Музыкальное занятие в ДОУ с элементами музыкотерапии «Путешествие в сказочную страну. Музыкально-валеологическое занятие с использованием элементов музыкотерапии

Музыкальное занятие вокальной группы «Звёздочка», второй год обучения, педагога дополнительного образования Сениной Галины Владимировны.

Тема занятия: «Музыкальная терапия». Слушание музыки Л. В. Бетховена «Лунная соната».

Цель: Познакомить с композитором Л. В. Бетховеном, и обобщить знания детей о слушании музыки, её воздействии на организм человека.

Задачи:

Образовательные: учить различать смену настроений в музыкальном произведении, научить детей правильно слушать музыку, эмоционально отзываться на восприятие музыки. Узнавать композитора и его музыку.

Развивающие: Развивать интерес к классической музыке, интерес к истории музыкальных жанров.

Воспитательные: Воспитывать внимательного слушателя, прививать любовь к классической музыке. Поддерживать желание детей передавать в движении характер и настроение музыки.

Оборудование: Инструмент, Магнитофон, фонотека, плакат «музыкальные инструменты», портреты композиторов, мультимедиа (презентация).

Ход занятия.

Учёные и врачи давно уже обратили внимание на то, что сеансы музыкотерапии оказывают благотворное влияние на детей. Причём мелодия со словами воздействует на них сильнее, чем мелодия без слов, а живое пение педагога или концертов в больших залах эффективнее записанного на носитель. Если человек беспокоен или возбуждён полезны мелодии в медленном темпе, а угнетённым, грустным не ритмично дышащим, рекомендуется музыка ритмичная. Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать слушать музыку через наушники! Дело в том, что наш слуховой аппарат приспособлен природой для рассеянного слуха. Следовательно, от направленного звука ещё слабо развитый мозг детей может получить акустическую травму.

О лечебном воздействии музыки знали ещё древние. Пифагор, который известен нам больше как математик, сказал своё слово и в античной медицине. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, - свидетельствует его современник, - он приводил к противоположному состоянию страсть, неуёмную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».

Об этом не забыли и сегодня. В аптеках Китая, Индии и Японии продаются музыкальные альбомы (диски и кассеты), которые в буквальном смысле слова, лечат. Они так и называются: «заикание», «бессонница», «нервы», «почки», «печень» и т. д. На этих кассетах собраны отрывки из произведений различных композиторов, прослушивание которых помогает излечить те или иные заболевания. При помощи длительных экспериментов американские учёные установили, что правильно подобранные мелодии оказывают сильное терапевтическое воздействие. Например, романтическая музыка Шумана, Шуберта, Шопена, Чайковского снимает стресс, нервное напряжение. Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди создаёт ощущение уверенности в своих силах, безопасности.

Идею Пифагора (слушание музыки – лечит) воплотил в жизнь французский врач – отоларинголог Альфред Томатис.

По мнению Томатиса, особо сильное целительное воздействие на человека оказывает музыка Амадея Моцарта.

Почему именно Моцарт? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Впрочем, в жизни есть много труднообъяснимого. Выскажем лишь некоторые соображения.

Значительная часть музыки гениального композитора написана в совсем юном возрасте и, может быть, поэтому близка детям.

Музыка Моцарта ясна и понятна, мелодично и легко ложится на слух.

Музыка Моцарта соответствует важному жизненному правилу золотой середины: не слишком. Не слишком быстрая и не слишком медленная, не слишком взволнованная и не слишком спокойная, не слишком громкая и не слишком тихая.

Возможно, что музыка Моцарта, выражаясь научным языком, поможет восстановить энергетический баланс. Как говорил Пифагор: «Привести страсти к равновесию».

Использование презентации с помощью медиа системы.

СЛАЙД №1. От бессонницы спасает музыка Бетховена «Лунная соната», Сибелиус «Грустный вальс», Чайковский «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс», «Баркарола», Шуберт «Аве Мария», «Серенада», Шуман «Грёзы», Сен-Санс «Лебедь».

СЛАЙД №2 Раздражительность : Бах «Кантата №2» Бетховен «Лунная соната» (1-часть),

СЛАЙД №3 Беспокойство и тревога : Шопен «Мазурки и прелюдии», Штраус вальсы.

Озлобленность: Бах «Итальянский концерт» , Гайдн «Симфония»,

СЛАЙД №4 Головная боль: Бетховен «Фиделио», Лист «Венгерская рапсодия №1» , Хачатурян сюита «Маскарад», Гершвин «Американец в Париже»

СЛАЙД №5 Гипертония: Бах «Концерт Ре-минор» для скрипки, Шопен «Ноктюрн ре –минор».

Сегодня мы послушаем одну из самых драгоценных жемчужин музыкального искусства- «Лунная соната». Сколько бы раз не слушали, она покоряет нас своей красотой, глубоко волнует могучей силой выраженных в ней чувств. Для того чтобы испытать на себе неотразимое воздействие «Лунной сонаты», можно и не знать, при каких жизненных обстоятельствах она была сочинена. Можно не знать и того, что сам Бетховен назвал её «Сонатой – фантазией», а название «Лунная» уже после смерти придумал поэт Рельштаб К 30 годам своей жизни Бетховен понял, что его неизлечимая болезнь ведёт к трагической развязке – к полной глухоте. И именно в эту пору он почувствовал, что наконец пришла пора-пора настоящей любви. О своей ученице, юной Джульетте Гвичарде, он стал думать, как о своей будущей жене. Понять гениальность своего учителя она не могла. Она нанесла ему тяжелый удар –отвернулась от него и вышла замуж за бездарного, но модного сочинителя музыки и вдобавок графа.

Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком могучего духа, высокого глубочайшего чувства. «Лунная соната» и была создана в ту трудную пору его жизни. Теперь мысленно вернёмся к этой музыке. Вслушайтесь в её звучание не только своим слухом, но и своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой никогда не слышали.
Слушание музыкального произведения Л. В. Бетховена.

Работа с учащимися по произведению:

1.Какой характер этого музыкального произведения?

2.Как музыка передаёт нам настроение?

3.О чём рассказывает музыка?

4.Нарисуйте устно картину, что вы представляете под музыку?

Итог занятия: Какое музыкальное произведение вы сегодня прослушали?

Домашнее задание: Узнать какие ещё произведения написал Бетховен?

Марина Балясова
Конспект занятия по музыкотерапии

Занятие по музыкотерапии

Цель : Помочь ребенку познать себя, свои возможности.

Формировать навык невербального, чувственного контакта с окружающим. Способствовать снятию детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки .

Развивать мнение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце. yчить понимать чувства, переданные в музыке , различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Задачи : Развивать творческое воображение, навык самостоятельно находить выразительные позы и движения. Проводить профилактик поведенческих нарушений с помощью музыкальных игр . Создавать оптимистическое настроение.

Дети под тихую музык заходят в зал . Встают в круг и поднимают рyки (пальцы вместе) .

С добрым yтром солнце, мы тебе рады!

С добрым yтром небо, мы тебе рады!

Мы давно проснулись и за рyки взялись!

(дети медленно опускают рyки, затем берутся за рyки.

Мyз рyк., (поочерёдно смотрит на каждого ребёнка и поет)

И Леша здесь (дети повторяют, тоже поют)

И Лера здесь – (дети повторяют) и. т. д.

Все здесь (дети повторяют)

Поднялись на носочки, держась за руки, и присели на палас, согнув ноги в коленях! Теперь давайте немного поиграем. Выбирается водящий, он встает спиной к детям. Сзади к нем подходит выбранный педагогом ребёнок. Гладя водящего по спине, плечам, он поет :

Это я, знай меня!-

водящий должен гадать имя поющего ребёнка. Игра повторяется два, три раза с другими детьми.

Следующая игра будет нас называться песенкой. Называется она – Хлопаем, качаемся, бегаем! А моя песенка подскажет вам, какие движения надо выполнять. Проводится игра на мотив песенки - (Нам не страшен серый волк)

Нy кa все в ладоши хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп (дети хлопают)

Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру, (бегут на носочках)

Мы летим, летим, летим, мы летим, мы летим! (бегут на носочках и машут рyками)

Последняя наша игра – с музыкальными инструментами . Я раздам вам инстрyменты, а вы встаньте друг от друга на расстоянии. Игра называется - Поймай мой взгляд! нас с вами должен получиться оркестр. А вот когда ком вступать со своим инструментом, покажет мой взгляд. Старайтесь внимательно следить за моими глазами : на кого я взгляну, тот и начнет играть свою партию. И так по очереди, пока нас не получится оркестр. Наше занятие подходит к концу , Вспомните, где мы с вами сегодня побывали? (Дети вспоминают.) Вам понравилось? (Ответы детей) . Вот и хорошо, до свидания, дети! (Пpопевает).

Дети попевают звукоряд из пяти нот вниз от (ля) . До-сви-да-ни-я!

Под спокойную музык выходят из зала .

Цель занятия: Коррекция эмоционально-чувственной сферы детей через речевую работу с абстрактными понятиями («Настроение моря»).

Задачи:

1) образовательные:

Дать определение, что такое музыкально-шумовые инструменты;
- кратко познакомить учащихся с набором музыкально-шумовых инструментов;
- познакомить детей с музыкально-шумовым инструментом «Море»;
- дать определение, что такое настроение.

2) развивающие:

Развитие эмоционально-личностной сферы детей;
- развитие творческого и ассоциативного мышления детей;
- вербализация детьми эмоционально-чувственных переживаний.

3) воспитательные:

Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
- научить детей справляться с плохим настроением;
- учить детей слышать музыку и различать настроение музыки.

Вид занятия: коррекционно-развивающий.

Материалы:

Музыкально-шумовой инструмент «Море»;
- мультимедийное оборудование;
- мультимедийная презентация «Путешествие по морю» (Приложение 1) .

Литература:

1. В.В. Лебединский, О.С. Никольская «Эмоциональные нарушения у детей» - М.: 1990 г.
2. К. Орф Пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк».

Ход занятия

I. Организационный момент

Задача: Создать в группе благоприятную и доверительную обстановку, помочь детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.

Сказка-загадка

(Педагог-психолог говорит детям, что сегодня они отправятся путешествовать по морю, включает мультимедийную презентацию и рассказывает сказку.)

Педагог: Эта история началась давным-давно. Один мастер изготовил волшебный предмет, положил его в бочку и отправил по морю. Долго плавала бочка по морю, прибиваясь к различным странам, и мастер каждой страны клал в бочку свой волшебный предмет и отправлял дальше в море. Так бочка, полная волшебных предметов, добралась до нас.

II. Введение в тему

Задачи: Знакомство с музыкально-шумовым инструментом «Море», знакомство с настроением.

Разгадка ребуса детьми (музыкальные инструменты).

Педагог: Ребята, как вы думаете, что же за волшебные предметы находятся в бочке? (Ответы детей.)

А помочь нам угадать, что же находится в бочке, может ребус. (Педагог-психолог дает объяснение, что такое ребус, как его разгадать и помогает детям разгадать предложенный ребус.) Правильно ребята, волшебные предметы, которые находятся в бочке – это музыкальные инструменты.

Ребята, а вы знаете, что такое музыкальные инструменты? (Ответы детей.) Но у нас в бочке не простые музыкальные инструменты, а музыкально-шумовые.

Педагог-психолог дает определения, что такое «музыкальные инструменты» и «шумовые инструменты».

Краткое знакомство с музыкально-шумовыми инструментами (мультимедийная презентация, см. Приложение 1).

Знакомство с музыкально-шумовым инструментом «Море».

Педагог: Итак, ребята, а сейчас мы с вами познакомимся еще с одним музыкально-шумовым инструментом, а как он называется, вы угадаете сами, по его звучанию. Закрывайте глазки и слушайте внимательно.

Педагог-психолог играет на музыкально-шумовом инструменте «Море», затем просит детей открыть глаза и назвать, как же называется этот музыкально - шумовой инструмент. (Ответы детей.)

Педагог: Правильно ребята, это музыкально-шумовой инструмент «Море».

Педагог-психолог показывает, как на нем можно играть, и все дети по очереди (по кругу) пробуют играть.

Педагог: Ребята, а ведь при помощи музыки можно и настроение передавать. (Педагог - психолог показывает пример.)

Ребята, а что такое настроение? (Ответы детей.)

Педагог-психолог дает определение, что такое «настроение».

Хорошо, ребята, а теперь вы сами, по очереди, попробуете передать свое настроение, а мы попробуем угадать, какое настроение вы хотели нам передать.

Работа с музыкально-шумовым инструментом «Море» (упражнение «Угадай моё настроение»).

Педагог: Хорошо, молодцы ребята, а мы с вами отправляемся дальше путешествовать по морю (мультимедийная презентация, см. Приложение 1) , и впереди у нас с вами три разных моря. Внимательно смотрим на экран, слушаем музыку и стараемся угадать настроения моря.

Знакомство с «тремя настроениями», через образ моря и беседа по каждому из них (спокойное, плохое, радостное), подбор синонимов к каждому настроению, угадывание название картин К. Айвазовского.

Молодцы ребята. Правильно угадали каждое настроение моря. А теперь разомнемся.

Игра «Море волнуется…»

Педагог: Все вы знаете игру «Море волнуется…». Сейчас мы с вами в неё поиграем, только немного изменим последние слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, НАСТРОЕНИЕ моря замри»! И вам нужно будет остановиться и показать какое-либо настроение.

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А сейчас я вам открою один секрет.

Педагог-психолог раскрывает правило хорошего настроения.

Если у тебя плохое настроение, вспомни шум спокойного моря, музыку моря, представь картину спокойного моря. И твоё настроение улучшится! Помни! Твоё настроение зависит от тебя самого!

III. Завершение занятия

Задача: рефлексия.

1) Раздача детям «опорных» листов по занятию. (Приложение 2)
2) Закрепление пройденного материала.
3) Закрепление знания справляться с плохим настроением.
4) Прощание с детьми.

Дополнительно

Рисование под музыку; работа с рисунком.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными

физическими и умственными возможностями

Музыкотерапия

Цикл занятий для детей с ограниченными возможностями

Составитель: Музыкальный руководитель Бауэр Л.М.

2014 год

п.г.т. Игрим

Музыкотерапия.

Цель . Снять эмоциональное напряжение. Снижение негативных тенденций (агрессивности, страха, неуверенности).

Агрессия

Задача. Снизить уровень агрессивности

1 Занятие

«Морское путешествие» Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм»)

2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде. » (Чайковский «Баркаролла»)

3. Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные! ». (Шостакович «Праздничная увертюра»)

2 Занятие

«Уходи, злость, уходи» Терапевтическая игра

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи! » (Чайковский «Баба Яга»). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты. (Шопен «Ноктюрн фа-мажор») .

3 Занятие

«Лев охотится, лев отдыхает» Ролевая гимнастика

Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва»). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная»). «Львы засыпают».

Цели: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.

4 Занятие

«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии). Терапевтическая игра

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

5 -Занятие

«Добрые – злые кошки» (снятие общей агрессии).

Терапевтическая игра

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее… », – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. (Хачатурян «Токката»). По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу (Дебюсси «Свет луны») .

6 - Занятие

«Зимняя сказка» Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния: «Наступила зима. На улице колкий трескучий мороз. Злющий при злющий! » (Шуман «Дед Мороз»)

2. Формирования состояния покоя, защищенности: «С ночного неба летят легкие снежинки. Они искрятся в свете фонаря. » (Дебюсси «Танец снежинок»)

3. Становление конечного эмоционального состояния: «Закружила метель в нежном вальсе». (Свиридов Вальс «Метель»)

7- занятие

«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)

Терапевтическая игра

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее! » (Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают? » Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20») .

8- занятие

«В гостях у морского царя»

На бал к Нептуну прибывают жители подводного царства. Детям предлагается двигаться как: грозная акула, расслабленная медуза, резвый морской конек, колючий морской еж и и. д. (К. Сен-Санс Аквариум)

9- Занятие

«Маленькое привидение» Терапевтическая игра

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить. » Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») В конце игры привидения превращаются в детей.

10 -Занятие

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).

Терапевтическая игра

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны»). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

11 - Занятие

«Весна пришла» Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния: «Наступила долгожданная весна. Пригрело теплое солнышко. На реке начался ледоход. Огромные льдины движутся по воде, с шумом и треском налетают друг на друга, ломаются, кружатся в водовороте». (Шуман «Порыв»)

2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Формирования состояния покоя, защищенности: «Солнечный теплый луч заглянул на заснеженную лесную поляну, растопил сугроб и обогрел первый весенний цветок – подснежник». (Чайковский «Подснежник»)

3. Становление конечного эмоционального состояния: «Из дальних стран вернулись в родные края перелетные птицы и запели свои самые веселые песни». (Вивальди «Весна»)

Страх

Задача. Преодоление чувства страха.

1 Занятие

«Ночные страхи» Музыкальное моделирование.

1. Переживание своего эмоционального состояния: «Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе»)

2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Неужели никто не может справиться с этой зловещей силой? Никто не спасет напуганных деревенских жителей?. Но вот средь далеких звезд зазвучала волшебная песня, наполненная нежностью и добротой. Песня звучит все громче, все сильней. Мягкий свет заструился среди тумана, рассеивая, разгоняя его. Это ангелы спустились на землю и запели хвалебную песнь святой деве Марии, защитнице человечества. И отступили темные силы». (Шуберт «Аве Мария»)

3. Становление конечного эмоционального состояния: «Закончилась вальпургиева ночь. Край неба окрасился розовыми, золотыми, багряными красками. Медленно, спокойно взошло доброе солнце». (Шостакович «Праздничная увертюра»)

2 занятие

«Закроем страх в шкатулку» Изотерапийная игра.

Ребенку предлагается нарисовать свой страх. (Дж. Пуччини «Плащ»). А теперь, когда страх «вышел» из малыша на бумагу, можно сделать с ним что угодно: дорисовать ему что-нибудь смешное, посадить «за решетку» и т. д. (Шопен «Прелюдия 1 опус 28») После этого можно сложить рисунок, спрятать страх в шкатулочку и подарить ребенку. Теперь малыш может сам управлять своим страхом и в любой момент посмотреть, не забрался ли страх обратно в него.

3 Занятие

«Баба Яга» Музыкальная подвижная игра

На площадке чертится круг. Дети стоят за кругом. Водящий – баба Яга становится в центр круга с завязанными глазами. Дети идут за кругом и поют:

В темном лесе есть избушка

Стоит задом-наперед, (поворачиваются в другую сторону)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,

Словно огоньки горят. (показывают руками)

Ух, сердитая какая! (приседают испуганно)

Дыбом волосы стоят! (вскакивают, поднимают руки вверх, пальцы растопырены)

Дети запрыгивают на одной ноге в круг и выпрыгивают из него, а баба Яга старается их поймать. (Чайковский «Баба Яга»)

4 Занятие

«Доктор Айболит» Сюжетно-игровая импровизация.

(Звучит «Венский вальс» Свиридова - «Айболит» раскладывает на пеньке свои лекарства) «Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечится и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит». (Звучит пьеса Левкодимова «Медведь» - идет «больной медведь») Вот идет к Айболиту медведь. Его искусали пчелы. Ох, как больно бедняге! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова - доктор лечит медведя) Ох, спасибо! (Звучит «Шутка» Баха - медведь танцует). Вот лисичка бежит. (Звучит пьеса Левкодимова «Лиса» - бежит «больная лиса») У нее зуб болит. Ой, как плохо лисоньке! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова - доктор лечит лису) Спасибо, доктор! (Звучит «Шутка» Баха - лиса танцует). А почем кустик трясется? Это зайчик дрожит! Загнал он в лапку большую занозу. Болит лапка, а к доктору идти страшно. Давайте уговорим заиньку (дети уговаривают зайку пойти к доктору). Вылечил доктор зайчонка. «Слава, слава Айболиту, слава добрым докторам! » (Звучит «Камаринская Чайковского, дети-актеры танцуют) .

5 Занятие

«Снеговик»

Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения)

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка») .

6 Занятие

«В лесу» Музыкальное моделирование.

1 Переживание своего эмоционального состояния: «Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы продираемся через колючие кустарники, бежим (звучит музыка Петра Ильича Чайковского - оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада», ребенок двигается в соответствии с сюжетом) ».

2 Формирования состояния покоя, защищенности: «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво: маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, ребенок лежит или сидит на коврике) ».

3 Становление конечного эмоционального состояния: «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, ребенок подыгрывает на металлофоне или танцует) ».

7 Занятие

«Волшебный песок» Песочная терапия

Ребенку предлагается поиграть в песочнице: просеивать, копать лопаткой, делать пасочки… Незаметно в песок зарывается игрушка, символизирующая страх данного малыша (баба яга, собака, монстр и т. д.) Когда ребенок случайно откапывает игрушку, она начинает с ним «разговаривать» добрым просящим голосом: «Мне так одиноко, я очень добрый, но меня все боятся. Поиграй, пожалуйста, со мной. Построй мне песочный домик и т. п. Если ребенку страшно, можно закопать игрушку снова в песок, но через некоторое время напомнить, что ей там страшно. Предложить помочь игрушке. Пересыпая песок, ребенок чувствует себя спокойней. (Звучит «Романс» Свиридова)

8 Занятие

«Облака» Ритмопластика

Отправимся в путешествие! Мы превратимся в облака, ведь они летят по свету, не зная преград. Посмотрите, как они легки и прекрасны (слайд). Вы когда-нибудь наблюдали за облаками? Каждое облако – неповторимо. Это похоже на белоснежного коня, то – на удивительное морское чудовище. Но вот подул ветер, и облака изменили форму – перед нами возник волшебный сверкающий замок (слайд). Слышите, звучит волшебная музыка. (Чайковский «Сентиментальный вальс») Раз, два, три, облако лети! Теперь вы – облака. Летите мягко, плавно, меняйте форму от дуновения ветра. Чье же облако самое красивое?

9 Занятие

«Храбрый колобок» Сказкатерапия

(Дети играют роль колобка; звери – куклы би-ба-бо на руке у руководителя). Жил был колобок. Отправился однажды он погулять. (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети бегают на носочках) Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. (звучит: Бел Барток «Замок герцога Синяя борода»). «Колобок, колобок, я тебя съем! » Давайте предложим зайчику съесть конфетку и потанцевать с нами (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети танцуют с зайцем). Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк (звучит музыка Петра Ильича Чайковского - оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада») «Колобок, колобок, я тебя съем! » А у колобка черный пояс по карате, и он здорово боксирует. Покажем это волку! (Звучит «Танец с саблями» Хачатуряна, дети «дерутся»). Убижал волк, а колобок покатился дальше. Кто вышел ему на встреч из темной чащи?) Медведь! (Звучит «Гном» Мусоргского) Колобок, я тебя съем! » Давайте напугаем медведя. (Звучит «Шторм» Вивальди, дети пугают медведя, как маленькие привидения. Медведь убегает). А вот и лиса пожаловала. (Звучит «Ноктюрн №20» Шопена) «Какой ты, колобок красивый! Пойдем со мной, я тебя тортиком угощу». Пойдем с лисой?) Конечно нет! Она все врет. Мы, лиса, тебя не боимся, нас не обманешь! Что мы сделаем? (Предложения детей) А давайте позвоним в полицию. Знаете номер телефона? (дети «достают сотовые телефоны» и звонят 020, лиса бегает). Хорошо погулял колобок, никого он не испугался!

10 Занятие

«Горелки» Подвижные игры

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят». Игроки разбегаются, замирают на месте и звенят в колокольчики, а водящий с завязанными глазами ищет их.

(Звучит Римский-Корсаков «Испанское каприччио»)

11 Занятие

«Пчелка в цветке» Психотерапевтическая игра

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается, и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. » Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

(Римский-Корсаков «Полет шмеля» - пчелка летает,

Брамс «Колыбельная» - пчелка спит)

12 Занятие

«Волшебные ножницы» Аппликация

(Звучит произведение Шостаковича «Ленинградская симфония») Ребенку предлагают нарисовать себя. Затем руководитель наклеивает вокруг изображения черные кляксы, символизирующие страхи ребенка. Руководитель вместе с малышом называет эти страхи (боязнь высоты, темноты, одиночества и т. д.) . (Звучит «Симфония № 40» Моцарта) Ребенок вырезает свое изображение и приклеивает на чистый лист. Вокруг него сам ребенок наклеивает разноцветные кружочки, называя их (родители, друзья, игрушки и т. д.) . Отрезанные кляксы-страхи можно порвать, зарыть, закрыть в коробку.

13 Занятие

«Храбрый полицейский» Сюжетно-игровая импровизация

Жил был храбрый полицейский, смелый Миша Иванов (ФИО ребенка-актера). (Звучит «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк»). Вот идет из сада Таня, в сумке куколку несет. (Звучит «Шутка» Баха). Подбежали хулиганы, стали Таню обижать, стали дергать за косички, стали куклу отбирать! (Звучит «Шторм» Вивальди). Кто же, кто же нам поможет, от беды нас защитит? Смелый, ловкий полицейский нам на помощь поспешит! (Звучит «Полет валькирий» Вагнера) Хулиганов раскидал он и в тюрьму их оттащил. (Звучит «симфония №40» Моцарта) Маленькую нашу Таню он до дому проводил.

14 Занятие

«Заяц-герой» Музыкальная театрализация

Жил был зайчик-трусишка. Сидел он под кустиком и всего боялся. Листик с дерева упадет – зайка трясется от страха, сова пролетит – заяц в обморок падает. (Звучит муз. : Шуман «Дед Мороз». Дети показывают, как зайчик боится). День боялся зайка, неделю, год. Но вот, надоело ему боятся. Устал, и все тут. Залез он на пенек, лапками замахал и закричал: «Никого я не боюсь! » (Звучит муз. : Бетховен «Ода к радости» Дети показывают себя храбрецами) Вдруг вышел на полянку волк! (кукла би-ба-бо) Вся храбрость зайчонка сразу куда-то исчезла. Затрясся он, прыгнул, да с перепугу прямо волк на спину угодил. Бросился зайка наутек (Звучит: Сен-Санс «Заяц», дети бегут, а когда сил бежать больше не стало, упал он под кустик. Но волк тоже перепугался этого странного зайца,

что сам на него набросился, и ушел из этого леса. Нашли зверята нашего зайца и стали хвалить: «Какой ты храбрый, волка прогнал! » А заяц и сам поверил, что он храбрец и перестал бояться. (Звучит: Бетховен «Ода к радости»)

Замкнутость

Задача. Преодоление замкнутости, чувство робости.

1 занятие

«В гостях у белки» Психогимнастика

(Дети повторяют движения за руководителем по тексту стихотворения)

Чисто в домике у белки.

Дети вымыли тарелки,

Мусор вымели во двор,

Палкой выбили ковер.

Постучался почтальон –

Благородный старый слон.

Вытер ноги о подстилку:

«Распишитесь за «Мурзилку. »

Это кто стучится в двери?

Это мошки, птички, звери.

Вытирайте ножки, дорогие крошки.

Мы не станем здесь скучать,

Будем с вами танцевать! (Звучит «Камаринская»)

Вот мы топнем одной ножкой: топ-топ-топ,

А теперь другою ножкой.

И присядем, и привстанем,

Повторим еще разок.

Топнем правой пяткой дважды

И вперед – на носок.

Мы попрыгаем все вместе

И покружимся наместе.

2 Занятие

«Медвежонок Бука» Музыкальная театрализация

Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц», поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка», лапку протянула: «Привет» - говорит – «Давай дружить! ». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», - пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. … .) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука! » - удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий») Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья! » - подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо! ». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке) .

3 Занятие

«Дождь» Музыкальное моделирование.

1. На улице идет серый, грустный дождь. Мы сидим дома и смотрим в окно. Капли, как слезки стекают по мокрому стеклу. (Бетховен «Мелодия слез») .

2. Капли стучат по железной крыше, звенят по луже во дворе. И вдруг все изменилось – мы услышали легкую, звонкую музыку дождя. (Моцарт «Маленькая ночная серенада»)

3. Нам стало так весело! Захотелось играть, плясать вместе с дождиком. Мы одели сапожки, взяли зонтики и побежали на улицу – прыгать по лужам. (Штраус «Трик-трак» полька)

4 Занятие

«Волшебные нити» Изотерапийная игра

Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Ребенку предлагается нарисовать себя посередине листа, а вокруг изобразить тех, кого малыш хотел бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных, друзей, домашних животных, игрушки и т. д.) . Дать ребенку синий маркер (волшебную палочку) и попросить соединить себя с окружающими персонажами линиями – это волшебные нити. По ним, как по проводам, от любимых людей к малышу теперь поступает добрая сила: забота, тепло, помощь. Но и от ребенка должна идти такая же сила. Нити навсегда соединили малыша с теми, кто ему дорог. Теперь, если мама ушла на работу или друг уехал к бабушке, беспокоиться не стоит. Волшебные нити обязательно притянут их снова к ребенку.

5 Занятие

«Маленький скульптор» Лепка

Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучше что-то фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

6 Занятие

Рисунок «Я в будущем» Изотерапия

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

«У дедушки Трифона»

Дети становятся в круг, ведущий – в центре. Дети поют: «У дедушки Трифона было семеро детей, семеро сыновей. Они не спали, не ели, друг на друга глядели, вместе делали вот так». Ведущий демонстрирует какое-либо танцевальное движение, остальные его копируют. Тот, кто лучше повторил движение, становится ведущим.

7 Занятие

«Кукла» Музыкальное моделирование.

1. У маленькой девочки была кукла. Они были лучшими подругами: гуляли вместе, играли, засыпали. Но вот кукла заболела – сломалась. Девочке было очень грустно. Она пережевала за свою больную подругу – плакала, вздыхала над ее кроваткой. (Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы»)

2. Наконец с работы пришла мама. Девочка так ее ждала! Она попросила маму вылечить куколку. Мама достала ножницы, иголку, клей и стала ремонтировать игрушку. Девочка крутилась рядом. Она очень волновалась, но верила, что мама поможет подружке выздороветь. (Чайковский «Детский альбом»: «Вальс»)

3. Куколка стала совсем как новая! Какое счастье! (Чайковский «Детский альбом»: «Новая кукла») .


Программное содержание:

Обучающие задачи:

— Учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в

движениях, игре на музыкальных инструментах, соответствующих

характеру музыки.

Развивающие задачи:

— Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и

— Развивать творческую фантазию, воображение.

— Развивать чувство ритма, слухового внимания.

— Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических

движений и игры на музыкально-шумовых инструментах.

— Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную

Воспитательные задачи:

— Прививать любовь к музыке, поэзии и изобразительному искусству.

— Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.

— Обогащать музыкальные впечатления детей.

Ход занятия:

Звучит спокойная, тихая музыка. Дети заходят в зал и подходят к музыкальному руководителю, здороваются.

Муз. руководитель: — Здравствуйте, ребята! Меня зовут… А теперь давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите руки, стоящим рядом с вами, ребятам.

(дети и МР садятся на ковер) Ребята, я хочу рассказать вам одну сказку (звучит музыка, слайды). Где-то далеко-далеко, за морем-океаном, есть тридевятое царство, тридесятое государство, в котором все прекрасно, где всегда звучит музыка. В этой сказочной стране живет чудесная птица Счастья. Эта птица неземной красоты. Она дарит всем радость, добро и веселье (музыку выключить). А вы хотите попасть в сказочную страну к волшебной птице Счастья?

Ребята, открою вам тайну, чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно всей душой, всем сердцем верить в чудеса. Вы верите, ребята, в чудеса? Тогда давайте закроем глаза и скажем: «Я верю в чудеса» и тогда оно, чудо, произойдет. (звучит музыка, дети закрывают глаза, говорят слова. Открывают глаза).

Вот теперь все в порядке. Вы готовы отправиться в дорогу. Тогда в путь! А поможет добраться до птицы Счастья, конечно, … (музыка). А точнее сказочная песня, которая называется «Молочная река». Повторяйте за мной дружно все движения и тогда мы быстро доберемся до сказочной страны.

Танец «Молочная река» (аудиозапись)

(после танца дети присаживаются на стульчики, которые поставлены полукругом перед экраном телевизора)

— Вот мы и дошли до сказочной страны (слайд). Здесь много разных сказочных героев. Хотите узнать, кто же живет в волшебной стране? Давайте посмотрим.

(просмотр слайдов с изображением злых сказочных героев под музыку «В пещере горного короля», Э.Григ — 3).

Кого увидели? Какой у них характер? Давайте посмотрим вот на эти лица и определим, какое же настроение было у этого музыкального произведения. Почему?

(просмотр добрых героев, «Детская полька», М.Глинка — 5) Какие герои по характеру? Какое настроение у музыки?

— А хотите оживить своей игрой на музыкальных инструментах волшебную музыку, чтобы она еще больше засверкала и заискрилась? Тогда давайте возьмем себе музыкальный инструмент и сделаем это музыкальное произведение композитора М. Глинки еще более радостной и веселой.

«Детская полька», М. Глинка (метод музицирования: развитие навыков импровизации на детских музыкальных инструментах, развитие слухового восприятия, формирование жизнерадостного настроения).

Как сразу чудесно засверкала и ожила эта волшебная музыка! Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в сказочную страну? А хотите, чтобы птица Счастья показалась вам? Для этого нужно закрыть глаза и 3 раза сказать волшебные слова: «Солнце в месяц обернись, чудо-птица покажись!» (переодеваюсь в птицу и под музыку «Вальс», И. Штрауса выхожу к детям).

— А вот и я — прекрасная птица радости и счастья. Здравствуйте, ребята!

Птица Счастья (стих о музыке)

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится, —

Повсюду музыка слышна!

Здравствуйте, ребята! Я — птица Счастья. Я всем дарю добро и радость. А помогает мне в этом музыка, которая звучит в моей сказочной стране. Слышите, она звучит и приглашает нас всех на волшебный танец. Возьмите себе по волшебному перышку! (раздать разноцветные ленты, 3 цвета радости). Можете пригласить на танец своего друга.

Танцевальная импровизация «Вальс», И. Штраус — сын (передача волшебного радостного образа птицы в свободном творческом движении с разноцветными лентами; метод цветотерапии).

— Спасибо вам за такой прекрасный танец. А я хочу сделать вам подарок – оставить на память о себе свой портрет. (выносится мольберт, на котором прикреплен силуэт птицы на ватмане). Но вот беда – мой хвост совсем бесцветный. Помогите мне, пожалуйста, украсить мой хвост на этом рисунке с помощью разноцветных красок и этих волшебных кисточек. (дети встают возле мольберта, делают разноцветные мазки. Обратить внимание на используемые цвета (яркие, красивые).

Рисование птицы Счастья (метод арттерапии: сближение детей, эмоциональное и моторное самовыражение, актуализация положительных эмоций, развитие творческого воображения).

— Посмотрите, какой замечательный портрет у нас получился. Здесь только радостные, счастливые, теплые краски, ведь я — птица Счастья — всем дарю только тепло, свет, радость и любовь. И я желаю вам, ребята, чтобы вы всем и всегда дарили только хорошее настроение и добро.

— Ну, а мне пришла пора прощаться с вами и вам надо возвращаться обратно в детский сад. Приходите еще к нам, в сказочную страну. Я очень буду рада вас видеть. До свидания, ребята!

Звучит спокойная музыка, дети прощаются, уходят из зала.

Название: Музыкальное занятие в ДОУ с элементами музыкотерапии «Путешествие в сказочную страну»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, музыка, Подготовительная группа

Должность: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Детский сад № 20
Месторасположение: г. Рязань