История арт-терапии. Методы арт терапии

1938. Английский художник Адриан Хилл (Adrian Hill, 1895–1977) лечился от туберкулеза в санатории и, скучая, начал рисовать на бумаге, что, к удивлению врачей, способствовало его скорому выздоровлению. Хилл стал работать арт-педагогом с больными в госпиталях и убедился в лечебной эффективности творчества. 1950. В США организованы первые занятия арт-терапией. Сегодня арт-терапия – часть многих программ личностного роста. Ее цель – раскрыть творческий потенциал пациента, найти источник его жизненной силы.

Определение

Рисовать, чтобы осознать противоречия внутри себя, танцевать, чтобы разрешить внутренние конфликты… Арт-терапия помогает понять собственные чувства, а страдание, о котором невозможно рассказать словами, преобразовать в творчество. Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня используются и другие виды искусств: куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия.

Принцип действия

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые художественные образы отражают процессы в бессознательном автора. Символический язык позволяет свободно выражать свои желания, вспоминать детство, «рассказывать» о нереализованных мечтах. Заново их переживая, можно их исследовать и экспериментировать с ними. Переживания не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Этот метод не стоит путать с художественным творчеством. В арт-терапии искусство лишь средство, которое помогает лучше понять себя, так что неважно, насколько совершенен рисунок или исполненный танец.

Ход работы

Занятия арт-терапией могут быть индивидуальными и групповыми. Это всегда набор заданий, которые имеют конкретную психотерапевтическую цель. Ее разъясняет арт-терапевт. Основная его задача на первых этапах – преодолеть нерешительность и страх участников. Арт-терапевт побуждает пациента продолжать движение, форму или развивать образы: повторяющиеся элементы и являются «носителем» чувств. Сеанс завершается «рефлексивным анализом»: каждый участник рассказывает о том, что им было сделано, и о чувствах, которые он при этом испытывал. В терапии наступает прогресс, когда человек отпускает ситуацию и погружается в поток творчества.

Показания к применению

Практически не имеет ограничений. Поможет тем, кому трудно словесно описывать чувства, и тем, кто чрезмерно привязан к вербальной культуре. Эффективна в работе с детьми (в том числе аутистами и детьми с задержкой развития), с токсикоманами и заключенными (так как позволяет провести переоценку личности через творчество). Подходит тем, кто хотел бы понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и возможность перемен.

Как долго? Сколько стоит?

Курс длится от трех месяцев до двух лет. Время группового или индивидуального сеанса – от одного до трех часов. Стоимость индивидуального занятия – от 650 до 1500 рублей. Цена связана со стоимостью используемых материалов (глина для лепки, краски для рисования…).

Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от .

Что такое арт-терапия?

Изначально речь шла о рисуночной терапии, то есть лечении изобразительным искусством, но в дальнейшем появились и другие виды творчества – пение, танцы, актерская игра, лепка и другие, которые помогают человеку не только расслабиться и отвлечься от насущных дел, но и глубже познать себя, свое внутреннее «Я», избавившись таким образом от своих комплексов и противоречий, улучшив настроение, гармонизировав душевное состояние. Терапия искусством не имеет нежелательных побочных эффектов и не вызывает у человека сопротивления, ведь в этом деле важен сам процесс, а не результат.

Что такое арт-терапия в психологии?

Данное понятие ввел британский врач и художник Адриан Хилл, который работал с туберкулезными больными и заметил, что занятие рисованием помогает им бороться с недугом. Арт-терапия в психологии применялась и во времена Второй мировой войны по отношению к детям, освобожденным из концентрационных лагерей. Сегодня ее проводят как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. Арт-терапией можно заняться, даже не выходя из дома, купив раскраску-антистресс, придуманную Джоанной Басфорд.

Цели арт-терапии

Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его . Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.

Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:

  1. Раскрыть человека, его таланты и способности.
  2. Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
  3. Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
  4. Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
  5. Помочь человеку социально адаптироваться.
  6. Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.

В чем преимущества арт-терапии?

Арт-терапия воздействует на психику мягко, ненавязчиво, ведь сам процесс лечения подобен занятию хобби. Зачастую пациент находится в подавленном состоянии и наладить общение трудно, а возможности арт-терапии позволяют проявить свое «Я» через визуальное искусство. Методика такого лечения базируется на принципе, что содержания внутреннего «Я» пациента отражаются в зрительных образах в тот момент, когда он лепит, рисует, танцует или поет, в результате чего гармонизируется состояние психики.

Такое лечение не вызывает у клиента отторжения или неприятия, что очень важно для людей в состоянии стресса. Оно всегда добровольно и безопасно. В процессе проецирования внутренних переживаний на свое творение человек не осознает, что они бессознательно выходят наружу. Если рассматривать процесс с точки зрения психоанализа, то основным его механизмом является сублимация. Через художественные визуальные образы и объекты происходит взаимодействие бессознательного с сознанием, а терапевт помогает пациенту понять, что же хочет сказать ему его «бессознательное».

Виды арт-терапии

Данная методика вызывает все больший интерес, что создает предпосылки для расширения ее границ и появления все новых «инструментов» лечебного искусства. Методы арт терапии включают:

  • изотерапию – живопись и рисование;
  • цветотерапию - на человека воздействуют светом различных цветовых гамм;
  • музыкотерапию, которая заключается в прослушивании различных композиций;
  • песочную терапию – рисование песком;
  • видеотерапию - подразумевается просмотр видео, в котором у героя отображена такая же проблема;
  • игротерапию - в процессе игры формируются нужные психические функции;
  • библиотерапию - этот метод использует литературу для лечения словом;
  • сказкотерапию – сочинение сказок, анализ уже существующих произведений;
  • маскотерапию - применяется объемное изображение лица пациента, позволяющее направить его эмоции и переживания в нужное русло;
  • драматерапию, то есть драматизацию, разыгрывание какого-либо сюжета;
  • фототерапию – фотографирование, создание коллажей;
  • денс-терапию – занятие танцами;
  • арт-синтезтерапию - она объединяет в себе живопись, стихосложение, мульт-, цвето-, маско-, фототерапию и др.

Арт-терапия для женщин

При современном темпе жизни, когда люди регулярно подвергаются стрессу, терапия искусством помогает понять себя, свое место в жизни и найти способы осуществления своих желаний. Арт-терапия для взрослых предоставляет возможность усилить собственную энергию, обрести уверенность в себе и спокойствие. Посредством художественных визуальных образов создается картина собственной жизни – такая, какой человек хочет ее видеть.


Арт-терапия для пожилых людей

Направление лечения всегда выбирает специалист, учитывая сложность каждого вида творчества. И если подросткам больше подойдет игра в любительском театре или танцы, то арт-терапия для пожилых предусматривает выбор более спокойных и несложных техник, с которыми легко справиться, и для выполнения которых не нужны особые навыки. При работе с пожилыми очень важно сподвигнуть человека начать и не стремиться достичь какого-то конкретного результата. Это самый трудный этап, ведь многие люди в таком возрасте уже не верят в свои силы, к тому же считают, что для этого нужен особый талант.

Арт-терапия – упражнения

Существует масса приемов, позволяющих решить свои внутренние проблемы. Вот некоторые из них:

  1. При работе с ребенком попросить его нарисовать свой страх. Чтобы пугающее обернулось обратной стороной, его нужно сделать смешным и забавным. Например, пририсовать крокодилу бантик, а злой собаке розовые крылышки.
  2. Техники арт-терапии включают упражнение под названием «Каляки-маляки». Пациенту предлагается нарисовать бессмыслицу, а затем внимательно ее рассмотреть и выделить осмысленный образ, обвести его, дорисовать, а после описать рисунок.
  3. Приемы арт-терапии включают методику «коллаж». В контексте заданной темы клеить, лепить и рисовать на бумаге все, что угодно. Анализ проводится с учетом размера и положения элементов, цвета, сюжета, гармоничности и пр.

Книги по арт-терапии

Терапия творческим самовыражением освещается в следующих произведениях:

  1. «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» А.И. Копытина . Практическое пособие, помогающее в работе с различными травмами и зависимостями.
  2. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий» Л.Д. Лебедевой . Автор в простой и доступной форме приводит подробное описание техник лечения искусством, перечисляет все для этого необходимое, описывает диагностические методики.
  3. «Терапия творческим самовыражением» М.Е. Бурно . В книге приводится весь спектр лечебных методик, опирающихся на искусство и творчество.

Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Евгения Белякова - клинический психолог, театральный режиссер, автор методики арт-синтезтерапии.

Выразить чувство

Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-е годы прошлого века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.

Лучше понять себя

У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Освободиться от зависимости

С помощью арт-терапии можно работать со своими зависимостями. Возьмите три листа бумаги: на первом нарисуйте свое состояние до возникновения той или иной зависимости; на втором – ощущения в момент, когда она вами овладевает; на третьем – то, что вы почувствуете, избавившись от нее. Не концентрируйтесь на том, что конкретно должно появиться на рисунке, – раскрепостите эмоции и попытайтесь изобразить свои чувства и ощущения. Затем на оборотной стороне каждого листа напишите несколько прилагательных, характеризующих ваше состояние в этот момент, например: «я тоскливый, потерянный» или «я веселый, легкий, светлый». Прочтите эти слова и внимательно посмотрите на свои рисунки – они дадут вам возможность увидеть то, что именно с вами происходит, и понять, что вы способны это изменить.

Инна Попова

Проявить неосознанное

Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата работы имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция , гибкость мышления, мобильность.

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты , воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

Открыть свой талант

«Я тяжело переживала развод, особенно больно было, что муж ушел к моей близкой подруге, – рассказывает 29-летняя Лариса. – Я испытывала такую сильную ненависть к ним обоим, что перестала спать, похудела, все время плакала. В мелодраме, сценарий которой мы писали на занятиях, себя я сделала героиней, а их злодеями. С каким удовольствием я высказывала в пьесе все, что у меня на душе! А в финале жестоко наказала их обоих. Я почувствовала себя абсолютно здоровой, восстановились сон и аппетит, вернулась радость жизни».

Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру. Арт-терапия помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая

Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Этот вид терапии не имеет каких-либо ограничений и противопоказаний.

Для того чтобы применять арт-терапию, не нужно уметь рисовать или разбираться в искусстве. И в то же время есть в ней много техник, в которых используется творчество великих - художников, скульпторов и т. д. - это дает дополнительную возможность прикоснуться к мировой сокровищнице, напитаться этой энергией, расширить свой кругозор.

Арт-терапия работает с подсознанием, позволяя непрямыми творческими методами совершать серьезную работу с личностью.

Арт-терапия помогает:

  • избавиться от боли или справиться со своими страхами,
  • разрешить конфликты, которые порой кажутся неразрешимыми,
  • почувствовать себя в безопасности, которой так часто не хватаетчеловеку в современном мире
  • избежать проблем и тем самым сохранить свои силы, необходимые для себя, своихблизких, карьеры,
  • избавиться от стресса, негативных переживаний,
  • научиться получить удовольствие и наслаждение,
  • выражать себя и свои чувства,
  • улучшить свои отношения с близким и благодаря лучшему пониманию своего внутреннего мира,
  • получить признание,
  • повысить самооценку,
  • преодолеть одиночество, найти достойного партнера, создать семью, добиться успеха в карьере.

Арт-терапия уникальна тем, что с помощью многообразия методов, которые в нем используются, она способна:

  • точно передавать уникальность внутреннего мира клиента, его переживания;
  • поднимать из глубин подсознания пласты, работая с которыми, происходят чудесные перемены, вызывающие восторг и удивление, энергетическую наполненность и желание создавать;
  • менять восприятие, направление жизни;
  • арт-терапия - это и захватывающий процесс, и прекрасные результаты, ведущие клиента к тем изменениям, которых он так ждет.

«Правополушарная» деятельность (рисование, лепка и пр.) обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё, относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, выбором цветовых пятен, стилю изображения... Маленькие и большие победы помогают решить множество вопросов, что делает нашу жизнь счастливой и наполненной внутренним светом и яркими красками захватывающих событий.

«Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях...» Н. Роджерс.

«Арт-терапия не может отменить прошлые травмы или излечить глубокие эмоциональные нарушения. Она может мобилизовать и развить внутренние ресурсы, уменьшить ужас одиночества и таким образом открыть путь к эмоциональному росту и реабилитации ». Э. Крамер.

Из истории Арт-терапии:

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга , по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. Неоценимый вклад в развитие арт-терапии внесли такие художники и психологи как Эдвард Адамсон, Джон Тимлин, Маргарет Наумбург, Эдит Крамер и многие другие.

Адриан Хилл (1895-1977) был британским художником и первоткрвателем Арт-терапии. Он изучал живопись в школе искусств Св. Иоанна, в Королевском колледже искусств. Во время Первой мировой войны он был назначен официальным художником войны и многие из его картин и эскизов Западного фронта в настоящее время в коллекции Имперского военного музея. После войны он занялся живописью профессионально, а также преподавал в школе искусств Hornsey и Вестминстерской школе искусств. Он написал много книг - бестселлеров о живописи и графике, а в 1950-х и начале 1960-х годов представлены телевизионные программы BBC для детей под названием "SketchClub. Его собственное творчество сочетает в себе элементы импрессионизма и сюрреализма, а также более традиционных представлений.

В 1938 году, во время лечения от туберкулеза в санатории Мидхарст, рисуя близлежащие объекты, Адриан Хилл обнаружил, что рисунок помогает его выздоровлению. В следующем году терапия была введена в санаторий, и он был приглашен преподавать рисунок и живопись с другими пациентами, многие из которых раненые солдаты, вернувшиеся с войны. Хилл обнаружил, что практика искусства не только помогает пациентам отвлечься от их болезни или травмы, но и помогает освободить их от психического расстройства, выражая свою тревогу и сцены, свидетелями которых они были на войне, с помощью рисунка. В 1942 году Хилл впервые использовал термин арт-терапия и в 1945 году опубликовал свои идеи в художественной книге «Искусство против болезней». Позже он стал президентом Британской ассоциации арт-терапевтов.


Художник Эдвард Адамсон (1911-1996) Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством. Он продолжал работать в одиночку с сотнями людей в течение 35-и лет. Он и его партнер и соратник, Джон Тимлин опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 году, где продвигал идею свободного выражения, т.е. возможность дать людям прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Он ненавидел психологическую интерпретацию, которую считал собственными проекциями терапевта на работу. Его стиль работы был назван «невмешательство».

За время работы Э. Адамсон собрал большую коллекцию работ душевнобольных. Художник считал, что его собрание привлечёт внимание к проблемам психически больных людей и поможет лучше понять природу подобных заболеваний,

И хотя Э. Адамсон стал руководителем Британской Ассоциации Арт-терапевтов, и принимал участие в создании первой обучающей программы по арт-терапии, его идеи критиковались современниками и не пользуются популярностью в наши дни.

Примерно в то же время, как Хилл и Адамсон, Маргарет Наумбург, психолог в США, также начала использовать термин “арт-терапия”, чтобы описать свою работу. Модель её арт-терапии основана на следующем методе: выплеск бессознательного посредством спонтанного творчества. Он тесно связан с психоаналитической теорией.

В это же время начала свою работу и доктор Эдит Крамер. Она родилась в Вене (Австрия), где изучала искусство, графику, скульптуру и живопись. После прибытия в Соединенные Штаты в 1938 году в качестве беженца, она стал гражданкой США в 1944 году и продолжала заниматься искусством. Перед ее иммиграцией она изучила искусство с художницей Ф. Диккер, выпускницей школы Баухауз. Э. Крамер работала вместе с ней, помогая социально-неблагополучным и психически травмированным детям, родители которых были политическими беженцами.

В США Э. Крамер преподавала основы изобразительного искусства, сначала в Небольшом Красном Школьном Доме в Нью-Йорке и позже в Школе Wiltwyck для мальчиков, где ей дали название “арт-терапевт”. В Школе Wiltwyck она работала с детьми, которые были отмечены, как “с нарушениями”, что помогло проявить ее интерес и веру в психоаналитическую теорию в работе.

В 2013 году в издательстве "Генезис" вышла на русском языке книга Эдит Крамер "Арт-терапия с детьми". Автор перевода Елена Макарова, исследовательница творчества и жизненного пути художницы ФридлДикер-Брандейс, в течение многих лет тесно сотрудничала с ее ученицей, ассистировала Эдит Крамер на арт-терапевтических семинарах.

"Сохраняйте спокойствие и позвольте Вашему Творчеству сказать свою правду" - Э. Крамер.

Терапевты об арт-терапии:

Применив арт-терапию впервые, я была потрясена. Мне не надо было уметь рисовать или разбираться в искусстве. Я просто водила по бумаге карандашом каракули. Потом просматривала их, находила образы… и… о, чудо! Я получила ответы на давно волнующие меня вопросы. У меня просто глаза на лоб полезли. Как?! Как такая незамысловатая техника помогла мне разрешить свой вопрос?

С того времени арт-терапия всегда со мной. Я использую ее, когда:

  • хочу избавиться от боли или справиться со своими страхами;
  • разрешить конфликты;
  • почувствовать себя в безопасности;
  • избежать проблем;
  • получить удовольствие;
  • выразить себя и свои чувства;
  • получить признание.

Когда мне нужна «скорая помощь», арт-терапия всегда под рукой.

Я действительно стала более эффективна, сильна, плодотворна!

В моей практике есть опыт помощи клиентам в налаживании отношений - как в паре, так и со своими детьми:

  • молодой человек с помощью арт-терапии смог справиться с серьезным профессиональным кризисом и выйти из застойного периода в работе с новыми силами и ощутимыми ресурсами;
  • четыре моих клиентки получили долгожданные предложения “руки и сердца”от своих избранников и удачно вышли замуж;
  • ребенок в результате терапии смог избавиться от энуреза;
  • есть опыт положительных результатов в работе с трудными подростками;
  • также много случаев в моей практике проживания сложных периодов и выхода из кризисов, связанных как с личной, так и профессиональной жизнью.

Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

Проходя курс арт-терапии, индивид занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий.

Безусловное преимущество арт-терапии, делающее ее чрезвычайно популярной – возможность самостоятельного проведения терапевтических занятий. Конечно, сложную психологическую проблему не получится решить без помощи арт-терапевта, но, как минимум, расслабиться и снять напряжение наверняка выйдет у любого человека.

Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс , придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный сад” , “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес”). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.

Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.

Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов , которые продолжают появляться:


Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл . Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.

Суть и преимущества арт-терапии

Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована , а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете, поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов. В случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.
Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное личности «взаимодействует» с сознанием. Задача арт-терапевта – помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.

Терапия искусством назначается , если индивид переживает:

  • пониженное настроение;
  • стресс;
  • кризис (возрастной или экзистенциальный);
  • эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;
  • апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
  • депрессию, в том числе связанную с потерями;
  • физическую и/или психологическую травму;
  • страхи, фобии, повышенную тревожность;
  • низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;
  • различного рода зависимости;
  • межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
  • любой внутренний конфликт.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние , а именно:

  • выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
  • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  • избавиться от страхов и фобий;
  • избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.

Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

  • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
  • применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
  • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
  • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
  • является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
  • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
  • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.

Примеры арт-терапевтических методик

Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.
Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.

Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.

Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.

Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее. Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.

Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию. Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.

Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы. Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.

Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.



Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:

  1. А. Копытин “Арт-терапия – новые горизонты”
  2. А. Копытин “Арт-терапия женских проблем”
  3. А. Копытин “Арт-терапия детей и подростков”
  4. Г. М. Ферс “Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство”
  5. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”
  6. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
  7. М. Шевченко “Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей”
  8. В. Никитин “Арт-терапия. Учебное пособие”