Жанр путешествий в русской литературе. Мотив путешествия в мировой литературе
Путешествие это литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные - эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературного путешествия - повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (см. Утопия, Научная фантастика), в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия, в котором доминирует идейно-художественный элемент. Формирование и развитие жанра отличает сложное взаимодействие документальной, художественной и фольклорной форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика), что характерно уже для древнейших путешествий (древнеегипетская «Сказка потерпевшего кораблекрушение», 20-17 века до н.э.; поэма о Гильгамеше, известна в записях 19-18 века до н.э.). Определяющая Позиция такого героя-наблюдатель чужого мира; противостояние «своего» (мира, пространства) «чужому»-формообразующий фактор жанра путешествий. Масштаб для оценки явлений чужого мира дает «свой» мир путешественника - его родина; по отношению к ней как внутреннему центру ориентировано все повествование. Как правило, герой-путешественник, в отличие от «чисто» литературного персонажа, существенно не меняется на протяжении повествования: в чужом мире путешествия он выступает как в определенном отношении обобщенное лицо - носитель своей национально-культурной традиции, что не может не оттеснять на периферию его индивидуальное самосознание и психологию. Литература путешествия, особенно древняя, тесно связана с представлением путешествующего героя (целого народа) о пространстве - реальном и мифологическом. Примером широкого использования как достоверных, так и легендарных географических сведений может служить так называемый «эпос поисков»: «Одиссея», «Рамаяна» и др.
В эпоху античности литература путешествия берет начало от ионийских описаний 6-5 века до н.э. и получает дальнейшее развитие в историко-географических сочинениях Геродота, «Географии» (1 век) Страбона, «Германии» (1 век) Тацита, в мемуарных «Записках о Галльской войне» (1 век до н.э.) Юлия Цезаря. Странствующий герой, активно перемещающийся в реальном и фантастическом пространствах, широко представлен в римской литературе («Энеида», 1 век до н.э., Вергилия, Овидий, Апулей и др.), в особенности в греческом романе, в котором принципы сюжетно-композиционного построения путешествий получают художественную разработку. Мотив реальных странствий определяет сферу взаимодействия путешествия с народным эпосом и различными жанрами художественной литературы в эпохи средних веков и Возрождения (исландская и ирландская саги, рыцарские и плутовские романы, «Божественная комедия», 1307-21, Данте). В средние века разделение пространства на «свои» и «чужие», «праведные» и «грешные» земли носило ярко выраженный религиозно-этический характер, что обусловило неизменную особенность древнерусской литературы. Путешествия 12-15 веков - паломнический маршрут и замкнутость, обособленность сакрального пространства в художественном мире хождений («Хожение Даниила, Русскыя земли игумена», 12 век). Перестройка средневековой картины мира, становление представления о географической протяженности в духе Нового времени привели к расширению «карты» маршрутов хождений и к формированию нового, дневникового типа повествования, включающего в себя рассказ о пути к цели странствия, о возвращении на родину («Хожение за три моря» Афанасия Никитина, 15 век). Именно этот, возрожденческий в своей основе, тип становится определяющим при дальнейшем развитии литературы путешествий. В западноевропейской литературе он складывается несколько ранее, в 13 веке (« » Марко Поло, отчеты о миссиях на Восток Плано да Карпини, Виллема Рубрука и др.), и особенно интенсивно развивается в эпоху Великих географических открытий 15-16 века: сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Х.Колумба, письма Америго Веспуччи, дневник А.Пигафетты, спутника Магеллана, «Описание путешествия в Московию…» Адама Олеария (17 век) и др.
Во многом аналогично складывается история жанра в литературах стран древнего и средневекового Востока: сочинения Чжан Цяня (2 век до н.э.), Сулеймана из Басры (9 век), Ибн Маджида - лоцмана Васко да Гамы (16 век). В арабской литературе памятники этого жанра - «Развлечение истомленного в странствии по областям» (аль-Идриси, 12 век), «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» Ибн Баттуты (14 век). Разнообразны описания морских и сухопутных экспедиций 17-18 века (Р.Ла Саля, Дж.Кука, Л.де Бугенвиля, Ж.Ф.Лаперуза, В.И.Беринга и др.); пользуются читательским успехом путешествия с авантюрным сюжетом - сочинения о пиратских плаваниях (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира). Популярность реальных путешествий (записки путешественников начинают систематически печататься с середины 16 века) расширяет обращение художественной литературы к их содержанию и сюжетно-композиционным приемам: плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л.Камоэнса «Лузиады» (1572), тема путешествий и географических открытий служит основой произведения Ф.Рабле. Философский и социально-утопический роман 16-17 веков строится в виде путевых записок или воспоминаний об удивительных странах (Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Сирано де Бержерак).
В 18 веке сложился просветительский роман-путешествие, вобравший в себя черты авантюрного, философского, психологического, нравоописательного романов на жанровой основе путевых записок: «Робинзон Крузо» (1719) Д. Дефо, «Путешествие Гулливера» (1726) Дж.Свифта, «Приключения Родерика Рэндома» (1748) и «Приключения Перигрина Пикля» (1751) Т.Смоллетта, «Подземное странствие Нильса Клима» (1741) Л.Хольберга. В рамках литературных направлений и школ 18-19 веков формируется жанр писательского «путевого очерка». Наряду с автобиографическим или литературным героем-путешественником, помещенным в реальные географические координаты, когда повествование подчинено, в сущности, той же эпической закономерности, что и течение человеческой жизни, в литературе путешествий возникает субъективная игра с пространством, пародийное переосмысление мотива реального странствия: «Сентиментальное путешествие» (1768) Л.Стерна, так называемое «путешествия воображения» (Ксавье де Местр, А.Ф.Вельтман). Путешествие по родной стране, знакомому, привычному миру открывает возможность для решения масштабных публицистических задач («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790, А.Н.Радищева; в 19 веке эту линию продолжат путевые очерки Г.Гейне). Сильное и длительное влияние на развитие жанра оказали «Итальянское путешествие» (1816-29) И.В.Гёте, «Письма русского путешественника» (1791-95; полное издание 1801) Н.М.Карамзина. Расцвет литературы путешествий в России (конец 18 - первая половина 19 века), когда путешествие из периферийной области литературы превращается в полноправный литературный жанр («Путешествие в Арзрум», 1835, А.С.Пушкина; «Тарантас», 1840, В.А.Соллогуба; «Фрегат «Паллада», 1855-57, И.А.Гончарова; формой путешествия воспользовался и Н.В.Гоголь в своей поэме «Мертвые души», 1842, и, отчасти, М.Ю.Лермонтов в «Герое нашего времени», 1839-40), был вызван общими задачами, стоящими перед молодой русской прозой, в частности, проблемой создания большой повествовательной формы. Путевой очерк романтиков культивирует интерес к экзотическим, «окраинным» темам, что нашло отражение в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» (1809-18) Дж.Байрона, «Моби Дике» (1851) Г.Мелвилла, в сочинениях неоромантиков Р.Стивенсона, Г.Р.Хаггарда. Разнообразны формы путевого очерка в литературе 19-20 веков («Путешествие ко Святым местам в 1830 г.», 1832, А.Н.Муравьёва; «Письма об Испании», 1847-49, В.П.Боткина; «Остров Сахалин», 1893-94, А.П.Чехова; «Дерсу Узала», 1923, В.К.Арсеньева). Широко используются формы и приемы литературы путешествий в научной фантастике и приключенческой литературе .
Путешествие как литературный жанр
Зинаида Блинова
Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима
Тема: Понятие о путешествии как литературном жанре.
1. Рассказать учащимся об истории развития и особенностях этого литературного жанра.
2. Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях.
3. Определить требования к школьному сочинению о путешествии.
План-конспект
I. Чтение эпиграфа.
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
А.Т. Твардовский
II. Определение жанра.
Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).
III. История жанра.
1. Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.
Миф (фольклор) – тотем (герой) – странствие (испытание).
2. Исторические вехи развития – два плана.
а) Внешний план. Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):
– Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) – о путешествии на Восток, в Китай.
– Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век - об индийских впечатлениях.
– Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы – о культуре о. Пасхи.
б) Внутренний план. При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.
– Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этом произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
– Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтического героя показаны как “бегство” из неволи.
– Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.
3. Литературное путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.
– Сервантес. «Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие.
– В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева.
IV. Многообразие жанровых форм.
1. Собственно путешествие (путевой дневник).
– Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).
2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие.
– Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
– М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
4. Основная часть произведения.
– «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».
– Пушкин. «Путешествие в Арзрум».
6. Свободное повествование.
Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя.
Свобода жанра практически не знает границ, поэтому столь притягательна для авторов и читателей.
V. Основные элементы путешествия.
Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени?
– Маршрут, транспортные средства, дороги;
– пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов;
– люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди;
– сценки;
– вкусовые ощущения.
Как организовать эти элементы?
Каков общий закон использования их?
– Внешние впечатления – чувство, оценка увиденного – общечеловеческий (публицистический) вывод.
Следовательно, литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам.
VI. Чтение отрывков из очерка Пушкина «Путешествие в Арзрум», анализ его с целью выявления элементов путешествия.
Из 1-й главы: от слов “Из Москвы поехал я...” до “...потому что неестественна”.
Маршрут – поездка к Ермилову – внешность генерала в восприятии автора: от “До Ельца дороги ужасны” до “...вершины Кавказской цепи”
Состояние дорог – пейзаж – этнографическая зарисовка калмыцкого быта – пейзаж.
Из 2-й главы: от “Человек мой...” до “...не оставляя по себе следов...”
Пейзаж – встреча с сопровождающими тело убитого Грибоедова – оценка этого события.
Обобщающая беседа.
Какова цель Пушкина в этом очерке?
– Возможно более точно описать увиденное.
Имеет ли очерк публицистическую направленность и в чём она?
– Да, имеет. Автор при описании любого момента, будь это внешность Ермолова, кавказская природа, калмыцкий чай с бараньим жиром или убитый Грибоедов, обязательно выражает своё отношение к нему, своё непосредственное впечатление.
VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирские просёлки».
1. Писатель совершил путешествие по Владимирской области в 1956 году.
2. День одиннадцатый. Юрьев-Польский район и г. Юрьев-Польский.
Пейзаж – воспроизведение записи летописца – заметки о Георгиевском соборе – исторический экскурс о селе Сима – обращение к книге Калачёва о селе Вёска – рассказ о Липецкой битве.
3. Комментарий к обзору: писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом странствующий в своём движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.
VIII. Обобщение по занятию.
Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия?
– Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;
– возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.
Домашнее задание. Написать сочинение о своём путешествии.
Литература по теме
1) Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
2) Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.
3) Развивайте дар слова. Факультативный курс по теории и практике сочинений разных жанров. Пособие для учащихся. М., 1977.
Урок развития речи
в 9-м классе
Тема. Анализ темы сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Собирание материала к сочинению.
Цель. Сделать попытку практического применения знаний о путешествии как литературном жанре.
I. Повторение.
1) К какой группе жанров относится жанр путешествия?
– К разновидности художественно-публицистических жанров.
2) Назовите элементы путешествия. Обязательно ли в художественном произведении использовать все эти элементы?
3) Почему художник слова прибегает к этому жанру?
– По разным причинам. Вероятнее всего, для выражения своей позиции в более яркой и привлекательной для читателя форме.
II. Обсуждение темы «Путешествие по грибоедовской Москве».
А. Определение объёма и содержания темы в соответствии с тезисами.
Первый тезис
Путешествие по грибоедовской Москве – это странствие в её историю.
1) Московская топонимика и маршруты перемещений героев.
Кузнецкий мост, Покровка, Английский клуб, дом московского богача Позднякова с крепостным театром, дом Фамусова.
Кузнецкий мост – улица в центре Москвы, место, откуда шло наибольшее влияние иностранного на московскую дворянскую молодёжь; с Покровки Хлёстова час тащилась до дома Фамусова в центре города; Английский клуб – любимое место встреч влиятельных дворян; крепостной театр Позднякова имел славную и несчастную историю.
2) Картины быта и нравов.
Наряды, моды, причёски, средства передвижения, балы, заседания в клубе, развлечения, обычаи, проблемы карьеры, привычки героев и так далее.
3) Разгадки прототипов.
Московские тузы, племянник Скалозуба, Чацкий, влиятельные дамы, влиятельные лица, формирующие общественное мнение, и его распространители.
Второй тезис
Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума», которые стали нашим путеводителем.
1) Условия сватовства в грибоедовской Москве. Требования к жениху со стороны невесты, родителей, практическая цель ухаживаний. Особенности любовного треугольника, восприятие мужа в качестве пажа, решающая сила дамской власти.
2) “Московские всё” лица на балах и развлечениях. Гости Фамусовых, их одежда, разговоры.
Загорецкий и его дифирамбы талантам посетителей Английского клуба, интересы гостей и хозяев.
3) Сплетня как зеркало убеждений московских бар.
Распоряжения Фамусова Петрушке о записях в календаре, причины сплетен, распространение их, поведение и речи сплетничающих, результат сплетни.
Третий тезис
Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора в комедии «Горе от ума».
1) Московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга. Разница этого восприятия, разная оценка влияний Кузнецкого моста Фамусовым и Чацким, различное отношение к Английскому клубу у Чацкого и Загорецкого.
2) “Визитные карточки” московских знаменитостей, составленные Чацким, Софьей Фамусовой, другими героями.
Кузьма Петрович, Нестор, любитель балета, гости Фамусовых, дамы московского света.
3) Зарисовки быта и нравов Москвы.
История сватовства Чацкого и оценки его как жениха.
Б. Определение вступительной и заключительной частей.
Заключения
К первому тезису:
Большая познавательная ценность путешествия по Москве с “экскурсоводом” Грибоедовым.
Ко второму тезису:
Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.
К третьему тезису:
Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.
Вступления
К первому тезису:
Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.
Ко второму тезису:
Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
К третьему тезису:
Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».
III. Оформление планов к сочинениям.
Первый вариант
1. Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.
2. Путешествие по грибоедовской Москве – это увлекательное странствие в её историю:
– московская топонимика и маршруты экскурсий;
– яркие картины быта и нравов барской Москвы;
– интригующие загадки прототипов.
3. Большая познавательная ценность путешествия по Москве с экскурсоводом Грибоедовым.
Второй вариант
1. Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», своеобразному путеводителю по столице:
– условия сватовства в барской Москве;
– московские лица на балах и развлечениях;
– сплетня как зеркало нравов московских бар.
3. Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.
Третий вариант
1. Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».
2. Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора комедии «Горе от ума»:
– московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга;
– “визитные карточки” московских знаменитостей;
– зарисовки быта и нравов города Москвы.
3. Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.
IV. Словарная работа.
Отбор лексики, речевых оборотов, обязательных для сочинений данного типа. Обдумывание переходов от части к части.
Домашнее задание. Написать сочинение по любому варианту плана.
Литература
1. Вл.Орлов. Грибоедов. Л., 1967.
2. А.Лебедев. Куда влечёт тебя свободный ум. М., 1982.
Примечания
На уроке обдумывания и анализа темы «Путешествие по грибоедовской Москве» ввиду недостатка времени следует ограничиться проработкой одного, выбранного учениками, варианта тезиса. О других учитель может поставить класс в известность, может зачитать свои предложения по их проработке.
Особого внимания перед сочинением о путешествии требует словарная работа. Это слова, наименования, словосочетания, связанные с обозначением предметов путешествия, действий путешественников. Желательно попытаться подобрать как можно больше синонимов.
Урок развития речи в 10-м классе
Тема. Разработка темы сочинения «Путешествие по России с П.И. Чичиковым». Отбор материала.
Цель. Закрепить знания о путешествии как литературном жанре и развить умение писать сочинения такого типа.
I. Повторение.
1. Какие виды путешествий вы можете назвать?
– Реальные, в которых человек действительно перемещается в пространстве;
– книжные, литературные, в которых читатель странствует с автором и его героем.
2. Назовите элементы путешествия и объясните, по какому принципу автор отбирает их при описании путешествия.
3. К какому типу литературных жанров относят путешествие и почему?
– К художественно-публицистическому: описывая путешествие, автор более свободно и открыто выражает свою позицию, чем в обычных художественных произведениях.
II. Обдумывание темы «Путешествие по России с П.И. Чичиковым».
А. Определение объёма темы.
Тему следует раскрыть на большом объёме материала почти всей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» – всё, что связано с описанием поездок Чичикова, его дорожных впечатлений и наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в губернский город NN, его прогулка по городу, чтение газеты, восприятие номера в гостинице, обеда в трактире, его разговоры-расспросы о демографических особенностях края. Материалом к сочинению станет повествование о поездках Чичикова к помещикам и приключениях, что с ним произошли: дорожно-транспортных, авантюрных, комических, сентиментальных, кулинарных и так далее.
Всё это и станет компонентами его путешествия.
В него не войдут, например, «Повесть о капитане Копейкине», рассказ о биографии Чичикова, о торжестве херсонского помещика, авторские отступления, то есть те части текста, в которых не повествуется о перемещениях героя по российским просторам.
Б. Определение содержания темы.
Почему Н.В. Гоголь использовал путешествие Чичикова по России в качестве основы поэмы «Мёртвые души»?
– Именно путешествие героя помогло писателю сделать поэму «Мёртвые души» поэмой – обозрением жизни России XIX века и широко изобразить жизнь всех социальных слоёв в соответствии со своим замыслом.
Путешествие с П.И. Чичиковым по России – это прекрасный способ познания (изучения) жизни России XIX века (николаевской России).
Аргументы.
1. Дорожно-транспортные приключения с Чичиковым на российских дорогах.
2. Редкостные, неповторимые достопримечательности города NN.
3. Разнообразные интерьеры гостиных.
4. Объекты наблюдений героя из окна его кареты.
5. “Говорящие” меню в распоряжении гостя губернии.
6. Достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.
Вывод. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.
В. Вступление.
а) Замысел Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души».
б) Особенность поэмы Гоголя.
Г. Составление и запись плана сочинения.
1. Жанровая особенность поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Путешествие с П.И. Чичиковым по России – прекрасный способ познания жизни николаевской России:
а) дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах;
б) редкостные достопримечательности города NN;
в) разнообразные интерьеры гостиных;
г) объекты наблюдения героя из его кареты;
д) “говорящие” меню в распоряжении гостя губернии;
е) достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.
3. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.
III. Собирание материала к сочинению.
Отбор цитат. Характер комментариев. Переходы между частями текста. Устный вариант отрывка текста по любому из аргументов.
Урок развития речи в 10-м классе
Тема. Обсуждение темы «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями».
Цель. Обобщить знания учащихся о литературном путешествии как жанре, проконтролировать их умение анализировать такие темы и писать по ним сочинения.
I. Повторение.
1. Что означает путешествие как литературный жанр?
– Литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам и обладает богатыми возможностями для глубокого, яркого и точного выражения замысла автора, для большей художественной, читательской привлекательности произведения.
2. Являются ли многочисленные элементы путешествия обязательными для автора?
II. Вопросы для беседы.
1) Перечитайте формулировку темы и объясните, чего она от вас требует.
– «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями».
Тема требует:
а) показать поиск;
б) как шёл этот поиск;
в) где и среди кого искали счастливого;
г) как оценивали “счастье” претендентов;
д) как они (претенденты) сами понимали счастье.
– Тема называет жанр сочинения – это путешествие, значит, потребуется отобрать его наиболее яркие элементы из поэмы Некрасова.
– Тема напоминает нам, что ходили именно мужики-правдоискатели и искали счастливого со своих позиций, следовательно, весь материал поэмы надо будет рассматривать их глазами.
– Тема указывает, что и поиск, и хождение мужиков организовал автор – Некрасов, значит, следует выявить его позицию.
2) Какой вывод из анализа формулировки темы нужен?
– В формулировке темы нет ни одного лишнего слова. Каждое из них означает ёмкое понятие, которое надо и растолковать, и учитывать в согласовании с другими понятиями.
3) Содержит ли формулировка готовый тезис для сочинения? И как нам далее действовать?
– Нет. Значит, нужно провести логические операции для его выявления: поставить вопрос, ответить на него, из ответа сформулировать тезис.
4) Какие вопросы содержатся, по-вашему, в формулировке?
– Зачем Некрасов “организует” поиск счастливого мужиками-правдоискателями?
– Как читатели относятся к такому поиску-хождению?
– Нашли ли счастливого крестьяне Некрасова?
5) Какой из этих вопросов может дать нам наиболее интересный тезис, а значит, наиболее удачный поворот в раскрытии темы, полноценное сочинение?
– Например, второй.
6) Попробуем ответить на него.
– нам нравится...;
– описание этого хождения производит на нас сильное (яркое, незабываемое, необычное, странное) впечатление, потому что автору удалось как бы провести и нас по Руси.
7) Попытаемся сформулировать из ответов тезис, используя наиболее подходящие формулировки, и согласовать их с остальными словами темы.
Возможен такой вариант первого тезиса:
– яркие впечатления читателей от совместного хождения с некрасовскими правдоискателями в поисках счастливого в России шестидесятых годов XIX века.
8) А как ответили бы вы на первый вопрос?
– Некрасову так удобнее, легче показать широко жизнь России после реформы.
– Поэт может без усилий и натяжек “организовать” встречу пешеходов с людьми всех социальных слоёв России и познакомиться с распространённым мнением о счастье.
9) Значит, для поэта путешествие – это удобная форма, прекрасная возможность для чего-то?
– Да, для выражения его собственных мыслей, личного мнения, замысла.
10) Сформулируем же из ответов на первый вопрос второй тезис.
– Хождение крестьян-правдоискателей по России в поисках счастливого – это возможность показать широко жизнь России после реформ и решить проблему счастья.
11) Итак, два тезиса, значит, два разных сочинения, так как, используя один и тот же материал, мы будем рассматривать его с разных позиций.
По отношению к первому тезису мы занимаем такую позицию: наша задача – показать яркие впечатления от...
12) Будут ли общие моменты в этих разных сочинениях? Какие?
– Да, будут; это элементы путешествия: дорога, география хождений, достопримечательности, люди, встречи со “счастливыми” и так далее.
13) Подберём аргументы к первому тезису.
1. Образная точная топонимика “счастливых местечек” России.
2. Природно-погодный календарь хождения.
3. Живописные достопримечательности русских селений.
4. Незабываемые встречи со “счастливыми”:
а) общее народное “счастье” на “ярмонке”;
б) исповедь счастливой “губернаторши”;
в) жалобы помещика на утрату счастья.
14) Можем ли мы использовать эти аргументы в доказательстве второго тезиса?
– Конечно. Только, вероятно, следует откорректировать формулировки.
1. Отражение жизни народа в географических названиях “счастливых местечек” России.
2. Наблюдение природно-погодных условий глазами крестьян-путников.
3. Изображение условий жизни народа через обрисовку достопримечательностей селений.
4. Организация встреч путешественников с очень широким кругом жителей России:
а) сцены общего народного “счастья” на “ярмонке”;
б) знакомство со счастливой “губернаторшей” и её исповедь;
в) выслушивание жалоб помещика на утрату счастья и народных легенд;
г) наблюдение за деревней Вахлаки.
5. Отрицательный результат хождений мужиков (возможно, в заключении).
Вывод. Следовательно, получится два разных текста.
15) Продумать наиболее логически точные заключительные и вступительные части.
Заключения
К первому тезису:
Художественный талант Некрасова.
Ко второму тезису:
Мнение Некрасова о состоянии России после реформ и о человеческом счастье.
Вступления
К первому тезису:
Пристальное внимание Некрасова к форме своей поэмы.
III. Материалы к сочинению.
Попытки составления устных вариантов текстов по одному из аргументов – похожему – двух разных тезисов.
IV. Обобщение.
Домашнее задание. Написать сочинение.
Список литературы
Подписывайтесь на наш анимационный YouTube канал про сторителлинг и видеомаркетинг.
Представляем вольный перевод статьи Ffion Lindsay .
Построение сюжета — сложная задача даже для опытных сценаристов. Кажется, что вариантов бесконечное количество. А что, если в основе всех историй лежит только 7 универсальных сюжетов? Если найденный однажды правильный сюжет, может раз за разом увлекать ваших зрителей?
- Рассказ о следовании к цели, несмотря на все трудности встречающиеся на пути.
- Обсуждение жизненных уроков, чему учит преодоление препятствий.
- Демонстрация того, как вы, ваша команда или компания стали сильнее благодаря преодолению трудностей.
Из грязи в князи
Герой — скромный, возможно униженный, вдруг получает желаемое; деньги, власть, любовь, но вскоре вынужден расстаться с тем, что приобрёл, чтобы обрести снова, но уже через преодоление трудностей, в борьбе за своё счастье.
Обычно герой «откусывает больше, чем может съесть», не справляется со своим успехом, т.к. не готов ещё к нему. Он должен вырасти как личность и добиться желаемого сам.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о важности учиться на своих ошибках и приобретать счастье через преодоление трудностей.
- Обсуждение умения рисковать и принимать неудачи.
- Демонстрация того, как герой заслужил свой успех.
Путешествие и возвращение
Главный герой попадает в незнакомое место, встречается с новыми персонажами и преодолевает трудности, пытаясь вернуться домой. Приобретённые в этом путешествии друзья и накопленная, благодаря преодолению препятствий — мудрость, позволяют ему найти путь домой.
Этот сюжет распространён в детской литературе, довольно часто можно увидеть рассказ, о том, как герой попадает в сказочную страну и путешествует по ней, участвуя в различных приключениях.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о пользе открытости новому опыту.
- Рассказ, о том, чему герой научился в своём путешествии, как изменился.
- Демонстрация силы дружбы.
Приключение (Квест)
Герой отправляется на поиски конкретного приза, подвергаясь на своём пути различным искушениям и испытаниям. Чтобы достичь цели, он должен будет преодолеть все свои недостатки, возможно ему придётся столкнуться со своими страхами и прошлым.
Герой, чаще всего, сопровождается группой друзей, которые дополняют его своими навыками, поддерживают на пути и помогают достичь цели.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о важности придерживаться своих убеждений.
- Если нужно показать как, стараясь преуспеть, герой эмоционально растет.
- Демонстация силы командной работы.
Комедия
Комедия — это беззаботная история, в центре которой часто бывает некая путаница, недопонимание, которые приводят к конфликту, но в конце все благополучно разрешается и возвращается на свои места.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о начале трудностей партнёрских отношений — романтических, дружеских или деловых.
- Обсуждение того, какой опыт получил ваш герой в сложившейся сложной ситуации.
- Демонстрация того, как обе стороны начинают принимать и поддерживать друг друга.
Трагедия
Главным героем выступает негативная или неприятная личность, часто злодей и нам рассказывается история его падения.
Иногда злодей начинает каяться, обычно к концу истории, но часто для него бывает слишком поздно. И он, в любом случае, погибает или оказывается побежденным. Падение отрицательного героя позволяет положительным участникам истории процветать.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Использование сильного, принципиального характера для освещения проблем в обществе.
- Сопоставление своих собственных принципов с принципами отрицательного персонажа.
- Демонстрация того, как не нужно поступать, мы можем учиться на ошибках отрицательного героя.
Перерождение
Главный герой — отрицательный персонаж, который, по ходу истории, осознаёт свои ошибки и искупает их.
Обычно, в сюжете появляется персонаж, который помогает отрицательному герою совершить переход к перерождению (возрождению) своей личности. Часто, таким побудительным фактором выступает любовный интерес героя к одному из персонажей или появление ребенка и привязанности героя к нему. Их задача показать герою его извращенное мировоззрение и открыть ему глаза на истинную суть вещей.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о поучительном опыте.
- Когда нужно показать важность наличия поддержки со стороны близких.
- Демонстрация того, что каждый человек может измениться к лучшему.
Все эти типы сюжетов имеют аналоги, в которых счастливый конец изменяется и история заканчивается мрачно. Исключение из этого — трагедия, концовка которой, по умолчанию, не подразумевается счастливой.
Конечно эти типы сюжетов, не истина в последней инстанции. Если у вас есть идея, которая не соответствует этим типам сюжетов, или же сочетает несколько из них — здорово! Но, надеюсь, это краткое руководство помогло вам выбрать тип сюжета, который лучше всего сможет раскрыть ваш замысел и донести ваше сообщение.
Перевод — студии видеодизайна «Тут инфографика»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях
Приключенческую литературу любят все: дети и взрослые. Хотя, правды ради, следует сказать, что
некоторые (дети и взрослые) такую литературу не любят вообще. Вот так по-разному все мы устроены.
Приключенческая литература – один из жанров художественной прозы, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях.
Приключенческая литература отличается рядом признаков.
Признаки приключенческой литературы
1) Динамично развивающийся сюжет. Сюжет – это ряд последовательных событий, изложенных в повествовании. Сюжет – основа приключенческого произведения. Он может быть достаточно сложным, запутанным – тем интереснее читателю его распутывать. Главная интрига всегда осложняется побочными происшествиями. По этой причине иногда содержание приключенческого повествования рассказать бывает очень сложно.
2) Острота ситуаций, описанных в произведении. Иногда дух захватывает от поступков героев.
3) Накал эмоций. Читатель остро переживает события, описанные в произведении. Можно даже сказать, что он при чтении иногда ощущает себя действующим лицом. Или же остро сострадает героям.
4) В приключенческом произведении всегда присутствуют мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п.
Жанры приключенческой литературы
Внутри приключенческой литературы выделяются несколько устойчивых жанров. Например, детективы
. Основное содержание детективов – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Эдгар По, Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Уилки Коллинз, Жорж Сименон и др. Сейчас популярны детективы Дарьи Донцовой, Стивена Кинга, Бориса Акунина, Хейдли Чейза, Александры Марининой и др.
Иногда детективные романы и рассказы создаются с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Агаты Кристи и др.). Обычно весь сюжет посвящён поиску преступника (этим и поддерживается интерес читателя), а имя его обычно узнаётся в самом конце.
Другой устойчивый жанр приключенческой литературы – приключенческая фантастика
, рассказывающая о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может происходить на других планетах, в прошлом или будущем. В таких произведениях действующими лицами могут быть инопланетяне, сказочные существа. Известные авторы фантастики – Герберт Уэллс, Рой Брэдбери, Станислав Лем, Кир Булычёв, А. и Б. Стругацкие.
Не менее известна историческая приключенческая литература
, которая рассказывает о прошлой эпохе, при этом стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали Вальтер Скотт, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго. В исторических приключенческих романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются персонажами исторической литературы .
Ещё один жанр приключенческой литературы – путешествия в экзотические страны
, знакомство с народами и племенами этих стран, природой. Такими путешествиями наполнены романы Фенимора Купера, Джека Лондона, Роберта Льюиса Стивенсона, Жюля Верна, Томаса Майн Рида, Джона Конрада, Генри Райдера Хаггарда.
К приключенческой литературе относятся также произведения занимательного сюжета
, с оригинальными героями и их нестандартными поступками. Например, повести Аркадия Гайдара о приключениях подростков, романы Марка Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне.
Перечислить всех писателей, работавших или работающих в жанре приключенческой литературы, невозможно – их очень много. Любой список будет неполным и субъективным. Но, тем не менее, невозможно не назвать имена русских писателей, на приключенческих произведениях которых воспитывалось уже несколько поколений людей: Александр Грин («Алые паруса» и другие повести и многочисленные рассказы), Вениамин Каверин («Два капитана»), Алексей Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Аркадий Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), Александр Беляев («Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» и др.), Валентин Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.
История приключенческой литературы
Мотивы будущей приключенческой литературы формировались в глубокой древности в пределах других жанров. Ещё в древнегреческой литературе существовали произведения, в которых герой ударялся в бега и претерпевал различные приключения и препятствия: бурю на море, кораблекрушение, нападение пиратов, плен, чудесное спасение и т.д.
Как жанр приключенческий роман сформировался в середине XIX в. Но предпосылки для него существовали уже в конце XVIII в. К этому моменту изменилась и сама литература: на смену классицизму пришёл романтизм, а он уже предполагал в литературном произведении увлекательность, что и является непременным условием приключенческой литературы.
Дальше – больше. Начали развиваться картография, навигация и кораблестроение. Дальние страны сделались более доступными для европейцев и воспринимались уже не как сказочные пространства, а как пространства экзотические, но реальные, хоть и с другой культурой, другими народами. Начались исследования этих стран и их колонизация, что стало важнейшим мотивом приключенческих романов. Золотым веком приключений считается конец XIX-начало XX в.
Почему приключенческая литература так популярна?
Людям всегда хотелось оторваться от обыденности, раздвинуть мир, сделать его более разнообразным: с кипением страстей, с необыкновенными героями – красивыми, благородными, смелыми, всегда отстаивающими идеалы добра и справедливости. Словом, хотелось того, чего так не хватает в обыденной жизни. А мир приключений – к вашим услугам! Всё это вы найдёте в нём с избытком. По этой причине приключенческая литература никогда себя не изживёт.
Кроме того, приключенческая литература познавательна, а её герои часто служат примером мужества, честности, справедливости и нравственной высоты, а это всегда привлекает.
Описания путешествий известны с незапамятных времен. Это были рассказы о неведомых землях и народах, о приключениях и опасностях, выпавших на долю путешественника. Так, например, сын венецианского купца Марко Поло в своей «Книге» (1298) поведал европейцам о путешествиях на Восток, о своей жизни в Китае, а русский купец из Твери Афанасий Никитин в «Хожении за три моря» - о диковинной Индии XV в. В наши дни «Путешествие на «Кон‑Тики» Т. Хейердала открыло современному человечеству древнюю культуру острова Пасхи, а «Дорога в космос» Ю. А. Гагарина позволила увидеть земной шар с орбиты космического корабля.
Корни многих литературных путешествий следует искать в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него важнейшим испытанием.
Литературное путешествие многолико. Оно выступает и как особый жанр (например, «Одиссея» Гомера, древнерусские «хожения»), и как разновидность поэмы, очерка, романа («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена), и как составная часть произведения («Путешествие Онегина» в романе Пушкина). Чаще всего путешествие становится композиционной основой литературного произведения, так как дает автору полную свободу для развертывания и связи событий.
Одним из древнейших мифологических и фольклорных сюжетов является путешествие в царство мертвых: Орфей ищет там умершую Евридику, Иван‑царевич - похищенную Василису Премудрую, в вавилонском эпосе Гильгамеш отправляется в подземный мир на поиски человеческого бессмертия, герой «Калевалы» Вяйнямейнен похищает в ином мире мельницу счастья и изобилия Сампо. В античной и средневековой литературе такое путешествие становится сюжетной и композиционной основой великих произведений - «Энеиды» Вергилия (I в. до н. э.) и «Божественной комедии» Данте (1307–1321). Плодотворной для литературы оказалась и фольклорная традиция веселого карнавального путешествия по преисподней, которое дается в четвертой книге знаменитого французского романа эпохи Возрождения «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле.
Важную роль в истории литературного путешествия сыграл перенос внимания читателя с внешнего плана на внутренний - на чувства и переживания путешествующего героя. У истоков этого поворота стоит «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» английского писателя XVIII в. Л. Стерна, вызвавшее к жизни целую литературу сентиментальных путешествий, для которых маршрут путешествия уже не имел существенного значения: странствовать можно было, не выходя из своей комнаты, волей воображения и при помощи географической карты. Сентиментальные путешествия в конце XVIII - начале XIX в. становятся объектом пародии, что свидетельствует о расцвете и популярности жанра: так, безымянное «Путешествие моего двоюродного братца в карманы» (1803) описывает содержимое карманов. Один остроумный человек насчитал в это время 506 поводов для странствий.
В русской литературе конца XVIII в. опыт сентиментального путешествия вошел в преображенном виде в «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина с их глубокими раздумьями о месте России в европейской истории и культуре. Он отразился и в выдающемся памятнике русской художественной публицистики - «Путешествии из Петербурга в Москву» писателя-революционера А. Н. Радищева, нарисовавшего страшные картины российской действительности и открыто выступившего против самодержавия и крепостничества.
Писатели-романтики XIX в. культивируют форму лирического путешествия, тему «духовного скитания» романтического героя (характерный пример - «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона). Путешествие для романтиков с их культом свободы есть проявление простейшего из человеческих прав - права на передвижение в противоположность узничеству. Не случайно излюбленным мотивом романтической поэмы становится бегство из неволи («Братья разбойники» А. С. Пушкина, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова) .
Трудно переоценить место путешествия в истории становления и развития жанра романа. Мотив странствия становится организующей идеей романа, одним из ведущих способов испытания и раскрытия характера героя (от «Золотого осла» Апулея до «Плахи» Ч. Айтматова).
В психологическом романе путешествие воплощает идею духовного поиска, особенно важную для так называемого романа воспитания («Годы странствий Вильгельма Мейстера» И. В. Гёте). Путешествие героя в романе имеет еще одно метафорическое значение - оно выступает как школа жизни. Странствия и испытания романного героя обычно воплощают сущность его жизненного пути, его судьбы («История Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга, перемещение героя из провинции в столицу в романах Стендаля и О. де Бальзака). Возможна и замена перемещения в пространстве путешествием во времени. Этот вид литературного путешествия наиболее активно разрабатывают писатели-фантасты («Машина времени» Г. Дж. Уэллса, «И грянул гром» Р. Брэдбери и др.).
Путешествие - вечно живое, незастывающее литературное явление. Почти каждое известное литературное путешествие рано или поздно становится объектом пародии. Рабле пародирует Данте, Сервантес - рыцарское путешествие, Стерн - путешествия писателей-просветителей, а «Странник» А. Ф. Вельтмана - сентиментальные путешествия. Литературный путешественник волен выбирать любой способ передвижения - от старого плота (Гек Финн) до пушечного ядра (барон Мюнхгаузен).
Сложилась характерная метафора: чтение - это путешествие. Читатель как бы странствует вместе с героем, проходит с ним школу жизни.
Путешествие - жанр, позволяющий включить в повествование письмо и дневник, сентиментальную повесть и автобиографию, любовную новеллу и нравоучительную проповедь, свободно чередуя их, как бы имитируя естественное, неорганизованное течение самой жизни. В этой свободе жанра, практически не знающей границ, заключена его притягательность для литературы древней и новой.