Лебезятников в романе преступление и наказание. «Преступление и наказание» образ Лебезятникова

Лебезятникова Андрея Семеновича можно назвать отрицательным персонажем. Он играет не главную роль в романе, но тем не менее от этого персонажа зависит многое. Несмотря на свою честность, порой он ведет себя странным образом. Андрей Семенович любит порассуждать на тему коммун, о свободе любви, об эмансипированных женщинах, об устройстве общества в будущем. Достоевский изображает его сатиристическими средствами.

Лебезятников выглядит довольно жалким человеком, он пошловатый и глуповатый, хотя преподносит себя как всезнающего и всемогущего человека. Лужин по приезду в Петербург остановился именно у Лебезятникова и в последующем считал себя его опекуном, отзывался о нем как о представителе "передовой молодежи".

Несмотря на то, что в романе Лебезятников совершает один благородный поступок - в целом его образ все равно остается не благородным. Он выступает человеком, не состоявшимся как личность, выглядит самодуром.

Достоевский очень карикатурно описывает образ Лебезятникова. Для него даже тот факт, что Лебезятников является "истиным служителем" гуманистическим идеалам, ни на грамм не оправдывает Андрея Семеновича. Те идеи, которые провозглашает Лебезятников, разочаровывают Достоевсого. В романе можно легко проследить за отношением писателя к персоне Лебезятникова. Андрей Семенович просто напросто выглядит пародийно. Да и сама фамилия персонажа очень говорящая. Лебезятников - лебезит.

Он рассуждает на многие темы в своем кружке, считает, что ведет полезную деятельность. что служит на благо обществу и общественности. Но многие не воспринимают его всерьез.

Даже внешность его говорит сама за себя. "Худосочный и золотушный человечек малого роста". По описанию становится понятным, что испытывает автор к этому герою. Внешность Андрея Семеновича совершенно верно сопоставима с его внутренним миром и чертами характера. В молодежных кругах он известен как пропагандист, противник законного брака и сторонник свободных отношений. Его поведение со временем должно пройти, но в настоящий момент он молодой чиновник и его образ описан именно должным образом. Достоевский отражает все идеи Лебезятникова карикатурно. Андрей Семенович выглядит нечестным, смешным и самодовольным человеком.

В целом образ Лебезятникова двоякий, бинарный. Он бунтарь в глубине души, но обычно предпочитает помалкивать и поддакивать даже Лужину. Кажущийся образованным, на самом деле Андрей Семенович оказывается достаточно наивным и глупым. Несмотря на это, он достаточно искренен и свято верит в то, что пытается отстаивать, в отличие от Лужина, который вклинился в прогрессивную среду из-за личной выгоды.

Характеристика персонажа 2

Социально-психологический роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского – классика мировой литературы. Ф. Достоевский оказал влияние на мировую литературу. Его читают, а по произведениям создают представления. Автор умеет красочно и до мельчайших деталей раскрыть образы героев и перенести читателя в то время, когда развивались события в романе. Лебезятников – второстепенный герой в романе, но его важность сложно поставить под сомнение.

Кем же был Андрей Семенович Лебезятников? Этот образ в романе есть наиболее неприятным и отвергающим. С описания внешнего вида читатель понимает, что перед ним не самый приятный социальный тип. Молодой худощавый мужчина высокого роста. У него белые волосы и бакенбарды, которыми гордится. Хотя другие сравнивают их с котлетами. Служит в каком-то министерстве чиновником. Андрей Семенович интересуется разными «новомодными» идеями. Считает себя умным и образованным человеком, но все его попытки выразить своё мнение – карикатурны. Все его знания поверхностные, хорошо говорить он не умеет, а иностранные языки он не знает. Автор писал, что он является «пошляком», который быстро прирастает к новой идее, чтобы её окарикатурить и опошлить. Но его знают в молодёжных кружках. Он яростно выступает против законного брака и сторонник свободных отношений. Лебезятников – плохой оратор. Он только говорит о создании новой формы общества (очень неумело) и ничего не делает. С одной стороны – это бунтарь и свободомыслящий человек, но по характеру он мягкий. Никогда не перечит тем людям, в которых видит реальную силу. Например, он никогда не перечил Лужину, а наоборот только льстил.

Герой непоследователен в своих действиях. Сначала он даёт «прогрессивные» книги Соне Мармеладовой и выступает за свободные отношения, но когда узнаёт о том, чем она занимается – добивается ее выселения из дома. Единственный хороший поступок, который он совершил – раскрыл настоящего преступника, когда Лужин пытался подставить Соню Мармеладову в воровстве.

Лебезятников – это сатирический образ, которым действует страсть. Его нельзя считать цельной личностью, так как поступки всегда противоречивы.

Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание». Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире. Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии.
Итак, Раскольников после очередного визита к старухе-процентщице идет в трактир. Его привело в это место то же желание залить свое горе, то же ощущение пустоты и душевной тошноты, что и остальных посетителей. Достоевский показывает, что кабак – это обитель несчастных, обиженных жизнью людей. Они дошли «до грани» своего нравственного падения, совершенно опустились и превратились в скотов. Люди приходят сюда, опускаются еще ниже, пропивают последнее, обижают самых близких людей и, мучаясь от осознания своей ничтожности, снова приходят в трактир. Получается замкнутый круг, разорвать который этим несчастным не под силу.
Все это Раскольников, да и мы, понимаем из рассказа Мармеладова. Этот человек сразу привлек внимание Родиона. В его глазах «светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие». Мармеладов тоже выделил Раскольникова из круга постоянных посетителей трактира. Он искал человека, которому можно было рассказать о своей жизни, как бы исповедаться, облегчить душу. Такого человека, образованного, способного понять и не осудить сразу, Семен Захарович увидел в Раскольникове.
Внешность Мармеладова выдавала в нем опустившегося, пьющего человека, живущего в нищете. Но, как выясняется дальше, когда-то это был титулярный советник. Он овдовел и женился второй раз на Катерине Ивановне. Автор подчеркивает, что Мармеладов сделал это исключительно из жалости и сочувствия к женщине, которая осталась вдовой с тремя детьми и жила в полнейшей, беспросветной нищете.
Выйти замуж за героя Катерине Ивановне было не так-то легко: помимо ее гордого и самолюбивого характера, в ней говорило и благородное происхождение, и возвышенное воспитание. Но нищета ломает людей, делает из них рабов, принуждает к несчастью. Так произошло и с этой женщиной. Выйдя за Мармеладова, она попала в еще большую нищету и унижение. Герой начал пить и пропивать все, отнимая последнее не только у своей дочери Сонечки, но и у трех маленьких детей своей жены. От постоянного недоедания и волнений Катерина Ивановна заболела чахоткой, и состояние ее постоянно ухудшалось – она «начала харкать кровью».
Мы видим, что Мармеладов признает свою вину, а вина его велика. Пока он заливал свое горе и беспомощность вином, с его родными происходили страшные вещи. Лебезятников избил Катерину Ивановну за то, что она вступилась за бедную Сонечку. От такого унижения женщина слегла, оставив детей практически без присмотра. Ведь Соня теперь приходила домой только в сумерки, что бы никто не увидел ее. Ей нельзя было зайти в родной дом, потому что жила она по желтому билету, так как стала уличной женщиной.
Трагедия Сонечки обыденна и от того еще более страшна. Девушка зарабатывала на жизнь шитьем, но однажды ей не заплатили денег за работу, а «затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком», выгнали. А дома мачеха, измотанная страшной жизнью, вгорячах послала девушку на панель. И Сонечка решилась, переступила через свою душу ради спасения жизней близких.
Страшно описание ее первого возвращения с «работы». Девушка молча положила на стол заработанные деньги, накрылась большим зленным платком с головой и легла на кровать. И только плечики ее и все тело подрагивали под этим «укрытием». Тогда Катерина Ивановна осознала, на что она толкнула падчерицу: «подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись».
И, рассказывая обо всех несчастьях своей семьи, Мармеладов добавлял: «а я... лежал пьяненькой-с». Мы видим, что этот герой ругает себя за свое скотское состояние, но от слабости характера, ничего поделать с этим не может. Раскольников встречает его в тот момент, когда Семен Захарович пьет уже пятый день. И это при том, что в их семье только недавно блеснула надежда на улучшение, – Мармеладов нашел себе место и даже ходил на службу два дня. И эти два дня были самыми счастливыми за многие годы жизни его семьи. Но счастье продолжалось недолго – герой пропил все, что было у него. Он просит Раскольникова довести его до дома.
Этот момент является финалом данного эпизода, вводящего в роман Мармеладова и его семью.

(«Преступление и наказание»)

«Служащий в министерстве», «молодой друг» и сосед Мармеладовых. Именно в квартире Лебезятникова (номера ) временно остановился Лужин по приезде в Петербург. Он считает себя опекуном Лебезятникова и видит в нем представителя поколения «передовой молодежи». Через восприятие Лужина поначалу и создается внешний и внутренний портрет этого персонажа (и попутно добавляются штрихи в портрет самого Лужина): «Петр Петрович презирал и ненавидел его даже сверх меры, почти с того самого дня, как у него поселился, но в то же время как будто несколько опасался его. Он остановился у него по приезде в Петербург не из одной только скаредной экономии, хотя это и было почти главною причиной, но была тут и другая причина. Еще в провинции слышал он об Андрее Семеновиче, своем бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках. Это поразило Петра Петровича. Вот эти-то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки уже давно пугали Петра Петровича каким-то особенным страхом, совершенно, впрочем, неопределенным. Уж конечно, сам он, да еще в провинции, не мог ни о чем в этом роде составить себе, хотя приблизительно, точное понятие. Слышал он, как и все, что существуют, особенно в Петербурге, какие-то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч., и проч., но, подобно многим, преувеличивал и искажал смысл и значение этих названий до нелепого. <...> Вот почему Петр Петрович положил, по приезде в Петербург, немедленно разузнать, в чем дело, и если надо, то на всякий случай забежать вперед и заискать у "молодых поколений наших". В этом случае надеялся он на Андрея Семеновича и при посещении, например, уже научился кое-как округлять известные фразы с чужого голоса...
Конечно, он быстро успел разглядеть в Андрее Семеновиче чрезвычайно пошленького и простоватого человечка. Но это нисколько не разуверило и не ободрило Петра Петровича. Если бы даже он уверился, что и все прогрессисты такие же дурачки, то и тогда бы не утихло его беспокойство. Собственно до всех этих учений, мыслей, систем (с которыми Андрей Семенович так на него и накинулся) ему никакого не было дела. У него была своя собственная цель. Ему надо было только поскорей и немедленно разузнать: что и как тут случилось? В силе эти люди или не в силе?..»
А уже от повествователя добавлено: «Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно. У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почетных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно. Несмотря на все эти качества, Андрей Семенович действительно был глуповат. Прикомандировался же он к прогрессу и к "молодым поколения нашим" — по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат. <...> Как ни был простоват Андрей Семенович, но все-таки начал понемногу разглядывать, что Петр Петрович его надувает и втайне презирает и что "не такой совсем этот человек". Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Петр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически, а в самое последнее время — так даже стал браниться. Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса; мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем! Кстати заметим мимоходом, что Петр Петрович, в эти полторы недели, охотно принимал (особенно вначале) от Андрея Семеновича даже весьма странные похвалы, то есть не возражал, например, и промалчивал, если Андрей Семенович приписывал ему готовность способствовать будущему и скорому устройству новой "коммуны" где-нибудь в Мещанской улице; или, например, не мешать Дунечке, если той, с первым же месяцем брака, вздумается завести любовника; или не крестить своих будущих детей и проч., и проч. — все в этом роде...»
Самый главный и благородный поступок Лебезятникова в романе, несмотря на все его глупости и нелепости, — он вывел на чистую воду негодяя Лужина, когда тот попытался представить воровкой.
В рассуждениях Лебезятникова о проблемах, кои обсуждаются в «их кружке» (может ли член «коммуны» входить к другому без стука, надо ли целовать руку женщине, «полезная деятельность» выше деятельности «какого-нибудь Рафаэля или Пушкина» и пр.), спародированы и окарикатурены идеи «литературных врагов» Достоевского, в первую очередь — и .
В рассказе «Бобок» («Дневник писателя», 1873) действует персонаж с такой же фамилией: , судя по имени, — как бы отец Лебезятникова из «Преступления и наказания». В черновых записях к роману значение фамилии определил сам Достоевский: «Лебезятников, лебезить, поддакивать... картина лебезятничества». И чуть далее важное уточнение: «Нигилизм — это лакейство мысли...»

Лебезятніков – один з другорядних персонажів роману “Злочин і кара” Достоєвського.

“Злочин і кара” характеристика Лебезятникова

Андрій Семенович Лебезяітніков – молода людина, друг пана Лужина. Це людина прогресивних поглядів, службовець “в міністерстві”. Він стежить за останніми подіями в Європі, новими течіями та ідеями.

«…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Своїми політичними поглядами Лебезятніков щедро ділиться у своїх висловлюваннях на сторінках роману. В результаті, Лебезятникова не можна назвати ні негативним героєм, ні позитивним. Він боягуз, цинічний, але при цьому за свої ідеали він готовий боротися і протестувати. Загалом, він може бути і шляхетний, якщо це відповідає його політичним переконанням.

Історія Лебезятникова

Лебезятніков проявив сміливість і виступив на захист , коли обмовив її в день поминок її батька, . Лужин звинуватив Соню в крадіжці 100 рублів. І тільки завдяки втручанню Лебезятникова Соня довела свою невіновность. Лебезятніков, як відомо з роману, давав книги Соні, які та читала раніше, а останнім часом перестала брати. Лебезятніков намагався “просвітити” її і наставити на шлях комунізму. Соня, в силу м’якості характеру, мабуть, якісь речі з ним обговорювала, але в комуну записуватися не поспішала.

Лебезятніков також говорив, що йому подобається Соня як дівчина і цінував її людські якості. За словами Лебезятникова, він поводився з нею більш пристойно, ніж багато навколишніх людей. Сама Соня дійсно по-доброму ставиться до Лебезятникова – хоча Соня взагалі по-доброму ставиться до всіх людей.

Лебезятников Андрей Семёнович («Преступление и наказание»), «служащий в министерстве», «молодой друг» Петра Петровича Лужина и сосед Мармеладовых. Именно в квартире Лебезятникова (номера Амалии Людвиговны Липпевехзель) временно остановился Лужин по приезде в Петербург. Он считает себя опекуном Лебезятникова и видит в нём представителя поколения «передовой молодёжи». Через восприятие Лужина поначалу и создаётся внешний и внутренний портрет этого персонажа (и попутно добавляются штрихи в портрет самого Лужина): «Пётр Петрович презирал и ненавидел его даже сверх меры, почти с того самого дня, как у него поселился, но в то же время как будто несколько опасался его. Он остановился у него по приезде в Петербург не из одной только скаредной экономии, хотя это и было почти главною причиной, но была тут и другая причина. Ещё в провинции слышал он об Андрее Семёновиче, своём бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках. Это поразило Петра Петровича. Вот эти-то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки уже давно пугали Петра Петровича каким-то особенным страхом, совершенно, впрочем, неопределённым. Уж конечно, сам он, да ещё в провинции, не мог ни о чём в этом роде составить себе, хотя приблизительно, точное понятие. Слышал он, как и все, что существуют, особенно в Петербурге, какие-то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч., и проч., но, подобно многим, преувеличивал и искажал смысл и значение этих названий до нелепого. <…> Вот почему Пётр Петрович положил, по приезде в Петербург, немедленно разузнать, в чём дело, и если надо, то на всякий случай забежать вперёд и заискать у “молодых поколений наших”. В этом случае надеялся он на Андрея Семёновича и при посещении, например, Раскольникова уже научился кое-как округлять известные фразы с чужого голоса...

Конечно, он быстро успел разглядеть в Андрее Семёновиче чрезвычайно пошленького и простоватого человечка. Но это нисколько не разуверило и не ободрило Петра Петровича. Если бы даже он уверился, что и все прогрессисты такие же дурачки, то и тогда бы не утихло его беспокойство. Собственно до всех этих учений, мыслей, систем (с которыми Андрей Семёнович так на него и накинулся) ему никакого не было дела. У него была своя собственная цель. Ему надо было только поскорей и немедленно разузнать: что и как тут случилось? В силе эти люди или не в силе?..»

А уже от повествователя добавлено: «Этот Андрей Семёнович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно. У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почётных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно. Несмотря на все эти качества, Андрей Семёнович действительно был глуповат. Прикомандировался же он к прогрессу и к “молодым поколения нашим” - по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить её, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат. <…> Как ни был простоват Андрей Семёнович, но всё-таки начал понемногу разглядывать, что Пётр Петрович его надувает и втайне презирает и что “не такой совсем этот человек”. Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Пётр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически, а в самое последнее время - так даже стал браниться. Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своём кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса; мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем! Кстати заметим мимоходом, что Пётр Петрович, в эти полторы недели, охотно принимал (особенно вначале) от Андрея Семёновича даже весьма странные похвалы, то есть не возражал, например, и промалчивал, если Андрей Семёнович приписывал ему готовность способствовать будущему и скорому устройству новой “коммуны” где-нибудь в Мещанской улице; или, например, не мешать Дунечке, если той, с первым же месяцем брака, вздумается завести любовника; или не крестить своих будущих детей и проч., и проч. - всё в этом роде…»

Самый главный и благородный поступок Лебезятникова в романе, несмотря на все его глупости и нелепости, - он вывел на чистую воду негодяя Лужина, когда тот попытался представить Соню Мармеладову воровкой.

В рассуждениях Лебезятникова о проблемах, кои обсуждаются в «их кружке» (может ли член «коммуны» входить к другому без стука, надо ли целовать руку женщине, «полезная деятельность» выше деятельности «какого-нибудь Рафаэля или Пушкина» и пр.), спародированы и окарикатурены идеи «литературных врагов» Достоевского, в первую очередь - Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева.

В рассказе «Бобок» (ДП, 1873) действует персонаж с такой же фамилией: Лебезятников Семён Евсеевич, судя по имени, - как бы отец Лебезятникова из «Преступления и наказания». В черновых записях к роману значение фамилии определил сам Достоевский: «Лебезятников, лебезить, поддакивать… картина лебезятничества». И чуть далее важное уточнение: «Нигилизм - это лакейство мысли…»