Период возрождения в европейской истории. Годы эпохи Возрождения и понятие

Н.А.Фигуровский, "Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в." Издательство "Наука", Москва, 1969 г.
OCR сайт

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ

Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII вв. повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни европейских народов. В XVI в. в Европе началось объединение мелких феодальных княжеств, возникли крупные самостоятельные государства (Англия, Франция и Испания). На территории современных Германии и Италии образовалось несколько республик и княжеств.
В процессе слияния мелких феодальных владений отчетливо проявилась тенденция объединенных государств к эмансипации от политической власти папства. В XIII в. римско-католическая церковь представляла собой огромное общеевропейское «государство над государствами». Папы активно вмешивались в дела управления европейскими государствами, ставили и короновали королей, отстраняли неугодных им королей и даже императоров. Через свою систему централизованного духовного управления Ватикан выкачивал из стран Западной Европы огромные средства.
Беззастенчивое корыстолюбие высшего духовенства римско-католической церкви, роскошная жизнь пап и кардиналов вызывали стихийные протесты среди верующих и низшего духовенства. В различных странах Европы возникло движение так называемой реформации (изменения в церковном управлении), вспыхнул ряд восстаний против засилия пап (индульгенции), епископов и монастырей. В начале XV столетия в Чехии началось знаменитое восстание против власти Ватикана под руководством Яна Гуса - видного проповедника, профессора и ректора Пражского университета (основан Карлом IV в 1349 г.).
В обстановке всеобщего возмущения корыстолюбием римско-католического духовенства в различных странах Европы стали открыто высказываться сомнения не только в законности светской власти пап, но и в справедливости некоторых религиозных догматов и схоластической философии, составляющих идейные основы католицизма. Неудовлетворенность религиозной схоластикой, поиски новых путей для решения мировоззренческих вопросов значительно оживили умственную жизнь Европы.
В образованной среде европейского общества возник интерес к сочинениям античных греческих и римских «языческих» философов и писателей, сочинения которых были запрещены церковью. В богатых итальянских республиках - Флоренции, Венеции, Генуе, а также в самом Риме образовались кружки любителей античной литературы. Появились многочисленные списки с сочинений древних авторов. Интерес к древним образцам литературного творчества распространился вскоре на область искусства, архитектуры и философии. В Европе началась эпоха Возрождения античной литературы, искусства и архитектуры (Ренессанс), ознаменовавшая собой начало нового времени в социальной истории.
На основе непревзойденных образцов литературного творчества античных греческих и римских авторов возникло новое направление в ораторском искусстве и литературе, так называемый гуманизм (humanitas - «совершенство человека»). Появились писатели и поэты нового типа, такие, как Данте (1265-1321), Петрарка (1304-1374), Боккаччо (1313-1375) и др.
В дальнейшем новые веяния особенно ярко сказались в искусстве и архитектуре. Возвращение к образцам античных строителей и ваятелей вдохновило великих художников эпохи Возрождения -- Леонардо да Винчи (1452-1519), Микельанжело (1475- 1564), Рафаэля (1483-1520), Дюрера (1471-1528), Тициана (1477-1576) и др. Появились замечательные архитектурные сооружения, особенно в Италии.
Важнейшим достижением в истории культуры в эпоху Возрождения явилось изобретение книгопечатания (1440). До середины XV в. в ходу были лишь рукописные книги. Они обращались в небольшом числе списков и стоили весьма дорого. Введение книгопечатания дало возможность размножать книги в большом числе экземпляров, что в высшей степени способствовало распространению знаний.
В эпоху Возрождения были сделаны великие географические открытия. Еще в конце XIII в. Марко Поло (1254-1324) совершил путешествие через страны Ближней Азии в Китай, причем провел в азиатских странах более 20 лет. Описание его путешествия оказало большое влияние на последующие поколения географов-путешественников, искавших дорогу в сказочную Индию. В XIV и XV вв. португальцами и испанцами предпринималось много дальних морских экспедиций. Васко да Гама (1469-1524) в конце XV в., обогнув с юга Африку, открыл морской путь в Индию, сделав одновременно много важных географических открытий. Христофор Колумб (1450-1506) в конце XV в. пересек Атлантический океан и открыл Вест-Индию, а затем Южную Америку. Магеллан (1480-1521) совершил первое морское кругосветное путешествие.
В области естественных наук эпоха Возрождения ознаменовалась появлением ряда ученых-новаторов, впервые своими трудами поколебавших основы перипатетической и схоластической философии. В 1542 г. Николай Коперник (1473-1543) ниспроверг старую, поддерживавшуюся авторитетом церкви, геоцентрическую систему Птолемея (II в), и развил новую гелиоцентрическую систему. Дальнейшее развитие учение Коперника получило в открытиях Галилео Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (1571-1630), заложивших основы теоретической астрономии. Заметных успехов в эту эпоху достигли механика, математика и другие науки.
Движущими силами крупнейших научных открытий и достижений эпохи Возрождения были глубокие преобразования в характере и масштабах производства. Уже в XV в. начался процесс перехода от ремесленных способов производства, характерных для эпохи феодализма, к мануфактуре. Этот процесс, ознаменовавший собой начало капиталистической системы производства, вызвал глубокие социально-экономические изменения в жизни общества.
Все новые экономические, политические и социальные явления эпохи Возрождения привели к формированию нового буржуазного мировоззрения, отвергавшего религиозную схоластику прошлых веков. Возникновение элементов нового мировоззрения оказало благотворное влияние на развитие естественных наук и, в частности, химии. Характеризуя этот важный в истории культуры и науки период, Ф. Энгельс писал, что это была эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем, чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными».
Одним из крупнейших представителей науки и искусства эпохи Возрождения был итальянец Леонардо да Винчи. Будучи замечательным механиком, математиком, инженером-конструктором, анатомом и художником, Леонардо да Винчи интересовался и некоторыми вопросами химии. Он сам, например, изобретал и готовил краски для своих картин. В его взглядах отразились новые веяния эпохи Возрождения. Вот что пишет Леонардо да Винчи о роли воздуха в процессе горения: «Огонь-стихия непрерывно уничтожает воздух, частично его питающий. И он оказался бы в соприкосновении с пустотой, если бы притекающий воздух не приходил на помощь, заполняя ее».
Подобные новаторские мысли, как будет видно, характерны для многих химиков эпохи Возрождения.

XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел.

Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.

Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.

Для литературы Возрождения характерны гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения" (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью человека и его поступков.


В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге "Утопия". Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ("Опыты") и Эразм Роттердамский ("Похвала глупости").

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон".

В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым.

Наиболее ярко мир человека эпохи Возрождения представлен в Сикстинской капелле Ватикана, расписанной Микеланджело. Библейские сюжеты образуют свод капеллы. Основной их мотив – сотворение мира и человека. Эти фрески полны величия и нежности. На алтарной стене находится фреска "Страшный суд" , которая была создана в 1537–1541 гг. Здесь уже Микеланджело видит в человеке не "венец творения", а Христос представлен гневным и карающим. Потолок и алтарная стена Сикстинской капеллы представляют собой столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла и трагизма осуществления. "Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

Ренессанс (франц. Renaissance), - термин, принятый в научной лит-ре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы (в Италии - 14-16 вв., в др. странах - кон. 15-16 вв.), обусловленного зарождением капиталистич. отношений. История термина "В." и разработка проблем В. в историографии. Термин "В." ведет свое происхождение от самих идеологов нарождавшегося нового класса - буржуазии, утверждавших, что весь историч. период от падения Рим. империи до появления нового мировоззрения был временем упадка великой антич. культуры, к-рую теперь они вновь восстанавливали ("возрождали"). Идеологи В. резко выступали против схоластич. учености с ее зависимостью от религ. авторитетов, за свободу исследования природы, против условного, церк.-средневекового, связанного с визант. традициями изобразит. иск-ва - за возвращение к иск-ву античному, потому что последнее было "естественным", близким к природе. Т. о., представление о В. имеется уже у деятелей этой эпохи, наиболее отчетливо - у итал. живописца и историка иск-ва Дж. Вазари (1511-74) в "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550, рус. пер., т. 1-2, М.-Л., 1933). Он впервые употребил и термин "rinascit?" - "возрождение", обозначающий у него всестороннее развитие нового иск-ва, базирующегося на изучении природы. Не только художники, но и писатели и философы эпохи В. - т. н. гуманисты (так они себя называли за то, что вместо ср.-век. сосредоточения внимания на боге (divina studia) они поставили в центре своего мировоззрения человека - homo (отсюда - humana studia)) отлично понимали, что они и их деятельность открывали новую эпоху. Лоренцо Валла говорил, что в его время лит-ра и родств. ей иск-ва (живопись, скульптура и архитектура) "поднялись и вновь возродились", а Марсилио Фичино, много способствовавший изучению Платона, писал о своем времени: "Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам, до того почти униженным: грамматике, красноречию, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. И все это во Флоренции" (цит. по кн.: "Из истории социально-политических идей", 1955 с. 135-36). Если у гуманистов термин "В." еще не получил четкого выражения, то в соч. конца 17 - нач. 18 вв. он встречается более определенным. Наиболее полно содержание понятия "Ренессанс литературы" раскрывается в "Историч. и критич. словаре" П. Бейля (1695-97). Гуманизм В. он трактовал как просвещенный протест против ср.-век. варварства, как иррелигиозное движение; В. лит-ры в Италии Бейль связывал с появлением греч.-византийских эмигрантов после взятия Константинополя турками. Эта концепция получила широкое распространение в 18 в., в эпоху Просвещения. Деятели Просвещения как идеологи буржуазии, шедшей на революц. штурм феодализма, и непосредственные преемники гуманистов 16 в. развивали дальше понятие В. Вольтер связывал В. с хоз. подъемом и богатством итал. городов и видел в нем "прогресс человеческого разума", пришедший на смену варварству и невежеству средневековья. Бурж. наука 19 в. попыталась уточнить понятие В., распространив его на различные стороны культурной жизни, и определить характерные черты культуры В., в отличие от культуры средневековья. Она поставила (хотя и не разрешила) проблему взаимоотношения двух наиболее важных явлений, стоящих на грани ср. веков и нового времени: В. и Реформации. Ж. Мишле в 7-й части "Истории Франции" - "Возрождение" ("La Renaissance", 1855), придал понятию В. смысл переворота в мировоззрении. Мишле, продолжая традиции Просвещения, смотрел на В., как на свет, брошенный во мрак варварского средневековья. В., по Мишле, - это одна сторона в процессе общего прогресса, начавшего свое победоносное шествие пробуждением человеч. духа от суеверий и гнета католич. церкви и феодализма. 16 в. дал человечеству два открытия: "открытие Мира" и "открытие Человека". Под последним Мишле подразумевал рождение самосознания человека как личности. Мишле был первым, кто утверждал, что В. и Реформация - явления одного порядка, что это утренняя заря тех идеалов, которые позже в окончат. виде были даны Просвещением. Я. Буркхардт, наиболее глубокий из бурж. историков В., подхватил лозунги, провозглашенные Мишле ("открытие Мира", "открытие Человека"), но дал им иное толкование. Книга Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860) имела огромный успех, была переведена на мн. яз., в т. ч. и на русский (т. 1-2, 1904-06). Осн. идея работы - выведение всей культуры В. из индивидуалистич. мировоззрения "нового человека". На примере итал. тиранов, кондотьеров, дипломатов и придворных Буркхардт рисует "нового человека", считая его отличит. чертами - преследование личных целей, эгоизм. В ср. века обе стороны сознания - знание о внеш. мире и представление о внутр. содержании самого человека, находились как бы под некой пеленой, сотканной из религии, детской наивности и фантазий. В Италии раньше, чем где-либо, эта пелена падает. Пробуждается реалистич. трактовка гос-ва и вообще всех вещей в мире; возникает с полной силой и субъективный элемент: человек становится индивидуумом, осознает себя как личность, стремится всесторонне развиться, проявить себя вовне. В этом причина стремления нового человека к известности и славе. В целом характеристика Буркхардтом духа В.: безграничный индивидуализм, превращающийся подчас в полную аморальность, субъективное отношение к религии (терпимое, скептическое, насмешливое, иногда совершенно отрицательное). Самый факт индивидуализма как осн. признака миросозерцания "нового человека" отмечен Буркхардтом правильно. Он не объяснил, однако, каковы клас. основы индивидуализма в мировоззрении В. и поэтому стал отыскивать "предшественников" В. в крупных и ярко выраженных индивидуальностях средних веков, в результате чего понятие В. как определенной эпохи стало терять свою определенность. У исследователей более позднего времени (нем. - X. Тоде, англ. - У. Патер и др.) в число "предшественников" В. попали и Франциск Ассизский и даже такой религ. мыслитель кон. 12 - нач. 13 вв., как Иоахим Флорский. Для того чтобы покончить со всякой определенностью в понятии В., оставалось лишь оторвать В. от античности и уничтожить его противоположность ср.-век. культуре и иск-ву. Это и было сделано реакц. бурж. историками культуры 19-20 вв. (П. Лаведан (Франция), К. Бурдах (Германия), И. Хейзинга (Нидерланды) и др.). Реакц. бурж. историки 20 в. с их тяготением к восстановлению роли религии, особенно католицизма, всячески подчеркивают религ. черты в идеологии и иск-ве В. (напр., Дж. Тоффанин (Италия), занимающий наиболее реакц. позиции в оценке итал. В., пытался доказать близость и верность гуманистов католич. церкви и объявлял иезуитов прямыми наследниками итал. гуманистов). Т. о., в трактовке В. наглядно проявляется общий упадок совр. бурж. историч. науки. Если бурж. наука эпохи Просвещения подчеркивала "варварство" средневековья и прогрессивное значение В., то реакц. представители бурж. науки эпохи империализма постарались затушевать прогрессивные стороны Ренессанса, смазать остроту перехода от средневековья к В. и даже усомниться в самом существовании В. как особого периода в культурной истории Европы. В то же время в послевоенные годы в бурж. историографии наметилось и прогрессивное направление, представители к-рого (Э. Гарин, Дж. Саитта, У. Дьюрант) стремятся восстановить "права" В., подчеркнуть самостоятельный и передовой характер культуры В. Исследователи-марксисты при решении вопроса о сущности культуры В. исходят из общеметодологич. положений теории марксизма (прежде всего - о базисе и надстройке); отправляются от конкретных высказываний о В. основоположников марксизма. Следуя Ф. Энгельсу, к-рый рассматривал В. как важный прогрессивный этап всей европ. истории, историки-марксисты выдвигают на первый план революц. природу этой эпохи, ее новые, прогрессивные черты. Рассматривая культуру В. как надстройку над определенным базисом, большинство историков-марксистов считает, что осн. идеи и наиболее характерные черты В. представляют собой прежде всего проявление жизнедеятельности только еще зарождавшейся буржуазии (при этом не отрицается большое разнообразие течений в культуре В.). Проблемы В. были предметом неоднократных дискуссий и обсуждений советских историков и искусствоведов (см. "ВИ", 1955, No 2); в центре обсуждения стояли вопросы о клас. корнях и социальной сущности В. Различные точки зрения имеются по вопросам периодизации и конечного рубежа эпохи В. (одни исследователи считают таким рубежом конец 16 в., другие включают в эпоху В. часть 17 в. или даже целиком 17 в.). В сов. историч. лит-ре имеются точки зрения, расширяющие понятие В. территориально и хронологически; напр., Н. И. Конрад говорит об эпохе В. в Китае 8-12 вв. как о движении, близком по содержанию к европейскому В. 15-16 вв. (Н. И. Конрад, "Начало китайского гуманизма", "Сов. востоковедение", 1957, No 3, и др. работы). Нек-рые ученые Арм. ССР И Груз. ССР ставят вопрос о В. как явлении, характерном для ряда стран Востока в 12-13 вв. (В. К. Чалоян, "О вопросе арм. В.", Изв. АН Арм. ССР, 1956, No 4, Обществ. науки - на арм. яз.; Ш. Нуцубидзе, "Руставели и вост. Ренессанс", Тб., 1947, и др.). Однако такое расширительное толкование лишает понятие В. присущей ему конкретности. От В. следует отличать другие, сходные по названию, но иные по своему социальному и идеологич. содержанию явления ("Каролингское возрождение", "Слав. В." кон. 18 - нач. 19 вв.). Важнейшие черты мировоз- зрения эпохи В. Базисом, на к-ром выросла культура В., было городское х-во в тот период, когда оно переходило в капиталистическое, а носителем идеологии В. - бюргерство, перерождавшееся в буржуазию. Эта новая культура возникала в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодализма и вместе с тем - первых движений предпролетариата; в эпоху возникновения нац. государств и подрыва духовной диктатуры католич. церкви - гл. твердыни ср.-век. мировоззрения. Это предопределило революц. характер переворота в области культуры и науки, каким и было В. "И естествознание, развивавшееся в атмосфере этой революции, было насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы... Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера. Это было время, которое французы правильно называли Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно - Реформацией" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 152). Там же Энгельс дает характеристику типичного "нового человека" этой эпохи. Это беспокойный ум, вечно ищущий и дерзающий, предприимчивый и отважный человек, который много путешествовал, знал много языков, интересовался всем и хотел испытать все. Хотя в основе мировоззрения эпохи В. лежала идеология и деятельность только еще нарождавшейся буржуазии (или точнее - ее предшественников), не следует усматривать в различных течениях умственной жизни эпохи В. только отражение идеологии и деятельности буржуазии. Надо иметь в виду, что предшественники буржуазии в своей борьбе с феодализмом и феод. идеологией выступали до известной степени как выразители интересов всего народа - это придавало особое своеобразие культуре и мировоззрению этой переходной, революционной эпохи. Эпоха В. всколыхнула широкие массы, захватила и господств. класс феодалов; она породила ряд течений, к-рые не укладываются в лоно бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопич. социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и начали развиваться подлинно демократич. явления в лит-ре и иск-ве. С другой стороны, новые, ренессансные формы культуры воспринимает феод. аристократия, приспосабливая их к своим интересам. Но, несмотря на большое различие течений и оттенков в культуре В., сущность мировоззрения эпохи В. прежде всего и в конечном счете должна быть понята как мировоззрение буржуазии - только создававшегося и в то время еще революц. класса. Новые лит-ра и иск-во (в чем видели сущность В. его современники) были лишь наиболее заметными проявлениями новой жизни в "прекрасном", но не исчерпывали ее полностью. Новой форме прекрасного соответствовало новое содержание не только в иск-ве. Оно пронизывало все миросозерцание эпохи В. (в т. ч. и религию), и это новое содержание гораздо теснее было связано с реальными запросами новой жизни и нового обществ. класса, чем думали современники. Наиболее общую и наиболее устойчивую черту миросозерцания бурж. об-ва составляет индивидуализм, непосредственно вытекающий из интересов и жизнедеятельности буржуазии. Конкуренция как результат стихийности хоз. жизни требовала от буржуа, вступившего на стезю предпринимательства, огромного напряжения индивидуальных сил, ловкости, предприимчивости и в качестве цели всей его деятельности - стремления к успеху, к-рый выражался в наживе и умножении капитала. Теперь уже не происхождение и не родовитость, т. е. не принадлежность к определенному сословию и корпорации, определяли значение человека в обществе, а личные качества человека и его деятельность, к-рые обеспечивали ему успех, богатство, накопление капитала, становившегося источником невиданного могущества, влияния. Отсюда индивидуализм - как основа бурж. миросозерцания. У гуманистов эпохи В. индивидуалистич. миросозерцание проявилось в идеализированной форме - в подчеркивании ценности человеч. личности как таковой и всего, что с нею связано. Это и было то "открытие Человека", о к-ром говорил Мишле. "О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет", - восклицает итал. гуманист Дж. Пико делла Мирандола в трактате "О достоинстве человека" ("De hominis dignitate"). На первый план впервые выдвигается интерес к человеч. делам, человеч. (а не религ.) точка зрения на все явления жизни, защита человеч. личности. Следующей отличит. чертой нового мировоззрения был интерес к опытной науке в естествознании. Эпоха В. (особенно 16 в.) уже отмечена крупнейшими сдвигами в области естествознания. Зарождавшаяся буржуазия вдвойне была заинтересована в развитии естествознания: как в теоретич. основе для развития производит. сил - пром-сти, техники, так и в качестве идейного оружия для борьбы против господствовавшей феод.-религ. идеологии. Антирелиг., материалистич. по сути, направленность естествознания, восставшего против церкви, придавала ему с самого начала возникновения революц. характер. В эпоху В. были сделаны великие открытия в области астрономии: с гелиоцентрич. теории Н. Коперника (нашедшей защиту и дальнейшее обоснование у Дж. Бруно, И. Кеплера и Г. Галилея) "...начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., Диалектика природы, с. 5). Значит. успехи были достигнуты в области медицины, анатомии (швейц. врач. Ф. Парацельс, анатом А. Везалий, исп. ученый М. Сервет и др.), математики (итал. математик. Дж. Кардано и др.). В связи с успехами горного дела растет запас знаний по геологии и минералогии (работы нем. ученого Г. Агриколы). Великие географические открытия способствовали расширению географич. представлений, накоплению знаний в области ботаники, зоологии и т. д. В тесной связи с развитием науки и всем мировоззрением эпохи В. стоит возникновение реалистич. иск-ва и лит-ры. Это было отраженным в иск-ве классово обусловленным стремлением зарождавшейся буржуазии познать мир таким, каков он есть. Новое отношение к миру в иск-ве было прямо противоположно средневековью, когда основу миросозерцания составляла религия. У художников В. традиц. религ. сюжеты наполнялись глубоко человеч. содержанием. Характерным становится образ реального, земного героя, раскрываемого во всей полноте его живых человеч. свойств. Большое развитие получило иск-во портрета, и это вполне соответствовало индивидуализму бурж. сознания. В области политики новые идеи также отражали прежде всего потребности нового класса. 15-16 вв. были временем возникновения нац. гос-в, пробуждения нац. самосознания, окончат. формирования итал., англ., франц., нем. яз. и нац. лит-р. Этому не противоречит тот факт, что виднейшие гуманисты, такие как И. Рейхлин, Эразм Роттердамский, Г. Бюде и др., были знатоками древних яз. (лат., греч., др.-евр.). Это была группа ученых-филологов, восхищавшихся античностью. Но как только нужно было разрешить какой-либо практич. вопрос и обращаться к массам, прибегали к нац. яз. У. фон Гуттен писал и на нем. яз., и на лат. Трактат Ж. Бодена о государстве (1576) был написан на франц. яз.; политич. и историч. соч. Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини написаны на итал. яз., не говоря уже о художеств. лит-ре и поэзии (16 в. был временем исчезновения латыни в этой сфере культуры). Лит-ра на нац. яз. знаменовала собой рождение новой и широкой потребности в печатном слове (изобретение в сер. 15 в. книгопечатания). Оно давало возможность массам соприкасаться с такими вопросами, к-рые раньше были уделом немногих. Ученость вышла из монастырских келий и университетских корпораций на рыночную площадь. Появляются газеты, создаются обществ. мнение и интеллигенция, формирующая это обществ. мнение. Это обществ. мнение, создававшееся спорадически и раньше в оппозиции к всепроникающей церковности, занялось делами земными, человеческими, и в силу потребностей нового класса старалось рационально обосновать в сфере общего миросозерцания новое обществ. бытие. Индивидуализм и здесь остается главным принципом. Общество перестает в воззрениях гуманистов быть Corpus christianum или сочетанием сословий, корпораций и др. ср.-век. связей, а превращается в сумму индивидов, стремящихся стать равноправными атомами, составляющими некое целое, к-рое существует только как их сумма. Эти представления находят свое завершение в теориях социального атомизма, окончательно сформулированных философами Просвещения. В тесной связи с воззрениями гуманистов на общество находится приверженность большинства из них к сильному и единому гос-ву. И это не случайно. Буржуазия в 16 в. видела в сильной королев. власти гарантию против феод. вольницы былых времен и требовала устами Бодена ограничения власти только в одном отношении: при всех условиях собственность должна оставаться неприкосновенной. Идеологи В., гуманисты, подвергали критике всю систему феод. мировоззрения. Они высмеивали аскетизм, теорию воздержания от всех радостей жизни, проповедуемую католич. церковью, и утверждали право человека на наслаждение; отрицали феод. раздробленность и ставили своим политич. идеалом централизов. монархию; они ратовали за науч. исследование и выступали против схоластики с ее требованием утверждать истину ссылками на авторитеты (Библия и Аристотель) и, наконец, высмеивали ср.-век. искусство. Средневековье было объявлено временем суеверий, невежества, темноты и названо "готическим" (что в те времена было равносильно названию "варварское"); оно, наконец, впервые было названо "средневековьем". С. Д. Сказкин. Москва. Важнейшие проявления куль- туры В. в отдельных странах. В отд. странах В. получило специфич. характер, отразивший особенности их историч. развития; при этом каждая страна внесла свой вклад в культуру В. Лучшие творения этой эпохи вошли в сокровищницу мировой культуры и сохраняют значение классич. наследия и по настоящее время. Начало В. и его наиболее яркий расцвет связан с Италией, самой развитой страной Европы 13-15 вв. Высокий уровень ремесл. произ-ва, интенсивные торг. связи со странами Европы и Азии, раннее возникновение капиталистич. мануфактур (прежде всего во Флоренции), бурная политич. жизнь итал. городов-республик - все это способствовало развитию культуры В. в Италии. Повлияло и то, что в Италии - крупнейшем центре древней цивилизации - больше, чем в др. странах, сохранилось памятников античности. Гуманистич. идеология в Италии находит наиболее яркое выражение в произведениях художников, писателей, поэтов. Реалистич., светские тенденции, опиравшиеся гл. обр. на античную традицию, зародились в Италии еще во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. (т. н. проторенессанс). Его крупным представителем был живописец флорентиец Джотто. Во Флоренции же сложилось творчество Данте Алигьери, автора великой поэмы "Божественная комедия" (1307-21), создателя итал. лит. яз., - этого, по определению Энгельса, "последнего поэта средневековья" и "первого поэта нового времени". Однако черты нового, гуманистич. мировоззрения окончательно складываются в Италии на протяжении 14-15 вв. В 14 в. на 1-й план в качестве носительницы гуманистич. идей выдвигается лит-ра. Первым поэтом-гуманистом был Ф. Петрарка, открывший внутр. мир человека, воспевший красоту человеч. чувств; зачинатель классич. новеллы Дж. Боккаччо с новым, необычным для того времени реализмом воплотил в "Декамероне" (1350-53, рус. пер. 1955) образ предприимчивого, жизнелюбивого человека, выступил против лицемерных предписаний церкви и ср.-век. морали. В 14-15 вв. появилась плеяда блестящих итал. гуманистов - философов, филологов, моралистов, историков, таких как Л. Бруни, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, П. Помпонацци и мн. др. Возникают многочисл. трактаты, возвеличивающие человеч. личность, создаются гуманистич. школы и кружки, где изучаются и обсуждаются вопросы философии, филологии, этики и т. д. Осн. принципы нового реалистич. иск-ва были сформулированы и воплощены в творчестве замечат. флорентийских мастеров 15 в.: Ф. Брунеллески, заложившего основы светской по духу ренессансной арх-ры; Донателло, создавшего в скульптуре героизированные образы, прославляющие творч. мощь человеч. личности; Мазаччо, произведшего подлинную реформу в живописи, создавшего реалистич. Монумент. образы. Идеалы В. ярко проявились также в живописи Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Дж. Беллини и мн. др. замечат. итал. художников. Наивысшей вершины иск-во итал. В. достигло в творчестве гениальных итал. мастеров конца 15-16вв. (времени т. н. "Высокого В." в Италии): Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Д. Браманте, мастеров венецианской школы живописи - Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Я. Тинторетто и др. Реалистич. иск-во В. основывалось на науч. законах анатомии, перспективы, оптики и т. д. Мн. итал. живописцы, скульпторы, архитекторы были одновременно и разносторонними учеными, способствовавшими развитию опытной науки. Наиболее ярким примером разносторонней деятельности человека эпохи В. является творчество Леонардо да Винчи. Развиваются точные и естеств. науки (математик Н. Тарталья, разрабатывавший вопросы баллистики и одновременно с Дж. Кардано - способ решения кубич. уравнений; Б. Евстахио - один из основателей науч. анатомии, и мн. др.). Смелым борцом против схоластики и католицизма был выдающийся итал. мыслитель, последовательно развивавший революц. гелиоцентрич. учение Н. Коперника, - Дж. Бруно (1548-1600). Крупнейшими представителями итал. В., развивавшими обществ.-политич. теории, были Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Т. Кампанелла. Итал. В. сыграло большую роль в распространении культуры В. в др. странах. Ученые, философы, поэты всех стран совершали в Италию паломничества, приобщаясь к новой культуре. Однако основой распространения В. в странах Европы были внутр. социально-экономич. и политич. процессы. Во Франции зарождение бурж. отношений и подъем обществ. движения 1-й пол. 16 в. в период, предшествовавший т. н. религиозным войнам, были социальной основой культуры В.; итальянские походы (см. Итальянские войны 1494-1559), познакомившие французское дворянство с культурой Италии, способствовали распространению новых культурных веяний в этой среде. В 1-й пол. 16 в. нек-рые франц. гуманисты (более умеренное течение) были связаны с идеями церк. реформации (напр., Лефевр д´Этапль, кружок гуманистов при дворе Маргариты Наваррской, отчасти поэт К. Mapo и др.). В 1530 был осн. Коллеж королевских лекторов (позднее - Коллеж де Франс), где изучались древние яз.; во главе его стоял выдающийся ученый Гийом Бюде. Особенно большое значение в 1-й пол. 16 в. имела деятельность радикальных гуманистов - видающегося филолога, типографа Э. Доле, преследовавшегося за передовые, проникнутые вольнодумством идеи и погибшего на костре, Б. Деперье, сатирич. диалоги к-рого ("Кимвал мира", 1537, рус. пер. 1936) отличались резкой антицерк. направленностью, глубокой симпатией к народу. Крупнейшим представителем эпохи В. был Ф. Рабле - создатель глубоко народного по форме и содержанию сатирич. романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1532-64, рус. пер. 1961), в к-ром он открыто осмеивал феод.-аскетич. идеалы, бичевал католич. духовенство, защищал гуманистич. мировоззрение. Большое влияние на развитие франц. нац. поэзии оказала возникшая в 40-х гг. 16 в. лит. группа "Плеяда" во главе с поэтом П. Ронсаром, воспевавшим в своих сонетах силу чувств, радость жизни. Наиболее крупными представителями франц. В. 2-й пол. 16 в. в области обществ. мысли были: Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого нац. гос-ва, М. Монтень, скептицизм к-рого был направлен в первую очередь на разоблачение религ. суеверий и фанатизма и подготовил почву для критич. науч. мышления 17-18 вв. В изобразит. иск-ве и архитектуре эпоха В. во Франции представлена дворцами короля и знати (архитекторы П. Леско, Ф. Делорм и др.), декоративной и портретной скульптурой (Ж. Гужон, Ж. Пилон), живописным и карандашным портретом (Ж. Фуке, семья Клуэ). Глубокий отпечаток на характер культуры В. в Германии наложила острая социально-политич. борьба 1-й пол. 16 в., вылившаяся в Реформацию и Крестьянскую войну 1524-25; именно к этому времени относится расцвет В. в Германии. Хотя такие гуманисты, как И. Рейхлин, глубокий знаток древних яз., или глава сев. гуманизма Эразм Роттердамский (уроженец Голландии, но тесно связанный с герм. В.), отличались крайней умеренностью, академизмом, оторванностью от народных масс, их филологические изыскания, содействовавшие развитию критич. мысли, их критика церк. и политич. порядков феод. об-ва, схоластики (памфлет Эразма Роттердамского "Похвала глупости", 1509, рус. пер. 1960) сыграли крупную роль в подготовке обществ. движения 20-х гг. 16 в. Мн. гуманисты (напр., У. фон Гуттен) оказались в это время в самом центре социально-политич. борьбы. Творчество нем. гуманистов отличалось резкой антипапской, антикатолич. направленностью. Нем. лит-ра носила острообличит. характер. Сатирич. памфлеты, диалоги, направленные против схоластики, мракобесия, паразитизма католич. духовенства, жадности и произвола нем. князей (С. Брант, "Корабль дураков" - "Das Narrenschiff", 1494; памфлеты У. фон Гуттена, анонимные "Письма темных людей", 1515-17, рус. пер. 1935, и др.), стали осн. жанрами герм. гуманистич. лит-ры. С политич. и идеологич. борьбой тесно связано и творчество нем. художников-реалистов эпохи В.: А. Дюрера, Г. Гольбейна, М. Нитхардта (Грюневальда), Л. Кранаха, скульпторов П. Фишера, Т. Рименшнейдера; большое развитие в германском изобразительном иск-ве эпохи В. получила агитац.-сатирич. графика. Изобретение И. Гутенбергом книгопечатания (сер. 15 в.) сыграло исключит. роль в распространении новой культуры, науки, светской лит-ры не только в Германии, но и во всей Европе. В Нидерландах эпоха В. также была временем острой социальной борьбы - гуманистич. культура развивалась здесь накануне и в ходе нидерл. бурж. революции 16 в. и имела в своей направленности мн. общего с германской. И здесь гуманистич. мысль приобрела острую политич. направленность; ее центрами были т. н. риторические общества, устраивавшие диспуты, выпускавшие памфлеты антицерк. и антиправительств. содержания. Нек-рые нидерл. гуманисты (напр., поэт Марникс де Сент-Альдегонд) были активными участниками революции. Большой вклад в развитие европ. реалистич. иск-ва внесли нидерл. живописцы - Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, К. Массейс, Лука Лейденский, П. Брейгель, в творчестве к-рого особенно явственно проявились любовь к народу и его трудовой жизни, черты антифеод. сатиры. Нидерландск. художники эпохи В. своим вниманием к простым людям, бытовой среде, природе подготовили мощный расцвет голл. реализма 17 в. В архитектуре Нидерландов (как и других сев. стран) ренессансные черты проявились не столь отчетливо и последовательно, как и Италии. В Англии рассадником идей В. в нач. 16 в. явился Оксфордский ун-т, с к-рым были тесно связаны и гуманисты континента, особенно Эразм Роттердамский. Защитником гуманистич. системы воспитания, борцом против схоластики выступал Дж. Колет. Крупнейшим представителем оксфордских гуманистов был Томас Мор, создатель знаменитой "Утопии" (1516, рус. пер. 1953), в к-рой нашли выражение как глубокие противоречия начавшейся в Англии эпохи т. н. первоначального накопления, так и предвосхищение будущего коммунистич. строя. Своей вершины англ. В. достигло в творчестве У. Шекспира, отличавшемся могучим реализмом, глубоким проникновением в противоречия складывавшихся обществ. отношений. С именем Шекспира, а также др. представителей англ. В. (драматургов К. Марло, Б. Джонсона и др.) связан расцвет англ. театра кон. 16 - нач. 17 вв., носившего подлинно нар. характер. На развитие культуры В. в Испании наложили отпечаток, с одной стороны, общий подъем в стране во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв., а с другой - засилье католической церкви и инквизиции, поддерживавших испанский абсолютизм, и начавшаяся со 2-й пол. 16 в. общая реакция в стране. В этих условиях борьба за прогрессивные идеалы гуманизма была очень сложной; в целом разрыв с феод.-католич. традицией был здесь менее решительным, чем в нек-рых др. странах. В то же время именно Испания дала таких смелых мыслителей эпохи В., как ученый-естествоиспытатель, вольнодумец и рационалист М. Сервет, погибший на костре, философы-гуманисты Л. Вивес и особенно Х. Уарте (Соч. "Исследование способностей к наукам", 1575, 1594, рус. пер. 1960), обличавшие схоластику, слепую веру в авторитеты, проводившие мысль о необходимости опытного изучения природы, исполненные веры в силу разума, в способность человека познать многообразие окружающего мира. Ведущее положение Испании в Великих географич. открытиях привело к развитию здесь основ новой космографии и навигации, к расширению знаний в обл. ботаники и зоологии. Эпоха В. в Испании отмечена творчеством великого исп. писателя М. Сервантеса, создателя реалистич. романа "Дон Кихот" (1605-15, рус. пер., т. 1-2, 1953-54), глубоко гуманистич., народного, обличающего мракобесие церкви, бесправное положение народа, всякое зло и насилие. "Дон Кихот" - величайшее культурное достижение испанского народа, одно из наиболее выдающихся творений мировой литературы. Ярким выразителем прогрессивных, гуманистических идей стал испанский театр эпохи В., также связанный с именем Сервантеса и других гуманистов и подготовивший расцвет испанской драматургии при Лопе де Вега. Культура В. нашла свое выражение и в славянских странах. Ярко и своеобразно проявились идеи В. в культуре (особенно лит-ре) гор. республики Дубровник (поэты 16 в. Н. Ветранович-Чавчич, М. Марулич, комедиограф М. Држич и др.), являвшейся в это время важнейшим культ. и науч. центром на Балканах. В Польше эпоха В. отмечена рядом крупных имен и прежде всего именем великого польск. ученого, создателя гелиоцентрич. теории - Н. Коперника, учение к-рого положило начало новому периоду в истории астрономии и оказало огромное влияние на все дальнейшее развитие естествознания, свободное от церк. идеологии и средневековой схоластики. В области политических теорий прогрессивную роль сыграла публицистика А. Фрыч-Моджевского; гуманизмом проникнута поэзия Я. Кохановского. Влияние В. заметно и в культуре Чехии 16 в. (поэт Б. Лобковиц, гуманист С. Гелений и др.). Идеи гуманизма прослеживаются в рус. культуре и обществ. мысли 15-17 вв., хотя здесь развитие гуманистич. мысли не было связано с характерной формой В. (см. об этом работы М. П. Алексеева, А. И. Клибанова, указанные ниже). Специфика культуры и идеологии В. - с характерной для нее оптимистич. верой в неограниченные возможности человека, с тяготением к героич. образам, ее стихийной диалектикой в философии, с жизнерадостным свободомыслием и т. д. - была предопределена переходной эпохой от средневековья к новому времени, когда социальные отношения и гос. формы еще не устоялись, все находилось в состоянии брожения. Культура 17 в., когда в экономике наиболее развитых европ. государств уже более определенно выявилось капиталистическое развитие (и присущие ему противоречия), когда в политич. отношении абсолютизм с его гос. регламентацией и опекой достиг своего апогея, а в религ. жизни прочно победила реформация - в одних странах, контрреформация - в других, - многими существенными чертами отличается от культуры В. В этих условиях наступает кризис гуманизма В., рушится оптимистич. вера в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. Но мировоззрение эпохи В., несмотря на всю свою специфику, уже несло в себе те общие черты, к-рые присущи буржуазному мировоззрению, способствуя формированию буржуазного общества. В. оказало влияние на дальнейшее развитие идеологии, науки, лит-ры и иск-ва в странах Зап. и Центр. Европы в 17-18 вв., связанное с утверждением бурж. отношений, и подготовило новую эпоху в идейном развитии - эпоху Просвещения. Лит. (кроме указ. в ст.): Энгельс Ф., Диалектика природы (введение), М., 1955; его же, Анти-Дюринг. М., 1957 (с. 97-100); его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1960 (с. 16); Грамши А., Письма из тюрьмы, Избр. произв., т. 2. М., 1957; его же, Тюремные тетради, там же, т. 3, М., 1959; Губер А. A., Проблема Ренессанса, Уч. зап. МГУ, в. 126, Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947; Лазарев В. Н., Проблема Возрождения в освещении ренессансных писателей и "просветителей", в сб.: Из истории социально-политич. идей..., М., 1955; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Ср. века, 1958, в. 11; Пинский Л., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М.. 1962; Дживелегов А. К., Начало итал. Возрождения, 2 изд., М., (1924); его же, Очерки итал. Возрождения, М., 1929; Алпатов М. В., Итал. искусство эпохи Данте и Джотто..., М.-Л., 1939; Колпинский Ю., Образ человека в искусстве эпохи Возрождения в Италии, М.-Л., 1941; Гуковский М. A., Итал. Возрождение, т. 1-2, Л., 1947-61; Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи - художник, М., 1952; Виппер Б. Р., Борьба течений в итал. искусстве XVI в., М., 1956; Лазарев В. Н., Происхождение итал. Возрождения, т. 1-2, М., 1956-59; Брагина Л. М., О некоторых тенденциях в новейшей зарубежной историографии итальянского Возрождения, в сб.; Ср. века, 1962, в. 22; Корелин М. С., Очерки итал. Возрождения. М., 1896; его же, Ранний итал. гуманизм и его историография, т. 1-3, 2 изд., СПБ, 1914; Фойгт Г., Возрождение классической древности..., пер. с нем., т. 1-2, М., 1884-85; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV в., пер. с фр., СПБ, 1904; Коган-Бернштейн Р. A., Борьба за нац. язык во франц. гуманизме, в сб.: Из истории соц.-политич. идей..., М., 1955; Пуришев В., Очерки немецкой литературы XV - XVII вв., М., 1955; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Голенищев-Кутузов И. Н., Гуманистическое направление в чешской лит-ре 15-16 вв., "ВИМК", 1960, No 2; Алексеев М. П., Явления гуманизма в лит. и публицистике Древней Руси (XVI - XVII вв.), М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., ч. 3, М., 1960; Philippi A., Der Begriff der Renaissance..., Lpz., 1912; Borinski K., Die Weltwiedergeburtsidee in den neueren Zeiten, "Sitzungsberichte der Bayerischen Akad. d. Wissenschaften", M?nch., 1919; Weisbach W., Renaissance als Stilbegriff, "Hist. Zeitschr.", 1919, Bd 120; Burdach K., Reformation, Renaissance, Humanismus, 2 Aufl., В., 1926; Huizinga J., Das Problem der Renaissance, "Wege der Kulturgeschichte". M?nch., 1930, No 46; Lavedan P., Histoire de l´urbanisme. Renaissance et temps modernes. P., 1941; Fubini M., Studi sulla letteratura del Rinascimento, Firenze, (1948); Ferguson W. К., The Renaissance in historical thought. Five centuries of interpretation, Boston, (1948) (имеется обширная библиография); Martin A. W., Soziologie der Renaissance, Frankf./M., 1949; Hexter J. H., The Renaissance again - and again, "The Journal of Modern History", 1951, v. 23, No 3; Haydn H. С., The Counter-Renaissance, N. Y., 1950; Sellery G. C., The Renaissancee, its nature and origins, Madison, 1950: Weisinger H., The English origins of the sociological interpretation of the Renaissance, "Journal of the History of ideas", 1950, v. 11, No 3; Garin E., Medioevo e Rinascimento, Studi e ricerche, Bari, 1954; Durant W., The Renaissance, N. Y., 1953; Cantimori D., L´Umanesimo, il Rinascimento e la riforma dal Burckhardt al Garin, "Studi di Storia", Torino, 1959; Symonds J. A., Renaissance in Italy, v. 1-7, Toronto, 1935; Brandi K., Die Renaissance in Florenz und Rom, Lpz., 1927; Garin F., Il Rinascimento italiano, Mil., 1941; его же, L´Umanesimo italiano..., Bari, 1952; Saitta G., Il pensiero italiano nell ´Umanesimo e nel Rinascimento, v. 1-3, Bologna, 1949-51 (имеется обширная библиография); Venturi L., La peinture italienne, v. 1-

Культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Отличительные черты эпохи Возрождения - это антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Также сюда относится светский характер культуры. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения». Отсюда, собственно, и появилось название столь важного периода времени. Выдающимися деятелями Ренессанса можно назвать бессмертного Микеланджело, и всегда живого Леонардо да Винчи.

Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей статье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития.

Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII-XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм.

Что собой представляла данная эпоха

Время эпохи Возрождения - это период, когда начинается переход от средневекового к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны.

В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы.

Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

Другие достижения Ренессанса

Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания.

Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Калуччо Салутатти, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

Раннее и Высокое Возрождение

Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет - с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элементами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяющихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство.

Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп. Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Но ничего стоящего внимания за этот период произведено не было.

Высокий Ренессанс

Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

Периоды искусства Возрождения

Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.).

Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпадают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс отмечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия.

Литература Ренессанса

Литература эпохи Возрождения - это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально.

Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже - в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле.

Литература Франции, Испании и Италии

Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество.

Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Эпохальному периоду в истории мировой культуры, который предшествовал Новому времени и сменил дали название Ренессанс, или Возрождение. История эпохи берет свое начало на заре 14 века в Италии. Несколько столетий можно охарактеризовать как время становления новой, людской и земной картины мира, имеющей по своей сути светский характер. Прогрессивные идеи нашли свое воплощение в гуманизме.

Годы эпохи Возрождения и понятие

Поставить конкретные временные рамки для данного феномена в истории мировой культуры достаточно сложно. Объясняется это тем, что в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки. Одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. С последним, кстати говоря, и связано название этого периода. Происходит возрождение ее внедрение в европейский мир.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Данный виток в развитии культуры человечества произошел в результате изменения европейского общества и отношений в нем. Важную роль играет падение Византии, когда ее граждане массово бежали в Европу, принося с собой библиотеки, различные античные источники, неизвестные ранее. Увеличение количества городов привело к усилению влияния простых сословий ремесленников, купцов, банкиров. Активно стали появляться различные центры искусства и науки, деятельность которых церковь уже не контролировала.

Первые годы эпохи Возрождения принято отсчитывать с ее наступлением в Италии, именно в этой стране началось данное движение. Начальные его признаки стали заметны в 13-14 веках, но твердые позиции оно заняло в 15 веке (20-е года), достигнув максимального расцвета к его окончанию. В эпохе Ренессанса (или Возрождения) выделяют четыре периода. Остановимся на них более подробно.

Проторенессанс

Данный период датируется приблизительно второй половиной 13-14 века. Стоит заметить, что все даты касаются Италии. По сути, данный период представляет собой подготовительный этап Возрождения. Его условно принято делить на два этапа: до и после смерти (1137 год) Джотто ди Бондоне (скульптура на фото), ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника.

Последние годы эпохи Возрождения данного периода связаны с эпидемией чумы, которая обрушилась на Италию и всю Европу в целом. Проторенессанс тесно связан со средневековьем, готическими, романскими, византийскими традициями. Центральной фигурой принято считать Джотто, который наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло ее развитие.

Период раннего Возрождения

По времени он занял восемьдесят лет. Ранний годы которого характеризуются весьма двояко, пришелся на 1420-1500 гг. Искусство еще не отреклось окончательно от средневековых традиций, но активно добавляет элементы, позаимствованные у классической древности. Словно по нарастающей, год за годом под влиянием меняющихся условий социальной среды, происходит полный отказ художниками от старого и переход к античному искусству в качестве основной концепции.

Период высокого Возрождения

Это вершина, пик Ренессанса. На данном этапе эпоха Возрождения (года 1500-1527) достигла своего апогея, и центр влияния всего итальянского искусства переместился в Рим из Флоренции. Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II, который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время настоящие титаны эпохи Возрождения создают свои шедевры, которыми весь мир восхищается и поныне.

Позднее Возрождение

Охватывает временной отрезок с 1530 по 1590-1620 годы. Развитие культуры и искусства в данный период настолько неоднородно и разнообразно, что даже историки не сводят его к одному знаменателю. По мнению британских ученых эпоха Возрождения окончательно угасла в тот момент, когда произошло падение Рима, а именно в 1527 году. погрузилась в Контрреформацию, которая поставила «крест» на всяком свободомыслии, в том числе и воскрешении античных традиций.

Кризис идей и противоречия в мировоззрении в итоге во Флоренции вылились в маньеризм. Стиль, который характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, свойственного эпохе ренессанса. К примеру, у Венеции была своя собственная дорога развития, там до конца 1570-х годов работали такие мастера, как Тициан и Палладио. Их творчество осталось в стороне от кризисных явлений, характерных для искусства Рима и Флоренции. На фото полотно Тициана «Изабелла Португальская».

Великие мастера эпохи Ренессанса

Три великих итальянца - это титаны эпохи Возрождения, ее достойный венец:


Все их произведения - это лучшие, отборные жемчужины мирового искусства, которые собрала эпоха Возрождения. Года идут, сменяются столетия, но творения великих мастеров - вне времени.