Как создать акварельный эффект в фотошопе.

Нестандартное использование материалов и разнообразие создаваемых эффектов дают ребенку ощущение «Я могу!», а маме, которая всю жизнь думала, что не умеет рисовать, позволяют преодолеть «Я не умею».

Акварель - штука текучая и непослушная. Мы будем использовать как раз эти её не всегда удобные свойства, создавая «шедевры» в основном «по-мокрому».

1. Crayon resistance effect - проявления воскового мелка

Это, пожалуй, самая распространенная техника. Восковым мелком или свечой наносится рисунок или надпись на лист бумаги, а сверху прокрашивается акварелью. Используя белый мелок или свечку, можно делать секретные записки или поздравления; жёлтый мелок создает эффект свечения; яркие голубые, зелёные и розовые под тёмной аварелью - неоновый эффект. Можно также совмещать эту технику с натиркой. Под лист кладем фактурную подложку (все, что найдётся дома) и сверху натираем плоской стороной мелка. Если делать это аккуратно, а подложить листики или какой-то рельефный объект, получаются отличные отпечатки.

2. Salt - соль по мокрой акварели

Посыпав на ещё влажный прокрашенный лист соль, можно добиться занятных эффектов. Средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. Мелкая соль-экстра засыхает практически намертво. Так можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику.

3. Blotting - выбеливание краски.

Удаляя сухой салфеткой с листа излишек воды и слой краски, можно нарисовать зимние ели, покрытые снегом, или пену морскую. Бледная луна или солнце получатся, если обернуть бумажной салфеткой тубус от туалетной бумаги и промокнуть акварельное небо. Даже уже высохший рисунок можно подправить, сбрызнув его водой и аккуратно потерев нужное место.

Если скомкать салфетку, и приложить её к голубому небу, по получатся очень натуральные облака.

Смятая салфетка позволяет получить также интересную текстуру. Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

4. Pressing - продавливание

На рисунке выше видна четкая надпись тёмными буквами (I …). Она сделана на мокрой акварели кончиком кисти (краска как бы стекается в продавленные ложбинки). Таким образом можно подписывать рисунок или добавлять детали. По тому же принципу действует помещение листа мокрой акварели с фактурным объектом на ней под пресс. Лучше всего, конечно, листья так отпечатывать. Но даже из перьев и ветки елки выходит неплохая декоративная картинка.

5. Splatter and spray - разбрызгивание

Зубная щетка плюс акварель помогут сделать дождик, снег, листопад, изобразить ветер. Интересно просто брызгать разными красками на сухой лист. Увлажненный лист даст совсем другой эффект. Можно будет понаблюдать, как капельки расплываются, сливаясь друг с другом в причудливый орнамент.

Разбрызгивать можно вокруг трафарета, или наоборот внутри него. Обеспечен неизменно оригинальный результат. Только не забудьте застелить газетами рабочее пространство, краска разлетается далеко.

6. Masking tape - рисование с помощью малярного скотча

Я с удивлением обнаружила, что вышеупомянутый скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес.

Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики на первом фото. Главное - этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить.

7. Foam painting - рисование пеной

Весёлье и красивая текстура в одном флаконе. В ёмкости нужно смешать воду, немного жидкого мыла и много-много краски. Вручаем ребёнку трубочку и разрешаем выдувать пузыри. Как только вырастает высокая шапка, прикладываем к ней бумагу. Ребенка при этом лучше вовсе раздеть, чтобы потом проще отмыть было.

8. Alcohol and citric acid - алкоголь и лимонная кислота

Обе жидкости как бы «раздвигают» и «выедают» краску. Капля спирта дает эффект «рыбий глаз» (fish eye), при этом его летучесть может создать ещё дополнительные ареолы вокруг этого глаза, похожие на гало вокруг солнца. Очень необычно.

Лимонный сок хорошо расползается по свежей акварели, а на подсохшую уже никак не влияет. Он сам довольно сильно растекается, поэтому важно не переусердствовать. В идеальном варианте получаются вот такие «мохнатые» кляксы. Их после высыхания можно превратить в монстриков или еще кого-нибудь, добавив руки, ножки, глазки.

9. Stamping - штампование

На мой вкус, со штампами лучше работать красками погуще - гуашью, акрилом. Использовать можно всё, что под рукой, а также вырезать штампики из картошки, отпечатывать овощи на срезе и пр. Акварель хорошо подходит для создания текстур. Берем салфетку, окунаем в краску и оставляем следы, вполне похожие на камни, например.

10. Plastic cling wrap - пищевая пленка

Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.

Если сделать одно большое ровное «окошко», обрамленное морщинками, то после высыхания краски вы увидите, скажем, озеро, или полынью. На фото даже как будто роза получилась.

11. Blowing - раздувание

Еще один прием рисования трубочкой. И снова нужно дуть, но теперь как можно сильнее, гоняя капельку краски по листу.В итоге у вас получатся замысловатые деревья или просто смешные чудики, или, возможно, волосы для предварительно нарисованного персонажа.

Если хотите, можно позволить краске самостоятельно течь, куда ей захочется. Просто переверните лист вертикально, а потом пофантазируйте с ребенком, на это это похоже.

12. Light table - световой стол

Или окно, проще говоря. Эта техника не для малышей, зато мама сможет создать галерею детских портретов при желании. Все родственники будут на год вперед обеспечены подарками. В детстве все, думаю, «сводили» картинки, прикладывая оригинал с белым листом к окну. А если взять фото? В фото-редакторах нужно добиться того, чтобы осталось 2 цвета - чёрный и белый (функция posterize).

Дальше есть несколько вариантов действий. Можно закрасить все белые места восковым мелком или свечкой, а потом пройтись акварелью. Получается интересно, но не очень чисто, потому что отследить, где мелок прошёлся, довольно сложно.

Можно просто карандашом обвести все белые пятна, а потом аккуратно остальное залить краской. Это не так долго и не так сложно, как кажется. Просто чуточку терпения и аккуратности, и у вас за детский дневной сон 3-4 портрета.

Если решите ставить дело на поток, то в хобби-маркетах лучше приобрести резервирующую жидкость для акварельной бумаги. Её кистью наносим на белое, сверху проходимся акварелью, а потом снимаем резерв, как пленочку с листа. Быстро, чисто, оригинально.

В этом уроке мы научимся превращать фото в акварельный рисунок всего за несколько шагов. Этот урок создавался специально под Фотошоп CS6, если у вас более ранняя версия фш, то некоторые шаги могут отличаться.

Для создания эффекта рисунка акварелью мы будем использовать слои, фильтры, режимы наложения, смарт-объекты и смарт-фильтры. При использовании смарт-фильтров вы будете иметь возможность редактировать нужные вам эффекты в любой момент, экспериментировать с различными настройками фильтров и получать разнообразные результаты их применения. Этот эффект лучше всего смотрится на фотографиях ярких, с насыщенными цветами, на изображениях где не очень много мелких деталей.

Приступим к работе!

Фото, которое я использую в уроке still life photo (от Shutterstock), вы можете взять любое другое, понравившееся вам фото.

А вот так будет выглядеть наш конечный результат после применения всех фильтров:

Шаг 1

Откроем фото в Фотошоп. Наша работа начинается со слоя Задний план (Background).

Создадим копию слоя Задний план (Background). Для этого идем в меню Слои (Layer) - Новый (New) - Скопировать на новый слой (Layer Via Copy) либо воспользуемся сочетанием клавиш Ctrl+J (Win) / Command+J (Mac).

У нас на панели слоёв появится копия фонового слоя с именем Слой 1 (Layer 1), которая будет располагаться выше слоя Задний план (Background).

Шаг 2

Давайте преобразуем копию нашего слоя в смарт-объект для того, чтобы при дальнейшем применении фильтров он оставался полностью редактируемым. Для этого находясь на копии слоя идём в меню Слои (Layer) - Смарт-объект (Smart Objects) - Преобразовать в смарт-объект (Convert to Smart Object).

Вы можете увидеть, что в панели слоев на нашем слое появилась маленькая иконка смарт-объекта.

Шаг 3

Создадим две копии смарт-объекта при помощи сочетания клавиш Ctrl+J (Win) / Command+J (Mac). Используйте это сочетание клавиш дважды, чтобы создать две копии слоя со смарт-объектом.

Шаг 4

Переименуем слои, так как те имена, что даются слоям по умолчанию, не очень удобны при просмотре. Чтобы переименовать слой достаточно двойного щелчка мышкой по названию слоя в палитре слоёв. Далее напишите удобное для вас название и нажмите клавишу Enter (Win) / Return (Mac). Я использовал следующие названия в своей работе - Аппликация (Cutout), Сухая кисть (Dry Brush) и Медиана (Median).

Шаг 5

Скроем два верхних слоя нажав на значок видимости слоя (значок «глаз» слева от каждого слоя в палитре слоев):

Шаг 6

Щёлкните по слою Аппликация (Cutout), чтобы активировать его для дальнейшей работы.

Шаг 7

Теперь мы применим первый из трёх фильтров, необходимых для создания эффекта акварельного рисунка. Идём в меню Фильтр (Filter) - Галерея фильтров (Filter Gallery):

Выбираем вкладку Имитация (Artistic), Аппликация (Cutout):

Используем следующие настройки фильтра: Количество уровней (Number of Levels) и Простота краёв (Edge Simplicity) 4 , Четкость краёв (Edge Fidelity) 2 .

Нажимаем ОК для применения фильтра.

Шаг 8

Теперь нам надо изменить Режим наложения (Blend Mode) на Яркость/Свечение (Luminosity). Вы найдёте это меню в левом верхнем углу панели слоёв, в открывшемся списке режимов наложения выберите нужный нам режим и щёлкните по нему мышкой.

Вот как наша картинка будет выглядеть после применения фильтра и изменения режима наложения:

Шаг 9

Перейдём на слой Сухая кисть (Dry Brush) - нажмите сначала на слой, чтобы перейти на него, а потом щёлкните мышкой на иконку рядом со слоем, чтобы включить его видимость:

Шаг 10

Применим к слою Сухая кисть (Dry Brush) фильтр. Для этого снова воспользуемся Галереей фильтров (Filter Gallery) в меню Фильтр (Filter):

Там выбираем фильтр Имитация (Artistic), Сухая кисть (Dry Brush)со следующими настройками:
Размер кисти (Brush Size) и Детализация (Brush Detail) 10, Текстура (Texture) 3. Нажмите ОК, чтобы закрыть диалоговое окно и применить фильтр.

Изменим Режим наложения (Blend Mode) на Осветление /Экран (Screen).

Вот так выглядит наша картинка после применения двух фильтров:

Шаг 12

Перейдём на слой Медиана (Median) -также активируем его щелчком мыши по слою и включаем видимость:

Шаг 13

Применим к слою следующий фильтр: идём в меню Фильтр (Filter), выбираем там Шум (Noise) - Медиана (Median).

What You"ll Be Creating

В этом уроке я покажу вам, как создать потрясающий эффект акварели. Я постараюсь кратко описать все действия, чтобы любой, кто первый раз открыл программу Photoshop, мог выполнить данный урок.

Эффект, который создан на изображении выше – я покажу вам, как создать его в этом уроке. Если вы захотите создать более сложные эффекты акварели, как на изображении ниже, при этом создать данный эффект быстро и легко, то вы можете воспользоваться моим экшеном Photoshop TechnicalArt 2 .

Что вам понадобится

Для создания данного эффекта, вам понадобится следующая фотография:

1. Давайте Приступим

Вначале, откройте исходную фотографию, с которой вы хотите работать. Чтобы открыть фотографию, идём Файл – Открыть (File > Open), а затем в окне браузера, выберите свою исходную фотографию. Нажмите кнопку Открыть (Open). Теперь, перед тем, как мы приступим, необходимо, чтобы вы уточнили пару моментов:

  1. Ваша исходная фотография должна быть в цветовом режиме RGB , 8 бит/канал (8 Bits/Channel). Чтобы проверить это, идём Изображение – Режим (Image > Mode).
  2. Для получения наилучшего результата, размеры вашей исходной фотографии должны быть в пределах 2000–4000 px по ширине / высоте. Чтобы проверить это, идём Изображение – Размеры изображения (Image > Image Size).
  3. Ваша исходная фотография должна быть слоем заднего фона. Если она не является таковой, тогда идём Слой- Новый – Задний фон из слоя (Layer > New > Background from Layer). Примечание переводчика: слой с исходной фотографией должен быть с замочком и представлять задний фон.

2. Создаём Кисти

Шаг 1

В этой части урока мы создадим пять акварельных кистей, которые понадобятся нам. Вы можете либо скачать текстуры в приложении к этому уроку и далее, повторить весь процесс создания кистей, или вы можете обратиться к уроку Ивана Громова, чтобы узнать, либо вы можете скачать мой Экшен Photoshop TechnicalArt 2 и получить более 60 акварельных кистей высокого качества и разрешения (в данном случае. вы можете пропустить полностью весь параграф).

Шаг 2

Если вы выбрали первый вариант и скачали текстуры, тогда откройте первую исходную текстуру в Photoshop. Далее, идём (Edit > Временная_Кисть_1 (Temp_Brush_1).

Шаг 3

Редактирование - Определить кисть (Edit > Define Brush), чтобы определить текстуру в качестве кисти, назовите эту кисть Временная_Кисть_2 (Temp_Brush_2).

Шаг 4

Откройте вторую исходную текстуру в Photoshop. Далее, идём Редактирование - Определить кисть (Edit > Define Brush), чтобы определить текстуру в качестве кисти, назовите эту кисть Временная_Кисть_3 (Temp_Brush_3).

Шаг 5

Откройте вторую исходную текстуру в Photoshop. Далее, идём Редактирование - Определить кисть (Edit > Define Brush), чтобы определить текстуру в качестве кисти, назовите эту кисть Временная_Кисть_4 (Temp_Brush_4).

Шаг 6

Откройте вторую исходную текстуру в Photoshop. Далее, идём Редактирование - Определить кисть (Edit > Define Brush), чтобы определить текстуру в качестве кисти, назовите эту кисть Временная_Кисть_5 (Temp_Brush_5).

Шаг 7

Теперь, когда мы определили наши кисти, нам необходимо откорректировать их настройки, а затем ещё раз определить их в качестве новых кистей. Нажмите клавишу (B ), а затем щёлкните правой кнопкой мыши в любом месте внутри холста и в появившемся окне, выберите созданную кисть Временная_Кисть_1 (Temp_Brush_1), нажмите клавишу ‘Enter ’. Далее, идём Окно – Кисть (Window > Brush) и в появившемся окне настроек кисти, установите следующие настройки, которые указаны ниже:

Шаг 8

Теперь сохраните эту кисть с новыми настройками в качестве новой кисти, для этого, нажмите на значок Новая кисть Кисть (Brush), назовите эту кисть Акварельная_Кисть_1 (Watercolor_Brush_1).

Шаг 9

Нажмите клавишу (B Временная_Кисть_2 (Temp_Brush_2), нажмите клавишу ‘Enter ’. Далее, идём Окно – Кисть (Window >

Шаг 10

Новая кисть (new brush), который расположен справа в нижнем правом углу панели Кисть (Brush), назовите эту кисть Акварельная_Кисть_2 (Watercolor_Brush_2).

Шаг 11

Нажмите клавишу (B ), а затем щёлкните правой кнопкой мыши в любом месте внутри холста и в появившемся окне, выберите созданную кисть Временная_Кисть_3 (Temp_Brush_3), нажмите клавишу ‘Enter ’. Далее, идём Окно – Кисть (Window > Brush) и в появившемся окне настроек кисти, установите следующие настройки, которые указаны ниже:

Шаг 12

Теперь сохраните эту кисть с новыми настройками в качестве новой кисти, для этого, нажмите на значок Новая кисть (new brush), который расположен справа в нижнем правом углу панели Кисть (Brush), назовите эту кисть Акварельная_Кисть_3 (Watercolor_Brush_3).

Шаг 13

Нажмите клавишу (B ), а затем щёлкните правой кнопкой мыши в любом месте внутри холста и в появившемся окне, выберите созданную кисть Временная_Кисть_4 (Temp_Brush_4), нажмите клавишу ‘Enter’. Далее, идём Окно – Кисть (Window > Brush) и в появившемся окне настроек кисти, установите следующие настройки, которые указаны ниже:

Шаг 14

Теперь сохраните эту кисть с новыми настройками в качестве новой кисти, для этого, нажмите на значок Новая кисть (new brush), который расположен справа в нижнем правом углу панели Кисть (Brush), назовите эту кисть Акварельная_Кисть_4 (Watercolor_Brush_4).

Шаг 15

Нажмите клавишу (B ), а затем щёлкните правой кнопкой мыши в любом месте внутри холста и в появившемся окне, выберите созданную кисть Временная_Кисть_5 (Temp_Brush_5), нажмите клавишу ‘Enter ’. Далее, идём Окно – Кисть (Window > Brush) и в появившемся окне настроек кисти, установите следующие настройки, которые указаны ниже:

Шаг 16

Теперь сохраните эту кисть с новыми настройками в качестве новой кисти, для этого, нажмите на значок Новая кисть (new brush), который расположен справа в нижнем правом углу панели Кисть (Brush), назовите эту кисть Акварельная_Кисть_5 (Watercolor_Brush_5).

3. Создаём Задний Фон

Шаг 1

В этой части урока мы создадим задний фон. Идём Слой- Новый слой-заливка - Цвет (Layer > New Fill Layer > Solid Color), чтобы создать новый слой с заливкой цветом, назовите этот слой Цвет Заднего фона (Background color), установите цвет заливки на #e5e5e5 .

Шаг 2

Теперь щёлкните правой кнопкой мыши по созданному слою с заливкой и в появившемся окне, выберите опцию Параметры наложения (Blending Options), примените стиль слоя Наложение градиента (Gradient Overlay). Установите следующие настройки, которые указаны ниже:

4. Создаём Набросок

Шаг 1

В этом шаге мы создадим набросок. Перейдите на фоновый слой (Background), а затем нажмите клавиши (Ctrl+J ), чтобы продублировать его. Далее, переместите дубликат фонового слоя наверх, расположив поверх всех остальных слоёв.

Шаг 2

Теперь нажмите клавиши (Ctrl+Shift+U ), чтобы обесцветить данный слой. Далее, идём Фильтр - Галерея фильтров - Стилизация- Свечения на краях (Filter > Filter Gallery > Stylize > Glowing Edges). Установите Ширину края (Edge Width) на 1 , Яркость края (Edge Brightness) на 20 , и Смягчение (Smoothness) на 15 .

Шаг 3

Нажмите клавиши (Ctrl+I ) для инверсии данного слоя. Далее, идём Фильтр - Усиление резкости - Контурная резкость (Filter > Sharpen > Unsharp Mask). Установите Эффект (Amount) на 500% , Радиус (Radius) на 1 px , и Изогелию (Threshold) на 0 Уровней (levels).

Шаг 4

Поменяйте Режим наложения (Blending Mode) для данного слоя на Умножение (Multiply), а также уменьшите значение Непрозрачности (Opacity) до 47% . Назовите этот слой Набросок (Sketch).

5. Создаём Акварельную Картину

Шаг 1

В этой части урока мы создадим акварельную картину. Идём Слой- Новый - Слой (Layer > New > Временный_1 (Temp_1).

Шаг 2

Кисть (Brush Tool (B), установите Акварельную_Кисть_1 (Watercolor_Brush_1). Установите диаметр кисти на своё усмотрение, а затем прокрасьте кистью, как показано на скриншоте ниже.

Шаг 3

Удерживая клавишу (Ctrl Ctrl+J Временный_1 (Temp_1).

Шаг 4

Теперь уменьшите Непрозрачность (Opacity) данного слоя до 56% , а затем назовите этот слой WP_1 .

Шаг 5

Идём Слой- Новый - Слой (Layer > New > Layer), чтобы создать новый слой, назовите этот слой Временный_2 (Temp_2).

Шаг 6

Теперь установите цвет переднего плана на #000000 , выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), установите Акварельную_Кисть_2 (Watercolor_Brush_2). Установите диаметр кисти на своё усмотрение, а затем прокрасьте кистью, как показано на скриншоте ниже.

Шаг 7

Удерживая клавишу (Ctrl ), щёлкните по миниатюре данного слоя, чтобы загрузить активное выделение. Далее, отключите видимость временного слоя, а затем перейдите на фоновый слой (Background), нажмите клавиши (Ctrl+J ), чтобы создать новый слой, используя выделение. После этого, переместите новый слой наверх в панели слоёв, расположив ниже слоя WP_1 .

Шаг 8

Теперь уменьшите Непрозрачность (Opacity) данного слоя до 40% , а затем назовите этот слой WP_2 .

Шаг 9

Перейдите на слой WP_1 , а затем идём Слой- Новый - Слой (Layer > New > Layer), чтобы создать новый слой, назовите этот слой Временный_3 (Temp_3).

Шаг 10

Теперь установите цвет переднего плана на #000000 , выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), установите Акварельную_Кисть_3 (Watercolor_Brush_3). Установите диаметр кисти на своё усмотрение, а затем прокрасьте кистью, как показано на скриншоте ниже.

Шаг 11

Удерживая клавишу (Ctrl ), щёлкните по миниатюре данного слоя, чтобы загрузить активное выделение. Далее, отключите видимость временного слоя, а затем перейдите на фоновый слой (Background), нажмите клавиши (Ctrl+J ), чтобы создать новый слой, используя выделение. После этого, переместите новый слой наверх в панели слоёв, расположив ниже слоя WP_2 .

Шаг 12

Теперь уменьшите Непрозрачность (Opacity) данного слоя до 62% , а затем назовите этот слой WP_3 .

Шаг 13

Перейдите на слой WP_1 , а затем идём Слой- Новый - Слой (Layer > New > Layer), чтобы создать новый слой, назовите этот слой Временный_4 (Temp_4).

Шаг 14

Теперь установите цвет переднего плана на #000000 , выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), установите Акварельную_Кисть_4 (Watercolor_Brush_4). Установите диаметр кисти на своё усмотрение, а затем прокрасьте кистью, как показано на скриншоте ниже.

Шаг 15

Удерживая клавишу (Ctrl ), щёлкните по миниатюре данного слоя, чтобы загрузить активное выделение. Далее, отключите видимость временного слоя, а затем перейдите на фоновый слой (Background), нажмите клавиши (Ctrl+J ), чтобы создать новый слой, используя выделение. После этого, переместите новый слой наверх в панели слоёв, расположив ниже слоя WP_3 .

Шаг 16

Теперь назовите этот слой WP_4 .

Шаг 17

Перейдите на слой WP_1 , а затем идём Слой- Новый - Слой (Layer > New > Layer), чтобы создать новый слой, назовите этот слой Временный_5 (Temp_5).

Шаг 18

Теперь установите цвет переднего плана на #000000 , выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), установите Акварельную_Кисть_5 (Watercolor_Brush_5). Установите диаметр кисти на своё усмотрение, а затем прокрасьте кистью, как показано на скриншоте ниже.

Шаг 19

Удерживая клавишу (Ctrl ), щёлкните по миниатюре данного слоя, чтобы загрузить активное выделение. Далее, отключите видимость временного слоя, а затем перейдите на фоновый слой (Background), нажмите клавиши (Ctrl+J ), чтобы создать новый слой, используя выделение. После этого, переместите новый слой наверх в панели слоёв, расположив ниже слоя WP_4 .

Шаг 20

Теперь назовите этот слой WP_5 .

Шаг 21

Перейдите на слой Временный_1 (Temp_1), и удерживая клавишу (Shift ), щёлкните по слою Временный_5 (Temp_5), чтобы выделить все промежуточные слои. Далее, щёлкните правой кнопкой мыши по выделенным слоям и в появившемся окне, выберите опцию Удалить слои (Delete Layers).

Шаг 22

Теперь перейдите на слой WP_1 , а затем идём Фильтр - Галерея фильтров - Имитация - Акварель (Filter > Filter Gallery > Artistic > Watercolor. Установите Детализацию (Brush Detail) на 14 , Глубину теней (Shadow Intensity) на 0 , и Текстуру (Texture) на 1 .

Шаг 23

Теперь повторите предыдущий шаг, чтобы применить тот же самый фильтр к оставшимся слоям с акварелью.

Шаг 24

Перейдите на слой WP_1 , и удерживая клавишу (Shift ), щёлкните по слою WP_5 , чтобы выделить все промежуточные слои. Далее, идём Слой- Новый - Группа из слоёв (Layer > New > Group from Layers), чтобы создать новую группу из выделенных слоёв, назовите эту группу Акварельная картина (Watercolor Painting).

6. Создаём Текстуру

Шаг 1

В этом шаге мы создадим текстуру. Идём Слой- Новый - Слой (Layer > New > Layer), чтобы создать новый слой, назовите этот слой Текстура (Texture).

Шаг 2

Теперь идём Редактирование - Выполнить заливку (Edit > Fill). Установите Содержимое (Contents) на 50% серого (50% Gray), Режим (Mode) на Нормальный (Normal) и Непрозрачность (Opacity) на 100% .

Шаг 3

Идём Фильтр - Галерея фильтров - Текстура - Текстуризатор (Filter > Filter Gallery > Texture > Texturizer). Установите Текстуру (Texture) на Холст (Canvas), Масштаб (Scaling) на 200% , Рельеф (Relief) на 4 , и Свет (Light) на Сверху (Top), как показано ниже:

Шаг 4

Теперь поменяйте режим наложения для слоя с текстурой на Мягкий свет (Soft Light).

7. Проводим Заключительную Цветовую Коррекцию

Шаг 1

В этой части урока мы проведём заключительную цветовую коррекцию, чтобы завершить наш эффект. Идём Слой- Новый корректирующий слой- Кривые (Layer > New Adjustment Layer > Curves), чтобы создать новый корректирующий слой с кривыми. Назовите этот корректирующий слой Color Look_1 .

Шаг 2

Свойства (Properties), установите настройки, которые указаны на скриншоте ниже:

Шаг 3

Уменьшите Непрозрачность (Opacity) до 46% .

Шаг 4

Перейдите на слой Текстура (Texture), а затем идём (Layer > New Adjustment Layer > Color Look_2.

Шаг 5

Дважды щёлкните по миниатюре данного корректирующего слоя и в появившемся окне панели Свойства (Properties), щёлкните по шкале градиента, чтобы открыть окно Редактора градиента (Gradient Editor). Установите настройки, которые указаны на скриншоте ниже:

Установите контрольную точку цвета слева на 290a59, а контрольную точку цвета справа на ff7c00.

Шаг 6

Мягкий свет Непрозрачность (Opacity) до 33% .

Шаг 7

Перейдите на слой Color_Look_1 . Нажмите клавишу (D ), чтобы установить цвета переднего и заднего плана по умолчанию,.а затем идём Слой- Новый корректирующий слой- Карта градиента (Layer > New Adjustment Layer > Gradient Map), чтобы создать новый корректирующий слой с картой градиента. Назовите этот корректирующий слой Общий контраст (Overall Contrast).

Шаг 8

Теперь поменяйте режим наложения для данного слоя на Мягкий свет (Soft Light), а также уменьшите Непрозрачность (Opacity) до 37% .

Шаг 9

Идём Слой- Новый корректирующий слой-Вибрация (Layer > New Adjustment Layer > Vibrance), чтобы создать новый корректирующий слой с вибрацией, назовите этот слой Общая Вибрация / Насыщенность (Overall Vibrance/Saturation).

Шаг 10

Теперь дважды щёлкните по миниатюре данного корректирующего слоя и в появившемся окне панели Свойства (Properties), установите значение Вибрации (Vibrance) на +33 , а значение Насыщенности (Saturation) на +19 , как показано на скриншоте ниже:

Шаг 11

Нажмите клавиши (Ctrl+Alt+Shift+E ), чтобы создать объединённый слой, а затем нажмите клавиши (Ctrl+Shift+U ), чтобы обесцветить данный объединённый слой. После этого идём Фильтр – Другое – Цветовой контраст (Filter > Other > High Pass). Установите Радиус (Radius) на 2 px , как показано на скриншоте ниже:

Шаг 12

Поменяйте режим наложения для данного слоя на Жёсткий свет (Hard Light), назовите этот слой Общая Резкость (Overall Sharpening).

Мы завершили урок!

Поздравляю, вы справились! Вы можете увидеть итоговый результат на скриншоте ниже.

Если вы захотите создать более сложные эффекты акварели, как на изображении ниже, используя один клик мыши и при этом создать данный эффект быстро и легко, то вы можете воспользоваться моим экшеном Photoshop TechnicalArt 2 .

Экшен работает таким образом, что вы просто прокрашиваете кистью свой объект, к которому вы хотите применить эффект акварели и запускаете экшен, а экшен выполняет работу за вас, создавая эффект со всеми слоями, которые легко настраиваются. Экшен также включает 60 высококачественных акварельных кистей, которые вы можете использовать в своих других проектах. Экшен также создаёт четыре текстуры (акварель, холст, бумага и полутон) и предлагает) 25 цветовых решений на выбор.

Используя данный экшен, вы можете превратить свои фотографии в профессиональные художественные акварельные работы без какой-либо работы! Всё что вам нужно, это прокрасить кистью свою фотографию и запустить экшен. Экшен сделает всю работу за вас всего лишь за пару минут, создавая эффект со всеми слоями, которые легко настраиваются.

Акварель – особая техника живописи, при которой краски (акварельные) наносятся на мокрую бумагу, что создает эффект размытости мазков и легкости композиции.

Такого эффекта можно добиться не только при помощи реального письма, но и в нашем любимом Фотошопе.
Этот урок будет посвящен тому, как сделать из фото акварельный рисунок. При этом рисовать ничего не придется, будут использоваться только фильтры и корректирующие слои.

Давайте начнем преобразование. Для начала посмотрим, чего же мы хотим добиться в результате.
Вот исходное изображение:

А вот что мы получим в конце урока:

Открываем нашу картинку в редакторе и создаем две копии исходного фонового слоя, дважды нажав CTRL+J .

Теперь создадим основу для дальнейшей работы, применив фильтр под названием «Аппликация» . Находится он в меню «Фильтр – Имитация» .

Настраиваем фильтр, как показано на скриншоте и нажимаем ОК .

Обратите внимание, что некоторые детали могут потеряться, поэтому значение «Количество уровней» подбирайте в зависимости от размера изображения. Желательно максимум, но можно снизить и до 6 .

Затем выполняем объединение данного слоя с предыдущим, зажав клавиши CTRL+E , и применяем к получившемуся слою фильтр «Масляная живопись» . Ищем там же, где и «Аппликацию» .

Снова смотрим на скриншот и настраиваем фильтр. По завершению жмем ОК .

После предыдущих действий некоторые цвета на изображении могут исказиться или вовсе потеряться. Восстановить палитру нам поможет следующая процедура.

Переходим на фоновый (самый нижний, исходный) слой и создаем его копию (CTRL+J ), а затем перетаскиваем его в самый верх палитры слоев, после чего меняем режим наложения на «Цветность» .

Снова выполняем слияние верхнего слоя с предыдущим (CTRL+E ).

В палитре слоев у нас теперь только два слоя. Применяем к верхнему фильтр «Губка» . Находится он все в том же блоке меню «Фильтр – Имитация» .

Размер кисти и Контрастность выставляем в 0, а Смягчение прописываем 4.

Немного размоем резкие границы, применив фильтр «Умное размытие» . Настройки фильтра – на скриншоте.


Затем, как ни странно, необходимо добавить резкости нашему рисунку. Это нужно для того, чтобы восстановить детали, размытые предыдущим фильтром.

Идем в меню «Фильтр – Усиление резкости – Умная резкость» .

За настройками снова обращаемся к скриншоту.

Давненько мы не смотрели на промежуточный результат.

Продолжаем работать с данным слоем (верхним). Дальнейшие действия будут направлены на придание максимальной реалистичности нашей акварели.

Для начала добавим немного шума. Ищем соответствующий фильтр.

Значение «Эффект» выставляем на 2% и нажимаем ОК .

Поскольку мы имитируем ручную работу, то добавим еще и искажение. Добиться этого поможет следующий фильтр под название «Волна» . Найти его можно в меню «Фильтр» в разделе «Искажение» .

Внимательно смотрим на скриншот и настраиваем фильтр в соответствии этими данными.

Переходим к следующему этапу. Хотя акварель и подразумевает легкость и размытость, но основные контуры изображения присутствовать все же должны. Нам необходимо обрисовать контуры объектов. Для этого снова создадим копию фонового слоя и переместим его в самый верх палитры.

Применяем к этому слою фильтр «Свечение краев» .

Настройки фильтра снова можно взять со скриншота, но обратите внимание на результат. Линии не должны быть слишком толстыми.



Добавляем контраста данному изображению. Зажимаем CTRL+L и в открывшемся окне двигаем ползунок, как показано на скрине.

Затем снова применяем фильтр «Аппликация» с теми же настройками (см. выше), меняем режим наложения для слоя с контуром на «Умножение» и снижаем непрозрачность до 75% .

Взглянем на промежуточный результат еще раз:

Завершающий штрих – создание реалистичных мокрых пятен на рисунке.

Создаем новый слой, нажав на значок листа с загнутым углом.

Этот слой необходимо залить белым цветом. Для этого нажимаем клавишу D на клавиатуре, сбрасывая цвета в дефолтное состояние (основной черный, фоновый – белый).

Затем нажимаем сочетание клавиш CTRL+DEL и получаем желаемое.

Применяем к данному слою фильтр «Шум» , но на этот раз ползунок двигаем в крайнее правое положение. Значение эффекта при этом получится 400% .

Затем применяем «Губку» . Настройки те же, но Размер кисти выставляем на 2 .

Теперь размоем слой. Идем в меню «Фильтр – Размытие – Размытие по Гауссу» . Радиус размытия выставляем на 9 пикселов.



В данном случае также руководствуемся полученным результатом. Радиус может быть и другим.
Добавляем контраста. Вызываем Уровни (CTRL+L ) и сдвигаем ползунки к центру. Значения на скриншоте.

Применяем к верхнему слою «Свободное трансформирование» сочетанием клавиш CTRL+T , зажимаем SHIFT и увеличиваем изображение в 3-4 раза .

Затем перемещаем полученное изображение примерно в центр холста и нажимаем ENTER . Для приведения картинки к первоначальному масштабу нажимаем CTRL++ (плюс).

Теперь меняем режим наложения для каждого слоя с пятнами на «Перекрытие» . Внимание: для каждого слоя.

Как видим, наш рисунок получился слишком темным. Сейчас мы это исправим.

Переходим на слой с контуром и применяем корректирующий слой «Яркость/Контрастность» .


Сдвигаем ползунок Яркости вправо до значения 65 .

Снижаем Насыщенность и поднимаем Яркость до достижения желаемого результата. Мои настройки на скриншоте.

Давайте еще раз полюбуемся на наш шедевр.

Весьма похоже, как мне кажется.

На этом урок по созданию акварельного рисунка из фотографии завершен.

Недавно мы разбирали семь простых техник рисования акварелью, и если вы их освоили, то пора переходить к чему-то более сложному и интересному. Сегодня мы разберем еще шесть любопытных техник, которые помогут вам создать свой собственный шедевр.

Брызги

Нижнюю часть бумаги мы намочили, чтобы посмотреть, что получится.

Данная техника довольно простая. Просто наберите на кисть краску и начните постукивать щетиной кисти по пальцу так, чтобы брызги хаотично разлетались

Если ваша кисть слишком мокрая, вам будет сложно управлять брызгами. Поэтому стряхните несколько капель с нее, а уже потом приступайте к работе.

Если вам не нравится бить кистью о свои пальцы, то вы можете использовать любое подручное средство, ручку, например.

Перед тем, как начать разбрызгивать нашу краску, положим кусочки бумаги в верхнем углу нашего холста.

Также мы намочили нижний край листа чистой водой и подкрасили его светло-фиолетовым цветом.

Поищите старую зубную щетку, промойте ее и уберите все остатки зубной пасты. И приготовьтесь к беспорядку.

Есть несколько способов набрать краску на зубную щетку. Вы можете окунуть ее в краску, то таким образом очень сложно заполнить щетину краской. Можете попробовать наполнить зубную щетку с помощью кисти. Таким образом вы сможете контролировать количество краски.

Возьмите зубную щетку и проведите большим пальцем по щетине. Также вы можете использовать подручные средства. Выберите инструмент, с помощью которого вам будет удобно распылять краску с щетины. Заметьте, как скорость движений и дистанция щетки от бумаги влияют на распыление краски.

Когда вы захотите распылять краску другого цвета, промойте хорошенько зубную щетку и просушите ее полотенцем.

Не беспокойтесь, если у вас не получается эта техника так хорошо, как хотелось бы. Практикуйтесь и у вас все будет получаться.

Как видите, получается довольно интересный эффект. Используйте те подручные средства, которые у вас есть, примените свою фантазию и подойдите к рисованию креативно.

Сграффито и штампы

Сграффито – это итальянский термин, который обозначает технику соскабливания, ассоциирующуюся со стиранием верхнего покрытия керамики с целью обнажения тех слоев, что находятся под ним.

На примере мы соскабливали краску с помощью перочинного ножа. Если соскабливать еще не высохшую краску, которая впиталась глубоко в бумагу, то получатся темные линии.

Если использовать эту технику с умом, то с ее помощью можно создать интересные ландшафты, выскабливая формы деревьев и другой флоры.

Можно использовать старые кредитные карты, чтобы соскабливать краску. Гладкой картой стороны можно сметать остатки краски.

Множество кистей имеют заостренный край. Можете использовать такие кисти, чтобы создавать тонкие линии.

Очень важно понять, через какой промежуток нужно начинать соскабливать. Потренируйтесь на отдельном листе такой же бумаги и с теми же красками.

Штамп – это нанесение краски путем надавливания другими предметами на бумагу. Вы можете выбрать любой материал для того, чтобы создавать штампы. Пробуйте все, что попадется вам под руку.

На данном примере мы используем салфетки для лица. Наполним их краской и нанесем штампы на верхнюю часть бумаги.

Также можно использовать губку. С ее помощью мы изобразим траву.

Вы можете играться с текстурами, используя различные материалы. Экспериментируйте!

Не бойтесь использовать части тела для штампов. Всему можно найти свое применение!

Вымывание

Относительно простая техника поможет вам создать необычные и интересные фактуры.

Сначала покроем верхнюю часть бумаги синей краской.

Затем быстро закрасим красным цветом оставшуюся часть полотна. Так будет выглядеть наш рисунок на данном этапе.

Теперь промойте хорошенько кисть и вновь наполните ее чистой водой. Легкими движениями кисти побрызгайте каплями воды на еще мокрую краску.

Продолжайте брызгать водой до тех пор, пока вас не устроит результат.

То, насколько краска высохла, можно понять по силе воздействия воды на нее. Заметьте, что чем больше воды попало на одну и ту же область, тем светлее там стал оттенок краски.

Не расстраивайтесь, если у вас не получается управлять размытием. У вас, скорее всего, это и не получится, так как довольно сложно повлиять на этот процесс.

Экспериментируйте с количеством воды, цветами и степенью высыхания краски. Данная техника может помочь вам в создании интересного и фактурного фона.

Используем спирт

Вам понадобятся ватные палочки и спирт.

Густо закрасьте ваш лист краской.

Создайте такой оттенок фона, какой вам хочется и приготовьтесь к самому интересному.

Окуните ватную палочку в спирт и начните капать им на краску.

Спирт, попадая на краску, как бы отталкивает ее, создавая светлое пятно.

Пробуйте капать спиртом на краску по мере ее высыхания, чтобы проследить эффектом.

Получается довольно красиво, не так ли?

Эта интересная техника позволяет создавать необычные текстуры.

Используем соль

Очевидно, что нам понадобится соль для этой техники.

Нарисуем небо и холм.

Второй холм у нас будет малинового цвета, немного смешаем его с первым холмом, чтобы получить интересный переход.

Теперь возьмем соль и посыплем ею наш рисунок. Через несколько минут добавим еще немного соли. Она отталкивает краску от себя, создавая необычную фактуру.

Подождем, пока все это высохнет и посмотрим, что же случится дальше.

После того, как рисунок высох, эффект, который придала соль, становится более видимым.

Стряхните соль с рисунка и насладитесь результатом.

Лучше использовать губку для того, чтобы смахивать соль. Так вы не повреждаете краску. Легкими движениями очистите рисунок, постарайтесь не тереть его.

Соль впитала в себя краску, создав огромное количество похожих на звезды пятнышек.

Стоит заметить, что крупная соль будет оставлять более крупные пятнышки, а мелкая, соответственно, более мелкие.