Как рисовать в китайском стиле. Пейзаж в китайской живописи

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать водяного дракона и как нарисовать восточного, китайского дракона карандашом поэтапно, посмотрите их скелет и строение тела.

Эти два дракона похожи, только одни живут в воде, а другие являются небесными драконами. Их тело имеют змеино-образную форму с маленькой головой, короткими лапами и длинным хвостом.

1. Ниже приведены 3 изображения со скелетом, мышцами и общим видом двух драконов в сравнении. У китайского дракона(восточного) лапы очень небольшие по сравнению с его телом, он обладает магией, которая дает ему возможность летать без необходимого физиологического строения тела. Нажмите на картинку, чтоб увеличить ее.


2. Сравнение голов водяного дракона с китайским.

У водного дракона зубы расположены в два ряда в форме игл, имеется выдвигающиеся челюсть, которая предназначена для перекусывания, на них зубы очень прочные. Также у водного дракона есть еще пара клыков с парализующим ядом. Для защиты глаз предназначены прозрачные веки, покрыт дракон шероховатой чешуей со слизью.

Особенностью китайского дракона являются ярко выраженные ноздри, из которых он выпускает огонь. Зубы его расположены в один ряд. Глаза смотрят вперед, как у человека.

3. Приведены примеры построения задних и передних лап.

4. Нарисуем водяного дракона. Чертим основу тела линией, кружочками выделяем места головы, грудной и задних областей. Изображения увеличиваются.

Прорисовываем голову, тела, ласты и хвост.

Стираем вспомогательные линии и наводим контуры водного дракона, детализируем и выполняем штриховку.

Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.

В Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.

Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.

И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.

Мастер-классы по восточной живописи:

Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.

Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.

Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.

Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.

Живопись гохуа: пишем сливу мэй

1. Рисуем основную ветвь.

Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.

2. Добавляем тонкие ветви.

Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.

3. Добавляем цветы.

Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.

Более подробный разбор цветов.
Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.

4. Прорисовка цветов.

Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.

5. Финальная часть – каллиграфия и печать.

В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.
Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.
Завершает работу авторская печать.
Буду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!

Китайские художники оказали огромное влияние на мировое искусство, а их потрясающие произведения, выполненные на рисовой бумаге и шелке, вот уже несколько веков восхищают лаконичным художественным языком.

Эстетические каноны живого наследия, насчитывающего тысячелетнюю историю, сложились под влиянием философских традиций даосизма, буддизма и конфуцианства. Считается, что природа учит людей видеть прекрасное, и именно эта истина является основной темой традиционной живописи Китая. Уникальные шедевры, созданные мастерами в разные эпохи, - это важный вклад в мировое изобразительное искусство.

Традиционная живопись Китая

Гохуа - китайская живопись, которая отличается от западной особенностями техники выполнения рисунка: на шелк или специальную тончайшую бумагу при помощи кисти наносят изображение. Художники используют минеральные, растительные черную тушь, а их произведения часто имеют форму горизонтальных или вертикальных свитков.

Занимающая центральное место среди разных направлений искусства Поднебесной гохуа (китайская живопись) возникла в VII-VIII веках до нашей эры, а с конца XIX столетия стиль получает второе дыхание.

«Четыре сокровища»

Для написания традиционных картин авторы используют ограниченный набор средств: черная тушь (или акварель), китайская кисть из натуральной шерсти, бумага и приспособление для растирания краски. Многие художники все-таки отдают предпочтение считая, что это «раскроет суть природы».

Большое внимание в стране уделяется качеству туши, и для работы используются плитки с черным лаковым блеском. Мастера растирают их с водой, получая нужную консистенцию и создавая разнообразие оттенков. Как признаются китайские художники, из-за низкого качества европейской туши достичь нужных эффектов невозможно.

Для живописи используется особая бумага суан (рисовая) со специфической текстурой. Иногда рисунки выполняются на шелке или хлопчатобумажной ткани.

Тушечницы очень высоко ценятся, и многие передаются из поколения в поколение. Эти приспособления, иногда изысканно украшенные, выполняются из нефрита или обожженной глины.

Линейный рисунок

Если рассматривать европейские полотна, написанные акварелью, то в них можно не заметить линию как таковую. В китайской живописи все образы создаются посредством линейного рисунка. Этим и отличается традиционный стиль гохуа, сильно напоминающий успешно развивающуюся в стране каллиграфию, элементы которой художники обязательно вносят в свои произведения.

Нельзя не отметить отличную технику владения кистью, которая совершенствуется на протяжении нескольких веков. При помощи тонкой или толстой линии художники, использующие одни и те же инструменты, что и каллиграфы, передают пространство, объем, движение, не пользуясь при этом привычными приемами светотени. Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». Черная краска, нанесенная на рисовую бумагу, мгновенно впитывается, и одно неловкое движение, неверная линия могут изменить общее настроение картины, исказив правду жизни. Каждый мазок обязан быть точным и четким, ведь ни стереть, ни поправить рисунок автор уже не сможет.

Техника нанесения изображений пальцами

Любопытно, что китайские картины в технике гохуа не всегда пишутся кистью. Часто мастера используют руки, выводя ими линии и растушевывая краску. Живописцы наносят контурные линии ногтем, а широкие мазки выполняют подушечкой большого пальца.

Стихотворная надпись

Традиционная китайская живопись отличается от европейской тем, что на рисунке имеется стихотворная надпись, выполненная в каллиграфическом стиле. Так мастера выражали свое отношение к произведению, а иероглифы дополняли его образное содержание. Известный каллиграф, литератор и художник Су Ши, живший в XI веке, боролся за то, чтобы в живописи обязательно присутствовала поэзия. Такие надписи отражают мнение автора и становятся его почерком.

Свитки

Гохуа - китайская живопись, в которой существует необычный вид картин. Они свертываются на палочке в свиток и хранятся в продолговатых футлярах. Произведения пишутся на специальной бумаге не только тушью, но и красками из минерального и растительного сырья. Картины в рулонах, не предназначавшиеся для массового зрителя, хранятся вот уже более тысячи лет, не теряя при этом яркость и насыщенность оттенков. И в наши дни можно любоваться шедеврами, написанными несколько веков назад известными мастерами.

Аллегоричность

Живопись водяными красками и тушью отличается лаконичностью, и такой язык символов понятен настоящему ценителю китайского искусства. Например, растения и стихотворные строчки изображают времена года, а луна или горящая свеча указывают на ночь.

Незаполненные пустоты на картинах

Еще одна особенность, отличающая китайскую живопись от западной, заключается в том, что на произведениях авторы оставляют незаполненные участки, которые могут маскироваться под изображения светлого облачка или белесого тумана. Иногда пустое место оставляют для того, чтобы у зрителя оставалась свобода для фантазии, ведь китайские картины - это удивительный вид искусства, который невозможен без единства автора и зрителя.

Обязательная печать

По традиции мастера обязательно ставят на произведения печать красного цвета, удостоверяя таким образом свою личность.

Рассмотрев особенности традиционного можно сказать, что гохуа - китайская живопись, в которой гармонично сочетаются поэзия, каллиграфия и проявляющееся в оттиске печати граверное мастерство.

Жанры живописи

В традиционной китайской живописи выделяют несколько жанров. Первый - шаншуй (пейзаж). В стране получила широкое распространение философская концепция, согласно которой люди и природа едины и между ними не существует никаких преград. Пейзажное произведение вызывает соответствующее настроение у зрителя.

Второй жанр - хуаняо (изображение флоры и фауны). Китайские мастера вглядываются в совершенные формы животных, камней, растений и передают их истинную сущность, которую невозможно выразить словами.

Третий жанр - жэньу (портрет). Еще в древности художники, работавшие с людьми, знали одно непреложное правило: наравне с внешним сходством творец должен передать душевное состояние и характер человека, подчеркнув красоту его внутреннего мира. Все живописцы четко следовали этому принципу, и даже на ранней стадии развития китайского искусства мастерство портретного жанра достигло невероятно высокого уровня.

Стили гохуа

Известны два традиционных стиля: гунби, преобладающий на ранних этапах, и се-и, получивший широкое распространение в конце XIX века. Разберем особенности этих направлений.

Китайский стиль гунби - это определенная манера письма, при которой тщательно наносится краска (в том числе и цветная) и прописываются самые мелкие детали. Главная цель художника - точно изобразить действительность, и такая идея натурализма тесно связана с влиянием даосизма. Гунби считается официальной академической живописью. В стиле четких линий работали мастера, оформлявшие интерьеры императорского дворца.

Однако после распространения буддизма на территории страны художники переосмыслили эту идею, и появился новый китайский стиль се-и, характеризующийся свободной манерой письма. Творцы изображают не внешнее сходство предмета или объекта, а заботятся о передаче настроения. Они стремятся показать искренние эмоции, оперируя образами. Считается, что се-и - это живопись философов и поэтов, и в этом стиле работают творцы под влиянием сиюминутного настроения.

Разновидностью се-и является шуймо (для написания картин используется лишь черная тушь).

Многие китайские художники удачно сочетают в своих произведениях приемы одного и другого стиля, используя смешанные техники. Ли Кэжань, Ци Байши, Фу Баоши, Ян Ифэн, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу и другие мастера сумели достичь в своих работах выразительных эффектов, передавая изображения природы и фиксируя даже самые незначительные детали.

«Чтение» картин

Национальная живопись водяными красками характеризуется изящным образным языком, и художники закладывают в свои произведения определенный подтекст. Если европейцы рассматривают полотна, то китайцы их читают. Картины наполнены положительным настроем и дарят своему хозяину хорошее настроение.

Китайские произведения полны символизма и аллегорий. Например, горы олицетворяют мужское светлое начало, а вода - темное женское. Живописец передает лирические настроения, переживания, которые возникают после общения с природой, и не стремится к натурализму и внешнему сходству.

На фоне величественных ландшафтов миниатюрные фигурки людей символизируют, что человек - это незначительное звено Вселенной, которое полностью подчинено ее мощи. А вот в европейском искусстве люди всегда изображались как могучая сила, способная управлять стихиями, и такими представлениями о человеке кардинально отличается от западной китайская живопись.

Цветы - это отдельная тема для разговора. Существует живопись, которая носит название «четырех благородных»:

  • орхидея, символизирующая чистоту;
  • хризантема, воплощающая скромность и целомудрие;
  • дикая слива мэйхуа - стойкость и несгибаемость;
  • бамбук - это символ человеческого характера.

Часто художники изображают иву, которая воплощает красоту и изысканную утонченность. Она олицетворяет собой весну и женское изящество. А вот сосна - это идея вечной юности и конфуцианской сдержанности.

Такой язык символов очень понятен китайцам, а тем, кто не сможет разгадать иносказания, постичь национальную живопись невероятно сложно.

Мастера гохуа

Сюй Бэй-хун прекрасно владел основными навыками европейского искусства и в своем творчестве сочетал их с китайскими традициями. Его великолепные портреты, в которых живописец умело раскрывал психологические черты людей, считаются шедеврами китайского искусства.

Ян Ифэн, являющийся лауреатом многих национальных премий, достойно продолжает выработанные столетиями традиции.

Гу Йинчжи, получившая титул «королевы кошек», работает в стиле се-и. Она мастерски изображает домашних животных, и ее полотна китайские послы дарят иностранным гостям.

Ци Бай-ши - один из самых ярких представителей стиля. Наблюдательный творец, способный уловить основные черты, пишет оригинальные картины, соединяя высокое мастерство с искусством каллиграфии и выразительностью линий.

Обучение живописи

Многие хотят овладеть секретами гохуа, однако научиться творить в этой технике не так уж и просто. Художники много времени тренируются, прежде чем приступить к работе, которая ведется на одном дыхании, чтобы избежать ошибок.

Китайцы ценят не только внешнюю красоту картин, но и внутреннюю, их силу и энергетику. Во многих магазинах страны продаются специальные альбомы для раскрасок, где показана последовательность выполнения рисунка. Такое обучение живописи дает свои плоды, и практически любой человек сможет нарисовать картины в традиционном стиле. Так прививается хороший вкус и воспитывается любовь к искусству.

Поэзия, обретшая форму

Надо сказать, что сейчас гохуа следует за временем. Она давно вышла из узких рамок китайских национальных традиций. В изобразительном искусстве появляются сюжеты на современные темы, и такие картины наполнены новым содержанием. Позволим согласиться с классиком, заметившим, что «живопись - это поэзия, которая обрела форму».

Китайский художник и фотограф Дун Хун-Оай родился в 1929 году, а скончался в 2004 году в возрасте 75 лет. Он оставил после себя невероятные работы, созданные в стиле пикториализма, — удивительные фотографии, похожие на произведения традиционной китайской живописи. Ниже вы найдете небольшую коллекцию этих изумительных фотографий.

(Всего 25 фото)

1. Дун Хун-Оай родился в 1929 году в городе Гуанчжоу, провинции Гуандун, Китай. Он уехал из страны в семь лет после неожиданной смерти своих родителей.

2. Как самый младший из 24 детей, Дун отправился жить в китайское сообщество в Сайгоне, Вьетнам. Позже он несколько раз посещал Китай, но больше никогда не жил в этой стране.

3. По прибытии в Сайгон Дун стал учеником студии фотографии китайских иммигрантов. Там он научился основам фотографии. Он также полюбил фотографировать природу, что и делал часто с помощью одного из фотоаппаратов из студии. В 1950 году в возрасте 21 года он поступил во Вьетнамский национальный художественный университет.

4. В 1979 году между социалистической Республикой Вьетнама и Китайской народной республикой открылась кровавая граница. Вьетнамское правительство начало репрессивную политику в отношении этнических китайцев, проживающих на территории страны. В результате, Дун стал одним из миллионов «лодочников», которые бежали из Вьетнама в конце 70-ых – начале 80-ых.

5. В возрасте 50 лет, не зная английского и не имея никого из родных и друзей в США, Дун прибыл в Сан-Франциско. Он даже смог приобрести небольшую комнату для проявления фотографий.

6. Продавая свои фотографии на местных уличных ярмарках, Дун смог заработать достаточно денег, чтобы периодически возвращаться в Китай, чтобы пофотографировать.

7. Более того, ему представилась возможность некоторое время обучаться под руководством Лун Чин-Саня в Тайване.

8. Лун Чин-Сань, скончавшийся в 1995 году в возрасте 104 лет, разработал стиль фотографии на основе традиционного китайского изображения природы.

9. Веками китайские художники создавали величественные монохроматические пейзажи, используя простые кисти и чернила.

10. Эти картины не должны были изображать природу в точности, они должны были передать эмоциональную атмосферу природы. В последние годы империи Сун и в начале империи Юань художники начали сочетать три на одном холсте разных формы искусства… поэзию, каллиграфию и живопись.

11. Считалось, что этот синтез форм позволял художнику полностью выразить себя.

12. Лун Чин-Сань, родившийся в 1891 году, учился именно этой классической традиции в живописи. В какой-то момент своей долгой карьеры Лун начал экспериментировать с передачей импрессионистского стиля искусства на фотографию.

13. Сохранив многоуровневый подход к масштабу, он развил метод расслоения негативов, которые соответствовали трем уровням отдаленности. Лун научил этому методу Дуна.

14. Пытаясь еще ближе имитировать традиционный китайский стиль, Дун добавил к фотографиям каллиграфию.

15. Новые работы Дуна, созданные на основе древней китайской живописи, начали привлекать внимание критиков в 1990-ых.

16. Ему больше не нужно было продавать свои фотографии на уличных ярмарках; теперь его представлял агент, а его работы начали продавать в галереях по всей территории США, в Европе и Азии.

17. Ему больше не пришлось зависеть от отдельных клиентов; его работы теперь были востребованы не только частными коллекционерами произведений искусства, но и корпоративными покупателями и музеями. Ему было около 60, когда он впервые в жизни достиг какого-то уровня финансового успеха.

18. Пикториализм – это движение в фотографии, появившееся около 1885 года после обширного представления процесса фотографии на неувлажненной печатной форме. Своего пика движение достигло в самом начале 20-го века, а период спада пришелся на 1914 год, после появления и распространения модернизма.

19. Термины «пикториализм» и «пикториалист» стали широко применяться после 1900 года.

20. Пикториализм соприкасается с идеей, что художественная фотография должна имитировать живопись и гравюру того века.

21. Большинство таких фотографий были черно-белыми или в оттенках сепии. Среди использовавшихся способов были: неустойчивый фокус, особые фильтры и просветление линзы, а также экзотические процессы печатания.

23. Целью подобных техник было – достичь «личного выражения автора».

24. Несмотря на эту цель самовыражения, лучшие из таких фотографий шли параллельно со стилем импрессиониста, а не в ногу с современной живописью.

25. Оглядываясь назад, можно также увидеть близкую параллель между композицией и живописным объектом жанровых картин и фотографий в стиле пикториализма.

Здравствуйте,товарищи!

Давайте нарисуем китайского дракона. Но прежде чем браться за дело, прочтите обсуждений «китайский дракон» - там дано немало полезной и занимательной информации по теме.

Теперь, ознакомившись со статьей, перейдем к делу. У нас есть картинка: дракон, которого мы назвали S. Его для начала и нарисуем. Расположим прямоугольный лист вертикально. Сначала -рисунок карандашом, а затем поэтапно -фломастером.

Самое важное для начала: наметить линию извивов туловища чудовища. Туловище это, мы с вами помним, а не . То есть предполагает отсутствие выраженного брюха и равную толщину почти по всей длине, а так же возможность виться и гнуться петлями. Желательно чтобы композиция смотрелась выигрышно избразить дракона в динамике полета, изогнутым и перевившимся в 2-3 местах. В то же время, на листе следует оставить место для лап и головы: помните об этом. Мы изобразили дракона в такой позе. Перерисовать – здорово, но выбрать свою, пусть даже несколько менее сложную – стократ лучше. Еще раз: помните, что толщина дракона везде примерно одинаковая, сужается он только к хвосту. Теперь отметим голову и лапы. Голова большая и шире шеи, но в основном за счет усов и языков пламени, напоминающих плавники. Не спешите сильно выделять шею, она поуже чем туловище но не намного.

Пасть будет открытой, что придаст картинке шарма. Теперь разберемся с ногами. Ноги чудища толстые и короткие, мускулистые, конически сужающиеся к лапе. Лапа большая, и напоминает птичью – костистая, с длинными пальцами и когтями. Пальцев пять штук, один против четырех, как у человека. Обратите внимание: в бедренной части ноги дракона очень толстые, почти толщиной с туловище. Насчет расположения этих ног на туловище уже достаточно сказано во вступлении. В общем, помните что без ног не обойтись, а как они растут, или крепятся – для так называемого «китайского» дракона вопрос вторстепенный. Важно расположить ноги как можно зрелищнее. И заметим – сами лапы обычно направлены вовне, от туловища, как бы можно сказать, нарочно вывернуты. Хвост сужающийся и как и тело вьётся свободно петлями. Теперь давайте уточнять детали. Вдоль хребта пустим огнистый гребень. У нас дракон перекрутился вдоль оси симметрии, чуть не как лента Мёбиуса. Кто сможет, непременно пусть попробует передать это типично рептильное движение, но в целом можно обойтись и без него. На конце хвоста добавим всполохи пламени, немного напоминающие оперение.

Уточним ноги, прорисуем отдельные пальцы на которых выделяются фаланги, и острые когти, выходящие из гротескно утолщенных концов пальцев. Обратите внимание: из-под лап также вырываются небольшие языки пламени, здесь они напоминают лепестки цветов. Теперь голова. Сама по себе она не очень большая, и похожа немного на детскую прищепку.

Она вытянутая, с маленькой черепной коробкой и длинными широкими челюстями. Пасть раскроем и покажем длинный язык. Поглядите на выросты венчающую эту голову: они тоже играют существенную роль. Голова окружена пламенистым венчиком. Из(под) носа торчат изогнутые как змеи усы. Закончив основной облик, переходите к второстепенным деталям: наведите чешую, пропишите когти, разделите языки пламени, непременно заострите внимание на голове. И вот он возникает перед нами на листе бумаги: такой же могучий и первозданный как тысячелетия назад. А еще говорят, драконов нет или они вымерли. Они есть, вот вам один для примера. Отличный дракон и как здорово парит и вьётся в облаках- как дельфин в родной стихие.