Как снимали «Карнавальную ночь». Рязанов отказался от сценария, а Гурченко провалила пробы

Молодой Рязанов, никому неизвестный режиссер-документалист и сын политического заключенного тогда закончил свой первый фильм. Будущий мэтр видел себя только драматическим режиссером и уже замахнулся на следующие съемки сложного кинофильма с глубоким сюжетом. Свой замысел он озвучил руководителю «Мосфильма» Ивану Пырьеву, но тот, понимая способности Эльдара Александровича, возразил.

Пырьев положил перед режиссером сценарий новогодней кинокомедии Ласкина и Полякова, который категорически не понравился Рязанову. Тот посчитал его просто незавершенным и нашел массу несоответствий в фабуле повествования.

Но что делать — начальник требует, надо выполнять. Рязанов сел за разработку режиссерского сценария, поругивая текст кинофильма за не соответствие жанру — на руках у Эльдара Александровича оказалось эстрадное обозрение, а не полноценный кинофильм, чтобы сделать из него более-менее смотрибельную картину, пришлось придать динамики действию.

Огурцов


Параллельно с ворчаниями режиссера и корректурой сценария, надо было отсмотреть артистов. Кто-то подсказал второкурсницу Люсю Гурченко, красавицу с очаровательной улыбкой и тонкой талией. Отсняли, отдали режиссеру ленту. Но на ней Рязанов увидел какую-то шарнирную куклу, совершенно не желающую оживать. Гурченко была забракована.

Тем временем пустовала и еще одна главная роль — чиновника Огурцова. Рязанов попробовал на нее Петра Константинова, но в итоге пришел к выводу, что у того получается слишком строгий и совсем не смешной чиновник, который скорее пугает зрителя, чем смешит.


На выручку пришел Пырьев и велел пробовать Игоря Ильинского. Рязанова бросило в жар: совсем молоденький режиссер попросту боялся стушеваться в присутствии титулованного мэтра вдвое старше себя. И снова — что делать? Руководство приказало…

Рязанов потом вспоминал в своей книге, что в канун переговоров с актером выработал специальную тактику разговора со звездой. И был искренне обескуражен, когда Ильинский оказался интеллигентнейшим человеком и с уважением и теплотой отнесся с начинающему режиссеру и его задумке.

«Только не Гурченко!»


Из Игоря Владимировича вышел блестящий Огурцов. Во время съемок режиссер опекал его, как мог. Когда, по сценарию, герой Ильинского получал заслуженный пинок под зад, Рязанов брался за голову и кричал с места: «Осторожнее! Это же народный артист!»

А вот главная женская роль все еще оставалась не занятой. Глава Мосфильма вмешался и тут. Гурченко он встретил в коридоре, прошел мимо, а потом окликнул. Осмотрел актрису, буквально повертел в руках. «Ну-ка, не хлопочи лицом!» — сказал гримасничающей красавице, шедшей с приятелями с курса. «Пошли», — говорит.

Когда Пырьев ввел в павильон ту самую забракованную куклу, Рязанов чуть не отшатнулся, благо успел взять себя в руки. «Только не Гурченко!», — говорил он на кануне Пырьеву, и вот пожалуйста! "Будет играть!", — отрезал руководитель.

Позднее, отсматривая ленты с проб, Рязанов нашел ошибку: роль, конечно, была Люсина, вот только из-за оператора, кое-как работавшего на пробах, считая их неважными, Гурченко предстала какой-то неживой.


По правде сказать, роль Лены Крыловой не была прописана, как главная. От актрисы требовалась красота и молодость типичной советской девушки. И только талант Гурченко разукрасил обычный образ так, что роль оказалась первостепенной.

После выхода комедии на экран именно молоденькая артистка Люся стала считаться эталоном женской красоты . Советские модницы немедленно затянулись в корсеты, чтобы обнаружить тонкую талию, а также штурмовали парикмахерские — завивали волосы «легкой химией», какую носит в «Новогодней ночи» Гурченко. Ну а об аккуратной белой меховой муфте тогда приходилось только мечтать. Ее «доставали» по блату и носили с особым шиком только столичные красотки из обеспеченных семей.

Многое было впервые…


Так пишет Гурченко в своей книге воспоминаний. Оказывается, до «Карнавальной ночи» актрисы не пели в кадре. Они работали под фонограмму певиц, а вот Людмила Марковна открыла новую страницу в кинематографе.

В «Карнавальной ночи» музыки много. Каждую композицию, выбранную Рязановым, тщательно инспектировал Пырьев. Гурченко водили с собой — к композиторам и поэтам-песенникам. Те показывали ей песни, она немедленно пробовала их петь. Что-то забраковывалось, другие брали в работу.

Первая такая масштабная работа Рязанова, конечно, не давалась ему легко. Многое приходилось переснимать, что-то не получалось. В середине съемок руководство даже возмутилось: деньги, выделенные на проект уже на исходе, режиссер возится с каждым кадром, а фильм готов разве что на половину. «Этот скучный и бездарный материал» — так отзывались о нем мэтры, уже планировали поскорее закончить, сдать, получить своих шишек за плохую работу и забыть.

Однако именно здесь Рязанов понял, что можно использовать импровизацию — потом случайные фразочки артистов и байки сценаристов режиссер будет часто прямо по ходу съемок вставлять в фильмы. Но тут такой опыт он получил впервые.

Узнав, например, что в СССР появились мошеннические общества, готовые читать лженаучные лекции часами, лишь бы платили деньги, он вписал в сценарий героя Сергея Филиппова — лектора, речь которого больше всего растащили на цитаты. Именно он не знал, есть ли жизнь на Марсе, а также рекомендовал всем пять звездочек.

Подгоняемый плохими отзывами и суровыми взглядами мэтров, забраковавших кинофильм, Рязанов сначала долго тянул, а затем, спустя рекордный срок — пять месяцев, вдруг представил готовую полнометражку. На первом просмотре, кроме режиссера был еще Ильинский и Гурченко. Артист наклонился к молодой коллеге: «Чую, Люся, после этого фильма ты еще долго будешь популярной».

Выход


Кино, считавшееся плохой работой, никак не анонсировали и не рекламировали. Отлежавшись на полках целых три года, фильм вышел на экраны 28 декабря 1956 года и немедленно побил все рекорды. Следующие три года за билетами на «Карнавальную ночь» отстаивали длинные очереди на морозе. Кино стало хитом 1957-го. Тогда его посмотрели более 50 миллионов человек.

Режиссеры, забраковавшие тогда работу, пожимали плечами, критики восторженно хвалили и артистов, умеющих и петь и плясать, и режиссера, тонко просчитавшего когда очередной номер пора закончить и сменить кадр.

Если бы фильмы были людьми, то первый большой хит Эльдара Рязанова в наступившем 2016 году следовало бы готовить к пенсии. По славной советской традиции его бы пригласили в конференц-зал, в котором собралась внушительная аудитория, и юбиляр имел бы последнюю возможность насладиться хвалебными речами. К счастью или к сожалению, фильмы пока еще не списывают в какой-нибудь чулан по достижении определенного возраста, зато оценить их, всем известные, всегда можно по-новому. Иногда этому способствуют грустные обстоятельства. Давно уже нет с нами Игоря Ильинского, Юрия Белова, Людмилы Гурченко, а минувший год забрал с собой и главного творца всенародно любимой комедии. Смерть Рязанова печальным образом предвосхитила шестидесятилетний юбилей «Карнавальной ночи». Естественно, пенсию новогодней картине начислять никто не будет, зато лишний раз убедиться в вечной молодости кинематографического богатства — проще простого.

Первым нас покинул он — грузный, не в меру «сурьезный» и отчаянно трусливый карьерист товарищ Огурцов. В руки Игорю Ильинскому так и просится парочка особо пыльных штор, которыми было бы очень удобно занавешивать неугодных ему «легкомысленных» артистов. Наблюдая в десятый раз за его гротескными осуждениями молодежи за искреннее веселье и желание подарить его зрителям, приходишь к мысли, что коренастому чинуше куда больше подошло бы руководство ленинским мавзолеем. Разумеется, в наивной советской комедии не может быть безусловного злодея, именно потому стараниями Лены Крыловой и ее друзей Огурцов предстает просто недалеким типом, не способным даже на по-настоящему серьезные козни. Актерское искусство Ильинского проявилось как в каменных гримасах с вечно сверлящими глазами, так и в категоричных фразах, которые тем смешнее, чем они абсурднее. В самом деле, «ноги изолировать», грим убрать, легкомысленное отношение к браку не высмеивать — все четко, как в госплане СССР. По иронии судьбы, из Огурцова и впрямь мог бы получиться сильный руководитель, не зря Рязанов спустя несколько лет «сделает» его Кутузовым, но ведь и сказочные «медведи» на что-то годятся помимо создания суматохи. Без обозначенного противника не было бы преодоления преград, а значит, и великолепной организации празднования.

Крах недостроенного советского коммунизма тихо и незаметно завалил некогда сиявшего широкой улыбкой Гришу Кольцова. Один из главных красавцев своей эпохи, Юрий Белов едва ли хоть на половину реализовал недюжинный потенциал. Всегда узнаваемый, он умел не только изысканно улыбаться. Прекраснодушный романтик, вовремя переключающий рубильник, беззастенчиво заражает оптимизмом. Гриша поначалу предстает этаким мямлей, который не может объясниться с девушкой, но когда приходит пора решительных действий, на смену ему является человек со стержнем. Эпизод с переодеванием Кольцова в якобы деда открывает глубину настоящего чувства, в котором рядом с мальчишескими мечтами непременно находится место переживаниям. Вполне вероятно, простому электрику никогда бы больше не довелось бы конферировать, однако природная смекалка гармонично сочетающаяся с чувством юмора творит подлинные чудеса. На сцене, как бы теперь сказали, «зажигает звезда», и потому она имеет такой родной блеск, что в разгар всеобщего веселья всегда найдет возможность обратить взоры и на буфетчиц, своим пением не уступающих артисткам.

Кто точно не искал места в центре славы, так это скромная Леночка Крылова. Наверняка и выражение «оказаться под светом софитов», чего доброго, показалось бы ей вульгарным. Тогда в 56-м никакая не Людмила Марковна, а просто Люся, своим очарованием разгоняет тревоги так просто, что противоборство сумасбродному начальнику выглядит привычной забавой. Феноменально быстро Лена меняет наряды, и вот она уже на сцене исполняет песню, под которую принято загадывать желания. Артистке от бога достаточно было исполнить свои «Пять минут», чтобы занять почетное место среди главных символов советского экрана. Гурченко сложнее всех из ансамбля «Карнавальной ночи» было высвободиться из новогодних пут своей героини. То, что спустя годы она создала множество не менее ярких образов, говорит о ее способности поверить словам собственной песни о хорошем настроении. Жизнь не подобна празднику, да и Крыловой пришлось тяжело в отстаивании своих номеров, но награда оказалась поистине царской.

За проведением мероприятия, рискующего сорваться из-за всяких докладчиков и скучных лекторов, следила пара глаз человека, от которого зависело вот уж действительно все. На момент создания «Карнавальной ночи» у Рязанова еще не было привычки к камео, а иначе он непременно мелькнул бы за одним из праздничных столов. Мудрый Эльдар Александрович спокойно воспринимал, что звание главной новогодней картины спустя двадцать лет утекло к его же «Иронии судьбы». Сравнивать два праздничных хита не стоит, это две абсолютно разные истории, снятые в разное время. Заметный отпечаток на общую легкость и воздушность постановки оказало всеобщее чувство освобождения из сталинских тисков. Рязанов без лишних слов сноровисто отправил в историю свою оттепель, в которой нашлось место вихрю прекрасных шуток, уморительному гротеску, сочным образам и тонко преподнесенной романтике. Два поколения актеров пришли на съемочную площадку готовыми учиться и следовать таланту режиссера, хорошо сознававшего редкую ценность доставшегося ему материала. Об итогах вдохновенной совместной работы лишний раз и говорить неловко — «Карнавальную ночь» впору не на пенсию выгонять, а подсчитывать какую по счету молодость она переживает. Для бесконечности придуман собственный знак, его не рисуют в титрах, но он остается в мыслях после каждого просмотра любимой комедии.

Фильм "Карнавальная ночь" вышел еще в 1956 году, но поклонникам до сих пор интересно, как сложилась судьба актеров, которые исполнили роли в нем. Кинолента режиссера пользовалась огромной популярностью, диалоги и песни картины разобрали на цитаты, в том числе композиции "Танечка", "Пять минут" и другие.

В 2006 году вышла вторая часть фильма "Карнавальная ночь-2". Как сложилась судьба актеров оригинального фильма, их фото и кадры из ленты - в материале редакции .

Игорь Ильинский (1901-1987)

Фильм "Карнавальная ночь": актер Игорь Ильинский в роли Серафима Огурцова - тогда и в последние годы

Популярный актер исполнил роль Серафима Ивановича Огурцова, исполняющего обязанности директора Дома культуры. Фильмография Ильинского не слишком обширна, так как он предпочитал играть в театре. Кроме того, он выступал с сольными концертами как мастер художественного слова и пробовал себя в качестве режиссера кинофильмов.

Артист преподавал во ВГИКе и выступал на сцене до последних лет. Скончался 13 января 1987 года в Москве.

Людмила Гурченко (1935-2011)


Фильм "Карнавальная ночь": актриса Людмила Гурченко в роли Леночки Крыловой - тогда и в последние годы

В "Карнавальной ночи" сыграла Леночку Крылову, и эта роль принесла ей всесоюзную известность и славу, не стихающую до самой смерти. Актриса семь раз была замужем, снималась в фильмах, играла в театре и исполняла песни на эстраде. Звезда была очень популярна в свои годы, однако ее судьба была печальной.

К сожалению, сейчас актрисы нет в живых, она умерла 30 марта 2011 года из-за осложнений после операции на бедре. При жизни певица говорила, что хочет быть похоронена рядом с родителями на Ваганьковском кладбище, но родственники не выполнили желание Гурченко и похоронили ее рядом с другими актерами.

Юрий Белов (1930-1991)


Фильм "Карнавальная ночь": актер Юрий Белов в роли Гриши Кольцова - тогда и в последние годы

Советский киноактер исполнил роль Гриши Кольцова. За карьеру Белов сыграл много ролей, самая популярная - в фильме "Карнавальная ночь". После 1972 года он стал невостребованным, из-за чего начались проблемы с алкоголем и со здоровьем. Артист вынужден был подрабатывать таксистом.

Актер женился, когда ему было за 40 лет. Позже жена Светлана Швайко родила сына. Когда сыну Белова исполнилось 15 лет, актер умер. В 2015 году вышел сериал "Людмила Гурченко", в котором роль Белова исполнил актер Павел Ващилин.

Георгий Куликов (1924-1995)


Фильм "Карнавальная ночь": актер Георгий Куликов в роли Сережи Усикова - тогда и в последние годы

Георгий Куликов исполнил роль Сережи Усикова в "Карнавальной ночи". Фильмография актера большая, за долгую жизнь мужчина добился успеха в актерской отрасли. По словам сына Куликова, актер умер от рака в 1995 году. Когда пришел момент смерти артиста, родные не знали, что у него рак. Это стало известно уже после смерти.

Тамара Носова (1927-2007)


Фильм "Карнавальная ночь": актриса Тамара Носова в роли Тоси Бурыгиной - тогда и в последние годы

Народная артистка России сыграла роль Тоси Бурыгиной. В 50-60-х годах женщина была одной из самых популярных актрис СССР. Трижды была замужем, детей не имела.

Женщина в последние годы жизни питалась в столовой для малоимущих, жить на пенсию было тяжело. Звезда умерла в нищете в 2007 году. Прах Тамары Носовой захоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища.

Андрей Тутышкин (1910-1971)


Фильм "Карнавальная ночь": актер Андрей Тутышкин в роли Федора Миронова - тогда и в последние годы

Андрей Тутышкин исполнил роль Федора Миронова. На счету актера много ролей, его любили и любят до сих пор. Тутышкин был не только актером, но и режиссером. Мужчина умер 30 октября 1971 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище. Рядом находится могила отца Петра Тутышкина, который при жизни работал профессором.

Сергей Филиппов (1912-1990)


Фильм "Карнавальная ночь": актер Сергей Филиппов в роли лектора - тогда и в последние годы

После фильма "Карнавальная ночь" , сыгравший лектора из "общества по распространению", снялся еще в таких популярных фильмах, как "Девушка без адреса", " ", " " и других.

Во время съемок в фильме "12 стульев" артист уже болел раком и после этого прошел успешное лечение. Осложнение появилось через 20 лет, и Сергей Филиппов скончался от онкологии в апреле 1990 года в одиночестве. За ним ухаживала актриса Любовь Тищенко.

Едва появившись, этот фильм был тут же разобран на цитаты… И сегодня, по прошествии пяти десятилетий, он остается одной из самых знаменитых и любимых зрителями кинокомедий. «Карнавальная ночь» открыла миру талант юной Людмилы Гурченко и начинающего режиссера Эльдара Рязанова, которому суждено было стать классиком комического жанра.

Закончив в 1955 году работу над музыкальной картиной «Весенние голоса», молодой режиссер Эльдар Рязанов подал заявку на постановку фильма «Встречи на Камчатке».

Эльдар Рязанов

Однако директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев предложил ему снять комедию по сценарию Б. Ласкина и В. Полякова. Рязанов хотел посвятить себя драме и ответил отказом. Но руководитель проявил настойчивость.

Иван Александрович Пырьев

Сценарий Ласкина - Полякова не вызывал у Рязанова особого воодушевления. По существу, это было эстрадное кинообозрение. Вместо живых людей сценарий населяли маски. Смирившись, Рязанов приступает к разработке режиссерского сценария, хотя это не могло спасти положение. Эльдар Александрович скажет впоследствии:

«Я должен был придать действию столь стремительный темп, чтобы зритель не заметил фабульных и всяких иных несоответствий и несообразностей».

Самой важной фигурой Рязанов считал бюрократа Серафима Ивановича Огурцова. Именно этот образ давал возможность придать фильму сатирическую, злободневную направленность. На эту роль Рязанов пробовал многих артистов, пока не остановился на кандидатуре Петра Константинова. Но Пырьев, увидев пробу Константинова, забраковал ее категорически: «Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!»

И пока Игорь Владимирович читал сценарий, Рязанов молил в душе:

«Хорошо бы отказался!» «Накануне встречи с актером я выработал программу - как вести себя со знаменитостью, - пишет в своей книге Эльдар Александрович. - К моему глубокому изумлению, Ильинский держался необычайно деликатно, скромно, ничем не выказывая своего превосходства».

Человек редкостной интеллигентности, Ильинский с неподдельным уважением отнесся к молодому режиссеру. Они сразу нашли общий язык. Роль Огурцова досочинили вместе, во время репетиций и съемок.

Роль Огурцова в «Карнавальной ночи» - роль остросатирическая, во многом близкая знаменитому Бывалову из «Волги-Волги». Ильинский боялся самоповтора.

Рязанов предложил Игорю Владимировичу играть бюрократа новой формации:

«Огурцов непохож на иных начальников, которые вросли в мягкое кресло. Он инициативен… открыт, прост… демократичен без панибратства и фамильярности. В нем есть все качества, которых мы требуем от положительного героя. Но при всем том Огурцов - законченный дурак».

Игорь Ильинский прекрасно справился с ролью Огурцова. Но зрители восприняли как главную героиню и Лену Крылову - Людмилу Гурченко. Это тем более удивительно, что в сценарии эта роль драматургически тусклая.

Когда весной 1956 года 20-летняя студентка института кинематографии Людмила Гурченко пробовалась на роль Лены Крыловой, ее задачей было создать привлекательный образ современной девушки. Она исполнила песню Лолиты Торрес из фильма «Возраст любви». Актрисы, которые пробовались на роль, сами не пели, а открывали рот под чужую фонограмму. Гурченко пела сама. Но в те времена главным все же была внешность актрисы. Людмилу снимал один из помощников главного оператора, и снял неудачно. Костюм случайный, проба наспех. Кандидатура Гурченко даже не рассматривалась на худсовете.

В дело, однако, вмешался счастливый случай в лице того же Пырьева. Они столкнулись в производственном корпусе «Мосфильма». По коридору, шелестя многочисленными юбками (была в те времена такая мода - под верхнюю юбку надевалась нижняя), шла вприпрыжку юная барышня. На лице был написан восторг, она строила сама себе и окружающим неимоверные рожицы, гримасничала и хохотала, когда кто-то пытался обхватить ее неимоверно тонкую талию двумя пальцами. Шедший ей навстречу самый главный человек на студии Иван Александрович Пырьев невольно остановился, наблюдая за этим чудом.

Дождавшись, пока чудо чуть не сбило его с ног, он остановил девушку, развернул к себе лицом, внимательно посмотрел в глаза и произнес: «Не хлопочи лицом!» И спросил, где он мог ее видеть. Гурченко, забыв про редуцирование гласных и согласных, которому ее учили в институте, выдала с харьковским акцентом: «Та шо там! На пробах у Рязанова!» «Пойдем со мной!» - велел Пырьев. Подпрыгивая от восторга, молодая студентка ВГИКа побежала за ним. «Да что ты все вертишься! Успокойся!»

Пырьев привел Гурченко в павильон, где снимался фильм, и попросил опытного оператора А. Кальцатого снять ее получше: «Поработай над портретом - и будет человек». Так Людмила Гурченко попала в «Карнавальную ночь». После «Карнавальной ночи» Гурченко стала «эталоном девушки СССР». Талия - 48 сантиметров, легкая химическая завивка. А об этом модном атрибуте - муфте - тогда мечтала каждая советская модница.

Когда начались съемки, Пырьев отсматривал каждый эпизод и, если он казался неудачным, заставлял переснимать. Так «кабинет Огурцова» - первая встреча с бюрократом - был переснят трижды, пока результат не удовлетворил директора «Мосфильма». Если же эпизод Пырьеву нравился, он не боялся похвалить режиссера.

«Постепенно я стал применять и к Пырьеву свою излюбленную тактику, - рассказывает Рязанов. - Когда он директивно советовал то, что мне приходилось не по нутру, я делал вид, что соглашаюсь. Возражать не решался - страшился Пырьева. Потом уходил в павильон или монтажную и делал по-своему. Но Иван Александрович был не из тех, кого можно обвести вокруг пальца. Он вскоре раскусил мои маневры и, обзывая меня «тихим упрямцем», продолжал упорствовать и добивался своего».

Пырьев давал важные советы о ритме и темпе комедии, сам прослушивал музыку Анатолия Лепина. В кабинете Пырьева композитор показывал свои песни, а Гурченко их пела. Анатолий Яковлевич написал такую замечательную песню о любви! Но Пырьев прослушал ее и сказал: «Песня очень хорошая, но не для этого фильма. А музыку не бросайте, используйте». Тема этой песни звучит в музыкальном номере «Танец с зонтиками».

«Многое было впервые, - пишет в своей книге Л. Гурченко. - Звукооператор Виктор Зорин записал меня в «Песне о хорошем настроении» отдельно от оркестра. Сбежались смотреть все работники звукоцеха. В тонзале оркестром дирижировал Эдди Рознер, а я пела под простейший наушник, слушая оркестр, а поддерживала меня и вдохновляла музыкальный редактор Раиса Александровна Лукина».

Эльдар Рязанов и оркестр Эдди Рознера на съемках фильма «Карнавальная ночь».

Вместе с художниками К. Ефимовым и О. Гроссе молодой режиссер по-новому подошел к организации съемочного пространства. Картина была снята в интерьерах, а не в павильоне. Было лето. Театры разъехались на гастроли. И добрая половина фильма делалась в коридорах и фойе театра Советской Армии.

Многое из образных решений рождалось в процессе съемки, импровизационно. Например, эпизод с горе-лектором по астрономии: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела». Тогда развертывало свою деятельность Общество по распространению научных и политических знаний. Среди лекторов было немало и халтурщиков, готовых витийствовать где угодно, лишь бы платили деньги. Так что фигура человека с портфелем возникла в «Карнавальной ночи», можно сказать, из жизни. На роль лектора был приглашен Сергей Филиппов. Он сразу согласился сниматься.

Много сцен приходилось переснимать, ведь постановка была для Рязанова одновременно и школой.

Тамара Носова и Эльдар Рязанов на съемках музыкальной комедии «Карнавальная ночь» (1956)

Рязанов показал мэтрам отрывки из «Карнавальной ночи». Уважаемые режиссеры были единодушны в оценке: материал скучный и бездарный. Вывод худсовета оказался таков: единственное, что остается, - закончить скорее съемки и забыть об этом фильме как о кошмарном сне. А вот Пырьев по-прежнему верил в молодого режиссера и во многом благодаря его поддержке Рязанова не убрали с постановки.

«Карнавальную ночь» завершили в рекордный по тем временам срок - за пять месяцев. В небольшом просмотровом зале студии шел показ материала почти целиком снятого фильма. В зале было трое: Ильинский, Рязанов и Гурченко. В конце вечера Игорь Владимирович сказал Гурченко: «Чую… После этой картины ты будешь очень популярной. Так что готовься…»

«Карнавальную ночь» никто не ждал, она не рекламировалась. Просто вышла 28 декабря 1956 года - под Новый год. Картина не могла не понравиться зрителям. Новогодний праздник, каскад музыки, танцев, песен… Обаятельные молодые актеры Л. Гурченко и Ю. Белов. Созвездие известных комиков - С. Филиппов, А. Тутышкин, Т. Носова, В. Зельдин. Отличная актерская молодежь, которая все умеет - поет, танцует, ведет себя естественно, непринужденно. Легкая музыка А. Лепина. Хорошие песни. При этом, как отмечали критики, молодой режиссер проявил замечательное чувство меры. Едва только возникала опасность, что зрителю поднадоест собственно концертный номер, как он тут же сменялся злоключениями Огурцова или лирической вставкой. Смешное встречалось с грустным, юмор с сатирой, и все это восходило к ощущению «общей радости», которое, по меткому замечанию Неи Зоркой, «словно рвалось наружу из картины».

Критики и журналисты не скупились на похвалы не только актерам, но и Рязанову. Появился режиссер, которого сама судьба обязывает делать комедийное кино. «Карнавальную ночь» сняли за рекордно короткие пять месяцев. Несмотря на то что фильм не анонсировали, он стал хитом следующего 57-го года. Тогда его посмотрели 50 миллионов зрителей. Впрочем, несмотря на солидный возраст, кинолента и сейчас продолжает собирать миллионы поклонников.

Уже более чем полвека этот фильм называют культовой советской комедией. Тогда кинолента вывела на орбиту Эльдара Рязанова и Людмилу Гурченко, а саму картину сразу разобрали на цитаты.

Премьера фильма «Карнавальная ночь» была всесоюзной. Во всех крупных городах за три дня до Нового года. Успех был ошеломительным. Чтобы попасть на сеанс, зрителям приходилось простаивать в очереди по нескольку часов.

Впрочем, на такой фурор никто не рассчитывал. Ведь режиссер фильма - Эльдар Рязанов - был никому не известным документалистом, сыном политического заключенного. А в главной роли - второкурсница ВГИКа с харьковским говорком - Люда Гурченко. Сценарий музыкальной комедии три года пылился на полках «Мосфильма». Молодой режиссер мечтал о драме, и работать над комедией наотрез отказывался, но директор киностудии настоял на своем.