Ленин В. И

Наши современники часто употребляют «шовинизм» в качестве синонима к словам «национализм» и «патриотизм». Не ошибаются ли они? Мы ответим на этот вопрос, рассказав, откуда произошел данный термин и что он обозначает.

Шовинизм: определение и понятие

Шовинизм — это мировоззрение, основанное на выделении исключительной, то есть главной, нации, интересы которой ставятся выше других этносов. Шовинизм лежит в основе идеи колонизации, когда доминирующая нация порабощала и эксплуатировала другие народы, противопоставляя себя им и ставя свои интересы выше остальных.

Вспомним колониальную политику Англии, в результате которой образовалось крупнейшее за всю историю существования человечества государство — Британская империя, имевшая колонии на всех материках. Подчинение себе народов, которых британцы считали стоящими на низшей ступени развития, — индусов, алжирцев, индейцев и пр. — и есть проявление шовинизма. Причем в данном случае имел место великодержавный шовинизм, в результате которого одна нация лишила другие народы права на государственный суверенитет.

В конце XIX века амбиции британцев, стремящихся к господству на континенте, вызвали повторный всплеск шовинистических настроений. Крайний английский шовинизм, присутствующий с тех пор в британском политикуме и обществе, получил название джингоизм, по слову «джинго» — такой кличкой народ наделил ярых поборников идеи превосходства британской нации.

История термина

Понятие шовинизм пришло к нам из французского языка. Исследуя происхождение слова, ученые пришли к выводу: в основу термина легла фамилия героя водевилей XIX века солдата армии Бонапарта Николя Шовена. Историки не могут найти документальных подтверждений существования этой личности, о нем известно только из литературных произведений. Писатели того времени утверждали: их персонаж списан с реального человека, который до фанатизма был предан Наполеону и рьяно поддерживал идею имперского национализма.

Будучи волонтером и вступив в ряды французской армии в 18 лет, Шовен получил семнадцать ранений и всего 200 франков пенсии, что, однако, не пошатнуло преданность солдата своему императору. Слепое преклонение Шовена перед Наполеоном начали называть шовинизмом. Позже семантика термина претерпела изменения, обретя современное значение: сегодня так называют национальное чванство и превосходство.

Национализм и шовинизм: в чем разница?

Шовинизм — пример крайней степени национализма. Рассмотрим различия этих понятий на практике. Жители Шотландии, входящей в состав Соединенного Королевства, на протяжении веков ведут борьбу за суверенитет, отстаивая право своей нации на самоопределение. Перед нами пример проявления национализма. А вот действия англичан, считавших себя доминирующей нацией и самоутверждающихся за счет дискриминации прав народов Шотландии и Ирландии, можно расценивать как шовинизм.

Другими словами, национализм предполагает стремление нации защитить свой суверенитет, культурное и духовное наследие. Шовинизмом называется агрессивное национальное доминирование, достигающееся за счет ущемления прав и свобод других народов.

Великорусский шовинизм

Великорусский шовинизм, называемый еще великодержавным, существовал и в Российской Империи, и в Советском Союзе, его проявления остались и в Российской Федерации. Во времена монархического правления в России главенствующую роль играла русская нация: основные денежные потоки стекались в Центральную Россию, страны, входящие в состав империи, были, по сути, ее придатками, не имеющими права голоса.

В Советском Союзе русский шовинизм был противопоставлен интернационализму. Однако лишь на словах. На деле идеологи социализма возвели русский народ в ранг «старшего брата», тем самым отведя ему главенствующую роль в жизни государства и оставив остальные народности стоять на ступень ниже.

Русский шовинизм есть и сегодня. В наши дни эту идеологию взяли на вооружение многие общественные организации и политические партии. Среди них — скинхеды, орден «Великая Россия», Русское национал-патриотическое движение, ОД «Национальная Социалистическая Инициатива», ООПД «Русское Национальное Единство», Народная национальная партия.

Гендерный шовинизм

Гендерный шовинизм, который еще называют сексизмом, представляет собой мировоззрение, построенное на принципе дискриминации по половому признаку. Этот вид шовинизма не имеет отношения к политике, но является не менее актуальным, чем шовинизм национальный.

Мужской шовинизм

Мужчина-шовинист поступками и поведением подчеркивает свое превосходство над женщиной.

  1. Женщине отводится роль домохозяйки, в чьи обязанности входит обслуживание мужа и воспитание детей. Действует правило: «Бабе слово не дадено».
  2. Адюльтер для мужчины — норма, а вот наличие любовников у женщины осуждается.
  3. Мужчина должен доминировать во всем: занимать руководящие должности, определять судьбу государства, иметь решающее слово в семье. Женщина довольствуется ролью подчиненной, ей меньше платят, даже если она занимает равнозначную с мужчиной должность, и в правительственных органах представительниц слабой половины человечества — единицы.

В противовес мужскому шовинизму возник феминизм — движение за равноправие женщин и мужчин. Однако, помимо него, существует и другое явление сексизма — шовинизм женский.

Женский шовинизм

Мужчины утверждают: их права также ущемляются, и женщины в некоторых случаях находятся в более выигрышном положении по сравнению с представителями сильного пола. Дискриминацию своих прав потомки Адама видят в:

  • разном пенсионном возрасте. Женщины имеют право выходить на пенсию раньше, этого же хочется и мужчинам;
  • необходимости служить в призывной армии. Почему защита Родины должна быть только нашей обязанностью, — вопрошают прапраправнуки русских богатырей;
  • праве женщин единолично решать, делать ей аборт или нет;
  • установленных более низких нормах физических нагрузок для женщин, особенно беременных. Почему бы будущей маме не работать на равных с коллегой мужского пола? А может, мужчин-обладателей пивного живота весом в 15 кг перевести на сокращенный рабочий день?
  • необходимости снимать головные уборы, когда женщины остаются в платках и шляпках. Например, в церкви, театре, при исполнении гимна.

Шовинизм, независимо от сферы проявления, — явление негативное, порожденное извечным стремлением человека подавлять и властвовать, но так можно прийти к третьей мировой войне . Поэтому нужно быть мудрее, не идя на поводу у своих желаний и амбиций, а принимая решения, за которые не придется расплачиваться потомкам.

Существует ли русский шовинизм сегодня? Мнение российского президента смотрите в видеосюжете:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Охотно продолжу список нашего «быдлячества»:))

И это лишь малая часть:

1. П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин - первая в мире электрическая лампочка
2. А.С. Попов - радио
3. В.К. Зворыкин - первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание
4. А.Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолета
5. И.И. Сикорский - великий авиаконструктор, создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик
6. А.М. Понятов - первый в мире видеомагнитофон
7. С.П. Королев - первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли
8. А.М. Прохоров и Н.Г. Басов - первый в мире квантовый генератор - мазер
9. С.В. Ковалевская (первая в мире женщина - профессор)
10. С.М. Прокудин-Горский - первая в мире цветная фотография
11. А.А. Алексеев - создатель игольчатого экрана
12. Ф.А. Пироцкий - первый в мире электрический трамвай
13. Ф.А. Блинов - первый в мире гусеничный трактор
14. В.А. Старевич - объемно-мультипликационное кино
15. Е.М. Артамонов - изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом
16. О.В. Лосев - первый в мире усилительный и генерирующий полупроводниковый прибор
17. В.П. Мутилин - первый в мире навесной строительный комбайн
18. А.Р. Власенко - первая в мире зерноуборочная машина
19. В.П. Демихов - первым в мире осуществил пересадку легких и первым создал модель искусственного сердца
20. А.П. Виноградов - создал новое направление в науке - геохимию изотопов
21. И.И. Ползунов - первый в мире тепловой двигатель
22. Г.Е. Котельников - первый ранцевый спасательный парашют
23. И.В. Курчатов - первая в мире АЭС (Обнинская), также под его руководством была разработана первая в мире водородная бомба мощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года. Именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу РДС-202 (Царь-бомба) рекордной мощности 52 000 кт.
24. М.О. Доливо-Добровольский - изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор, чем поставил точку в споре сторонников постоянного (Эдисон) и переменного тока
25. В.П. Вологдин - первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности
26. С.О. Костович - создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель
27. В.П. Глушко - первый в мире эл/термический ракетный двигатель
28. В.В. Петров - открыл явление дугового разряда
29. Н.Г. Славянов - дуговая электросварка
30. И.Ф. Александровский - изобрёл стереофотоаппарат
31. Д.П. Григорович - создатель гидросамолета
32. В.Г. Федоров - первый в мире автомат
33. А.К. Нартов - построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом
34. М.В. Ломоносов - впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы
35. И.П. Кулибин - механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста, изобретатель прожектора
36. В.В. Петров - физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу
37. П.И. Прокопович - впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками
38. Н.И. Лобачевский - Математик, создатель «неевклидовой геометрии»
39. Д.А. Загряжский - изобрёл гусеничный ход
40. Б.О. Якоби - изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала
41. П.П. Аносов - металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов
42. Д.И. Журавский - впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире
43. Н.И. Пирогов - впервые в мире составил атлас «Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое
44. И.Р. Германн - впервые в мире составил сводку урановых минералов
45. А.М. Бутлеров - впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений
46. И.М. Сеченов - создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд «Рефлексы головного мозга”
47. Д.И. Менделеев - открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы
48. М.А. Новинский - ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии
49. Г.Г. Игнатьев - впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю
50. К.С. Джевецкий - построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем
51. Н.И. Кибальчич - впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата
52. Н.Н. Бенардос - изобрёл электросварку
53. В.В. Докучаев - заложил основы генетического почвоведения
54. В.И. Срезневский - Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат
55. А.Г. Столетов - физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте
56. П.Д. Кузьминский - построил первую в мире газовую турбину радиального действия
57. И.В. Болдырев - первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа
58. И.А. Тимченко - разработал первый в мире киноаппарат
59. С.М. Апостолов-Бердичевский и М.Ф. Фрейденберг - создали первую в мире автоматическую телефонную станцию
60. Н.Д. Пильчиков - физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления
61. В.А. Гассиев - инженер, построил первую в мире фотонаборную машину
62. К.Э. Циолковский - основоположник космонавтики
63. П.Н. Лебедев - физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела
64. И.П. Павлов - создатель науки о высшей нервной деятельности
65. В.И. Вернадский - естествоиспытатель, создатель многих научных школ
66. А.Н. Скрябин - композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме «Прометей”
67. Н.Е. Жуковский - создатель аэродинамики
68. С.В. Лебедев - впервые получил искусственный каучук
69. Г.А. Тихов - астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса
70. Н.Д. Зелинский - разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз
71. Н.П. Дубинин - генетик, открыл делимость гена
72. М.А. Капелюшников - изобрел турбобур в 1922 году
73. Е.К. Завойский - открыл электрический парамагнитный резонанс
74. Н.И. Лунин - доказал, что в организме живых существ есть витамины
75. Н.П. Вагнер - открыл педогенез насекомых
76. Святослав Федоров - первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы
77. С.С. Юдин - впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей
78. А.В. Шубников - предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрические текстуры
79. Л.В. Шубников - эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников)
80. Н.А. Изгарышев - открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах
81. П.П. Лазарев - создатель ионной теории возбуждения
82. П.А. Молчанов - метеоролог, создал первый в мире радиозонд
83. Н.А. Умов - физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии; кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности
84. Е.С. Федоров - основоположник кристаллографии
85. Г.С. Петров - химик, первое в мире синтетическое моющее средство
86. В.Ф. Петрушевский - ученый и генерал, изобрел дальномер для артиллеристов
87. И.И. Орлов - изобрел способ изготовления тканых кредитных билетов и способ однопрогонной многократной печати (орловская печать)
88. Михаил Остроградский - математик, формула О. (кратный интеграл)
89. П.Л. Чебышев - математик, многочлены Ч. (ортогональная система функций), параллелограмм
90. П.А. Черенков - физик, излучение Ч. (новый оптический эффект), счетчик Ч. (детектор ядерных излучений в ядерной физике)
91. Д.К. Чернов - точки Ч. (критические точки фазовых превращений стали)
92. В.И. Калашников - это не тот Калашников, а другой, который первым в мире оснастил речные суда паровой машиной с многократным расширением пара
93. А.В. Кирсанов - химик-органик, реакция К. (фосфозореакция)
94. А.М. Ляпунов - математик, создал теорию устойчивости, равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, а также теорему Л. (одна из предельных теорем теории вероятности)
95. Дмитрий Коновалов - химик, законы Коновалова (упругости парарастворов)
96. С.Н. Реформатский - химик-органик, реакция Реформатского
97. В.А. Семенников - металлург, первым в мире осуществил бессемерование медного штейна и получил черновую медь
98. И.Р. Пригожин - физик, теорема П. (термодинамика неравновесных процессов)
99. М.М. Протодьяконов - ученый, разработал общепринятую в мире шкалу крепости горных пород
100. М.Ф. Шостаковский - химик-органик, бальзам Ш. (винилин)
101. М.С. Цвет - метод Цвета (хромотография пигментов растений)
102. А.Н. Туполев - сконструировал первый в мире реактивный пассажирский самолет и первый сверхзвуковой пассажирский самолет
103. А.С. Фаминцын - физиолог растений, первым разработал метод осуществления фотосинтетических процессов при искусственном освещении
104. Б.С. Стечкин - создал две великих теории - теплового расчета авиационных двигателей и воздушно-реактивных двигателей
105. А.И. Лейпунский - физик, открыл явление передачи энергии возбужденными атомами и
молекулами свободным электронам при столкновениях
106. Д.Д. Максутов - оптик, телескоп М. (менисковая система оптических приборов)
107. Н.А. Меншуткин - химик, открыл влияние растворителя на скорость химической реакции
108. И.И. Мечников - основоположников эволюционной эмбриологии
109. С.Н. Виноградский - открыл хемосинтез
110. В.С. Пятов - металлург, изобрел способ производства броневых плит прокатным методом
111. А.И. Бахмутский - изобрел первый в мире угольный комбайн (для добычи угля)
112. А.Н. Белозерский - открыл ДНК в высших растениях
113. С.С. Брюхоненко - физиолог, создал первый аппарат искусственного кровообращения в мире (автожектор)
114. Г.П. Георгиев - биохимик, открыл РНК в ядрах клеток животных
115. E.А. Мурзин - изобрел первый в мире оптико-электронный синтезатор «АНС»
116. П.М. Голубицкий - русский изобретатель в области телефонии
117. В.Ф. Миткевич - впервые в мире предложил применять трехфазную дугу для сварки металлов
118. Л.Н. Гобято - полковник, первый в мире миномет был изобретен в России в 1904 году
119. В.Г. Шухов - изобретатель, первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки
120. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский - совершили первое русское кругосветное путешествие, изучили острова Тихого океана, описали жизнь Камчатки и о. Сахалин
121. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев - открыли Антарктиду
122. Первый в мире ледокол современного типа - пароход русского флота «Пайлот” (1864), первый арктический ледокол - «Ермак”, построен в 1899 под руководством С.О. Макарова.
123. В.Н. Щёлкачев - основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе, его структуре, классификации, динамике, взаимосвязях со средой и его животным населением
124. Александр Hесмеянов, Александр Арбузов, Григорий Разуваев - создание химии элементоорганических соединений.
125. В.И. Левков - под его руководством впервые в мире были созданы аппараты на воздушной подушке
126. Г.Н. Бабакин - русский конструктор, создатель советских луноходов
127. П.Н. Нестеров - первым в мире выполнил на самолете замкнутую кривую в вертикальной плоскости, «мертвую петлю», названную впоследствии «петлей Нестерова»
128. Б.Б. Голицын - стал основателем новой науки сейсмологии

И все это, лишь незначительная часть вклада русских в мировую науку и культуру.

При этом здесь я не касаюсь вклада в искусство, в большую часть общественных наук,

а это вклад далеко не маленький. И кроме всего прочего, существует вклад в виде

явлений и предметов, который я не учитываю в этом исследовании. Таких, как

«Автомат Калашникова», «Первый Космонавт», «Первый Экраноплан» и многие другие.

Конечно же, перечислить всего невозможно. Но даже столь беглый взгляд,

позволяет сделать нужные выводы…

Нравится 0

22/05/01
Потому что он ничем не обоснован. Возомнили себя великой нацией а почему так один хер разберет. Поорганизовывали разные там РНЕ и ЛДПР и ходят понтуют. Вообще понятия такого как великороссы нет есть разве что кацапы которые делятся на дурноголовых и нормальных. Так вот "великороссие" это тупорогая выдумка дурноголовых кацапов.

Kuzey , 24/10/02
Шовинизм - это глупость, а великорусскйи глупость втройне! Вобщем-то мне ничем этот шовинизм хуже или лучше не сделает. Единственное - он погробит Россию.

9_1_2 , 25/10/02
Мы, беларусы, всегда были людьми мягкими и не понимаем, как можно так гордится своей национальностью, чтобы ставить ее выше других, оскорблять и унижать других, драться из-за национальности. По-моему этим могут заниматься только придурки. Нормальные люди уважают всех людей и никогда не ставят себя выше других.

ТьфуНаВас , 27/10/02
Истинный российский шовинизм завернут в обёртку государственного авторитаризма... Неумение и нежелание понимать основы демократии и либерализма просто потрясает. Вот опять, в эйфории победы над терроризмом, "Россия потребовала(!) от Дании запретить(!) проведение конгресса чеченских общин". Заметьте, некая абстрактная территория Россия потребовала от некоей абстрактной территории Дания, то есть просто так дубиной пригрозила в сторону "за море"... Хорошо в "заморье" цивилизованные и терпимые люди разъяснили: де дело конгресса в руках частных лиц, и коль законов не нарушает, то и претензий к нему нет... типа извини Русский Медведь, демократия у нас. Из этого же самого авторитарного шовинизма растут и уши "двойных стандартов"... ну не понимают российские политики либерализма, не принимают, да и как это вне государства какие-то конгрессы!

ТьфуНаВас , 30/10/02
Вот опять о государственном шовинизме! По мнению «россии» решение вопроса Калининградской области должно произойти на саммите ЕС - Россия, но не в Копенгагене, а в Брюсселе. Казалось бы, приближаясь к европейской демократии, Россия должна показать себя с респектабельной стороны, то есть пред ликом цивилизации должна стыдиться того, что не может обеспечить безопасность своих граждан. И тут бы товарищ Шариков, стремясь к обществу людей с либерально - демократическим воспитанием, должен молчать и слушать, молчать и слушать… ни в коем случае не увязывать терроризм и Калининград! Однако, уничтожив 100 + 40 своих граждан, гордый росс величает себя не иначе как спасителем всего мира, и мало того, что мажет грязью прибалтийский регион, так еще и пытается изменить либеральный устав Датского королевства.

ТьфуНаВас , 20/11/02
Русский шовинизм - это запрет концерта "Ленинград","Rammstien" или кориды (Лужков то не дальше батьки Лукошенко ушел), это наезд на германский телеканал ARD, это добывание для Калининграда "безвизового проезда" в Россию, вместо свободного проезда в Европу, это побуждение либеральных государств к "выдаче террористов" с нарушением законодательства, это само мнение будто бы терроризм есть нечто особенное, это дядечка Глеб Павловский: "Европейские журналисты порой не чувствуют насколько оскорбительны бывают их коментарии..."-как же они стали журналистами?

ТьфуНаВас , 24/11/02
Вот он: "Росбалт, 23/11/2002, ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ 16:20 Калининградцам предлагают не упоминать на 750-летии города слово «Кенигсберг» "

Армянин , 18/07/04
Великорусский шовинизм - это бред сивой кобылы, т.к. шовинизм это плохо, а уж тем более великорусский. Украинцы и белорусы - не русские, у них своя культура, и Большому Брату они ничего не должны. Нечего говорить и о других народах, входящих в параноидальную "Росийскую империю"

Адамов , 24/09/04
Лет этак 150 назад, ещё до западников и славянофилов, такой вопрос не стоял. Говорили примерно так: "страна достигла нужного развития и встала на путь просвещения, общий для всего человечества". Империализм тогда тоже только зарождался, так что имелось в виду что-то другое (в т.ч. не коммунизм). Я - за это.

BlackBagira , 01/05/08
Вот уж точно, гордиться нечем, кроме как «национальностью». Богом избранный народ, блин, вечно плавающий в собственном дерьме. Самая загадочная душа, самые красивые женщины, духовность.. Щас! Где это все, ГДЕ?! Не вижу! Где духовность этих русских женщин, которые больше на самок течных похожи. Существуют загаживая все вокруг. Я не вижу этой духовности, когда иду по грязным улицам, когда вижу пьяных мужиков, матерящихся баб и их несчастных детей. Вокруг грязь, смрад и мрак. «русский» - звучит не гордо. Только и могут придумывать себе «фишки» да создавать новую «замануху» типа «особой теплоты, которой нет на Западе». Убогость.

LoveUSA , 08/07/09
Больше всего ненавижу когда говорят, что русские самые "духовные", "душевные", "загадочные", а женщины самые красивые. Духовность - это что, когда таскают икону в авто, ходят в церковь 2 раза в год на Рождество и Пасху, а потом напиваются? Или это "глубокие" рассуждения о смысле жизни как у Достоевского, так этот смысл и не отыскав? Или когда "интеллектуалы", начитавшись книжек, ставят себя выше морали? Это не духовность. А душевность - это вечные жалобы "какие все кругом уроды"? Или Бабкина с Кадышевой? Или шансон? Или "ты меня уважаешь?" Конечно, в каждой стране есть разные люди, и в России есть истинно духовные, но лично я именно на Западе нашла самую пылкую веру и преданность Богу, и самый высокий патриотизм, и самые глубокие чувства, и самую крепкую дружбу и поддержку, прежде всего духовную. И девушки западные - симпатяшки, насколько я могу оценить. Русским есть здесь чему поучиться. А разговоры о "загадочной русской душе" - обычный шовинизм. Надо же хоть чем-то похвастаться.

LoveUSA , 09/07/09
Я хорошо помню 91 год, но пишу о том, что вижу в плане духовности сейчас, в 2009: людей которые напиваются на Пасху, иконы в машинах рядом с порнокартинками и другие признаки фальшивой "духовности". Хотя я и нахожусь в Беларуси, наш менталитет очень похож. Кстати, не люблю еще и планируемое объединение моей страны с Россией, т.к. наш уровень жизни сейчас хотя не слишком высок, но в 1,5 раза выше среднероссийского (не московского), а при объединении он сравняется, но это уже оффтопик. Piperman, любовь деятельных людей к своему Отечеству - это уже не шовинизм, а патриотизм. Я это чувство тоже одобряю, не только у американцев, потому что такое чувство делает людей лучше, а вот шовинизм, высокомерие вроде "Мы самые крутые, умные, духовные, а все остальные нам в подметки не годятся", ненавижу. PS. Я тоже люблю свое Отечество. У меня их два: Беларусь, где я имела честь родиться и... угадайте какое.

KONSTRUKTOR , 11/07/09
Любой шовинизм отвратителен - хоть великорусский, хоть великоамериканский, хоть великомумбоюмбовский. Нельзя в наше время исповедовать культ национальной исключительности и национального превосходства одной страны, нации или расы над другой. Как известно, Гитлер был задвинут на этом пункте, а чем он кончил? Привел Германию и немцев к катастрофе. Можно вспомнить и другие примеры, не буду их повторять.

Thomas Porter , 11/07/09
Из меня сделали врага всея Рассея только из-за того, что родился и живу в Киеве, не испытывая никаких враждебных чувств ни к России ни к ее жителям. В разговорах в поезде Киев-Москва или Москва-Киев российские собеседники меня учат говорить по-украински и упрекают за то, чего я не делал и не собираюсь делать. Может там СМИ специфические, может какие-то темы приятны для уха, но нельзя же забывать, что есть и другие народы с историей, языком, культурой и менталитетом. Надо иметь свою голову на плечах, а не СМИ ретранслировать.

Gabrielli , 13/07/09
Потому что великорусские шовинисты без всякого повода осыпают оскорблениями мой народ! Причем мы их вообще не трогаем. Это обычно агрессивные люди, которые не спорят, а хамят! Но я знаю, что в России не все такие и хорошо к вам отношусь!

Bielarus , 11/10/09
Русские - народ великий, но больно им не хватает хоть капли уважения к другим. Надоело слушать праздные рассуждения о том, что моего народа просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Принявший Ислам , 13/04/10
Потому,что надоело каждый день слышать от своих соотечественников такие слова "татары-злые и сволочи","чеченцы - проклятый народ", "негры - обезьяны" и так далее. Мы все на этой планете Земля равноправны.И только Бог может судить человека.

Меир , 13/07/10
Я казах. Люблю математику, логику и борьбу дзюдо. :) -А представьте, шовинисты, что вы бы родились другой национальности... Противоречие! -А представьте, противники шовинистов, что Вы бы родились другой национальности... Все ровно! Ну так кого мы предпочтем, люди логичные?!! Ставлю себе иппон (чистая победа в дзюдо)!

Sattar , 11/09/10
В общем -то я ненавижу любой щовинизм, но беспокоит русский шовинизм потому что мы соседи-я КАЗАХ!. У нас тоже есть шовинизм, но причины я думаю одинаковые. Нашим народам надо серьезно завязать с алкаголем и наконец то научиться хорошо работать!

Sattar , 11/09/10
Все очень просто, когда человек или группа людей не могут организовать процесс производства материальных благ, чтобы удовлетворить свое потребление, то они зачастую начинают искать крайних или прочих виноватых. Как в школе бывает, что норовят унизить отличника! Русский шовинизм я испытывал в детстве у себя на родине в Казахстане. Нас называли калбитами, черножопыми, зверьками и пр. Я не злопамятствую, но это было. От русского языка я не могу отказаться, так как вырос с этим языком и открыл для себя этот огромный мир. Но когда бываю в России по работе, всегда чувствую какую- то отчужденность, неприятие,высокомерие-это неприятно. Самое смешное, что со многими рускими я мог бы потягаться в знании русской культуры, российской истории, литературы и владении русским языком! Так что давайте жить дружно!

Sekan , 13/12/10
Русский Шовинизм это - гибель целого российского государство! И этим все сказано!

saprawdny belarus , 01/03/11
Потому что мы абсолютно разные нации. Но, русские как раз-то мы - литвины(белорусы) и украинцы. Настоящее название русских, проживающих в России - москали и произошли они от финно-угорского племени москель (отсюда название города Москва) и татар. Впоследствие москали присвоили себе историю Киевской Руси и стали заявлять о том,что мы якобы братские народы. Мы и украинцы - братские народы, а москали отдельная нация.

Kate McFly , 19/06/12
Меня интересует, откуда они берутся эти русские шовинисты? Неужели так плохо все в России, что некоторые личности докатились до этого. Все впечатление они портят о русском народе. Вроде нормальные люди, а уродцев хватает. А бредни о том, что русские, белорусы и украинцы - это один народ, только белорусы и украинцы ополяченные? С этим сравнить можно лишь бредни профессора одного из львовских университетов Кобылюка, что все люди произошли от древних укров и китайцев.

Bitten Hero , 19/06/12
Начну издалека. Являясь русским националистом, я ненавижу "великорусский шовинизм" как историческое явление. Я ненавижу этот пропагандистский термин, изобретенный большевиками в целях создания предлога для подавления русской нации. Большевистская борьба с "великорусским шовинизмом" вылилась в невиданные страдания и унижения для моего народа. Насчет современной ситуации: борьба с мифическим "русским фашизмом", ("великорусским шовинизмом") привела к нездоровой ситуации в национальном вопросе: русские оказались в подавленном положении, в то время как власть систематически потакая национальным республикам, откладывает нужды русских регионов в долгий ящик. Для многонационального государства подобная политика - это бомба замедленного действия, благодатная почва для развития сепаратизма. Русский национализм мог бы вернуть русскому народу былую силу, и тем самым - остановить реальную угрозу - сепаратизм в нац. республиках. К несчастью, вопли о "великорусском шовинизме" мешают этому.

Раскольников95 , 29/08/14
Великорусский шовинизм-это национальная идеология русских как национальности. Дай русскому на выбор-или маленькую Россию(Русь) границами от Воронежской области до Мурманска, хорошую зарплату и спокойную жизнь или могучую Империю, поработительницу народов великорусский шовинист без вопросов выберет второе. Великорусский шовинизм не возник просто так. Им заражены русские с начала 1500 годов, а особенно после 1552, когда была учинена страшная резня в Казани(население "Руси" и Каз. ханства тогда было равным-по 8 миллионов, сейчас русни 140, татар-7), после той резни к русским приклеилось презрительное прозвище "кассап"(мясник), которое сейчас используют украинцы и другие народы для обозначения оккупанта. То бишь за более чем 450 лет русские выросли по численности в 17(!!!) раз, в то время как татар даже стало меньше на миллион. Про малые народы вроде карел, вепсов и еще с сотню я вообще молчу. Их уже давно русские растворили в себе.

Раскольников95 , 29/08/14
Абсолютно все русские цари начиная с Ивана 4 так или иначе были кровожадными, они мечтали о завоеваниях, их задача была убить, уничтожить, принести русский мир. Советские царио- Ленин-Бланк, Сталин-ДЖУгашвили, даже тупой колхозник Брежнев пытались все что-то захватить, поработить. Ленин-таки оккупировал Украину, Беларусь и еще ряд государств, Сталин беспардонно наряду с Гитлером распилил Польшу, совершенно наглым фашистским образом присоединил Прибалтику(такой же псевдореферендум как и на Донбассе сейчас) плюс была неудачная попытка оккупации Финляндии, где кацапов нагнули так, что соотношение потерь достигало 1 к 6 по убитым. Брежневу, к слову, этническому украинцу, не давали покоя лавры других русских оккупантов и он решил принести "рузгей мир" в Афганистан, а далее-в Индию. Не прокатило, и с более чем 100 тысячами двухсотых(официально 15) оккупационные войска были выгнаны с территории вольнолюбивого Афганистана.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) – всем в нашей стране известная личность, деятель, оставивший наиболее значительный след в истории нашего народа в прошедшем столетии. Несомненно, о его деяниях как минимум наслышаны все, кто живёт сегодня на территории бывшей Российской империи. Как этому человеку досталась власть и что он с ней сделал – вопрос, обсуждаемый в доброй трети нынешних полемик о той эпохе. Однако Владимир Ленин не был в первую очередь государственным деятелем, правителем, политиком или военачальником. Ленин был мыслителем и философом, оставившим после себя огромную массу сочинений, публицистики, фундаментальных трудов. Умный и образованный человек, он обладал довольно спорным набором личностных качеств, но в то же время феноменально работоспособной головой. До сих пор людей, проштудировавших полностью все его труды и досконально их обдумавших, можно пересчитать по пальцам. Политические воззрения Ленина также хорошо известны, более того, именно они определили судьбу России, можно без сомнений утверждать, до самого конца её существования.

Особый интерес представляет вопрос, являющийся ключевым в составлении оценки Ленина с точки зрения русских людей нашего времени, граждан страны, которую создал и оставил нам именно этот человек. Вопрос этот – русский вопрос. Что обычно вменяют в вину Ленину, не углубляясь даже в экономические проблемы, в экзистенциальные проблемы, в идеологические проблемы? Нацию. Нашу русскую нацию, формирование которой этот человек остановил, а затем устроил кровавую баню её незаконченным останкам. Владимира Ленина русские люди обвиняют в первую очередь в том, что они не имеют сложившейся политической нации, и не имели в ту эпоху, когда она была так отчаянно нужна. Прошлый век принёс немало потрясений, среди которых были унёсшие жизни миллионов русских, и унёсшие миллионы русских в сточную канаву – за пограничные столбы, на очную ставку со всевозможными мертворождёнными новыми национальными идентичностями и ненавистью к великороссам. Как сложилась бы история, имей мы своё государство и свою нацию? Итак, Ленин и «великорусский шовинизм».

Разумеется, отношение Ленина к предмету у всех всегда было на слуху. Большинство людей даже сможет припомнить некоторые высказывания. Основной источник, флагман нашего обсуждения – статья «О национальной гордости великороссов». Статья рекомендуется к прочтению тем, кто этого ещё не сделал, без ознакомления с ней предметный разговор невозможен.

Конечно, Ленин пишет эту статью от лица самих великороссов, называя себя «мы, великорусские социал-демократы». Неизвестно точно, было ли в его воззрениях место позиционированию себя как великоросса, однако эта статья написана не со стороны, а как бы изнутри. Начинаются рассуждения с привлечения внимания к понятию Отечества и национальности. Разумеется, известно отношение идеологов марксизма, в числе которых почётное место занимает обсуждаемая персона, к набору идентичностей индивидуума и системе расположения их по актуальности и непосредственной роли в жизни общества как совокупности личностей и личности, взятой отдельно. Идеология предусматривает классовое деление общества как главное, при этом национальная идентичность отходит на второй план и признаётся «мешающим фактором». Национальность, национальные чувства – всё это, в большей или меньшей степени, как утверждал Ленин, используется одними классами для эксплуатации других. Национальные стремления навязываются пролетариату для разделения его и более эффективного выдавливания из него ресурсов эксплуататорами, помещиками, капиталистами и прочими чуждыми классовыми элементами. Далее, логично проводя следственную связь, Ленин начинает критиковать шовинизм и шовинистов (упоминаются «шовинист по убеждениям» Меньшиков и безымянные шовинисты-оппортунисты, популисты и политиканы) за их палки, некрасиво торчащие из колёс мировой пролетарской солидарности. Эти пассажи укладываются в общую линию, но затем Ленин делает интересный разворот – начинает говорить о порождении капитализмом новых наций, поднимающих голову на месте старых этносов (в целом нейтрально, не обвиняя капитализм в этом), а потом начинает упрекать великорусский шовинизм в угнетении (слово «душить» употребляется в тексте несколько раз) оных новых наций. Таким образом, из плоскости защиты пролетариата как класса от смещения центра внимания в область национальных идентичностей Ленин внезапно переходит в область защиты новых национальных идентичностей от угнетения народом-держимордой:

…Нам, представителям великодержавной нации<…> - особенно в такой стране, которую справедливо называют “тюрьмой народов”…

Это нетривиальный диалектический виток, и здесь можно было бы найти первое противоречие. Однако продолжим. Ленин сужает рассуждения до одного конкретного народа – великорусского. Выступая подчёркнуто как представитель этого народа, автор забирает резко в сторону национальной (!) гордости, которая им – великорусским социал-демократам – разумеется, не чужда. Далее следуют выкладки на тему этой самой национальной гордости великороссов, где Ленин выносит на первый план «удушение» других наций и революционность масс, показавших, что они могут создать в своей среде сопротивление «царским палачам» и победить рабство. Национальная гордость в ленинских рассуждениях имеет следующую структуру: во-первых, она из чего-то проистекает; во-вторых, она к чему-то обязывает; в-третьих, она переполняет великорусских социал-демократов. Что же, по порядку.

По Ленину национальная гордость великороссов строится на основе того, что русский народ смог породить революционную активную часть. В оригинальном тексте курсивом выделено слово «тоже» – видимо, Ленин хотел подчеркнуть эту вторичность русского революционного движения по отношению к европейскому, затрагивая вечную великорусскую тему места среди европейских наций, соответствия русского западноевропейскому. Абсолютно как данность автором подаётся рабская сущность народа по умолчанию – царизм и вообще социально-политический режим русского государства своим существованием обязан, по Ленину, своим рабам, несущим на горбе гнёт монархии и дворянского беспредела. Вопрос о том, насколько режим Российской империи был рабовладельческим по отношению к девяти десятым населения – трудящемуся народу – очевидно, должен быть решён с источниками и статистикой, всенародным голосованием или другим загадочным способом. История подсказывает, что такие категоричные заявления делаются, в основном, ругаемыми Лениным оппортунистами и пропагандистами. Ссылаясь на одного из своих любимых писателей – Чернышевского, Ленин описывает боль от того, насколько рабски ведёт себя народ, и гордость от того, что народ всё же смог дать миру революционеров, цареубийц, социал-демократов и собственно Ленина. Что же, подобные заявления вполне подходят на роль личного мнения, человек сам себе судья, но в качестве определения национальной гордости великороссов они, по крайней мере, спорны. Фактически, напрямую выбрасываются за негодностью все представления о национальном чувстве, об Отчизне, о великодержавии, бытовавшие тогда и, грешным делом, бытующие и сейчас, после почти сотни лет диктатуры интернационализма. Институт национальных государств, мучительно и постепенно формировавшийся в войнах раннего Нового времени и представший в своём законченном виде ко времени Наполеоновских войн, оказывается совсем не связан с национальной гордостью, а на его место заступает некая «революционность», то есть готовность к подрыву основ, к идеологии классовой борьбы, если сужать обсуждение до нашего конкретного случая.

К чему же обязывает великороссов национальная гордость великороссов? Здесь, по моему скромному мнению, начинается самое интересное. Мало что может быть красочнее прямых цитат, и здесь я вынужден привести достаточно большой отрывок из статьи:

Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку ­­Романовых, Бобринских, Пуришкевичей.

О чём говорит этот человек? Можно понять, что под «Венгрией» подразумеваются события 1848 года, когда Россия была жандармом Европы, помогающим подавить выступления революционеров в разных странах Священного союза и не только. Не вызывает вопросов, конечно, и Польша – с ней у нас долгая и трагическая история взаимоотношений, включающая в себя огромное число войн, польскую власть в Кремле и русского вице-короля в Варшаве. Но когда и как происходило удушение Украины? Какой, позвольте задать вопрос, Украины? Имеется ли в виду уничтожение казачьей вольницы, действительно имевшей место как явление на территории современной Украины? Присоединение гетманских владений в 1654 году? Или, может быть, преследование русскими националистами и русским правительством узкого кружка малорусских и приехавших из Галиции сепаратистов, по странному стечению обстоятельств иногда оказывавшихся австрийскими шпионами? Насчёт украинского сепаратизма написано огромное количество статей, рассматриваются различные теории его возникновения, однако почему его апологетикой занимается национально гордый великорусский социал-демократ? Ответ – отсылка к теоретикам идеологии, исповедуемой Лениным. Маркс и Энгельс дали универсальные ответы на все вопросы, возникающие в ленинской модели мира. Не может быть свободным народ, который угнетает чужие народы – так говорил Маркс, так цитирует его Ленин, развивая мысль следующим образом:

…раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т.д. “защитой отечества” великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам…

Именно таким образом задаётся автором необходимое условие свободы народа – отказ от угнетения других народов. Насчёт достаточности этого условия ничего не сказано, но, несомненно, роль его определителя большевики также возьмут на себя, можно спать спокойно. Что до свободы через избежание чужой несвободы –вероятно, каждый слышал присказку о природном рабе, который-де больше, чем воли, вожделеет собственных рабов. Не берусь утверждать насчёт психологии человека, в частности, индивидуальной психологии и философии «природного раба», но народы – это не люди. Народы, нации, государственные общности, надгосударственные общности – это совсем другие структуры, отличающиеся от единичной личности настолько, что всерьёз сравнивать их можно только по Тертуллиану – «верую, ибо абсурдно». Предоставим такую концепцию политиканам-оппортунистам. Угнетение народом другого народа – это фантастика, обобщение на уровне кукольного театра. Есть национальные интересы, которые иногда ведут к межнациональным столкновениям, войнам, перекройке границ, разделам Польш и прочим атрибутам «стравливающей пролетариат шовинистской военщины».

Ленин опирается на марксистскую модель развития общества – с переходом между разными стадиями межклассовых взаимоотношений с течением времени, но национальные государства никуда не деваются, время необратимо, раз появившись, национальные интересы крупных игроков не могут сами собой испариться. Оставим в стороне Украину – о ней не может быть и речи при серьёзном разговоре о национальных угнетениях, но Польша действительно была поделена, аннексирована, испытала жестокое подавление масштабных восстаний, и это было сделано в русских национальных интересах. Проводником русских национальных интересов выступало русское государство, во всей своей реальной форме, далёкой, может быть, от идеала социального устройства и экономической эффективности, но всё же русское, и всё же работающее государство. При этом невозможно не понимать, что в мире существуют и другие игроки. Борьба, происходящая между великодержавными государствами – это борьба за выживание и сохранение своего статуса и условий для своего существования. При отказе одного из них защищать свои интересы в виду «недопустимости неравноправия народов», «превалирования классовой борьбы над шовинистической имперской» и прочего другие государства просто уничтожат и сожрут его. Что, остаётся добавить, и произошло с нашей страной без малого сто лет назад. Подменять в понятии национальной гордости стремление к построению державы, к успехам в борьбе с другими государствами-хищниками, к утверждающей деятельности русского государства как механизма проведения воли русской нации готовностью к революции, борьбе за классовое господство и пренебрежению к месту своей нации в мире представляется недопустимым.

Наконец, третье. Национальная гордость великороссов переполняет русских социал-демократов – утверждение Ленина. Возможно, то, что Ленин имел в виду под национальной гордостью, действительно переполняло социал-демократов. Однако всё ещё остаётся достаточно много вопросов. К счастью, есть интересная деталь, позволяющая в какой-то степени объяснить пробелы в логике и сходства диалектики Ленина с пропагандой – дата в конце статьи. 12 декабря 1914 года. Во всю бушует война, свирепствует австрийская пропаганда в Галиции и на Украине, противники не гнушаются никаких средств ведения войны, шпионы, агенты иностранных разведок на каждом шагу. И тут – о чудо, переполненный национальной гордостью великорусский социал-демократ призывает отказаться от удушения Украины и Польши, не идти на войну, которую ведут шовинисты, не поддаваться на популизм помещиков и капиталистов, оправдывающих своим национальными соображениями войну против других народов. Не правда ли, изящно – соображениями национальной гордости попытаться раскритиковать национальные интересы?

Противоречия оказались видны. К тому же, мы, глядя на всё из своего 2015 года, обладаем знаниями, достаточными для дополнения картины. Нам посчастливилось (посчастливилось ли?) увидеть у власти этих людей и пожинать плоды их деятельности. Оказалось, что национальная гордость великоросса Ленина привела его напрямую к борьбе с великорусским шовинизмом, а приход его к власти обернулся уничтожением русского государства, поражением в войне и унижению русской нации, продолжающемуся на протяжении вот уже ста лет и периодически сопровождающемуся трагедиями вплоть до геноцида. Большевики сохранили государственные институты, в какой-то момент почти вышли к довоенным границам Российской империи. Однако государство, которое они создали, не принадлежало нам, и мы в нём были поражённой в правах частью. Не стоит даже напоминать о попранной идее триединства русского народа, искусственном национальном строительстве на западнорусских территориях, коренизации и прочем. Очевидная подмена понятий, неравнозначное отношение к национальным интересам великороссов и других народов, стремление к безоговорочному поражению первых в «империалистической войне» и свобода самоопределения последних за счёт великороссов (иногда очевидно искусственного, гипертрофированного самоопределения) – всё это мы видим у Ленина, талантливого писателя и мыслителя, ставшего нашей смертью. Что двигало им – искренняя убеждённость в смертоносных идеях марксизма, личный злой умысел, воля внешнего врага, или, может быть, даже правдивое стремление к благу для России – этого мы знать не можем и никогда не узнаем. Однако в праве говорить от лица великороссов об их национальной гордости Ленину нужно отказать, так как его диалектика ведёт к поражению русского дела.

Текст: Алексей Осколков

Термин «великорусский шовинизм» впервые вошёл в употреблении в начале ХХ века в революционной среде, как большевистской, так и либеральной, буржуазной. С приходом большевиков к власти великорусский шовинизм был противопоставлен интернационализму. Появился ленинский лозунг:«Великодержавному шовинизму бой!». После Великой отечественной войны 1941-1945 гг. о великодержавном шовинизме позабылось.
24 мая 1945 года на приеме в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в честь командующих войсками Красной Армии И.В.Сталин во время застольной речи произнес свой знаменитый тост, посвященный русскому народу. «Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза».
Вспомнили о великорусском шовинизме в перестройку и после неё. Так В.В.Путин, выступая 18 июня 2004 года на международной конференции «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации», сказал: «Великодержавный шовинизм это национализм, это просто глупость - обыкновенная пещерная глупость».
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/836838)
Стараясь понять, что такое великорусский шовинизм, можно обратиться к явлению европейского шовинизма.
Оказалось, что европейский шовинизм тождественен европейскому космополитизму и наоборот. Это доказал один из основателейй евразийства, русский философ, князь Н.С.Трубецкой в своей работе «Европа и человечество». В ней он написал: «Если мы возьмем теперь европейского космополита, то увидим, что, по существу, он не отличается от шовиниста».
«Шовинист хочет, чтобы и другие народы слились с его народом, утратив свою национальную физиономию». «Космополит отрицает различия между национальностями. Если такие различия есть, они должны быть уничтожены».
«Античные космополитические идеи, пишет Трубецкой,- сделались в Европе основой образования. Они породили теоретические основания так называемого европейского “космополитизма”, который правильнее было бы называть откровенно общероманогерманским шовинизмом. Разница лишь в том, что шовинист берет более тесную этническую группу, чем космополит. Значит разница только в степени, а не в принципе».
Теоретические основания понудили европейцев обратиться к истории. Ну, а «столкновение с памятниками римской и греческой культуры вынесло на поверхность идею сверхнациональной, мировой цивилизации, идею свойственную грекоримскому миру».
Дело в том, что в I веке до нашей эры - I веке нашей эры греки Эллады, Пелопонеса, Эгейских островов, Эпира, Македонии, Малой Азии, Понта, Каппадокии, Сирии и Египта получили статус граждан Римского государства и стали называться «ромеи» или ромеоэллины, буквально «римляне».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/)
В общем, история европейской культуры уводит нас к античным корням, ко времени зарождения христианства.
«Христианство по своим культурно-историческим прецедентам вообще есть синтез двух течений, иудаистического (семитского) и эллинистического (арийского). Но синтез радикальный, преображающий, а не механическая амальгама. И даже больше, чем синтез – совершенно новое откровение».
Теперь следует заметить, «будь Римская империя монотонно латинской или эллинской по расе, языку и культуре, лик истории церкви был бы один. Теперь, в фактической данности, он другой, раздвоенный». Речь идёт о расколе христианской церкви на православную и католическую и о принятии Россией православия.
Проще говоря, с точки зрения религиозной культуры великорусский шовинизм и европейский шовинизм – две ветви грекоримского, ромеоэллинского космополитизма. Великорусский шовинизм – конкретный вариант космополитизма, глобализма.
Сформировалась великорусская ветвь грекоримского, ромеоэллинского космополитизма в результате крещения Руси - введения князем Владимиром Святославичем в 988 году в Древней Руси христианства как государственной религии.
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светских властей. Принятие христианства содействовало проникновению в Древнюю Русь византийской культуры как наследницы античной традиции.
Другим существенным событием, повлиявшим на формирование великорусского шовинизма, является то, что после падения Константинополя в 1453 году Русь становится преемницей второго Рима, Византии. Москва объявляется Третьим Римом, русские – богом избранным народом.
Ранее богом избранным народом считали себя иудеи. Как упоминалось в Книге Исхода, еврейский народ является богоизбранным народом, из которого появится Мессия, или спаситель мира.
(https://ru.wikipedia.org/wiki)
Получается, что культура, которая, по мнению космополитов должна господствовать в мире, упразднив все прочие культуры, есть культура богоизбранного народа, спасителя мира, Мессии.
Следует заметить, что Мессией, спасителем мира от капитализма К.Маркс мыслил пролетариат. Пролетариат был носителем пролетарской культуры в СССР. Идея мировой пролетарской революции подсказывает нам, что пролетарская культура должна была господствовать в мире, упразднив все прочие культуры. Кроме того Спасителем мира от фашизма в СССР считали русский народ.
Поскольку в 1920-1930-х, во время уничтожения большевиками великорусского шовинизма во имя утверждения интернационализма или пролетарского космополитизма появилось евразийство, то его можно рассматривать как временный компромисс между великорусским космополитизмом и пролетарским космополитизмом.
Евразийство – это геополитическая концепция, появившаяся в начале двадцатых годов двадцатого столетия в среде русских эмигрантов, живших в Европе. Основателями и вождями его стали молодые и талантливые русские ученые: лингвист Н. С. Трубецкой, географ П. Н. Савицкий, философ-богослов Г. В. Флоровский, историки Г. В. Вернадский и Л. П. Карсавин, правоведы В. Н. Ильин и Н. Н. Алексеев. Началом евразийского движения обычно называют 1921 год, когда в Софии вышел первый сборник статей евразийцев «Исход к Востоку».

«Евразийцы дают новое географическое и историческое понимание России» считал П.Н.Савицкий. Дело в том, что, по мнению Савицкого, «Восточно-Европейская, "Беломорско-Кавказская", как называют ее евразийцы, равнина по географической природе гораздо ближе к равнинам Западно-Сибирской и Туркестанской, лежащим к востоку от нее, нежели к Западной Европе».
«Названные три равнины, вместе с возвышенностями, отделяющими их друг от друга (Уральские горы и так называемый "Арало-Иртышский" водораздел) и окаймляющими их с востока, юго-востока и юга (горы русского Дальнего Востока, Восточной Сибири, Средней Азии, Персии, Кавказа, Малой Азии), представляют собой особый мир, единый в себе и географически отличный как от стран, лежащих к западу, так и от стран, лежащих к юго-востоку и югу от него.
И если к первым приурочите имя "Европы", а ко вторым - имя "Азии", то названному только что миру, как срединному и посредствующему, будет приличествовать имя "Евразии".
(http://pandia.ru/text/77/387/97096.php)
«Россия занимает основное пространство земель "Евразии". Поскольку мы приписываем понятиям "Европы" и "Азии" также некоторое культурно-историческое содержание, обозначение "Евразии" приобретает значение сжатой культурно-исторической характеристики.
Обозначение это указывает, что в культурное бытие России, в соизмеримых между собой долях, вошли элементы различнейших культур.
Влияния Юга, Востока и Запада, перемежаясь, последовательно главенствовали в мире русской культуры. Юг в этих процессах явлен по преимуществу в образе византийской культуры. Восток в данном случае выступает, главным образом, в облике "степной" цивилизации, обычно рассматриваемой в качестве одной из характерно "азиатских". С конца ХХ столетия пошло на прибыль влияние европейской культуры».
(http://pandia.ru/text/77/387/97096.php)
Получается, что евразийцы стремятся дать не только новое географическое и историческое понимание России. Это не только геополитическая, но и геокультурная концепция, в которой определённое место занимает не только происхождение великорусской культуры, её корни, но и расположение народных культур в культурно-географическом пространстве Еврази и России. Кроме того важно выбрать философское направление для основания великорусской, евразийской концепции, поскольку плюрализм ведёт к мультикультурализму, монизм - к монокультурализму, а моноплюрализм к мономультикультурализму.
Выбирая культурологический монизм, можно обратить внимание на то, к чему привел Украину монокультурализм в 2013-2016 гг. Следует также обратить внимание на миграционный кризис как следствие европейского плюрализма, мультикультурализма в 2015-2016 гг.
Не желая для Евразии и России аналогичных событий, единственным вариантом философии евразийской концепции остаётся плюралистический монизм. Суть его состоит в признании того, что все культуры Евразии и России обладают и общими – космополитическими, и особенными - шовинистическими чертами. Космополитизм единит множество культур в одну культурную систему. Раньше она называлась великорусской, затем советской, теперь евразийской. Другого пока не обнаружено.
Новая космополитичесая культура – новый человек в ней. То есть идея евразийства требует формирования евразийца как общего культурного типа человека, заселившего Евразию, чего пока нет. Ну, а советский культурный тип человека распался во время распада СССР. Нужно противопоставить европейцу евразийца, европейскому космополитизму, глобализму евразийский космополитизм, глобализм.
Теперь надо сказать, что философия плюралистического монизма изменяет содержание шовинизма и космополитизма. В ней шовинист перестаёт желать, "чтобы другие народы слились с его народом, утратив свою национальную физиономию», а космополит перестаёт отрицать различия между национальностями и стремиться к их уничтожению.
То есть евразийский глобализм другой по содержанию, нежели европейский, основанный на плюрализме, мультикультурализме. Он полный, двухсторонний, а не половинчатый, односторонний, как в Европе.

Источники
1.Карташев А.В. Вселенские соборы.- М.: Республика, 1994.- 542 с.