Культурные ценности нормы и традиции. Культура средневековой Европы

К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры.

Нормы - это правила, регулирующие человеческое по ведение . Культурные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. С помощью знаковых систем они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества, обычаи, традиции.

Функции культурных норм: являться обязанностями и указывать меру необходимости в человеческих поступках; служить ожиданиями в отношении будущего поступка; контролировать отклоняющееся поведение; служить образцами, эталонами поведения.

Нормы классифицируются по разным основаниям: по сфере применения - в малой или большой социальной группе. Соответственно различают 2 типа: 1) групповые привычки - нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах); 2) общие правила - нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Американский социолог Уильям Грехэм Самнеру выделял следующие виды культурных норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws). Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Привычка - исходная клеточка социальной и культурной жизни людей одновременно. Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других. Манеры - внешние формы поведения человека (основаны на привычках), получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. По отдельности манеры - элементы, или черты культуры, а вместе - образуют особый культурный комплекс - этикет. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять, они присущи широким массам людей (в отличие от манер и этикета). Привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому, - традиции (все то, что унаследовано от предшественников) Разновидностью традиции является обряд- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Обряд характеризует не избирательные, а массовые действия, в которых выражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции; он охватывает все слои населения. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат. Ритуал - стилизованный и тщательно распланиро в а нны й набор жестов и слов (с символическим значением), исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого действа. Нравы - особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовое образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества; их нарушение наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Разновидность нравов – законы , т.е. нормы, или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом,. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Право - система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы культуры. Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека. Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, понимание изящного. Мода - быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо.

Культура покоится на системе ценностей. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценности оправдывают нормы и придают им смысл (жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма) Но ценность не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме, как нельзя в товарно-денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека. Другими словами ценность выступает критерием, по которому производится оценка человеком значимости действий, идей и мнений.

Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная - не иметь ценности. Французский философ И.Гобри в качестве основных ценностей выделил: пользу, красоту, истину и добро.

Знания - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения, результат познания специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. В отличие от знаний, верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Все множество рассмотренных видов культурных норм составляет нормативную систему культуры , в которой все элементы должны быть согласованы. Закономерность построения общества: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм. Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает общественная мораль - предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами. Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения (культурный или нормативный конфликт). Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает разные формы. Аномия - такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Аномия – это нарушение культурного единства общества, возникшее вследствие отсутствия четко установленных культурных норм. Нормы морали - это неписаные требования, которые функционируют в обществе в виде принципов, понятий, идей, оценок. Нормы морали не являются продуктом какой-то специализированной институциональной деятельности. Их реализация обеспечивается не путем принуждения, а путем нравственного убеждения (совестью) или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение тех или иных поступков.

Выделяют три функции морали:

    Мотивационная – нравственные принципы выступают как причины поведения, побуждающие к действию.

    Конструктивная – мораль является центральной формой социальной культуры, а ее принципы – высшими по отношению к другим формам культуры.

    Координационная – мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в различных обстоятельствах.

«Золотое правило нравственности» гласит: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

Специальность «Менеджмент организации»

Кафедра_______ Налогообложения и менеджмента_______ __
Дисциплина ______ Культурология_________________ ____

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Культурные ценности и нормы»

Выполнил
студент 1 курса
группы № 314
Ванькова Ольга Сергеевна

Проверил:
_________________________
_________________________

Ростов-на-Дону
2010/2011 уч.г.

    План:
Введение
    Понятие «культура»
    Нормы культуры
3. Ценности культуры
Заключение
    Введение
    Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни.
Культура организует человеческую жизнь. В жизни
людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию
в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания
материальных ценностей.
Цель работы : рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется понятие «культура», представлены основные компоненты культуры: ценности и нормы.
    Понятие «культура»

Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайджа Клакхона с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е.Кертман насчитал более 400 определений.
Считается что слово «культура» происходит от латинского слова «colere» , что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин «agriculture» - искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв . его стали употреблять и по отношению к людям - если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным» . Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово «Kultur» также означало высокий уровень цивилизации.
В предельно широком понимании культура охватывает все, созданное людьми, - от науки и религиозных верований до способов изготовления каменных рубил.
Культура – это, прежде всего, совокупность смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни.
Культура – накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания.
Культура - это творческое отражение и преобразование природы в
человеческой деятельности, ступень общественного сознания.
Культура - это совокупность способов и приемов человеческой
деятельности (как материальной, так и духовной), выраженных в предметах,
на материальных носителях и передаваемых последующим поколениям.
Культура - это процесс созидания материальных и духовных благ.
Сегодня под культурой в широком смысле понимают все виды
преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты.
В узком смысле под культурой понимают творческую деятельность,
связанную с искусством.
Культура – это так же совокупность ценностей и норм , регулирующих человеческое поведение.

    Нормы культуры

Нормы – это присущие общности представления о допустимом поведении, поведенческие стандарты. Нормы делают поведение людей более или менее предсказуемым и упорядочивают социальное взаимодействие. Как и ценности, нормы обладают значительной вариативностью в различных культурах.
Нормы (правила) определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. Усвоение определенных норм необходимо человеку для успешной адаптации в обществе. Нормативная сторона культуры включает широкий круг требований. Это и элементарная опрятность, гигиена, и соблюдение принятых правил поведения, и нравственные (моральные) нормы, и правовые нормы (законы). Исполнение норм обеспечивается различными формами принуждения, начиная с общественного мнения и заканчивая государственными институтами.
Наличие норм не исключает, а, можно сказать, даже подразумевает, возможность отклонения от них, обозначаемого в социологии и психологии как "девиация". По мнению Э.Дюркгейма , отклонение от норм и особенно следующее за этим наказание играет весьма важную роль: укрепление нормативного порядка и социальной интеграции. Нормы связаны с существующими в культуре ценностями. Правовые нормы , защищающие частную собственность, "работают" в том обществе, где существует, во-первых, осознание ценности права, во-вторых, ценность частной собственности. Если в культуре оба момента отсутствуют, то законы, защищающие частную собственность, даже будучи введенными, не будут соблюдаться людьми.
Реакции социального окружения на соблюдение или несоблюдение норм называются санкциями . Санкции могут быть позитивными (одобрение, поощрение) и негативными (изоляция, наказание). Люди склонны следовать нормам, поскольку основные нормы, как и ценности, индивид усваивает в детстве и сомнению, как правило, не подвергает. Однако, если в обществе наблюдается разнородность и неопределенность норм, это естественным образом влечет за собой и неопределенность поведения, и рост девиантности.
Существуют различные типологии норм. Выделяют: нормы-правила
(исполнение которых обязательно) и нормы–ожидания (исполнение
которых желательно, но допустимо и отклонение); проскриптивные
(запрещающие тот или иной тип поведения) и прескритптивные
(предписывающие определенный тип поведения) нормы; нормы формальные
(четко сформулированные и зафиксированные в документах) и
неформальные (имеющие характер ожиданий и существующие только в
коллективном сознании) и др.

    Ценности культуры

Ценности – это присущие той или иной культуре представления о том, к чему следует стремиться. Успех, святость, богатство, свобода, слава, любовь – все это примеры ценностей. Ценности – это духовные ориентиры, задающие общую стратегию поведения индивида в обществе.
Ценности обладают ярко выраженной культурной спецификой: то, что ценно для одного общества, может не быть ценностью в другом. Так, визитной карточкой западноевропейских культур является признание ценности свободы личности. Но в большинстве не западных культур такой ценности не было, и представление о необходимости индивидуальной свободы сложилось в результате западного культурного влияния.
Культурная специфика может проявляться в особенностях иерархии ценностей, присущих тому или иному обществу. Так, ценность жизни – это пример универсальной ценности. Нет ни одной культуры, которая отрицала бы жизнь и стремилась к смерти. Однако не во всех культурах ценность жизни занимает одинаковое положение в иерархии ценностей. Для древнего грека обрести добрую славу значило больше, чем сохранить жизнь. Для индийского йога жизнь – это иллюзия, тягостный сон, от которого нужно проснуться. Для христианского подвижника, монаха или мирянина земная жизнь – только пролог к вечной жизни в Царстве Божием и самостоятельной ценности не имеет.
Люди нередко жертвуют своей жизнью (не говоря уже о жизнях чужих) ради таких, казалось бы, абстрактных понятий, как "истина", "свобода", "государственные интересы", "народ", "раса", "партия" и т.д. Это может показаться странным, но, фактически, невозможно найти культуру, где ценность человеческой жизни абсолютно доминировала бы над другими ценностями.
Для носителей определенной культуры присущие ей ценности являются объектами веры. Невозможно рационально обосновать превосходство одних ценностей над другими, ложность одних ценностей и истинность других.
Свои ценности кажутся нам очевидными, естественными. Чтобы заставить человека принять новые ценности, его нужно не просто "убедить", его нужно "обратить в свою веру", даже если речь не идет собственно о религии.
В отечественной культурологии до недавнего времени ценности традиционно делили на материальные и духовные . Под материальными ценностями понимаются вещественные продукты человеческого труда (здания, одежда, мебель, орудия труда и т.п.), духовные ценности предстают как разделяемые обществом или группами людей убеждения относительно целей, к которым надо стремиться в жизни (например, нравственные ценности).
В настоящее время культурологи дают более разработанные классификации ценностей. Выделяются такие типы ценностей как:

    витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.);
    социальные (социальное положение, трудолюбие, богатство, работа и др.);
    политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок);
    моральные (добро, благо, любовь, дружба, честь, честность, верность и т.д.);
    религиозные (Бог, божественный закон, спасение, вера);
    эстетические (красота, прекрасное, гармония и др.);
    семейно-родственные (семейный уют, взаимосвязь и взаимопонимание поколений) и некоторые другие.
    Заключение
Культура - это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону - во всем разнообразии социально значимых проявлений.
Мир человека - это мир культуры. Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Культура раскрывает свое содержание через систему норм и ценностей, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.
Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара

1. Ценности. Нормы. Культурные традиции

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Т. Парсонс отмечал, что ценность – это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Однако надо заметить, что культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы, музыки, а также технологические и другие навыки; во-вторых, ценность и признанные образцы поведения могут не совпадать, например проституция в ряде культур является признанным образцом поведения, но не является ценностью.

Проблема ценностей достаточно глубоко разработана в философии и социологии, антропологии и психологии (Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В западной культурной антропологии существуют две полярные теории. Одна из них – это релятивистская, отрицающая возможность объективного анализа ценностных структур различных обществ и рассматривающая ценностные системы как относительные. Другая (противоположная) теория – антирелятивистский позитивизм, утверждающий возможность изучения ценностных структур с позиции объективной науки.

Какова роль ценностного компонента в жизни людей? Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

«Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук», – отмечает Питирим Александрович Сорокин. И действительно, все эти явления культуры, созданные людьми, все эти произведения, механизмы и вещи, лишенные ценностной компоненты, становятся просто грудами бумаги, металла или мрамора, тоннами изведенной краски или кусками материи. И тогда они могут являться предметом физики, химии или биологии, изучающих их структуру, строение или свойства, но не социальных или гуманитарных наук.

По мнению П. А. Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные сверхсистемы на 3 типа:

1) идеационный;

2) чувственный;

3) идеалистический.

Если преобладает идеационная культура, то высшей ценностью в ней становятся Бог и Вера, а к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям формируется безразличное или отрицательное отношение.

В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Ценности религии, морали, другие ценности идеационной культуры приобретают относительный характер: они либо отрицаются, либо к ним совершенно равнодушны. В такой культуре познание становится эквивалентом эмпирического знания, представленного естественными науками; они вытесняют религию, теологию и даже философию.

Идеалистическая система культуры, по мнению П. А. Сорокина, – промежуточная между идеационной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна.

В обыденном сознании понятие «ценность», как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. При этом оценивание происходит с позиции своей культуры, следовательно, собственная система ценностей и воспринимается как «подлинная», как точка отчета для хорошего и плохого.

Культурология же исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы различных культур равноправны, что нет культуры своей или чужой, а есть своя и другая и что мир тем устойчивее, чем многообразней.

Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их идеи индивидуальных или групповых установок.

Нет культуры, где не оценивались бы отрицательно убийство, ложь или воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсекают руку, в других – лишают свободы).

Ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т. е. конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктами той или иной культуры.

Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти подмена «своих» ценностей «чужими». Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «американизацией» русской культуры.

Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума, обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группового – смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, военного, социального, политического и т. п.). Э. Дюркгейм ввел понятие «аномии», обозначающее состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. «Прежние Боги стареют или умирают, а новые не родились» (Э. Дюркгейм, «Социология»). Именно это состояние описывает Йохан Хейзинга в «Осени Средневековья», представляя картину страданий и смятения конфликта ценностей уходящей культуры и возникновения в результате новых форм социокультурной реальности.

Япония оказалась, может быть, единственным исключением в современном мире, где дух целостного мировосприятия, сформировавшийся в неспешном Средневековье и отразившийся в традиционном художественном творчестве, не оказался вытесненным научно-технической революцией и массовой культурой.

Между тем ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. «Мутация» ценностей происходит сравнительно медленно даже при целенаправленном мощном воздействии, а исчезают они только вместе с исчезновением самой культуры.

Из книги В поисках морального абсолюта: сравнительный анализ этических систем автора Латцер Ирвин У

Из книги Японцы [этнопсихологические очерки] автора Пронников Владимир Алексеевич

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Из книги Категория вежливости и стиль коммуникации автора Ларина Татьяна Викторовна

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

3.5. Нормы и идеалы в культуре Ценности, ценностные смыслы находили и находят свое воплощение в мыслях, чувствах, намерениях, действиях (поведении) людей и оформляются, в частности, в нормах человеческих отношений и поведения, в совокупностях и системах таких норм. Нормы при

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

1.3. Культура и культурные ценности

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Культурные ценности. Цена и право автора Нешатаева Василиса О.

8 КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ Важным средством регуляции поведения людей выступают культурные нормы.Устанавливаемые государством нормы являются официальным выражением культурных норм.Но правовые нормы не исчерпывают всего разнообразия действующих в обществе норм.Культурные

Из книги Карл Маркс и советская школьница автора Архипова Александра

Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис Николаевич

Из книги Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты автора Житенёв Сергей Юрьевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

8 Вместо заключения: «сниженные культурные ценности» и современный письменный фольклор Есть исследователи (особенно западные советологи), склонные полагать, что фольклор направлен на тотальное преодоление довлеющей идеологии. Здесь мы видим конкретный пример, что это

Понятие ценности. Ценностная система. Общечеловеческие ценности. Формирование ценностей.

Понятие культурной нормы и виды норм. Обычаи и традиции

Ценностно-нормативная система является важнейшим компонентом культуры. Культурная жизнь без ценностей и норм невозможна, так. как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Система ценностей и норм образуют внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Что же такое ценности и нормы?

Ценность - свойство того или иного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта (индивида, группы людей, общества). С помощью понятия ценность характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности. Ценности бывают большие и малые, материальные и духовные и т. д. Е том или ином сообществе складывается определенная система ценностей, в которых ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на более или менее высокого порядка, более или менее предпочитаемые. В результате такого ранжирования каждый человек располагает определенной иерархией ценностей. Вершину этой иерархии, как правило, составляет ценность жизни - главная ценность человеческого бытия, на основе которой развертывается всякая деятельность человека, имеющая для него смысл. Поэтому нередко ценность жизни связывается со смыслом деятельности в иерархическом порядке также располагаются ценности духовные (ценности материальные. Духовные ценности - это ценности, обеспечивающие развитие личности, его свободу и способность ставить цели согласно своей воле и индивидуальности. Материальные ценности - это ценности, обеспечивающие существование человека.

Ценности могут также подразделяться на абсолютные и относительные и т. д. Классификаций ценностей множество, и зависят они от того, что именно положено в основание: если в качестве такого основания берется структура, то ценности можно классифицировать как внутренние, составляющие ядро культуры и периферийные. Если модальность, то как позитивные и негативные, если содержание, то тогда можно разделить следующую иерархию ценностей:

    смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

    витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, семьям т. д.);

    общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.;

    межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

    демократические (свободы слова, совести, партий, национальной суверенитет и т. д.);

    утилитаристские (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость, поиск сферы приложения своих сил и способностей и т. д.).

В ценностной системе любой культуры всегда присутствуют общечеловеческие и партикулярные (относящиеся только к данной культуре).

Общечеловеческие ценности (с социальной стороны) - это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а имеющие значение для всего человечества. Они в той или иной форме разделяются всеми социальными общностями, социальными группами, народами, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. С содержательной стороны общечеловеческие ценности - это предельные, исторически и социально нелокализуемые ценности. Выражаясь философским язы-. ком, это трансцендентные (запредельные) ценности, т. е. ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты и т. д. Для неверующих людей за обще-человеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений. Они являются плодом «общественного договора», «всеобщего согласия» и т. д.

Общечеловеческие ценности носят постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому они выступают в качестве регуляторов поведения для всех людей. Выражая опыт всего человечества, эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравственных системах в виде заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира» и т. д.

Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т. е. в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта. Оценочное отношение реализуется в акте оценки, которая включает в себя субъект оценки, оцениваемый предмет (явление), эталон оценки, процесс сличения эталона с этим предметом (явлением). Субъект оценки - это индивид, группа людей, общество, осуществляющие оценку. Эталон выступает в качестве основания оценки. Это образец, высшая и совершенная форма предмета (явления), с которой сличаются все иные явления действительности, существующие в рамках конкретной ситуации.

В качестве высших эталонов оценочного отношения выступают идеалы. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка - это предрасположенность субъекта ценностного отношения к определенному объекту оценки (предмету, явлению, событию, человеку и т. д.). Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и общения и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д. Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности, направляют ее и стимулируют. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности и общения. Мотив позволяет человеку соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.

Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде культурной нормы. Культурные нормы в определенном смысле следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной степенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой человека.

Нормой в культурологии считается стандарт культурной деятельности, устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а чаще даже кодифицировано, т. е. облечено в устную или письменную форму, составляющую часть морального кодекса (Э. А. Орлова).

Нормы, как отмечалось выше, генетически связаны с ценностями. Однако в нормах в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. В нормах осуществляется закрепление определенных правил поведения, указывающих и предписывающих индивиду, как он должен действовать в той или другой нормативной ситуации. Одна из важных особенностей воздействия норм состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечиваются различными формами принуждения, начиная с общественного мнения и кончая государственными институтами.

Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют весь спектр человеческих отношений. Их можно разделить на две группы: 1) нормы, регулирующие отношения между людьми как отдельными индивидами (личностями), - гуманистические нормы, выражающие ценность отдельно взятой личности, яркий пример нормы нравственности; 2) нормы, регулирующие отношения между группами людей, включая сюда и отношения между сообществами, - идеологические нормы, отражающие и оценивающие действительность с точки зрения интересов определенных социальных групп (политические нормы и нормы права).

Нормы отличаются также друг от друга по условию обязательности выполнения, по степени свободы их выбора в определенной ситуации: существуют нормы, обязательность которых признается однозначно, и контроль за их исполнением включает в себя систему жестких санкций (нормы права, нормы техники, безопасности и т. д.). В других случаях допускается вариативность поведения, и в этом случае происходит его относительное свободное регулирование (уличная среда, домашняя обстановка).

Исторически первыми культурными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев - это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. В своей основе обычаи представляют одобренный обществом массовый образец поведения людей, который рекомендуется выполнять. «Поступай так, как поступают другие» - основное правило обычая.

Строго говоря, поведенческий образец как таковой не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного или нескольких вариантов образцов в соответствии со своими интересами, целями. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка в этом контексте - это твердо усвоенные образцы поведения, возникающие в результате многократного повторения и выполняющиеся автоматически. Таким образом, обычай - это привычная норма поведения, воспроизводства поведения в его устоявшейся форме. Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом его существования. Человек в своей повседневной жизни постоянно руководствуется привычкой. В отличие от повседневных привычек, обычаи - это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Например, обычай гостеприимства. С обычаем тесно связаны традиции. Традиции - это исторически сложившиеся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени. Без сомнения, в основе традиций лежат обычаи. Обычаи - это традиционно установленный образец поведения, закрепленный коллективными привычками. Однако следует отличать традиции от обычаев. Обычай указывает на одобренный и общепринятый способ поведения. Этим понятием выражается горизонтальный, одномоментный срез культуры. Традиция по сравнению с обычаем представляет собой более широкое образование. В качестве традиций передаются определенные идеи, ценности, социальные установления. Однако главное отличие традиции от обычаев состоит в том, что через понятия «традиция» отражается вертикальный срез культуры - вертикальная ось времени, то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего, сохранится в будущем.

Таким образом, под традицией следует прежде всего понимать механизм воспроизводства, процесс передачи (трансляции) из поколения в поколение культурных норм и форм (языка, обычаев, ценностей и т. д.). Традиции - это как бы лифт, переносящий из прошлого через настоящее в будущее интеллектуальные и духовные достижения культуры. Наряду с обычаями традиции обеспечивают преемственность в общественном развитии, бережное отношение к социальному опыту, культурному наследию.

Нормы культуры

Это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Норма своим содержанием тесно связана с ценностью, вытекает из нее и обосновывается ею. Так, христианская норма-заповедь "Не убий!" обосновывается христианскими ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Для одних многоженство - норма, для других - находится под строжайшим запретом.

Различаются нормы по многим основаниям. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы. Последние выступают прежде всего в виде закона, контролируются государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, применяемые специальными органами. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыда. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции, что особенно характерно для архаических обществ.

Среди социальных норм некоторые исследователи выделяют нормы-правила и нормы-ожидания, нормы запрещающие и нормы поощряющие. К нормам-правилам можно отнести наиболее значимые моральные и правовые нормы, которые регулируют поведение человека в наиболее важных и ответственных узлах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы. Нормы-ожидания - это ожидание желательного поведения, это то, что не является строго обязательным, но хотелось бы. Нормы-ожидания чаще всего проявляют себя в правилах хорошего тона, в моде и т. п.

Во все времена значительной была роль запрещающих норм. Не случайно к древнейшим культурным формам, выработанным человечеством, относятся религиозные и социальные запреты - табу. Так, благодаря запрету половых отношений внутри первобытной родовой общины (экзогамии) община стабильно функционировала как основная форма человеческого сообщества тысячи лет. Таким образом, запрещающие нормы очерчивают зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. Причем в рамках различных культур зона, не подлежащая запретной регламентации, может быть шире или уже. Например, в нашей стране лишь недавно снят запрет на частнопредпринимательскую деятельность.

Нормы поощрения выглядят скорее как призыв к определенному образу действий. Они оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы. Главная задача норм-поощрений - формировать у человека стремление к достижению успеха.

Ценности изучаются под различным углом зрения раз личными науками. Особая роль в их исследовании принадлежит философии, культурологи, этике. Социологию ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определяющую роль в регуляции социальных взаимодействий. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно, что является добром, а что злом, т. е. для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре Их принято называть ценностями, и они являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Правда, не следует путать ценность как идеальное, воображаемое, как критерий с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека. Именно в последнем смысле слова принято говорить о приобретении материальных ценностей.