Лопе де вега - биография, информация, личная жизнь. Биографии

Félix Arturo Lope de Vega y Fernández

Ло́пе де Ве́га (исп. Lope de Vega ; полное имя - Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио , исп. Félix Lope de Vega y Carpio ; 25 ноября (1562-11-25 ) , Мадрид - 27 августа , Мадрид) - испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании . Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2000797 01 Аудиокнига. Лопе де Вега "Учитель танцев"

    ✪ 2000370 Chast 1 Лопе де Вега. "Собака на сене"

    ✪ 2000370 Chast 3 Лопе де Вега. "Собака на сене"

    Субтитры

Биография

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины » Клавдиана). Учился в университете в Алькале . Сразу получили известность его романсы: в них, как и в других жанрах Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

Однако университет закончить ему не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе де Вега - диалогическом романе “Доротея” (1634).

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады », после поражения которой поселился в Валенсии , где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Был секретарём герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Лопе де Вега принимает активное участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный стиль жизни, намёки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).

В 1598 году он женился на дочери богатого торговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни Лопе на протяжении 1599-1608 годов занимала актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). В период серьезного духовного кризиса Лопе разорвал эту связь.

В 1609 году он становится добровольным слугой инквизиции и получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisición . Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем – и Микаэлы. Свидетельство пережитой духовной драмы – сборник «Священные стихи», опубликованный в 1614 году.

В 1616 году Лопе встретил свою последнюю любовь – двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспел в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий – «Валенсианскую вдову» (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе – целая череда личных катастроф: в 1632 году умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погиб сын Лопе, а его дочь была похищена любовником. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Творчество

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии - отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде ». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро . Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене » и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха » (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает

Поэзия Лопе де Веги

Темами своего творчества Лопе де Вега любил брать сюжеты религиозного или патриотического содержания. Приведем несколько примеров: в 1598 году король был болен; его исцеление было приписано Исидору, покровителю Мадрида; Лопе де Вега по этому случаю написал эпопею «Исидор». Через двадцать лет этот подвижник был причислен к лику святых. На праздниках в Мадриде во славу нового святого Лопе де Вега был судьей поэтического состязания, на этих праздниках были даны две его пьесы. Кроме того он написал несколько стихотворений шутливого характера для развлечения народа от утомления праздничными церковными церемониями; эти стихотворения читались толпе.

«Красота Ангелики» – поэма, состоящая из 20 песен, написана в подражание «Неистовому Роланду » Ариосто. Лопе де Вега хотел превзойти Варагону де Сото, также написавшего поэму в подражание Ариосто . Эта эпопея Лопе де Веги не имела такого успеха, как он надеялся. И действительно, она далеко не имеет достоинств поэмы Ариосто.

Неудачна была и попытка Лопе де Веги стать соперником Торквато Тассо . Его эпопея «Завоеванный Иерусалим» (Jerusalem conquistada) воспевает не взятие Иерусалима воинами Первого крестового похода , а геройские подвиги Ричарда Львиное Сердце в Палестине. Но еще сильнее, чем Ричарда прославляет он кастильского короля Альфонса VIII, который вовсе и не был в Палестине. В этой поэме Лопе де Веги есть блестящие описания, стих постоянно легок и прекрасен, но рассказ многословен, единству поэмы вредит чрезмерное изобилие эпизодов. Гонгора написал сонет, в котором советует Лопе де Веге уничтожить эту поэму, «чтоб Иерусалим, достаточно страдающий под игом турок, не подвергался бедствию быть предметом его песнопения». Насмешка была справедлива, Лопе де Вега очень сердился на нее и долго мстил Гонгоре и его подражателям резкими сатирическими выходками.

Другая поэма Лопе де Веги, «Драконтея», проникнута ненавистью испанца и католика к еретической Англии; её заглавие, означающее «Поэма о Драконе», содержитв себе злобный намек на английского адмирала Дрейка , чьи отважные нападения на Непобедимую Армаду были главной причиной гибели этого флота. Поэма начинается молитвами прекрасной женщины, олицетворяющей собою христианство; она молит Бога защитить Испанию, Италию и Америку от протестантского шотландского пирата. Дракон погибает, отравленный своими помощниками; поэма кончается праздником в Панаме по поводу его смерти и благодарственною молитвой прекрасной женщины, олицетворяющей христианство. Молитва прославляет Бога за то «что просьба христианства услышана им и что побеждена «кровавая вавилонская блудница», то есть Елизавета, королева английская .

В том же фанатическом духе написана Лопе де Вегой эпопея «Трагическая корона»; в ней рассказывается трагическая судьба мученицы Марии Стюарт , которую убила английская «Иезавель». Эта поэма посвящена папе Урбану VIII; он наградил за нее автора титулом доктора богословия и саном рыцаря Иоаннитского ордена .

Комическая поэма «Готомахия» («Война котов»), разделенная на шесть «лесов» (то есть песен), описывает войну двух котов, влюбленных в одну кошку; рассказ очень жив и лёгок, поэтому поэма имела большой успех.

Кроме эпических поэм Лопе де Вега написал «Книгу духовных романсов», собрание духовных песен, многие из которых еще поются испанским народом; мифологические поэмы «Филомена» и «Андромеда »; «Аполлонов лавр», подражание «Путешествию на Парнас» Сервантеса , поэму в десяти лесах (песнях). Лопе де Вега перечисляет здесь более 300 испанских поэтов, являющихся на Геликон к богу искусств Аполлону просить себе лаврового венка.

В состав творчества Лопе де Веги входит также очень много лирических стихотворений, в которых вполне проявляется богатство его фантазии. Те из них, что написаны в старом кастильском вкусе, очень грациозны и далеко превосходят свежестью сонеты, кансоны и другие стихотворения в итальянском тоне, написанные в угождение вкусу высших сословий.

Проза Лопе де Веги

Из прозаических произведений Лопе де Веги замечательны «Вифлеемские пастухи», пасторальный роман с песнями. Он написал также несколько новелл, далеко уступающих достоинствами новеллам Сервантеса . «Пилигрим в отечестве» – прозаический роман, в который вставлено много стихотворений и несколько драматических пьес, рассказывает историю любящей четы, подвергающейся множеству приключений, разлуке, плену и наконец соединяющейся в Толедо.

Пьесы Лопе де Веги

Но наиболее знаменит Лопе де Вега как драматург. Число написанных им комедий было больше 1500, из них напечатано больше 300. Сколько пьес называвшихся Auto, Loa и Entremese , он написал, мы не знаем с точностью. В 1609 он написал маленькую дидактическую поэму «О новом искусстве сочинять драмы», шутливым тоном опровергающую упреки, какие делались ему за то, что он не следует правилам Аристотеля . Он говорит, что пишет так не по незнанию, а потому, что испанцам не нравятся драмы, написанные по классическим правилам; он сообразуется с волей публики. «Цель комедии», говорит он, «изображать действия людей и современные нравы». Теория драмы, излагаемая им, очень скудна ясными понятиями, и сам он мало соображался с ней в своих произведениях, руководясь вдохновением. Но уже приведенные нами немногие слова показывают, что он очень верно понимал сущность драматической поэзии. Он был истинным основателем испанской драмы. Пьесы Лопе де Веги охватывают все стороны жизни; он брал содержание для них из всяческих материалов: из истории, преданий, верований, современных нравов; изображал все оттенки чувств, от мрачных трагических до самых веселых. В комедиях его перемешаны серьезные и смешные сцены, как в действительности. Он выводит людей всех сословий; есть у него и аллегорические фигуры и типические лица простонародных фарсов; разговор прерывается романсами в старом кастильском вкусе и песнями в новом итальянском стиле. Часто заметны у Лопе де Веги следы торопливости, с какой писал он свои пьесы; но сила таланта видна неизменно.

Все историки литературы согласны в том, что Лопе де Вега был гениальный драматург. Все пьесы его очень живы; он глубоко изучил быт людей всех сословий, превосходно понимает человеческое сердце, умеет обрисовывать игру страстей, богатство его фантазии неистощимо; у него бывает иногда слишком много метафор и сравнений, но это соответствует тогдашнему испанскому вкусу, стих его легок. Характеры у него не всегда очерчены определённо, но во многих пьесах они обрисованы превосходно; в особенности надо сказать это о женских характерах. Но больше всего нравилось современникам искусство Лопе де Веги изображать быт простолюдинов; он действительно великий мастер в этом. Сцен из простонародной жизни у него очень много; он пользуется всяким случаем вставлять их в свои драмы. Прелестны у него изображения сельских праздников с играми и песнями. Богатство его фантазии удивительно, но, разумеется, при чрезвычайной многочисленности его драм неизбежны были случаи повторений. Часто рядом с главной интригой идет у него второстепенная, служащая пародией на нее.

Очень многие пьесы Лопе де Веги изображают события или предания из испанской истории. У него выведены на сцену все герои национальных песен от вестготского короля Вамбы, от изменника Юлиана, призывающего мавров , и от погибающего в битве с ними короля Родриго до графа Фернандо Гонсалеса, ставшего первым королем кастильским, до Сида , Бернардо дель Карпио и детей Лары. Лопе де Вега изобразил все великие события позднейшей испанской истории: борьбу Педро Жестокого с Генрихом Трастамарой, легендарный героизм симанкасских девушек, освободивших родину от постыдной дани неверным, падение Альваро де Луны, трагическую судьбу принца Вианского, обручение Фердинанда и Изабеллы , осаду Гранады , открытие Америки , победы Гонсальво Кордовского и множество других важных фактов испанской истории. Во многих патриотических пьесах Лопе де Веги исторические события представлены с примесью романтических элементов; таковы например: «Звезда Севильи» (написанная в прославление преданности королю), «Карбонера» (сестра Педро Жестокого, скрывающаяся у угольщиков в лесу), «Нинья де Плата». Для многих драм Лопе де Вега брал содержание из легенд или истории других народов. Например, из португальской истории взята драма «Совершенный государь» (Иоанн II), из римской – «Сожжение Рима » (Нерону даны Лопе де Вегой черты испанского рыцаря). Из средневековой итальянской истории взята драма «Наказание без мщения» (это история любви герцогини Феррарской к её пасынку, рассказанная и Байроном в поэме «Паризина»; из немецкой истории взята драма «Оттокар Богемский», из русской «Великий князь Московский» (Лжедмитрий , чью историю Лопе де Вега знал по ошибочным рассказам). Всем лицам, действующим в этих драмах, приданы испанские черты.

Менее интересны мифологические драмы, написанные большей частью для праздничных спектаклей, в которых важнее содержания пьесы была её великолепная постановка; таковы «Персей », «Критский лабиринт », «Адонис и Венера»; то же самое должно сказать о драмах, заимствованных из поэмы Ариосто и средневековых преданий, в которых действуют Карл Великий , Роланд , другие паладины Карла, прекрасная Магелона. Из сборника новелл Банделло (откуда взял Шекспир драму «Ромео и Джульетта ») Лопе де Вега заимствовал драмы «Герцогиня Амальфийская», «Кастельрины и Монтезе», «Кинта Флорентийская».

Некоторые пьесы Лопе де Веги могут быть названы простыми переложениями новелл в разговорную форму; сцены в них следуют одна за другой без связи; в них много удивительных приключений; действие происходит в далеких странах, географический и исторический элементы не определены; содержание обыкновенно заимствовано из рыцарских романов. Таковы «Новый Пифагор » (пьеса совершенно фантастическая) «La Octava maravilla» (место действия переносится из Бенгалии на Канарские острова и в Испанию); «La donzella Teodor» (ученая девушка, находящаяся в рабстве); «El Animal de Ungria» («Венгерский зверь», венгерская королева, прогнанная мужем, надевающая на себя звериную шкуру и похищающая детей изменившего ей короля). Гораздо лучше этих драм «La fuerza lastimosa», содержание которой взято из романа о графе Аларкосе, «Дон Лопе де Кардона» (изображение удивительных любовных и других приключений этого рыцаря); «Прекрасная Альфреда», «Преследуемая Лаура». Одна из знаменитейших драм этого класса – «Невольница возлюбленного»; она действительно превосходна; главное лицо в ней великодушная женщина, жертвующая собою для спасения любимого человека.

С наибольшей силой раскрывается богатство фантазии и могущество таланта Лопе де Веги в тех драмах, которые называются комедиями интриги или плаща и шпаги . Почти все они превосходны по легкости разговора, по тонкому анализу игры страстей, по занимательности интриги. Лопе де Вега писал их очень быстро, но все-таки форма их прекрасна; в них очень много веселости, остроумия. Любовные приключения занимают в них много места; Грасиосо (типичный драматический персонаж) действует в каждой из них. До нас дошло больше 100 этих веселых драм; многим из них подражали другие поэты. К числу знаменитейших принадлежат: «Валенсийская вдова», очень веселая драма, в которой много комических положений, возникающих из того, что молодую вдову сватают несколько женихов; «Мадридская сталь», также очень веселая пьеса, интрига которой основана на употреблении новоизобретенного лекарства, помогающего любовным делам; некоторыми чертами этой комедии воспользовался Мольер в своем «Лекаре поневоле»; «Ивановская ночь в Мадриде» (La noche de San Juan en Madrid) – превосходная пьеса, основанная на запутанности отношении, возникающих из двойной любовной связи; в ней много намеков на людей высокого общественного положения; она написана Лопе де Вегой, в то время уже стариком, для великолепного праздника, данного графом Оливаресом Филиппу IV в Ивановскую ночь 1631 года в одном из мадридских садов. «Глупая для других, умная для себя», тоже превосходная комедия; главное действующее лицо её герцогиня Урбинская, притворяющаяся глупой и благодаря тому возвращающая себе отцовское государство и достигающая возможности сделать любимого человека своим мужем. В «Награде за хорошую репутацию», комедии с множеством любовных приключений, роль главного лица представляет, по мнению историков литературы, некоторые черты из жизни самого Лопе де Веги. Многие комедии его исключительно изображают простонародный быт, как например «Пошедшая за водой», «Умный у себя дома» (El cuerdo en su casa); «Алжирские пленники», драма, заимствованная из Сервантеса, в ней много патетических сцен. Прекрасные пасторальные драмы «La pastoral de lacinto» и «La Arcadia» написаны Лопе де Вегой в молодости.

Чтоб успокоить духовенство, порицавшее светские пьесы с их любовными интригами и иногда выпрашивавшее у короля запрещения спектаклей, Лопе де Вега писал много духовных драм для представления на церковных праздниках. Они были рассчитаны на вкус простолюдинов и потому имеют мало поэтического достоинства. Во многих из тех, которые изображают жизнь святых, даже нет единства действия, почти во всех религиозные элементы перемешиваются безвкусным образом с житейскими, реальные лица с аллегорическими, схоластические рассуждения с любовными сценами, ангелы, черти, символические фигуры действуют рядом с королями, поселянами, студентами, шутами.

Но от этих плохих пьес, написанных для грубой толпы, надо отличать драмы, предназначенные для спектаклей на празднике тела Господня и называющиеся Autos sacramentales. Основная мысль их – прославление католического догмата пресуществления; казалось бы, что такое абстрактное содержание не могло допускать драматического изображения; но эти драмы Лопе де Веги имеют большое поэтическое достоинство. Действующие в них аллегорические фигуры обрисованы такими живыми чертами, что перестают быть только олицетворениями абстрактных понятий, кажутся лицами, взятыми из действительности. Лопе де Вега ставит их в положения живых людей, печалящихся и радующихся подобно действительным людям, так что они становятся интересны. Он олицетворял по старинному обычаю добродетели, пороки, церковные символы, божественные качества, стихии, отдельные предметы неодушевленной природы, разные страны, народы, религии. В «Путешествии души» является у него душа, под формой девушки в белой одежде, воспоминание под формою стройного сильного юноши, воля в одежде поселянина, чёрт в виде корабельщика, страсти являются его матросами. В «Приключениях человека» изображается история рода человеческого от грехопадения до искупления. В драме «Мост вселенной» изображается сила божественной любви, побеждающая Левиафана, князя тьмы.

Лоа (прологи) и энтремесе (интермедии), которых дошло до нас тоже много, получают занимательность, благодаря своей веселости и остроумию. Это маленькие шутливые сцены из обыденной жизни или пародии на романы (как например «Мелисендра») или фарсы (как например «Обманутый отец», который, думая, что запер свою дочь от любовника, сам приводит ее переодетую к нему). Подобно духовным драмам, лоа и энтремесе были принадлежностью народных спектаклей, сохранявшихся в Испании из средневекового театра.

Известный испанский драматург Лопе де Вега, биография которого полна множества приключений, прожил долгую жизнь и добился успеха на литературном поприще. Он любил многих женщин (а они, в свою очередь, были ему преданы), занимался любимым делом, и не унывал, какие бы сложности ни преподносила ему жизнь.

Детство и юность писателя

Лопе де Вега родился в Мадриде 25 ноября 1562 года в состоятельной семье. Отец мальчика был выходцем из простой крестьянской семьи, но благодаря своим способностям смог стать состоятельным человеком. Поэтому ему удалось дать сыну качественное образование, и даже купить ему патент на дворянский титул.

Уже в детстве мальчик начал проявлять склонность к гуманитарным наукам. По словам самого автора, он начал писать и переводить тексты других писателей очень рано, с одиннадцати лет. Отец отправил сына на обучение в иезуитскую школу, после которой тот поступил в университет.

В университете будущий маститый испанский писатель учился в период с 1577 по 1581 год, но в результате ему так и не удалось его окончить.

Изгнание

В возрасте 21 года, т. е. в 1583 году, Лопе де Вега был участником похода на Вернувшись, он продолжил работать в качестве секретаря богатых аристократов, хотя к этому времени он уже был драматургом, известным на всю Испанию.

1588 год стал знаменательным в биографии писателя, ведь именно в этом году он был заключен в тюрьму, после чего его изгнали из Мадрида на 10 лет. Причиной его заточения стало оскорбление высокопоставленного дворянина. Писатель был вынужден уехать в Валенсию, куда взял с собой свою верную спутницу Исабель де Урбину, которая впоследствии стала его женой. В этом же году корифей средневековой испанской драматургии отправился в поход Непобедимой армады, а затем осел со своей дамой сердца.

Пребывая в Валенсии, Лопе де Вега почерпнул множество новых знаний у местных драматургов. В своих произведениях ему далось объединить воедино все те приемы, которыми он владел раньше с особенностями валенсийской драматургии. В результате он даже создал трактат в стихах, в котором изложил свои взгляды на прогрессирующую драматургическую систему.

Личная жизнь

Лопе де Вега, биография которого пестрит множеством значимых событий, был очень страстной натурой и отдавал свое сердце множеству женщин.

Елена Осорио

С этой женщиной писателя связывали длительные и серьезные отношения. Но и им пришел конец, поскольку дама вела меняя одного любовника за другим, и однажды в своих стихах взбешённый де Вега высмеял свою избранницу и ее семью, используя не самые приятные эпитеты. За «клевету» автора изгнали из Мадрида.

Исабель де Урбина

Вероятно, самой главной женщиной в жизни знаменитого драматурга стала его прелестная спутница Исабель де Урбина, которая, как отмечалось выше, добровольно покинула родной город и отправилась за любимым в изгнание. Но не все так просто складывалось, ведь она не являлась законной супругой писателя, а родители Исабель были ярыми противниками отношений до брака. Именно поэтому они начали против де Вега, который был закрыт, как только девушка стала его законной супругой. Исабель занимала важное место не только в жизни писателя, но и в его творчестве. Лопе де Вега о любви к ней писал в своих драмах, где Исабель выступала под именем Белисы. Но не суждено было этой паре прожить долгую и счастливую жизнь. В 1590 году Исабель скончалась, что стало одной из самых серьезных потерь для де Вега. К сожалению, детей от этого брака также не осталось, поскольку оба ребенка умерли в младенчестве.

Второй брак

Срок изгнания подходил к своем концу, и Лопе де Вега, драматургия которого только выиграла от ссылки, вернулся в родной Мадрид. Но непродолжительным оказалось его ликование по этому поводу, поскольку вскоре он опять оказался в зале суда в качестве обвиняемого по делу о сожительстве с вдовой, что было верхом неприличия в то время.

После судебного разбирательства отношения были прекращены, но писатель решил не оставаться холостяком надолго, и женился во второй раз в 1604 году. Но и этот брак не оказался счастливым: жена де Вега и его сын погибли.

Марта Неварес

Последней возлюбленной драматурга стала Марта Неварес, которая полностью посвятила себя писателю, и даже развелась с мужем ради него. Эти отношения были очень длительными, но, к сожалению, и в этот раз все закончилось весьма печально. Марта и Лопе де Вега прожили вместе полтора десятка лет, но после длительной болезни муза писателя скончалась, оставив его одного.

Церковь

Сохранилось достаточно мало информации, касающейся религиозных взглядов писателя, но неизменными остаются несколько фактов.

В 1609 году автору удалось получить титул «приближенного к инквизиции», который ограждал его от любых обвинений со стороны церкви. Кстати, это стало возможно не без помощи покровителя и наставника де Вега, герцога де Секка, у которого он работал секретарем.

В 1614 году писатель стал священником, а тринадцать лет спустя - доктором богословия. Такой высокий титул был им получен неспроста, а за написание драматического произведения, посвященного действующему Папе.

Старость

Лопе де Вега, произведения которого были удостоены самых высоких похвал, продолжал писать до преклонных лет. По разным данным, его творческое наследие насчитывает от 1500 до 2000 пьес, из которых до наших дней дошли не более 600. Последнюю комедию автор написал за год до смерти, а последнюю поэму - за несколько дней. Несколько последних лет писатель старался искупить свои грехи и поэтому вел аскетичную жизнь и много времени проводил в молитвах. Он покинул мир 27 августа 1635 года. На похороны драматурга-монаха собралось множество коллег по творческому цеху и поклонников таланта.

Творчество

Писатель стал известен, в основном, благодаря своим драматическим произведениям, но, несмотря на это, внимания достойны и его поэмы, элегии и оды, в которые автор вложил весь свой талант и любовь к искусству. Де Вега стремился изобразить все важные особенности современной ему жизни, но он делал это в своей,
непринужденной манере.

Так, например, описывая исторические события, он не стремился детализировать конкретные факты, а увековечивал славу своей родины и ее народа. Ярким тому примером может послужить комедия «Знаменитые женщины Астурии», в которой писатель использовал даже соответствующий диалект, чтобы максимально натуралистично передать подвиг народа.

Тема испано-христианской монархии была излюбленной для Лопе де Вега. Произведения, в которых он изображает жителей Кастилии, полны как простых бытовых сцен, так и борьбы с мусульманами. Самыми яркими экземплярами, изобличающими исторические особенности этой области, являются «Король, брошенный в пропасть» и «Невинная кровь». В обеих драмах речь идет о королях, которые понесли кару за свои неправедные деяния.

Тематика

В своем творчестве автор затрагивает самые различные темы. Книги Лопе де Вега полны приключений, колорита и различных драматических положений. Так, в драме «Звезда Севильи» действующие лица вынуждены пройти множество испытаний, а автор только делает их жизнь более трагической, заставляя достигать вершины счастья и тут же падать в бездну боли и страданий.

Удивительно, но драматург не обошел вниманием и российскую историю. В одном из произведений Лопе де Вега, цитаты из которого использовались многими критиками, речь идет о Лжедмитрии. Пьеса «Великий князь Московский» повествует о жизни и судьбе царевича. Менее известными для широкого круга читателей, но все же достойными внимания, являются духовные и философские драмы.

Самым известным произведением писателя можно назвать пьесу «Собака на сене». Что касается названия произведения, то считается, что само выражение «собака на сене» можно трактовать как синоним человека, который сам не пользуется каким-либо благом, но не позволяет этого делать и другим. Комедия повествует об отношениях аристократки по имени Диана и ее секретаря Теодоро. Учитывая свое положение, Диана не может допустить своих отношений с секретарем, но и не позволяет ему стать счастливым с другой женщиной. Все эти интриги, в которых замешано и множество второстепенных персонажей, выливаются в комическую историю о сословных предрассудках.

Лопе де Вега значительно повлиял не только на испанскую драматургию, но и на развитие всей мировой литературы. Он сумел объединить в своем творчестве множество мотивов, создать неподражаемые образы и показать современную ему жизнь без прикрас. Именно поэтому его произведения до сих пор остаются популярными и востребованными.

Лопе де Вега (полное имя - Лопе Вега Карпьо Феликс де) - испанский драматург, поэт, прозаик, творивший в «золотой век» испанской литературы. 25 ноября 1562 г. он появился на свет в г. Мадрид, в семействе, главой которого был портной-золотошвей. То, что мальчик чрезвычайно одарен, было заметно с его раннего детства. Будучи десятилетним мальчиком, он представил на суд публики стихотворный перевод «Похищения Прозерпины»; первая пьеса была написана в 12-летнем возрасте.

Образование Лопе де Вега получил в Имперском иезуитском колледже, куда поступил в 1574 г. Таланты учащегося произвели сильное впечатление на епископа де Авилу, который поспособствовал его поступлению в 1577 г. в духовную академию, однако обучение длилось недолго: из-за любовной связи с замужней женщиной он был вынужден оттуда уйти. Более того - в 1588 г. его посадили в тюрьму, где он ожидал судебного вердикта. Его обвиняли в оскорблении дворянина, которого он едко осмеял в нескольких стихотворных памфлетах. Его приговорили к 10-летнему изгнанию из Мадрида, но, презрев предписание, Лопе де Вега вернулся в город, чтобы увезти из дома новую юную возлюбленную, а затем тайно на ней жениться. В 1588 г. будущий драматург был среди участников военного похода «Непобедимой армады», а после ее поражения выбрал местом жительства Валенсию.

Здесь он, наладив контакт с местным театром, начинает писать пьесы, поскольку ему нужно было содержать семью. С 1589 г. по его драматическим произведениям ставятся спектакли, которые быстро делают своего автора прославленным драматургом.

После возвращения в родной город в 1595 г. Лопе де Вега опять становится участником судебного процесса: сожительство с вдовой дает основания обвинить его в нарушении общественной морали. Драматург не раз выполнял обязанности секретаря у влиятельных персон, среди которых были герцог Альба, маркиз Малвпик, герцог Лемосский. В 1605 г. он поступает на службу к герцогу де Сессе, и этот человек играл важную роль в его дальнейшей биографии, до самой смерти драматурга выступая его покровителем и добрым другом.

Этот же период был очень насыщенным с творческой точки зрения, стал настоящим расцветом драматургии Лопе де Вега. Всего им было написано порядка 2000 пьес, некоторые из них были сочинены в течение одного дня. Опубликовано было только около 500: Лопе де Вега не слишком заботился об увековечивании или даже простом сохранении своих произведений.

В 1609 г. им было получено звание добровольного слуги инквизиции, в 1614 г. Лопе де Вега принимает сан священника. Считается, что этот серьезный шаг был сделан под влиянием душевного кризиса: в 1612 г. умер его сын, в следующем году - вторая супруга; жизнь двух дочерей также стала причиной сильных переживаний. Однако не желавший расставаться с отличным секретарем герцог Сесса с помощью хитроумной интриги возвратил его в мир земных радостей.

Какие бы невзгоды ни переживал Лопе де Вега, он продолжал творить. Драматург сочинял пьесы как обличающие деспотов-монархов, так и изображающие первых лиц государства, которые правили, заботясь о своем народе. За трагедию в стихах «Трагическая корона» (1627), прославляющую Марию Стюарт, Лопе де Вега был награжден степенью доктора теологии. Большая часть его пьес представляла собой комедии о любви, например, знаменитая «Собака на сене» (1614-1615) или «Раба своего возлюбленного» (около 1625). В его литературное наследие вошли новеллы, лирические стихотворения, более 20 поэм, а также несколько романов и стихотворный трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (1609), в котором были обозначены основополагающие принципы национальной ренессансной драмы. Творчество Лопе де Веги в значительной степени повлияло на развитие драматургии не только в Испании, но и во всей Западной Европе.

Тяжелые испытания поджидали Лопе де Вега в последние годы жизни: лишилась рассудка его последняя возлюбленная, утонул сын, дочь была похищена и изнасилована. Известно, что незадолго до смерти драматург вел крайне аскетичный образ жизни, морил себя голодом, покаялся в совершенных за жизнь грехах. Его не стало 27 августа 1635 г., и о его смерти скорбела вся страна.

Биография
Лопе де Вега
Lope Félix de Vega Carpio
(Полное имя Лопе Феликс де Вега Карпио)
Испанский писатель
Родился 25 ноября 1562 г. в Мадриде в бедной дворянской семье. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевел в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана). Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала.
Некоторое время Лопе де Вега служит в пажах у епископа Херонимо Манрике, а в 1583 г., по некоторым сведениям, принимает участие в военной экспедиции на Азорские острова. Вскоре он уже обращает на себя внимание как поэт, и Сервантес с похвалой отзывается о нём в своём пастушеском романе «Галатея» (1585).
Конец 80-х – первые выступления Лопе де Вега как профессионального драматурга, сблизившие его с закулисным миром, с актерской средой. Он увлекается одной из популярных мадридских артисток – Еленой Осорьо, дочерью театрального антрепренера Херонимо Васкеса. Связь Лопе с замужней актрисой длилась около пяти лет. Она окончилась разрывом после того, как у Елены Осорьо появился новый, более богатый поклонник.
1588 – после разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) Лопе распространяет стихотворения, порочащие её саму и её семью, и вскоре попадает под суд за клевету и изгоняется из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его повествование «Доротея» (La Dorotea, 1632).
Через три месяца после оглашения этого приговора Лопе де Вега женится на дочери придворного герольда Исабеле де Урбина, а через три недели после свадебной церемонии отбывает на борту галеона «Сан Хуан» к британским берегам в качестве солдата – участника похода «Непобедимой армады». На палубе корабля им была написана поэма «Красота Анджелики» (La hermosura de Angelica, опубликована в 1602 г.), в которой он стремился соперничать с «Неистовым Роландом» Ариосто.
После поражения «Непобедимой Армады» Лопе де Вега селится с женой в Валенсии.
1590-1596 – служит секретарем в сначала в Толедо, затем в Альба де Тормес у герцога Альбы. За это время создается ряд комедий, в том числе «Учитель танцев» (El maestro de danzar, 1594) и пасторальный роман «Аркадия» (La Arcadia, опубликован в 1598 г.).
1595 – умирает жена Лопе де Вега, затем и две его малолетние дочери. Примерно к этому же времени относится начало связи Лопе де Вега с одной из талантливейших артисток его времени, Микаэлой де Лухан, связи, длившейся до 1613 г.
1596 – служит секретарем у маркиза Мальпика.
1598 – драматург переселяется в Мадрид и служит секретарем у герцога Лемосского. Лопе вступает во второй брак с Хуаной де Гуардо, дочерью крупного мясоторговца-оптовика.
Первые два десятилетия XVII века были периодом необычайной продуктивности Лопе де Вега. В поэтическом трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (Arte nuevo de hacer comedias en este tiempo, 1609) Лопе де Вега формулирует важнейшие эстетические принципы своей драматургии: отказ от строгого следования правилам аристотелевско-классицисткой поэтики; следование вкусам испанского массового зрителя, совпадающим с законами естественного искусства; эти законы отвечают требованиям «постоянного совершенствования искусства и принципу подражания природе», вечно меняющейся и диктующей соответствующие изменения в содержании и форме драмы. В этом трактате Лопе де Вега упоминает о том, что написал четыреста восемьдесят три пьесы. В предисловии к XI части собрания своих комедий, вышедшей в свет в 1618 г., драматург говорит уже о восьмистах своих драматических произведениях. А через два года в предисловии к XIV части этого же собрания сообщается, что число их достигло девятиcот.
Наряду с огромным количеством комедий, созданных Лопе де Вега до конца 20-х годов XVII века, множится количество его поэтических и прозаических творений. Лопе де Вега публикует поэму «Песнь о Драконе» (La Dragontea, 1598), изображавшую гибель ненавистного Испании английского адмирала пирата Фрэнсиса Дрейка, поэму о легендарном покровителе Мадрида «Исидор» (Isidro, 1599) и назидательно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (El peregrine en su patria, 1604), представляющий особый интерес для биографов и исследователей приложенным к нему списком, по-видимому, неполным, созданных драматургом до 1604г. двухсот девятнадцати комедий.
1604 – выходит первая часть собрания комедий Лопе де Вега без ведома и участия автора. Только начиная с IX части, выпущенной в 1617г., издание это стало осуществляться под наблюдением самого драматурга, который и довел его до XX части, напечатанной в 1625г. Части XXI-XXV были изданы уже после кончины Лопе де Вега его зятем Луисом де Усатеги.
1605-1635 – состоит на службе у Луиса Фернандеса де Кордова-и-Арагон, герцога де Сессы. Обширная переписка между драматургом и его патроном служит ценнейшим источником биографии Лопе и материалом для характеристики мадридской литературной и светской жизни.
К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества.
1608 – Лопе де Вега публикует большую эпическую поэму «Завоеванный Иерусалим» (La jerusalen conquistada).
1609 – Лопе де Вега получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisicio"n (добровольного слуги инквизиции) и в этой роли, как сообщают современники, распоряжается в 1623г. церемонией сожжения на костре одного францисканского монаха, заподозренного в ереси.
До 1610г. написана пьеса «Саламейский алькальд».
1612 – Лопе де Вега вступает в религиозную, полумонашескую организацию терциариев ордена св. Франциска Ассизского. В этом же году публикуется роман в стихах и прозе «Вифлеемские пастухи» (Los pastures de Belen).
Между 1613 и 1618гг. написана комедия «Собака на сене».
1614 – Лопе де Вега принимает духовный сан. Издан сборник «Священные стихи» (Rimas sacras).
1619 – опубликована пьеса «Овечий источник», написанная в 1612-1613гг.
1621 – издана поэма «Соловей» (La Filomena), в которой Лопе де Вега использует античное предание о происхождении сладкозвучной птицы для полемики со своими литературными врагами.
1624 – изданы четыре новеллы («Приключения Дианы», «Бедствия из-за чести», «Самая благоразумная месть» и «Гусман Храбрый»).
1625 – Лопе де Вега исчисляет количество своих драматических произведений цифрой одна тысяча семьдесят, а в поэтическом послании к своему давнему другу Клаудьо Конде («Egloga a Claudio»), написанном в 1632 г., умножил их до тысячи пятисот. Эта же цифра фигурирует и в заключительных словах одной из поздних комедий Лопе – «Девушка с кувшином» (написана до 1627г.).
1627 – за поэму «Трагическая корона» (Corona tragica), посвященную возвеличению Марии Стюарт, папа Урбан VIII награждает Лопе де Вега титулом доктора теологии.
1630 – Лопе де Вега публикует поэму «Лавр Аполлона» (El laurel de Apolo), содержащую широкий обзор современной ему литературной жизни и характеристики двухсот восьмидесяти испанских и португальских писателей, тридцати шести иностранных поэтов и двадцати четырех древних авторов.
1632 – Лопе де Вега печатает давно уже созданное им действо в прозе – диалогический роман «Доротея», реалистическое повествование о современном дворянском обществе Мадрида.
«Эклога к Клаудьо», поэмы «Амариллис» (Amarilis, 1633) и «Филида» (Fills, 1635), шуточная поэма, пародировавшая итальянский рыцарский эпос, «Война котов» (La gatomaquia, 1634) и философско-утопическая поэма «Золотой век» (El siglo de oro, 1635) были последними крупными поэтическими творениями Лопе де Вега. По-видимому, последним драматическим произведением семидесятидвухлетнего писателя была комедия «Подвиги Белисы» (Las bizarrias de Belisa, 1634).
27 августа 1635 – Лопе де Вега умер в Мадриде. Погребен он был в церкви св. Себастьяна, которая в 1937 г. была взорвана фашистами.
Памяти Лопе де Вега были посвящены два сборника: «Посмертное прославление» (Fama postuma), изданное другом и учеником Лопе Хуаном Пересом де Монтальбан при участии ста пятидесяти трех испанских писателей, и «Поэтические похороны» (Essequie poetiche), составленные сто четырьмя итальянскими поэтами и напечатанные Фабьо Франки в Венеции. Официальные испанские круги воздержались от каких-либо знаков внимания к памяти писателя. Королевский совет отклонил просьбу городского управления Мадрида о торжественном погребении его праха. В 1644 г. этот же совет в своем постановлении о театрах и театральном репертуаре предписал изъять из репертуара почти все представлявшиеся до сих пор пьесы, «в сюжеты которых были вплетены любовные истории, и, в особенности, сочинения Лопе де Вега, которые принесли столько вреда добрым нравам».