Константин Маковский – картины и биография художника. Константин маковский картины

Коровина называют первым русским импрессионистом. Его творчество поразило современников: одних шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, увидели черты гениальности.

Одним из немногих современников, распознавших в работах живописца признаки таланта, был . Певец назвал художника « в живописи». В то время с Шаляпиным согласились немногие, но через 3-4 десятилетия после смерти Коровина его сочные, наполненные светом и жизнью картины признали работами настоящего мастера.

Детство и юность

Родился будущий живописец в зажиточной купеческой семье. Деда, старообрядца и купца первой гильдии, называли московским «королем возниц». Михаил Коровин держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Сын купца и будущий отец художника – Алексей Коровин – получил университетское образование и был весьма одаренным человеком. Талант к рисованию у сыновей Кости и от отца.


Алексей Коровин взял в жены знатную невесту – дворянку Аполлинарию Волкову, девушку образованную и с передовыми взглядами. Но семейное счастье длилось недолго. В стране стремительно развивалось железнодорожное сообщение, ямщики, курсировавшие почтовыми трактами, отошли в прошлое. Выстроенный Коровиным-старшим бизнес не приносил прибыли, богатый купеческий дом в Москве ушел с молотка. Коровины перебрались в Мытищи.

Деревенское раздолье маленькому Косте понравилось, но отец, устроившийся заводским учетчиком, погрузился в тяжелую депрессию, закончившуюся самоубийством. Несмотря на бедность, мать дала детям образование.


Старший на 3 года брат Константина – Сергей Коровин – стал студентом столичного училища живописи. Вскоре к нему присоединился Коровин-младший: 14-летний Костя выбрал архитектуру, но спустя год перевелся на факультет живописи, которым руководил пейзажист .

Костя боготворил наставника, но стремительно спивавшегося Алексея Кондратьевича уволили. Для юного художника расставание с любимым учителем стало первым жизненным разочарованием: Костя покинул училище и отправился в Санкт-Петербург в художественную академию. Выдержал 3 месяца: учеба показалась мертвой и скучной.


Константин Коровин вернулся в столицу и в родное училище, где должность Саврасова занял . Вскоре Василий Дмитриевич заполнил в сердце молодого живописца опустевшее место любимого учителя.

Наставник познакомил талантливого ученика с меценатом , а тот пригласил Костю в имение Абрамцево, ставшее средоточием культурной жизни столицы. В хлебосольной усадьбе Мамонтова собиралась культурная элита России, бывали , .

Живопись

Творческая биография модерниста открывается «Портретом хористки», написанным в начале 1880-х. Картина поразила современников, назвавших ее «первой ласточкой» нового направления – импрессионизма. Репин, увидевший коровинскую хористку, был настолько поражен цветовым решением, смелостью техники и замысла, что потребовал немедленно показать творца произведения.

Мамонтов, уверенный, что портрет нарисовал испанец (русские мастера такой смелостью и свободой не отличались), удивился, узнав, что хористку нарисовал 22-летний соотечественник. Меценат пригласил Константина Коровина в имение. Примечательно, что новаторское направление Коровин открыл сам, не зная о его появлении во Франции. В Париже художник побывал спустя 4 года после написания «Портрета хористки».


На момент создания полотна в России на пике популярности были передвижники, приверженные реализму, жизненности и воспитательной миссии искусства. Портрет некрасивой девушки, сидящей в неестественной позе, написанный грубыми мазками, ничему не учил. Работу восприняли как вызов, насмешку над прекрасным. Но Константин Коровин принял критику философски и не отошел от выбранного стиля.

Первые произведения в новаторской манере живописец создал в деревне Жуковка, на даче учителя Поленова. Эти первые импрессионистские работы объединили как «жуковский цикл».


Главной целью Константина Коровина стала передача на полотне света и воздуха. Картина «За чайным столом» – яркое доказательство достижения поставленной задачи. Композиция полотна построена сообразно художественному направлению импрессионизма – как случайный кадр. Герои расслаблены, центр композиции смещен, правый край полотна словно обрезан.

Картины модернистов сложно уложить в рамки одного жанра: в них черты портрета, пейзажа, натюрморта. Это видно в ранних импрессионистских работах Коровина «В лодке» и «Москворецкий мост».


У Мамонтова живописец познакомился с Серовым. Коллеги отправились путешествовать по Северу, где появились работы «Ледовитый океан» и «Село на севере». Картину «Зима в Лапландии» приобрел галерист .

Поездка в Крым и Гурзуф с Мамонтовым навеяла полотна «Крым. Гурзуф» и «Пристань в Гурзуфе». Коровин делал зарисовки, путешествуя по Причерноморью на машине: в понравившихся местах останавливался и набрасывал пейзажи.


В 1888 году меценат профинансировал поездку Константина Коровина во Францию. Там появились знаменитые полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя», на которые художника вдохновил старинный город на берегу Сены. В Париже, столь полюбившемся живописцу, он познакомился с импрессионистами, поразившими его техникой цветовой передачи. После возвращения мастер преподавал в столичном училище живописи и через пару лет стал академиком.

Константина Алексеевича знают как талантливого создателя натюрмортов с цветами, которых в его наследии десятки. Особенной любовью мастера пользовались сирень и розы. Как и все работы модернистов, натюрморты и пейзажи Коровина лучше рассматривать из отдаленного ракурса. Художник отдал дань всем сезонам года: в его галерее представлены осень, зима, весна и лето.


Разразившаяся Первая мировая война заставила Коровина отправиться на фронт, где он консультировал военных по вопросам маскировки. Константин Коровин избежал репрессий после Октябрьской революции: после упадка бизнеса из купеческого сословия семья перешла в мещанское.

Новая власть доверила художнику организацию аукционов и выставок, учет и сохранность памятников искусства. Коровин преподавал в государственных мастерских, сотрудничал с театрами и охотно рисовал декорации. Приняв изменения строя, Константин Алексеевич сторонился политики, сбегая то в Крым, то на дачу в Охотино под Ярославлем.


В 1920-х политика вплотную приблизилась к мэтру: дачу отобрали, столичную квартиру «уплотнили». В 1923 году модернист по настоянию иммигрировал во Францию, объяснив отъезд необходимостью лечить сына.

Жизнь в некогда любимом Париже оказалась трудной. Модернисты вышли из моды, безденежье изматывало, друзья остались в России. Константин Коровин тосковал по родине, по Абрамцево и Охотино. Ко всем несчастьям добавилась утрата зрения. Чтобы занять себя, художник взялся за мемуары, открыв в себе дар литератора. Он писал рассказы и воспоминания, заполняя тоску по работе с красками.


Покидая Россию, живописец оставил работы галеристу Крайтору. Тот оказался мошенником и, прихватив полотна, исчез. Сегодня картины первого русского импрессиониста можно увидеть в Русском музее в городе на Неве.

Личная жизнь

С будущей супругой Анной Фидлер живописец познакомился в юности. Любимую девушку Константин изобразил на картине «Бумажные фонари». С хористкой Анной Коровин встречался тайно, а под венец пара пошла после рождения первенца. Вскоре мальчик умер, в чем Константин Коровин винил себя: в доме царила бедность, денег на докторов и лекарства для заболевшего сына не было.


Романтика испарилась из отношений супругов, но бросить жену и сына Коровин не мог. Отдушиной для него оказались отношения с Надеждой Комаровской. Актрису называют гражданской женой Константина Алексеевича.

Константин Коровин расстался с любимой женщиной, иммигрировав в Париж с Анной и вторым сыном Алешей, инвалидом. В 16 Алексей попал под трамвай и остался без ног. Мальчик перенял от отца талант к рисованию и стал художником.


Депрессии сына и болезнь жены (грудная жаба) стали постоянным источником страданий Константина Коровина. Он разрывался в поисках денег, выбивался из сил, подыскивая подработку. Дома его ждала раздраженная супруга и мрачный сын, художник не находил поддержки и понимания у родных людей.

Смерть

Художник скончался неожиданно: его не стало в сентябре 1939 года из-за сердечного приступа на парижской улице. Мэтру было 77 лет. Похоронили Константина Коровина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. За два года до кончины он признался другу, что чувствует страшное одиночество.


Похороны первого модерниста России напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное прощание с Коровиным не оказалось.

В 1950-м, через 11 лет после смерти отца, Алексей Коровин свел счеты с жизнью.

Произведения

  • 1883 – «Портрет хористки»
  • 1888 – «В лодке»
  • 1888 – «За чайным столом»
  • 1890 – «Парижское кафе»
  • 1894 – «Зима в Лапландии»
  • 1896 – «Бумажные фонари»
  • 1906 – «Бульвар Капуцинок»
  • 1913 – «Ледовитый океан»
  • 1914 – «Пристань в Гурзуфе»
  • 1914 – «Москворецкий мост»
  • 1915 – «Сирень»
  • 1916 – «Базар»
  • 1917 – «Крым. Гурзуф
  • 1921 – «Портрет Ф. И. Шаляпина»
  • 1922 – «Натюрморт с синей вазой»
  • 1923 – «Розы»
  • 1930 – «Зимний пейзаж»
  • 1938 – «Автопортрет»

«Проект» разыскал в Подмосковье Константина Килимника, таинственного россиянина из дела о вмешательстве России в американские выборы. Оказалось, что Килимник работал с Полом Манафортом не только на Украине, но и в Киргизии. И там, и там они отстаивали внешнеполитические интересы России, а часть этой работы могла оплачиваться в компании миллиардера Олега Дерипаски.

«Что, если бы я действительно был шпионом? Я бы не был здесь. Я бы был в России», - так, сидя в киевском кафе в феврале 2017 года, говорил Константин Килимник, в тот момент 46-летний российский политтехнолог, только оказавшийся в самом центре скандала вокруг предполагаемого вмешательства Москвы в президентские выборы в США.

Спустя полтора года, в августе 2018-го «Проект» нашел Килимника в России, в элитном охраняемом поселке на северо-западе Подмосковья, сразу за МКАД. Дома там стоят около 2 миллионов долларов.

Дом Константина Килимника в Подмосковье

Он живет там вместе с супругой и по-прежнему избегает публичности. Бывший владелец дома сказал «Проекту», что ни разу не видел Килимника и все переговоры о продаже вел с его женой. × Когда корреспондент «Проекта» позвонил ему в первый раз, Килимник, без задержки, сказал, что это не он. Правда, на вызов с другого номера перезвонил сам и отпираться не стал. На предложение поговорить о своей работе с Полом Манафортом Килимник ответил: «Мне не интересно это обсуждать».

Может ли означать переезд Килимника в Россию, как он сам когда-то говорил, то, что он российский разведчик? «Проект» нашел уникальные факты о карьере главного русского в расследовании Мюллера и понял, что Килимник был связан с российскими государственными интересами гораздо сильнее, чем это казалось.

Шпион

«Только после его увольнения все поняли, что у него есть явные шпионские навыки. Он не попал ни на одну групповую фотографию, несмотря на то, что как исполняющий обязанности директора открывал многие мероприятия - произносил очень короткое вступительное слово и уходил из президиума. Он не попал даже на неформальные фотографии вечеринок», - рассказывает бывший коллега Килимника, тесно работавший с ним в Международном республиканском институте (МРИ, американская НКО, которая декларирует своей целью «развитие демократии»в мире. Сейчас МРИ в России входит в список нежелательных организаций, его сайт заблокирован).

Два редких снимка есть в базе вещественных доказательств по делу Пола Манафорта. Это была официальная фотосъемка в том числе встреч Килимника с Виктором Януковичем, экс-президентом Украины. Однако на обеих официальных фотографиях Килимник поворачивается к камере спиной. Его опознали два собеседника «Проекта». × Публикация этих фотографий в деле разозлила Манафорта - через своих адвокатов он потребовал убрать их из дела).

Сегодня «Проект» впервые публикует крупную фотографию российского фигуранта дела Манафорта.

Он тихо занимался своей работой и не стремился к публичности, больше слушал, чем говорил. . Двое знакомых Килимника описывают его почти одинаково. × Миниатюрный рост Килимника, за который ему в России даже дали кличку Карлик (американцы называли его «Ручной кладью»), также не делал из него запоминающегося персонажа.

Сейчас Килимник, - возможно, главная зацепка в расследовании Мюллера. Обвинения против Манафорта, рассматриваемые в эти дни в суде, пока касаются лишь финансовых преступлений, при том что расследование спецпрокурора было инициировано предполагаемым вмешательством России в американские выборы. Показания Килимника или новые факты о нем, могут стать прорывом в этом деле.

Пока команда Мюллера не представила доказательств связи Килимника с российскими властями, хотя и констатировала в конце прошлого года, что он «поддерживает связь с российской разведывательной службой».

Единственный доказанный факт такого рода - учеба Килимника в Военном университете Министерства обороны, где готовят в том числе переводчиков для военной разведки. Там у Килимника было прозвище «Кот», рассказал «Проекту» другой выпускник этого вуза, но позже от любых разговоров отказался, сославшись на «разговор с руководством».

Килимник пришел в МРИ в 1995 году. «В основном это был инструктаж по ведению избирательных кампаний», - описывает его обязанности бывшая коллега Марина Малышева. Он быстро пошел на повышение, в конце концов дослужившись до исполняющего обязанности директора российского отделения. Это случилось на рубеже 2004 и 2005 годов, тогда Россию покинул предыдущий директор МРИ Сэм Паттен. Он оставил пост спешно и в расстроенных чувствах - был раздавлен катастрофически низким результатом на выборах партии СПС, которую возглавлял его друг Борис Немцов. Из-за спешки нового директора не нашлось, и Килимника сделали и.о. Именно в эти несколько месяцев произошли события, которые многое говорят о нашем герое.

Украинский связной

Килимник, по его словам, родился в Кривом Роге Днепропетровской области. До самого последнего времени на Украине оставались его родители и брат, которому из-за его пристрастия к алкоголю деньгами помогал Константин. , говорит хорошо знакомый с Килимником собеседник «Проекта» ×

В 2004–2005 годах МРИ оказалась глубоко погружена в бурные украинские события, получившие название «оранжевой революции».

МРИ на Украине работала с представителями «демократической коалиции», то есть с лидерами «оранжевых» Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. , говорит высокопоставленный сотрудник МРИ. ×

Московский офис не был в стороне. Килимник часто ездил в Киев и отправлял туда наемных политтехнологов. , рассказывает бывший сотрудник МРИ. × Однако весной 2005 года выяснилось, что на Украине Килимник работал вовсе не на своего работодателя.

«В марте или апреле 2005 года выяснилось, что Килимник оказывал услуги Виктору Януковичу (тогда - лидер пророссийской Партии регионов - «Проект») и ему было предписано немедленно уволиться, его последний рабочий день был 30 апреля», - вспоминает бывший коллега Килимника. «Килимник был уволен в апреле 2005 года после того как мне стала известна чрезвычайно достоверная информация о нарушении им нашего этического кодекса», - подтверждает Стив Никс, директор программ МРИ в Евразии.

Константинн Килимник жмет руку Виктору Януковичу; спиной напротив Януковича - Николай Злочевский, в то время министр природных ресурсов; вторая справа - Анна Герман, в то время заместитель гдавы администрации президента. Фотография из базы вещественных доказательств по делу Пола Манафорта.

После бесславного увольнения Килимника стало многое понятно. Все указания персоналу он писал на отдельных стикерах. , говорит его бывший коллега. × Он нередко давал сотрудникам задания, о которых просил не сообщать больше никому в институте. Поначалу все думали, что это из соображений безопасности: «А выяснилось, что работали мы все по указанию Килимника не на одну, а на две организации». , говорит бывший подчиненный Килимника. ×

Килимник ушел, не оставив после себя ничего в кабинете. Рабочий компьютер, который он сдал, был абсолютно чист. Килимник вел бухгалтерию организации, и это стало большой проблемой: была снесена даже программа Quick Books - аналог 1С для американской бухгалтерии. Лина Маркова - финансовый директор МРИ и тогдашняя жена политолога Сергея Маркова - работала только с 1С, в МРИ попытались разыскать Килимника, но он игнорировал бывших сотрудников. , говорит его бывший подчиненный. ×

«Да, он скрывался от них, - подтверждает знакомый Килимника. - Но из-за того, что он считал, что его там оскорбили».

Несколько знакомых Килимника и украинских политиков подтверждают: он начал работать на Украине еще в 2004 году. Один из политтехнологов, которых Килимник направлял в соседнюю страну, сказал, что того пригласили «провести выборы на Донбассе» (президентские выборы 2004 года, когда сомнительная победа Януковича во втором туре привела к «оранжевой революции», и в итоге страну возглавил Виктор Ющенко).

Возможно, Килимник оказался на Украине еще до Манафорта. , по версии одного из собеседников «Проекта». × В 2004 году, когда Килимник уже начал работать на Украине, Манафорт не принимал активного участия в выборах, вспоминает Василий Стоякин, который тогда был советником главы администрации президента Украины и руководил группой региональной аналитики в избирательном штабе Януковича.

Как бы то ни было, весной 2005 года Килимник и Манафорт уже открыто работали на Украине вместе. «Забавно они вместе с Полом смотрелись - Тарапунька и Штепсель», - смеется бывший член команды Януковича, вспоминая образы советских эстрадных героев, разительно отличавшихся ростом и комплекцией.

Предвыборный плакат Виктора Януковича со слоганом, придуманным командой Пола Манафорта

В итоге Килимник и Манафорт надолго осели на Украине: под их присмотром Янукович реабилитировался, Партия регионов выиграла парламентские выборы, ее председатель стал премьером, а потом и президентом. Даже после победы Евромайдана Манафорт не прекратил сотрудничество с командой Януковича.

Однако американский политтехнолог был не единственным партнером Килимника в работе на Украине.

Алюминиевый связной

Административная работа Килимника на Януковича в 2004–2005 годах могла строиться через «Базэл» - российскую компанию миллиардера Олега Дерипаски. , рассказал источник Проекта, работавший в МРИ в то время. × В апреле 2018 года Дерипаска попал под персональные санкции США как близкий к Владимиру Путину олигарх.

В период конца 2004 - начала 2005 годов Килимник отправлял сотрудников МРИ в офис «Базэла» на улице Рочдельской в Москве не менее 20 раз, говорит один из людей, непосредственно выполнявших такие поручения Килимника. Там посыльным Килимника передавали конверты с наличными деньгами, авиабилеты для него и привлекаемых им политконсультантов. Почему деньги на украинские задания получаются в «Базэле», Килимник сотрудникам не объяснял.

Менеджер МРИ говорит, что институт никогда не отправлял Килимника или его политтехнологов в командировки в другие страны СНГ, вся работа там велась через местные офисы.

Представитель Дерипаски заявила «Проекту», что ни он, ни «Базэл» никогда не финансировали Килимника, а «частные инвестиционные отношения Дерипаски и Манафорта, существование которых не оспаривается, никогда не были нацелены на достижение политических целей».

Олег Дерипаска

Связи Дерипаски с Манафортом действительно не были секретом. По версии политконсультанта Филипа Гриффина, в конце 2004 года партнер Манафорта - Рик Дэвис - отправил его на Украину «для помощи Дерипаске».

Сотрудничество Манафорта и Дерипаски могло продолжаться как минимум до 2016 года. Летом 2016 года, по данным Washington Post, Манафорт и Килимник неоднократно обсуждали возможность встречи, предположительно, с Дерипаской в своей переписке; 3 августа 2016 года самолет Дерипаски приземлился в аэропорту Нью-Арка, подтверждается данными сайта ADS-B Exchange. . Это впервые заметил независимый журналист Скотт Стедман. Представитель Дерипаски на вопрос «Проекта» о том, была ли действительно та встреча, ответила, что «отношения Манафорта и Дерипаски были прекращены много лет назад». × Спустя три дня, как известно из расследования Фонда борьбы с коррупцией , у Дерипаски состоялась встреча с тогдашним российским вице-премьером Сергеем Приходько - на яхте у скандинавских берегов и в обществе девушек эскорта. Приходько тогда курировал в правительстве международные отношения. По воспоминаниям девушки эскорта Насти Рыбки, Приходько и Дерипаска на яхте обсуждали российско-американские отношения.

Как выяснил «Проект», Килимник и Манафорт работали не только на Украине, но и в Средней Азии. И деньги на это Килимник вновь получал на Рочдельской, 30, утверждает собеседник «Проекта».

Киргизский связной

О работе Манафорта в Киргизии, начиная как минимум с 2005 года прежде не сообщалось. В том году в бывшей советской республике начались массовые протесты - в них приняли участие сторонники проигравших парламентские выборы оппозиционеров. «Тюльпановая революция» привела к смене власти. Из страны бежал пророссийский президент Аскар Акаев, а его место вскоре занял не менее пророссийский оппозиционер Курманбек Бакиев.

«Тюльпановая революция» в Киргизии, 2005 год.

Замечательная фреска из собора Св.Софии в Новгороде с изображением Св. Константина и Елены оживила воспоминания о римских памятниках.
Кто из посетителей Капитолийских музеев не обращал внимания на изображения Константина! Тем более что сейчас в экспозиции находятся части сразу двух колоссальных статуй императора. Остатки мраморной статуи размещены во дворе Палаццо Консерваторов:

Высота головы: 2 м 60 см. Сохранилась рука с указующим перстом:

И нога императора:

Эта акролитовая статуя находилась когда-то в огромной базилике Максенция. Остатки этого здания на форумах выглядят сегодня так:

Константин правил империей в начале IV века. Он недолго жил в Риме. Его временными резиденциями были Трир, Милан, Аквилея, Сирмий, Нэсс, Фессалоники. Он основал Новый Рим – Константинополь, для украшения которого были использованы многочисленные статуи Рима и греческих городов. О Константине писали христианские авторы и приверженцы традиционных культов римской империи. Для православных он святой. Западная церковь отнеслась к его канонизации осторожнее. Когда мы видим прижизненные изображения Константина, его образ становится еще сложнее. Застывшее лицо, огромные глаза – перед нами не столько человек, сколько само воплощение власти и нечеловеческого величия:

Христианский образ Константина оставил потомкам Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. Впрочем, он честно признался в гл.11 книги 1, что будет повествовать только о богоугодных делах Константина. Поскольку «иные, руководствуясь чувством благорасположения или ненависти, а нередко подстрекаемые просто желанием показать свою ученость, пышно и высокопарно, хотя совсем без нужды, излагают повествования о делах постыдных, описывают жизнь мужей, не заслуживающих уважения, и поступки, для улучшения нравов бесполезные…»
Книга Евсевия прославляет василевса, которому накануне решающей битвы с Максенцием, было видение Креста, который Константин сделал своим символом и победил. Мы узнаем об участии Константина в жизни церкви, об утверждении христианства на просторах Римской империи, об уничтожении языческих святилищ и его крещении на пороге смерти.
В гл. 19 книги 2 рисуется картина всеобщего благоденствия его подданных: «Итак, теперь, по низложении людей нечестивых, лучи солнца не озаряли уже тиранического владычества: все части римской империи соединились в одно, все народы востока слились с другой половиной государства, и целое украсилось единовластием, как бы единой главой, и все начало жить под владычеством монархии. Светозарное сияние благочестия сидевшим прежде во тьме и сени смертной доставило дни радостные, не было больше и памяти о минувших бедствиях; все и всюду прославляли победителя и соглашались признавать Богом только Того, кто доставил ему спасение <…> Исчез всякий страх бедствий, которые перед тем всех удручали, и люди, до того времени с поникшим взором, теперь смотрели друг на друга светлыми глазами и на лицах были улыбки. <…> Забыли они о минувших бедствиях, о всяком нечестии и, наслаждаясь настоящими благами, ожидали будущих».

Остатки второго, бронзового, колосса Константина находятся сейчас в том же зале, где экспонируется конная статуя Марка Аврелия, которую, как известно, спасло только то, что ее в Средние века считали изображением Константина. Высота этой головы 1 м 70 см:

Продолжим читать Евсевия. Он описывает Константина незадолго до смерти: «Протекло уже тридцать два года его царствования, без нескольких месяцев и дней, а время его жизни было вдвое более. Несмотря на такой возраст, тело его не знало болезней и слабостей, не имело никаких язв и было крепче юношеского, с виду красиво и способно к усиленной деятельности, так что он мог заниматься гимнастикой, ездить верхом, ходить пешим, участвовать в сражениях, воздвигать трофеи в честь победы над врагами и одерживать верх в бескровной борьбе с противниками». /Кн. 4, гл. 53/
И только в гл. 54 биограф позволяет себе упомянуть о «недолжном»: «Он отличался всеми прекрасными качествами, а особенно человеколюбием, которое однако же мне и порицали, называя это беспечностью в отношении к злодеям, причиной своего злонравия почитавшим невзыскательность василевса. И действительно, в описываемое время сам я замечал владычество двух тяжких пороков: разрушительную силу ненасытных и лукавых людей, расхищавших чужое имущество, и невыразимое притворство обманщиков, лицемерно присоединившихся к Церкви и ложно носивших имя христиан. Человеколюбие и добролюбие, искренность веры и прямодушие располагали василевса доверять людям, бывшим, по-видимому, христианами и под маской притворства старавшимся снискать истинное его расположение. Доверяя же им, иногда совершал он недолжное». /http://khazarzar.skeptik.net/books/eusebius/vc/index.html/

А вот характеристика Константина из уст язычника Зосима. Ее воспроизводит в своей статье Н.Н.Розенталь: «Константин у Зосима - прежде всего честолюбивый карьерист, захватчик, чудовищный убийца и предатель. Побочный сын Констанция от женщины неблагородного происхождения, он насилием отстранил от власти законных наследников своего отца. Продажные преторианцы провозгласили его императором не по каким-либо принципиальным основаниям, а лишь «в расчете на щедрую награду». Узурпация Константина послужила примером Максенцию, сыну бывшего западного августа Максимиана Геркулия, который во всяком случае мог считать себя более достойным императорского венца. Римская империя оказалась на грани кровавых междоусобных войн. Тщетно взывал к совести молодых честолюбцев старик Диоклетиан, добровольно сложивший с себя верховную власть после двадцати лет доблестного управления. <…> Но ничто не могло помешать эгоистическим проискам Константина. Он сумел уничтожить Максенция, использовав в качестве наемной боевой силы варваров-германцев. После этого Константин, «действуя согласно своим привычкам», вероломно напал на восточного августа Лициния, своего зятя и честного союзника, который не давал ни малейшего повода к разрыву. Захваченный врасплох Лициний был побежден и сдался в плен при условии сохранения ему жизни. Но Константин, опять-таки «по своему обычаю», постыдно нарушил клятву и безжалостно умертвил пленного родственника, кстати, заодно с его малолетним сыном, своим племянником. <…> Помимо своего зятя Лициния, он убил также своего тестя Максимиана, свою жену Фаусту и своего старшего сына Криспа. После казни последнего, рассказывает Зосим, Константин потребовал от государственных языческих жрецов, чтобы они очистили его от пролитой им крови. Но служители древних отечественных алтарей в ужасе заявили, что для такого рода злодеяний не существует никаких искупительных средств. Однако одному прибывшему из Испании христианскому епископу удалось внушить императору веру во всеисцеляющую и всеочищающую силу новой религии, что якобы и обусловило последующий переход Константина в христианство». /http://ancientrome.ru/publik/rozent/rozent01.htm/

С личностью Константина связано установление основополагающих для Византии и России принципов взаимоотношения церкви и государства. Сошлюсь на книгу А.Д.Рудокваса: «Рождение того комплекса правовых воззрений, который условно может быть назван "византизмом", относится ко времени правления первого христианского императора Римской империи - Константина Великого (IV в.). Их теоретическое оформление было впервые дано современником Константина, епископом Евсевием Кесарийским в его "Жизнеописании Константина". Именно он наметил основные контуры той системы взаимодействия факторов государственной жизни в христианской империи, которая впоследствии получила название "симфонии". Сущность этой концепции - уподобление земной империи "Царству Божьему". Реализацию христианских начал обязана обеспечить в земной жизни государственная власть - император, совместно с церковью. Церковь легитимирует государственную власть, санкционирует государственное принуждение, а государство предоставляет церкви свою силу для охраны и воплощения в жизнь норм церковного учения». /http://www.centant.pu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud010.htm/

В Ватиканских музеях находится порфировый саркофаг Св.Елены, матери Константина. Как странно он смотрится для христианки! Римские легионеры, поверженные варвары… Впрочем, есть предположение о том, что создавался этот саркофаг для Константина: http://www.pravenc.ru/text/189737.html#part_2

Елена была дочерью трактирщика. Прожила она 80 лет. Ей мы обязаны обретением христианских святынь в Палестине. Как пишет Евсевий, «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные анархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, <…> и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству».
Достоверных изображений Елены до нас не дошло.

Очень трудно сейчас осознать масштаб строительной деятельности той эпохи. Но в Риме есть несколько мест, где можно прикоснуться к IV веку. Одно из них в Ватикане. Под собором Св.Петра в середине XX века тайно велись раскопки. Их целью был поиск гробницы апостола Петра. Собор XVI века был построен на месте огромной базилики, сооруженной по повелению Константина. Результаты раскопок сейчас законсервированы. Если озаботиться заранее и заказать специальную экскурсию, можно попасть на территорию Ватикана, спуститься в глубокие подземелья, узнать поразительную историю храма и увидеть древние гробницы.

P.S. Изображения Елены на монетах: