Иван, крестьянский сын и чудо-юдо_сказка. Иван – крестьянский сын: характеристика, краткий сюжет сказки, вопросы

Иван крестьянский сын

[ Архив И. Р, географ. об-ва I. 54. Рукопись «Этнограф. опис. жителей Шенкурского у. Арханг. г. « А. Штерна. Даты у рукописи нет.]

В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был мужик со старухой, не очень богато и бедно не порато, а так, серёдка наполовине: имел и лошадей, и коров, и два анбара хлеба. Родился у них сын и от кобылы жеребенок; сына прозвали Иваном крестьянским сыном, а жеребца бурком. Ростет Иван крестьянский сын не по годам и по месяцам, а по дням и часам. На другом году стал Иван крестьянский сын на улицу ходить, с ребятами поигрывать: ково за руку схватит, у тово рука прочь; ково за голову схватит, у тово голова прочь; ково запихает под банней угол, ково под овин. Стали говорить мужику, чтобы он унял своего сына. Мужик за это пригаркнул на сына и не велел ему выходить из избы. В одно время в соседнем околодке была назначена помоць, и просили на ние мужика. Иван крестьянский сын стал у отца на помочь проситься, отец не спускает, говорит: «Что ты, сын, еще молод, только на девятом году». Иван крестьянский сын стал со слезами проситься, и отец отпустил. Приехал на помочь Иван крестьянский сын на жеребце, своем ровеснике-бурке, а там уж народу много, возят назём; и ему наметали телегу. Он говорит: «Мечите, покамест я не скажу». Люди мечут и дивуются, что уж с десять возов наметали: «Как повезет?..» Еще метали. Наконец, сказал Иван крестьянский сын: «Полно». Сам сел на лошадь и поехал рысью. Он один весь назём и вывозил. Вечером всех помочан посадили за стол и стали подавать им по рюмке вина; дошла очередь и до Ивана крестьянского сына; он говорит: «Мне подавайте ни рюмкой, ни стаканом, а подавайте в братыне». Принесли ему полную братыню вина, и он выпил всю за одним духом. Тут он сидел, веселился, разговаривал и выпивал свою очередную - вместо рюмки братынь. Стал он под хмельком и поехал домой на своем жеребце; дорогой почал стегать своего жеребца, и тот побежал во весь мах: где стоит дом на размахе - далеко улетал, где баня в повороте - по бревну не соберешь; когда подъезжал домой, спехнул у отца в реку два амбара с хлебом. Отец и мать испугались и стали думать да гадать, как бы избавиться от эково сына спозаранок, чтобы он их жизни не лишил. Выдумали послать в лес, куда никто не ходил: там жил страшный медведь; а как не было кобылы дома, то будто за лошадью. Пришол Иван в лес, бежит ему навстречу медведица, рот открыла и хочет съесть. Иван крестьянский сын схватил медведицу за челюсти, привел домой и кричит у окна: «Батюшко, куда кобылу застать?» Старик, непосмотря в окно, и велел застать во двор; ночью медведица поела во дворе всего скота, утром старик вышел на двор и руками встегнул - коровы, быки и лошади лежат, а посреди их медведь ходит. Старик со старухою стали думать больше прежняго, как бы лишиться сына. Послали его на озеро требовать с чертей пошлины.

Приходит Иван крестьянский сын к озеру, из озера черт выходит и хотел было Ивана тащить. Иван крестьянский сын упёрся, руки влепил черту в волосы и давай качать из стороны на сторону, - черт ногами взлегивает; черту стало невмочь, давай пощады просить, обещает: все, что потребует, даст. Иван крестьянский сын потребовал накласть ему золота шляпу. Черт побежал в озеро за золотом, а Иван выкопал в земле большую яму, сверху поставил шляпу, а в шляпе прорезал дыру. Черт принес мешок золота, высыпал в шляпу, а шляпа неполна; принес другой и третий, чуть-чуть наполнил. Иван крестьянский сын взял золото, принес отцу и сказал: «Вот тибе, батюшко, пять мешков золота, дань с чертей». Старик взял золото и стали опять думать, как сына сбыть. И придумали. «Пошлем его к царю просить дани, царь разгневается, посадит его в темницу; у его есть кому справиться - солдатов много». Сказано - сделано. Иван крестьянский сын не отговаривается, взял своего жеребца и поехал в город к царю. Царь был в великой печали - у его любимая дочь очень больна была, к ней каждую ночь приходил нечистой дух в человеческом образе. Царь обещал - кто царевну избавит от нечистого духа не вовсё, тому сто рублей; а кто вовсе избавит, за тово царевну замуж и в приданое полгосударства. Иван крестьянский сын вызвался прогнать нечистого духа. Взял с собой орехов простых, да железных и надел на себя железный колпак, с железным налобником и отправился в палаты царевны. Как стемнилось, приходит нечистый дух и говорит: «Кто здесь чужой есть?» Иван крестьянский сын сидит на печке, отвечает: «Иван крестьянский сын». И начал пощалкивать да есть орехи простые. Нечистый дух говорит: «Что ты ешь, дай мне». Иван крестьянский сын дал ему железных орехов; нечистый дух грыз, грыз, кое-как один перемял и три зуба сломал, говорит: «Скоро ли ты, Иван крестьянский сын, отсюда уйдешь?» - «Никогда нейду, всегда жить буду; а давай в карты играть, в щелчки, кто больше наиграт, тому оставаться с королевой». Начали, Иван крестьянский сын нарочито поддался. Леший наиграл 10 щелчков и давай пальцом щелкать в железный налобник Ивана, налобник поет во все палаты; играют другой раз. Иван наиграл на черта 10 щелчков и говорит: «Я тебя жалею, от пальца будет тебе тяжело, я буду тебя палочкой щелкать». Взял молоток и давай щелкать по лбу. Черт скочил, схватил шапку, да и тягу, а Иван крестьянский сын в проводку гаркает: «Стой, дай еще семь щелчков отсчитать».

На другой день царская дочь сказывает царю, что черт приходил, но Иван крестьянский сын прогонил его; за это царь дал Ивану крестьянскому сыну 100 рублей. Того же дни Иван приехал домой и отдает отцу деньги, и говорит: «Родители мои, батюшко и матушка, дайте мне благословение, я поеду на чужую дальну сторонушку. Отец был радёхонек и благословил. Иван крестьянский сын к вечеру опять приехал к царевне, опять залез на печку, надел на себя кожу бычью. Настали сумерки, приходит нечистой дух. «Ты, Иван крестьянский сын, опять здесь?» - «Да, здесь». - «Давай, Иван, играть в карты, в щипки?» Играют, черт наиграл 10 щипков и давай щипать на Иване бычью кожу - сколько захватит, столько в руках и останиться. Наиграл Иван на чорта, взял тиски железны и давай щипать лешево. Лешему невмочь, и задал тягу. Царь узнал от царевны, что и другую ночь леший не мучил дочери, сильно благодарил Ивана крестьянского сына. В этот день Иван крестьянский сын сробил железную машину на манер человека и у этой машины приделал рот пол, а как заденет кто за язык, рот и закроется так крепко, что и веком не достать, что захватит. Взял эту машину с собой к царевне и залез на печь. Начало сумеркаться, леший как тут. Опять пришол и говорит: «Ты, Иван, опять здесь?» - «Да, здесь всегда буду». - «Давай-ко, брат, побратаемся - кому быть старшему брату, тому здесь и жить». Иван говорит: «Я не смею, что скажет мой дедушко Оксён, спроси его». И указал на железную машину. Леший давай спрашивать, машина не отвечает. Иван крестьянский сын говорит, что дедушко Оксён недослышит и недовидит, надобно пощупать его за язык, тогда будет и говорить. Леший пощупал за язык, рот закрылся, и рука осталась в роте. Леший выдергивает, машина крепче зажимает, леший вопит, а Иван взял плеть и давай крепко стегать. Лешему невмочь, побежал и с машиной, Иван за ним; за городом леший обезсилел и упал. В то время весь народ собрался, и приехал царь. Царь велел наносить из лесу большой костер дров, поволокли лешово на костер и сожгли. Царь говорит Ивану: «Царское слово верно - возьми ты, Иван крестьянский сын, дочь мою царевну за себя замуж и еще полгосударства, а как я помру, то и всем управляй».

Иван крестьянский сын поклонился царю в ноги; царь велел своему первому министру, чтобы завтра веселым пирком да за свадебку. Начался пир на весь мир, полилось вино из бочек, полетели пироги из печки. Праздновали весь день, и все напились; царь под хмельком и говорит: «Я стар, больше не могу править, дарю тебе, Иван, и остальную половину государства». Иван сделался полным царем. Снова начали праздновать, и все напились пьяны. А как стало темниться нового царя Ивана свели на подклеть. Сказка вся, дальше говорить нельзя. Я там был, пиво и вино пил; пиво тепло, да по усам текло, а в рот не попало.

Объявления

© 2010, "Русская старина",
большой сайт сказок

ИВАН - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО

Русская народная сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:

Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали - встречается им старый человек.

Здорово, добрые молодцы!

Здравствуй, дедушка!

Куда это вы путь держите?

Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать!

Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.

А где же их достать, дедушка?

А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе - пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.

Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят - стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого - и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.

Спасибо, - говорят, - прохожему человеку. С мечами-то нам куда сподручнее биться будет!

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

Здравствуй, бабушка! - говорят братья.

Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?

Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост, хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела…

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.

Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.

В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину - все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.

А Иван лежит в избушке - не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.

Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

Что ты, мой конь, споткнулся? От чего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или вы чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!

Вышел тут Иван - крестьянский сын из-под моста и говорит:

Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола - рано перья щипать! Не узнал доброго молодца - нечего срамить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится.

Вот сошлись они, поравнялись да так ударились, что кругом земля загудела.

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве - государстве дурная весть: собирается чудо - юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города - села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:
- Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо - юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтобы на бой идти.
- Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом - юдом биться!
Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путьдорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом - солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали - встречается им старый человек.
- Здорово, добрые молодцы!
- Здравствуй, дедушка!
- Куда это вы путь держите?
- Едем мы с поганым чудом - юдом биться, сражаться, родную землю защищать!
- Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.
- А где же их достать, дедушка!
- А я вас научу. Поезжайте - ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе - пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.
Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят - стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого - и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.
- Спасибо, - говорят, - прохожему человеку. С мечами - то нам куда сподручнее биться будет!
Ехали они, ехали и приехали в какую - то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
- Здравствуй, бабушка! - говорят братья.
- Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом - юдом сразиться, на свою землю не допустить.
- Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела... Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь - дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.
Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
- Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо - юдо через калиновый мост не пропустить.
В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину - все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке - не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.
Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - подъезжает чудо - юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.
Говорит чудо - юдо шестиголовое:
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес ощетинился? Или вы чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
Вышел тут Иван - крестьянский сын из - под моста и говорит:
- Не хвались, чудо - юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола - рано перья щипать! Не узнал доброго молодца - нечего срамить его! Давай - ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится. Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела.
Чуду - юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.
- Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудоюдо. - Дай мне передохнуть!
- Что за отдых! У тебя, чудо - юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились. Иван - крестьянский сын отрубил чуду - юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся.
Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
- Ну что, не видал ли чего?
- Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!
Иван ему ни словечка на это не сказал. На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.
Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - подъезжает чудо - юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился... Чудо - юдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
Выскочил Иван - крестьянский сын из - под калинового моста:
- Погоди, чудо - юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще посмотрим, чья возьмет!
Как взмахнул Иван своим булатным мечом раздругой, так и снес у чуда - юда шесть голов. А чудо - юдо ударил - по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван - крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо - юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось.
Утром приходит средний брат.
- Ну что, - спрашивает Иван, - не видал ли ты за ночь чего?
- Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.
- Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу.
Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо - юдовы головы.
- Вот, - говорит, - какие здесь по ночам мухи да комары летают. А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!
Застыдились братья.
- Сон, - говорят, - повалил...
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
- Я, - говорит, - на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо - юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем - пламенем пышут. Конь у чуда - юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо - юдо на калиновый мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудоюдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну - и праху его не останется! Вышел тут из - под калинового моста Иван - крестьянский сын:
- Погоди, чудо - юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!
- А, так это ты, Иван - крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
- На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
- Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван - крестьянский сын чуду - юду:
- Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду - юду три головы. Чудо - юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану: чудо - юдо свистом его оглушает, огнем его жжет - палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет... А сам посмеивается:
- Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван - крестьянский сын.
- Что за отдых? По - нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван.
Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду - юду шесть голов. Чудо - юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.
Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын, срубил чуду - юду девять голов. Чудо - юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи... Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, "а следом за ним и сами побежали.
Иванов конь прискакал, стал бить чудо - юдо копытами. Засвистел чудо - юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.
А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду - юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
- Эх, вы! - говорит Иван. - Из - за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Поутру рано Иван встал, начал одеваться - обуваться.
- Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья. - Отдохнул бы после такого побоища!
- Нет, - отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать - обронил там.
- Охота тебе! - говорят братья. - Заедем в город - новый купишь.
- Нет, мне мой нужен!
Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо - юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать - не замышляют ли здесь еще чего?
Смотрит - сидят в палатах три чудо - юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит:
- Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить - и с первого же глотка мертвыми свалятся!
Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.
Вторая говорит:
- А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие кусочки!
- И ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.
- А я, - говорит третья, - напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать - отдохнуть - тут - то их и спалит огнем! - И ты хорошо придумала!
- молвила змеиха. - Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу!
Подслушал Иван - крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.
- Ну что, нашел ты свой кушак? - спрашивают братья.
- Нашел.
- И стоило время на это тратить!
- Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется - терпенья нет! Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.
Говорят они Ивану:
- Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!
- Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная.
Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала - пить не хочется.
- Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, - говорит Иван. Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали - увидели яблоньку.
Висят на ней яблоки, крупные да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала...
- Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки!
Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят - разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые. - Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок! - говорят братья.
- Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает им Иван.
Рассердились на него братья:
- Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел.
- Вот с вами то же было бы! - говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
- Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковер - все это чудо - юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали - вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей - хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть. Обрадовалась свинья - думала, что Ивана - крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала - снова помчалась в погоню.
Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает. Вотвот нагонит...
Подбежала свинья, остановилась - не знает, кого прежде догонять.
Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда - юда да змеи в том краю повывелись - без страха люди жить стали.
А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять.

Цель: через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.

  • Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.
  • Развивающая: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными образами, выразительными свойствами языка.
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: беседа с элементами практической работы

Оборудование: компьютер,экран, мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2) , учебник под ред. В.Я.Коровиной.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

- “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более глубоко поймем великое значение творимогонами настоящего”, - говорил М.Горький. (Слайд 1 )

Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

(Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись )

Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло – наказывается.

Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” - сказка волшебная,но чем же она отличается от других волшебных сказок?

Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.

Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд 2 )

II. Анализ текста сказки

Понравилась ли вам сказка? Почему?

Кто из героев понравился больше? Почему?

Какое известие опечалило жителей некоторого государства?

Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? - Найдите этот эпизод в сказке

(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод онеще, чтоб на бой идти”)

Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать, вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. (Слайд 3 )

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню.Какая картина представилась братьям?

(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита еле держится)

Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули они землю родную))

Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося ) (Слайд 4 )

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых . Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем . Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла.

Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”)

Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

Как ведет себя в дозоре старший брат?

Как ведет средний брат?

Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понялбесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

Задание по группам:

Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7- по ответам групп )

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Заполнение таблицы в технологической карте)

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)

(Слайд 8 )

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно , это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Значит, это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием

Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

(Два значения:

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический поступок”) (Слайд 9)

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки? (Слайд 10, часть1 )

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” - уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2 )

А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?

(И это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья бесполезны, а Иван - герой, защитник.)

А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо поганое)

(Он посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу )

Композиция сказки. Особенности.

Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три испытания)

Какие словосочетания замедляют действие?

(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)

- Соедините слова в словосочетания. (Работа в тетради)

Эпитет – художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события. (Слайд 12)

Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным (Слайд 13)

IV. Обощение

Чем заканчивается сказка?

(“А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)

В чем необычность концовки сказки?

(В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть, любящий свою Родину)

Как можно сформулировать мораль сказки?

(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской земли, это и помогло победить врага)

Игра “Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)

Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси - есть и ерши.
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Слайд 16)

Игра “Интервью с литературным героем” (Слайд 17)

Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

А чтобы он ответил на этот вопрос?

V. Домашнее задание (Слайд 18)

  • Записать интервью с литературным героем сказки “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иваном. Жили они - не ленились, без устали трудились. Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить.

Затужили старик со старухой, загоревали, а сыновья и говорят: Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.

Старик со старухой снарядили сыновей в дальнюю дорогу. Взяли братья мечи булатные, котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старая старуха.

Добрые молодцы. Куда путь держите?

Мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

Молодцы, за доброе дело взялись!

Переночевали братья у старухи, а на утро отправились снова в путь-дорогу.

Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, кости человеческие.

Нашли братья пустую избушку и решили переночевать в ней.

Ну, братья, - говорит Иван, - заехали мы в сторону чужую, дальнюю, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.

В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину - все тихо, никого не видать. Лег под ракитов куст да и заснул.

А Ивану не спится. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит.

Не стал Иван его будить, спрятался под калиновый мост.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехало оно на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, черный ворон у него на плече встрепенулся, позади него черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

Ну что, слуги мои верные! Или чуете Ивана-крестьянского сына здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его на одну руку посажу, другой прихлопну!

Вышел тут Иван - крестьянский сын из-под моста и говорит:

Не хвались, чудо-юдо поганое! Давай-ка лучше силы пробовать.

Вот сошлись они, да так ударились, что кругом земля застонала.

Иван - крестьянский сын с одного взмаха снес мечом чуду-юду три головы.

Кричит чудо-юдо:

Дай мне передохнуть!

У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились.

Иван-крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. Рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. После того в избушку вернулся и спать лег.

На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, посмотрел по сторонам, потом забрался в кусты и заснул.

Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, взял он острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.

Вдруг на реке воды взволновались - подъезжает чудо-юдо о девяти головах. Вышел Иван ему навстречу - на бой вызвал.

Как взмахнул Иван своим булатным мечом, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил - по колена Ивана в сырую землю вогнал. Захватил Иван горсть песку и бросил своему противнику в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.

Утром приходит средний брат.

Видал ли ты за ночь чего? - спрашивает Иван.

Возле меня ни муха не пролетала, ни комар не пищал.

Раз так, пойдемте со мной, братья, я вам и комара и муху покажу!

Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы. Застыдились братья.

На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

Я, - говорит, - на страшный бой иду, а вы, братья, как услышите мой свист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине. Только пошло время за полночь, выехало чудо-юдо о двенадцати головах. Все двенадцать голов свистят, огнем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крыл ах, шерсть у коня медная, хвост да грива железные.

Вышел из-под калинового моста Иван - крестьянский сын.

Это ты, Иван! Зачем пришел? - спрашивает чудо-юдо.

Я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить! - ответил Иван, размахнулся своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, провел по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил - и тотчас все головы приросли.

Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет, ударами по колена в сырую землю вгоняет.

Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз и срубил чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил свои головы, провел огненным пальцем, к шеям приложил - опять головы приросли. Кинулся он на Ивана - забил его по пояс в сырую землю.

В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын, срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, провел огненным пальцем, к шеям приложил - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи...

Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара вся избушка зашаталась. Тут только братья проснулись, открыли конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.

Прискакал Иванов конь, стал бить чудо-юдо копытами. А Иван выбрался из земли, изловчился, отсек чуду-юду огненный палец и давай рубить ему головы. Все сшиб, туловище на мелкие кусочки покрошил, в реку Смородину побросал.

Прибежали тут братья, отвели Ивана в избушку, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

Рано утром Иван встал и отправился к чудо-юдовым каменным палатам. Сидят в тех палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха, замышляют, как Ивану отомстить. Послушал их речи Иван - крестьянский сын и вернулся к братьям.

Собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий да знойный, пить хочется. Смотрят братья - стоит колодец. Говорят они Ивану:

Давай остановимся, холодной водицы попьем.

Соскочил Иван с коня и принялся колодец мечом рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала - и пить не хочется.

Ехали они, ехали, сильно утомились. Смотрят - разостлан на траве ковер узорчатый. Хотели братья полежать на том ковре, а Иван им ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел - ничего не осталось.

Подошел Иван к ковру, изрубил его на кусочки и говорит:

И колодец, и яблоня, и ковер - все это чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им: сами погибли!

Вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: летит сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли - хочет Ивана с братьями проглотить. Видит Иван - беда неминучая, припустил коня во всю прыть, а братья - за ним. Смотрят - стоит кузница, а в ней кузнецы работают.

Пустили кузнецы братьев, за ними закрыли двенадцать железных дверей и двенадцать кованых замков.

Подлетела змеиха к кузнице и кричит:

Кузнецы, отдайте мне Ивана с братьями.

А кузнецы ей в ответ:

Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!

Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала - одиннадцать дверей пролизала. Осталась одна, последняя дверь...

Устала змеиха, села отдохнуть. Тут Иван - крестьянский сын выскочил из кузницы, схватил змеиху да со всего размаха ударил ее о камни. Рассыпалась змеиха на мелкие кусочки, а ветер их во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю исчезли - без страха люди жить стали.

А Иван-крестьянский сын с братьями вернулся домой к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, как прежде поле пахать, рожь да пшеницу сеять.

Всего доброго! До новых встреч!