоубийства, обмороки).

Жанры Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь.

Романтизм

Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.

Романтизм
Периодизация и место зарождения конец XVIII - первая половина XIX века.

Зародился в Германии.

Представители в русской литературе В. А. Жуковский;
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения);
А. С. Пушкин (ранние произведение);
К. Н. Батюшков;
Е. А.
Баратынский;
Н. М. Языков.
Представители в зарубежной литературе Ф. Шлегель;
Ф. Шеллинг;
Ж.Сталь;
Ламартин;
Виктор Гюго;
Альфред де Виньи;
Проспер Мериме.
Особенности

  • двоемирие, бегство от действительно в идеальный мир, деление света на "здесь" и "там" ("здесь" - притеснения, несчастная жизнь по чужой воле, "там" - воплощение мечт о жизни);

  • углубленный анализ внутреннего мира героя (психологизм);

  • новый тип героя - исключительный, одинокий, выступает против действительности, обычно с трагичной судьбой;

  • использование автором фольклора, упоминание исторических событий.

Жанры роман, поэма, баллада.

Реализм

Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.

Реализм
Периодизация и место зарождения XIX век.

Зародился в европейских странах.

Представители в русской литературе А. С. Пушкин;
Л. Н. Толстой;
Ф. М. Достоевский;
А. П. Чехов.
Представители в зарубежной литературе О. де Бальзак;
Ч. Диккенс;
Э. Золя
Особенности

  • достоверность изображаемых событий ("Война и мир" Л. Н. Толстого);

  • типизация характеров и явлений, несмотря на их индивидуальность (воспитание Обломова или Татьяны Лариной);

  • характеры героев обусловлены общественной средой, их социализацией (взросление Штольца, Обломова и их разное будущее);

  • персонажи изображены с особым психологизмом (Портрет, речевая характеристика героев Достоевского);

  • принципы историзма, народности ("Тихий Дон" М. А. Шолохова) ;

  • новые типы героев (тип «маленького человека» (Девуш­кин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего челове­ка» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского).

  • неоднозначность авторской позиции (нет явного деления на положительных и отрицательных героев)

Жанры роман, роман-эпопея, рассказ, повесть.

Типы реализма

Типы реализма
Название Черты Период Примеры из русской литературы Примеры из зарубежной литературы
Просветительский реализм Вера в разум человека, развитие творческих черт. XVII - XVIII век. А. Н. Радищев;
Д. И. Фонвизин;
Г. Р. Державин;
Д. Дефо;
Дж. Свифт;
Вольтер.
Критический реализм произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. 1840 - 1890 -е гг. В. Г. Белинский;
Н. Г. Чернышевский;
Н. А. Добролюбов;
А. П. Чехов
Оноре де Бальзак;
Джордж Элиот
Социалистический реализм изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. 1920-1980 - е гг. Н. А. Островский,
М. А. Шолохов,
А. Н. Толстой,
Д. Бедный,
позднее творчество В. В. Маяковского
А. Барбюс;
М. Андерсен-Нексе;
И.-Р. Бехер;
В. Бредель.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
Авангардизм Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Импрессионизм
Возник в 1860 г.
Активно развивался в 1870 - 1920 гг.
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
Экспрессионизм
Возник в 1910 г.
Ассоциативность, "эстетика морального шока", эмоциональная насыщенность.
Кубизм
Возник в 1907 г.
Развивался на протяжении XX века.
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
Имажинизм
Возник в 1918 гг.
Активно развивался в 1910 - 1920 гг.
Сюрреализм
Возник в 1910-1920 гг.
Развивался на протяжении XX века.
Хаотичное отображение действительности, алогизм.

Образцы низких жанров

Комедия, басня, эпи­грамма, сатира(комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др., басни Ж. Лафонтена)

Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Д. И. Фон­визина «Недоросль», «Брига­дир», басни И. А. Крылова)

Темы и задачи

В комедии изображена жизнь «простых» людей: мещан, слуг. Показаны человеческие пороки, которые всегда побеждаются добродетелью, язык комедии и басни - «сниженный», обыденный. Задача комедиографа и баснописца - изобличить и высме­ять порок, утвердить добродетель, подвести зрителя-чита­теля к четкому выводу, сформулировать «мораль»

Сентиментализм

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в ли­тературе и искусстве Европы и России второй половины XVIII века, отличавшее­ся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональ­ным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувствительность, возникающую при их прочтении. Ге­рой в сентиментализме индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

возникновения

Сформировался во второй половине XVIII века в Анг­лии, затем распростра­нился по всей Европе

Сформировался во второй половине XVIII - первой четверти XIX века

Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

Появление

сентиментализма связано с эпохой Просвещения, оно отразило рост демократических настроений в обществе

Появление и развитие сентиментализма в России связано с проникновением и распространением идей Просвещения в русском обществе

Основные черты

  • внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи;
  • мир отражается с позиции чувства, а не разума;

Основные черты

  • для сентиментализма характерен культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикар­ства;
  • главным героем сентиментализма становится «есте­ственный» человек;
  • используется лексика, характерная для разговорной речи;
  • интерес к фольклору как форме наиболее непосредствен­ного проявления чувств;
  • герой может совершать как дурные, так и добрые поступ­ки, испытывать как благородные, так и низкие чувства;
  • отсутствие жестких эстетических канонов и форм

Писатели и произведения

Л. Стерн «Сентименталь­ное путешествие», Дж. Томсон «Зима», « Лето »,

Т. Грей «Сельское клад­бище »,

С. Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло», «Сэр Чарльз Грандисон» Франция:

Аббат Прево «Манон Лес- ко»,

Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника», А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Роман-путешествие

Романтизм

Романтизм (от французского готапИвте (средневекового фр. ИотапЬ) - ро­ман) - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображе­нием сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли все странное, фантастиче­ское, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАОЧНО-ВЕЧЕРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Реферат
на тему: Литературные направления и течения XVII-XIX вв.
(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

Реферат по дисциплине
«Культурология»
выполнила студентка группы ЮРз-09-3
Еремеева Ольга Олеговна

Иркутск, 2011 год
Содержание

Стр.
Введение .............................. .............................. .............................. .............................. ....... 3 – 4

    Общая характеристика литературных направлений и течений XVII-XIX вв. .............................. .............................. .............................. .............................. .......... 5 – 7
    Литературные направления и течения XVII-XIX вв. .............................. . 8
§ 1. Классицизм .............................. .............................. .............................. ....................... 8 – 11
§ 2. Сентиментализм .............................. .............................. .............................. ............ 12 – 14
§ 3. Романтизм .............................. .............................. .............................. ...................... 15 – 17
§ 4. Реализм .............................. .............................. .............................. ............................ 18 – 19
Заключение .............................. .............................. .............................. ........................... 20 – 21
Список использованной литературы .............................. .............................. ................. 22

ВВЕДЕНИЕ
Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала под знаком все углубляющегося распада классицизма и ожесточенных споров вокруг его художественного наследства.
Многообразные события конца XVIII в. - начавшийся под влиянием роста капитализма и распада феодально- крепостнических отношений, вовлечение в эту культуру страны, все более широких слоев помещичьего класса и «третьего сословия» - вся эта цепь разнородных явлений вела к упадку и разложению господствовавшего стиля предыдущей эпохи.
Подавляющая часть писателей отказалась оттого, что так любовно культивировал классицизм - от чинного и холодного нормативизма, заботливо отделявшего "высокие" виды искусства от видов "подлых", служивших интересам презренной "черни". Демократизация литературы сопровождается и демократизацией языка.
Организацию литературной базы староверства в начале века взял на себя адмирал А.С. Шишков, высказав свои идеи в очерке "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", вышедшим в свет в 1803 и быстро сделавшимся исповеданием веры всех сторонников "доброго старого" классического искусства.
Этому центру литературного "староверства" противостояли два общества, объединявшие противников классицизма.
Наиболее ранним по времени своего возникновения и вместе с тем наиболее радикальным по своим политическим тенденциям было "Больное общество любителей российской словесности".
Цель данного реферата заключается в изучении литературные направлений и течений XVII-XIX вв.
Исходя из цели контрольной работы, мною определены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику литературных направлений и течений XVII-XIX вв.;
- выявить характерные черты классицизма;
- выявить характерные черты сентиментализма;
- выявить характерные черты романтизма;
- выявить характерные черты реализма.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕЧЕНИЙ
XVII-XIX ВВ.
Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.
Понятие «направление » характеризуют следующие признаки:

    общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественных традиций;
    однотипность миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем;
    сходство эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации.
Понятие «литературное направление» неразрывно связано с понятием «художественный метод» 1 . Литературное направление объединяет художественные произведения, написанные одним художественным методом, изображающие и преломляющие реальный мир на основе одних и тех же эстетических принципов. Однако, в отличие от художественного метода, литературное направление – явление историческое, ограниченное рамками определённого периода в истории литературы. Так, романтизм как художественный метод продолжает существовать на протяжении 20 в. Например, в русской литературе советского времени писателями-романтиками были А. С. Грин и К. Г. Паустовский; романтическая природа присуща такому популярному жанру современной литературы, как фэнтези Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис и др. Но романтизм как целостное явление, как литературное направление существовал в европейских литературах значительно раньше – с кон. 18 в. и примерно до начала 1840-х гг.
Литературное течение – более узкое понятие, чем литературное направление. Писатели, принадлежащие к одному течению, не только имеют общие художественные принципы, выраженные в литературных манифестах, но и входят в одни и те же литературные группы или кружки, объединяются вокруг какого-либо журнала или издательства.
Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении. В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и "социологическое" течение 2 .
Литературоведы часто употребляют, иногда как синонимы, термины «направление» и « течение». Целесообразно было бы, видимо, сохранить термин «литературное направление» только для обозначения творчества тех групп писателей той или иной страны и эпохи, каждая из которых объединена признанием единой литературной программы, а творчество тех групп писателей, которые обладают только идейно-художественной общностью, называть литературным течением.
Значит ли это, что различие между литературными направлениями и течениями состоит только в том, что представители первых, обладая идейно-художественной общностью творчества, создавали творческую программу, а представители вторых не могли ее создать? Нет, литературный процесс - явление более сложное. Очень часто бывает так, что творчество группы писателей определенной страны и эпохи, создавшей и провозгласившей единую творческую программу, обладает, однако, лишь относительной и односторонней творческой общностью, что писатели эти, по существу, принадлежат не к одному, а к двум (иногда и более) литературным течениям. Поэтому, признавая одну творческую программу, они по-разному понимают ее положения и по-разному применяют их в своих произведениях. Бывают, иначе говоря, литературные направления, объединяющие в себе творчество писателей разных течений. Иногда писатели разных, но чем-то идейно близких друг другу течений программно объединяются и процессе своей общей идейно-художественной полемики с писателями других течений, идейно резко враждебных им.

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Классицизм
Классицизм – (от лат. classicus - образцовый) – направление в литературе XVII – начала XIX в., ориентирующееся на эстетически эталонные образы и формы античного («классического») искусства. Поэтика классицизма начала формироваться в Италии, но как первое самостоятельное литературное направление классицизм оформился во Франции в XVII в. – в эпоху расцвета абсолютизма. Официальным основателем классицизма признается Ф. Малерб; поэтические каноны классицизма были сформулированы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674) 3 . В основе эстетики классицизма – принципы рационализма: произведение искусства рассматривается классицизмом как разумно построенное, логически выверенное, запечатлевающее непреходящие, сущностные свойства вещей. Внешняя пестрота, неупорядоченность, хаотичность эмпирической действительности преодолеваются в искусстве силой разума. Античный принцип «подражания прекрасной природе»: искусство призвано представить идеальную, разумную модель мироздания. Не случайно ключевое понятие в классицизме – образец: эстетическую ценность имеет то, что совершенно, правильно, незыблемо.
Интерес к умопостигаемым универсальным закономерностям жизни в противовес «всякой всячине» повседневности обусловливал обращение к античному искусству – современность проецировалась на историю и мифологию, сиюминутное проверялось вечным. Однако утверждая приоритет рационального порядка над текущей изменчивостью живой жизни, классицисты тем самым подчеркнули оппозицию разума и чувства, цивилизации и природы, общего и единичного. Стремление запечатлеть «разумную красоту» мира в художественном произведении диктовало и жесткую регламентацию законов поэтики.
Для классицизма характерна строгая жанровая иерархия: жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Предметом изображения в высоких жанрах становятся исторические события, государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мифологические персонажи. Низкие жанры обращены к изображению частной жизни, быта, повседневных занятий «простых людей» 4 . Каждый жанр имеет жестко заданные формальные признаки: например, в драматургии основополагающим в организации сценического действия было правило трех единств – единства места (действие должно происходить в одном доме), времени (действие должно умещаться в один день) и действия (события в пьесе должны объединяться единым узлом конфликта, а действие – развиваться в рамках одной сюжетной линии). Ведущим классицистическим жанром стала трагедия: ее основная коллизия – противостояние частного, индивидуального и общественного, исторического бытия человека. Герой трагедии поставлен перед необходимостью выбора между чувством и долгом, свободой воли и нравственным императивом. Главный предмет художественного исследования – внутренний раскол между реальным и идеальным «я» человека.
В низких жанрах история и миф отходили на второй план – важнее становились правдоподобие и узнаваемость ситуаций из современной повседневной жизни.
В русской литературе становление классицизма происходит в XVIII в.; оно связано прежде всего с именами М. Ломоносова, А. Сумарокова, А. Кантемира, В. Тредиаковского.
Наибольшую значимость в жанровой системе русского классицизма получают сатиры (А. Кантемир), басни (И. Крылов), комедии (Д. Фонвизин). Русский классицизм отличает преимущественная разработка национально-исторической проблематики, а не античной, обращенность к современным темам и конкретным явлениям русской жизни.
Среди высоких жанров центральное место принадлежит оде (М. Ломоносов, Г. Державин), соединившей патриотический пафос с высоким лирическим, субъективным переживанием.
Русский классицизм пережил 3 периода:
1) с 30-х по 50-е годы 18 века - усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет решена в творчестве А.С.Пушкина.
2) 60-е гг., конец 18 века - на первый план выдвигаются задачи воспитания человека - гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государству.
3) конец 18 - начало 19 веков - наблюдается спад классицизма; усиливаются национальные мотивы, писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.
Таким образом русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Угасание классицизма:
В России классицизм как литературное направление либерально- дворянской ориентации возник в 30-е годы XVIII в. и достиг расцвета в 50-60-е годы. В начале XIX в. еще жили и писали выдающиеся сторонники классицизма - М.М.Херасков и Г.Р.Державин. Но к этому времени русский классицизм как литературное направление утрачивает свои былые прогрессивные черты: гражданственно- просветительский и государственно-патриотический пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-аскетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества.
Некоторые свойства поэтики классицизма используются отдельными писателями и в дальнейшем (например, Кюхельбекером и Рылеевым) 5 , воспринимаются передовыми романтиками. Однако как литературное направление классицизм становится ареной эпигонства (т.е. подражательная, лишенная творческой оригинальности литературная деятельность). Защита самодержавия и крепостничества вызывала полную поддержку классицизма правящими кругами.

Сентиментализм
Сентиментализм (франц. sentimentalism, от sentiment - чувство) – литературное течение второй полвины XVIII в., утвердившее в качестве доминанты человеческой личности и человеческого бытия чувство, а не разум. Нормативность эстетики сентиментализма – в заданности идеала: если в классицизме идеал – «человек разумный», то в сентиментализме – «человек чувствующий», способный к высвобождению и совершенствованию «естественных» чувств. Герой писателей-сентименталистов в большей степени индивидуален; его психологический мир более разнообразен и подвижен, эмоциональная сфера даже гипертрофирована.
Сентиментализм – в противовес классицизму – утверждает внесословную ценность человека (демократизация героя – отличительная черта сентиментализма): богатство внутреннего мира признается за каждым человеком.
Эстетические черты сентиментализма начинают формироваться в произведениях Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея: писатели обращаются к изображению идиллического пейзажа, располагающего к размышлению о вечном; атмосферу произведения определяют меланхолическая созерцательность, сосредоточенность на процессе формирования и динамике переживания. Внимание к психологическому миру человека в его противоречивых чертах – отличительная черта романов с. Ричардсона («Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона») 6 . Эталонным же произведением, давшим название литературному течению, является «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна.
Отличительная черта английского сентиментализма – «чувствительность» в сочетании с иронией и сарказмом. Русский сентиментализм отмечен установкой на дидактизм, навязывание читателю этического идеала (наиболее характерный пример – «Письма русского путешественника» Н. Карамзина).
В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь» 7 .
Идиллический характер творчества особенно проявился в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803).
Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика.
Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке.

Романтизм
Романтизм (этимологически восходит к испанскому romance; в XVIII в. понятие «романтический» истолковывалось как указание на необычность, странность, «литературность») – литературное направление сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в. Исторически возникновение романтизма и оформление его мировоззренческих и эстетических принципов приходится на эпоху кризиса просветительских идей. Идеал разумно устроенной цивилизации стал восприниматься как великий мираж ушедшей эпохи; «победа разума» оказалась эфемерной, зато агрессивно-реальной – прозаическая будничность мира «здравого смысла», прагматики и целесообразности.
Буржуазная цивилизация конца XVIII в. вызывала лишь разочарование. Не случайно мироощущение романтиков описывается при помощи понятия «мировая скорбь» 8: отчаяние, утрата веры в социальный прогресс, невозможность противостоять тоске однообразной повседневности разрастались в космический пессимизм и вызывали трагический разлад человека со всем мироустройством. Именно поэтому основополагающим для романтизма становится принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала – окружающему миру.
Абсолютизм духовных притязаний романтиков определял восприятие действительности как заведомо несовершенной, лишенной внутреннего смысла. «Страшный мир» стал казаться царством иррационального, где личной свободе человека противопоставлена неотвратимость судьбы, рока. Несовместимость идеала и реальности выразилась в уходе романтиков от современных тем в мир истории, народных преданий и легенд, мир воображения, сна, мечты, фантазии. Второй – идеальный – мир обязательно выстраивался на дистанции от реальности: дистанции во времени – отсюда внимание к прошлому, национальной истории, мифу; в пространстве – отсюда перенесение действия в художественном произведении в далекие экзотические страны (для русской литературы таким экзотическим миром стал Кавказ); «невидимая» дистанция пролегала между сном и явью, грезой и реальностью, воображением и данностью факта.
Духовный мир человека предстал в романтизме как микрокосмос, малая вселенная, Бесконечность человеческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального мира – центральная проблема романтизма.
Культ индивидуальности максимально выразился в творчестве Дж. Байрона; не случайно появление специального обозначения для ставшего каноническим романтического героя – «байронический герой». Гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность духа – круг понятий, определяющих характер «байронического героя».
В области эстетики романтизм – в противовес классицизму – утверждал право художника не на «подражание природе», а на творческую активность, создание собственного, индивидуального мира – более реального, чем эмпирическая реальность, «данная нам в ощущении». Этот принцип находит отражение и в системе жанровых форм романтизма: получают распространение фантастическая повесть (новелла), баллада (строящаяся на сочетании и взаимообратимости реального и фантастического миров), формируется жанр исторического романа.
Наиболее отчетливо романтическое мироощущение проявилось в поэмах: в центре изображения в них был «исключительный герой в исключительных обстоятельствах», а его внутренний мир представлен в динамике, в «пиковых точках» эмоционального напряжения («Кавказский пленник» и «Цыганы А. Пушкина, «Мцыри» М. Лермонтова).
Романтизм как метод и направление, сложившийся на рубеже XVIII - IX веков, - явление сложное и противоречивое. Споры о романтизме, о его сущности и месте в литературе ведутся уже более полутора столетий, и до сих пор нет сколько-нибудь признанного определения романтизма. Сами романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы, и действительно, романтизм в каждой стране приобретал настолько ярко выраженные национальные черты, что в связи с этим часто возникает сомнение, можно ли говорить о каких-то общих особенностях романтизма. Романтизм в начале XIX века захватил и другие виды искусства: музыку, живопись, театр.
Достижения русского романтизма связаны в первую очередь с именами В. Жуковского, А. Пушкина, Е. Баратынского, М. Лермонтова, Ф. Тютчева.

Реализм
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX в. и прошедшее через весь ХХ в. Реализм утверждает приоритет познавательных возможностей литературы (отсюда и утверждение литературы как способа особого – художественного – исследования действительности), стремится к глубинному познанию всех сторон жизни, типизации жизненных фактов 9 .
В отличие от классицистов или романтиков писатель-реалист подходит к изображению жизни без заранее заданного интеллектуального шаблона – реальность для него открытый для бесконечного познания мир. Живой образ реальности рождается благодаря узнаваемости, конкретности деталей быта и бытия: изображению конкретного места действия, хронологической закрепленности событий за конкретным историческим периодом, воспроизведению подробностей повседневной жизни.
Реализм предполагает исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, показывает формирование характеров под воздействием среды. Соотношение характера и обстоятельств в реализме двусторонне: поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами – но это не отменяет его способности противопоставить им свою свободную волю. Отсюда – глубокая конфликтность реалистической литературы: жизнь изображается в острейших столкновениях разнонаправленных личных устремлений героев, их осознанном противостоянии воле внеличностных, объективных обстоятельств.
В начале ХХ в. русский реализм испытывал воздействие противостоявшего ему литературного модернизма. Произошло серьезное обновление эстетики и стилистики реализма. В творчестве М. Горького и его последователей утверждалась способность личности преобразовывать социальные обстоятельства. Реализм дал великие художественные открытия и продолжает оставаться одним из самых влиятельных литературных направлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная культура нового времени завершила длительный этап эволюции европейской культуры со времен античности. В XVII - XX веках постоянно решался вопрос о формах отражение действительности в искусстве.
От средневекового символизма в эпоху Возрождения начинается переход к миметрическому (от греч. "подражание") натуралистическому изображению человека и природы.
Реалистическое искусство двигалось по пути раскрепощения содержательных и жанровых форм от мифологических схем мировосприятия.
и т.д.................